Христианство в Б. Церковь во имя св. Гертруды в мон-ре Нивель. 1046 г. Фотография. ХХ в. Распад Зап. Римской империи в V в. привел к длительному упадку христианства в Б. В кон. V в. ее территория вошла в состав Франкского гос-ва. Между 359 и 533 гг. в диптихах Тунгрского еп-ства упоминается всего 7 предстоятелей; возможно, что эта кафедра в течение неск. лет пустовала, что скорее всего было связано с разрушением Тунгры вандалами (после 406); в последующие десятилетия Вост. Б. была захвачена рипуарскими франками. Но христианство на этих землях не исчезло, о чем свидетельствуют христ. эпитафии из окрестностей Тунгры. Здесь продолжала существовать община, хотя епископская кафедра была перенесена в г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Новый этап был связан с обращением в христианство франк. кор. Хлодвига (ок. 498) и деятельностью св. Ремигия Реймсского , при к-ром было учреждено новое еп-ство в Торнаке (совр. Турне); первым епископом стал св. Елевферий . К нач. VII в. это еп-ство было объединено с кафедрой Новиомага (совр. Нуайон). Фактически территория Зап. Б. оказалась в сфере влияния еп-ства Камеракского (совр. Камбре), а ее юго-зап. часть - в сфере учрежденного ок. 639 г. еп-ства Тарвены (совр. Теруан). В VII-VIII вв. обращение в христианство населения бельг. земель было осуществлено миссионерами, преимущественно из Аквитании, Ирландии и Британии. В 627 г. из Аквитании для проповеди христианства прибыл св. Аманд , прозванный позднее «апостолом Б.», к-рый вместе со св. Баво Гентским основали на территории совр. Фландрии неск. мон-рей и церквей, в т. ч. аббатство Турне. В 40-х гг. VII в. Аманд был поставлен епископом Моза-Траектским. В районе совр. г. Брюгге проповедовал св. Элигий , еп. Нуайонский. На западе Б. активную миссионерскую деятельность вел выходец из Британии Виллиборд, еп. Утрехтский, а на востоке - еп. Маастрихтский сщмч. Ламберт и еп. Льежский св. Губерт . В Вост. Б. распространению христианства способствовали представители королевского рода Пипинидов: святые Идуберга Нивельская и Гертруда Нивельская основали мон-рь Невигелла (совр. Нивель), св. Бегга - мон-рь Анден.

http://pravenc.ru/text/77978.html

И вот, святой Северин едет словно навстречу ему. Тогда приблизились они как знакомые и назвали друг друга по имени, взаимно обнялись, облобызались, расточали взаимные приветствия и с торжественными песнопениями вошли в церковь . И после этого настолько его почтил епископ Аманд, что поставил его на свое место и сам служил ему, как младший по чину. Через несколько лет преставился блаженнейший Северин, и, после того, как его погребли, епископ Аманд снова принял управление своей кафедрой, которую, не колеблясь, отдал по повелению Божию. И местные жители узнали таким образом его святость, и всякий раз, когда внезапно подступает какая-либо смертельная болезнь или обступают враги, или обрушивается какое-либо другое всеобщее бедствие, немедля стекаются в базилику святого, налагают на себя пост, совершают продолжительное бдение, наполненное неотступной молитвой – и вскоре избавляются от внезапно нагрянувшего бедствия. Однако уже после того, как написал это, я узнал, что житие (этого святого) уже написано пресвитером Фортунатом 116 . Глава 45. О Романе, пресвитере этого же города Покоится на этом месте и святой пресвитер Роман – похороны его, как повествуется в его житии, устроил наш святитель Мартин 117 . Его гробница находится недалеко от городка Блавиенса 118 , на высоком берегу реки Гаронны, в которой часто терпящие кораблекрушение спасали себя и свое имущество, взывая посреди бурных потоков 119 свирепой реки: «Помилуй нас, святой Роман, исповедник Божий!» И вскоре успокаивалась река, и они достигали желанного берега. Известно наверняка, что никому не случалось гибнуть в волнах, если он сподобился увидеть его церковь посреди реки. И я сам удостоверился в такой великой необходимости прибегать к его заступничеству. Действительно, когда сильный дождь льет как из ведра много дней подряд, заставляя реку Гаронну вскипать и выходить из берегов, и, гонимый бурным ветром, разливает свои потоки и вздымает могучими горами потоки воды, вселяя немалый ужас, блаженный праведник имеет, как верю, благодать своим заступничеством усмирять разрушение бури и делает плавным течение реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Эти ариане, как свидетельствуют Иероним и Ороз, погубили целые сонмы пустынников. «Казалось, – говорил Сократ, – возобновились все те страдания ветхозаветных праведников, которые исчислил св. апостол Павел». Ибо многие из пустынников потерпели осмеяние, обнажение, бичевание и узы; некоторые были побиты камнями, иные усечены мечем; многие блуждали по пустыням в милотях 13 и козьих кожах, лишенные всякой помощи, прискорбные, удрученные всякими напастями, тогда как весь мир был недостоин их. Так страдали они за веру. Но Провидение Божие обратило страдания их к спасению прочих христиан, которые назидались их терпением и твердостию в вере кафолической. В начале сего гонения блаженная Мелания старшая три дня питала пять тысяч пустынников, укрывавшихся от ярости еретиков. А Луций, после всех жестокостей утомленный непоколебимостью исповедников православной веры, присоветовал начальнику военного отряда отправить в ссылку обоих Макариев, Памву, Вендора и Ираклида, которых все прочие монахи почитали своими наставниками. Эти святые старцы, которых Руфин называет вождями воинства Господня, вооруженные не копьями и стрелами, а верою и благочестием, находились в своих кельях, и в молитвенном расположении духа ожидали воинов Луция, слышав, что они скоро придут умертвить их. В это время к ним приведен был один расслабленный. Они помазали его елеем, и именем того единосущного Отцу Сына Божия, которого гнал Луций, повелели ему встать с одра; и он встал и возвратился в дом свой. Сие чудотворение доказывало, что истина – на их стороне. Но ожесточенный Луций не вразумился им. Он велел тайно ночью схватить помянутых старцев и отправить на один остров Нила, где все жители покланялись идолам, – предполагая, что они не найдут там никаких способов к продолжению монашеского жития. Но Бог , хранящий, угодников своих, возвеличил истинную веру их и постыдил противников ея. Блаженные изгнанники, пристав к острову и исцелив бесноватую дочь тамошнего главного жреца, крестили туземцев, и на месте разрушенного ими капища построили церковь во имя Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Впрочем, неистовство Валента было такого рода, что невозможно поверить, чтобы о нем не известно было на Западе, особенно после писем Василия и прочих восточных епископов. По смерти Афанасия Великого , это гонение распространилось и на Египет. Православные избрали ему в преемники ученика его Петра; но Валент назначил Церкви Александрийской арианина по имени Луция, возобновившего все жестокости, которым предавались лже-епископы Григорий и Георгий в царствование Констанция. Петр бежал в Рим, где сообщил Дамасу и прочим епископам западным о насилиях, которым подвергалась его Церковь . Красноречивые жалобы его были обращены ко всем Церквам, 892 но они возбудили только бесплодные сожаления. При избрании верующими епископа на Петра указывал сам Афанасий. 893 Едва только ариане узнали о смерти своего непоколебимого противника, как арианский епископ Антиохии Евзодий и граф Магнус отправились в Александрию. Они имели повеление от Валента бросить Петра в тюрьму и на место его возвести некоего Луция. Едва лже-епископ этот прибыл в Александрию, как стал стараться открытой силой занять церкви. А когда народ тому воспротивился, то он, обвиняя в том духовенство и дев, начал их разыскивать. Одни были схвачены, другие успели скрыться или бежать. Которых успели заключить, тех подвергали мукам, напоминавшим самые жестокие гонения языческие. Петр успел бежать из тюрьмы своей и отплыть в Рим, потому, говорит Созомен , что епископ этого города исповедовал ту же веру. Арианам, хотя и немногочисленным, отданы были все церкви, а Валент издал декрет об изгнании всех исповедующих веру Никейскую. Евзодий присутствовал при всех казнях до возвращения своего в Антиохию. После отъезда его, Луций, в сопровождении префекта Египетского и войска, выступил против отшельников, населявших пустыни. Все они ненавидели учение Ария, а народ, имея к ним доверие, слушался их убеждений и разделял ту же веру. Луций приказал сослать на отдаленный остров, населенный только язычниками, множество отшельников, согласившихся скорее умереть, нежели отказаться от вероучения Никейского. По прибытии их на остров, язычники, видя чудеса людей Божиих, приняли Христианство; обращение это и чудеса наделали столько шуму в Александрии, что Луций поспешил дать разрешение отшельникам возвратиться в свои пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

