составление и перевод А.А. Бурова Святой Евлогий Кордовский, архиепископ Толедо, священномученик (851–859, память 11 марта) Евлогий родился в знатной семье в столице мусульманской Испании, во времена эмира Абд ар-Рахмана II. Семья дала ему, равно как и его братьям и сёстрам, прекрасное образование, о котором особую заботу проявляла его мать по имени Изабель. Младший из братьев, Иосиф, занимал высокий пост при дворе Абд ар- Рахмана. Его братья Альвар и Исидор были купцами и торговали по всей Центральной Европе. Из его сестёр Ниолы (Niola) осталась с матерью, в то время как Анулона (Anulona) получила образование при монастыре и стала монахиней. После завершения образования в монастыре св. Зоила св. Евлогий вернулся в семью, где продолжил своё образование, обучаясь литературному искусству у такого знаменитого мастера, как игумен Сперандео (Speraindeo). В то же время, он подружился с Альваром Павлом (Alvarus Paulus), вместе с которым они изучали как светские, так и духовные науки во всём их богатстве. Их переписка в прозе и стихах составила тома, которые по взаимному согласию были потом уничтожены, так как, по их мнению, их содержание было недостаточно отшлифовано. Альвар женился, а Евлогий был рукоположён в сан священника св. Реккаредом, епископом Кордовским. Он быстро прославился ученостью и аскетическим образом жизни. Он часто посещал окрестные монастыри и составлял для них уставы монашеской жизни. Из дальних монастырей он привозил древние рукописи, по которым сверял и исправлял латинские религиозные тексты. Но главное дело жизни Евлогия – это поддержка верующих, заведомо обреченных на страдания, то есть тех, кто добровольно перешёл из ислама в христианство, кто активно проповедовал Слово Божие. В 851 году Евлогий был избран архиепископом города Толедо, однако преемник Абд ар-Рахмана – Мухаммад I, эмир Кордовы) – не желал видеть на столь ответственном месте несговорчивого, непокладистого иерарха, и Евлогий так и не приступил к своим обязанностям. Более того, в этом же году он был заключен в тюрьму, откуда не переставал обращаться со словами ободрения и поддержки к собратьям-христианам. К примеру, известны его письма к двум кордовским женщинам – Флоре и Марии. В тюрьме св. Евлогий написал значительную часть работ, содержащих жизнеописания более 50 своих земляков-мучеников, несущих людям слова братской любви и призывы держаться до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вернувшись из Кордовы, Узуард приступил к составлению Мартиролога, включив в него дни памяти некоторых К. м.: Соломона (8 февр.), Илии, Павла и Исидора (17 апр.), Перфекта (18 апр.), Секундина (21 мая), Исаака (3 июня), Петра, Авенция, Иеремии и др. 3 мучеников (7 июня), Абундия (8 июня), Фандилы (13 июня); Павла (20 июля), Леовигильда и Христофора (20 авг.), Георгия, Аврелия, Феликса, Наталии и Лилиозы (27 авг.), Эмилы и Иеремии (17 сент.), Евлогия (20 сент.), Адульфа и Иоанна (27 сент.), Флоры и Марии (24 нояб.) (см.: Gaiffier. 1937; Nelson. 1990; Christys. 1998; Tolan. 