Угнетенный бедностию и обманутый раскольниками старец не устоял против соблазна и переодетый бежал из Константинополя. Раскольники привезли его в Австрию, в селение Белая Криница (в 40 верстах от гор. Черновец), где все было приготовлено для встречи желанного гостя. По плану раскольников, Амвросий по прибытии в Белую Криницу должен был поставить епископа из коренных раскольников. Но прежде, нежели допустить Амвросия до священнодейства, раскольники положили принять его в свое общество, как переходящего от ереси. Они заставили Амвросия прочитать проклятие мнимых ересей православной Церкви, учинили исповедь и помазали маслом, за неимением св. мира. Так как Амвросий был грек и ни слова не понимал по-русски, а раскольники не знали по-гречески, то чин проклятия ересей был написан русским наречием, но греческими буквами, и Амвросий читал, совершенно не понимая, что он читает. Но раскольникам это и нужно было, потому что если бы Амвросий понял, какие хулы на православную Церковь написали раскольники, он никак не согласился бы принять на себя такой великий грех . И на исповеди Амвросий также не понимал ни слова, что говорил ему по-русски духовник, да и духовник ничего не мог бы понять из того, что стал бы говорить ему Амвросий по-гречески. Тем не менее раскольники были довольны, поспешили помазать его маслом и заставили посвятить в епископа избранного уставщика Киприана Тимофеева, которому усвоили название наместника белокриницкой митрополии с именем Кирилла. Между тем и русское правительство узнало о деяниях раскольников, и по его требованию Амвросий был сослан в Цилль. Здесь, хотя и поздно, Амвросий узнал, наконец, всю правду о русских раскольниках, отрекся от них, проклял даже их и скончался, исповедав свой грех пред православным священником. Кирилл, уже как митрополит белокриницкий, поставил себе наместником Онуфрия, епископами в Россию сначала Софрония, потом Антония, который возведен был потом в архиепископы московские. Потом раскольники поставили себе архиереев и по другим городам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Под знаком тройного кризиса. Впервые: Вестник. 1992. III. 166. «Надо снова научиться жить». Впервые: Вестник. 1993. I. 167, без заглавия, в рубрике «От редакции». Пшеровская пятидесятница. Впервые: Вестник. 1993. II-III. 168. Раздел «Богословие – философия» этого номера посвящен 70-летию Пшеровского съезда. Опубликованы главы из книги прот. В.Зеньковского «Мое счастие в Русском Студенческом Христианском Движении», доклад прот. Сергия Булгакова « Церковь , мир, движение», прочитанный на съезде в Аржероне в 1924 г., две статьи из парижского архива Н.А.Бердяева , письма прот. Г.В.Флоровского к П.П.Сувчинскому и Н.С.Трубецкому, письма свящ. Александра Ельчанинова . К возвращению Солженицына в Россию. Впервые: Вестник. 1994. I-II. 169. В том же номере опубликованы размышления А.И.Солженицына о русской истории ««Русский вопрос» к концу XX века» (Впервые: Новый мир. 1994. 6). К 50-летию со дня кончины отца Сергия Булгакова . Впервые: Вестник. 1994. III. 170. 50-летию со дня смерти прот. Сергия Булгакова посвящены также материалы: «Неизвестная крымская статья о. Сергия Булгакова » (публ. П.Николаенко), «Ялтинский дневник» (публ. и примем. Н.Струве), «Журнал болезни о. Сергия Булгакова, который вела мать Феодосия», «Из переписки» (письма к Л. и В.Зандер, о. А.Калашникову, Е.К.Калашниковой и матери Бландине Оболенской)», «Рейтлингер Ю. Н. Посмертные воспоминания» (публ. и коммент. Н.Портновой). Православие па подступах к третьему тысячелетию. Впервые: Вестник. 1995. I-II. 171, без заглавия в рубрике «От редакции». Антихрист в Москве? Впервые: Вестник. 1995. III. 172. Еще раз об экуменизме. Впервые: Вестник. 1996. I. 173, без заглавия в рубрике «От редакции». Проблемам экуменизма посвящен раздел «Богословие и философия», где опубликованы также статьи игумена Игнатия (Крекшина) «О христианском единстве», Л.И.Василенко «Экуменизм – проблема и вызов», «Окружное соборное послание Константинопольской церкви ко всем церквам Христовым» (1920 г.), прот. Василия Зеньковского «Доклад об экуменическом движении епархиальному собранию 1956 года», Л.П.