7. Жена подала тебе, император, прошение разрешить ей сначала уладить все домашние дела и затем уже, после приведения всего в порядок, начать защиту. Ты это ей разрешил. 8. Бывший муж ее, которому сейчас не в чем было ее уличить, решил напасть на некоего Птолемея, наставника ее в христианском учении, которого Урбикий осудил. 9. Повел муж дело таким образом: центуриона, своего друга, он подговорил схватить Птолемея и только спросить его, христианин ли он; Птолемей, человек правдивый, мыслящий честно и прямо, исповедал себя христианином. Центурион заковал его и долго мучил в темнице. 10. Наконец его повели к Урбикию, и тут опять-таки допрос был об одном: христианин ли он? И опять же, сознавая благо, полученное им от Христова учения, исповедал Птолемей это училище Божественной добродетели. 11. Ведь отрекающийся от какого-либо учения отрекается или потому, что увидел нечто плохое, или потому, что считает себя недостойным этого учения и чуждым ему. И то, и другое не к лицу истинному христианину. 12. Когда Урбикий приказал казнить Птолемея, некий Луций, тоже христианин, видя, что приговор произнесен без всякого разумного основания, сказал Урбикию: «В чем дело? Этот человек не прелюбодей, не развратник, не убийца, не вор, не грабитель, он вообще не уличен ни в одном преступлении, и ты посылаешь его на казнь за исповедание имени христианина. Ты не судишь, Урбикий, как подобало бы императору благочестивому, и философу, сыну кесаря, и священному сенату». 13. Урбикий, ничего не ответив, сказал Луцию: «По-моему, и ты такой же», и когда Луций ответил: «Целиком», велел казнить и его. Луций поблагодарил его, сказав, что он, наконец, избавлен от таких злых властителей и идет к благому Отцу, Царю и Богу. Подошел кто-то третий и тоже был приговорен к смерти». Непосредственно за этим рассказом Иустин ведет кстати уже упомянутую нами речь: «И я ожидаю, что кто-нибудь из названных мною будет против меня злоумышлять» и т. д. Глава 18 1. Иустин оставил нам много полезнейших произведений; они свидетельствуют об уме, прошедшем школу и погруженном в размышления о Божественном; к ним мы и отсылаем людей любознательных, отметив им на пользу те, которые стали нам известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

3. Haec igitur, frater, eadem hora eodem momento, ad te, scripta transmisimus, et Nicephorum acolytum descendere ad navigandum festinantem, de statione ad vos statim dimisi; ut nulla procrastinatione habita, velut praesens in isto clero et in isto populi coetu, Deo omnipotenti et Christo Domino nostro gratias ageres. Credimus autem fore, quin immo jam pro certo confidimus, ceteros quoque, qui in hoc errore sunt constituti, in Ecclesiam brevi reversuros, cum auctores suos viderint nobiscum agere. Has litteras puto te debere, frater, et ad caeteras Ecclesias mittere: ut omnes sciant schismatici hujus et haeretici dolum et praevaricationem de die in diem evacuari. Bene vale, frater charissime. 3. И вот, брат, тогда мы сразу, незамедлительно написали тебе об этом, и как можно скорее посадили аколита Никифора на корабль, чтобы, не откладывая, передать вам это письмо, чтобы ты, как бы лично присутствуя среди нашего клира и собрания народа, вознес благодарение Богу всемогущему и Христу Господу нашему. Мы глубоко верим, и даже считаем несомненным, что и другие, поддавшиеся этому заблуждению, вскоре вернутся в Церковь , увидев, что их главные деятели находятся в общении с нами. И я полагаю, брат, что это письмо следует тебе направить и другим Церквам, чтобы все знали, что обман и лицемерие этого раскольника и еретика день ото дня рассеиваются. Будь здоров, возлюбленный брат! Св. Луций I (S. Lucius I) г. «В Риме преемником Корнелия, почти закончившего третий год своего епископства, стал Луций, несший свое служение неполных восемь месяцев; умирая, он передал его Стефану» ( Евсевий Памфил . Церковная история. VII, 2). Луций, римлянин согласно Liber Pontificalis, почти сразу же после своего избрания был сослан императором Галлом. Место его ссылки неизвестно. Но вскоре, вместе с группой