2001). Мосарабская традиция почитания К. м. получила отражение в Кордовском календаре (сер. X в.), вероятно составленном Рецемундом (Ибн Заидом) на основе арабского календаря Ариба ибн Саида аль-Куртуби. Рецемунд, уроженец Кордовы, был секретарем халифов Абд ар-Рахмана II и аль-Хакама II; в 953 г. он возглавил посольство к герм. кор. Оттону I и впосл. был возведен на епископскую кафедру в Эльвире. В лат. версии календаря указано поминовение Перфекта (30 апр.), аббата Спераиндео (7 мая), Пелагия (26 июня), Эмилы (15 сент.), Адульфа и Иоанна (28 сент.), а также Павла Альвара (7 нояб.). Т. о., дни памяти большинства К. м. отсутствуют в календаре. По-видимому, их почитание не было одобрено мосарабскими церковными иерархами и не получило развития в Кордове. Нек-рые мученики, чьи мощи в средние века хранились в др. местах, считались местночтимыми святыми (напр., Евлогий, Леокриция и Пелагий - в Овьедо). IX в. По свидетельству св. Евлогия, первыми К. м. были Иоанн и Адульф, пострадавшие в начале правления эмира Абд ар-Рахмана II (822-852). Сказание о них, составленное аббатом Спераиндео, не сохранилось; по свидетельству Узуарда, они были похоронены в ц. св. Киприана (известно Мученичество Иоанна и Адульфа - BHL, N 84). Наличие памяти Спераиндео в Кордовском календаре указывает на то, что аббат также мог стать жертвой гонений, но его ученики святые Евлогий и Павел Альвар об этом не упоминают. Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США)

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Ряд сюжетов агиографической традиции И. основан не столько на событиях реальной жизни епископа, сколько на его лит. произведениях. Иулиан Толетский разделил сочинения И. на 4 группы: труды на богословские и догматические темы (напр., «De proprietate Patris, Filii et Spiritus Sancti» (О том, что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу)), послания, мессы, гимны и проповеди, поэтические и прозаические произведения (эпитафии, эпиграммы). Нек-рые произведения И. остались неоконченными. Большинство творений святого не сохранилось, до наст. времени дошло 4 наиболее значительных сочинения И., а также неск. его писем. Ильдефонс Толетский. Фрагмент ретабло «Видение св. Ильдефонса». 1603-1604 гг. Худож. Эль Греко (церковь госпиталя Милосердия в Ильескасе, Испания) Ильдефонс Толетский. Фрагмент ретабло «Видение св. Ильдефонса». 1603-1604 гг. Худож. Эль Греко (церковь госпиталя Милосердия в Ильескасе, Испания) «О знаменитых мужах» (De viris illustribus) - перечень церковных писателей с краткими биографиями и указанием основных трудов. Сочинение известно в 2 авторских редакциях. В 1-й, краткой, отсутствовали гл. 1, посвященная папе Григорию I Великому , и соответствующий раздел пролога, в к-ром И. объяснял необходимость рассказа о св. Григории: о папе уже писал Исидор Гиспальский, которому были известны не все его произведения. В рукописной традиции широко представлена только 2-я редакция с добавлениями: заметкой Иулиана об И. и главой об Иулиане, написанной его преемником еп. Феликсом. Вероятно, сочинение было закончено в Толете ок. 700 г., однако св. Альвар Кордовский (IX в.) сообщал, что видел текст без дополнений. Единственная рукопись с авторским вариантом произведения (Madrid. Real Academia de la Historia. MS 80) также относится к IX в. В прологе И. отмечает, что начало традиции подобных сочинений было положено блж. Иеронимом Стридонским и его продолжателем Геннадием Массилийским (Марсельским), в вестгот. Испании в нач. VII в. такой труд был создан Исидором Гиспальским. Сочинение И. можно рассматривать как продолжение произведения Исидора, однако оно имеет характерные особенности. И. включил очерки не только о церковных писателях, но и о др. значительных деятелях Церкви - об испан. проповедниках и интеллектуалах, о лит. произведениях к-рых нет сведений. Главы 9 и 12 И. посвятил Исидору и Браулиону, хотя подобные тексты, написанные самим Браулионом, имелись в дополнении к соч. Исидора «О знаменитых мужах».

