Впрочем, очевидно, что в Англии оба начала были перемешаны и слиты в какое-то нестройное целое. Редкая чистота нравов, правдолюбие, обратившееся в прозвище (потомство называло его правдослов), ясность и нежность души и разумная богобоязненность, исполненная любви и благоговения, соединялись в Альфреде с его высокими умственными качествами; но самая эта нравственная высота принадлежала не ему одному. Христианство было для земли Англо-Саксов источником живым и чистым, в ней овладело оно всею полнотой народного духа, в ней глубоко бросило оно плодотворные семена, которые дали и дают до нашего времени неистощимые плоды. Остальной мир, видя ещё в Англии борьбу партий и вопросов религиозных, не может понять ни важности, ни искренности их и легкомысленно готов признать их за маску других, чисто вещественных интересов. Слепота понятная, но обличительная не только для обществ современных нам, но и для всего их прошедшего. Вообще должно сказать, что личность Альфреда представляет одно из утешительнейших явлений во всемирной истории как по собственному его характеру, так и по явной зависимости этого характера от народной стихии, которой он был представителем. В этом отношении он заслуживает гораздо более внимания, чем прекрасная, но исключительная личность Лудвига Благочестивого, явления прекрасного без сомнения, но резко отделяющаяся ото всей истории Франции и представляющего исключительное влияние учения христианского на человека, одарённого высокими нравственными стремлениями, почти независимо от среды, его окружавшей. Действительно, эта среда благоговела перед ним, но не понимала его, не сочувствовала и не приняла от него никакого направления. К тому же должно прибавить, что самоё христианство в Лудвиге, также как и его нравственная и внешняя жизнь, носит на себе печать односторонности и служения ложному началу, разумеется вследствие лжи и односторонности всей эпохи его; между тем как едва ли какой-нибудь справедливый упрёк может пасть на память и дела великого Англо-Сакса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Это доказывается всею позднейшей историей Англии, так же как и сличением Альфреда со многими из королей семицарствия и с ближайшими его преемниками. Ни одно из благородных стремлений души человеческой не осталось чуждым его великой душе. Собиратель памятников древнесаксонского слова, сам литератор и поэт, поклонник древнего мира, которого превосходство он понимал, поклонник науки, которой главный центр в Англии, Оксфорд, гордится преданием, хотя и сомнительным, связывающим его основание с именем Альфреда, мыслью и сочувствием обнимал он почти весь тогда известный мир. Им отправленные путешественники проникали один – в отдалённые и тёмные концы Балтики, другой – в едва доступную Индию, открывая то необъятное поприще, на котором прославились дальше потомки тогдашних Англо-Саксов. Им созданный флот боролся уже с успехом против наездников моря, Норманнов, и, доказывая прежнюю важность мореплавания у Саксов и значение его как силы, обуздывавшей северных грабителей, предсказывал будущее величие того флота, который в наше время властвует на всех морях и имеет такое огромное влияние на судьбу всего мира. Им утверждённые или приведённые в более правильное устройство суды присяжных служат самой твёрдой опорой, самым незыблемым основанием великой западной державы, примером и училищем правды для всех народов; им скреплённые общины служили долго спокойствию и безопасности королевства и положили, вероятно, начало сельскому быту, гордости и благословению Англии. Очевидно, общины существовали в ней издавна, но падающий быт общинный был снова укреплён Альфредом. Большая часть западных историков говорят о взаимной ответственности членов общины, как о мере полезной в отношении к государственной крепости, но весьма стеснительной для личностей. Таков взгляд мира, отвыкшего от общины и не понимающего уже её живой и органической цельности. Форма разделения на численные порядки, сотни и тысячи, указывает отчасти на смешение устройства дружинного и общинного; но название тысяцких в землях чисто общинных отстраняет это сомнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Послесловие. Святость Альфреда Всю свою жизнь я стремился жить достойно, и на память о себе тем, кто придет после меня, оставляю благие дела. Альфред Великий Альфред – английский герой, «величайший из англичан», как назвал его Черчилль. Однако вопрос о святости Альфреда не национальный – и это совершенно ясно. Выживание Англии не говорит о том, что англичане – «достойная нация». Сегодня мы все чувствуем ту же ситуацию, что была и во времена Альфреда. Он тоже считал, что нападения язычников на Англию произошли исключительно потому, что англичане стали народом, недостойным своей христианской веры – именно по этой причине их существование оказалось под угрозой. Он пригласил монахов и священников из других стран приехать в Англию, чтобы восстановить монашескую жизнь и обучить ей англичан, ведь они ее почти совсем оставили. Он также сам принялся переводить иностранные книги, чтобы просветить собственный народ. У Альфреда не было расового превосходства над язычниками – в данном случае по большей части датчанами, по крови родственными англичанам. Но Альфред был против их язычества, заражавшего Англию и разрушавшего английские христианские ценности – самое главное в Англии. Итак, говоря о сохранении Англии, мы не говорим о национальной Англии, но об Англии святой веры, об английских христианских ценностях. Традиционные английские ценности – золотое правило Евангелия – пережили Альфреда. Слова «Поступайте так, как хотели бы, чтобы с вами поступали» восхищали и сейчас восхищают многие народы, с этими словами согласится кто угодно, какой бы национальности он ни был: и житель Восточной Европы, и азиат, и африканец, и житель Южной Америки или кто-либо другой. Большинство иностранцев, которых я знаю, огорчены тем, что Англия теряет христианские ценности, и хотели бы, чтобы англичане их восстановили. И это те же самые ценности, которые защищал и до сих пор защищает Альфред, ибо он поставил Христа в центр своего мира. К концу правления Альфреда слово «английский» означало христианский. Я верю, что возврат к настоящей Англии возможен только через возврат к христианскому Богу – «Белому Христу», как Его называли язычники. Если мы не вернемся ко Христу, то наша национальная идентичность потеряется. Единство наше зависит от христианской веры, которую исповедовал Альфред, ради которой он жил и которую восстановил после языческих вторжений. Программой Альфреда было восстановление христианской Англии. Его подлинное величие проявилось не на войне, но в мирное время, в том, что он укреплял и строил города, основывал монастыри и церкви, писал книги и составлял законы. Наша программа – это тоже восстановление. Восстановление христианской Англии и английской христианской культуры.

