Проф. В. Ф. Кипарисов прожил лишь 49 лет. Хотя он не оставил систематического курса гомилетики, все же его перу принадлежит несколько важных трудов по истории проповеди. В частности, он написал фундаментальное исследование, посвященное проповедничеству митрополита Макария (Булгакова) 81 . Но особую ценность имеет работа проф. Кипарисова, посвященная проблемам проповеднической практики в Русской Церкви в XIX в. 82 Здесь рассмотрены основные сложности, с которыми сталкивались проповедники в Синодальный период, и высказаны важные мысли о возможных путях к улучшению приходской проповеди. В конце XIX – начале XX в. было издано несколько полных курсов гомилетики, предназначенных для использования в учебном процессе в духовных семинариях. Это, в частности, курсы М. А. Чепика 83 , А. И. Юрьевского 84 и Г. И. Булгакова 85 . Преподаватель Курской семинарии Г. И. Булгаков в своей книге сумел емко и систематично изложить разные стороны гомилетической науки. В самостоятельное направление в русской церковной науке оформилось изучение истории проповедничества. Кроме профессоров В. Ф. Певницкого и Н. И. Барсова заметный вклад в его развитие сделал преподаватель Киевской духовной семинарии протоиерей Матфей Поторжинский (1837–1891) 86 . В начале XX в. заметным событием стала публикация гомилетических очерков профессора Московской духовной академии Михаила Михайловича Тареева (1867–1934) 87 . Сначала они увидели свет на страницах «Богословского вестника», а затем были изданы отдельной книгой под названием «По вопросам гомилетики» (1903 г.) 88 . Тареев предпринял попытку радикального пересмотра устоявшихся подходов к церковной проповеди. Он активно критиковал семинарские пособия по гомилетике и призывал к полному отказу от использования в проповеди приемов ораторского искусства. Тареев полагал, что проповедь должна вернуться к Евангельской простоте и безыскусственности. Особое место в истории русской гомилетики занимает архиепископ Амвросий (Ключарев , 1820–1901) 89 . Этот выдающийся проповедник отстаивал необходимость возрождения импровизированной проповеди. Во время служения на Харьковской кафедре архиепископ Амвросий подготовил к печати книгу «Живое слово», посвященную теории проповеднической импровизации. Впервые она увидела свет на страницах журнала «Вера и разум» (в 1884–1885 гг.), а впоследствии несколько раз выпускалась отдельными изданиями 90 . Эта книга принципиально отличается от отечественных пособий по гомилетике, вышедших в свет в XIX в. В ней автор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом. Все выдвигаемые в книге теоретические положения преосвященный Амвросий иллюстрирует примерами, взятыми из жизни. «Живое слово» породило обширную полемику в периодических изданиях о дальнейших путях развития русской проповеди и сыграло важную роль в преодолении схоластического наследия в отечественной гомилетической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

1 Иеромонах Алексей Соловьев, «Историческое рассуждение о постах Православной, Восточной, Кафолической Церкви». Москва 1837 г. 2 Протоиерей В. И. Барсов. «Подробное изложение богослужений Четыредесятницы» в «Христианском чтении», 1842 г. 3 Протоиерей А. И. Парвов. «Пост Четыредесятницы по древним правилам и обычаям» в «Христианском чтении», 1863 г. 9 См. статьи: R. Pierrem «сагете Dicmionnaire de Spioimualime т. VI/1 р. 136–140. E. Wacandard, статья »сагете (весьма полная и обстоятельная) в Dicmionnaire de Thiologie Camholique т. VI/2 пр. 1724-ый. Y.Y. Maclean, Fasmung» в Encyclopaedia of Religion and Emhics, ed. Hasming. и. 5, р. 765-ый. 21 «Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея». Издание журнала «Вечное». 1949 г. стр. 59–60. 43 Постановление свв. Апостолов, P. G. t. 1 col. 589. Древнее сочинение не справедливо приписываемое Св. Игнатию Богоносцу , «Послание к Филиппийцам», Р. О. t. 5 col. 937. Симеон Солунский , ответ на 52-й вопрос. Также см. у С. В. Булгакова «Настольная книга для священно-церковно служителей» изд. 1900 г. стр. 500, текст и первое примечание. См. также в Триоди Постной. Понедельник 1-й седмицы утра, 2-й трипеснец, песнь 8-я; в среду на утрени 1-й седмицы, 1-й трипеснец, 3-я песнь. 