http://pravenc.ru/text/389445.html

Мученичество св. Евлогия. XVII в. Неизв. худож. (Кафедральный собор в Кордове) Мученичество св. Евлогия. XVII в. Неизв. худож. (Кафедральный собор в Кордове) По-видимому, святые Евлогий и Павел Альвар следовали примеру своего учителя, аббата Спераиндео, составившего описание гибели мучеников Иоанна и Адульфа (не сохр.), а также полемический трактат против ислама, выдержку из которого Евлогий привел в «Памятной книге святых». В этом фрагменте Спераиндео критиковал мусульм. верование, что на небесах праведникам будут дарованы прекрасные девы для наслаждений, и сравнивал рай, описанный в Коране, с публичным домом (CSM. T. 2. P. 375-376). Представления об исламе как о религии, к-рая поощряла нравственную распущенность, получили развитие в трудах святых Евлогия и Павла Альвара; возможно, они восходили к сочинениям ближневосточных полемистов, в т. ч. прп. Иоанна Дамаскина . Сохранилось письмо Спераиндео св. Павлу Альвару с критикой ереси антитринитариев (возможно, адопциан), к-рые отрицали божественность Христа и, т. о., были близки к учению ислама (Ibid. T. 1. P. 203-210; см. также: Christian-Muslim Relations. 2009. P. 633-635). Продолжателем трудов святых Евлогия и Павла Альвара считают Самсона († 890), аббата мон-ря Пинна-Меллария, автора соч. «Книга в защиту веры» («Апологетик»; 864). Самсон критиковал представителей мосарабской элиты, угождавших мусульм. властям и пренебрегавших интересами христиан. Так, комит Серванд притеснял христиан и тем самым вынудил нек-рых из них отступить от Христа и принять ислам. Самсон резко критиковал ислам и образ жизни мусульман, считая характерными для них алчность, жестокость и безнравственность. По его мнению, нравственная распущенность, царившая при дворе кордовского эмира, оказывала негативное влияние на христиан, к-рые стремились подражать мусульманам и перенимали их дурные обычаи (см.: Christian-Muslim Relations. 2009. P. 691-694; La Hispania. 2010. P. 288-290). Сочинения святых Евлогия, Павла Альвара и Самсона - важнейшие источники сведений о жизни христиан Андалуса в IX в.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Я, командор, прошу тебя прийти К твоей вдове, где завтра буду я, И стать на стороже в дверях. Что? будешь? Статуя кивает опять. О Боже! Лепорелло Что? я говорил… Дон Гуан Уйдём. Сцена IV Комната Доны Анны. Дон Гуан и Дона Анна. Дона Анна Я приняла вас, Дон Диего; только Боюсь, моя печальная беседа Скучна вам будет: бедная вдова, Всё помню я свою потерю. Слёзы С улыбкою мешаю, как апрель. Что ж вы молчите? Дон Гуан Наслаждаюсь молча, Глубоко мыслью быть наедине С прелестной Доной Анной. Здесь – не там, Не при гробнице мёртвого счастливца — И вижу вас уже не на коленах Пред мраморным супругом. Дона Анна Дон Диего, Так вы ревнивы. – Муж мой и во гробе Вас мучит? Дон Гуан Я не должен ревновать. Он вами выбран был. Дона Анна Нет, мать моя Велела мне дать руку Дон Альвару, Мы были бедны, Дон Альвар Богат. Дон Гуан Счастливец! он сокровища пустые Принёс к ногам Богини, вот за что Вкусил он райское блаженство! Если б Я прежде вас узнал, с каким восторгом Мой сан, мои Богатства, всё бы отдал, Всё за единый благосклонный взгляд; Я был бы раб священной вашей воли, Все ваши прихоти я б изучал, Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь Была одним волшебством беспрерывным. Увы! – Судьба судила мне иное. Дона Анна Диего, перестаньте: я грешу, Вас слушая, – мне вас любить нельзя, Вдова должна и гробу быть верна. Когда бы знали вы, как Дон Альвар Меня любил! о, Дон Альвар уж верно Не принял бы к себе влюблённой дамы, Когда б он овдовел. – Он был бы верен Супружеской любви. Дон Гуан Не мучьте сердца Мне, Дона Анна, вечным поминаньем Супруга. Полно вам меня казнить, Хоть казнь я заслужил, быть может. Дона Анна Чем же? Вы узами не связаны святыми Ни с кем. – Не правда ль? Полюбив меня, Вы предо мной и перед небом правы. Дон Гуан Пред вами! Боже! Дона Анна Разве вы виновны Передо мной? Скажите, в чём же. Дон Гуан Нет! Нет, никогда. Дона Анна Диего, что такое? Вы предо мной не правы? в чём, скажите. Дон Гуан Нет! ни за что! Дона Анна Диего, это странно: Я вас прошу, я требую. Дон Гуан Нет, нет.

http://azbyka.ru/fiction/malenkie-traged...

