называвшиеся так по имени главного представителя их Фарновия, умершего около 1614 года (ibid. рр. 714 et 724). Указанная арианская мысль не могла приобрести себе между социнианами общеобязательного значения, и после смерти Фарновия уже не имела для себя защитников. 130 О вышеупомянутых доказательствах существования Сына Божия до матери Феофан замечает, что они «pugnant recta contra samosatenos» (p. 706). 131 Идея эта в древности была раскрываема отцами и учителями церкви, с одной стороны против иудеев, с другой – против антитринитариев. Против иудеев раскрывали ее, напр. Иустин мученик (см. Theol. Ргос. р. 751) и Киприан (ibid. р 755). Против антитринитариев – напр. Тертуллиан в сочинении против Праксея (см. Bellarm. «De Christo» lib. I, с X., р. 143а). В борьбе с новейшими антитринитариями богословы снова обратили внимание на эту идею. 132 Сообщать благодать в качестве первовиновника ее свойственно только одному Богу (gratiam dare Deo soli convenit), поэтому здесь под Тем, у кого испрашивается благодать, разумеется, очевидно, Бог (§ 26). 136 Deum semper tere in Angelo suo magno, in Filio, inquam apparuisse et locutum tuisse (p. 537). 138 Мысль о том, что чрез Сына открываются твари Отец и Дух Святой, – Феофан проводит так далеко, что, по его учению, даже ангелам знание об Отце открывает Сын (объясняя в § 292 текст Mф. II, 27 : «Отца, не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» на стр. 806 Он говорит: «Ратет numirum, de solis hommibus hic sermonem esse; qui quidem juxta nostrum dogma et ad angelos referri debet,. nam et illis revelat Deus ·Filius sed Christus cum hoc loco dirigit ad homines и проч. ». Из этой же мысли Феофан выходит, когда объясняет явление Аврааму трех странников в смысле явления Сына Божия в сопровождении двух тварных ангелов (§ 21 Нельзя не заметить, что такое воззрение на Сына страдает крайностью, беспристрастное изучение св. Писания не подтверждает его. 139 Особенно точно выражает эти мысли реформаторский богослов Аманд Полянский. Действия Бога во вне, говорит он, по своему началу (inchoatio) обще всем трем Лицам, но по выполнению (terminatio) собственны (propria) только какому «нибудь» одному Лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Сохранилось единственное послание М., адресованное зап. епископу - св. Аманду из Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды) ( Jaff é . RPR. N 2059). Папское письмо представляет собой ответ на послание св. Аманда, в к-ром тот жаловался на сложность управления диоцезом (епископская кафедра была перенесена в Моза-Траект из Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия); в V в. территория диоцеза сильно пострадала от вторжений варваров и фактически нуждалась в повторной христианизации). Св. Аманд упоминал о непослушании клира и просил освободить его от обязанностей епископа. При этом он просил также прислать ему реликвии святых и книги из папской б-ки, в к-рых очень нуждалось еп-ство. Папа убеждал св. Аманда не слагать с себя епископский сан и не отказываться от вверенного ему служения, продолжая следить за дисциплиной в диоцезе. М. обещал прислать реликвии, но указал на невозможность отправить книги, т. к. папская б-ка находилась в плохом состоянии и понесла серьезные утраты. Пользуясь случаем, М. отправил св. Аманду акты Латеранского Собора 649 г. и энциклику с кратким изложением событий, предшествовавших Собору. Папа поручил св. Аманду созвать Собор франк. епископов для утверждения решений