С. Девятова Скачать epub pdf Старец иеромонах Иоасаф (Сазанов) (в схиме Серафим) Житие иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа, в схиме Серафима (Сазанова) печатается по материалу «Я не всуе вам отец» с небольшими сокращениями. («Духовный Собеседник» 4(48) • 2006 г.) Родился иеромонах Иоасаф в селении Кинтопово Ярославской губернии Любимского уезда в православной русской семье. Родители его, Меркурий и Елизавета, были простые бедные крестьяне. Во святом крещении он был назван Григорием. Мать его осталась вдовою с двумя малолетними детьми в крайней бедности.  Григории был тихим, кротким, молчаливым мальчиком, избегал шумные игр, любил уединяться. Когда он начал самостоятельно учиться грамоте, одна благочестивая девица помогла ему освоить церковно-славянский язык. С тех пор любимым его занятием стало чтение духовных книг, подражая святым, он творил  непрестанную Иисусову молитву. Псалтирь он учил наизусть, Святое Евангелие читал каждый день (всегда носил с собою). Летом отрок пас стада в окрестных селениях. Прошли годы и убелённый сединой старец вспоминал о том времени, когда был пастухом, так: «Однажды ранней весной коровы у меня вырвались и убежали в лес, и трудно их было выгнать. В лесу от обилия талой воды я сильно прозяб. Стал я умолять Господа, чтобы он согрел меня и воду. И вдруг явился необыкновенный свет, и лучи его согрели меня, и вода сделалась очень теплой, а коровы сами вышли из леса. Остальное время я их не пас, как обыкновенно, а выгонял из селения в поле и, оградив их крестным знамением и сотворив молитву, отпускал одних пастись до конца дня. Вечером все стадо возвращалось ко мне, и я гнал его домой. Я соорудил для себя за полем маленький шалашик, принес туда из дома много книг, тетрадок, листков со стихами и Словом Божиим. А Святое Евангелие всегда носил с собой. Сделал я себе деревянные четки, сколотил гвоздями деревянные вериги и носил их. Провожу коров, а сам в шалашике справляю свое правило четочное, молитвы и все остальное, пел псалмы, выучил наизусть 90-й псалом, писал кое-что. А когда вечером приходил домой или на квартиру, ложился спать на печь на голые кирпичи, чтобы боль чувствовалась от вериг, которые я не снимал. Было мне тогда двенадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак число десять означает и как бы гадательно указует нам на совершенство в Божестве. А на таковое же совершенство в человечестве, в свою очередь, может указывать нам число семь, которое меньше десяти в Троице, однако заключено в нем и как бы подчинено ему. Ибо после десяти уже присоединилось и семь. В преимуществе же Троицы, то есть Божества, происшедший от Отца Бог Слово; а человеческое естество находится в низшем положении и ниже славы Божией. И Бог Слово мыслится как предсуществующий, а человеческое естество, как привзошедшее к Нему. Таким образом необходимо число десять ставить впереди, а семь присоединяется к нему потом. Ибо Иосиф, сказано, бяше семнадцати лет (Быт. 37, 2)1. Заметь, кроме того, привременность и в то же время безначальность (разумею относительно времени) Еммануила. В Иосифе, как в образе, было исчисление лет; но присоединено слово: бяше. Ибо призвано было к бытию, умопредставляемому в подобии нам, и к числу лет по человечеству Слово, хотя Оно и было Богом. Но во всяком случае к Нему прилагается слово бяше; потому что Оно мыслится и есть, как поистине совечное Богу и Отцу и, как говорит божественный Иоанн, В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Итак, скажу опять: семнадцати лет был божественный Иосиф и пас стада отца своего вместе с братьями, рожденными от Зелфы, говорю, и Валлы, то есть от служанок. Ибо соделавшееся человеком от Бога Слово обходило всю землю Иудейскую, как бы собирая погибших овец дома Израилева и призывая их к любви к Богу и Отцу. Потому что, как пишет блаженный