Карсавина «Вера Христова в русском православии», архим. Амвросия «К вопросу о чине принятия в православную церковь лиц, приходящих к ней из иных христианских церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могила старца оказалась рядом с храмом. После преставления старца в его келии были найдены записи: «О вере и Священном Писании », «О терпении скорбей», «Об умном житии», «О внимании», «О долге пастырей». [Содержание их изложено в кн.: Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. С. 517–521.] Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 508–517. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 382. Архимандрит Амвросий (Булгаков) (прибл. 1845–1918) впоследствии наместник Почаевской Успенской Лавры и Киево-Печерской Успенской Лавры «Архимандрит Амвросий (в миру Алексей Булгаков) был сыном причетника Курской епархии. После окончания курса в Курском духовном училище, в 1864 г. поступил в Глинскую пустынь. Шесть лет подвизался здесь молодой инок (по всей вероятности, послушание он проходил при больнице обители, так как впоследствии стал широко известен как искусный врач). Именно здесь в душе его был заложен тот нравственный фундамент, благодаря которому он не только сам неуклонно шел по спасительному пути, но и других вел за собой, а также оказался способным ревностно исполнять то ответственное служение, которое впоследствии ему было вверено. В 1875 г. был рукоположен во иеромонаха. 8 сентября 1883 года отец Амвросий был назначен настоятелем Михаило-Архангельского Черемисского монастыря Казанской епархии, Ревностно принялся отец Амвросий за устроение монастыря. Он желал, чтобы обитель, им управляемая, по своему благоустройству постепенно приблизилась к состоянию Глинской пустыни, на которую он всегда смотрел, как на идеал монастырского благоустройства» 55 . За годы своего настоятельства отец Амвросий «привел Черемисский монастырь в такое цветущее состояние как во внешней, так тем более во внутренней его жизни, что, несмотря на инородческий состав его братии (черемисы и чуваши), он стал служить примером и для тех монастырей, которые искони были населены русскими иноками» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ю. Н. Рейтлингер (сестра Иоанна) и о. Сергий Булгаков. Диалог художника и богослова Но я не забыл, что обещано мне Воскреснуть. Вернуться в Россию – стихами. 21 февраля, 2011 Но я не забыл, что обещано мне Воскреснуть. Вернуться в Россию – стихами. 16 февраля 2011 года в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги «Ю. Н. Рейтлингер (сестра Иоанна) и о. Сергий Булгаков. Диалог художника и богослова». Составитель, Бронислава Борисовна Попова, говорила о том, что подлинными авторами вышедшей в издательстве «Никея» книги являются два человека (изображенные на ее обложке) – сестра Иоанна и о. Сергий. Это их разговор, их духовное и творческое общение. После вступительного слова директора издательства «Никея» Николая Бреева, вести встречу продолжил профессор МГИМО, Зубов Андрей Борисович, который и задал атмосферу вечера. Архимандрит Амвросий (Тимрот), иконописец, в своем выступлении коснулся важной темы творчества в жизни монаха. Монашество – это уже и есть искусство, «искусство искусств». Жизнь Юлии Николаевны Рейтлингер (1898–1988) – это целый век, XX век – страшный, безудержно ломающий все прежние устои. И она, и отец Сергий Булгаков были из тех людей, за которыми осталась разрушенная империя. И вот теперь прошло время. Литература русского зарубежья возвращается на свою родину, о чем пророчествовали многие эмигранты, вспомнить хотя бы Георгия Иванова: Но я не забыл, что обещано мне Воскреснуть. Вернуться в Россию – стихами. Постепенно возвращаются своим творчеством на родину деятели искусства XX века, все те, кто после революции пережили страшное расставание с Россией. Но как заметил профессор Зубов, мало возвращения самих произведений, творчества каждого. Нам пора уже увидеть и духовные диалоги, в которых пребывали эмигранты. И возможно, книга, составленная Брониславой Борисовной, лично знавшей сестру Иоанну, – яркое тому подтверждение. Дневники, записные книжки, письма, одним словом – сокровенные мысли, в которых человек настолько же беззащитен, насколько и силен.

