II 10; Иерусалимский Талмуд. Таанит. II 66a; Иерусалимский Талмуд. Мегилла. I 70d). В евр. традиции подробно описывается подвиг Юлиана и Паппа. Во времена имп. Траяна (98-117) некий ребенок из языческой семьи был найден в Л. мертвым. Вина за убийство была возложена на еврейское население, и в случае невыдачи виновника преступления римляне грозили убить всех евреев. Тогда Юлиан и Папп взяли вину на себя и были казнены. Источники передают их диалог с рим. наместником Луцием Квинтом, к-рый по стилю и отдельным фразам напоминает беседу Христа и Пилата (Вавилонский Талмуд. Таанит. 18b; Rashi on Taanit. 18b). Далее описывается, как по приказу имп. Адриана (117-138) Луций был предан жестокой казни. Антииудейский характер действий Луция, подчеркнутый в евр. источниках, был связан с тем, что в это время наместник исполнял поручение имп. Траяна подавить иудейское восстание в Вавилонии (в то время занятой римлянами). Луций действительно погиб в начале правления имп. Адриана и, возможно, был казнен по его приказу, но не в Л., а в Лаодикее. Евреи установили праздник в честь избавления от мучителя (День Траяна), но позднее это торжество отменили, т. к. память пострадавших Юлиана и Паппа также приходилась на этот день. О Луции Квинте упоминает и Евсевий Памфил ( Euseb. Hist. eccl. IV 2). В 200 г. имп. Септимий Север даровал Л. статус рим. муниципия с названием Colonia Lucia Septimia Severa Diospolis (Город Зевса Колония Луция Септимия Севера), что было очень почетно и свидетельствовало о признании важного положения города. Л. не раз упоминается в НЗ; город посетил ап. Петр , нашел здесь общину христиан и исцелил расслабленного Энея (Деян 10. 32-35, 38). Первым епископом Л. был св. Зина , ап. от 70, ученик ап. Павла . Евсевий Кесарийский в кн. «О палестинских мучениках» (нач. IV в.) пишет о Л. как о большом городе, все население к-рого состоит из иудеев ( Euseb. De mart. Palaest. 8). В IV-V вв. христ. население в Л. постепенно увеличивалось. Первым из известных христ. епископов Л. был Аэций, сторонник арианства, принимавший участие в I Вселенском Соборе в Никее 325 г.

http://pravenc.ru/text/2110481.html

62. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? 63. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 64. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. 65. Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. 66. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 67. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. 38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. 68. Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. 69. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. 70. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. 71. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. 72. Согласно цитированнного послания к Галатам, соблюдение нравственного закона Моисеева – обязательная ступень прихода человека к Христу. Соблюдший закон вступит на новую ступень. Но ни в коей мере не достигнет Христа не соблюдающий нравственный закон Моисеев. 73. а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 74. В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В 164 г. Луций совершил поездку в Эфес, где женился на 13-летней дочери М. А. Луцилле. Сохранилось раннехристианское предание о том, что тяжелобольную Луциллу накануне свадьбы в Эфесе исцелил свт. Аверкий Иерапольский. Война несколько лет продолжалась с переменным успехом. В 163 г. парфяне заняли Осроену (Эдесское царство), зависимую от Рима, свергли царя Ману VIII и посадили своего ставленника. Постепенно рим. военачальники Фурий Викторин, Авидий Кассий и Стаций Приск добились перевеса над парфянами. К кон. 163 г. они сумели переправить часть своих сил на вост. берег Евфрата. В 164 г. было восстановлено рим. присутствие в Армении, на трон был возвращен Сохемос; была построена царская резиденция Койнеполис (локализована предположительно) вместо Артаксаты. В 165 г. римляне восстановили контроль над Осроеной и во главе с Авидием Кассием вторглись в Месопотамию. Они одержали победу при Дура-Европосе, в конце года захватили и разграбили Ктесифон и Селевкию-на-Тигре, несмотря на то что жители Селевкии, преимущественно греки, сами открыли им ворота. В 166 г. был заключен мир, условия к-рого подробно неизвестны, но, вероятно, основывались на восстановлении довоенного статус-кво. В честь побед Луций Вер и М. А. приняли титул «парфянский». По возвращении Луция в Рим был отпразднован триумф 2 императоров. Сыновья М. А. 5-летний Коммод и 3-летний Марк Анний Вер (ум. 169) в это время получили титулы цезарей. В честь побед была воздвигнута бронзовая позолоченная конная статуя М. А. (ныне - в Капитолийском музее): под поднятым копытом коня, на к-ром победно восседает М. А., находилась небольшая фигурка парфянского царя Вологеза. Возможно, первоначально статуя украшала триумфальную арку. В средние века статуя сохранилась, поскольку ее считали изображением имп. св. равноап. Константина Великого. Уже в годы Парфянской войны начались вторжения варварских племен через дунайскую границу. Первое нападение хаттов в 162 г. на пров. В. Германия было отбито к 165 г. Но к сер. 60-х гг. II в. в Центр.

