Когда спросили Макария, как молиться, он отвечал: Довольно, если вы будете часто повторять от всего сердца: Господи, помилуй меня; как знаешь и хочешь, помилуй меня. Если же нападёт искушение: Господи, помоги 349 . Чтобы лучше избавиться от искушений, Макарий советовал ученикам своим сидеть в келье 350 . Там, где естественные способы делать другим добро оказывались недостаточными, Макарий прибегал к дару чудотворения. Так повествуют Палладий, Кассиодор и Руфин 351 , что он воскресил однажды мёртвого, чтобы доказать еретикам бессмертие души. В другой раз он воскресил мёртвого, дабы узнать, точно ли умертвил его обвиняемый, и спас таким образом жизнь несправедливо обвинённого, которого мёртвый ясным голосом из гроба признал невинным. Таких чудесь он творил очень много. Сократ говорит, что Макарий столь много исцелил больных, и столь многих освободил от злых духов, что для описания того нужна целая книга 352 . Живя во времена господства арианского, Макарий должен был вытерпеть борьбу и с арианами. Египетские и восточные пустынники были известны как ревностные защитники Никейского Символа 353 . Когда, после, святителя Петра, вступил на престол Александрийский арианин Луций 354 , и взяв с собою полководца Авзоия 355 , сопровождаемого воинами, хотел жестокостями и мучениями принудить пустынников к арианству, но нимало не успел в своём намерении: тогда решился он отцов сих пустынников, то есть обоих Макариев, сослать в заточение. Их взяли тайно ночью и отвезли на один (египетский) остров, где не было ни одного христианина. Но Господь и здесь прославил Своих угодников. На сем острове молитвою они исцелили дочь жреца. Сей жрец и все островитяне, свидетели сего чуда, обратились в христианскую веру, крестились, истребили идолов и капище обратили в храм христианский. Когда это сделалось известным в Александрии, Луций, опасаясь народного восстания, велел Макариев возвратить в их пустыню 356 . Долго жил Макарий, как странник на этой земле, мёртвый для мира, непрестанно заботясь о своём спасении и о спасении вверенных ему братий. Он часто бывал в духовном восхищении, и всегда пребывал с Богом, или с небесными 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из самых непримиримых противников Иустина был философ-киник Кресцент. У них даже состоялся публичный диспут на тему атеизма, то есть безбожия, который закончился поражением киника. Иустин при всех «доказал, что Кресцент вовсе ничего не знает», и предложил продолжить спор в присутствии императора. Кресцент отказался, но, похоже, затаил на победителя обиду. Вскоре Иустин Философ написал вторую апологию – теперь это было обращение к римскому Сенату. Поводом послужил конкретный случай в Риме. Некая римлянка, уверовав во Христа, не захотела вести прежний разгульный образ жизни, что не понравилось ее мужу-язычнику. Женщина подала на развод. В отместку муж через своего приятеля убедил префекта Урбика заключить в тюрьму наставника жены Птоломея – того, кто обратил ее в христианство. Состоялся суд, и Птоломея приговорили к смерти. Но на суде за него публично вступился человек из окружения префекта по имени Луций, заявив, что нельзя казнить невинного человека. Узнав, что Луций – христианин, их с Птоломеем вместе осудили на казнь. За них-то и вступился Иустин, написав апологию к Сенату, где снова подробно, со всей убедительностью изложил христианское учение, убеждая, что нельзя убивать людей за их веру. Во второй апологии он убедительно объяснил, почему считает христианство выше всех известных философских школ и направлений – из текста видно, что Иустин был хорошо знаком с Евангелием от Иоанна. «Наше учение возвышеннее всякого человеческого учения, потому что явившийся ради нас Христос по всему был Слово…» «Наше учение, – пишет он, – возвышеннее всякого человеческого учения, потому что явившийся ради нас Христос по всему был Слово… И всё, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, всё это сделано ими соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова, а так как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то часто говорили противное самим себе… Превосходство христианского учения перед всяким другим видно и из того, что даже лучшему языческому учителю, Сократу, никто не поверил так, чтобы умереть за его учение; напротив, Христу поверили не только философы и ученые, но и ремесленники и вовсе необразованные, презирая и славу, и страх, и смерть».

