В рим. эпоху в Л. сложилась значительная христ. община, которая повлияла на развитие церковной жизни на Востоке Римской империи. Согласно преданию древней Церкви, 1-м епископом был ап. Лукий (Луций), один из учеников ап. Павла, упомянутый в Рим 16. 21. Древнейшие сведения о нем как о епископе Л. сохранились в «Синопсисе», который приписывается сщмч. Дорофею Тирскому. Почитание св. Лукия сохранялось в средние века в Византии; он упоминается в К-польском синаксаре под 22 апр. (X-XII вв.; SynCP. Col. 621-622). О епископах Л. сер. III - нач. IV в. известно из «Церковной истории» Евсевия Памфила. В нач. 50-х гг. III в. еп. Л. Филимидр наряду с Оригеном был в числе адресатов послания «О раскаянии» еп. Александрии свт. Дионисия Великого ( Euseb. Hist. eccl. VI 46). Преемниками Филимидра были Илиодор и Сократ (Ibid. VII 5, 32). Довольно многочисленные подробности известны о жизни 2 следующих епископов Л.- мч. Евсевия (см. ст. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел (пам. 4 окт.)) и свт. Анатолия , происходивших из Александрии. Ок. 259 г. Евсевий был диаконом Александрийской Церкви и сопровождал свт. Дионисия Александрийского в ссылках и заключении. Не будучи сам арестован, он тайно кормил и лечил узников-христиан (Ibid. VII 11. 24). Согласно тексту Евсевия Памфила, и Евсевий и Анатолий получили известность своей ученостью и риторическими талантами в Александрии. Анатолий даже занимал пост председателя городской курии (или по крайней мере был ее членом). Оба они оказались вовлечены в события гражданской войны в Александрии в 261-262 гг. в ходе длительной серии междоусобных войн эпохи кризиса Римской империи. В городе поднял мятеж Мусий Эмилиан, а присланные против него имп. Галлиеном в Египет войска осаждали городскую крепость Брухий. При этом Анатолий оказался среди запертых в крепости, а Евсевий - в занятой рим. воинами части города. Переписываясь друг с другом, они вскоре сумели организовать спасение большого числа людей из крепости. Анатолий уговорил мятежный совет выпустить из крепости тех, кто бесполезны для осады, а Евсевий добился от римлян прощения для всех освобожденных таким образом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Говорят, что при Гае Калигуле Филон отважился отправиться в Рим в качестве посланника своего народа и, во второй приход к Клавдию, разговаривал в этом городе с апостолом Петром, очень ценил эту дружбу и поэтому удостоил последователей Марка, учеников Петра в Александрии, своих похвал. Он оставил после себя много хорошо известных сочинений: «О пяти книгах Моисеевых», «О смешении языков», «О природе и изобретениях», «О вещах, которые наши чувства желают, а мы не любим», «Об учении», «О наследовании Божественных вещей», «О разделении подобий и противоположностей», «О трех достоинствах»; книгу о том, почему в Священном Писании имена многих людей изменены, «О жизни мудреца», «Об исполинах», две книги о заветах, пять книг о том, что сны посылаются Богом, пять книг «О вопросах и ответах на Исход», четыре книги об обители и десяти заповедях, а также книги о жертвах и обещаниях или проклятиях, «О Провидении», «Об иудеях», «О способе жизни», «Об Александре», «О разуме животных», книгу о том, что каждому глупцу следует быть рабом, книги о жизни христиан, упомянутых нами выше, т. е. о жизни апостолов, о тех, кто жил по заветам Христа, потому что поистине они размышляли о Божественных вещах и всегда молились Богу; и труды другого характера, из них два о сельском хозяйстве и два о пьянстве. Существуют и другие памятники его гения, которые дошли до нас. У греков есть поговорка «Или Платон офилонился, или Филон оплатонился», т. е. или Платон следовал Филону, или Филон — Платону, так похожи их идеи и язык. Глава 12. ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА Луций Анней Сенека из Кордовы, ученик стоика Сотиона, дядя поэта Лукана, был человеком очень воздержанным. Я бы не поместил его в категорию святых, если бы послания Павла к Сенеке и Сенеки к Павлу, читаемые многими, не заставили меня сделать это. В этих посланиях, написанных в то время, когда Сенека был наставником Нерона и в высшей степени влиятельным человеком, он говорит, что хотел бы занять такое же место среди своих сограждан, как Павел среди христиан. Сенека был принужден Нероном к самоубийству за два года до того, как Петр и Павел были удостоены венца мученичества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Вначале