PL81–83: Исидор Севильский ; в т. 83 также анонимная «Хронология готских королей» (7 в.) и «Старые архиепископы Толедские» PL84: Материалы церковных соборов 4–8 вв. в Греции, Африке, Галлии и Испании; Исидор Севильский PL85: «Мозарабская литургия» (связывается с Исидором Севильским ), также «Месса св. Пелагия мученика» PL86: «Мозарабская литургия» по второму правилу св. Исидора PL87: Галл (аббат); анонимные монахи из Санкт–Галлена; Теодор I (папа Римский); Мавр (епископ Равеннский); Мартин I (папа Римский); Павел (епископ Верденский); Дезидерий (епископ Каорский); Донат (епископ Безансона); Ландерик (епископ Парижский); король Зигеберт III; Ливии (епископ); Евгений III (епископ Толедский); Валерий (аббат); Валерий (другой аббат); Аннемунд (епископ Лионский); Элигий (епископ Нуайонский); король Хлодвиг II; Маркульф (монах); анонимные формулы посвящения; Куммиан Ирландец; Виталиан (папа Римский); Иона, аббат Эльнонский; Фруктуоз (епископ Браги); Фаро (епископ Мо); Адеодат II (папа Римский); Дон (папа Римский); Агафон (папа Римский); Дамиан (епископ Павии); Аманд (епископ Утрехтский); король Хлотарь III; король Хильдерик II; король Дагоберт II; король Теодорих III; церковные грамоты лангобардских королей (между 685 и 784) PL88: Венанций Фортунат; Дефенсор (монах Лигуже); Эваций (аббат Троклара); Адамнан, аббат; Адаман, аббат; Крисконий, епископ из Африки; анонимные монашеские правила; документы о франкской Церкви (691–748) PL89: Сергий I (папа Римский); Иоанн VI (папа Римский); Иоанн VII (папа Римский); Альдхельм (епископ Шерборна); Константин (папа Римский); Кеолфрид (пресвитер Уирмута); Феликс (епископ Равеннский); Бенедикт Крисп (архиепископ Миланский); Эгберт (архиепископ Йоркский); Григорий II (папа Римский); Виллиброрд (епископ Утрехтский); Григорий III (папа Римский); Бонифаций (епископ Майнцский); Захария (папа Римский); Стефан II (папа Римский); Примин (аббат); Киприан (монах из Кассино); Хродеган (епископ Мецский); Павел I (папа Римский); Стурмий (аббат Фульды); Амвросий–Аутперт, аббат Беневента

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Liber Pontificalis сообщает, что он принял мученическую кончину через обезглавливание, но традиция этого сообщения восходит ко времени не ранее IV в. Согласно каталогу Либерия, Луций умер своей смертью, возможно, подорвав здоровье во время заключения. Он похоронен на кладбище Каликста в папской крипте, на его могиле имеется надпись на греческом языке: 63 . Память св. папы по римскому календарю отмечается 4 марта. Св. Стефан I (S. Stephanus I) 12.V.254 г. По свидетельству Liber Pontificalis, св. папа Стефан родился в Риме и в начале своего церковного служения состоял архидиаконом при своих предшественниках – свв. папах Корнелии и Луции. Он был избран на римскую кафедру в тревожное время: хотя зачинателей раскола, Новациана и Новата, не было уже в живых, их приверженцы пытались укрепить свои позиции – прежде всего, в Африке и Испании. Новат, вначале ратовавший за совершенно противоположное Новациану и принимавший грешников обратно в Церковь без рассмотрения их дел, основываясь только на ходатайстве исповедников, затем примкнул к новацианам, видя в них зачинателей сепаратистских тенденций. Вновь приобрели актуальность вопросы о строгости церковной дисциплины. В Галлии начались споры по поводу принятия еретиков в Церковь . Стефан убеждал сторонников перекрещивания, что достаточно возложить руки на кающихся, так как они были уже однажды крещены водою во имя Пресвятой Троицы. В этом вопросе против папы выступила африканская Церковь во главе с карфагенским епископом св. Киприаном. «Киприан, пастырь Карфагенской епархии, первым из людей того времени решил, что следует принимать не иначе, как очистив сначала от заблуждений «банею водной». Стефан же, считавший, что не следует вводить ничего нового, нарушающего обычай, издревле укрепившийся, пришел в негодование» ( Евсевий Памфил . Церковная история. VII, 3). Мысль о недействительности еретического крещения высказывалась еще Тертуллианом , и эта точка зрения имела глубокие корни в Африке. На созванных Киприаном соборах в Карфагене в 355 и 356 гг. было подтверждено это мнение, получившее поддержку и в некоторых Церквах Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Афанасий, по предположению исследователей, умер