http://pravmir.ru/68182/

Использованная тематическая литература: Акиньшин А. Священномученик Алексий Воронежский//Православная жизнь. – 1995. 8. С. 4–16. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. Μ. Е. Губонин. – М.: Правосл. Свято-Тихоновский богословс. ин-т: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. Алленов А. Н. Патриарший избранник//Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: Тезисы докладов краевед, конф., 26 апреля 1996 г. – Тамбов, 1996. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : «Кочующий» Собор 1928 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 3 (7). С. 2–30. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Усть- Кутский Собор 1937 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 4 (8). Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1948 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 5 (9). Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1961 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Освященные Соборы 1994–1997 гг.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1998. 3 (12). Андриевский А. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. Ч. 1. Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский/Сост. М. Б.– Пг.: О-во распространения религиозн.-нравств. просвещения в духе Православ. Церкви, 1915. Антонов В. В. (Бутаков А.) Священномученик епископ Сергий (Дружинин)//Православная жизнь. 1996. 2. С. 1–9. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1995. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917–1922 гг. Проблематика, методика, статистика//Вестник РХД, 1978, 128. Булгаков С. Н. Агония//Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России. – Новосибирск, Наука. Сиб. отд- ние, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

35   Клосс Б. М.Избранные труды. Т. 2. С. 381. 36 Предположительно, монастырь был создан до монголо-татарского нашествия. См.:  Георгиевский В.  Указ соч. С. 6. 37   Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. С. 387–388. 38 Там же. С. 391. 39 Там же. С. 390. 40 Александровский монастырь был основан Александром Невским и служил усыпальницей для суздальских княгинь. ПСРЛ. СПб., 1846. Т. 1. С. 204, 226, 227;  Карамзин Н. М.  История государства Российского. 2-е изд. СПб., 1818–1828. Т. 3. Прим. 364.  Амвросий (Орнатский) , еп.  История российской иерархии. М., 1807–1815. Т. 6. С. 941–942.  Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Указ. соч. Кн. 3. М., 1995. С. 106. 41   Георгиевский В.Указ. соч. С. 13–14. 42   Макарий (Булгаков) ,  митрополит Московский и Коломенский.  Указ. соч. Кн. IV (2). С. 359–385. В число 68 включено 7 монастырей, преобразованных из мужских в женские, один – из женского в мужской и один – двойной. 43   Макарий (Булгаков) ,  митрополит Московский и Коломенский . Указ. соч. Кн. VI. С. 745–765; Кн. VII. С. 619–635. Из общего числа женских монастырей 10 было преобразовано из мужских, и только три – из женских в мужские. 44   Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского: рукописная традиция, жизнь и чудеса. Тексты. М., 1998. С. 41–42. 45 См.: Соф. вр. Ч. 2. С. 263. Великая княгиня Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния, основательница девичьего монастыря в Московском Кремле. М., 1899. С. 48. 46   Токмаков И. Ф.Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. М., 1881;  Баталов А. Л, Беляев Л. Л.  Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 207–214. 47   Макарий (Булгаков) ,  митрополит Московский и Коломенский . Указ. соч. Кн. III. С. 121. 48   Пшеничников А.Краткое историческое описание 1-классного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 49   Дмитриев Д. С.Вознесенская Св. великой княгини Евфросинии обитель. Сергиев Посад, 1908. С. 43–45. 50 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV – начала XVII в. М., 1998. (Далее: Акты Российского государства). С. 298–303, 485–487.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Феодор с гордостью отверг совет князя, сказав, что его сам патриарх поставлял во епископа. Когда митрополит Киевский узнал о новопоставленном епископе Феодоре, то известил ростовскую паству, чтобы она не признавала его епископом и не принимала от него благословения. После этого епископ Феодор подверг проклятию игуменов и священников, закрыл церкви во Владимире и других городах, «и не бысть пения нигдеже». По сказанию летописцев, епископ Феодор укорял и хулил не только князя, но Пречистую Богородицу, а как поступал с людьми, страшно сказать – всячески мучил их. Князь со слезами умолял его прекратить злые деяния, но епископ Феодор был непреклонен. Тогда князь заковал его в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принёс покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 года. «И тако злый зле погибе». Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 3, стр. 24–29. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1890. Амвросий (Орнатский) . архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 114. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 329. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 22. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. М. 1890. Христианское чтение. СПб., 1857, январь, стр. 50. Православный собеседник. Казань. 1860, апрель, стр. 425. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 25, стр. 317–318. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 295–297. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тарасий, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский Год и место рождения неизвестны. Был архимандритом Ростовского Иоанно-Богословского монастыря. В 1288 году в киевском Софийском соборе митрополит Киевский Максим († 1305; память 6/19 декабря) рукоположил архимандрита Тарасия во епископа Ростовского и Ярославского. В 1290 году освящал соборную церковь Успения Божией Матери в Великом Устюге по поручению ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей. Епископ Тарасий дважды ходил в Орду за ханским ярлыком. В 1295 году епископ Тарасий отправился в Великий Устюг, а вслед за ним поехал и князь ростовский Кирилл, который велел взять под стражу владыку и сопровождавших его лиц. Как долго владыка находился под стражей, летопись не сообщает. Известно, что после этого епископ Тарасий продолжал занимать епископскую кафедру в Ростовском княжестве. В 1299 году ушёл на покой. В 1304 году скончался. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 880. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 117. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 4, прим. 169, 182, 201, 247. Нил (Исакович) , архимандрит. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Изд. 1. – Ярославль, 1862, стр. 81. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 330. Крылов А.П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861, стр. 41, 45. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, стр. 14,176. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, Киев, 1913, стр. 1417. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 22. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Ярославского епархиального попечительства, 1864, стр. 52. Полное собрание русских летописей: 24 т. Изд. Археографическою комиссией, СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 227; т. 4, стр. 102; т. 6, стр. 128; т. 7, стр. 179, 180, 181, 184. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. М. 1903–1911, 1908, 1916. Кн. 1, доп. стр. 469. Исторический вестник. СПб., 1881, март, стр. 492. Русский биографический словарь; в 25 т., СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 305. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 18, 106, 180, 199, 236, 311. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Став епископом, владыка Амвросий не перестал произносить и импровизированные проповеди для простого народа. Эти поучения звучали каждый воскресный и праздничный день за литургией в храме московского Богоявленского монастыря. Поэтому народ во множестве собирался на совершаемые им богослужения в ожидании живого слова. И нередко владыка, находясь в состоянии крайнего утомления и не готовившись предварительно, обращался к молящимся со словом назидания. Эти импровизированные поучения и экспромты, к сожалению, почти никогда не записывались и не публиковались. Судить об их содержании сегодня мы можем лишь по сохранившимся воспоминаниям очевидцев. 31 марта 18 79 года скончался святитель Иннокентий. Еще при жизни он завещал владыке Амвросию произнести слово на его отпевании: «Дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было; в них много похвал. А проповедь по мне скажите: она может иметь назидание; и вот Вам текст для нее: От Господа стопы человеку исправляются (Пс 36, 23)». 5 апреля 1879 года во исполнение воли почившего святителя на отпевании преосвященный Амвросий произнес слово на указанный ему псаломский стих. Новым Московским митрополитом стал знаменитый богослов и историк высокопреосвященный Макарий (Булгаков). До его прибытия в старую столицу Московской епархией управлял владыка Амвросий. 22 сентября 18 82 году был издан указ Святейшего Синода о назначении преосвященного Амвросия епископом Харьковским и Ахтырским. 29 октября того же года владыка покинул Москву и отбыл в Харьков, где и проходил свое архипастырское служение до самой смерти. На Харьковской кафедре в полной мере раскрылись и административный, и проповеднический таланты владыки Амвросия. Он оставил по себе добрую память в благодарных сердцах православных харьковчан. Уже в 1883 году владыка ввел единообразное обиходное пение во всех храмах епархии, взяв за основу обиход, выработанный и изданный под его руководством в Москве. Для обучения обиходному пению при своем архиерейском хоре преосвященный Амвросий открыл бесплатную школу для псаломщиков.

http://pravoslavie.ru/6067.html

Таким образом, преп. Ефрем считал, что при всей непорочности Девы, у Нее было нечто, что нужно было очистить. У безгрешного нечего очищать. Но, может быть, Дева была безгрешною после воплощения Слова? И этого нельзя найти у преп. Ефрема. Он говорит только, что «осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (там же). Но грехи бывают не только вольные – есть и невольные. Мы часто грешим и против нашего желания, по слабости немощной природы. Таковы грехи сомнения, маловерия и подобные. Их не отрицает нигде преп. Ефрем и, обращаясь к Богу, лишь Ему говорит: «Ты безгрешен» (там же). Так же неудачны ссылки прот. Булгакова на св. Амвросия Медиоланского . Выдержка из его толкования на 118 псалом – неправильный перевод. В латинском тексте (Migne) стоит: «Virgo per qratiam ab omni integra labe peccati», то есть «Дева благодатью свободна» не «от всякого греха», как это приведено у прот. Булгакова, а «от всякого греховного падения» или «от греховного пятна». Что Пречистая Дева была чужда греховных падений и безнравственных поступков – составляет всеобщее православное верование, но этим не утверждается совершенная безгрешность Ее. Здесь говорится только о целомудрии и неповрежденном девстве Ее «ut incorrupte sit virgo», а не о том, что Она совсем не имела никаких грехов. «Solus emin Deus sine pessato est», – говорит св. Амвросий как раз перед этим, не называя Богородицы безгрешной ни здесь, ни в другом месте, где перечисляет добродетели Ее, на которое также ссылается автор. Разобранными ссылками, больше опровергающими, чем доказывающими утверждение протоиерея Булгакова, ограничиваются почти все «доказательства» из святоотеческих творений. Лишь «приближаются сюда», по его словам, Иероним, Гауденций и блаженный Августин . Впрочем, он хочет видеть учение о безгрешности Божией Матери и у Иоанна Дамаскина на основании одной цитаты из его «Точного изложения Православной веры», а так как эта цитата приведена у Игнатия Брянчанинова в «Изложении учения Православной Церкви о Божией Матери», он склонен причислить к разделяющим это учение также и этого знаменитого духовного писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010