В этой связи заслуживающим внимания, на наш взгляд, представляется наблюдение Н.Э. Юферевой, отметившей, что в русских иллюминованных рукописях вплоть до XVIII в. русские иерархи на миниатюрах всегда изображались с нимбом: «Изображение же с нимбами архиереев (...) скорее можно отнести к стилистике, так как оно является некоей „нормой изобразительного языка“, пришедшей на Русь из византийского искусства, в котором государственные правители и церковные иерархи изображались с нимбами (...). Архиереи с нимбами чаще всего изображались именно в традиционных церемониальных сценах, что лишний раз подчёркивает этикетность нимба у этих персонажей» 810 . Возможно, подобной иконографической детали сохранялись своего рода «отголоски» существовавшей традиции, которая обнаружилась и в поздней рукописи из собрания А.А. Титова . В Москве, вероятно, могли перенять сложившуюся новгородскую традицию полных записей о типе изображения всех владык при одном из митрополитов, занимавших прежде новгородскую кафедру. Так мог появиться толковый иконописный подлинник всех московских митрополитов. Приложение 5 л. 5 об. Архиепископы и епископы великаго Новаграда (после которого) которой былъ и колико лт бы(ша и ар)хиепископствоваше в Новград и подобием (каковы) 1 . Блаженный архиепископъ Иакимъ присланъ из Царяграда, родом корсуняном. Пас церковь Божию 42 лта при святемъ же княз Владимир в лт(о) 6499. Впросдъ, брада Николины дол гораздо, проста. В клобуке, ризы святительския. 2 . Блаженный епископъ Лука, родомъ грекъ, пасъ церковь Божию 23 лта. А подобиемъ (брада) Иоанна Богослова, на концы пошир, космачки. Риз(ы) святительския, в клабук. 3 . Преосвященный епископъ Стефанъ поставлен в лто 6572. Пас церковь Божию 8 лт. 4 . Блаженный епископъ Феодоръ поставленъ в лта 6577, пас церковь 9 лт. Свой его песъ ул, и от того умерлъ. А подобием впросдъ, брада Власиева, покороче, на конецъ проста. Риз(а) святительская. 5 . Блаженный епископъ Германъ поставленъ в лто 6586, пасъ церковь Божию 18 лт. Образом впросд, брада Власиевы покороче немного, на концы проста. Риз(а) святительская. 6 . Святый епископНикита пас церковь Божию 13 лт. А подобие в книге сей 811 . л. 6 7 . Святый епископъ Нифонтъ пас церковь Божию 25 лт. Подоб(ие) зд 812 . 8 . Святый епископъ Аркадий пас церковь Христову 5. Подоб(ие) зд 813 . 9 . Святый архиепископъ Иоаннъ пас церковь Христову 21 лто. Подоб(ие) зд 814 . 10 . Святый блаженный архиепископъ Григорий пасъ церковь Божию (...) лт. А образом надсд, брада Григория Богослова подол, на конц 3 космачки извились. Риз(а со) кресты, испод разбл бакан, во амфор, схим(а) на плече испод амфора вышла. А инд – мантия. 11 . Святый блаженный архиепископъ Мартирий пас церковь Божию лт (...). А подобием сд, брада Григория Богослова поменше, на конце вдвоем, проста, не вилась, риз(ы) святительски, в клабук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

35 . Блаженный архиепископъ Попоянъ Постникъ пасъ церковь Божию лт (...). Подсд, брада широка Иоанна Богослова, космачки. Риз(ы) святительския. 36 . Святый архиепископъ Серапион-чюд(отворец) пас церковь Божию лт (...). Подобие его писано зд в книг 2. Серапионъ 821 . л. 8 37 . Преосвященный архиепископъ Георгий пасъ церковь Божию лт (...). Подобие его (...). 38 . Преосвященный архиепископъ Пиминъ пасъ церковь Божию лт (...). Подобие его сдъ, брада шир Власиева, в клабук, риз(ы) святительския. 39 . Святый и чюдный архиепископъ Макарий пасъ церковь Божию 17 лт. А подобие его вписано в митрополитах Московскихъ 822 . 40 . Преосвященный архиепископъ Леонидъ пасъ церковь Божию лт... Падобие его (...). РНБ, собр. А.А. Титова , 3117, л. 5 об.