христиан он вернулся обратно, так как восшедший на престол новый император Валериан (253–260 гг.) начал свое правление с благожелательного отношения к христианам. После возвращения папа получил письмо от епископа Карфагенского Киприана, в котором он поздравлял Луция, что тот пострадал за веру: «Господъ удостоил почтить тебя особой честью в деле служения своей Церкви, соделав и исповедником, и священником. Возвращением твоим не только не умалилось в епископе достоинство его исповедничества, но еще более возросла важность священства: у алтаря Божия поставлен был предстоятель, который убеждал бы народ к принятию оружия исповедания и претерпению мученичества не словами, но делами, – который при приближении антихриста приготовил бы воинов к сражению не одними ободрительными речами и голосом, но примером веры и доблести» (Письмо к Луцию, папе Римскому, по возвращении его из заточения). Никаких сведений о деятельности папы не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фабиан 236–250 Корнелий 251–253 Новациан 251–окт. 258, антипапа Луций 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Дионисий 259–268 Феликс I 269–274 Евтихий 275–283 Гай 283–296 Марцеллин 296–304 Марцелл I 308–309 Евсевий 309, или 310 Мильтиад (Мельхиад) 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк 336 Юлий I 337–362 Либерий 352–366 Феликс II 355–365, антипапа Дамасий I 366–384 Урсин 366–367, антипапа Сириций 384–399 Анастасий I 399–401 Иннокентий I 401–417 Зосим 417–418 Эвлалий 418–419,антипапа Бонифаций I 418–422 Целестин I 422–432 Сикст III 432–440 Лев I 440–461 Гиларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах 498–514 Лаврентий 498–499; 501–506, антипапа Гормизд 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Диоскур 530, антипапа Бонифаций II 530–532 Иоанн II 533–535 Агапит I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 556–561 Иоанн III 561–574 Бенедикт I 575–579 Пелагий II 579–590 Григорий I Великий 590–604   Александрийские патриархи до конца VI в (Александрийские епископы получили статус патриархов по решению Первого Вселенского Собора 325 г.) Феон 282–330 Петр I 300–311 Ахилл 312 Александр ?–328 Афанасий 328–373 Пист 336 или 338 Григорий 339 или 341; 344 или 348 Георгий 357–361 Луций 365 Петр II 373–380 Луций (вторично) 375–378 Тимофей I 380–384 Феофил 394–412 Кирилл 412–444 Диоскор 444–451 Протерий 451–457 Тимофей II Элур 457–460 Тимофей II Салофакиол 460–475 Тимофей II Элур 475–477, вторично Петр III Монг 477 Тимофей II Салофакиол 477–482,вторично Иоанн I Талайа 482 Петр III Монг 482–489, вторично Афанасий II Келит 489–496 Иоанн I 496–505 Иоанн II 505–516 Диоскур II 516–517 Тимофей III 517–535 Павел из Табенны 537–540 Зоил 540–551 Аполлинарий 551–570   Епископы Константинопольские и затем, с 381 г. по решению Второго Вселенского Собора, Патриархи до конца VI века (епископы) Руфин 284–293 Метрофан 306/307–314 Александр 314–337 Павел I 337–339 Евсевий Никомедийский 339–341 Павел I 341–342, вторично Македоний I 342–346 Павел I 346–352, в третий раз

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Луций III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 208 (РГБ) (Ок. 1097 или 1100, Лукка - 25.11.1185, Верона; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181). Происходил из знатного рода. До избрания на Папский престол Аллучиньоли был близок к ордену цистерцианцев , но монашеских обетов он, по-видимому, не приносил ( Robinson. 1990. Р. 212). В дек. 1138 г. папа Римский Иннокентий II возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Адриано, в мае 1141 г.- кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Прасседе. В дек. 1158 г. папа Адриан IV сделал его кардиналом-епископом Остии и Веллетри. 