45 Обе цитаты взяты из книги прот. Павла Матвеевского «Евангельская история о Боге-Слове – Сыне Божием», Москва 1912, стр. 294. 48 Содержание последней фразы почерпнуто нами из книги Булгакова, цит. произв. стр. 501, прим. 1-е. 65 Библиография о Св. Кесарии Назианзском; архиепископ Филарет (Гумилевский) «Историческое учение об отцах Церкви» m. II, стр. 160–161. Архиепископ Сергий «Полный Месяцеслов Востока» изд. 2. m. II, стр. 100–101. Жития Святых, составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским) , месяц март, день 9-й. Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского , месяц март 9-й день. Жития Святых, составленные Софией Дестунис, месяц март 9-й день. Жития Святых на сербском языке, составленные архимандритом Юстином Поповичем, Белград 1973 г., месяц март, день 9-й. Охридский Пролог (на сербском языке), составленный епископом Николаем Велемировичем, Белград 1961 г., месяц март 9-й день (краткое изложение жизни и воззрений Св. Кесария). А. Бронзов , статья в «Православной Богословской Энциклопедии», т. 9, стр. 564–568 (у него же приводится отчасти и библиография о Св. Кесарии). Заметка в «Полном Православном Богословском Энциклопедическом словаре» m. II, стр. 1262. Из инославных трудов наиболее полное житие помещено у Болландистов: Acta Sanctorum Februaruu III р. 501–507. О. Bardenhewer, ор. cut. supra. Bardy, заметка в Camholucusne II, col. 844. Веск ор. cut. Bumler " " s The liues of the Saunms, February, 25. N. Y. 1956 р. 413–414. Galland apud Mugne P. G. 38 col. 847–852. Gordunu, ор. cut. supra, Магтип, ор. ет loc. cut., Pazzunu ор. cut. Rudolmunu, ор. ст. loc. Cut. 40;erschaffel ор. ет. loc. cut.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Сергий Булгаков в книге «Купина неопалимая», изданной в Париже в 1927 г., — есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви». И в самом деле, Преблагословенная и Пречистая Дева именуется в молитвах как «Нескверная (аатнАе), Неблазная (apoAuvxe), Нетленная (acpSoQe), Пречистая (axQcrvxe), Чистая» и т. п. Или, как говорит Дидим Александрийский, del xai naqQevoc,, т. е. «всегда и присно Непорочная Дева»… Все эти эпитеты, которыми награждается Богородица, начинаются с префикса «а-», т. е. «не-» — это, если так можно выразиться, апофатическая марио- логия христианского Востока, цель которой показать, что Святая Дева никоим образом не причастна ни греху, ни скверне, ни пороку, ни тлению, ни какой бы то ни было нечистоте. Все эти прилагательные сродни лamuhckoмy immaculame,… В то же время это облако эпитетов, сгущающееся из благочестивого почитания Святой Девы в Восточной Церкви, обладает одной в высшей степени важной характеристикой. Эти эпитеты неприложимы ни к кому другому — ни к кому из святых ни при каких обстоятельствах. Это те похвалы, которые усвояются только Святой Деве. «Если задать себе вопрос, что именно означает, как нужно выразить на богословском языке силу и смысл такового почитания, — говорит о. С. Булгаков, имея в виду догмат 1854 г. о Непорочном Зачатии, — тогда напрашиваются такие или подобные догматические формулы». И далее: «Однако таковые формулы, неизбежные при богословствовании, доселе остаются в Православии на положении частных богословских мнений… в данном случае, как и во многих других, Церковь, содержа истинное почитание Богоматери, а следовательно, и заключающееся в нем правильное учение, не приступала к догматическому выявлению этого учения». Virgo per gratiam ab omni integra labe peccati - Дева, благодатью избавленная от всей скверны греха — (Ambrosii in Ps. cxviii expositio, 1255) - эта формула святого Амвросия Медиоланского очень точно отражает характер адогматического учения о Богородице на христианском Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