http://pravoslavie.ru/71468.html

Венцы подвижника и апостола (см.: 1 Тим. 5: 17). Св. Оуэн был современником св. Вандрегизила. Он тоже был на королевской службе. Святой основал монастырь Ребэ в 636 году, стал епископом Руанским в 641 году и преставился в 684 году. День его памяти – 24 августа. Св. Омер поступил в монастырь Люксей в 629 году. Вскоре был рукоположен в епископа Теруанского. Был великим миссионером и основал много монастырей. Св. Омер, в частности, участвовал в основании монастыря Ситью на месте нынешнего города Сент-Омер во Франции. Он преставился в 670 году; день памяти – 9 сентября. 1 марта 649 года. Св. Аманд, епископ Родезский, жил в IV веке. Его память отмечается 4 ноября. Всего св. Вандрегизил построил семь церквей и часовен вокруг монастыря, включая и часовню св. Сатурнина, епископа Тулузского, которую можно увидеть по сей день. 3-й канон Пятого Арльского собора запрещал игуменам монастырей выезжать далеко за пределы монастыря без благословения своего епископа. То, что святой принимал в качестве пожертвования мирское имущество желавших поступить в монастырь, – случай уникальный. Автор жития использует здесь библейские образы, чтобы передать, какие св. Вандрегизил совершал чудеса на духовном поприще. Возможно, автор жития говорит о чудесах, совершенных уже после смерти святого. Несомненно, тайны духовного характера. В Фонтенеле в то время, возможно, подвизалось свыше 300 монахов и еще более насельников – в других основанных св. Вандрегизилом монастырях. 22 июля 668 года. Св. Вандрегизил, сегодня более известный под именем Вандрий, весьма почитается православными и католиками Франции и по сей день, особенно на севере страны. Глава св. Вандрегизила хранится в церкви города Льеж в Бельгии. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 6 октября 2012, 15:19 Спасибо за великолепную работу, Дмитрий! Жаль, что мало знаем о многих православных подвижниках, чьи подвиги во славу Божию достойны памяти и почитания. Иван 5 октября 2012, 13:13 Когда же, наконец, британских и ирландских святых внесут в наш календарь?? Давно уже обещали. Года два точно уже прошло от решения Синода.

http://pravoslavie.ru/56436.html

в ст. Леодегарий ). «Принцепса» Муммола, оказавшего поддержку мятежным монахам, отождествляют с Муммолом, еп. Уцеции (ныне Юзес), о к-ром упоминается в Житии св. Аманда в связи с его враждебным отношением к нейстрийским клирикам (епископ, недовольный тем, что Аманд получил от кор. Хильдерика II землю для основания монастыря в Провансе, велел своим воинам убить святого) (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 445-446; см.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 738; Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du Nord de la France. Louvain, 1927. P. 230-233). Внимание Эброина и его союзников к Леринскому мон-рю может свидетельствовать о церковно-политическом значении обители. В сборнике формул Маркульфа, составленном, вероятно, на рубеже VII и VIII вв. в аббатстве св. Дионисия (см. Сен-Дени ), Лерин назван среди важнейших франк. монастырей, обладавших иммунитетом на основании папских и королевских привилегий (MGH. Leg. Sect. 5: Formulae Merowingici et Karolini aevi. P. 39). Капелла Св. Троицы в аббатстве Лерен Капелла Св. Троицы в аббатстве Лерен Вероятно, в VIII в. Леринский монастырь был разорен арабами, захватившими Испанию, но сведения об этом сохранились лишь в поздних источниках. Предание о гибели леринских монахов изложено в Житии св. Майоля, аббата Клюни , составленном ок. 1000 г. мон. Сиром. Во время вторжения сарацин в Прованс ангел открыл леринскому аббату Поркарию, что враги вскоре нападут на обитель. Монахи решили остаться на острове, чтобы принять мученическую смерть. Однако с приближением вражеских судов их объял страх, поэтому внезапно налетевший ветер не позволил кораблям подойти к острову. Тогда монахи, преодолев страх, вышли навстречу сарацинам и были убиты (в Житии утверждается, что погибло не менее 500 чел.) (BHL, N 5179; Iogna-Prat D. «Agni immaculati»: Recherches sur les sources hagiographiques relatives à saint Maieul de Cluny (954-994). P., 1988. P. 108-121, 178-182). Согласно записи в монастырском картулярии , обитель была разорена вандалами в 455 и восстановлена в 752 г.