Латеранского Собора, а также обратиться к кор. Австразии Сигиберту III (639-656) с просьбой послать в Рим доверенного епископа: М. намеревался отправить его вместе с папскими легатами в К-поль, чтобы сообщить имп. Константу II о согласии франк. епископата с решениями Латеранского Собора (см.: Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du Nord de la France. Louvain, 1927. P. 185-192). С подобной просьбой М. обратился и к кор. Нейстрии Хлодвигу II (638-657), к-рый избрал для этой миссии св. Элигия , еп. Новиомага (ныне Нуайон, Франция), и св. Авдуена, еп. Ротомага (ныне Руан, Франция). Однако по неизвестным причинам это посольство так и не отправилось в Рим, хотя в Нейстрии соборные постановления были одобрены. В Британии об одобрении решений Латеранского Собора впервые упоминается в связи с Собором в Хатфилде, проходившим в 680 г. ( Beda. Hist. eccl. IV 17). Арест М.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАТ [лат. Ionatus] (VII в.), св. (пам. зап. 3 авг.), аббат мон-ря Мархианы (ныне Маршьен, Франция). Об И. упоминается в Житии св. Риктруды (BHL, N 7247), составленном в 907 г. агиографом и муз. теоретиком Хукбальдом из Эльнона (ныне Сент-Аман-лез-О). Согласно Житию св. Риктруды, И. был учеником еп.-миссионера св. Аманда († 675/6), который назначил его настоятелем муж. мон-ря Мархианы. Впосл. И. создал при обители также жен. общину, образовав т. о. «двойной» мон-рь. Настоятельницей жен. общины стала св. Риктруда († между 675 и 691), вступившая в обитель по совету св. Аманда (Vita Rictrudis. 16//ActaSS. Mai. T. 3. P. 85). В позднейших источниках сообщается, что И. некоторое время управлял также Эльноном, основным мон-рем св. Аманда (в перечне эльнонских аббатов указано, что И. был 3-м настоятелем обители после Аманда и Урса - MGH. SS. T. 13. P. 386). Согласно «Краткой хронике» Эльнона (Chronica brevis de fundatione et abbatibus Elnonensibus; XIII в.), перед 3-м путешествием в Рим св. Аманд поручил управление Эльнонским мон-рем И., в то время аббату мон-ря Мархианы (ActaSS. Aug. T. 1. P. 71). Хотя о 3-м путешествии св. Аманда в Рим упоминается также в его Житии, составленном Филиппом из Омона (2-я пол. XII в.- Moreau. 1927. P. 105-106), эти сведения являются недостоверными, однако указания в перечне аббатов могли быть основаны на более ранней традиции. Согласно записи XIII в. в Маршьенских анналах, И. возглавил монастырь Мархианы в 641 г. (Annales Marchianenses//MGH. SS. T. 16. P. 610). Болландисты в целом согласились с датировкой кончины И. (690/1), приведенной в позднейших маршьенских источниках (ActaSS. Aug. T. 1. P. 72). Эта датировка закрепилась в последующей историографии. Сохранилась гомилия на день памяти И. («Чтения на память преставления св. исповедника Ионата» - BHL, N 4447). Л. ван дер Эссен вслед за болландистами приписывал ее авторство Хукбальду ( Essen. 1907. P. 272), однако более вероятно, что гомилия была составлена в кон. X в. ( Misonne. Col. 1484). Автор гомилии был знаком с творчеством Хукбальда, у которого он заимствовал сведения и стилю к-рого подражал. Значительную часть гомилии занимает рассказ о миссионерских трудах св. Аманда и его учеников, в произведении не содержится новых сведений об И. Наибольший интерес представляет пространное повествование об обретении мощей маршьенских святых И., Риктруды и Мавронта при аббатисе Иудифи (2-я пол. X в.) и о совершившихся при этом чудесах (вероятно, обретение мощей послужило поводом для составления гомилии).