http://pravenc.ru/text/2562244.html

Е.В. Герцман Беседа IX. Во время божественной литургии Это произошло в первый год 204-й Олимпиады или в 790 году от основания Рима, когда умер император Тиберий Цезарь Август и его место занял император Гай Цезарь Август Германский, более известный под именем Калигулы (37–41 гг.)- В том же году произошло освящение храма Божественного Августа, а Агриппе I было пожаловано царство в Сирии. Но, несмотря на это, полноправным правителем всего Римского Востока оставался легат Сирии Луций Вителлий, отец будущего императора Вителлия (69–70 гг.). Это он отослал Понтия Пилата в Рим, чтобы бывший прокуратор Иудеи оправдался там за свои деяния, слухи о которых докатились и до столицы. Это Луций Вителлий во время своего посещения Иерусалима отстранил от служения первосвященника Ионафана и назначил на его место Феофила, брата Ионафана. К этому году многие иудеи, бежавшие несколько лет тому назад из Иерусалима, собрались в сирийском городе Антиохии. Из Иерусалима их выгнали религиозные распри, так как они «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). В результате росло число Его последователей. Этого не стерпели те, кто противостоял им, и донесли на дьякона Стефана, «мужа, исполненного веры и Духа Святого» (Там же, 6:5), будто тот «говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Там же, 6:11). Не имея возможности одолеть Стефана в богословском споре, они побили его камнями. И, как сказано, «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все... рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Там же, 8:1). Некоторые из иерусалимцев пришли в Антиохию и также стали благовествовать об Иисусе Христе, «и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Там же, 11:21). Потом здесь появился и апостол Варнава из Иерусалима. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии первый раз стали называться Христианами» (Там же, 11:26). Так было положено основание Антиохийской церкви. Несколько позже один из иерусалимских беглецов, некий Филипп, оказавшись в Самарии, благовествовал «о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» (Там же, 8:12). И многие, уверовав в Него, крестились и стали первыми прихожанами Самарийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 На самом деле 161 г. Вслед за Орозием Беда путает императора Марка Аврелия (годы правления 161-180) с его предшественником Антонином. Луций Аврелий Коммод Вер был соправителем Марка Аврелия в 161-169 гг. 73 Элевтерий-епископ Рима в 174-189 гг. 74 Сведения об этом Беда почерпнул в «Liber Ponmificalis»-kpamkoй летописи деяний римских пап, которая велась с начала VII в. до 1431 г. Она начинается с апостола Петра, но достоверный характер приобретает только с VI в. По догадке А. Гарнака, в соответствующей записи имеется в виду не Британия (Brittania), а Бирта, или Брита-дворец правителей Эдессы (Осроены). В то время правителя по имени Луций в Эдессе не было, но ее царь Ману VIII вполне мог взять себе это латинское имя в знак подчинения Риму. 75 Реальное проникновение христианства в Британию датируется концом II в. 76 Снова хронологический сдвиг-император Септимий Север правил в 193-211 гг. 77 Римская оборонительная стена состояла из трех частей: каменная стена (murus) с рвом перед ней, система башен и фортов (castra) и вал (vallum). На самом деле первый вал в Британии построил император Адриан около 122 г., а второй, более северный,-император Антонин около 150 г. Уже в скором времени эти валы были частично разрушены пиктами и восставшими бриттами. Север восстановил Антонинов вал и укрепил его каменную часть, поэтому многие писатели древности считали именно его создателем этого сооружения. 78 Все это описание Беда заимствовал из сочинения Вегеция «О военном деле». Остатки стены находились рядом с монастырем Ярроу, и автор наверняка осматривал их. 79 Эбораком здесь и далее называется современный Йорк. Бритты называли его Эвраук (что означает «золотой») по имени своего легендарного вождя. Римляне переделали это слово в Эборак, а англосаксы-в Эофервик. Современное название восходит к скандинавам. 80 Имеются в виду император Каракалла (Марк Аврелий Бассиан), правивший в 211- 217 гг., и его брат и соправитель Гета, казненный в 212 г. 81 Диоклетиан правил в 284-305 гг. Максимиан Геркулий был его соправителем на Западе в 285-305 гг. и пытался вернуться к власти до своей гибели в 310 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет . Т.1а. Евангелие от Матфея. 