Книга седьмая Глава 1 Деций царствовал неполных два года. Сразу же, как только его вместе с сыновьями прирезали, ему наследовал Галл. Ориген скончался тогда же, не дожив до семидесяти лет одного года. Дионисий в своем письме к Ермаммону так говорит о Галле: «Галл, не поняв Дециевой вины и заранее не подумав над тем, что его погубило, споткнулся о тот же самый камень, лежавший перед глазами. Царствование его было благополучно, все шло по его желанию, но он изгнал святых мужей, предстателей пред Богом о его мире и здравии. Вместе с ними изгнал он и молитвы о себе самом». Вот что касается Галла. Глава 2 В Риме преемником Корнилия, почти закончившего третий год своего епископства, стал Луций, несший свое служение неполных восемь месяцев; умирая, он передал его Стефану. Ему Дионисий написал свое первое письмо о крещении; в то время поднят был немаловажный вопрос: следует ли людей, возвращающихся из любой ереси в Церковь , очищать «банею водной»? По обычаю, издревле сильному, на таких людей только возлагали с молитвою руки. Глава 3 Киприан, пастырь Карфагенской епархии, первый из людей того времени решил, что следует принимать не иначе, как очистив сначала от заблуждений «банею водной». Стефан же, считавший, что не следует вводить ничего нового, нарушающего обычай, издревле укрепившийся, пришел в негодование. Глава 4 Дионисий многократно писал ему по этому поводу и, наконец, сообщил, что гонение утихло и Церкви, повсюду отвратившиеся от Новатовых новшеств, обрели мир между собой. Пишет он так: Глава 5 1. «Знай же теперь, брат, что все восточные и даже более дальние Церкви, раньше разделенные, теперь объединились; предстоятели их все и повсюду единодушно и несказанно радуются неожиданно наступившему миру: Димитриан – в Антиохии, Феоктист – в Кесарии, Мазабан – в Элии, Марин – в Тире (Александр скончался); Илиодор, ставший епископом в Лаодикии после кончины Филимидра. Елен – в Тарсе, все Церкви в Киликии, Фирмилиан и вся Каппадокия. Я назвал из епископов только наиболее известных, чтобы письмо не вышло слишком длинным и скучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла 27 (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) По умирении Церкви, возмущенной на некоторое время гонением, воздвигнутым в Иерусалиме Иродом Агриппою, и по смерти этого последнего открылся новый период в истории христианства: начинается распространение Евангелия главным образом среди язычников. Таким образом, свет Христовой истины переходил в страны языческие по мере того, как возрастала злоба иудейства против Христа и Его Церкви. Иудеи сами гнали от себя этот свет и делали себя более и более недостойными его, и апостольская деятельность сама собою должна была переноситься к язычникам (13, 46). На место Иерусалима главным, средоточным и исходным пунктом апостольской деятельности является теперь Антиохия; главным деятелем в распространении Евангелия – святой апостол Павел, на то и призванный, чтобы возвещать имя Христово среди язычников (9, 15; 22, 21). а) Начало апостольских путешествий святого Павла Глава 13. 1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Глава 13: 1–3. Антиохийская Церковь в то время достигла уже такого духовного совершенства, что в ней были уже свои пророки и учители 28 . Из них первым дееписатель называет Варнаву, который, вероятно, пользовался особенным уважением среди христиан, как устроитель Церкви Антиохийской по поручению самих апостолов (11, 22), а последним – Савла, который после других вошел в общение с Церковию Антиохийскою и в состав ее членов. Когда однажды все члены Антиохийской Церкви были в собрании при богослужении и постились, Дух Святой (чрез одного или нескольких пророков) сказал: «выделите Мне из среды своего общества Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Призвание апостола Павла быть апостолом язычников было, конечно, всем известно в Церкви Антиохийской, а потому все понимали, к чему призывал теперь Варнаву и Савла Дух Святой. Все понимали также важность и величие подвига, к какому призывались эти апостолы, а потому не просто отпустили их в путь, но после особенного поста и молитвы о проповедниках Христовых и возложив на них руки, то есть после общего поста и молитвы, посвятив их на новое, особенное служение, призвав на них вспомоществующую немощам человеческим благодать Святого Духа. б) Обращение проконсула Сергия Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