http://pravoslavie.ru/57348.html

Святитель Этельхард Святитель Этельхард (Этельгард) – 15-й архиепископ Кентерберийский (793–805). Был настоятелем монастыря в городе Лаут графства Линкольншир. Святитель Этельхард, будучи архиепископом Кентерберийским, много страдал от соперничества между мерсийцами, которыми правил король Оффа, и жителями Кента. На Соборе Английской Церкви в 803 году святитель Этельхард постановил, что каждый новопосвящаемый епископ перед своей хиротонией должен в письменном виде исповедать православную веру. Его почитание в Кентербери продолжалось до норманнского завоевания во второй половине XI века – периода, когда норманны пытались остановить почитание многих древних английских святых. Память святителя Этельхарда празднуется 12 мая. Святитель Плегмунд – 20-й архиепископ Кентерберийский (890 – 914 или 923). Посвященный в архиепископа Кентерберийского в конце трагического IX века, когда язычники-викинги уничтожили в Англии монашество и привели в упадок образование, святой Плегмунд явился одним из восстановителей древней Английской Церкви. Сначала он вел отшельническую жизнь на островке в графстве Чешир, откуда он был родом. Этот островок был позднее назван в честь святого Плегмунда Плегмундстоу (сегодня он называется Племстолл), что значит «место отшельнической жизни Плегмунда». Благочестие и ученость святого Плегмунда ценил благоверный король Альфред Великий, спасший страну от языческого нашествия и стремившийся ее духовно возродить. Святитель Плегмунд был наставником и советником Альфреда. Святитель славился ученостью, принимал участие в переводе на староанглийский язык творения святителя Григория Двоеслова «О пастырском попечении» и других произведений. В 901 году он короновал Эдуарда Старшего королем Уэссекса, в 908 году основал в столице королевства Винчестере новый монастырь, много потрудился ради возрождения Церкви. Однажды святой Плегмунд в один день рукоположил сразу семерых епископов для старых и новых епархий. Во многом благодаря его трудам Английская Церковь в X веке пришла к новому «золотому веку» своей святости. Святителю составлена православная служба на английском языке . День его памяти – 2 августа.