А в своей статье «Ипостась и ипостасность» прот. Булгаков под этою землею, или под этим «ничто» разумеет тварную основу мира, говоря: «Его (мира) тварная основа – ничто» 223 . Но св. отцы Церкви в своем толковании 2-го стиха 1-ой главы из книги Бытия земля же бе невидима и неустроена – под этою безвидною неустроенною землею разумеют первоначальное вещество мира, или водное естество, сотворенное Богом в начале. Поэтому св. Василий Великий по поводу слов: Дух Божий ношашеся верху воды говорит, что Дух согревал и оживотворял водное естество, приуготовляя его к рождению живых тварей 224 . Также объясняет означенное библейское выражение бл. Августин 225 . Таким образом, по учению св. Василия Великого и бл. Августина «земля безвидная и пустая» не есть «ничто»: а есть водное естество, или – что то же – первоначальное вещество, из которого по творческому Божественному Слову был создан дивный вещественный мир. Затем, св. отцы совсем не так понимают слова церковного учения, что Бог сотворил мир из ничего, как их, точнее слово «ничего» или слово «ничто», понимает прот. Булгаков. Под этим: «ничто» св. отцы разумеют не землю безвидную и пустую, а действительное и полное ничто, или небытие. И никогда они не смотрели на это «ничто», как на тварную основу мира, ибо ничто, как небытие, по здравому смыслу, не может быть не только тварною, но и никакою основою мира. По учению святоотеческому одна только может быть основа мира, – это всемогущая воля Божия. Епископ Сильвестр в своем Догматическом Богословии указывает на св. Григория Назианзина , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина , которые, по его словам, совершенно ясно и положительно учили, что Бог привел мир в бытие из небытия, или создал его из несущего... «Главная, следовательно, и прямая мысль в древне-церковном учении о творении из ничего была та, что мир не создан Богом из чего-либо готового или стороннего, а напротив, всю причину своего бытия, как по форме, так и по материи, имеет в одном Боге, из Которого, т.е. из воли и власти Которого, как выражался св. Амвросий, – и начало и происхождение субстанции всего» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

34. Psafterz Dawida onego Swiçtego . Krakôw, 1558. 35. Psalterz florianski tacinsko-polsko-niemiecki. Rçkopis Biblioteki Narodowej w Warszawie/Wydat R. Ganszyniec, W. Taszycki, S. Kubica. Pod red. L. Bemackiego. Lwôw, 1939. 36. Takala-Roszczenko M. The „Latin» within the „Greek»: The Feast of the Holy Eucharist in the Context of Ruthenian Eastern Rite Liturgical Evolution in the 16th18th Centuries. Joensuu, 2013. Прот. Павел Хондзинский. «Тринитарная Церковь»: блаженный Августин и русская экклесиология середины XIX в. Хотя имена митрополита Макария Булгакова и A. С. Хомякова принято противопоставлять друг другу, в некоторых пунктах их учение обнаруживает неожиданную близость. Одним из таких пунктов является подчеркнутая связь их экклесиологии с триадологией. Выявление генезиса этой связи пока не может считаться доведенным до конца, тем не менее если обращаться к наследию древней, неразделенной Церкви, то аналогичная связь обнаруживается прежде всего у отцов западной традиции, таких как Тертуллиан , свт. Амвросий, блж. Августин. Сделанные в статье в связи со сказанным наблюдения и выводы позволяют по-новому взглянуть на развитие экклесиологических идей в русской богословской традиции. В истории русского богословия трудно найти два более противоположных или уж, во всяком случае, более противопоставляемых имени, чем имена A. С. Хомякова и митр. Макария (Булгакова) . Нам неизвестно при этом мнение владыки Макария о его знаменитом современнике, но зато мнение Хомякова о преосвященном Макарии хорошо известно и оно весьма нелицеприятно: «Макарий, – пишет Хомяков, правда в частном письме (A. Н. Попову ), – провонял схоластикой», – и продолжает: «Она во всем высказывается, в беспрестанном цитировании Августина, истинного отца схоластики церковной, в страсти все дробить и все живое обращать к мертвому, наконец, в самом пристрастии к словам латинским» 449 . Обратим внимание на два момента в этом тексте. Во-первых, на упоминание имени блаженного Августина , причем в отрицательном контексте, и, во-вторых, на обвинение преосв. Макария в «пристрастии к словам латинским». И то и другое не может не вызвать недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1801 г. Гавриил, по преклонной старости, уволен от управления епархией, а именным указом 19 дек. того же года, С.