266). Примирительная позиция свт. Василия осложнилась тем, что Петр II вскоре был изгнан из Александрии по приказу имп. Валента и его место занял арианин Луций. Петр II уехал в Рим и стал своеобразным информантом для запада о событиях на востоке. Тем не менее свт. Василий убедил М. поставить свою подпись под посланием 32 вост. епископов, к-рое было адресовано епископам Галлии и Италии (Ibid. 92). В 376 г. в Антиохию было отправлено послание еп. (папы) Римского Дамаса, в к-ром в очередной раз подтверждалось признание еп. Павлина, а М. вообще не упоминался ( Damas. Ep. 16, 17). В 376 г. М. отправил послом в Рим своего пресв. Санктиссима, чем немало удивил свт. Василия, к-рый ранее был недоволен безразличием М. к его хлопотам ( Basil. Magn. Ep. 129). Это посольство привело к нек-рым положительным сдвигам, но официально запад по-прежнему не признавал М. В одном из своих последних писем на запад (378) свт. Василий уже открыто потребовал признания М. и осуждения еп. Павлина (Ibid. 363). Однако влияние Василия не привело к изменению взглядов зап. священнослужителей на Антиохийскую схизму; в Риме продолжали поддерживать еп. Павлина. В этот же период ситуация в общине мелетиан осложнилась отпадением пресв. Виталия в аполлинарианство. Сначала он пытался примкнуть к партии еп. Павлина, общение с к-рым одно время поддерживал Аполлинарий Лаодикийский. Однако затем еп. Павлин отказался принять его в свою общину без предварительного отречения от ереси. Аполлинарий же поставил Виталия еще одним епископом Антиохии для своих сторонников. После гибели имп. Валента в битве с готами при Адрианополе (378) в янв. 379 г. власть над востоком Римской империи была передана имп. Феодосию I Великому . Смерть Валента означала реабилитацию ранее изгнанных епископов, и М. вернулся в Антиохию ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 2; Sozom. Hist. eccl. VII 3; Theodoret. Hist. eccl. V 2). В то же время позиция императора запада Грациана по церковным вопросам была продиктована мнением его епископата и была направлена на признание законными тех епископов, к-рые находились в общении с Римской кафедрой.

http://pravenc.ru/text/2562860.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весть об этом чудном обращении островитян в христианство скоро достигла до Александрии. Тогда Луций смягчился, и прислушавшись к гласному мнению сторонников своих, говоривших, что он, ратуя со служителями Бога, ратует с Ним самим, велел возвратить блаженных изгнанников в нитрийскую пустыню. (Socrati Hist, eccles. L. IV, с. 24). Первое нашествие Мазиков в нитрийский Скит – 395 год. – Между тем законный александрийский архиепископ Петр пребывал в Риме. В 378 году он возвратился в Александрию, но вскоре (по изгнании Луция) умер. На кафедру его возведен был православный святитель Тимофей, а преемником его был Феофил (385– 413 г). Во дни его новое нечаянное бедствие постигло нитрийских пустынников. В Скит их вторглись кочевые жители Ливии, Мазики, в 395 году. «Это племя», по-современному свидетельству Кассиана, «было самое варварское, самое кровожадное. Оно находило особенное удовольствие в зверском истреблении людей. Не жажда корысти, свойственная другим варварским племенам, понуждала его проливать кровь человеческую, а естественная наклонность делать зло». Вторгшись в Скит, Мазики умертвили многих монахов. Св. Арсений, только что прибывший туда в пустыню, успел спастись от ярости их с несколькими Сподвижниками. Он ушел в Трою, что близ Мемфиса, а оттуда в Канон. Варвары, ограбив жилища отшельников, возвратились в свои кочевья. А в разоренном Скиту поселились новые подвижники подле прежних, которых спас Господь. (Uies des peres des deserts d’ Orient. T. III, – 1824). Бедствия великорослых братьев нитрийских 403–4 годы. – Исидор, сперва скитский подвижник в Нитрии, потом пресвитер александрийский, рукоположенный св. Афанасием великим , был попечителем странных и бедных. Одна благочестивая вдова тайно дала ему тысячу золотых монет, чтобы он купил одежды для самых бедных в городе женщин, и упросила его не говорить об этом патриарху Феофилу, боясь, как бы его блаженство не истратил приношений ея на покупку камней для затейливых построек своих. Исидор в точности исполнил желание и просьбу ея.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