http://pravoslavie.ru/46671.html

Сначала я думал, что все их заботы только о собаках, о лошадях или об ужасном напитке… затем – о своих нечестивых ссорах между собой. Но это не так. Все это лишь их развлечение или, я бы сказал, временное решение проблемы. Они по-настоящему живут и по-настоящему показывают себя только в вере и готовы умереть за высшую цель – таковой может стать, например, вера. Но высшей цели у них нет. Если бы таковой могла стать для них империя или если бы она смогла возродить для них веру и надежду, то в них нашлось бы столько любви, что они смогли бы перевернуть весь мир». Рейтинг: 9.1 Голосов: 34 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 20 ноября 2013, 11:58 Понятно, что если даже у Артура был исторический прототип, то он был не таким как его образ интерпретировали норманы в духе своей культуры и конечно не славился в донормандской Англии как такие реальные англосаксонский герои, как Альфред Великий (объеденитель Англии и победитель норманов), св. Эдмунд (покровитель донормандской Англии) и др, славу которых норманы старались всячески заглушить. Сергей С. 17 мая 2013, 11:24 Для Иван Х. 2013-02-20 20:16: Что же Вам непонятно? Никакого нарушения логики нет, прочитайте внимательно статью, прежде чем критиковать. Артур существовал, но не был королём. Об этом автор достаточно подробно написал. С уважением, Сергей. Дмитрий 22 февраля 2013, 00:18 Не убедительно. Остаюсь поклонником Мэри Стюарт. Иван Х. 20 февраля 2013, 20:28 От негативной критики к похвалам. Очень высокая степень проработанности исторического материала. Спасибо. " Менее вероятно, что имя «Артур» происходит от формы «Арктур» – так называется самая яркая звезда в созвездии Волопас недалеко от Большой Медведицы. В таком случае имя «Артур» означало бы «Медведь» – хорошее имя для военного вождя, оно стоит в одном ряду с такими именами, как «Лев» (Lion), «Лиса» (Fox)) или «Волк» (Wolf) " . Теория имеет право на жизнь. В восприятии язычника тех времён само имя медведя сакрально, покрыто тайной, поэтому его заменяли эвфемизмами. Например, Beowulf - " Пчелиный Волк " , то есть " Медведь " . Да и само слово " Мед ведь " - явный эвфемизм.

http://pravoslavie.ru/59436.html

Утверждать, что у Англии был только один святой покровитель, неверно, верно же то, что сегодня только один святой чтится всеми как покровитель страны, и чтится вместо другого. Хотя я почитаю великомученика Георгия Победоносца из Лидды, великого покровителя Палестины и других земель и городов, но я также почитаю и святого Эдмунда, которого, в отличие от других, считаю нашим покровителем по преимуществу. И я вижу по меньшей мере четыре причины, почему, хотя святого Георгия за последние более чем пять веков почитали больше, чем святого Эдмунда, маятник сейчас может качнуться в другую сторону, и время святого Эдмунда скоро вернется. Святой Эдмунд. Витраж церкви в Эссексе Во-первых, святой Эдмунд – самый первый святой покровитель Англии; святой Георгий, безусловно достойный почитания, все же не был первым покровителем нашей страны. Каждый, кто ищет возвращения к своим корням, к корням Англии, обязательно обратит внимание на святого Эдмунда. Во-вторых, без тени шовинизма следует признать, что святой Эдмунд, в отличие от святого Георгия, наш кровный родственник, он имеет родство с нами, он здесь за нас умер, его кровь пролилась на английской земле. Это обязательно должно учитываться. В-третьих, святого Эдмунда почитал тот, кто объединил два разных народа: англичан и датских захватчиков, – Альфред Великий. К тому же датские завоеватели были крещены им, и, спустя 30 лет после мученической смерти святого Эдмунда, датчане уже почитали его как святого Божиего. Святой Эдмунд – примиритель двух народов, и почитание его распространилось на многие страны мира. Несомненно, это пример современному многонациональному миру. В-четвертых, наконец, святого Георгия часто чтили чуждым для него образом, потому что почитание этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных. К сожалению, его широкое почитание было принесено в Англию католическими англо-норманнскими крестоносцами – людьми, роль которых в истории страны святой Георгий (как и мы) вряд ли одобрил. В почитании святого Эдмунда мы не видим никаких средневековых искажений, ибо он – образ заступничества, бросающий меч во имя веры, с молитвой, ради спасения своей страны.