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Он сознательно выбрал довольно сложный для миссионерской деятельности регион. Язычники в этой области были столь свирепы, что ни один другой проповедник не отваживался столкнуться с их яростью лицом к лицу. Именно это вдохновило его на работу с ними. Он работал очень упорно, на протяжении долгого времени, безрезультатно. Его нередко избивали и несколько раз бросали в реку. Однако, в конце концов, его терпение и упорство принесли результат. Бог позволил ему на глазах у народа воскресить умершего человека (повешенного преступника). После этого события толпы людей пошли к нему, чтобы принять крещение – люди разрушили языческие храмы своими собственными руками. К 633 г. он уже построил несколько церквей, основал «два больших монастыря в Генте, оба под покровительством Св. Петра». Во Фландрии он построил много учреждений, посвященных служению Богу. Одним из наиболее известных является «большой монастырь в Эльноне», который находится «в девяти милях от Турнея». (Монастырь, а также находящийся поблизости город и минеральные источники позже были переименованы в Сен-Аманд). Традиция, не вполне, впрочем, вызывающая доверие, говорит, что в 649 г. он был избран епископом Маастрихта, но через три года отказался от руководящего поста в своей епархии в пользу св. Ремаклуса и вернулся к миссионерской деятельности. Он продолжал работать среди язычников до восьмидесятилетнего возраста. Потом вернулся Эльнон, где пробыл четыре года аббатом. Он преставился в Лорде в 675 г. По ходу своей деятельности св. Амандус проповедовал также в Утрехте и воздвиг там маленькую часовню, посвященную Св. Мартину. После того, как он отбыл, чтобы продолжать свою миссию в других местах, Дагоберт передал укрепленный пункт в Утрехте Епископу Кёльнскому, Куниберту, на том условии, что он будет заниматься обращением фризов. Однако епархия Кёльна не проводила никакой миссионерской работы среди фризов. Другие миссионеры Нидерландов, включая Ахариуса, св. Элигиуса и св. Моммолинуса, работали в окрестностях Нуайона (сегодня северная Франция) и Турнея (сегодня Бельгия).

http://pravoslavie.ru/2000.html

Книга 8. От 347 до 381 года. I (347–361). Сардикийский Собор Собор Сардикийский имел большое влияние на Западе, там было мало преверженцев арианства. Прежде еще собора епископ Кельнский, Евфратас, выразил мнения благоприятствовавшие ереси. Так как он говорил, что Сын не той же сущности как Отец и не Бог как Он, то Серватий Тонгерский, стараясь обратить его к мнениям более православным, имел с ним несколько совещаний в присутствии святого Афанасия. 241 В это время епископ Александрийский, оставил Трир и тогда Евфратас сделался таким еретиком, что верующие Церкви его донесли на него Максимину, главному противнику арианства в Галлии. По приглашению Максимина, четырнадцать епископов из разных провинций Галлии съехались в Кельн: это были Максимин Трирский, Валентин Арльский, Донациан Кабилльонский (Шалона на Саоне), Северин Сенский, Оптациан из Труа, Иессей Спирский, Виктор Вормский, Валериан Оксерский, Симплиций Автунский, Аманд Страсбургский, Юстиниан Базельский, Евлогий Амиенский, Серватий Тонгерский, Дисколий Реймский. «По прочтении послания от народа Кельнского и всех городов второй Германии, доносивших, что Евфратас отрицает Божество Иисуса Христа, епископ Максимин сказал: «Так как Евфратас богохульствовал против Духа Святого, говоря, что Христос не Бог, я полагаю низложить его с епископства». Епископ же Валентин сказал: «Не только ему не следует быть епископом, но он должен быть отлучен от приобщения с мирянами». Прочие епископы говорили в том же смысле, а Серватий добавил: «я сам знаю, а не по слухам, то, что делал и чему учил лже-епископ Евфратас. Часто в присутствии Афанасия, епископа Александрийского, многих