Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. (1 Петр. 5:1-4)   Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деян. 20:28)   § 467. Всякий христианин, который имеет себе подчиненных, пастырем им быть должен: хозяин домашним своим пастырь, отец детям и прочим домашним, господин рабам и крестьянам своим, настоятель монастырский братии своей, начальник подчиненным своим. Ибо все сии по должности христианской обязуются подчиненных на путь спасения наставлять, и себя во образ благочестивого жития подавать, и имеют ответ дать за них в день суда Христова. Однако по общему христианскому гласу епископы особенно и пресвитеры нарицаются пастырями, и Божие слово им титул этот приписывает, и поручает в руки их стадо словесных Христовых овец, Кровью Христовою купленных. § 468. Само имя пастырь показывает, что есть пастырь, и пастырям звание и должность их представляет перед глазами их, и увещевает и доказывает, что они избраны от людей, Христовым именем нарицающихся, как лучшие, разумнейшие и совершеннейшие, и поставлены пасти стадо Христово, Кровью Его стяженное, как учит апостол. Пастух бессловесных животных на то избирается, чтобы стадо изгонял и пригонял целым, пас на пажити и сохранял от зверей. Так и пастырь словесных овец Христовых на то избирается, дабы стадо то пас, и питал Божиим словом, и сохранял от волков, то есть невидимых демонов, окружающих стадо Христово, и ищущих, кого поглотить из того стада (1 Петр. 5:8). Отсюда всякий пастырь может видеть, каков должен быть. То есть как разумом, так и житием добрым совершеннейший более прочих христиан; он должен то на себе показывать делом, что Павел святой написал христианам о себе: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Однажды некто Меркатор, внук именитого Арментария, явившись к пещере со множеством поселян, просил раба Божия выйти из пещеры, чтобы можно было грозившую падением скалу низринуть с горы и чтобы после угодник Божий мог безопасно пребывать в своей пещере. Человек Божий никак на это не соглашался и, дозволив делать- Меркатору что угодно, сам заключился в отдаленнейшей части своей пещеры, хотя не было сомнения, что если бы огромная скала оторвалась, она разрушила бы пещеру и вместе убила бы и Мартина. Когда пришедшая толпа народа начала сдвигать нависшую скалу, стараясь, по возможности, сделать это без опасности для святого, на виду у всех случилось удивительное дело. Скала, около которой трудились, уже сдвинутая рабочими, вдруг сама собою отскочила от горы на такое расстояние, что, миновав верх пещеры и не нанесши никакого вреда рабу Божию, упала в отдалении. Всякий, несомненно верующий, что все устрояется Божественным Промыслом, поймет, что и описанное совершилось содействием Ангелов, по повелению Божию. 17. Об иноке с Аргентариевой горы, воскресившем мертвого Григорий. В наши времена при Вуксентской Церкви был иподиаконом некто Квадрагезим. В Аврелийской области обыкновенно сам он пас стадо своих овец. Этот чрезвычайно правдивый человек рассказал одно весьма замечательное обстоятельство, случившееся никому неведомо. В то время, когда он, как я сказал, пас своих овец в Аврелийской области, на Аргентариевой горе жил некто, человек благочестивый, инок по виду и жизни. С Аргентариевой горы он имел обыкновение ежегодно приходить в храм св. первоверховного апостола Петра и пользовался гостеприимством вышеупомянутого иподиакона Квадрагезима, как этот сам рассказывал. Дом Квадрагезима находился недалеко от церкви. Однажды, когда посетитель был у иподиакона, у одной бедной, подле жившей женщины, умер муж. По обычаю, она его уже обмыла, одела и покрыла саваном, но, за наступлением вечера, не успела еще похоронить. Всю ночь провела овдовевшая женщина в горьких слезах около тела умершего; в постоянных рыданиях она искала как бы утоления своей печали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всякий христианин, который имеет подчиненных, должен быть пастырем им: хозяин домашним своим, отец детям и прочим домашним, господин рабам и крестьянам своим, настоятель монастырский братии своей, начальник подчиненным своим. Ибо все они по должности христианской обязуются подчиненных на путь спасения наставлять, и пример благочестивого жития подавать, и дадут ответ за них в день суда Христова. Однако по общему