Павел, Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5, 19). Таким образом Еммануил пас вместе с рожденными в рабство и как бы от двух рабынь незаконное и несвободное получивших происхождение; потому что после царствования Иеровоама отложились от Иерусалима десять колен, перешли и поселились в Самарии, побужденные к тому Иеровоамом. Но они заблуждались и поклонялись там золотым телицам. Поэтому и устами Иезекииля Бог обвинял их, как бы двух жен блудниц, так говоря: сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Скачать epub pdf ГЛАВА ТРЕТЬЯ То, что можно назвать духовным приготовлением Моисея, описывается и во 2-й, и в 3-й главе Книги Исход. В этих главах рассказывается, как Господь формировал характер Моисея, развивая и раскрывая в нем именно чувство обостренного стремления к справедливости: сначала Моисей пытается защитить собрата еврея и убивает угнетателя египтянина ( Исх.2:11–12 ), потом Моисей разнимает уже своих собратьев ( Исх.2:13–14 ), и, наконец, затем Моисей вступается за дочерей Мадиамского жреца, которых отгоняли от колодца ( Исх.2:16–17 ). Но с точки зрения истолкования святых отцов, главные качества, необходимые для духовного лидера, он приобрел тогда, когда в течение десятилетий пас овец у своего тестя, священника Мадиамского. Исх.3:1 . «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву». Было бы более точно перевести, что Моисей пасет овец тестя своего, уводя их далеко за пустыню. И действительно, как можно пасти овец в пустыне? Тому может быть две причины. Первая причина может заключаться в том, что Моисей щепетильно относится к чужой собственности и не хочет наносить любого ущерба чужим владениям, чужим лугам и наделам земли под выпас овец. Осторожный в мелочах он реально мог быть возвеличен Богом за строгое стремление исполнить все тонкости Божьего Закона. Вторая же причина Моисеева удаления со стадом от этого мира – есть осознание или, скорее даже, интуитивное предвидение великой Божией миссии, которая ему предстоит: он должен провести Божий народ среди агрессивно настроенных племен и народов и в течение сорока лет водить его по пустыне «как овец среди волков» ( Мф.10:16 ). Сами взаимоотношения Создателя с Его творениями рассматриваются в Библии как взаимоотношения пастыря-пастуха с его овцами: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей» ( Иез.34:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

11 сентября 1997 г., на Усекновение главы Иоанна Предтечи, Любушка отошла ко Господу после перенесенной операции. Промыслительно и то, что матушка умерла в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Она была истинный пророк нашего времени. Мы сейчас вполне понять этого не можем и не можем осмыслить величины ее святости. Со временем Господь Сам все расставит по местам.   Блаженный Феодор 50 По воспоминаниям вырицких старожилов, в 1950-х годах Любушку часто видели вместе с Федей блаженным. В народе его еще звали старец Федор Михайлович или Федя-пастушок. Он, как и старец Серафим, был уроженцем Ярославской губернии. О себе особо не говорил, а дар предсказания имел. Подойдет, посмотрит, мысли человека прочитает и скажет, что делать, а чего не делать. Или на будущее от каких-то неверных поступков предостережет. Раб Божий Сергий из Павловска рассказывал:   Я тогда был знаком с одной девицей – это уже после развода дело было. Намерения у меня были серьезные. Он же сразу сказал: «Разные у вас будут дороги». Так и произошло. Она получила травму и вскоре скончалась. Федя-пастушок пас в Михайловке коров. Кнута у него не было, буренок своих он словом Божиим пас. Идет, бывало, по деревне: сам впереди, стадо за ним. Односельчане возмущались: «Какой же ты пастух, у тебя и кнута нет!» Он им в ответ: «Зачем скотинку бить, она и так все понимает». Поведал он мне тогда один случай.   