-Петербургскому архиепископу Амвросию велено быть и Новгородским. При Амвросии произошло второе разделение епархий. Указом 26 мар. 1818 г., преосвященный Амвросий был уволен в Новгород и митрополитом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским назначен архиепископ Черниговский Михаил Десницкий . Разделение продолжалось всего три месяца, до смерти Амвросия: 25 июня митрополиту Михаилу повелено быть „купно и Новгородским“. Приемники Амвросия – Серафим и Антоний прямо уже назначались митрополитами с титулом: „Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, Свято-Троицкая Александро-Невская лавры священно-архимандрит“. При последнем произошло третье разделение епархий. По случаю тяжкой болезни митрополита Антония, 4 нояб. 1848 г., архиепископ Варшавский Никанор был назначен митрополитом Новгородским; ему же, на время болезни высокопреосвященного Антония, поручено управление С.-Петербургской епархией в тогдашних ее пределах. Разделение продолжалось всего 16 дней. По смерти Антония, митрополит Никанор соединил под своим управлением и С.-Петербургскую епархию. При митрополите Исидоре, по случаю присоединения в 1865 г. Эстляндской губернии к Рижской епархии, митрополичий титул „Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский“ сокращен пропуском слова „Эстляндский“, и, наконец, 18 окт. 1892 г. произошло четвертое разделение: епархия стала называться С.-Петербургской и Ладожской. 59 С 1859 г. существовало Выборгское викариатство С.-Петербургской еп., из которого в 1892 г. образована самостоятельная Финляндская еп. 60 С 1205–1223 г. Угрусская (с кафедрой в г. Угровске, ныне с. Угруске, Люблин. губ.); с 1840 г. Холмская (с кафедрой в г. Холме); с 1330 г. Холмская и Бельевая; с 1596–1620 и 1656–1875 г. отпадала в унию; с 1875 г. была Люблинским викариатством Холмско-Варшавской еп. С преобразованием ее в 1905 г. в самостоятельную в нее вошли Люблинская и Седлецкая губернии. 61 В 1240 г. кафедра перенесена в Брянск; в 1500 г. закрылась; в 1515 г. присоединена к еп. Смоленской; в 1648 г. восстановлена в Чернигове. С 1415–1419, 1458–1500 и 1648–1667 находилась в подчинении митр. Киево-Литовских; с 1667 г. подчинялась Московскому патриарху. Читать далее Источник: Настольная книга для священно-церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Киев : тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913. – 23, 1772 с./Отдел историко-статистический. 1375-1772 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Евангелие от Марка носит миссионерский характер и может быть блестяще использовано для миссионерских целей. И статистика подтверждает, что это действительно Евангелие для миссионеров. Есть Международный летний лингвистический институт ( Summer Institute of Linguistics , сокращённо SIL ) со штаб-квартирой в Лондоне, который занимается переводом Священного Писания на языки малочисленных народов. В его картотеке первое место по числу переводов из всех библейских текстов занимает именно Евангелие от Марка. Оно переведено на самые экзотические языки. Любой миссионер, работающий с людьми, ещё не просвещёнными светом евангельской истины, скажет, что чтение Нового Завета надо начинать с Евангелия от Марка. Замечательное свидетельство об этом можно найти в воспоминаниях митрополита Антония Сурожского . Он рассказывает, как когда-то, когда ему было лет четырнадцать, в школу, где он учился, пришёл отец Сергий Булгаков. Замечательный пастырь и мыслитель говорил о Христе, но большого интереса эта беседа у будущего митрополита не