христианскому гласу епископы и пресвитеры особенно часто называются пастырями, и Божие Слово им титул этот приписывает, и поручает в руки их стадо словесных Христовых овец, Кровью Христовой купленных. Самое имя «пастырь» показывает, что есть пастырь, и пастырям звание и должность их представляет перед глазами их, и увещевает и доказывает, что они избраны из людей, Христовым именем нарицающихся, как лучшие, разумнейшие и совершеннейшие, и поставлены пасти стадо Христово, Кровью Его купленное, как учит апостол. Пастух бессловесных животных для того избирается, чтобы стадо выгонял и пригонял целым, пас на пажити и сохранял от зверей. Так и пастырь словесных овец Христовых для того избирается, чтобы стадо это пас, и питал Божиим Словом, и сохранял от волков, то есть невидимых демонов, окружающих стадо Христово, и ищущих, кого поглотить ( 1Пет. 5, 8 ) из этого стада. Отсюда всякий пастырь может видеть, каким он должен быть, то есть как разумом, так и добрым житием совершеннейшим более прочих христиан; он должен на себе показывать делом то, что Павел святой написал христианам о себе: будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11, 1 ) . Без призвания и избрания правильного никто не должен на пастырское служение вступать, как апостол говорит: ни кто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Евр. 5, 4–5 ). И святой Предтеча поучает: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба ( Ин. 3, 27 ). Как пророки и апостолы непосредственно гласом Божиим избраны и позваны в великое дело их служения, как читаем в книгах их, так и хотящим вступить в дело их надобно ожидать зова и избрания Церкви и первоседателей церковных, которым поручено церковное правление, а без того не должно никому в столь великое дело мешаться. Премудро Сирах увещевает: высших себе не ищи ( Сир. 3, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В тетрадях о. Павла сохранилась «Песенка Лизы Груздевой» (под таким названием): Жили мы в подвале, пили Кали-Мали, часто голодали, ничего не знали. «Тятю на фронт взяли. Дома нищета, – рассказывал отец Павел о своих детских годах валаамским монахам. – А в монастыре бабушка – старшая на скотном, одна тетка – в иконописной, вторая – в хлебной на просфоре. Мать дала по мешочку и сказала: пойдите по деревне и милостыню соберите. А что делать? Хлеба нет. Я в монастырь, к тетке: «Кока, мамка по миру посылает!» К игумении пришли – в ноги бух! Игумения говорит: «Так что делать, Павёлко. Цыплят много, куриц. Пусть смотрит, чтобы воронье не растащило». Цыплят пас, потом коров пас, лошадей... Пятьсот десятин земли! Ой, как жили-то... Потом – нечего ему, т.е. мне, Павёлке, – к алтарю надо приучать! Стал к алтарю ходить, кадила подавал, кадила раздувал...» Так началось для о. Павла монастырское послушание. Он потом сочинил такую песню: Бабушка Евстолия взяла воспитать. Нежила, лелеяла, как родная мать. Глава III. Обитель святителей Афанасия и Кирилла и иконы Тихвинской Божией Матери Мологский Афанасьевский монастырь стал для четырехлетнего Павла Груздева вторым домом. Может быть, это был даже первый и самый главный дом и одновременно храм, память о котором о. Павел хранил всю свою жизнь. Любил рассказывать о Мологском монастыре – «ближе Мологи ничего у него не было, все её вспоминал». Как полноводная река вытекает из большого озера, так и истоки судьбы отца Павла – в Мологской Афанасьевской обители. Не случайно архимандрит Павел стал последним ее летописцем, записав по памяти уже в 70-е годы историю, устроение и убранство, имена последних насельников затопленного Мологского монастыря. По рукописи отца Павла и архивным документам можно восстановить эту древнюю обитель хотя бы на бумаге и в памяти людской... «В трех верстах от центра уездного города Мологи Ярославского края на севере находился Афанасьевский женский монастырь, – пишет о. Павел. – Время основания монастыря неизвестно, но известно то, что первоначально обитель была мужская и была приписана к монастырю Новый Иерусалим и существовала до времен патриарха Никона . Когда везли его в заточение на Бело-озеро в Кириллов монастырь и когда проезжали мимо Афанасьевского монастыря, узнав об этом, настоятель игумен Сергий с братией обители воздали честь опальному патриарху, за что были избиты стрельцами и выгнаны из обители, а храм был сделан приходским. По прошествии некоего времени обитель была восстановлена, но не мужской, а женской под управлением игуменьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