Случилось так, что много дней в тех краях не было дождя. Все водоемчики, речушки пересохли, одна грязь да тина остались. В колодцах – водичка на самом дне, людям не хватает, где ж тут говорить о скотине. Выгнал я своих буренушек в поле. Травка сухая, солнце печет, а бедная моя скотинушка мается без воды. Остановился и начал молиться. Долго так молился. Буренки вокруг меня собрались, будто помогают мне. Ковырнул я один камешек ногой. Смотрю, вокруг него стало мокренько. Стал я разрывать это место, образовалась вороночка. Я расширяю ее, расширяю, а она водой помаленьку наполняется. Коровушки мои пить стали. Одна, вторая, третья. Вода прибывает и прибывает. Образовалась такая вот большая размывка. И поил я моих коровушек в том месте все время, пока было жарко. Вода оказалась чистая, родниковая. Хотя ее там никогда прежде и не было. Многие удивлялись.  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

25.11.73 …Природа выпячена в Возрождении. Возрождение не структурно отличается от неоплатонизма, а аффективно. Всякий праведник тоже чувствует природу. В V томе Добротолюбия: «Женская красота есть творение Божие». А в Возрождении — и страдания тут, и радость; какой–нибудь горный хребет снежный у него слезы вызывает, он захлебывается, бьет себя в грудь… Отличие — в эмоциональном, аффективном и гуманистическом наполнении. Разница в драматизме. [Возрождение] это драматическая апперцепция, драматическая переработка ареопагитского неоплатонизма. …Фома, сравнивая живой догмат с аристотелевским и платоновским понятийным хламом… Почему многие праведники и не писали. Писать — это размышлять разумом, рассудком, поэтому некоторые строгие игумены у пас даже запрещали читать. На Западе — другое. Доминиканцы, например, это сплошь ученые. Эго научное общество, почти, в противоположность францисканцам. — А у нас эта потребность слаба. Я знал одного монаха, госгинника. Я туда приезжал, потому что мне очень нравилось богослужение в этом монастыре. Отец Ермолай У него была книжечка «О любви» : «Иногда разверну, прочитаю, с меня и довольно» Есть, конечно, и такие, которые взяли своим послушанием науку, как Феофан (Затворник). Но у нас это не так развито, просто из–за недостатка культуры. У пас хочешь нищенствовать — ходи в изодранных штанах. А хочешь нищенствовать с доминиканцами — пиши книги и Ватиканской библиотеке, и будут считать монахом. У нас впрочем тоже, Нил Сорский — и Волоцкой. Тот преподобный — и этот. Тот молитвами заслужил, а этот организацией. Началась борьба между ними. Нил Сорский ушел, пришлось. А то могут и наложить такому праведнику. «Поди–ка кирпичи носить». — К Богу могут и разные пути быть. Был монастырь под Москвой. Сначала молитвенник был игумен, потом — такой бойкий, кирпичный завод построил, кирпичи продавал… И то, и другое ведет к Богу, только бы быть с Богом, а пути бесконечные ко спасению. …Неоплатоники тоже учили о буйстве. Павел: «Буее ведет к спасению». Тот, кто умом буйствует. конечно, на страже стоят все ереси, если дастся такая беспредельная воля. . Наше хлыстовство, между прочим, — это же дионисизм. Устраивалось радение, выбиралась баба богородица, вокруг нее кружение, волнение, порочное исступление; иногда и без этого. Эго же просто дионисизм на христианской почве. А синодальное упорядоченное церковное христианство — спокойно, размеренно. А тут — кружиться вокруг этой бабы, это же вакхический восторг. Их и обследовали, подробно. Сейчас, я думаю, этот дионисизм не по силам советскому гражданину, который заботится больше о пайках, чем о какой–то богородице, где–нибудь в избе, в сибирской деревне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Св. Макарий египетский , основатель иночества в Скитской пустыни, сын простого поселянина, в молодости пас стада, но тогда же чувствовал наклонность к пустынной жизни. Родители его далеко не согласны были с его желанием и даже заставили