в мае 373 года. Он назначил себе преемником одного из своих пресвитеров, по имени Петр. Арианин Луций, который поставлен был епископом после умерщвления Георгия и занимал эту кафедру во время изгнания Афанасия при Юлиане, теперь был вновь выдвинут своей партией, и Петр был изгнан при таких же обстоятельствах насилия и святотатства, как и те, что сопровождали изгнание его великого предшественника Григорием и Георгием. Петр нашел убежище в Риме, и через несколько времени возвратился с одобрительными письмами от епископа Дамаса; после чего, так как Валент был в то время далеко и внимание его от богословских споров было отвращено готской войной, народ восстал против Луция и восстановил православного епископа 1136 . Валентиниану в 375 году наследовал его сын Грациан, который уже в течение восьми лет занимал достоинство августа 1137 . Новый император, которому было только 16 лет, принял себе в качестве номинального сотоварища своего сводного брата, младшего Валентиниана, четырехлетнего ребенка. Вследствие смерти Валента в бесчестной битве при Адрианополе, Грациан сделался в 378 году властелином всей империи (9 авг. 378 г.); но он поспешил облегчить себя от части своих забот передачей верховенства над востоком Феодосию, сыну полководца того же имени, отличные услуги которого в Британии и в Африке были награждены его казнью в Карфагене (Янв. 379 г.) за три года перед тем 1138 . Младший Феодосий с того времени жил в отчуждении в своих поместьях в Испании, пока он не призван был разделить императорскую власть в надежде, что своими способностями он мог отвратить опасности, которые угрожали империи со стороны надвигавшихся готов. Вступив во владение Валента, Грациан провозгласил свободу религии всем, кроме манихеян, евномиан и фотиниан, и возвратил изгнанных епископов востока 1139 . Полуариане, будучи таким образом освобождены от угнетения Валентом (378 г.), порвали ту связь, которую они так деятельно поддерживали с православными, но многие отказались присоединиться к этому движению и оставались в единении с православным обществом 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отметив, что как православные отцы ариминского собора, так и представители арианствующей партии (pars haereticorum) отправили к императору по 10 легатов, Иларий переходит к повествованию и о трагической развязке ариминского собора, – об измене его послов тем определениям, какие были поставлены ариминскими отцами. «Когда епископы, – (Реститут, Григорий, Гонорат, Атений, Игин, Иустин, Приск, Прим, Таврин, Луций, Мустаций, Урбан, Гонорат, Солютор), имели остановку (consedissent mansionis) в Никее (Nicaeae=Нике), которая ранее называлась Ustodizo, в провинции Фракии, – Реститут, епископ Карфагенский сказал: Ваша мудрость, святейшие соепископы, знает, что когда в Аримине шла речь о вере, произошло такое разногласие, что, по влиянию диавола, между священниками Божиими разгорелся раздор; отсюда произошло то, что я, Реститут, и часть единомысленных со мною (quae sequebatur) епископов, изрекли осуждение т. е. отлучили от своего общения братьев наших – Урзакия, Валента, Герминия и Гаия, как виновников злоумия. Но теперь мы обдумали всё более близким образом (cominus), и всё рассмотрели, и нашли, что нет оснований (debeat) порицать кого-либо, т. е. (нашли), что они (Валент и пр.) содержат кафолическую веру, близкую к тому исповеданию, которое и мы подписали, – и никогда не были еретиками. Отсюда, так как единение мира имеет наибольшую цену пред Богом, то желательно, чтобы мы по общему нашему согласию, объявили ошибкой всё, что трактовалось в Аримине и признали, при помощи Божией, единение с ними (т. е. Валентом и пр.) ненарушимым, так чтобы никто не оставался в раздоре с ними, и не мог, или и не должен порочить их. Так как, как я сказал, теперь мы все – налицо, то пусть каждый из нас выскажет, верно ли то, что предложено мною, и подпишет своею рукою. И все епископы сказали: угодно! и подписались». 1245 —51— Рассказав об обстоятельствах «падения» аримино-никских делегатов, Иларий добавляет: «каково было то веро- —52— изложение какое они после сего подписали, – привезенное еще Валентом в Аримин, ты увидишь из нижеследую- —53— щего».