б) Епископы и иноки. «Св. Моисей арх. Новгородский хорошо пас свое стадо, содержал многих писцов, и много списал книг, и многих утвердил учением своим, и многие приходили к нему и поучались от него день и ночь». Архиепископы новгородские Симеон и Феодосий тоже оставили по себе память даром слова и учительства. Епископы ростовские: Лука «утешал печальных словом и делом, пас словесных овец как добрый пастырь, бодрствуя над ними и оберегая их день и ночь». Пахомий «был истинный пастырь, а не наемник, обличал грабителей и лихоимцев, исполнен книжного учения, всеми способами утешал печальных». Кирилл II ничем не отстал от прежних епископов ростовских, св. Леонтия, Исаии и Нестора, следуя их нравам и ученью; «не только учил словом, но и делом подавал пример, печальных утешал. И все приходящие дивились ему, все из окрестных мест спешили в город, чтобы послушать учение его от св. книг». Григорий и Вассиан были учительны и оставили о себе память в истории, Св. Симон, епископ Владимирский, был «учителен и милостив». Симеон, епископ Тверской, «был силен в книгах, слово христово правил истинно, всем творившим неправду был страшен». «Авраамий Смоленский с великою ревностью делал выписки из книг, и дана была ему благодать объяснять прочитанное невеждам, так что в божественных писаниях от него ничего не утаилось, и он не переставал учить всех». «Павел Высокий, нижегородский монах, весьма книжный и философ великий, в поучениях и беседах весьма рассудителен и полезен, слово его растворено божественною солью, писал многие учительные книги и посылал к епископам». Перечислить все отзывы летописцев о многих проповедниках нет возможности; но судя по множеству отзывов легко можем заключать о проповедническом настроении древнего монашества и множестве неизвестных нам проповедников. Но особенную похвалу на проповедь история воздает подвижникам, св. игуменам и отшельникам. В житиях русских святых постоянно встречаем известия о том, что к ним приходили люди всех званий за наставлением, и наставление это было тем сильнее, что нередко подкреплялось вещественным и духовным пособием, подаянием и исцелением.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она - Дом Божий истинный,.. хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему… Для воспитания молитвы лучше всего ходить в церковь. Дома леность одолевает, а там лености нет места, ибо что же иначе делать, как не молиться. (Вып. 2, пас. 256, стр. 92-93) ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА Ее полезность для раскрытия умно-сердечной молитвы   Надо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет. Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве, и чем больше, тем лучше. Почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвою Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади. (Вып. 2, пас. 241, стр. 58) ЧИСТИЛИЩЕ Что такое чистилище?   Чистилище есть пункт веры католической. Это место, на котором неочистившиеся грешники очищаются. Очищение совершается мучениями, соответственно грехам. В него поступают все, в которых есть какая-либо нечистота греховная. В Православной Церкви нет такого учения, а есть верование, по которому умершие с Покаянием и Причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий, выполняют сие молитвами о них Церкви и милостынями за них и, конечно, своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают, не в муках суть. Это похоже на чистилище, но не то же. (Вып. 3, пис. 479, стр. 130) ЧТЕНИЕ Относительно чтения. Читать для знания - одно дело, а читать для назидания - другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