его вступить в брак. Но жена его вскоре скончалась, и тогда он поселился близ своей деревни, в уединенной келлии. Тут обнесен он был клеветою, и когда невинность его была открыта, – он переселился в пустыню Нитрийскую, оттуда часто посещал преподобного Антония, а затем для большего уединения перешел в Скит, – это была дикая, песчаная пустыня недалеко от Нитрийской. Но и в этом диком уединении отыскали его ревнители благочестия и, под его руководством, устроили многие общежительные обители. Тут посвящен он был в сан пресвитера и сподобился дара чудотворений. После 60-летних пустынных подвигов, он скончался (390 г.) на 90 году от рождения. От него остались 50 слов, 7 наставлений и 2 послания. Память его 19 января. Св. Симеон столпник Св. Симеон столпник, урожденец из Сирии в молодости, подобно Макарию, пас стада, но не долго: по любви к уединенной жизни поступил в один монастырь, и здесь, для обуздания страстей, переплел тело свое финиковыми ветвями, – от этого на нем появились раны, а в ранах черви. Братия так была недовольна таким поступком его, что Симеон вынужден был отсюда перейти на один холм близ Антиохии: тут онв веригах приковал себя к камню, чтоб никогда не оставлять этого места, хоть бы и возникло в нем желание. Но св. Мелетий, архиепископ аниохийский, заметил ему: «человек может и без оков владеть собою, а потому и ты, чадо, можешь приковать себя к одному месту не железом, а волею.» Симеон снял с себя оковы, и начал новый род подвижничества: он, по внушению Божию, устроил для себя столп, и на нем, возвышаясь, до конца жизни подвизался в посте и молитве. Многие были недовольны такою новизною: им думалось, не плод ли это гордости и тщеславия. Но когда ближе ознакомились с дивною жизнию праведника, когда увидели в нем дар прозорливости и чудотворений, – то прославили Бога и Его угодника. Св. Симеон каждый день уделял от молитвы несколько часов на то, чтоб выслушивать и разрешать различные вопросы и недоумения, а с подобными вопросами и недоумениями являлись к нему не только люди простого звания, но и царственные особы, и не только христиане, но и язычники – персы, аравитяне, ливаниты, и многие из них принимали христианскую веру. Славный великими подвигами и даром чудес, Симеон скончался (460 г.) на 103 году жизни. Память его – 1 сентября. Подвижники веры и благочестия на западе

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Тут пас свои стада еще библейский праотец Иаков, и развалины башни Гадера показывают еще до сих пор рядом с «пещерою пастырей». «И отправился Израиль, говорит книга бытия, описывая путь Иакова из Вефиля в Ефрафу, – и раскинул шатер свой за башнею Гадер». «Не вдалеке от Вифлеема сошла Павла в укрепление Гадера, где Иаков пас свои стада, и где пастыри в ночную стражу удостоились слышать: «Слава в вышних Богу и на земле мир!» повествует об этом святой Иероним, писатель IV века. То же подтверждал через два века после него Арнульф, который говорит: «20 минут к востоку от Вифлеема, на месте, где слава небесная облистала пастырей у башни Гадера находилась церковь , которая заключала в себе три гроба троих пастырей». Таким образом, благочестивое предание, приурочившее к Бен-Сахуру высоко поэтическую сцену евангельского рассказа находит свое историческое основание. Признаюсь, эта темная пустынная пещерка пастырей, скромно притаившаяся под тенью олив, среди библейских развалин, вдали от городского шума, чуждая богатства и роскоши знаменитых палестинских храмов, казалась в глазах моих гораздо более подходящим памятником евангельского события, чем мрамор и алтарь рождественского вертепа. И так было легко возобновить в своем воображении, как живую, эту простую трогательную картину, теперь, когда так хорошо знаешь и палестинскую ночь, и палестинскую пустынность, и одежды палестинских пастухов, ни в чем неизменившаяся со времен