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При блеске, равном с блеском языческих ораторов, у них находили гораздо более основательности, более силы. Слушая патетического Василия, очаровательного Григория, нежного и умилительного Златоуста, легко забывали темноватого, напыщенного Либания», а с этим забывали и все, чем еще славно было языческое образование. Христианская цивилизация водворилась на развалинах цивилизации греко-римской. В заключение нашего очерка снова ставим вопрос, от которого мы отправились: можно ли эпоху древней Церкви рассматривать как эпоху исключительно христианской цивилизации; можно ли деятельность христианства и деятельность Церкви того времени рассматривать как единственные полномочные культурные силы в деле развития человечества? Мы глубоко убеждены в этой великой истине; желаем, чтобы пришел к этой истине и читатель. О переписке апостола Павла с философом Сенекой 87 Блаж. Иероним в своем сочинении «О знаменитых мужах» («De viris illustribus») в главе 12 говорит о философе Сенеке следующее: «Луций Анней Сенека, родом из Кордовы, ученик стоика Сотиона и дядя по отцу поэта Лукана, был весьма строгой жизни. Я не поместил бы его в списке церковных писателей (in catalogo sanctorum), если бы меня не побудили к этому известные послания (ап. Павла) к Сенеке и Сенеки к Павлу, которые читаются весьма многими. В этих посланиях Сенека, несмотря на то, что он был учителем Нерона и весьма влиятельным лицом того времени, говорит, что он желал бы иметь такое же значение у своих, какое Павел имеет у христиан. Он был умерщвлен Нероном за два года до того времени, когда апп. Петр и Павел увенчались мученичеством». Из этих слов Иеронима видно, что в 393 г., когда им было написано это сочинение, существовала переписка ап. Павла с Сенекой, которая была очень распространена и которая дала церковному учителю право внести имя этого философа в каталог церковных писателей. Спустя два десятилетия (в 414 г.) о той же переписке упоминает блаж. Августин. В письме к некоему Македонию Августин пишет: «Сенека, живший во времена апостольские, коего некоторые письма к Павлу читаются и теперь, справедливо говорит: «Кто ненавидит злых, тот ненавидит всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В рим. календаре «Depositio episcoporum», включенном в Хронографию 354 г., указано, что Л. был похоронен в катакомбах Каллиста. Киприан Карфагенский называл Л. и его предшественника еп. Корнелия, претерпевших изгнание, мучениками (beati martyres). По-видимому, на основе этих слов сложилось мнение, что Л. принял мученическую смерть, хотя свт. Дионисий Великий , еп. Александрии, утверждал, что имп. Валериан в начале своего правления доброжелательно относился к христианам ( Euseb. Hist. eccl. VII 10. 3). Предание о гибели Л. получило отражение в более поздней папской историографии. Согласно Liber Pontificalis, император велел отрубить епископу голову. По дороге на казнь Л. поручил управлять Церковью архидиак. Стефану (впосл. Стефан I , еп. (папа) Римский; скорее всего этот мотив восходит к агиографической легенде о сщмч. Лаврентии ). Епископ был казнен 4 или 5 марта, но похоронен лишь 25 авг. В Liber Pontificalis также сообщается о распоряжении Л., чтобы Римского епископа всегда сопровождали 2 пресвитера и 3 диакона, и о том, что он рукоположил 4 пресвитеров, 4 диаконов и 7 епископов. По-видимому, эта информация недостоверна. Из Liber Pontificalis данные о мученичестве Л. были заимствованы архиеп. Адоном Вьеннским, к-рый поместил краткое сказание о святом под 4 марта, и Флодоардом Реймсским (PL. 135. Col. 671-673). Во 2-й пол. XI в. агиограф, поэт и проповедник Гвайферий из Монте-Кассино составил пространное Житие Л. Основные сведения о святом он заимствовал из Liber Pontificalis, добавив к ним вымышленные подробности; окончание Жития не сохранилось (BHL, N 5022; изд.: Limone. 1983. P. 116-130). Судя по всему, поминовение Л. было указано в Иеронимовом мартирологе под 4 марта (в рукописях имеются искажения). В мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.) под этим днем значится память «папы Луция, которому отрубил голову Валериан»; более подробные сведения приведены в мартирологе Флора Лионского и в др. «исторических» мартирологах эпохи Каролингов . Из них память святого была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В его действующей редакции поминовение Л. как папы Римского и исповедника указано под 5 марта.

