Св. Иоанн Милостивый, по свидетельству жития его, называет воспрещение второбрачия священнослужителям «божественным законом» (ϑεον νμον, 614) и на этом основывает невозможность диспенсации из него. Церковные писатели прямо говорят далее, что ни отмена, ни изъятие из запрещения второбрачия не возможны. Тертуллиан говорит о «точнейшей и строжайшей обязанности» священнослужителей жениться не более одного раза (219). По словам св. Епифания Кипрского святая Божия Церковь соблюдает запрещение второбрачия священнослужителям «верно и с точностью» (374). Папы Сириций, Иннокентий, Лев Великий а уже после отделения западной церкви Иннокентий III. Целестин III и Луций III 1079 не допускают отсюда никаких изъятий или диспенсаций ни в каком случае. Евфимий Зигабен называет моногамию священнослужителей «чрезвычайно необходимой» 1080 . Не могла применяться здесь и та церковная «экономия», на принципе которой думают обосновать разрешение второбрачия еп. Никодим и арх. Георгиадес 1081 . Трудно придумать более удобный случай для применения этой экономии, как то было в 614 году в Александрии, когда, благодаря посвящению второбрачного Козьмы в низшую иерархическую степень, Александрийская церковь могла быть избавлена от ужасов голода, и однако патриарх Александрийский, св. Иоанн Милостивый, не перед чем не останавливавшийся, чтобы помочь нуждающимся, с негодованием отверг такое предложение: «Лучше погасать солнце, чем нарушить божественный закон», сказал он. Подобно нынешним защитникам второбрачия, добивавшийся рукоположения Козьма доказывал, что к нему можно применить принцип экономии ссылаясь на слова ап. Павла: «по нужде и закону применение бывает» ( Евр. 7:12 ). Но св. Иоанн ответил ему, что слова апостола относятся к ветхому завету, а в данном случае приложимы лишь слова ап. Иакова: «иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен ( Иак. 2:10 ) 1082 . С такою же твердостью отказал рукоположить второбрачного во диаконы современник св. Иоанна св. Григорий Двоеслов , папа Римский, не смотря на настояния императора Теодориха и королевы Брунегильды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Он пишет: «Небрежный стиль написания букв доказывает, что надпись, а значит, и синагога, к которой имеет отношение надпись, появились гораздо позже времени апостола Павла. Но, – добавляет Макдональд, – логично предположить, что обе синагоги – эта и ее предшественница, в которой апостол стязашеся... по вся субботы, находились в этом районе». 686 в) Святой Лука рассказывает о том, что, когда проповедническая деятельность Павла начала приносить первые плоды, иудеи восстали против него и повели его в суд. Ахайей управлял в то время в качестве проконсула Галлион ( Деян. 18, 12 ). В связи с деятельностью проконсула, Рамсей пишет следующее: «Ахайя управлялась проконсулами с 27 г. до Р. X. по 15 г. по Р. X. и с 44 г. по Р. X. и далее. Это была второстепенная провинция и управлялась она римскими военачальниками, которые, перед тем как стать проконсулами, служили в качестве преторов». 687 Следовательно, автор Деяний сообщил нам верный титул Галлиона. Кто же, однако, был этот Галлион? Нам известен один Галлион, который был сыном Сенеки Старшего (жил приблизительно в 50 г. до Р. X. – 40 г. по Р. X.) и братом Сенеки Младшего, философа (годы жизни – 3 г. до Р. X. – 65 г. по Р. X.). Этот Галлион был усыновлен ритором Луцием Юнием Галлионом и в качестве благодарности взял его имя. Его полное имя звучало как Луций Юний Анней Новат Галлион. Надпись, найденная в Дельфах, упоминает изданное в начале 52 г. по Р. X. послание императора Клавдия, в котором упоминается в качестве проконсула Ахайи Галлион. 688 Надпись подразумевает, что Галлион был назначен на должность несколько раньше, вероятно, где–то в середине 51 г. по Р. X. Сенека сообщает о том, что в Ахайе Галлион заболел и поэтому отправился в путешествие, чтобы отдохнуть. Позже он оставался в Риме и погиб вместе с Сенекой и остальными членами его семьи в период нероновских чисток. 689 Благодаря археологии нам известно и то, где находилось судейское место, на котором восседал Галлион. Оно находится в центре агоры, на великолепном возвышении, которое отделяло нижнюю, северную, часть от южной, расположенной выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Формула благословения – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь» – одна из тех формул, которыми традиционно завершаются послания Павла. Можно предположить, что подобные формулы благословения Павел вписывал в текст послания собственноручно. Об этом свидетельствует концовка Второго Послания к Фессалоникийцам, где к словам «приветствие моею рукою, Павловою» сделано добавление: «что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» ( 2Фес. 3:17–18 ). 