вызвала, скорее, даже наоборот. Однако чем-то о. Сергий Булгаков всё-таки его расшевелил. Придя домой, мальчик попросил у матери Новый Завет и, взглянув на оглавление, понял, что самое короткое там – Евангелие от Марка. Чтобы не терять времени (в четырнадцать лет люди очень заняты!), он решил прочитать это, самое короткое. «И вот тут-то я попался, – говорит митрополит, – потому что оно было написано для таких же маленьких римских дикарей, каким был тогда я». Если же мы начнём с Евангелия от Матфея, то, возможно, нас оттолкнёт длинная родословная таблица, занимающая всю первую страницу. Начав с Евангелия от Луки, мы столкнёмся с предысторией рождества Христова, которая, может быть, покажется нам слишком трудной. А начнём с Евангелия от Марка – возможно, дочитаем до конца. Евангелие от Матфея, повторю ещё раз, можно сравнить с книгой для учителя, предназначенной для изучения основ веры. Урок Закона Божия легче всего вести именно по этому Евангелию. А Евангелие от Луки? Прежде всего, здесь есть довольно много такого, что отсутствует у других евангелистов. Притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о добром самарянине. Притча о блудном сыне, которую Амвросий Медиоланский в IV в. назвал Evangelium Evangeliorum – «Евангелие Евангелий», или «сердцевина Евангелия». В этой притче говорится о безграничности милосердия Божия, о том, как Бог ждёт покаяния от каждого грешника, от самого страшного грешника, от всякого, кто ушёл от Бога.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Знаменский. Чтения по истории, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 401 и след.; он же. Приходское духовенство (1873). С. 616 и след. В период с 1763 по 1774 г. было поставлено 22 епископа, из них всего 5 украинцев (Каталог, в: Чтения. 1917. 2). Для понимания деятельности и образа мыслей епископов, вышедших из среды ученого монашества, важны прежде всего письма и воспоминания их самих, много дает также изучение прочего биографического материала. См.: Никанор. Биографические материалы; он же. Письма; он же. Записки (см. библиогр. к § 9); кроме того: Гиляров-Платонов Н. П. Сочинения. 1899. 2. С. 451–455 (о Федоре Бухареве). Харлампович (ук. соч. С. 633 и след.) дает практически исчерпывающий список ученых монахов с Украины, которые были ректорами, префектами и преподавателями в духовных учебных заведениях Великороссии. ПСЗ. 5. 3239. ПСПиР. 4. 1197. Ст. 2. Титлинов. Гавриил Петров. С. 46. Гедеон Криновский был посвящен в сан епископа на 31-м году жизни, Амвросий Подобедов — 33-х лет, Гавриил Петров — 34-х, Платон Левшин — 33-х лет. Та же картина наблюдается и в XIX в. (см. ниже). См. ниже § 19–21. Никанор. Биографические материалы. 1. С. 140. Гиляров-Платонов, также профессор Московской Академии, называет пострижение юных студентов в монахи «несвоевременным закланием» (Сочинения. 2. С. 452). Флоровский (с. 340) не видит в деятельности ученых монахов ничего, кроме «бюрократизации» монашества. Ср. мнение профессора Киевской Академии С. Т. Голубева, высказанное в его рецензии (Чтения. 1909. 4. Смесь. С. 25 и след.) на работу: Шпачинский Н. Арсений Могилянский (1907). Сборник. 48. С. 427. Ср. мнение Маркелла Родышевского (см. ниже § 22, 23). Макарий Булгаков, митр. История Киевской Духовной Академии. К., 1843. С. 173. Филарет. Собрание мнений. 2. С. 310, 314, 315. Там же. 4. С. 573; 5. 2. С. 3 и след. Ср. § 21. Там же. 4. С. 194. Никанор Бровкович был пострижен в монахи в 24 года, Макарий Булгаков — также в 24, Сергий Страгородский — в 23, Антоний Храповицкий — в 22 года; последний уже в 27 лет был ректором (!) Московской Академии. Леонид Кавелин, архимандрит Троице-Сергиевой лавры (1877–1891), сам проведший 5 лет в Оптиной пустыни в послушниках под руководством старца Макария, жаловался на такого рода практику архиепископу Савве Тихомирову (Савва. Хроника. 8. С. 706). О Никаноре см.: РБС; о Макарии: Материалы для биографии, в: Прибавления. 30. С. 300

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010