http://pravenc.ru/text/2110922.html

Проповедь в Антиохии Как уже говорилось, после гонения члены Церкви рассеялись по разным местам, повсюду проповедуя о Христе. Проповедь шла по большей части среди иудеев или в околоиудейской среде – будь то самаряне или прозелиты (евнух-эфиоп). Исключение составлял лишь обращенный апостолом Петром сотник Корнилий. Но вот в Антиохии – крупнейшем центре эллинистического мира, иудеи рассеяния – кипряне и киринейцы – рассказали о Христе и эллинам. В Антиохии Церковь массово пополнилась новыми членами из язычников. Когда слух об этом дошел до Иерусалима, было решено для выяснения всех обстоятельств и для укрепления новоначальных в вере послать в Антиохию апостола Варнаву. Придя в Антиохию, апостол Варнава увидел благодать Божию, открывающуюся в Анти-охийской Церкви; беседуя с новообращенными, он убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (Деян. 11, 23). Однако, значительное число обращенных, требующих наставления в истинах веры, и постоянное увеличение Анти-охийской Церкви заставили Варнаву задуматься о помощнике. Поэтому вместо того, чтобы возвратиться в Иерусалим для рассказа об увиденном, апостол Варнава, зная отличные дарования Савла, и Божие обетование о том, что ему предназначено быть учителем язычников, из которых большей частью состояла Церковь Антиохийская, отправился за ним в Тарс, до которого от Антиохии было два дня пути. Савл сразу же откликнулся на призыв Варнавы и отправился с ним в Антиохию. Именно в Антиохии, среди языческого окружения, Савл стал впервые пользоваться своим вторым именем – Павел. Проповедь в Анти-охии продолжалась около года. Число новообращенных из язычников ежедневно увеличивалось. Здесь, в Антиохии, их впервые стали называть христианами. Вскоре Антиохия сделалась митрополией христиан из язычников. Так что, несмотря на неустанные труды апостолов, они не могли уделить внимание всей антиохий-ской пастве. Им понадобились помощники, каковыми стали Симеон, называемый Нигером, Луций Киренеянин и Манаил. Предположительно в это же время Савл пережил чудесное явление, о котором рассказывал во втором Послании к Коринфянам: Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 1–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

22. Постановление жителей Пергама. «При притане Кратиппе, в первый день месяца дасия, состоялось следующее решение властей: так как римляне, следуя похвальному примеру своих предков, охотно заступаются за сохранение безопасности всех вообще людей и особенное внимание и старание прилагают к тому, чтобы доставлять своим союзникам и друзьям благоденствие и прочный мир, то, когда к ним были посланы от иудейского народа и его первосвященника Гиркана послы в лице почтенных и заслуженных Стратона, сына Феодота, Аполлония, сына Александра, Энея, сына Аптипатра, Аристобула, сына Аминта, Сосипатра, сына Филиппа, сенат, по выслушании всех отдельных пунктов их предложений и просьб, постановил: чтобы царь Антиох, сын Антиоха, не смел ни в чем обижать иудеев, римских союзников; чтобы он возвратил им все укрепления, гавани и вообще местности и все, что он у них отнял; затем, чтобы был разрешен вывоз товаров из их гаваней, но с тем условием, чтобы никто, ни царь, ни народ какой-либо, не смел вывозить из страны или гаваней иудейских ничего беспошлинно, исключая одного только александрийского царя Птолемея, так как он союзник и друг наш; наконец, чтобы был удален, сообразно их просьбе, яффский гарнизон. В силу этого один их сочленов нашего совета, Луций Петтий, человек доблестный и почтенный, предложил выразить нашу полную готовность следовать во всем предписанию сената и позаботиться о доставлении посланным возможности возвратиться беспрепятственно и безопасно домой. Потом мы пригласили в заседание совета и народного собрания Феодора, который вручил нам свою грамоту с изложением сенатского решения, и выслушали его горячую речь, в которой он описал нам всю доблесть и все великодушие Гиркана, ко всем вообще прекрасно относящегося и особенно любезно принимающего у себя всякого иностранца. Затем мы отправили грамоту [Феодора] в общественный архив, а сами решили, сообразно сенатскому постановлению, оказать всякую поддержку иудеям, как союзникам римлян. После этого Феодор, вручив нам грамоту, обратился с просьбою к нашим властям отправить Гиркану копию решения с послами, которым поручил сообщить ему о прекрасном отношении к нему народа нашего, а также просить его и впредь сохранять и не умалять к нам дружбы и поддержать нас при случае, за что ему будет выражена должная благодарность, равно как напомнить, что еще во времена иудейского патриарха Аврама наши предки были в дружественных с ними отношениях, как