−8. Митрополиты царствующего града Москвы посл котораго который былъ митрополитъ на Москв, сколко лт былъ описуетъ и на престол и подобие образа их зд л. 10 об. 1 . Блаженны митрополитъ Максимъ, родомъ грекъ, пас церковь 22 лт. А подоб(ием) рус, брада Златоустаго, в блом клобук и сак лазорь киноварь, испод голубец, амфор и Еуангелие. Инд надсд, брада Николина. 2 . Святый митрополитъ Петръ пас церковь Божию 18 лт и шесть месяц 823 . 3 . Святый митрополитъ Феогнастъ пас церковь Божию 25 лт. А подоб(ие) зд 824 . 4 . Святый митрополитъ Алексй-чюд(отворец) пас церковь Божию 24 лта. Подоб(ие) зд 825 . 5 . Преосвященный митрополитъ Пимин пас церковь Божию (...) лт. Подобием сдъ, брада шир Петра-митрополита в клабук, сакос лазорь, амфор и Еуангелие. 6 . Святый митрополитъ Киприянъ-чюд(отворец) пас церковь Божию 27 лт и месяцъ 6 826 . 7 . Святый митрополитъ Фотий-чюд(отворец) пас церковь Божию 22 лта и месяц. Подоб(ие) зд 827 . 8. Возвращённый митрополитъ Исидор был на л. 11 престол 4 месяцы. Рус, брада Петра-митрополита, в клабук, сакосъ киноварь. Не было митрополитов на Москве 18 лт, вдовствующи соборная церковь по Фотии-митрополите до суеумнаго Исидора 7 лт. Посл какъ бысть Исидор мятеся в Рим на осмомъ собор 3 лта, и посл его въ 8-е лто поставленъ бысть святитель Иона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При первом взгляде на текст кн. Бытия, изданный Берчичем, мы видим, что по объёму он значительно больше текста кирилловских паримейников. Этот «излишек» представляют именно следующие части кн. Бытия: гл. 5:25–28 (II Верб.) 95 , 7:10 (I Верб.), 11:10, 12–14, 16, 18, 20, 22, 24, 27–29, 31 (II Верб.), 12:8–13 (Пас.), 14–20 (печ. 1561 года), 13:1–7 (печ. 1561 года), 17:20–27 (II Верб.), 19:1–19, 24 – 28 (ib.), 30 (III Верб.), 21:9, 10, 12–16 (II Верб.), 22:19 (ib.), 23:1, 2, 19 (ib.), 25:1, 7, 9 (ib.), 19–33 (III Верб.), 26:8–12, 18–22 (ib.), 28:1–4, 6, 18, 22 (II Верб.), 20, 21 (ПаС.), 29:1–6, 9–21, 23, 24, 26–28, 31–35 (III Верб.), 30:1–8, 14–26, 31–39 (ib.), 31:17 (ib.), 32:26, 28, 29 (Пас.), 37:2–4, 6–20, (I Верб.). 5 (Пас.), 21–33 (II Верб.). 40:5, 12–64 (Пас.), 42:21, 22 (ib.), 43:11, 14 (ib..), 44:1 (II Верб.), 45:26–28 (Пас.), 47:27–31 (Вен.), 48:1–4 (ib.) и 49:20.27 (Пас.). Тут было бы очень важно тотчас ответить на два вопроса: 1) во всех ли полных списках часослова, которыми пользовался Берчич, заключается этот излишек или только в некоторых и во 2) когда приблизительно в хорватской народной церкви римский обряд потребовал читать при богослужении книгу Бытия в том именно объёме, в каком нашёл её Берчич в глаголических часословах? Но от решения этих вопросов я в настоящее время должен, к сожалению, отказаться за отсутствием каких-либо точных данных: Берчич об отношении объёмов текста кн. Бытия в глаголических часословах не говорит ни слова, история же образования латинских богослужебных книг, соответствующих по содержанию этим хорватским часословам, мне известна только в общих чертах 96 . Несмотря однако на это, я тем не менее позволю себе и теперь высказать предположение, почти уверенность, 1) что в хорватской народной церкви в эпоху от конца IX до XIII в. кн. Бытия читалась при Богослужение в меньшем объёме, чем это мы видим в Ulomc’ax Берчича и чем это происходило в позднейшее время, после XIII в. и во 2) что – вследствие этого – в глаголических богослужебных книгах более ранней редакции мы чтений из кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