А когда мы положили по три поклона, он сказал: – Пресвятая Троице, Боже наш, молитвами Пресвятой Богородицы и всех Твоих святых, распорядись, если брат Константин умрет раньше меня, чтобы мне стоять у его изголовья, а если раньше умру я, то чтобы он стоял у моего изголовья! Затем мы, пролив много слез, распрощались. Это наше расставание происходило летом 1936 года». Десять лет университетов Вернувшись из армии, брат Константин получил послушание пасти монастырских овец. Уходя с овцами, он никогда не забывал взять с собой котомку с книгами для чтения. Когда его спрашивали, откуда он столько знает и где всему этому научился, он с удовольствием отвечал: – Науку я проходил в горах Тэчуны 23 , когда пас овец. Он рассказывал об этом времени так: «Самую большую духовную радость я получил в первые десять лет, когда пас монастырских овец. Овчарня, овцы, жизнь в безмолвии и уединении в горах, на лоне природы были для меня высшей школой монашества и богословия на всю мою жизнь. В эти годы я больше всего молился и прочел множество писаний святых отцов, каковы: “Патерик”, “Лествица” святого Иоанна Лествичника , святой Исаак Сирин , святой Ефрем Сирин , “Кладезь” святого Иоанна Златоуста 24 , “Шестоднев” святого Василия Великого , жития святых и Священное Писание . Книги я брал в библиотеках монастырей Нямц и Секу 25 и носил с собой в переметной суме, ходя с овцами по горам. А молитва моя была такая, какую назначил мне мой старец. Когда я заканчивал правило, перекусывал чем-нибудь из сумы, а потом вынимал писания святых отцов и читал, сидя возле овец до вечера. Мне были так дороги слова святых отцов, что они запечатлевались, как на воске, в моей памяти. Однажды я встретился со святым Иоанном Иаковом 26 , который был тогда библиотекарем монастыря Нямц, и он дал мне почитать книгу “Алфавит душевный”. Затем я встречался с некоторыми пустынниками, подвизавшимися в окрестных лесах, спрашивал у них душеполезных советов и благословения и приносил им чего-нибудь съестного из овчарни. Были и в монастыре старцы умудренные, опытные, весьма внимавшие себе, совершавшие свои послушания с умной молитвой, у которых я многому учился.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

О Таинстве святого Миропомазания I. Православное учение о таинстве святого Миропомазания Миропомазание получило начало свое, с того времени, как Дух Святый сошел на Апостолов (Деян. гл. 2),запечатлев их Божественной Своей благодатью, дабы они постоянно и неослабно проповедывали веру Христову. В такой помощи имеют нужду и крещаемые. И как тогда Дух Святый сошел на Апостолов в виде огня и излил на них дары Свои, так и ныне, когда священник помазывает миром крещаемого, изливаются на него свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении сего таинства: печать дара Духа Святого. Аминь. Он как бы так говорит: «чрез помазание сим святым миром на тебе запечатлеваются и утверждаются дары Святого Духа, которые ты получаешь в укрепление христианской веры твоей». Сие согласно и со словами Апостола: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас, есть Бог, который и запечатлел нас, дал залог Духа в сердца наши. ( 2Кор. 1:21–22 ). Сие помазание миром, или лучше сказать, сие действие помазания во времена Апостолов совершалось чрез возложение рук; ибо Писание говорит: тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святого ( Деян. 8:17 ). После Апостолов дары Духа Святого стали передаваться чрез помазание миром, как свидетельствуст святый Дионисий Ареопагит , ученик блаженного Павла (Церков. Иерарх. 2:1). Для таинства миропомазания требуется, чтобы миро освящено было верховным епископом, и чтобы оно составлено было из приличного вещества, как-то: елея, бальзама и других мастей. За тем требуется, чтобы священник непосредственно после крещения помазал известные члены крещаемого, произнося сии слова: печать дара Духа Святого. Аминь. От сего таинства происходят таковые плоды: во первых, как чрез крещение мы возрождаемся, так чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней, и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: Спасе нас по Своей милости банею паки бытия и обновления Духа Святого Его же излия на пас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим ( Тит. 3:5–6 ). Во вторых, силою Святого Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда думе нашей. Сие таинство не повторяется, разве только для тех, которые, отвергпувшись имени Христова, опять каются в тяжком грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1143 Полн. собр. р. лет. 1., 128; 2. 10 (228). Никон, лет. 1. 192 (241); Степ. кн. 1. 229 (156); Опис. Киево-Печерской лавры. 101. Изд. 2 (114). 1144 Полн. собр. р. лет. 1. 