4. Приписки (16:21–24) Послание к Римлянам в большинстве рукописей завершается следующими приветствиями и благословением: Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь ( Рим. 16:21–24 ). Как мы отмечали в биографии Павла, 324 Тимофей был ближайшим помощником Павла. Он присоединился к Павлу в Листре, будучи еще совсем молодым человеком ( 1Тим. 4:12 ). Его отцом был язычник, матерью – иудейка. Тимофей был необрезан, и Павел обрезал его «ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» ( Деян. 16:1–2 ). Впоследствии Павел рукоположил его ( 2Тим. 1:6 ). В своих посланиях Павел многократно упоминает Тимофея в качестве своего сотрудника ( Рим. 16:21 ; 2Кор. 1:19 ; Евр. 13:23 ), называя его своим «возлюбленным и верным о Господе сыном» ( 1Кор. 4:17 ). Из четырнадцати посланий Павла шесть написаны от имени Павла и Тимофея ( 2Кор. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Кол. 1:1 ; 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ; Флм. 1 ). Выражение «сродники мои», употребленное Павлом по отношению к Луцию, Иасону и Сосипатру, следует понимать в расширительном смысле (в Рим. 11:14 Павел говорит «сродники мои по плоти», имея в виду всех иудеев). Двое из них упоминаются в Деяниях в списке лиц, сопровождавших Павла из Эллады в Македонию: «Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим» ( Деян. 20:4 ). Тот факт, что Павел называет Гаия странноприимцем своим и всей церкви, говорит о том, что Гаий был состоятельным человеком: вероятно, именно в его доме собиралась коринфская община на Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ереси. История ересей у Евсевия является зеркальным отражением истории интеллектуальных преемств. Во-первых, их описание организуется по тому же хронологическому принципу, что и описание христианской литературы. Здесь также Евсевий ставит перед собой задачу показать, что ереси были всегда, во все времена от апостолов до Великого гонения. Хотя он называет началом истории ересей эпоху Траяна, цитируя свидетельство Егезиппа: «Вдохновленные тем, что апостолы уже умерли, еретики стали открыто противопоставлять свое лжеучение истинной проповеди» (III. 32. 8), он находит ересь даже в правление Клавдия (Симон Волхв; II. 13–14). Но именно со смертью последних из учеников Христа утверждается практически непрерывная линия лжеучений. Правление Ереси Траян Менандр, эвиониты, Керинф, николаиты Адриан Сатурнин, Василид, Карпократ Антонин Пий Валентин, Кердон Марк Аврелий и Луций Вер Эрмоген, энкратиты, Север Коммод Маркион, Монтан, Флорин, Власт Северы Артемон, Асклепиодот, Феодот, Павел Антиохиец, Домнин Гордиан Берилл Филипп Араб Элкесаиты Деций Новат Галлиен Непот Аврелиан Павел Самосатский Таким образом, у Евсевия еретики становятся неким постоянно действующим фактором истории от Траяна до Диоклетиана. Во-вторых, лжеучения тоже образуют непрерывную традицию. Возникает картина настоящих еретических преемств. «От Менандра, – пишет Евсевий, – преемника Симона, родилась двуустая и двуглавая змееобразная сила, и она произвела создателей двух разных ересей – Сатурнина из Антиохии и Василида из Александрии» (IV. 7:3). «Первым растлителем, – приводит автор слова Егезиппа, – был Февуфис, недовольный тем, что его не сделали епископом. Он принадлежал к одной из семи народных сект. Из них вышли и Симон, от него – симониане и Клеобий, от него – клеобиане и Досифей, от него – досифеане и Горфей, от него – горфеане и масбофеи. От них – менандриане, маркиониты, карпократиане, валентиниане, василидиане и сатурнилиане. Каждые приносили свое особое и отличное от других мнение. От них – псевдохристы, псевдопророки, псевдоапостолы, которые разделили церковь испорченным учением о Боге и его Христе» (IV. 22:5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1135 Анубис – в египетской мифологии бог смерти, покровитель умерших. В римскую эпоху считался сыном Осириса и богини Нефтиды (сестры Исиды), олицетворявшей неплодородие земли. 1136 Тацит в «Анналах» (II, 85) сообщает об этом так: «обсуждался (в сенате. – Ред.) и вопрос о запрещении египетских и иудейских священнодействий, и сенат принял постановление вывезти на остров Сардинию четыре тысячи зараженных этими суевериями вольноотпущенников, пригодных по возрасту для искоренения там разбойничьих шаек, полагая, что если из-за тяжелого климата они перемрут, то это не составит большой потери; остальным предписывалось покинуть Италию, если до определенного срока они не откажутся от своих нечестивых обрядов». Тацит датирует эти события 19 г. н.