Ouspensky L. l " Icone de la Nativite du Christ. - Paris, 1951. P.2. Поскольку я надеюсь, что эта книжка попадет в руки школьных учителей, в связи с темой Сретения (оно празднуется 15 февраля) я хотел бы посоветовать им обратиться к дивному стихотворению Иосифа Бродского, которое так и называется - " Сретение " . Соловьев В. С. Гностицизм.//Собрание сочинений. Т. 9 (дополнительный). — СПб., 1907, сс. 99-100. Аверинцев С.С. Притча.//Литературная энциклопедия. - М., 1987. С.305. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание души. - М., 1925. С.115. Л. Смысл и язык иконы.//Журнал Московской Патриархии. N.7. - 1956. С.62. Мусхелишвили Н.Л. Шабуров Н.В. Шрейдер Ю.А. О символичности проповеди.//Человек. N.4. 1991. драгоценное исключение - признание Луки в пасхальном повествовании: " Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? " (Лк. 24,32). В.В. Уединенное. - М., 1990. С.461. Альфред. Жизнь и время Иисуса Мессии. Т.1. М., 1900. С.737. светской литературе тема христианского покаяние глубоко развернута М. Бахтиным (Бахтин М.М.. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.112 и след.). .Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. - М., 1914. С.77. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т. - 1. Рига, 1990. С.135. Розанов В. Религия и культура. Т. - 1. М.1990. С.373. отличие от западного христианства (католичества и протестантизма), где грех понимается преимущественно со своей внешней стороны: как нарушение закона, заповеди, как проступок. случайно римские первосвященники носили титул " pontifex maximum " : " великий мостостроитель " . Предполагалось, что первосвященник перебрасывает мост между миром людей и миром богов. В Римской империи этот титул усвоили себе римские императоры, что во многом и послужило причиной конфликта империи с христианами: для последних Единый Первосвященник - это Иисус. Затем, впрочем, этот титул " pontifex maximum " был усвоен римскими папами, отчего до сих пор время правления каждого из пап называется " понтификатом " . Например, " понтификат " нынешнего папы Иоанна-Павла II начался в 1978 г...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Агафангел (Саввин), митр. Одесский и Измаильский 932, 1050, 1089, 2091 Агеева Е. А. 749, 1198 Агеева К. В. 422 Агния (Стародубцева А. В.), 1020 Адам, ветх. праотец 223, 1419 Адриан (Ангелов), келарь 1360 Адриан Кентерберийский, (Сур., свт.) 1253 Азовкин С. см. Паисий (Азовкин), иером. Айдан Линдисфарнский, (Сур., свт.) 1253 Аксаков К. С. 2469, 2916, 3194 Аксючиц В. В. 1570, 1575, 2854 Алабин Л. Н. 1616 Албаний Уэльский, (Сур., мч.) 1253 Алдошина Н. Е. 2551 Александр I, импер. 2914 Александр II, импер. 743 Александр (Могилев), архиеп. Костромской и Галичский 1055, 2041 Александр Свирский , игум., прп. 1242, 1273 Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский 902 Александр (Федоров), игум. 1656 Александр Хотовицкий, протопр., сщмч. 1247 Александров Б. М. 192 Алексеев А. А. 31, 45, 64, 74, 183, 240 Алексеев А. И. 737 Алексеева А. С. 3134 Алексеева Л. 2399 Алексей Михайлович, царь 732 Алексий, митр. всея Руси, свт. 695, 1274 Алексий, человек Божий, прп. 1262, 3041 Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси 546 , 549, 592, 597, 893, 907, 962–967, 2300–2307 Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси 585, 587 , 598,770, 927, 933, 949, 968, 969–972, 1037, 1047, 1051–1053, 1056, 1093–1096, 1100, 1103, 1104, 1108, 1110, 1111, 1118, 1203, 1542, 1576, 1577, 1657, 2070, 2287, 2572, 2642, 2679, 2680, 2709, 2783, 2807, 3135 Алексий Бортсурманский (Гнеушев), иерей, св. прав. 1254 Алексий (Виноградов) , иером. 103 Алексий Зосимовский (Соловьев) , иеросхим., прп. 1254, 2293 Алексий (Кутепов), архиеп. Тульский и Белевский 1296 Алексий (Макринов), иером. 98 Алексий Медведков, (КНП, св. прав.) 1183 Алексий Мечев , прот., прав. 1254, 1303 Алексий (Поликарпов), архим. 2135 Альфред Великий, король, (Сур., св.) 1253 Амвросий (Ключарев) , архиеп. Харьковский и Ахтырский 789, 790, 3122 Амвросий Медиоланский , еп., свт. 399, 400, 2577 Амвросий Оптинский (Гренков) , иеросхим., прп. 1246, 1304, 2570 Аммон Нитрийский, Египетский, прп. 282, 283, 401 Амфилохий Иконийский , еп., свт. 402