http://pravenc.ru/text/578354.html

Если мы обратимся к отечественному богословию, существовавшему до Феофана Прокоповича , то увидим, что здесь исследуемая идея занимала уже видное место, именно в «Зерцале богословия» Кирилла Транквиллиона, где мысль о «пресущественности» Божией лежит в основе деления всей системы на две главные части и ставится на первое место в учении о свойствах Божиих, в великом катехизисе Лаврентия Зизания, учащем о том, что между Богом и тварью нет ничего среднего 11 ; в сочинениях – Лазаря Барановича «Nowa miara starey wiary» и Иоанникия Галятовского «Stary kosciol zachodni nowemu kosciolowi rzymskiemu pochodzenie ducha S. od Oyca Same nie od Syna pokazuie», где употребляется деление деятельности пресвятой Троицы на деятельность ad intra и деятельность ad extra и т. п. Кроме того, что исследуемая Феофанова постановка идеи абсолютизма Бога вполне отвечала тогдашнему состоянию отечественного богословия, она имела для себя некоторый образец в западном богословии. На западе данная идея не только была особенно выдвинута на вид, но даже получила крайнее развитие, именно в реформатстве. Реформатство, по своему характеру более рационалистическое, чем мистическое лютеранство, мысль о бесконечном различии между Богом и тварью положило в основу своей догматики, так что некоторые исследователи, например Швейцер и Баур, идею абсолютизма Бога считают принципиальным отличием реформатства от лютеранства. И, действительно, в той самой реформатской системе, которая послужила для Феофана главным образцом при изложении трактата «о едином Боге», именно в «Syntagma theologiae christianae» швейцарского богослова Аманда Полянского, данная идея господствует. Эта идея здесь выдвигается везде – в делении всего учения о вере (de fide или de rebus credendis) на учение о Боге (de Deo) и учение о церкви (de Ecclesia) 12 , каковое деление совершенно аналогично Феофанову делению на учение de Deo ad intra и de Deo ad extra, в отнесении единственности к самой сущности Божией, которую Аманд называет unica et singularis, а не просто una 13 , в делении «собственных атрибутов» Божиих на абсолютные (absoluta) и относительные (relativa) 14 , в разделении дел Божиих на дела ad intra и дела ad extra 15 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

    Скан Patrologia Latina 86     PL 87: Галл (аббат); анонимные монахи из Санкт-Галлена; Теодор I (папа римский); Мавр (епископ Равеннский); Мартин I (папа римский); Павел (епископ Верденский); Дезидерий (епископ Каорский); Донат (епископ Безансона); Ландерик (епископ Парижский); король Сигеберт III; Ливин (епископ); Евгений III (епископ Толедский); Валерий (аббат); Валерий (другой аббат); Аннемунд (епископ Лионский); Элигий (епископ Нуайонский); король Хлодвиг II; Маркульф (монах); анонимные формулы посвящения; Куммиан Ирландец; Виталиан (папа римский); Иона, аббат Эльнонский; Фруктуоз (епископ Браги); Фаро (епископ Мо); Адеодат II (папа римский); Дон (папа римский); Агафон (папа римский); Дамиан (епископ Павии); Аманд (епископ Утрехтский); король Хлотарь III; король Хильдерик II; король Дагоберт II; король Теодорих III; церковные грамоты лангобардских королей (между 685 и 784)     Скан Patrologia Latina 87     PL 88: Венанций Фортунат; Дефенсор (монах Лигуже); Эваций (аббат Троклара); Адамнан, аббат; Адаман, аббат; Крисконий, епископ из Африки; анонимные монашеские правила; документы о франкской церкви (691—748)     Скан Patrologia Latina 88     PL 89: Сергий I (папа римский); Иоанн VI (папа римский); Иоанн VII (папа римский); Альдхельм (епископ Шерборна); Константин (папа римский); Кеолфрид (пресвитер Уирмута); Феликс (епископ Равеннский); Бенедикт Крисп (архиепископ Миланский); Эгберт (архиепископ Йоркский); Григорий II (папа римский); Виллиброрд (епископ Утрехтский); Григорий III (папа римский); Бонифаций (епископ Майнцский); Захария (папа римский); Стефан II (папа римский); Примин (аббат); Киприан (монах из Кассино); Хродеган (епископ Мецский); Павел I (папа римский); Стурмий (аббат Фульды); Амвросий-Аутперт, аббат Беневента     Скан Patrologia Latina 89     PL 90—94: Беда Достопочтенный, в т.94 также вошли две анонимные хроники VIII и середины IX века.     