http://pravoslavie.ru/30310.html

Святитель Свитин, вероятно, был еще и духовным писателем. Так, в 856 году он написал стихотворение «Иудифь», цитатой из которого начинается данная статья. В этом стихотворении история победы Иудифи над ассирийским военачальником Олоферном (по библейской «Книге Иудифи») как бы символизирует освобождение Уэссекса и всей Англии от северных народов битвами при Окли графства Сюррей и при Сандвиче графства Кент в 851 году. Знаменательно, что супругу Уэссексского короля Этельвульфа тоже звали Юдифь. В этом стихотворении (одном из самых благородных и замечательных из тех, что написаны на старом английском языке) ассирийцами изображаются языческие северные народы, евреями – английская нация, а Иудифью – сама Юдифь, королева свободной Англии. Не менее важен тот факт, что святитель Свитин был связан с сыном короля принцем Альфредом, которому предстояло стать величайшим из английских королей – Альфредом Великим: ему приписывают книгу «Пословицы Альфреда», его называют Альфред-Законодатель, Альфред Провозвестник правды, Утешитель Англии, Английский пастырь и Возлюбленный Англии. Древнее предание говорит, что святитель Свитин был воспитателем Альфреда и даже сопровождал юного принца в Рим один или два раза, когда папа Лев IV удостоил Альфреда чести римского консула. Влияние святителя на принца имело огромное значение, ибо именно Альфред Великий впоследствии стал освободителем Англии. Его дела таковы: победа в битвах, христианизация датчан, возрождение церковной культуры, переводы с латинского. Смерть Альфреда в 899 году ознаменовала начало нового, серебряного века возрождения английского христианства X столетия . Историк Г.Р. Грин писал: «Это умение вызывать доверие и вселять любовь привело англичан к Церкви и строительству новой Англии». Святитель Свитин преставился 2 июля 862 года. По своему смирению святой епископ просил, чтобы его похоронили в простой могиле за западной дверью собора, «под ногами прохожих, а дождь пусть капает с карниза». Святитель Свитин лежал погребенным здесь более ста лет, ожидая назначенного Господом срока.