112 (228). На этот же 1097 год, как год поставления митрополита Николая, приблизительно к древней летописи, указывают каталог митрополитов Новг. Соф. библиотеки (2) и обширный каталог святого Димитрия Ростовского , говоря, что Николай пас Церковь «лет яко десять и скончася в лето 1106». Прочие каталоги все здесь впадают в ошибки: по каталогу Захарии Копыстенского, Николай поставлен к нам митрополитом в 1106 г.; по краткому каталогу святого Димитрия Ростовского – в 1114 г.; по каталогу Кульчинского (368) – в 1102 г. и правил Церковию только два года; по каталогу Лекеня (371), – поставлен в 1105 г. и управлял Церковию до 1112 г. Татищев даже вовсе не упоминает о митрополите Николае, а говорит, что по смерти митрополита Ефрема в 1096 г. избран на его место по воле великого князя Полоцкий епископ Никифор и поставлен Собором русских епископов (2. 169 (294)). В имени Никифора вместо Николая можно предполагать описку, потому что о приходе к нам собственно митрополита Никифора из Греции Татищев говорит далее под 1105 г. (2. 203 (294)), если только он не допускал у нас двух митрополитов Никифоров сряду. Но откуда взял он, будто бы первый Никифор или Николай был избран и поставлен у нас в России, подобно митрополиту Илариону? Это известие было бы любопытно и важно, если бы чем-либо подтвердилось. Надобно заметить, что и в Никон. Летоп. под 1097 г. вместо митрополита Николая упоминается Никифор (2. 24 (241)), хотя далее говорится о приходе к нам другого митрополита Никифора (2. 38 (241)). 1146 И год прибытия к нам, и время кончины этого митрополита ясно означены в древних летописях (Полн. собр. р. лет. 1.119 и 128; 3. 3, 122, 123; 4. 2 (228)), а также и в Никон, летоп. (2. 38 (241)), и в каталогах святого Димитрия Ростовского и Кульчинского (368). В других каталогах время правления митрополита Никифора показано неправильно. В Переяславском летописце под 1108 г., когда у нас был митрополит Никифор, упоминается о русском митрополите Феоктисте (С. 52 (174)), но это, верно, описка.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отрицавшие святые иконы пытались ссылаться на Священное Писание. Они любили цитировать книгу Исход, двадцатая глава, четвертый и пятый стих ( Исх.20:4-5 ), где сказано: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня”. Но эта заповедь, она должна читаться не с четвертого, а с третьего стиха, где сказано: “Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”. И, далее, дается запрет на изготовление идолов-кумиров, то есть ложных богов. И когда отрицающие святые иконы говорят: “Но Библия запрещает вообще изображение всего того, что на небе вверху, и всего того, что на земле внизу”, тогда мы открываем Третью книгу Царств шестая глава, двадцать девятый стих ( 3Цар.6:29 ) и читаем: “И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне”. Здесь рассказывается, каково было оформление первого Иерусалимского храма, где были изображения того, что на небе вверху — херувимов, на всех стенах кругом, и того, что на земле внизу — цветов и пальмовых дерев. Однако, несмотря на то, что там были изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, когда совершалось освящение этого храма, то Бог наполнил этот храм Своим присутствием так, что какое-то время люди не могли стоять в этом храме. Благодать осязаемо присутствовала в нём. Любая православная икона — это образ, который указывает на Первообраз. Поэтому, как сформулировали этот догмат отцы Седьмого Вселенского собора семьсот восемьдесят седьмого года, почитая образ, мы воздаем почитание Первообразу, то есть, почитая икону Христа, мы почитаем Самого Христа, почитая икону Божией Матери, мы почитаем Саму Божию Матерь. Но здесь иконоборцы могут с нами согласиться и сказать, что у них тоже есть изображения, но они им не поклоняются. Это две разные темы: одна — можно ли иметь изображение, вторая — можно ли поклоняться этим изображениям. И, чтобы выучить этот урок, мы открываем книгу Исход, третья глава и читаем с первого по пятый стих ( Исх.3:1-5 ), пятый ключевой. Здесь говорится следующее: “Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву. И явился к нему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи!” — Внимание! Пятый стих: “И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь. есть земля святая”.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010