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В итоге труды Эриугены были прочно забыты и вернулись в научный оборот только в 80–х гг. 17 в. усилиями оксфордских издателей, оказав впоследствии влияние на диалектику Гегеля (польский исследователь Л. Колаковский считает De Divisione Naturae прототипом гегелевской «Феноменологии духа» 690 ), а через него – и на Маркса. Неясен и конец его собственной жизни; по крайней мере, история о том, что в 882 г. его пригласил в Оксфорд король Альфред Великий (849–899), что в Оксфорде он проработал долгие годы, даже стал аббатом в Мальмсбери и был заколот собственными учениками посредством стилосов, представляется большинству исследователей явным апокрифом, связанным с каким–то другим Иоанном. После Эриугены в процессе богословско–философского синтеза, ярким представителем коего он являлся, наступает перерыв, закончившийся только с выходом на историческую арену Ансельма Кентерберийского. Наиболее влиятельными богословами этого времени были, помимо упомянутого Беренгария Турского, Петр Дамиани (ок. 1007–1072), монах–бенедиктинец из реформаторского круга папы Григория VII, приор монастыря Фонте Авеллана и, позднее, кардинал–епископ Остии, объявленный в 1823 г. учителем Церкви. Основополагающая работа Дамиани – De Divina Omnipotentia, обширное сочинение, в котором речь идет о Божественном всемогуществе. Дамиани разделял посылку Тертуллиана о том, что раз Бог говорит с человеком, мыслительная деятельность для последнего не является обязательной 691 . Отметим также богословскую деятельность приора аббатства Бек в Нормандии, а затем – архиепископа Кентерберийского Ланфранка (1005–1089), состоявшего в переписке с папой–реформатором Григорием VII 692 . Подобно Петру Дамиани, Ланфранк полагался главным образом на веру, но отмечал также важность разума 693 . Со времени Ансельма Кентерберийского (1033–1108) 694 , ученика и последователя Петра Дамиани, теология, преподаваемая на богословском факультете Парижского университета учителями из аббатства Сен–Виктор, представляла собой августинизм, совмещенный с аристотелевской диалектикой. Эта традиция была настолько устойчивой, что до конца 13 в., до окончательной победы томистского аристотелизма, самые знаменитые учителя 695 были убежденными августинистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В психологии есть некий аналог того, что в духовной литературе называется ложным смирением. Это закомплексованность. Австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер (1870–1937), основатель учения о комплексе неполноценности, писал, что человек закомплексованный стремится к господству над другими или замыкается в себе, бегая от жизненных трудностей: «Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни. [Такой] человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать – человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач» 205 То есть закомплексованный обычно замкнут, самоутверждается за счет других, внутренне превозносясь и при удобном случае помыкая окружающими. Такой человек склонен подавлять других, пытается уровнять окружающих людей под шаблон собственного «я», боится естественности и простоты. От внешнего к внутреннему Преподобный Антоний Великий пишет, что для того, чтобы достичь смирения, нужно обращать внимание как на внутреннее, так и на внешнее. «Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келии и во всех принадлежностях ее». 206 Преподобный Исаак Сирин пишет о том, что пути смирения многообразны: «Бывает смирение по страху Божию, бывает из любви к Богу и бывает по радости» Помню случай, когда меня рукоположили в диаконы: я еще недели не прослужил, как оказался по делам церковным в Петербурге. В Александро-Невской Лавре служил митрополит Владимир, ныне Санкт-Петербургский и Ладожский. Я, конечно, терялся: большая праздничная архиерейская служба, полный алтарь священства. И владыка это заметил, подозвал меня, говорит: «Слушай, если ты не обладаешь смирением, то хотя бы смиренно ходи по алтарю». Я спрашиваю: «Это как, владыка?» А он говорит: «Ты должен ходить тихо, незаметно, но величественно, царственно». Такой урок архиерейский был о том, что действительно даже через внешние действия, движения состояние передается – от внешнего к внутреннему. Если внешние движения смиренные, то потом потихонечку они переходят в некое внутреннее качество. Конечно, владыка был прав.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