Скан Patrologia Latina 90     PL 95: Беда Достопочтенный; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии VIII века «О времени» и «О святых»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во времена Римской империи христианская церковь не вела активной миссионерской деятельности за пределами имперских границ. Как ни поразительно, даже после превращения христианства в государственную религию это положение не изменялось очень долго, на Западе – до самого конца VI в. (см., например: Веск. Mission; Thompson. Christianity). Тем не менее в IV–VI вв. христианство за пределами империи распространялось: христианами становились пленные, купцы, возвращавшиеся домой наемники, новую религию принимали некоторые варварские племена. Не исключено, что среди славян также могли быть христиане, но никаких сведений об этом не сохранилось. Ирландский проповедник св. Колумбан, прибывший на континент в 591 г., собирался отправиться к славянам, но не осуществил своего замысла. Его идею переняли другие миссионеры, однако всерьез проповедь среди славян началась лишь в VIII в. (Fritze. Missionsprogramm, 317–320). Важно отметить, однако, что и св. Колумбан, и его последователь св. Аманд, приняв решение отправиться с проповедью к славянам, совершали паломничество к могиле Мартина Турского – таким образом, в их глазах именно этот святой был зачинателем славянской миссии (Stauber. Colomban, 237). 7 . Nara; житель провинции Норик, хотя, как замечает Скржинская, естественнее звучала бы форма Norensis или Nora (Скржинская Иордан, 211). Она же считает, что «норец» – приложение к слов «склав», т.е. «славянин из Норика» – но для такого Допущения нет достаточных оснований. 8 . Сарматы – см. раздел «Прокопий Кесарийский», коммент. 234. 9 . Датчане (даны) – см. раздел «Прокопий Кесарийский» коммент. 23. В тексте явная описка – Dacus. 10 . Остроготы (остготы) – германское племя, исповедовавшее христианство арианского толка начиная с первой половины V в. 11 . Франкское королевство было великой державой тогдашней Европы, и церковь имела там чрезвычайно прочные позиции. Крещение произошло при короле Хлодвиге, по-видимому, в 498 г. 12 . Бургундское королевство в VI в. занимало обширные территории в Южной Галлии. Бургунды исповедовали христианство арианского толка с начала V в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард; лат. Odo, Odoardus] (после 1060, Орлеан - 19.06.1113, аббатство Аншен (совр. коммуна Пеканкур, деп. Нор), Франция), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов. Источники Главный источник сведений о жизни О.- «Книга о восстановлении церкви святого Мартина в Турне» (Liber de restauratione ecclesiae S. Martini Tornacensis; между 1140 и 1142) его ученика Хериманна, 3-го аббата мон-ря св. Мартина (1127-1136). В этом произведении рассказывается о происхождении О., его личных качествах, сообщается о его деятельности как преподавателя соборной школы, а затем аббата мон-ря. Др. важное свидетельство современников об О.- текст из свитка (rotulus), составленный сразу после смерти епископа (изд.: MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 942-945). В нем повествуется об основных этапах жизненного пути О. Автор текста - Аманд, приор мон-ря Аншен, ранее монах аббатства св. Мартина. Избрание О. на кафедру Камбре в 1105 г., его деятельность на этом посту и затем кончина описаны в «Продолжении деяний епископов Камбре» (Gesta episcoporum Cameracensium continuata). Три книги «Деяний епископов Камбре» (Gesta episcoporum Cameracensium), составленные между 1024-1025 гг. (1-я ред.) и 1036-1051 гг. (2-я ред.) (о датировке подробнее см.: Mingroot. 1975. S. 331-332), в кон. XI-XII в. были дополнены отдельными повествованиями о епископах Камбре. От др. повествований соч. «Деяния Одо» (Gesta Odonis//Gesta pontificum Cameracensium. 1880. P. 109-112; Idem.//MGH. SS. T. 14. P. 210-211), датируемое между 1113 и 1130 гг., отличается тем, что написано в прозе, а не в стихах. Сведения об О. сохранились в грамотах аббатства св. Мартина в Турне, а также в хрониках XII в.: в «Хрониконе Сент-Андре» (1133) и в «Анналах Камбре» Ламберта из Ватерло, казначея мон-ря св. Отберта, описывающих события 1099-1170 гг. Жизнь О. род. в правление франц. кор. Филиппа I (1060-1108) ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 35). Отца звали Герардом, мать - Цецилией. С детства О. выделялся своими способностями и уже в юном возрасте начал преподавать в соборной школе в г. Туль. Затем, приглашенный канониками соборного капитула Турне, он был утвержден главой школы при кафедральном соборе Пресв. Девы Марии; руководил школой ок. 5 лет. Согласно Хериманну, О. начал свои занятия в Турне в 1086 или 1087 г. ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 35, 39). Подписи О. как магистра соборной школы встречаются в документах 1090-1091 гг. (см.: Pycke. 1986. P. 278-279; Idem. 1988. P. 133). В Турне учиться у О. приезжали клирики из Франции, Фландрии, Нормандии, Италии, Саксонии и Бургундии ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 35).

