«Бесспорно то, что вторая половина XI столетия стала свидетелем поворотного момента для христианства Западной Европы, и несомненно, что Нормандия и норманны сыграли ключевую роль в происходивших тогда преобразованиях… Они помогли папству подняться к новому политическому господству и стали тесно связаны с реформистским движением в Церкви, которым папство стало управлять. Они внесли свой вклад и в радикальную трансформацию взаимоотношений между Восточной и Западной Европой, результаты которой сохранились до нашего времени. Нормандское завоевание Англии, таким образом, может расцениваться в каком-то смысле как далеко идущая попытка, последствия которой распространились даже на сферу культуры». Дэвид Дуглас. «Вильгельм Завоеватель» «Нормандское завоевание, по существу, символизирует полный уход от прошлого». З.Н. Брук. «Английская церковь и папство» Норманны. Фрагмент Гобелена из Байё      Хотя норманны стали считать себя христианами, они так и не забыли своих языческих предков Прошло уже почти 950 лет с тех пор, как английская земля была завоевана норманнами. И хотя страна и весь островной архипелаг до сих пор страдают от завоевания 1066 года, но трагедия английской истории, фактически, начинается не с этого бесславного «подвига» норманнов, а с событий, приведших к нему. Ибо, как гласит история, нормандские завоеватели – эта банда бродяг и мародеров – были, в основном, потомками тех самых викингов-датчан («северных людей»), которых благоверный король Альфред Великий выгнал из Англии за несколько поколений до завоевания. Они бежали, чтобы вскоре разорить Париж и поселиться на северных побережьях Франции, откуда и произошло название «Нормандия», то есть «земля норманнов (северных людей)». И хотя норманны заговорили по-французски и стали считать себя христианами, но они так и не забыли ни своих языческих предков, ни Англию, которая виделась им желанной добычей. Поэтому трагедия английской истории начинается с первой возможности, которой воспользовались норманны, чтобы отомстить за свое изгнание с английской земли Альфредом Великим.

http://pravoslavie.ru/72418.html

«Можно победить, ничего не зная». Борис Иомдин о международной олимпиаде по лингвистике 7 сентября, 2022. Мария Божович Он увлекся этой наукой еще в пятом классе Фото: Алиса Милчин/vk.com/media57 «Чтобы решить лингвистическую задачу, не нужны специальные знания», — уверен лингвист Борис Иомдин. Он рассказал «Правмиру», как сам впервые победил на олимпиаде в 5-м классе, почему современные школьники решают задачи лучше, чем он, и откуда берутся лингвистические «монстры», изучающие каждый год по языку.  Как обидели директоров школ — В лингвистических олимпиадах с каждым годом принимает участие все больше детей. Что это за предмет и к чему он ближе — к русскому языку или к математике?  — Первая олимпиада по лингвистике прошла в 1965 году, она была создана по образцу математической, с задачами. Это сделали три человека. Первый — великий, тогда еще совсем молодой, лингвист Андрей Анатольевич Зализняк — именно он предложил опираться на сам жанр самодостаточной лингвистической задачи, когда даются некоторые данные, в которых, ничего предварительно не зная, можно разобраться.  Вторым человеком был Владимир Андреевич Успенский, математик, знаменитый логик, потом долгие годы заведующий кафедрой математической логики мехмата МГУ.  И студент-лингвист Альфред Наумович Журинский, который составил множество лингвистических задач. Они назвали это «Первая традиционная олимпиада по языковедению и математике».  Борис Иомдин — Какая же традиционная, если первая? — Да, это звучало необычно. Тогда только-только вышла на экраны советская комедия «Тридцать три», и там говорилось про «первую традиционную олимпиаду по пожарному делу» — явно шуточная отсылка к новоиспеченной лингвистической олимпиаде. Но сейчас прошла уже 52-я олимпиада по лингвистике. Так что традиция вполне сложилась.  Однако поначалу стоял вопрос: как вообще заманить народ на это мероприятие? Были изготовлены афиши: «Уважаемые товарищи школьники! Приглашаем вас на Первую традиционную олимпиаду по языковедению и математике». Слово «лингвистика» использовать не стали, оно еще мало кому было понятно, а вот «математика», наоборот, должна была привлечь, ведь с этим предметом все знакомы. Более того, в самой афише были даны образцы олимпиадных задач. Люди прямо на улице подходили, решали. 