День памяти 4 августа. Вивекананда, Свами (1863—1902), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор, ученик Рамакришны. Винсент де Поль (Венсан де Поль) (1581—1660), св., французский священник. Проповедовал и служил среди бедноты. Совершая поездки по разным местностям Франции, повсюду основывал благотворительные миссии и учреждения, впоследствии объединенные в конгрегацию лазаристов. Основал также конгрегацию сестер милосердия. В 1729 причислен Католической Церковью к лику блаженных, в 1737 — к лику святых. День памяти 27 сентября. Виньи, Альфред Виктор де (1797—1863), французский поэт-романтик. Владимир Святославич (в крещении Василий) (?—1015), св. равноапостольный, великий князь Киевский. В 988—989 ввел христианство на Руси. Память 15 июля. Власий (?—312), сщмч., епископ Севастийский. Память 11 февраля. Вовенарг, Люк де Клапье (1715—1747), французский писатель-моралист эпохи Просвещения, автор «Афоризмов». Вольтер, Франсуа Мари Аруэ (1694—1778), французский писатель, философ-просветитель. Вышеславцев, Борис Петрович (1877—1954), русский религиозный философ. Выслан из России в 1922, жил в Париже. Автор трудов по этике («Этика преображенного эроса»), истории русской философии и др. Гавриил (Петров) (1730—1801), митрополит Санкт-Петербургский. Много заботился о духовном просвещении, образовании и о благоустроении монашеской жизни. Валаамский монастырь, основанный в XII b., при нем пережил новый расцвет. Гаккель, Сергий (р. 1931), протоиерей. Родился в семье русских эмигрантов. Рукоположен в 1964. Автор книги о матери Марии (см.). С 1984 редактор религиозной программы Русской службы Би-би-си «Воскресение». Галактион Емесский (Финикийский), мч. Пострадал в царствование Деция. Память 5 ноября. Гамильтон, Уильям (р. 1924), американский протестантский богослов, один из ведущих представителей течения «смерти Бога». Гаррет, Анна Ивановна (урожденная Даддингтон) (1913—1997), староста Успенского собора в Лондоне, занимавшая этот пост с 1974 до конца дней. Георгиу, Виргил (1916—1992), румынский франкоязычный писатель, православный священник (с 1963).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

За последние полторы тысячи лет оценка европейской наукой познавательных возможностей дискурса не оставалась постоянной. В XIII веке она заметно упала — Фома Аквинский провозгласил тезис «Вера выше разума», и католическая церковь приняла его в качестве одного из своих догматов, но в XVII столетии эта оценка резко пошла вверх. Лейбниц объявил логико-арифметический язык универсальным инструментом познания, использование которого может открыть человечеству любую истину. Это было глубоко ошибочное мнение, но последующие громадные успехи созданного Ньютоном и самим же Лейбницем математического анализа (дифференциального и интегрального исчислений) и основанного на нём естествознания по некоторому недоразумению, о котором будет сказано ниже, укрепили его, сделав в глазах учёных непогрешимой истиной, так что к концу XIX века—началу XX они с минуты на минуту ожидали, что точные науки исчерпывающим образом объяснят нам не только, как устроен мир, в котором мы живём, но и как устроены мы сами. На почве безграничной веры в силу логики и математики укрепилась космологическая доктрина абсолютного детерминизма всего происходившего, происходящего и того, что будет происходить, которую первым сформулировал ещё на рубеже XVIII и XIX веков великий французский математик и физик Лаплас. Напрягать воображение скоро станет ненужным делом, надо будет просто вычислить истину — произвести по определённым правилам ряд выкладок на бумаге или на каком-то счётном устройстве. Сейчас страшно подумать, что в эту бредовую идею искренне верили умнейшие люди своего времени. Так велика, оказывается, сила гипноза корпоративного мнения — ни один тогдашний учёный не решался отрицать концепцию детерминизма, боясь быть поднятым на смех своими коллегами как невежда и обскурантист… Отрезвившие всех слова «а король-то голый!» произнесла царица наук математика. Ей не поверить было нельзя, упрекать в невежестве — абсурдно. В 30х годах XX века эта царица сама оповестила своих поклонников об ограниченности той власти, которую они ей приписывали. Сначала австриец Курт Гёдель доказал, что во всяком логико-арифметическом языке существуют утверждения, которые по виду должны быть либо истинными, либо ложными, но которые средствами этого языка нельзя ни доказать, ни опровергнуть, а затем поляк Альфред Тарский доказал, что на таком языке невозможно даже просто сформулировать понятие истинности. Как это ни странно, многие даже очень хорошие профессиональные математики, не знают о теореме Тарского и не имеют представление о том, каким способом можно строго доказать ограниченность строгого метода. Специально для них мы с издателем этой книги решили привести это доказательство в приложении, которое совершенно не обязательно читать остальным.