1–13 /Т.1б: Евангелие от Матфея. 14–28 ; т. 2: Евангелие от Марка. Тверь, 2001–2007. Вергилий. Энеида//Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. С.137–402. Геродот. История. М., 1972. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. СПб., 1996. Димитрий Ростовский . Сладчайшие Спасителя нашего глаголы, яже изрече на Кресте, по исчислению седмь//Творения: В 5 т. Т.1. М., 1839. С.255–260. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Т.1–3. М., 2005. Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 1997. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Евангельское приготовление//SC 369. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Жизнь блаженного василевса Константина: De vita Constantini//SC559. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Церковная история. М., 1993. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Ономастикой: Onomasticon//GCS 11/1. Евфимий Зигабен . Толкование на Евангелие от Матфея: Commentarium in Matthaeum//PG 129, 112–765. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Квинт Курций Руф. История Александра. М., 1993. Коран/пер., комм. И.Ю.Крачковского. М., 1990. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977. Луций Анней Сенека. Утешение к Марции: Ad Marciam de consolation//L. Annaei Senecae. Dialogorum libri duodecim/ed. H. A. Koch, J.Vahlen. 1884. Лютер М. О евреях и их лжи//D. Martin Luthers. Werke : Kritische Gesamtausgabe. Bd. 53. Weimar, 1920. S. 412–553. Некрасов Н.А. Памяти Добролюбова//Некрасов Н.А. Сочинения. Т.2. М., 1959. С.12–13. Николай Месарит. Реликвии церкви Богоматери Фаросской//Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники/под ред. А.М.Лидова. М., 2006. С.198–206. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. Паломничество Эгерии: Itinerarium Egeriae//SC296. Платон. Горгий//Платон. Собрание сочинений. Т.1. СПб., 2006. С.261–374. Руперт из Дейца. Комментарий на Евангелие от Иоанна: Commentaria in Evangelium S. Joannis.//PL 169, 201–826.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

4132 г. Марк Антонин Вер вместе с братом Луцием Аврелием Коммодом, 19 лет и один месяц. Они впервые управляли империей на равных правах, тогда как до этого времени постоянно были единовластные августы. Затем они с удивительной доблестью и счастьем вели войну против персов. Когда возникло гонение, в Азии мученичество приняли Поликарп и Пионий; также в Галлии очень многие со славой пролили кровь ради Христа. Малое время спустя чума, кара за преступления, опустошила множество провинций, в особенности же Италию и Рим. После смерти брата, Коммода, Антонин делает своим соправителем сына, тоже Коммода. Мелитон Азиан, епископ Сардский, передал императору Антонину сочинение в защиту христиан. Луций, король Британии, отправил к епископу Рима Элевтерию письмо с просьбой сделать его христианином и добился того, о чём просил. Известностью пользовались епископы Аполлинарий Азиан в Гиераполе и Дионисий в Коринфе. 4145 г. Луций Антонин Коммод правил после смерти отца 13 лет. Он успешно вёл войну против германцев, в остальном же, погрязнув в роскоши и всяческих непристойностях, он не имел ничего общего с отцовскими добродетелями и благочестием. Известностью пользовался Ириней, епископ Лиона. Сняв голову Колосса, император Коммод приказал приделать ему изображение своей собственной головы. 4146 г. Гельвий Пертинакс, шесть месяцев. Он был убит во дворце в результате происков Юлиана, сведущего в праве мужа, которого, в свою очередь, победил в гражданской войне и убил на Мульвийском мосту Север, на седьмом месяце после того, как тот начал править. Виктор, 13-й епископ Рима, широко разослав повсюду книжицы, постановил праздновать Пасху в день Господень от 14-й луны первого месяца до 21-й, как и его предшественник Элевтерий. Одобрив его декрет, Феофил, епископ Кесарии Палестинской, вместе с прочими епископами, которые были на этом соборе, написал весьма полезное соборное письмо против тех, которые праздновали Пасху в 14-ю луну вместе с иудеями. 4163 г. Север Пертинакс, 17 лет. Славились Климент, пресвитер Александрийской церкви, и Пантен, философ-стоик, чрезвычайно опытные в отстаивании нашего учения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Но эти столь благочестивые и столь отрадные начинания прервала внезапная смерть. Ибо спустя восемь месяцев, как получил власть, он умер в Киликии. 