http://pravenc.ru/text/2578211.html

Предложение Марии: " Давайте в 21 час по Москве помолимся, прочитаем " Да воскреснет Бог... " и псалом 90. " поддерживаю, присоединяюсь. Как раз вечернее правило по Союзу будет идти. р.Б.Марина 7 декабря 2013, 13:30 Господи, спаси и сохрани монахинь и сироток!!! Жанна 7 декабря 2013, 11:27 Господи, спаси и помилуй христианские святыни и их хранительниц-монахинь обители святой Феклы в Маалюле. Царица небесная защити сирот. Призываем все человечество встать на защиту этих людей и этой удивительной страны. Да хранит вас Господь! Кайпини Атоллов 7 декабря 2013, 01:53 Массы молодого мужского населения этих регионов,не имеющая нормального воспитания,образования,работы,но подкованная идеологией экстремистско-мстительного толкования корана революционируют против устоявшегося порядка вещей,в котором им места не нашлось. Традиционных мусульман они называют клоунами в зеленых халатах... Они не желают и не научены терпеть,т.к.общество потребления,навязываемое миру " золотым миллиардом " ,требует успеха здесь и сейчас. Россия пережила гораздо более страшное в 20-м веке. Господь позволяет по-Своему правосудию делать дьяволу то,что тот хочет по-своей воле. Наша Церковь оказалась тогда на грани полного уничтожения жесточайшим образом. Сейчас семенем добра для мира становятся сирийские христиане,как тогда наши новомученики и исповедники. Это свидетельство того,что всеобщее счастье достижимо только в Воскресении! Ибо нас много,а счастья мало и на всех не хватает... Через их жертву Господь очищает вселенские грехи,позволяя планете быть. Через них призывает всех к милости и человечности,к переживанию всеединства и ответветственности каждого за всех и всех за каждого. Через эти испытания Бог обретает Себе друзей. Ирина 7 декабря 2013, 00:09 Господи, сохрани и помилуй плененных монахинь и детей-сирот! Аманд Бассаволл 6 декабря 2013, 23:22 надо защитить наши святыни. мария 6 декабря 2013, 21:04 Братья и сестры! Если кто-то может помочь делом - помогите. То, что мы можем -молитвой по согласию упросить Господа Нашего, умирить страсти.