епископов, пресвитеров и диаконов, я спорил с ним, когда он говорил, что Христос не Бог . Полагаю, что он не может быть более епископом христианским». Десять епископов, не имевших возможности прибыть на собор, прислали согласие свое на низложение Евфратаса, это были: Мартин Майнцский, Виктор Мецский, Дезидерий Лангерский, Панхарий Безансонский, Санктин Вердюнский, Викторин Парижский, Супериор Турнайский, Меркурий Суассонский, Диоптет Орлеанский и Евсевий Руанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Громаден, богат сокровищами, великолепен русский монастырь св. вмч. Пантелеимона. Тысячи иноков могут нести здесь спасительный подвиг. Но вместо тысяч – здесь нет и трех десятков монахов. Что могут они, половина которых престарелые и больные, сделать с ветшающими строениями, пожарами, с разрушительной работой времени? За последние пятьдесят лет русский монастырь неоднократно подвергался крупным пожарам. Пострадала библиотека, где хранятся редчайшие рукописи XI-XVI веков. Сгорело много часовен, гостиниц, келлий. Один за другим уходят в жизнь вечную престарелые иноки Русика. Русские насельники неоднократно обращались к Всероссийскому Патриарху и другим русским иерархам. Так, в письме от 9 марта 1964 года на имя Святейшего Патриарха Алексия I схиархимандрит Илиан писал: «В эту зиму у нас необыкновенные холода, в церкви 4 градуса, заболели все гриппом... на две церкви осталось всего 16 человек, остальные престарелые и больные». Андреевский скит – прекрасный Серай – с кончиной архимандрита Михаила († 1968) опустел совершенно. Даже зарубежные писатели и публицисты отмечали ненормальность положения русских монахов на Святой Горе: « Церковь Христова станет беднее, если на Святой Горе не останется людей, погруженных в сокровенный подвиг и умное делание, столь присущее русским православным инокам». Ныне же русский Афон «умирает из-за отсутствия людей и средств» 2 – и это пишет иностранец (Аманд де Мендиетта), совершенно, казалось бы, не заинтересованное в пользу России лицо. Среди русских иноков в России есть немало таких, которые жаждут своим трудом, молитвой, благочестием и бескорыстной лептой послужить монастырям и запустевшим скитам Святой Горы. Но на их пути – внешние препятствия, стремление окончательно «эллинизировать» Афон, в противовес мнимому панславизму. Все это, и в частности отказ славянским инокам в визах и паспортах, фактически ослабляет духовную силу всего Православия, значение полуострова как оплота православного иночества всех национальностей, как средоточия монашества всех Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это время святой Аманд (Amand), как его изображают в очень-древних жизнеописаниях святых, наставил в вере набожную деву и с утешением её крестил: не представляется возможным то, что она ещё долгое время приходила в это место, покуда об этом не узнал её отец. На самом деле, Левольду сообщили о частых визитах в христианскую семью в Форесте, которые совершала его дочь, Он проявил всю грубость своего характера; и когда его фанатическая приверженность к идолопоклонничеству сделала его еще более сердитым, он тотчас же отдал своим военным самые строгие приказы. Каковы же были эти приказы? Каким образом они были выполнены? Какие мрачные инциденты указывали на то трагическое событие, которое произошло потом? В рассказах автора не имеется достаточных гарантий достоверности, чтобы вникнуть тут во все эти детали. Ограничимся лишь тем, что, согласно преданию, Алина умерла либо в борьбе против людей, которые хотели ее схватить, либо в руках кровожадных министров раздраженного отца. Чистая кровь, пролитая ради Иисуса Христа, никогда не бывает безплодной. Чувственными свидетельствами Господь даёт понять, сколь приятна ему эта жертва жизнью, которую ему приносят его верные слуги. Вскоре это стало известно и в Форесте, где было похоронено тело юной девы. Многочисленные исцеления, которые там происходили, наделали много шума в тех краях. Скромный алтарь вскоре стало посещать множество лиц, которые приходили