395 Глава 2. О воцарении Валентиниана и Валента После него власть получил Валентиниан, 396 который за веру нашу был изгнан Юлианом со службы. Но исполнил в нем Господь то, что обещал, более чем стократно воздав ему в этом веке. Ведь за то, что оставил службу ради Христа, он получил власть. В соправители он принял брата Валента, 397 и себе выбрал западную часть, а ему оставил восточную. Но Валент, благоволивший партии еретиков, вступил на путь предков своих. Ведь и епископов он отправлял в ссылки, и пресвитеров, и диаконов, и монахов (когда во главе Александрии стоял Татиан ) предавал пыткам и сожжению. И много преступного и жестокого он совершил в отношении Церкви Божьей. Но все это [произошло уже] после смерти Афанасия. 398 Ведь когда тот был жив, словно огражденный некоей Божественной добродетелью, Валент, хотя безумствовал в отношении прочих, против него ничего дурного не смел совершить. Глава 3. О кончине Афанасия и преследованиях еретика Луция И вот, в то время Афанасий, прежде чем на сорок шестом году служения своего после многих битв и многих примеров стойкости он упокоился с миром, размышляя о преемнике, избрал соучастником трудов своих и другом Петра. Однако Луций, епископ арианской партии, тут же, словно волк, проник к овцам. И Петр сразу же поднялся на корабль и бежал в город Рим. Луций же, будто бы получил материал для жестокости своей, стал свирепствовать в отношении остальных. И такое начал кровопролитие. что, казалось, нет никакой возможности сохранить благочестие. В первом наступлении его такие постыдства творились в отношении дев и служителей Церкви, какие не припомнить в гонениях язычников. Затем после принуждения людей к бегству и ссылок, после убийств, пыток и костров, на которых он уничтожил неисчислимое множество [невинных], оружие ярости своей он обратил против монастырей. Вторгся в пустыню и принес людям, живущим в мире, войну. Одновременно пытался атаковать три тысячи, или того больше, мужей, рассеянных по скрытым и уединенным обителям. Отправил военный отряд конницы и пехоты, собрал трибунов, препозитов, военачальников, словно собирался сражаться против варваров. Они, когда прибыли в пустыню, стали свидетелями невиданного способа ведения войны; враги подставляли мечам свои шеи и ничего другого не говорили, кроме как: «Друг, ты за этим пришел?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

как о характеристике Антиохийской церкви, в которой были пророки, а потому Дух Святой мог возвещать ей. Луций Киринфянин, Симеон Нигер и Манаил не могли не отделить Павла, с которым очевидно не имели они особой от всей церкви, исключительной связи, ни тем более отпустить их. Павел сам называет себя отделенным или выделенным из среды других людей (φορισμνος) и притом на дело благовествования ( Рим.1:1 ; Гал.1:15 ). Отделить его, отрешить от себя могла только Антиохийская церковь , к которой как бы принадлежал он, будучи приведен в неё Варнавою из Тарса. Агав провозвестил предстоящий голод в собрании церкви: «встав предвозвестил Духом… и ученики положили». ( Деян.12:28, 29 ) Пророки, о которых идет в настоящем случае речь, находились, очевидно, в церкви, как собрании и провозвестили в ней. «Служение Господу», о котором в данном случае говорится, было, очевидно, общественным служением, в котором имеющий слово говорил его, а имеющий пророчество возвещал его. «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают; если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи, ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» ( 1Кор.14:29–31 ). Мы не имеем права предполагать частного собрания и частного служения учителей и пророков, когда вся апостольская древность свидетельствует нам только об общих собраниях церкви или учеников и об общем служении всей церкви, в котором участвовали и учителя и пророки, каждый даром своим. Если же отделяли и отпускали Павла на дело благовествования не Симеон Нигер, Луций Киринфянин и Манаил, а вся Антиохийская Церковь , которой возвещено было повеление Духа Святого через имеющихся в ней пророков, то и возлагать руки на Савла и Варнаву должны были все находившиеся в собрании церковном, как все израильтяне возлагали некогда руки на левитов, уделяемых Богу. В тексте повествования нет никакого указания на то кто именно возлагал руки и отпускал Савла и Варнаву, как в русском переводе, в котором вставлено слово они, как бы отожествляющее отпускавших с пророками и учителями. Как бы то ни было, а возложение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010