независимо от катаров в Южной Франции возникла вальденская ересь. Это было светское движение, возглавляемое богатым лионским торговцем по имени Пьер Вальдо, который раздал свое имущество беднякам и начал проповедовать. Основываясь на Евангелии, он проповедовал апостольскую бедность и призывал следовать за Христом, все более решительно выступая против богатого духовенства. В 1184 году папа Луций III объявил движение Вальдо еретическим. Начиная с этого времени вальденсы все больше смыкались с катарами, они отвергали церковную иерархию, святые таинства, отпущение грехов, десятину, отрицали военную службу, жили строгой нравственной жизнью. После истребления альбигойцев вальдеиская ересь в XIII веке распространилась почти по всей Европе. Вместо классового строя феодального общества вальденсы осуществляли равноправие в духе раннехристианской церкви. В своих общинах они в качестве единственного закона признавали Библию. Вальденская ересь из городов распространилась и в деревни. В конце XIII века в Ломбардии возникло движение так называемых гумилиатов, движение наполовину монашеского, наполовину еретико-аскетического характера. Луций III и их объявил еретиками. Светская власть охотно предложила папской церкви свою вооруженную помощь для расправы с еретиками. Во время понтификата Иннокентия III получило широкое распространение выявление еретиков и осуждение их церковным судом, но с помощью светской власти. В принципе инквизиция всегда существовала в церкви. Первоначально она означала не что иное, как сохранение в чистоте догматов веры и исключение из церкви погрешивших против них. Эта практика была закреплена начиная с XIII века. В связи с тем что в средние века церковь и религия стали общественными факторами, нападки на них расценивались одновременно и как нападки на государство и общественный строй. Правовые и организационные начала средневековой инквизиции были разработаны папой Александром III на соборах 1162 года в Монпелье и 1163 года в Type и изложены в документе, где было указано, как следует обращаться с еретиками.

http://sedmitza.ru/lib/text/441614/

   Но Луций не чтил никого из них и не испытывал никакого благоговения перед чудесами добродетелей, и даже приказал этих отцов, оторвав их от паствы и даже тайно похитив, перевезти на некий болотистый остров в Египте, на котором, как он знал, не было ни одного христианина, где бы те жили без утешения и без обычных дел. И вот старцы в сопровождении лишь двух слуг ночью были перевезены на остров, на котором был некий храм, находившийся в великом почитании у обитателей острова. И как только судно со старцами достигло берега той земли, неожиданно дева, дочь жреца того храма, одержимая духом, с криками и воплями, обращенными к небу, начала бегать среди народа и, вертясь во все стороны и шипя, принялась неистово метаться по берегу. И когда на созерцание этого чуда (ведь это была дочь жреца, который был у них в великом почете) собрался народ, он, следуя за ней, несущейся по ветру, достиг корабля старцев. А там она, поверженная к ногам их, стала кричать: «Зачем вы прибыли сюда, о рабы Высшего Бога? Чтобы лишить нас старых и ветхих жилищ? Мы, изгнанные отовсюду, скрываемся здесь, как мы можем укрыться от вас? Мы ушли из старых обиталищ, вернитесь к народу своему и в земли ваши». Когда она это сказала, кричавший из нее дух заблуждения обратился в бегство. И излечившаяся девушка одна с родителями своими припала к ногам апостолов нашего времени. Старцы такими поучениями проповедовали им веру Господа нашего Иисуса Христа, в такое обращение привели их, что те в тот же день руками своими разрушили древнейший храм, бывший у них в величайшем почтении, и тотчас возвели церковь. И не требовалось времени для размышлений тем, кем руководили в делах веры не слова, а добродетели. Однако когда об этом было сообщено в Александрию, Луций, испугавшись, как бы вдруг не вспыхнула праведная ненависть к нему приближенных, ибо он открыто уже объявил войну не людям, а Богу, приказал тайно их вернуть и отправить в пустыню.    