э. Об этом же имеется сообщение и у Светония (Тиберий. 36). 1139 Тиберий скончался 16 марта 37 г. н.э. По мнению Светония, 79-летнего императора умертвил Гай Калигула (Гай Калигула. 12). 1141 Тацит в «Анналах» (VI, 33), описывая эти события, говорит не о скифах, а о родственных им сарматах. 1143 Более подробно эти события, связанные с борьбой за парфянский престол и Армению, изложены в «Анналах» Тацита (VI, 31–37, 41–44). По словам Тацита, именно Луцию Вителлию Тиберий поручил утвердить на парфянском троне римского ставленника. «Мне известно,– пишет Тацит,– что об этом человеке в Риме ходила дурная слава и что он оставил о себе позорную память, но провинциями он управлял с поистине древнею доблестью». Луций Вителлий позднее стал одним из приближенных императора Клавдия, ревностно помогал его супруге Мессалине в ее расправах над неугодными ей людьми, затем активно участвовал в осуждении своей покровительницы. 1145 Это чрезвычайно важное сообщение Иосифа Флавия об Иоанне Крестителе, о котором так много говорится в новозаветных евангелиях. Автор излагает иную версию казни Иоанна, чем та, которая приводится в Евангелии от Матфея ( Мф 14.3–11 ). Если, по этому евангелию, причиной казни Иоанна послужила ненависть к нему Иродиады, которую тот обвинял в незаконном браке с братом первого мужа, то Иосиф видит причины казни Иродом пророка в опасности для тетрарха большой популярности в народе учения Иоанна. В то же время Иосиф ничего не говорит об эсхатологических мотивах в проповедях Иоанна Крестителя, а именно на этом («приблизилось Царство Небесное») сделан особый акцент в евангельских изложениях учения Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же проповедана была святая вера и в Британии 101 . В восьмом столетии, когда английская церковь уже признавала первенство над собой церкви римской, англосаксонский историк Беда писал, будто бы во II веке британский король Луций, желая принять христианство, просил римского епископа Елевферия прислать к нему проповедников, которые и положили начало церкви британской; но подобное событие, возможное в IV и последующих веках, невероятно во II веке, когда христианская Церковь была гонима. Празднование британской церковью пасхи по древнему малоазийскому обычаю и другие особенности церковного благоустройства, хранившиеся в ней до конца VII столетия, равно как и продолжавшееся до того времени отдаление её от церкви римской, свидетельствуют всего вернее, что малоазийские благовестники св. веры, ученики св. Поликарпа, епископа Смирнского, которые во II веке основали церковь в Галлии и Германии. Древнейшие британские церкви: лондонская, иоркская и линкольнская делаются известными по делам церковным не ранее конца III века 102 . Начало христианства в северной Африке и Испании Напротив, карфагенская, или североафриканская, и испанская церкви получили свое начало, по всей вероятности, от церкви римской. Пресвитер карфагенский Тертуллиан в сочинении против еретиков не называет своей церкви апостольской в том смысле, что она основана непосредственно апостолами, но говорит, что она справедливо должна быть почитаема апостольской по согласию ее учения с учением апостольской церкви, давшей ей начало. Вслед за этим для обличения еретиков он обращается к рассмотрению того, чему научена и чему учит в своих сношениях с африканскими церквами церковь римская, заметив между прочим, что от нее и африканские церкви получают свое значение церквей апостольского происхождения 103 . Из Карфагена, бывшего в постоянном сообщении с Римом, христианство распространилось потом в Нумидии и Мавритании 104 . Судя по свидетельствам Тертуллиана , нельзя не заметить, что североафриканская церковь распространялась, преимущественно перед другими церквами, с необыкновенной быстротой 105 : при всем том она могла быть основана отнюдь не позже, как в начале II века; потому что в конце II века карфагенский епископ Агриппин имел на своем соборе уже семьдесят, а в половине III в. святой Киприан 87 епископов Африки, Нумидии и Мавритании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

13. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. 14. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. 15. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых 97 . 16. приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы 98 . 17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. 18. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных 99 . 19. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло 100 . 20. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь 101 . 21. Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. 22. Приветствую вас в Господе и я Тертий, писавший сие послание. 23. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт 102 . 24. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь 103 . 1 По примеру других Апостолов, Ап. Павел в самом начале послания обозначает свое имя и Апостольское достоинство, не возвышая этим себя, но указывая тем на свое право проповедовать о том Мессии, о Котором предвозвещали пророки, как имеющем родиться от семени Давидова ( Ис. 53 ), и Который явился в мир как Единородный Сын Божий и, по святости Своей, не только не видел тления, а напротив того – воскрес из мертвых и тем показал полноту Своего величия. Таким образом Апостол пишет не от своего имени, а как слуга Христа Спасителя, приходившего призвать ко спасению все народы, а вместе и тех Римлян, которым пишет Апостол, почему он и высказывает им пожелание благодати и мира, как таких даров Божиих, которые прежде всего необходимы для преуспеяния в Христианском призвании и святости. Относительно ссылки Апостола на предсказания пророков преосвящ. Феофан замечает: «Иудей и слышать не мог что-либо новое, напротив становился агнцем покорным, когда говорили к нему словом отцев его и пророков. И среди язычников, как уверяют Светоний и Тацит, ходили тогда речи, что вот вот выйдут из Иудеи учители, которые покорят своему учению весь мир. Слыша слова Апостола: «еже прежде обеща», они не могли не подумать: «верно это то, о чем у нас ходит слух». А св. И. Златоуст говорит: «ежели Бог предуготовляет что великое, то предсказывает о том за долгое время, дабы настроить слух к принятию сего при исполнении» (см. толков. Посл. к Рим., стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Утром, когда, по повелению царя, пришли за Петром, то все удивились, что с ним сделалось. 350 Ирод, в ярости, судил стражей, велел их казнить и отправился в Кесарию. Он раздражен был на Тирян и Сидонян и хотел наказать их, но они покорились, а потому призвал к суду своему только одних уполномоченных. В назначенный день Ирод явился во всем царском величии, сел на возвышенном месте и говорил к ним. «Это голос Бога, а не человека!» восклицал народ. Упоенный лестью Ирод, действительно считал себя почти Богом, но вдруг Ангел Господень поразил его и он, будучи изъеден червями, умер. 351 Человек этот, издевавшийся над Иисусом, по законам вечной премудрости должен был умереть постыдно, среди своей гордыни. С прекращением же жизни его, прекратилось гонение и Церковь продолжала распространяться. 352 Варнава и Савл на Кипре. Савл меняет имя на Павла Варнава и Савл, выполнив в Иерусалиме то, 353 что им было препоручено, возвратились в Антиохию и привели с собой Иоанна прозванного Марком, племянника Варнавы. 354 Пророки и учители, бывшие во главе этой Церкви были тогда: (в 46 г.) Варнава, Симеон, называемый Нигер, Луций из Киринеи, Манаил совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда, совершив пост и молитву, они возложили на них руки и отпустили. Бог, избрал сих двух Апостолов, которым уже сообщил дары Духа Святого, однако Ему благоугодно было, чтобы Церковь в лице представителей своих возложила на них руки, сопровождая внешнее действие постом и молитвою. Пост, при самом начале Церкви был уже в обычае и считался средством благоугождения Богу. Неизвестны подробности действия трех пророков и учителей, возлагавших руки на Варнаву и Савла. 355 Оба апостола, 356 под водительством Духа Святого, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. Прибывши же, в Саламину, столицу острова, они проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских. Иоанн Марк содействовал им. Они прошли весь остров до Пафа, где нашли волхва и лжепророка, иудеянина Элима Вариисуса, который был близок к римскому проконсулу Сергию Павлу правителю острова. Сергий Павл был муж разумный и желал слышать Варнаву и Савла, но волхв Элима тому противился, употребляя все старания отвратить проконсула от веры. Но Савл, изменивший имя свое на имя Павла, сопротивлялся влиянию волхва, и однажды, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: «О исполненный всякого коварства и злобы, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне се рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Чудо это было в присутствии проконсула, который был до того поражен, что уверовал, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