20 сент. 1159 г. кардинал принимал участие в церемонии интронизации нового папы Александра III . Этому понтифику удалось положить конец церковной схизме, события к-рой были тесно связаны с итал. политикой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), был заключен мир в Венеции (июль 1177), и Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским. В марте 1178 г. папа при поддержке имп. войск вступил в Рим. В марте 1179 г. Александр III провел Латеранский III Собор , который объявил недействительными все назначения и рукоположения, совершённые «имперскими» антипапами Виктором IV (V) (1159-1164), Пасхалием III (1164-1168) и Каллистом III (1168-1178). Однако уже в мае того же года Александр III был вынужден вновь бежать из Рима из-за народных волнений; во 2-й пол. XII в. в городе установилось коммунальное правление и римляне выражали недовольство светской властью папы над Римом и Папской обл. Спустя неск. месяцев нек-рые кардиналы и представители рим. знати поддержали антипапу Иннокентия III (1179-1180). Со смертью антипапы закончилась и церковная схизма, но в Рим папа Александр III вернуться не смог: он умер 30 авг. 1181 г. в Чивита-Кастеллана. После его смерти собравшиеся в Веллетри кардиналы избрали на Папский престол кард. У. Аллучиньоли, являвшегося к тому времени деканом коллегии кардиналов . Во время выборов 1181 г. впервые был применен канон «Licet de evitanda discordia» III Латеранского Собора. В соответствии с ним папа был избран 2/3 голосов всех кардиналов-выборщиков. Новый папа взял себе имя Луций. 6 сент. там же, в Веллетри, состоялась церемония папской интронизации.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

   И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.    Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.    В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.    Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.    Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали.    Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.    Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.    Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.    Согласно цитированнного послания к Галатам, соблюдение нравственного закона Моисеева — обязательная ступень прихода человека к Христу. Соблюдший закон вступит на новую ступень. Но ни в коей мере не достигнет Христа не соблюдающий нравственный закон Моисеев.    а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.    В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние    С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование.    Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.    для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

87 Римская власть весьма осмотрительно не создавала когорт из живших в Иудее евреев. Вспомогательные провинциальные войска набирались только из проживавших но соседству сирийских греков. Флавий упоминает о медных таблицах в Капитолии Рима, на которых еще при Юлии Цезаре было начертано: «Пусть ни один чиновник, пи один претор, ни один легат не набирает войск в пределах иудейских…» – “Иудейские древности», кн. 14, гл. 10, 6. 88 Луций Вителлий – легат провинции Сирии с 35 по 39 гг. н. э. 89 «Иудейские древности», кн. 18, гл. 4, 3. 90 Signa – боевые знамена римских легионов, представлявшие собой изображение орла, а под ним профиль императора. изображение орла, а под ним профиле, императора. 91 «Иудейская война», кн. 2, гл. 9, 2–3. 92 По “Иудейским крепкостям” (XVIII, 3, 2), длина водопровода – 200 стадий. Стадия – древняя мера длины, примерно 185 м. 93 «Иудейская война”, кн. 2, гл. 9, 4. 94 Филон Александрийский жил с 20 г. до п. о. по 40 г. н. э. 95 Тесса Раджак. Иосиф Флавий. Историк и общество. С. 83. 96 Иосиф Флавий. Иудейские древности, т. 1. М., 1994 С. 5. 97 “Иудейские древности”, книга 18, гл. 5, 2. Захватив то или иное самостоятельное государство, римляне три четверти его территории обыкновенно оставляли за собой, а четвертую часть отдавали в управление кому-либо из местных властителей, – часто бывшему царю. Такие зависимые от римлян цари назывались тетрархами (четверовластниками). Ирод Актина – тетрарх с 4 г. до н. о. до 39 г. н. э. 98 Словами “погружение в воду” переведено слово подлинника “βπτισμα”. Именно так называли Иоанна – Иоанн Креститель, по-гречески: “αννης βπτισμα». 99 “Иудейские древности”, книга 20, гл. 9, I. Речь идет об апостоле Иакове, брате Господнем, сыне праведного Иосифа Обручника. Претерпел мученическую кончину в 62 г. н. э. 100 Агриппа II Младший – номинальный царь Иудеи в 54 – 96 гг., стоявший на стороне римлян во время Иудейской войны. Анан Младший был первосвященником в течение нескольких месяцев 62 г. Порций Фест был наместником Иудеи с 60 по 62 гг. Луций Альбин – иудейский наместник в 62–64 гг.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010