Пока это происходило в Египте, пламя гонения не унималось также и в других местах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во время понтификата ученика Абеляра Целестина II (1143-1144), взошедшего на папский престол после Иннокентия II, возникло так называемое «Предсказание о папах», характеризующее будущих пап одним-двумя предложениями. Согласно преданию, эти предсказания принадлежат некоему Маол-Маодхогу, по другим сведениям - " Моргайру, архиепископу Армайскому (1129-1148). Ирландский архиепископ отказался от своего поста и под влиянием своего друга Бернара Клервоского вступил в монашеский орден. Под его именем и увидело свет произведение под названием «Prophetia de Romanis Pontificibus» («Предсказание о папах»), содержащее 111 кратких характеристик типа сентенций о будущих папах с 1143 года и до конца света. Согласно этому труду после Целестина II последуют еще 110 пап, и при последнем, Петре II, наступит Страшный суд. Целестин II в соответствии с каталогом был 166-м папой. Если к этому числу прибавить предсказанное число 110, то всего будет 276 пап. В настоящее время правит 265-й папа. Поддерживавший тесные отношения с норманнами папа Луций II (1144-1145) был из партии Франгепанов. Во время его понтификата римская аристократия и народ реставрировали республику, вновь избрали Сенат и поставили во главе города консула в звании патриция. Они изгнали папского правителя и объявили город независимым. Папство временно вновь очутилось в условиях, в которых оно пребывало в эпоху раннего средневековья. Папа Луций бежал в Капитолий, спасаясь от Пьерлеонов, напавших на Франгепанов, и был убит брошенным в голову камнем. Цистерцианский монах, ставший папой Евгением III (1145-1153), ученик Бернара Клервоского, бежал от римлян в Витербо и сделал его своей резиденцией. Организованные в XII веке коммуны, объединившись с еретическим движением, освободили большинство итальянских городов от непосредственной власти феодалов. Демократические движения вскоре привели к созданию коммуны и в Риме. Во главе антипапского движения обедневших дворян и горожан встал ученик Абеляра, монах ордена августинцев Арнольд Брешианский, который сочетал идеи городского самоуправления с древними еретическими учениями, требовавшими восстановления первоначальной бедности церкви. Арнольд провозгласил, что церковь должна отказаться от своих владений и политической власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

Египетские пустынники были ревностными защитниками Никейского символа. Луций пытался жестокостью и мучениями принудить их к арианству, но не успел в этом. Тогда он начал ссылать святых пустынников в заточение. В числе первых были схвачены Макарий Великий и Макарий Александрийский . Они вместе с некоторыми братиями были ночью посажены воинами на корабль и отправлены на остров, где жили только язычники. Но и здесь Господь прославил верных рабов Своих. Дочь местного жреца была одержима злым духом. Почуяв приближение святых, она выбежала к ним навстречу, взывая громким голосом: «Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище!» Преподобные изгнали из нее беса. Тогда отец исцеленной, а за ним и все жители острова, крестились. Когда весть об этом дошла до Александрии, Луций из опасения народного возстания вынужден был вернуть изгнанников в их пустыню. Необыкновенное и неотразимое впечатление производил святой Макарий на всех с ним соприкасавшихся. Божественная благодать преображала всё его существо. Она сказывалась и в его взоре, и в его речи, и в той необыкновенной любви, которая изливалась на всех окружающих. Слово его, даже самое простое, было всегда со властью. Оно творило и созидало. Оно, исполненное божественной мудрости и силы, проникало до самых глубин человеческого духа. Даже не знавшие пр. Макария сразу узнавали его среди других монахов по необыкновенной его наружности. Незадолго перед кончиной Макария пустынники горы Нитрийской обратились к нему с просьбой: «Отче, чтобы не утруждать всё множество братий пришествием к тебе, ты сам, прежде нежели отойдешь ко Господу, приди к нам». Когда преподобный пришел к ним, все в великой радости вышли ему навстречу. Старцы просили дать всем им наставление, и преп. Макарий сказал: «Восплачем, братия: очи наши да проливают слезы прежде, нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши». Все зарыдали, пали на лица свои и просили: «Отче, помолись о нас!» У пр. Макария был благодатный дар слез. Он часто проливал их и говорил: «Видения дивных и блаженных образов горнего Иерусалима ты не иначе сподобишься, как разве день и ночь будешь проливать слезы по примеру сказавшего: «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» ( Пс. 6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