http://pravmir.ru/mozhno-pobedit-nichego...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Европейские королевские и княжеские династии АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/rubrics/123004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛЛ [англ. Ball; Balle] Джон (ок. 1263, Норфолк - 15.07.1381, мон-рь Сент-Олбанс, Англия), англ. проповедник- лоллард , один из предводителей крестьянского восстания 1381 г. Приходской священник из Кента, Б. прославился обличительными проповедями, содержавшими призыв реформировать католич. Церковь. Выступал за отмену церковной десятины, отказ Церкви от всей собственности, призывал к конфискации в пользу мирян монастырских владений, ликвидации сословного неравенства и установлению общности имуществ. Был отлучен от Церкви в 1366 г., но продолжал проповедовать на рыночных площадях. Нередко за свои проповеди подвергался аресту и к началу крестьянского восстания находился в заключении в Мейдстонской тюрьме. В июне 1381 г. Б. был освобожден из тюрьмы кентскими повстанцами и вместе с их войском дошел до Лондона. Наиболее известна Блэкхитская проповедь Б., в к-рой он выразил свое отношение к совр. ему социальным порядкам в знаменитом двустишии «When Adam dug and Eve span, Who was then a gentleman?» (англ. Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был джентльменом?). По утверждению англ. хронистов, называвших его учеником Джона Уиклифа , Б. также призывал к убийству лордов и прелатов. После подавления восстания был осужден и повешен в Сент-Олбансе. Ист.: Thomae Walsingham quandom monachi S. Albani Historia Anglicana/Ed. H. T. Riley. L., 1863-1864. 2 vol.; Chronicon Henrici Knighton vel Cnitthon Monachi Leycestrensis/Ed. J. R. Lumbt. L., 1889-1895. 2 vol.; The Peasants " Revolt of 1381/Ed. R. B. Dobson. L., 1970. P. 369-378. Лит.: Oman C. The Great Revolt of 1381. L., 1898; Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. М., 1937. С. 107-125; Кузнецов Е. В. Движение лоллардов в Англии (кон. XIV-XV в.)//Учен. зап. Горьковского гос. ун-та. Горький, 1971. Вып. 95; Hilton R. H. Bond Men Made Free: Medieval Peasant Movements and the English Rising of 1381. L., 1973. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь КОВЕНАНТЕРЫ участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01)

http://pravenc.ru/text/149685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [англ. Declaration of Breda], обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию. Подписана в ставке короля в Бреде (Нидерланды) 4 апр. 1660 г. (Англия в то время еще пользовалась юлианским календарем) и зачитана перед обеими палатами Парламента 1 мая того же года. В декларации содержатся: указание на действие Божественного Провидения в реставрации династии Стюартов; объявление амнистии всем участникам англ. революции, «кроме тех лиц, каковые будут исключены Парламентом»; объявление свободы совести и права каждого держаться любого мнения по вопросам религии, если этим не нарушается мир в королевстве; признание перераспределения земель и имущества, происшедшего за время революции. Декларация была положительно воспринята большей частью англ. общества, уставшего от гражданской войны: почти всеми англиканами и пресвитерианами, а также мн. индепендентами. Однако после высадки короля в Дувре и его прибытия в Лондон (29 мая 1660) стало очевидным, что Карл не в состоянии выполнить все, о чем говорилось в декларации. Произошло частичное перераспределение имущества, начались преследования ряда бывш. участников гражданской войны, восстановление англиканской Церкви в ее офиц. статусе (Акт о единообразии, 1662) и дискриминация прав англ. католиков (Тест-акт, 1673). Нарушение основных положений Б. д. стало одной из причин, приведших к падению монархии Стюартов в ходе Славной революции 1688 г., а заложенные в декларации принципы свободы совести получили развитие и были частично реализованы в Акте о веротерпимости (1689). Ист.: Documents of the English Reformation/Ed. G. Bgay. Camb., 1994. P. 544-545. Лит.: Hutton R. The Restoration: A Political and Religious History of England and Wales, 1658-1667. Oxf.; N. Y., 1985. В. В. Ч. Рубрики: Ключевые слова: ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей

http://pravenc.ru/text/153401.html

Недавние исследования таких академиков, как Кейнс и Лэпидж, а также спорные и своеобразные труды Альфреда Смита не смогли умалить значимости святого Альфреда. Мы не можем также забывать и того факта, что сегодняшний монарх – королева Елизавета II – является представительницей 35-го поколения рода Альфреда Великого, если считать от самого короля Альфреда. Альфред был подлинным гением, на столетия опередившим свое время. Он был велик в победе, а еще более велик в мире. Он не убивал своих пленников и врагов, как Карл «Великий», он не оставил после себя горечи, требовавшей отмщения. Он поступал так, как хотел бы, чтобы с ним поступали. Он искоренил язычество христианством. Отец английской прозы, создатель «королевского английского языка», весьма справедливо называемого так, святой Альфред заложил фундамент английской культуры, который не смогли уничтожить даже норманны. Действительно, английский выжил именно как литературный язык, в то время как его низший норманно-французский соперник вымер. Стоит ли удивляться тому, что Альфреда назвали «любимцем Англии». Образец христианского короля, Альфред был величайшим правителем в Западной Европе за период времени с 450 по 1050 год. В английской истории многосторонний гений Альфреда – создателя Англии и отца английской короны – просто уникален, как и данный ему титул Великий. Дом Альфреда – дом Англии . Он был спасителем английской христианской цивилизации от варварского завоевания язычниками, создателем английского национального характера. Это был энергичный полководец, даровитый градостроитель, благочестивый и ученый национальный герой, основавший английский флот и оставивший библиотеку своему народу. Он положил начало литературному языку – старейшему в Европе после латыни, опередив всех остальных на столетия, и он сформулировал христианскую философию жизни. Альфред сделал свое королевство богатейшим в Западной Европе, но никогда не забывал, что бедность появляется там, где нет богатства ума и духа. Он искал мудрости, зная, что она от Бога.

http://pravoslavie.ru/57348.html

Для того чтобы смирение не было ложным, нужно избегать смиреннословия и стараться не выделяться среди окружающих, скрывать праведные поступки. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел, но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием. В психологии есть некий аналог того, что в духовной литературе называется ложным смирением. Это закомплексованность. Альфред Адлер, основатель учения о комплексе неполноценности, писал, что человек закомплексованный стремится к господству над другими или замыкается в себе, бегая от жизненных трудностей. Такой человек склонен подавлять, пытается уровнять окружающих людей под шаблон собственного «я», боится естественности и простоты. Какие средства к приобретению смирения? Преподобный Антоний Великий пишет: чтобы достичь смирения, нужно обращать внимание как на внутреннее, так и на внешнее. «Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келье и во всех принадлежностях ее». Святой праведный Иоанн Кронштадтский      Первое средство к достижению смирения – это отсечение своей воли. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие». В монашестве послушание – это один из обетов, который приводит человека к духовному жительству. Необходимо просить прощения и обвинять себя. Преподобный Антоний Великий: «Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Точно так же и авва Дорофей пишет: «Прежде всего нужно смиренномудрие, чтобы на каждое слово быть готовым сказать «прости». Кто просит прощения – тот опаляет бесов и делает их безсильными. Телесные труды в подчинении и самоукорении взращивают смирение. Преподобный Антоний Великий: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих». Старец Паисий Святогорец      Известен пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи игуменом, трудился с братией в скудости и бедности: «Один человек – христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и этим трудом добывавший себе пропитание, – наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть.

http://pravoslavie.ru/126398.html

Авель – второй сын Адама, убитый Каином, в Новом Завете считается первомучеником Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа Аврелий Марк Антоний (121–180) – рим. император с 161 Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – публицист, общ. деятель, идеолог славянофильства Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – публицист, историк, поэт, представитель раннего славянофильства Аларих I (ок. 370 – кон. 410) – король вестготов с 395, разграбивших под его предводительством Рим в 410 Александрийский епископ – см. Афанасий Великий Алексей Михайлович (1629–1676) – рус. царь с 1645 Алексий Святой (90-е гг. XIII в. – 1378) – рус. митрополит с 1354, автор многих богословских трудов, переводчик Нового Завета Алкуин Флакк Альбин (ок. 735–804) – англосакс. ученый друг и советник Карла Великого, автор многих богословских трудов Аллегри – см. Корреджо Аллейс (Аллиес, Аллайс) Томас Вильям (1813–1903) – англ. историк, англиканский священник, в 1850 перешедший в католичество. Один из зачинателей т.н. «оксфордского движения» Альфред Великий (ок. 849 – ок. 900) – король англосакс. королевства Уэссекс с 871 Аммиан Марцеллин (Амман; ок. 330 – ок. 400) – рим. историк, автор «Деяний» Анахарсис – скиф, побывавший в Афинах во времена Солона; причислен к семи греческим мудрецам Андрей – апостол; ученик Христа Анна – библейская пророчица Анна – мать преподобного Самуила, в ее молитве впервые упоминается имя Христа Анна – первосвященник Иудейский Ансгар (Ансгариус; 801–865) – фр. священник, миссионер, прозванный «апостолом Севера» за распространение христианства в Сев. Германии, Дании, Швеции Аполлос (Аполоний) – еврей-христианин из Александрии, игравший видную роль в истории ап. Павла. Протестантские проповедники предполагали в нем автора Послания «К Евреям» Арий (ок. 260–336) – пресвитер Александрийский, основоположник арианства, проповедовавший догмат о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом. Арианство частично было усвоено европейским католицизмом Ариосто Лудовико (1474–1533) – итал. поэт