http://pravoslavie.ru/66465.html

Беорнрад был сначала аббатом основанного святым Виллибрордом монастыря в Эхтернахе, а позднее стал архиепископом Сенсским. Святитель Виллиброрд родился, возможно, 6 ноября 658 года. Хотя известность ирландских школ была вполне заслуженной, это не означает, что в Англии был недостаток таковых. В то время святой Альдгельм Шерборнский сетовал на то, что многие студенты из Англии отправлялись учиться в Ирландию, и писал: «Разве в Англии нет хороших школ?» Причиной этому было, вероятно, снятие в 678 году святителя Вилфрида, наставника и любимца многих монахов, с Йоркской кафедры. Эгберт Ирландский, преподобный (639–729, память 24 апреля). Был монахом на острове Линдисфарн, позднее переехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (возможно, нынешний Меллифонт) графства Коннот, где стал аббатом. В Ирландии он обучил и подготовил нескольких будущих святых, впоследствии отправившихся просвещать германские земли. В 716 году перебрался в монастырь на острове Айона в Шотландии, где убедил монахов принять восточную Пасхалию. Сам мечтал просвещать англосаксов, но этому не суждено было сбыться. Преставился в 90-летнем возрасте. Вигберт Ирландский, преподобный († 690, память 12 апреля). Монах из Англии, на много лет ставший учеником святого Эгберта в Ирландии. После неудачной проповеди фризам (на месте современной Голландии) вернулся в Ирландию. Церковь святителя Виллиброрда была выстроена из руин старого римского лагеря у реки Вехт. С начала своего правления в 697 году Радбод ненавидел все, что напоминало о франкском королевстве, доминирования которого он боялся. Поэтому он беспощадно разрушал церкви и другие сооружения, построенные франками. Пипин II (635–714) был майордомом в Австразии при короле Хлодвиге II. Именно он предоставил церковь в Антверпене (где до этого миссионерствовали святой Аманд и святой Элигий) святому Виллиброрду и его сподвижникам. Святитель Сергий I был Римским папой с 687 по 701 год. Алкуин упоминает лишь одну поездку в Рим, тогда как на самом деле их было две.

http://pravoslavie.ru/32751.html

—176— Следовательно, сам Афанасий в. должен был хорошо знать о заблуждении Евфраты колонийского, и однако, рассказывая в своей «истории ариан к монахам» о проделке Стефана антиохийского с Евфратою, «отец православия» ни единым словом не намекает, что этот самый Евфрата по возвращении в Галлию сам впал в ересь и был за это низложен собором галльских епископов. И вообще о низложении Евфраты не говорят ни слова ни восточные, ни западные историки и церковные писатели IV–VII в. в. Впервые упоминание об этой истории встречается в составленном в VIII веке житии Максимина тревирского 394 , и, начиная с этого времени, она становится очень известною на западе. Древнейшая сохранившаяся рукопись с актами кельнского собора, находящаяся в Брюсселе, относится к 10-му веку или, самое позднее, к началу 11-го 395 . Само по себе молчание о кельнском соборе 346 года древних авторов не может служить доказательством подложности его актов. Argumenta а silentio имеют вообще очень относительное значение в исторической критике. А внутренние признаки говорят скорее за подлинность кельнских актов. В них незаметно решительно никакой тенденции. Все акты состоят из краткого предисловия, где перечисляются участники собора и 10 епископов, заявивших свое согласие (на осуждение Евфраты, если он не исправится, или же вообще с тем решением, какое постановит собор?), из vomum’ob 14-и епископов, присутствовавших на соборе, и из отрывка из письма Диклонета аврелианского. Начало всех 14-и vomum’ob – стереотипное: Maximinus episcopus dixit. Valentinus episcopus dixit. По- —177— добным образом начинаются правила сердикского и I и II карфагенских соборов (Osius episcopus dixit – Gratus episcopus dixit). Об учении Евфраты епископы обычно не распространяются и только вариируют на разные лады фразу: Christum Deum negat 396 . Но Валериан оксеррский (Antisidorensium) говорит яснее. По его словам, Евфрата считал Христа только простым человеком, отрицал Его домирное бытие (primordialem dominum et deum nostrum negat, cum per universos prophetas manifestetur ilium ante mundi constitutionem fuisse cum Deo Patre omnipotente, – – – tantum nudum hominem asserit Christum). Следовательно, заблуждение Евфраты было евионитского характера и не имело ничего общего с арианством. И вообще vota епископов этого собора достаточно разнообразны, чтобы возбуждать какие сомнения. Из отит’ов более осведомленных епископов, как Валериан оксеррский, Аманд страссбургский (Argentoraetnsium), Иессей шпейерский 397 и Серватий тонгрский, мы узнаем кое-что и о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010