892 Флавий не полагает сего числа, а к иудейским войнам присовокупляет наемных, но Маккавейская книга утверждает первое, XI, 48 и отвергает последнее, 43. 893 Особенно достопамятно сражение при озере Геннисаретском. Войско Ионафана, исключая Маттафию и Иуду, обращено было в бегство, но он, раздрав на себе одежду и положив землю на главу, молился и прогнал неприятелей. 894 Флавий утверждает, что не только иерусалимская крепость разрушена, но и гора, на коей она была построена, срыта в течении трех лет, дабы храм был выше всех частей Иерусалима. Напротив того Маккавейская книга, XIV, 37, свидетельствует, что оная населена была иудеями для защиты города. Иоанн, сын Симона, поселился в Газаре, дабы держать в страхе и послушании филистимлян. 895 Письмо римлян, посланное с иудейским посланником Нуминием, писано во время Димитрия Никатора, но получено уже в царствование Антиоха Сидета. В Маккавейской книге, XV, 16 – 21, находится его содержание, но не точный список. Наименованный здесь Луций Консул, по заключению Гроция, есть Луций Фурий Фил, упоминаемый Цитроном, ошибочно называемый Публием. 896 Народное собрание было в Сарамели, 1Mak. XIV, 27 , по Вулгате: Asaramel. Некоторые думают, что это есть испорченное имя Иерусалима, но другие слагают оное из слов притвор Мелон, смотр. 3 Царст. IX, 24. 897 Флавий пишет, что Иоанн осадил Птоломея в Дагоне, но не взял города отчасти потому, что Птоломей, имея в своих руках его мать и двух братьев, мучил их перед его глазами на стенах и угрожал свергнуть с них, если не будет прекращена осада. Отчасти же потому, что вскоре наступил субботний год. Однако сие повествование не достоверно, ибо два сына Симона, по свидетельству Маккавейской книги, XIV, 16, убиты вместе с отцом. 898 То, что говорит в сем месте Флавий о 3.000 талантов, найденных Иоанном в гробнице Давида, вероятно, принадлежит к богатству воображения. Можно ли подумать, чтобы или Давид, собиравший сокровища для построения храма, или Соломон, которому едва доставало богатства для роскоши, оставили в гробнице такое количество денег и еще такое множество драгоценных сосудов, которые, по свидетельству того же Флавия, нашел Ирод? Замечательно несогласие Флавия с самим собою; ибо в одном месте, Древ кн. VIII, г. 12, говорит он, что ни Гиркан, ни Ирод не нашли самих гробов царей, а в другом, кн. XVI, г. 2, рассказывает, что последний, дойдя до них, от внезапного пламени лишился двух спутников и для очищения своего преступления построил у входа в гробницу мраморный памятник. Гиркан, по заключении мира, сопровождал Сидета в походе против парфян, в чем Флавий свидетельствуется Николаем Дамасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Надежда на божественное милосердие углубляла ту область мистики, где Высшее Начало воспринималось в образе Матери. Как у индусов это была многоименная Шакти, так и в странах эллинистической культуры она имела разные названия: Кибела, Деметра, Деа Бона (Добрая Богиня). Даже после того как изваяние Матери увезли в Рим из Пессинунта, пилигримы продолжали посещать этот город. Но, пожалуй, самой популярной из ипостасей Богини была в то время Исида. В позднем культе Исиды особенно сильно ощущалась нравственная струя. К мистериям египетской богини готовились, отрясая прах греховной жизни. «Посвящение, — говорит Плутарх, — предписывающее постоянно умеренный образ жизни и воздержание от многих видов пищи и любовных услад, ослабляет разнузданность и любовь к наслаждениям и приучает людей пребывать в служении непреклонными и суровыми, целью чего является постижение Первого, Владычествующего и доступного только мысли; богиня призывает искать Его, и Он пребывает вместе с ней; рядом с ней и в связи с ней» [ 17 ]. О вступлении в «церковь Исиды» с наибольшей полнотой рассказано у Апулея. Хотя его книга «Метаморфозы» («Золотой осел») написана во II веке н. э., в ней изображается культ египетской богини таким, как он выглядел задолго до Апулея. «Золотой осел» — произведение двуплановое: это одновременно и приключенческий роман, и назидательная книга. Автор ее хотел показать два уровня человеческой жизни, проследить историю души, поднявшейся от низин пошлости к возрождению [Роман стал впоследствии прототипом сказочной повести Карло Коллоди «Пиноккио», в которой также изображен внутренний путь человека.]