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

Надо еще сказать вот о чем. Альфред глядел далеко в будущее, и потому все сделанное им не могло быть по достоинству оценено еще долгое время. Я думаю, что как раз сейчас, спустя 11 столетий, мы действительно в состоянии оценить его заслуги. Именно потому, что за последние несколько десятилетий его главные христианские свершения стали упраздняться. Так, были уничтожены местные, относящиеся к rpaфcmbaм-shires, армейские подразделения, морской флот был сокращен, границы графств изменились в 1970-е годы, верховенство Общего права (Common Law) отменено, идет разложение христианства, к предложению Европейского Союза разделить Англию на области отнеслись благосклонно и проч. и проч. Вспомним, что Бог не всегда открывает Своих святых сразу. Часты случаи, когда святые не обнаруживались на протяжении веков после их кончины. Когда народ не готов воспринять святых в течение определенного времени, Господь открывает их позже, когда люди уже готовы их оценить и воздать им должное почитание. Таков случай и с Альфредом. Только в XVI веке ему дали титул Великий – и этот титул с тех пор сохраняется. В последние 500 лет ясно видно, насколько высоко оценивается он как государственный деятель и национальный лидер во всех областях. Только в XXI веке мы сможем реально и всецело понять его духовные качества. Признание Альфреда святым Божиим Существует не совсем правильное представление о том, что такое канонизация. Никто не может канонизировать в смысле «сделать святым». Только Бог открывает верующим святых, и лишь затем епископ местно или синод епископов признают почитание и подтверждают, что данный человек – святой. Это и называется канонизацией, то есть признанием кого-то за образец (канон) для подражания. Другими словами, почитание человека должно начаться в сердцах и умах. Только потом привлекаются епископ или епископы. Наша надежда и цель – распространить почитание Альфреда Великого как святого. Канонизация – последняя ступень в процессе истинного почитания и открытия святого. Правда, распространению нашего почитания мешает непроясненный вопрос, касающийся его святых мощей.

http://pravoslavie.ru/57348.html

Святому Эдмунду составлена православная служба на английском языке. Частично сохранились и древние гимны и службы святому, относящиеся еще к саксонскому периоду. Рейтинг: 9.5 Голосов: 22 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Король Этельред, прозванный Нерешительным, правил Англией с 978 по 1016 год. Он стал королем после ужасного убийства его единокровного брата короля Эдуарда Мученика († 978; память 18/31 марта). – Здесь и далее прим. прот. Андрея Филлипса. Святитель Дунстан (909–988; память 19 мая/1 июня) был архиепископом Кентерберийским с 960 года. Известный церковный деятель. Его особенно почитали за святую жизнь, совершенные им многочисленные чудеса и предсказания. Святой и ученый монах Аббон (945–1004; память 13/26 ноября) был родом из Орлеана во Франции. Он принял монашество в монастыре св. Бенедикта во Флери-сюр-Луар. В 985 году по приглашению святителя Дунстана Кентерберийского (или, возможно, святителя Освальда Вустерского) приехал в Англию и стал настоятелем монастыря Рамси (в нынешнем графстве Кембриджшир). В Англии св. Аббон написал на латыни житие св. Эдмунда, которое игумен Эльфрик вскоре перевел на староанглийский язык. Св. Аббон покинул Англию в 987 году и в следующем году стал игуменом монастыря Флери-сюр-Луар, где в то время пребывали мощи св. Бенедикта Нурсийского. В 1004 году св. Аббон принял мученическую кончину в городке Ла Реоль в Гаскони. Этельстан был внуком благоверного короля Альфреда Великого и королем Англии с 924 по 939 год. Это небольшое предисловие, как и перевод публикуемого жития, составленного Аббоном, сделано игуменом Эйншемским Эльфриком (ок. 955 – ок. 1020), известным духовным писателем и ученым. Эльфрик знаменит своими переводами на староанглийский язык книг Ветхого Завета, он также перевел на староанглийский латинскую грамматику. Автор многочисленных письменных творений: проповедей, житий святых, комментариев к Библии. – Ред. Благоверный Эдмунд, король восточных Англов и мученик (841–869). Альфред Великий (849–899) правил королевством Уэссекс с 871 по 899 год. Он спас Англию от датских завоевателей, славился подвижнической жизнью и ученостью. Создал знаменитый свод законов. Известен как духовный писатель, философ и переводчик.