просить помощи Божией на могиле новомученицы. По преданию, в ту пору в стране правил человек по имени Осмонд (Osmonde), известный и богатый, но слепой и немощный. Как-то он отправился к Левольду и сказал ему следующее: «Так как больные направляются толпами к могиле Алины и по её страданиям и молитвам они находят там выздоровление, то я собираюсь идти туда сам в надежде вернуть своё зрение». «До сих пор», – ответил Левольд: «я смотрел как на басни на всё то, что мне сообщали, но если ты возвратишься исцелённым, то я оставляю моих богов и приму закон христиан». Осмонд, удовлетворенный этим обещанием, попросил отвести себя к часовне, где было похоронено тело Алины, и попросил Господа исцелить его заслугами юной девы и возвратить ему зрение. Так и случилось. Влекомый радостью, он возвратился к Левольду, который отрекся в тот же момент от почитания идолов и побежал, обливаясь слезами, к могиле своей дочери, признавая публично, что он был сам автором её смерти. Тотчас же он попросил проповедовать ему правду Евангелия, принял Крещение, изменил свое имя на имя Гарольд (Harold) и имел утешение видеть, как его супруга разделила с ним его Веру и его счастье. Оба начали вести новую жизнь и ревностно являли христианские добродетели до дня своей кончины. Их похоронили в Дильбеке, в церкви Святого Амвросия, которую построили они сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Червонец – дар Богоматери привешен был к иконе Богоматери, пред которою пел Иоанн. И от иконы и от червонца совершались чудеса. Ныне икона стоить местною в параклисе введения Богоматери в храм и пред нею горят три неугасимые лампады 494 . Барский видел храм архангела в келье Иоанна и описал жизнь Кукузеля, следуя книге Агапия, афонского отшельника: «Спасение грешникам» 495 . 15 ч. Подвиги св. Филия, епископа томского и с ним многих Когда Ликиний поднял (320 г.) столько же жестокое, сколько и хитрое гонение против христианства, предписав явно требовать епископов, воинов и придворных к суду за неповиновение языческому государственному закону, а тайно дав знать преследовать и всех христиан 496 , в малой Скифии святитель Филий, томский епископ, первый обратил на себя злость языческой власти. Его потребовали к суду и в тоже время начали хватать христиан в разных местах Скифии. Святителя били палками до полусмерти, запирали в темницу, предавали вновь безчеловечным истязаниям и наконец по приговору судебному бросили его в море; тело его, приплывшее к берегу, перенесено было благоговейными людьми в загородный дом благочестивого Аманда и здесь оно прославилось чудесными исцелениями 497 . В тот же третий день января окончили в Томах мученический подвиг три родные брата Аргей, Наркисс и юный Маркелин, также два Евгения, Клавдион и Род. Братья после истязаний также брошены были в море 498 . Апреля 3 в Томах преданы были смерти св. Евагрий и Бенигн. Блаженный Аманд также последовал за любимым учителем своим: он и несколько других 6 июня замучены «в городе Новидуне», иначе в новом Дунайце, славном городе Малой Скифии 499 . Здесь же июня 4 после долгих пыток и темничного заключения обезглавлены были: св. Зотик, Лукиан и Илия. Последний в греческом известии называется Ηλει, а не Ηλειας: грек удержал славянское имя Ильи, не подозревая, что это – одно и тоже, что Илия. С св. Зотиком пострадали в один и тот же день – 4 июня и в одном и том же месте – в новом Дунайце св. Комар, Гаддун, Нинит, Юлия и до 30 других страдальцев веры 500 .– Сентября 17 тут же окончили подвиг свой три юные царедворца, сосланные Ликинием в малую Скифию 501 . За два пред тем дня «в городе Томах» окончились страдания славною смертию св. Стратора, Валерия, Макровия и Гордиана; наконец октяб. 1 увенчались мученическим венцом в Томах «св. Приск, Крискент и Евагрий " 502 . Так при Ликиние явились в малой Скифии, славянской стране, целые сонмы мучеников за св. веру. 16 ч. Память о святых чадах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и пр. Прокопии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010