. В первых главах герой Апулея Луций ничем не отличается от обычных молодых людей своего времени. Простодушный, любопытный, «жадный до всего редкостного и чудесного», он с головой погряз в чувственности. Это как бы собирательный портрет человека, порабощенного страстями, не умеющего отличить добро от зла. Приключения его происходят среди темных личностей, шарлатанов, пьяниц и распутных служанок. Жертва пороков и суеверий, Луций в конце концов из-за роковой неосторожности превращается в осла. Скотский облик сделался зримым выражением его душевного состояния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Глава 13 Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1–12). Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь Павла в синагоге Антиохийской (13–41). Действие речей Павла на язычников и иудеев, гонение на Варнаву и Павла и уход их в Иконию (42–52) Деян.13:1 .  В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые про­роки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитан­ник Ирода четвертовласт­ника, и Савл. «Были некоторые пророки и учители». Пророчество и учительство были в первохристианской Церкви особенными дарами Св. Духа, коих удостаивались некоторые избранники Божии ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ). Применительно к современному пониманию, можно сказать, что это было нечто вроде «прозорливости» и «старчества» нашего времени. Пророчество – прозорливое ведение будущего, объявляемое прочим иногда каким-либо соответствующим символическим действием, а иногда просто предсказанием или образным изречением. Учительство – высшая духовная мудрость, открывающая в человеке способность учить и руководить других советами и наставлениями во всех случаях жизни. В числе таких благодатных лиц Антиохийской церкви приводятся: «Варнава», заслуживший уважение всей первохристианской Церкви ( Деян.11:22 ) и послуживший устроению Антиохийской церкви; «Симеон» Нигер (т.е. черный), вероятно, из латинян, судя по прозванию; «Луций» Киринеянин – из Киринеи (см. Деян.2:10 ) – может быть, тот, которого называет Ап. Павел в Рим.16:21 , и один из упоминаемых дееписателем выше киринейцев ( Деян.11:19 ); «Манаил» или Манаим, совоспитанник Ирода четверовластника, т.е. Антипы, тетрарха Галилейского ( Мф.2:22 ). По поводу сего замечает блаж. Феофилакт: «вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества....» Наконец, последним упоминается Савл, так как он позднее других вступил в общение с Антиохийской церковью, и его апостольская деятельность только лишь начиналась (Златоуст и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1154) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа)(1159–1164) Пасхалий III (антипапа) (1164–1168) Калликт III (антипапа) (1168–1178) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179–1180) Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1195–1198) Иннокетий III (Лотарио, граф Сеньи) (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1227–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261–1264) Климент IV (1265–1268) Григорий Х (1271–1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (XX) (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281–1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) 6-й период: дореформационный (XIV – начало XVI вв.). Бонифаций XIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) Иоанн XXII (1316–1334) Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V(1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Римские папы Урбан VI(1378–1389) Бонифаций IX (1389–1404) Иннкентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Авиньонские папы Климент VII (антипапа) (1378–1394) Бенедикт XIII (1394–1417) Папы, безуспешно избранные для пре¬кращения Великого раскола Александр V (1409–1410) Иоанн XXIII (антипапа) (1410–1415) Папы после прекращения Великого раскола Мартин V (1417–1431) Климент VIII (антипапа) (1423–1429) Бенедикт XIV (антипапа) (1425–1430?) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (антипапа) (1439–1449) Николай V(1447–1455) Каликст III (1455–1458) Пий II (1458–1464) Павел II (1464–1471) Сикст IV (1471–1484) Иннокентий VIII (1484–1492) Александр VI Борджиа (1492–1503) Пий III (1503) Юлий II (1503–1513). 171 Здесь приведены и императоры Западной Римской империи. Собственно первым ромейским императором явился Аркадий (ок. 377–408, император с 383 г, до 395 г – с отцом, Феодосием I). Читать далее Источник: Византия : парадигмы быта, сознания и культуры : учебное пособие/С. Б. Сорочан. - Харьков : Майдан, 2011. - 952 с. ISBN 978-966-372-382-2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010