http://pravoslavie.ru/57826.html

смерть от истощения Альфреду Парланду удалось создать уникальный архитектурный памятник: осмыслив приемы XVII века, при постройке храма Воскресения он не использовал ни одной точной копии деталей предыдущих церквей, ни одного повтора не найти в петербургском здании — от выполненных «под старину» медных входных дверей с серебряными инкрустациями до огромных люстр из белой бронзы с электрическими лампочками. К новым приемам, примененным Парландом на фасадах храма Воскресения Христова, можно отнести большие фронтонные кокошники северного и южного фасадов и всю наружную отделку главной алтарной апсиды, стен колокольни. Альфред Александрович также спроектировал и отдельное здание ризницы в едином стиле с Воскресенским храмом, который возводился неподалеку. Николай II остался доволен воздвигнутым памятником, «местом всенародного молитвенного воспоминания» своему деду. В день его освящения, 19 августа 1907 года, по приезде в Петергоф он издает особое благодарственное письмо великому князю Владимиру Александровичу и награждает медалью, выбитой «по случаю кончины императора Александра Николаевича, для ношения на груди в петлице». По значимости петербургскую церковь ставили в один ряд с Храмом Христа Спасителя в Москве. Поэтому Николай II распорядился, чтобы на тот момент уже профессору архитектуры Парланду было пожаловано такое же денежное вознаграждение, какое получил за окончание строительства и главный архитектор московского храма Александр Резанов — 6 259 руб. серебром. Но великий князь Владимир Александрович, высоко оценивая каждодневную созидательную работу Парланда на строительстве, хлопочет перед Николаем II о дополнительном воздаянии за труды архитектора. По докладу председателя Комиссии по сооружению храма в честь Воскресения Христова Альфреду Александровичу император назначил пожизненную пенсию 5 тыс. руб. в год, Парланда произвели в статские советники. Также на архитектора, построившего красивейший архитектурный памятник в центре Санкт-Петербурга, возложили обязанность осуществлять технический надзор за состоянием церкви с причислением к Кабинету Его императорского величества и с жалованьем в 1 000 руб.

http://e-vestnik.ru/history/alfred_parla...

Три недели спустя в Оллере графства Сомерсет датский король Гутрум вместе с 30 приближенными людьми принял святое крещение, получив благородное английское имя Этельстан – его крестным отцом стал Альфред. Через восемь дней, по традиции, он был миропомазан, а затем отбыл в находившееся неподалеку королевское поместье Уэдмор, и король Альфред, его победитель и крестный отец, праздновал вместе с ним и чествовал его дарами. Победа Альфреда помешала осуществиться планам еще одного языческого флота, в поисках удачи прибывшего к Темзе. Он повернул обратно в Европу. В 878 году датчане оставили Чиппенхем и двинулись на север в Мерсию. В следующем году они отправились в Восточную Англию, которую стали заселять. Это было начало времени перехода от войны к миру, восстановления духовного и морального здравия англичан, повторного учреждения цивилизации и слаженного управления христианской Англией после языческого разорения. (Продолжение следует.) Рейтинг: 6.6 Голосов: 110 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Датские деньги» – ежегодный налог в IX–XII вв. в Англии; был введен для уплаты дани скандинавским викингам, нападавшим на Англию. – Здесь и далее примеч. пер. Согласно средневековой легенде, во время скитаний Альфреда в Сомерсете его приютила одна благочестивая крестьянка. Поскольку Альфред тогда скрывал, что он король, она его не узнала. Женщина попросила Альфреда присмотреть за ее пирогами в печи, пока она отлучится. Альфред согласился, но он так переживал за свой народ, что не заметил, как пироги подгорели. Вернувшаяся хозяйка увидела подгоревшие пироги и упрекнула Альфреда в невнимательности. Король ей открылся, и женщина начала искренне извиняться. На это король ответил, что извиняться должен только он. Это событие показывает кротость и смирение Альфреда. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 18 ноября 2012, 14:43 Спасибо за статью.Жизнь святого благоверного короля Англии была наполнена поистине безграничным христианским терпением, мужеством и самопожертвованием. Альфред Великий навсегда останется в памяти людей как мудрый и праведный король, сумевший сплотить свой народ для борьбы с языческими варварами. Несомненно, любовь к Богу и своему Отечеству помогла ему сохранить страну. С тех далеких времен прошло уже более 1000 лет, но хочется верить, что эти «уроки прошлого» смогут помочь людям выбрать правильный путь в жизни, полный любви, христианского прощения и уважения друг к другу.

http://pravoslavie.ru/57264.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010