1983. P. 62-64). Впосл. Ж. П. Буо подверг критике данную т. зр. и попытался проследить этапы написания Мученичества. 1-я часть (соборное послание) была написана заключенными в февр. 259 г.; летом того же года вскоре после кончины святых был составлен общий текст Мученичества; ок. сер. IV в. донатисты использовали его при создании своего рода Мартиролога; в VI в. редакция из Мартиролога донатистов была переработана для богослужебных чтений 23 мая в «официальной» Церкви Карфагена (этот вариант Мученичества содержится в рукописях семьи α); Мартиролог донатистов получил распространение в Европе, и редакция Мученичества, содержащаяся в нем, была включена в зап. средневек. легендарии под 24 февр. ( Bouhot. 1984. P. 363-364). Мч. Монтан перед казнью. Гравюра. XIX в. После народного восстания, к-рое подняла необузданная толпа, желавшая убить презида, во время жестокого преследования христиан были схвачены М., Л., Ф., И., В., Примол, Рен и оглашенный Донатиан. Последний, приняв крещение в темнице, тотчас скончался. Примол, к-рый был крещен за неск. месяцев до ареста, также умер в заключении. Презид хотел сжечь заживо арестованных, но по воле Божией пламя в печи потухло, не причинив им никакого вреда. Тогда М., Л., Ф., И., В. и их спутники были отведены в тюрьму, где их посещали единоверцы и где Рен сподобился во сне видения, в к-ром ему было открыто, что Сам Христос сопутствует Своим рабам. На следующий день христиан отвели к прокуратору, исполнявшему обязанности умершего проконсула, и подвергли закрытому допросу. После этого их снова бросили в темницу, где в течение мн. дней они страдали от жажды и голода, вкушая скудную тюремную пищу и малопригодную для питья воду. Тогда пресв. Виктору, находившемуся среди заключенных, явился Христос в образе юноши, ободрил его и предсказал доблестную кончину за веру. Вскоре после этого Виктор принял мученический венец. Др. видения удостоилась женщина по имени Квартиллозия: ночью во сне перед ней предстал ее сын, к-рый за 3 дня до этого пострадал за Христа вместе со своим отцом.

http://pravenc.ru/text/2564134.html

  (18) Между прочим, он пишет, что случилось: «Герман хвалится многократными исповеданиями и много рассказывает о своих бедствиях. А может ли он перечислить, сколько раз нас вызывали в суд, забирали в казну наше имение, объявляли вне закона, продавали с аукциона имущество, лишали почетных званий? Может ли рассказать о нашем пренебрежении к мирской славе, презрении к похвалам и порицаниям от властителей и сенаторов, о стойком терпении, с каким мы переносим угрозы, враждебные крики, опасности, гонения, скитания, скорбь, всяческие утеснения, вроде тех, которые выпали на мою долю при Деции и Сабине и продолжаются доныне при Эмилиане? (19) Где находился тогда Герман? Что говорили о нем? Я по вине Германа попал в положение глупейшее, почему и отказываюсь в подробностях рассказывать о том, что было: братья об этом знают».   (20) Он же в письме к Дометию и Дидиму опять вспоминает о случившемся гонении:   «Наших — их много, и вам они неизвестны — незачем перечислять по именам. Знайте только, что мужчины и женщины, юноши и старцы, девушки и старицы, воины и чины гражданские — люди всех сословий и всех возрастов победили в борьбе с бичами, огнем и железом и получили венец. (21) Некоторым же и очень долгого времени мало, чтобы явиться угодными Господу. Так, по-видимому, доныне обстоит дело и со мной, почему и дал Он мне отсрочку до удобного часа, Ему ведомого: «Я выслушал тебя в час благоприятный и в день спасения помог тебе».   (22) Так как вы спрашиваете и желаете, чтобы мы рассказали, как мы живем, то вы, по крайней мере, слышали, как нас — меня, Гаия, Фавста, Петра и Павла — в оковах вели центурион, офицеры и бывшие с нами воины и слуги, как подошли какие-то люди из Мареотиды и против нашей воли (мы не хотели идти с ними), силой повлекли нас — похитили. (23) А сейчас мы одни; я, Гаий и Петр вдали от братьев заключены в пустынном и мрачном месте Ливии, отстоящем от Паретония на три дня пути».   (24) Ниже он говорит:   «В городе притаились пресвитеры, тайно посещающие братьев: Максим, Диоскор, Димитрий и Луций. Фавстин и Акила, более известные в мире, скитаются по Египту. Скончавшихся от болезни пережили диаконы Фавст, Евсевий, Херимон. Евсевию Господь с самого начала послал сил и приготовил его мужественно служить исповедникам, находящимся в темнице, и погребать — с опасностью для себя — тела совершенных и блаженных мучеников. (25) До сих пор ведь правитель не перестает, как я уже сказал, обрекать приводимых к нему на жестокую смерть: одних терзают пытками, другие угасают в оковах и темницах. Приказано никому их не навещать, и он внимательно следит, не появится ли кто. И все же Господь посылает передышку страдальцам через братьев, которые настойчивы и усердны».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010