мы находим о том официальные записи в общественных архивах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом же говорит Николай Кузанский (1401–1464), указывая, что Бога нельзя постичь «иначе как негативно», т. е. лишь осознав, каким Он не является. Однако «Он постигается через наслаждение от пребывания в истине и жизни среди мира и покоя в небе эмпирея, то есть высшего восторга нашего духа», иными словами, через приобщение к Его истине самой жизнью, нравственным выбором и внутренним состоянием человеческого «я». С точки зрения Николая Кузанского, Бог «не находится в области, или сфере, интеллекта» уже по той причине, что превосходит всякое человеческое представление о нем. Но при этом Он может открыться нам «лицом к лицу» через «радость Господню, которую никто не может отнять от нас, когда мы ощутим, что прикоснулись к нетленному бытию». Непосредственным предшественником Николая Кузанского был Франческо Петрарка, который в небольшом трактате «О невежестве своем собственном и многих других», написанном незадолго до смерти в 1367 году, говорит, что «те люди, что проводят время в познании добродетели, а не в следовании ей, блуждают долго, но намного дольше блуждают те, кто упражняются в познании Бога, а не в любви к Нему. Ведь полностью познать Бога в этой жизни никоим образом невозможно, любить же благочестиво и горячо можно; в любом случае эта любовь — всегда счастье, а познание — подчас несчастье, как и случилось с бесами, которые, познав Бога, трепещут в преисподней». Не нужно забывать о том, что богами в древних, языческих религиях называются Амон, Мардук, Зевс, Аполлон, Гермес и другие адресаты поклонения . Однако этим же словом обозначается и quo majus nihil cogitare potest, или «тот, больше которого невозможно себе представить никого», как говорит «язычник» Луций Анней Сенека, формулировку которого впоследствии будет использовать христианин и святой Ансельм Кентерберийский. В «Боге философов и ученых» (выражение Блеза Паскаля), в «неподвижном двигателе», являющемся причиной всего, о котором говорит Аристотель, Филон Александрийский узнал того самого Бога, что некогда открылся Аврааму, а затем Моисею и ветхозаветным пророкам, а авторы Септуагинты, или перевода Семидесяти, то есть перевода Ветхого Завета на греческий язык, без колебаний стали пользоваться греческим словом «о Теос» (Бог) для передачи еврейского «Элохим» — так завершился синтез греческого философского монотеизма с монотеизмом Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Ни один из древних писателей не приписывал ему ни одного литературного произведения. Известные под его именем «Слово на исход души» и «Монашеские правила» наука затрудняется приписать ему с безусловной достоверностью. «Лавсаик» отмечает высокую подвижническую жизнь этого святого мужа и рассказывает о совершенных им чудесах. Литературное наследие св. Макария Александрийского и по своей незначительности, и по своей сомнительности не привлекает к себе внимания исследователей. Преп. Макарий Египетский Данные о жизни этого подвижника не многим более богаты, чем его тезоименного современника. Источниками для его биографии служат в главном: «Лавсаик», гл. 19 и «История монахов», греческий текст коей был переведен на латинский язык Руфином (гл. 28). «Лавсаиком», по–видимому, пользовались и другие биографы Макария Египтянина: Созомен  и Сократ  . Родился Макарий в начале IV в., или, по более точному замечанию Штоффелса, в 295 г.  , так как, по «Лавсаику», Макарию минуло 90 лет. «Лавсаик», согласно исследованию Бутлера, должен был быть написан в 385 году. Уйдя в египетскую пустыню в 30–летнем возрасте, он провел в ней 60 лет. Возможно, что он был учеником преп. Антония. Подвижничество его было настолько велико, что скитяне дали ему прозвище (παιδαριογερων) «младостарца», «потому что он свыше возраста преуспевал в добродетелях»  . Около 40 лет от роду он был удостоен пресвитерского сана, что было необычайно в монашеской среде того времени и той среды, где священства монахи обычно не принимали. Арианский еп. Луций воздвиг, около 374 г., гонение против нитрийских иноков, верных православию. Но гонение это не было длительным. Скончался он естественною смертью. Церковь празднует его память 19 января. Б. Литературное наследие Преп. Макария Египетского Преп. Макарию Египетскому предание приписывает немалое число трудов, из коих некоторые, очевидно, не подлинны, а другие требуют внимательного критического изучения, чтобы отделить в них подлинное от подложного, что и занимало историческую науку долгое время, но все же, несмотря на все старания, не привело к безусловно ясному выводу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010