Иосифа и Марии... Но хотя на дворе была и не декабрьская ночь, а яркое и жаркое утро весеннего дня, – красота земли и неба, и жилищ человеческих, разбросанных по далеким горам, среди зеленых садов, – была так чудно-хороша, что душа утопала в невыразимых приливах восторга, и казалось, и она сама, и вся природа кругом, на земле и на небе, все пело, очарованное, переполненное счастьем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». XVI. Мертвая страна Шейх Абу-Диса и разбои бедуинов. – Каменистый путь. – Картина пустыни. – Хан-Гадрур и притча о самарянине. – Вид на Иерихон. – Ущелье Вади-ель. – Кельт. – Приезд в Рихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как не знает Самосатский ничего в Священном Писании , так не знает, и силы предложенного вопроса. Снова называя образ раба ипостасным ( νυπ στατον) рабом и признав слово и премудрость человека ипостасным человеком, измыслив ныне свои несуществующие ипостаси-образ раба, или слово и мудрость человека, он не знает ни разоренного храма Божия, ни Бога, Который воздвиг разоренный храм тела Своего. Покажу сначала, что такое разоренный храм. Первый храм тела Его-святые апостолы Его, в которых обитало тело Бога и кровь (Его). Первый храм тела Его, как я сказал,-святые ученики. Самосатский в своем вопросе умолчал о заключительных словах евангельского повествования. Евангелист пишет, что ученики Его поняли эти слова только тогда, когда Он воскрес из мертвых: и веровали Писанию и словеси, еже рече Иисус 16 . Ученики не уразумели того, что они поняли только тогда, когда Господь воскрес из мертвых; они не понимали слов: разорите церковь сию. Какому же Писанию поверили ученики Его? Какое Писание говорит: разорите церковь сию? Один Господь Своими собственными устами произнес: разорите церковь сию. Между тем написано, что ученики вероваша Писанию. И опять прибавляет евангелист: И словеси, еже рече Иисус. В Писании есть слова: зиждай Иерусалима Господь, рассеяния Израилева соберет 17 . На третий день воздвиг Он камение свято 18 , сдвинутое с основания. Оставили основание святые камни и рассеялись поодиночке; посему и сказано у пророка Захарии: мечу, восстани на пастыря (Моего) и на мужа гражданина его; порази Пастыря и расточатся овцы стада 19 . Необходимость заставляет меня сказать, на какого пастыря поднимается меч и кто муж гражданин его. Как меч Гедеона на Мадиама, так и наказание Божие на Иуду. Меч Гедеона на Мадиама, а меч (Божий) на Иуду, который пас мужей царства своего. Обрати внимание на то, что муж гражданин обозначает Иуду, который пас, т. е. указывал путь во время предания Господа, а мужи царства его-это как бы мужи нечестия его, Иуды,-те, которые шли по его указаниям и повиновались ему; и он получил награду, достойную дел его, когда поражен был мечем Божиим. Пророк предвидел это духом и произнес пророчество. И смотри, как невидимо поразил его меч Божий, и разверзлись внутренности его, рассеченные мечем Божиим за то, что по его вине Пастырь Израиля поражен был иудеями, достойными царства самого предателя. Поражен был Пастырь, и рассеялись овцы стада; но Бог Израилев Господь, воскресший в третий день, рассеянных воссоздал в Себе, как храм святый, камение честно 20 , а плевелы предал неугасимому огню. Храм Божий, разоренный иудеями, это апостолы, как написано: вселюся в них и похожду: буду им Бог и тии будут мне людие 21 И при жизни 22 …     Четвертый вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Образы псалма заимствованы из пастушеской жизни. В древности израильский народ был кочевым. Будущий пророк и царь Давид в юности пас стада, присматривал за ними днём и ночью, в поисках пастбища перегонял овец с места на место. Давид встречал рассветы, закаты, проводил жизнь созерцательную. Он имел чуткую, богатую душу – и ему открывались премудрость, красота Божьего мира. Юноша пас овец – и при