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Этим он много сделал для преобразования монастырей, но еще более для упрочения их независимости. Один монастырь за другим он освобождал от епископской власти, и на одном Римском соборе (601) власть епископа над аббатствами вообще была ограничена, лишь правом поставления аббатов. Очевидно, у него была мысль сделать из монахов могучее орудие, которым папа мог бы располагать независимо от духовенства. С другой стороны, некоторые из особенностей монашеской жизни он перенес на духовенство, как, напр., целибат, о введении которого он особенно ревностно заботился. Для духовенства он написал, вскоре после своего восшествия на папский престол, свою знаменитую книгу: «Пастырское правило» (Regula Pastoralis), которая в течение столетий считалась нравоучительным кодексом духовенства. Император Мавритий приказал перевести ее на греческий язык, а на английский язык ее перевел сам Альфред Великий. По сообщению Гинкмара Реймского от 870 г., все франкские епископы отселе принимали на ней присягу при своем рукоположении. Проповедь он считал главной обязанностью священников, и сам в этом отношении подавал блестящий пример. Кроме вышеупомянутых Бесед на пророка Иезекииля, до нас дошли от него сорок Бесед на Евангелия. Как богослов, Григорий не отличался самобытностью; тем не менее, и в этом отношении он оказал благотворное влияние, возбуждая интерес к творениям блаженного Августина . Его иногда называют «изобретателем чистилища»; но хотя его учение о промежуточном состоянии между смертью и осуждением и довольно неопределенно, но вообще оно не идет дальше учения бл. Августина. Свои догматические воззрения он изложил в своих «Диалогах о жизни и чудесах италийских отцов и о вечности душ». С другой стороны, своим влиянием на обрядовую сторону христианства, в некоторых отношениях, он произвел почти полный переворот. Ему приписывается составление Литургии «Преждеосвященных даров», о чем см. под словом «Литургии», и им же произведен полный переворот в церковном пении, когда он вместо Амвросианского пения (cantus figuratus) ввел свое знаменитое Cantus planus или так называемое «Григорианское пение».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

По сообщению Милна, собор отличался богатым убранством. Над главным алтарем возвышалась сень, заалтарный образ изображал 24 чуда св. Колумбы; в хоре находились резные скамьи для каноников и медные аналои. От основной части храма хор был отделен высокой алтарной преградой, у к-рой находились «алтари для народа». Еп. Лодер подарил собору серебряные кадила и распятие с частицей древа Креста Господня. На стенах нефа находились резные гербы епископов, под ними - гробницы, из к-рых сохранилось надгробие Александра Стюарта («Волк Баденоха», † 1405) с его изображением. При храме жили 22 каноника и 13 викариев, совершавших богослужение по англ. сарумскому обряду . Убранство собора уничтожено в годы Реформации. Мощи св. Колумбы, по преданию, скрыты под алтарными ступенями. Впосл. собор поддерживался на средства рода Атоллов и неоднократно ремонтировался. Совр. вид имеет после реставрации 1908 г. Ист.: Mylne A. Vitae Dunkeldensis Ecclesiae Episcoporum. Edinb., 1831; Johannes de Fordun. Chronica Gentis Scotorum: Chronicle of the Scottish Nation/Ed. W. F. Skene. Edinb., 1872. (The Historians of Scotland; 4). Лит.: The Cathedral of Dunkeld, Perthshire. Edinb., 19502; Anderson M. O. Dalriada and the Creation of the Kingdom of the Scots//Ireland in Early Medieval Europe: Studies in Memory of K. Hughes/Ed. D. Whitelock e. a. Camb., 1982. P. 106-132; Bannerman J. The Scottish Takeover of Pictland and the Relics of Columba//Spes Scotorum: Hope of Scots: St. Columba, Iona and Scotland/Ed. D. Broun, T. O. Clancy. Edinb., 1999. P. 71-94; Broun D. Dunkeld and the Origin of Scottish Identity//Ibid. P. 95-111; Хендерсон И. Пикты/Пер.: Н. Ю. Чехонадская. М., 2004. С. 16-19, 77-106. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01)

http://pravenc.ru/text/171343.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010