http://pravoslavie.ru/31180.html

Гордость Чешира: святой Плегмунд, отшельник и архиепископ Отшельник и архипастырь святитель Плегмунд был 20-м архиепископом Кентерберийским с 890 по 914 (а по некоторым сведениям по 923) год. Он был посвящен в архиепископа в конце ужасного для Англии IX века, когда язычники-датчане практически уничтожили монашество и культуру на этом острове. Необычайный опыт, ученость и административные способности святителя использовали благоверный король Альфред Великий, спасший Англию материально, и его сын и преемник Эдуард Старший, спасший ее духовно. Во многом благодаря святителю Плегмунду древняя Английская Церковь была возрождена, и в X столетии наступил «серебряный век» ее истории. Святитель Плегмунд был единственным уроженцем Чешира, ставшим архипастырем Англии. Мы ничего не знаем о его происхождении и только можем предположить, что он родился в середине IX века. Молодым человеком Плегмунд получил хорошее воспитание и образование в западной Мерсии, возможно в Честере, где была превосходная монастырская библиотека. Достоверно известно, что будущий святитель много лет подвизался в полном уединении на одном островке в Чешире. Местные люди тогда называли этот островок Плегмундешам, что значит «заливной луг Плегмунда». После смерти Плегмунда, когда началось его почитание, островок получил название «Плегмундстоу» (святое место Плегмунда), позднее название укоротили до «Племстолл», то есть «место отшельнической жизни Плегмунда». О святом Плегмунде отзывались как о «всецело преданном Богу муже, блестяще обученном в церковных науках». За это время он набрался духовного опыта, стал настоящим духовником и собрал вокруг себя немало учеников. Поскольку Чешир находился в западной Мерсии и не был окончательно покорен во время датского завоевания, то церковная жизнь в этой области продолжалась. Вот почему король Альфред Великий около 887 года пригласил святого Плегмунда и трех других церковных деятелей из Мерсии восстанавливать культуру, ученость и знание латинского языка в Уэссексе. Согласно Ассеру, Уэльскому епископу и биографу Альфреда, будущий архипастырь был «по происхождению мерсиец, достопочтенный и даровитый муж, наделенный мудростью» и «достойный всяческого почитания».

http://pravoslavie.ru/31495.html

АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АЛТАРНИК в совр. рус. церковной практике помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка АЛФАВИТ система письменных знаков-букв, которая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АЛФЕЙ мч. Калутинский (пам. 28 сент.) - см. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг. АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов АЛЬЗОН Эмманюэль Доде д " (1810-1880), франц. церк. деятель, основатель конгрегации ассумпционистов АЛЬТМАНН (между 1010 и 1020 - 1091), еп. Пассау, активный сторонник григорианской реформы в Германии, св. католич. Церкви (пам. зап. 8 авг.) АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения "

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Кокс Уильям (1748—1828) — английский историк От природы способная ко всякому умственному и физическому совершенству, она, вследствие замкнутой ранее жизни, имела досуг развить свои дарования в большей степени, чем обыкновенно выпадает на долю государям, и приобрела уменье не только пленять людей в веселом обществе, но и находить удовольствие в более серьезных делах. По-французски она выражается с изяществом, и меня уверяют, что и по-русски она говорит так же правильно, как и на родном ей немецком языке, причем обладает и критическим знанием обоих языков. Говорит она свободно и рассуждает точно, некоторые письма, ею самой сочиненные, вызывали большие похвалы со стороны ученых тех национальностей, на языке которых они были написаны. Наружность императрицы сильно расположила бы вас в ее пользу. Но еще больше понравилось бы вам ее обращение. Ее манера отличается мягкостью и достоинством, что внушает ее собеседнику чувство непринужденности и вместе с тем уважения. Императрица сумеет сделать эту страну великой и могущественной — она обладает всеми нужными для этого дарованиями. Бекингхэмшир Джон († 1793) — английский дипломат, посол в России в 1762—1765 гг. Все ждали появления Царицы, которая в это время находилась у обедни в дворцовой церкви. Мы немедленно отправились туда. Императрица стояла на самом видном месте, за железной решеткой, за нею стоял Великий Князь со своей супругой, а позади толпились придворные. Императрица часто наклоняла голову и благочестиво крестилась. Кокс Уильям (1748—1828) — английский историк Для двух старших внуков она была очень нежной бабкой и очень добросовестной воспитательницей. Составленные ею правила, которыми регламентировалась их одежда, умственное и нравственное воспитание, насчитывают не менее семи глав. Для них она составила «Азбуку бабушки» и целую «Библиотеку Александра-Константина», где были собраны популярные сказки, нравоучительные диалоги, рассказы из русской истории, эпизоды из древней истории, назидательные изречения. Лависс Эрнест (1842—1922) Рамбо Альфред (1842—1905) — французские историки

http://pravoslavie.ru/1775.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010