К. решил в пользу императора конфликт, связанный с архиепископской кафедрой Трира. Папа отстранил 2 претендентов на нее - Фолькмара, которого в свое время поддерживали папы Луций III и Урбан III, и имп. ставленника Рудольфа из Вида. В сент. 1189 г. в соответствии с условиями Вормсского конкордата были проведены выборы, и в результате кафедру получил Иоанн, канцлер имп. Фридриха Барбароссы. Новый кризис в отношениях К. со Штауфенами возник после смерти сицилийского кор. Вильгельма II (18 нояб. 1189). Он не оставил потомства, и одним из вероятных наследников был герм. кор. Генрих VI, женатый на Констанции, тетке Вильгельма II. Опасаясь ослабления папского влияния в Юж. Италии, К. еще в 1188 г. настоял на том, чтобы Вильгельм II принес ему присягу в верности не только за себя лично, но и за своих наследников. Однако Генрих VI, заявив о своих правах на престол, не собирался признавать себя вассалом папы. Возникла угроза, что Папская область окажется окружена владениями Штауфенов с севера и с юга. Чтобы не допустить этого, К. поддержал др. претендента на сицилийский престол, Танкреда де Отвиля, гр. Лечче (янв. 1190). В то же время, не желая идти на разрыв отношений со Штауфенами, К. до конца понтификата так и не провел церемонию инвеституры (введения в должность) кор. Танкреда. Главной целью внешнеполитической деятельности К. была организация нового крестового похода для освобождения Иерусалима, осенью 1187 г. захваченного Салах-ад-Дином . Имп. Фридрих Барбаросса выступил на Ближ. Восток весной 1189 г. Папа стремился привлечь к участию в крестовом походе франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223) и англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199), воевавших друг против друга на франц. землях. К. направил легатом Иоанна, кардинала-пресвитера Сан-Марко. После продолжительных переговоров короли заключили мир (июль 1190) и начали готовиться к походу. Надеясь собрать войско для крестового похода и в Италии, папа Римский активно занимался улаживанием конфликтов между итал. гос-вами. При участии К. был заключен мир между республиками Генуя и Пиза (1188). Его легаты выступили посредниками на переговорах между Пармой и Пьяченцей (1189 или, по др. данным, 1190). Благодаря этому в 3-м крестовом походе приняло участие значительное число итал. рыцарей, в т. ч. из Рима и Папской области. В 1188-1189 гг. К. обращался с предложениями заключить союз против сарацинов к визант. имп. Исааку II Ангелу (1185-1195, 1203-1204) и к киликийскому кн. Левону II (1185-1219).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

LXV. ФЕОДОР, который потом был назван Григорием и стал епископом понтийского города Неокесарии 246 . В весьма юном возрасте он отправился из Каппадокии в Берит 247 для изучения греческой и латинской литературы, а оттуда в Кесарию Палестинскую, взяв с собою своего брата Афинодора 248 . Когда Ориген заметил их отличные природные дарования, то склонил братьев к изучению философии, во время преподавания которой понемногу привел их к вере во Христа и сделал своими последователями. Получив от Оригена в течение пяти лет ученое образование, они были отпущены им к матери. Перед отъездом своим в отечество Феодор в благодарность написал Оригену панегирик и, созвав весьма многолюдное собрание, в присутствии самого Оригена прочитал вслух это слово, которое и доселе существует. Он написал и толкование на книгу «Екклезиаст», хотя краткое, но очень полезное. Известны также и многие его послания, но преимущественно знамения и чудеса, которые он, будучи уже епископом, совершил к великой славе Церкви. LXVI. КОРНЕЛИЙ, епископ Римский 249 , к которому есть восемь посланий Киприана, написал послание «К Фабию», епископу Антиохии 250 , о Римском, Италийском и Африканском соборах, другое послание «О новацианах и о падших», третье послание «О деятельности собора» 251 , четвертое послание к тому же Фабию, весьма обширное и заключающее в себе опровержение и анафему новациановой ереси. Он управлял церковью два года при Галле и Волузиане и когда увенчался мученичеством за Христа, то ему наследовал Луций 252 . LXVII. КИПРИАН АФР 253 сперва прославился как учитель риторики, потом, по увещанию Цецилия, от которого и получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Некоторое время спустя он был посвящен в сан пресвитера, а затем был поставлен и епископом Карфагена. Излишне перечислять творения его ума 254 , когда они светлее солнца. Он пострадал при принципсах Валериане и Галлиене 255 во время сильного восьмого гонения 256 в тот же день, в который пострадал в Риме Корнелий, но не в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому, все старания заботливого пастыря направлены были теперь к тому, чтобы приготовить своих пасомых к новому посещению Божию. Особенно беспокоила его участь тех африканских христиан, которые к этому времени остались без епископа. Так, он хотел сам отправиться в далекий город Тибари, чтобы там, в виду предстоящих мучений, лично оказать осиротевшей пастве нравственную помощь: но, когда это оказалось невозможным, он написал к тибаритским христианам трогательное и пламенное увещание к мученичеству, замечая, впрочем, что и уклонение во время гонения не есть преступление 376 . Нет сомнения, что собственная его карфагенская паства прежде всего была снабжена духовным оружием к отражению угрожающего врага, и таким вполне надежным оружием были признаны: пост, бдение и молитва 377 . Предметом же особенной заботливости св. Киприана были, без сомнения, те падшие, которые не окончили еще покаяния своего, а, между тем, должны были вступить теперь на трудное поприще борьбы за веру. Но им, как мы видели, еще на майском соборе был дарован мир. Как во время Декиева гонения, так и теперь, в Риме преследование христиан производилось с гораздо большей силой, чем в провинциях 378 . Римский епископ Корнелий первый сделался исповедником и вскоре мучеником за веру. Св. Киприан писал к исповеднику приветственное письмо, в котором с величайшим восторгом хвалит мужество не только самого Корнелия, но и его пасомых, которые вместе со своим епископом решились засвидетельствовать свою готовность пострадать за Христа. «Теперь видно писал он ему, где истинный священник Божий, где церковь и дом Христов, где рабы Божии, на которых нападает дьявол , где истинные христиане, против которых вооружается антихрист. Он не вредит тому, кто в союзе с ним, не поражает вечно пораженных. Но если бы и они пострадали, это не сплетет им венца за веру, а будет достойным наказанием за вероломство» 379 . В это же гонение сподобился мученической кончины и преемник Корнелия – Луций. Киприан и его приветствовал, как славного исповедника Христова 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян. 17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Великое дело — быть писцом Павла. А пишет это Тертий не для того, чтобы похвалить самого себя, но для того чтобы привлечь к себе большую любовь римлян, как послуживший в написании послания к ним. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. То есть принимавший меня у себя в доме. Далее, что Гаий принимал у себя всю Церковь и самого Павла, это великая похвала; ибо Павел не пошел бы к нему, если бы не нашел его достойным. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. То есть попечитель и казначей города Коринфа. Упоминает о нем, дабы ты узнал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием в вере и правой жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. В основание или в начало своего послания положил там следующие слова: благодать вам и мир (Рим. 1:7). И теперь, полагая предел или конец посланию, заключает тем же, молясь, чтобы благодать Божия всегда пребывала со всеми римлянами. Это черта учителя — помогать ученикам не только словом, но и молитвой; почему и говорили апостолы: а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:4). Благодать же да сохранит и нас, не от дел надеющихся найти места спасения, но всецело уповающих на божественную благодать и милосердие, а посредством ее да станем выше сетей сатаны, сокрушив их под ногами своими во Христе Иисусе, Господе нашем. Которому слава во веки. Аминь. Примечания 1. Св. Васил. Вел. Правила, кратко изложенные: Твор., ч.5. стр.352-354, Москва, 1849. 2. Когда обличаю его (смотри выше — 14:10 и след.). 3. На это есть свидетельства и в Священном Писании, и у св. отцов Церкви. Так, Господь говорит: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса (σημεα και τρατα), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» ( Деян. 2, 17–18 ). Написано: «излию от Духа Моего на всякую плоть». Не излию самого Духа, а от Духа. 8) Следующий очень яркий отрывок, который нужно знать – 8-я глава Деяний: «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел» ( Деян. 8, 26–31 ). Дух говорит: встань и пойди, Я тебе говорю. 9) Следующая очень важная ссылка: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян. 13, 1–4 ). Здесь Дух Святой прямо говорит «Я». Может ли так говорить безликая сила? 10) Есть несколько мест, в которых говорится о личных желаниях Святого Духа. а) 5-я глава Деяний: «Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» ( Деян. 5, 3 ). б) 16-я глава Деяний: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» ( Деян. 16, 6–7 ). Дух Святой действует как Личность: допускает или не допускает идти. в) 20-я глава Деяний: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня… Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 22–28 ). Дух Святой свидетельствует. Дух Святой ставит блюстителей – епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010