9 .Святый митрополитъ Иона-чюд(отворец) пасъ церковь Божию 12 лт и полшеста месяца. А подоб(ие) в книг сей 828 . 10 . Преосвященный Феодосий-митрополит пасъ церковь Христову 4 лт, был ростовец. Амфор и Еуангелие, подоб(ием) сдъ, брада Ионы-митрополита, в шапк. Сакос бакан, испод (...). 11 . Святый Филипъ-митрополитъ, родомъ грекъ, пас церковь Божию 7 лт, былъ епископъ Суздалский. А подоб(ием) брада Николина курчевата, надсд, в шапк, власы с ушей, сакос лазорь, инд – бакан, во амфоре и Еуангелие. 12 . Святый митрополитъ Геронтий-чюд(отворец) пас церковь Божию 17 лт, былъ епископомъ Коломен(ским). А подоб(ие) зд 829 . 13 . Преосвященный митрополитъ Зосима поставлен в лто 7000, былъ на престол 11 лт и сведен бысть за нкое предкновение. Былъ Симонова монастыря архимарит. Подоб(ием) сд, брада на конц шир Григория Богослова , в шапк, сакос зелен, амфор и Еуангелие. л. 11 об. 14 . Блаженный митрополитъ Пимонъ пасъ церковь Божию 7 лт. Поставлен в лто 7012, был игуменъ Сергиева монастыря. Подоб(ием) надсд, брада немного шир Сергиевы, в шапк и во амфор, Еуангелие в рук. Сакос баканъ, исподъ голубец. 15 . Преосвященный митрополитъ Варлаамъ пас церковь Божию 11 лт, былъ архимандритъ Симонова монастыря. Подобием сд, брада шир Сергиевы, на концы раздвоилась, в шапк. Сакос зелен, испод киноварь. 16 . Блаженный митрополитъ Даниилъ пас церковь Божию 16 лт, поставленъ в лто 7031. Подобием брада Сергиева, в шапк и во амфор. Сакос лазорь, испод бакан. 17 . Преосвященный митрополитъ Иоасафъ поставленъ в лто 7047. Пас церковь Божию 3 лт, был игуменъ Троицкой. Потомъ вознегодоваша на него бояра и немного не убиша, и согнаша в Троицкой монастырь, и тамо скончашася, былъ тамо 13 лт. Подобием рус, брада Василия Кесарийскаго, власы с ушей, в шапк и во амфор. Сакос бакан, испод голубец. 18 . Святый Макарий-митрополитъ, чюдный чюдотворецъ пас церковь 21 лт и полдесята месяца, былъ архиепископъ Новуграду. Подобие(м) сед, брада Григория Богослова , л. 12 власы с ушей свились, в шапк, амфоръ, Еуангелие. Сакос лазорь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    360. Когда сказал Господь Иисус Христос Петру слова: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя»?    Господь Иисус Христос сказал Петру: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя» в присутствии Своих учеников, когда к ним пришел после Своего Воскресения из мертвых; это стало, таким образом, после того, как Петр три раза от Него отрекся.     361. Сказал ли при этом Господь Иисус Христос Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его?    Господь Иисус не сказал при этом Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его, но сначала три раза спросил Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня?», и когда Петр на эти вопросы отвечал, что Господа Иисуса он любит, то Господь Иисус Христос после каждого ответа ему говорил, чтобы он пас агнцев или же овец Его (Ин.21:15—17).     362. Почему Господь Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня»?    Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня» потому, что хотел, чтобы Петр, по троекратном своем публичном отречении, проявил свое обращение тройным публичным исповеданием любви.     363. Как единственно возможно понимать слова Господа Иисуса Христа, чтобы Петр пас агнцев и овец Его?    Слова Господа Иисуса Христа о том, чтобы Петр пас агнцев и овец Его, возможно единственно понимать так, что Петр, вследствие троекратного отречения от своего Учителя, стал недостойным апостольского звания, но после троекратного исповедания любви Господь Иисус Христос снова заявил, что оставляет Петру должность апостола.     364. Возможно ли поэтому словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью?    Словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, нельзя ни в коем случае доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью, так как пастырями духовных агнцев и овец Христа были без различия все апостолы, а не только Петр.     365. Считал себя апостол Петр главою остальных апостолов?    Апостол Петр не считал себя главою остальных апостолов, так как в своем Первом послании называет себя только соначальником или сопастырем, но Господа Иисуса Христа называет Пастыреначальником или Архипастырем, то есть главой пастырей (1Пет.5:1—4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010