этом ощущал: его самого пасёт Господь. И ничего не лишит: ничтоже мя лишит. В святоотеческой литературе отмечено: всякий человек, откликнувшийся на призыв Бога и избравший путь служения Ему, в первое время радостно чувствует, как он любим Небесным Отцом. С чем это сравнить? Родители с особым вниманием относятся к совсем маленьким детям – и те на заботу отвечают маме и папе ни с чем не сравнимой радостью. Вот и Господь дарит новоначальному окрыляющую внутреннюю радость. Спроси у человека в этот момент: – Тебе что-нибудь нужно? И он ответит: – Нет, мне так хорошо! Когда апостолы поднялись с Господом на гору Фавор и Он преобразился перед ними, то Пётр, не находя иных слов, тоже сказал: – Господи, как хорошо нам здесь с Тобой! Давай построим три кущи – Тебе, Илии, Моисею, чтобы нам тут подольше оставаться! (см. Мф.17:4–5 ). Душа переживает близость Бога – как блаженство, в котором хочется находиться всегда. Об этой радости нельзя забывать: она будет поддерживать человека в духовной жизни потом, когда начнутся испытания, трудности, борения. Поможет за всё благодарить Создателя. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (2). На месте злачном, там всели меня, на воде спокойной воспитай. Эти образы тоже взяты из пастушеской жизни. Стада для того и кочевали, чтобы остановиться там, где много злаков. Место злачное веселило и питало. Изобилие корма, воды позволяло надолго задерживаться в тех краях. Но просьба пророка Давида духовна. Где же находится место злачное, о котором он говорит? Там, где обильно проявляет себя благодать Божия. И наш народ очень метко определил его расположение: «Жить, как у Христа за пазухой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Посему и Я с негодованием произнес свое решение, и сказал оным пастырям, которых поразил во гневе Моем, или к остальному народу, по избиении пастырей: Не буду пасти вас; но то, что избирает смерть, пусть умирает по желанию [своему], и пусть они пожирают друг друга и терзают себя взаимным убийством. Это мы сказали, делая простое переложение слов ( παραφραστικς), чтобы уравнять путь для дальнейшего изъяснения. Творец и Пастырь, голос Которого знают овцы, и за которым они следуют, взял Себе две розги, или две σκυτλας, т. е. жезла, называемых на Еврейском языке macaloth ( ) чтобы показать, что Он поступает подобно пастырям. Один жезл Он назвал благопристойность; [под этим разумеется время] при Ное, когда Бог своим благословением покровительствовал роду человеческому, пока люди еще не осквернили восстановленный мир грехами своими. И призвание всех народов называется благоприличным и прекрасным потому, что нет ничего более справедливого, как то, что Отец всего мира одинаково призывает всех, которых породил одинаковым образом. Другой жезл Он назвал узы [или: землемерная веревка], [чтобы показать то время], когда Всевышний разделял народы и рассеевал сынов Адама, тогда Он положил пределы народам по числу Ангелов Божиих ( Втор.32:8 ); и народ Его Иаков сделался частью Господа, а Израиль – мерою наследия Его ( Втор.32:9 ). И Я пас, – говорит, – стадо [т. е. пас] или этого Израиля, или вместе с Израилем весь род человеческий. И поразил, – говорит, – трех пастырей в один месяц. В толкованиях некоего я прочитал, что под пастырями, пораженными вследствие негодования Господня понимаются священники, ложные пророки и цари Иудейские, и что после страдания Христова в одно время поражено все, о чем говорит Иеремия: Священники не говорили: Где есть Господь? Держа закон они не познали Меня и пастыри вероломствовали против Меня, и пророки провозвещали во имя Ваала и следовали идолам ( Иер.2:8 ). И не довольствуясь этим толкованием, указанный толкователь хочет под тремя пастырями, пораженными в один месяц понимать тех, которые согрешили против Отца и Сына, и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010