Относительно того, что есть у нас доброго, или бывает, - один закон: забывать то. Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, оттого, что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни. Что делается, как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных. Но коль скоро допущено что недоброе, о том помнить и совесть изощрять, чтобы хорошенько замечала, но зачем? Чтобы поскорей исправиться. А это вот как бывает. О смертных грехах нечего говорить: они совсем неуместны у тех, которые ревнуют о спасении. Остаются грехи невзначай, - слово прорвется, мысль проскользнет, чувство пошевелится, - все это так, что совесть после находит то недобрым и недолжным. Об этом вот правило: как только замечены, тотчас очищать их внутренним покаянием пред лицем Господа. Можно этим и ограничиться, и если не сыта совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением… и конец. Все такие грехи сим актом внутреннего покаяния и очищаются. (Вып. 5, пас. 768, стр. 21)   Как совершать их, чтобы не было суеты   Надо себя так наладить, чтоб не суетясь делать возможное… и, делая одно, не забегать вперед и не нахватывать в голову десятки других дел. Когда дело определено, то от него уже можно отвести внимание и держать его, где должно, пока дело в ходу и идет к концу. Когда кончится и надо другое начинать, тогда его обдумывать… и, обдумавши и пустивши в ход, опять отвлекать от него внимание и держать его у себя дома. И так далее. Началась утреня… Ну и пусть душа в утрени будет, не пускайте ее за церковь. После утрени обед надо заказать! Заказан, и конец… Так и все. Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове… Надо все те прогнать, а одно делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте. Всяко сему учиться надо и, кажется, можно научиться. (Вып. 1, пис. 13, стр. 19) ДОСАДА Когда она дозволительна   Досада и серчание, когда кто нарушает ваше уединение - никуда не гоже… Это плод самомнения: не смей мешать мне. Тут и враг разживается около вас. Положите не поддаваться сему чувству. Неприязнь и серчание дозволительны только тогда, когда предметом их - дурные помыслы и чувства. (Вып. 3, пис. 476, стр. 120) ДУХОВНАЯ НЕМОЩЬ Чем она врачуется Милость Божия не отходит от тех, кто падает и встает   Духовная немощь очищается исповедию, в коей полагается и начало врачевания ее. Врачевание же самое продолжается… доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влечь. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает - валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь. (Вып. 1, пас. 88, стр. 71) ДУХОВНИК Следует ли его переменять?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

72. В год же царя Анастасия Саракинские поселения, устроенные великим Евфимием, были опустошены варварами; начальники колен этих Саракин устроили другие поселения близ Мартириева монастыря и создали церковь. И варвары, придя снова, частью убили их, частью взяли в плен, некоторые же убежали. Блаженный же Илия, добрый пастырь Евфимиева стада, пас оное тридцать восемь лет и, совершив в нем много исправлений, умер. Затем, в течении трех лет пас стадо Симеон из Апамеи и умер о Христе, и принял после него игуменство Стефан , родом из Аравии, имевший праведного брата, по имени Прокопия, который был пастырем церкви Кесарийской. По смерти его Стефан все отцовское имение передал монастырю. В тот же год некий Антиохиянин, именем Кесарий, часто угождавший в мирских должностях, придя во святой град, вскоре впал в сильный телесный недуг; быв принесен в монастырь и помазан маслом, горящим на раке чудотворца отца нашего, он тотчас исцелел, и исцелев принес большие дары и обещался ежегодно делать тоже. Возвращаясь в Антиохию, он пришел к Стефану епископу Трипольскому и рассказал ему о благодеянии святого Евфимия и о своем исцелении. Леонтий же юноша, племянник епископа, услышав это, воскрилился душою, и пришел в монастырь, где и постригся. И когда он добре жил в иночестве, его призвал к себе епископ Стефан и поставил игуменом в церкви Святого Леонтия; впоследствии, вскоре после смерти дяди, он был поставлен во епископа. Некий монастырский пресвитер Нил послан был в Антиохию, за обещанными Кесарием дарами и по пути пришел в Триполь, и епископ этого города Леонтий поставил его во епископа города Орфосиады. Отец же наш Стефан, возвратившись в Евфимиев монастырь, обогатил его, оставив из имения отца своего шесть сот златиц и умер, в 22–й день января месяца, игуменствовав двадцать один год слишком. И некто Фома из Апамеи принял управление над стадом Евфимиевым, и так как оно было очень многочисленно, то уменьшил его в свое игуменство. При нем в монастырь опять пришел славный Кесарий и был приглашен на трапезу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

И во всех своих движениях и чувствах, он укрощал гневные, страстные, человеческие движения, и явился не только правилом веры, но и образцом кротости и смирения. Далее в тропаре говорится, что мы почитаем святителя Николая как учителя воздержания. Вот этим учителем он также явился от самого младенчества, ибо житие повествует о таких чудесных явлениях, что он, ещё будучи младенцем, питался молоком матери только однажды в день, и то после того, как родители его совершали вечерние молитвы. Тем самым своё воздержание он связывал и с молитвенным подвигом. Когда же он возрос, то его подвиги воздержания и поста, его подвиги умерщвления телесных чувств, они уже стали сознательными, так что он выделялся этими подвигами среди всех окружающих его людей. Это и явилось причиной того, что его дядя призвал его к степени священного сана, рукоположил его во священника и он стал его помощником в делах спасения паствы. Святитель Николай, хотя был уже священником, однако он сам стремился к жизни пустынной. И вот в житии мы читаем, как неоднократно – и после того, как он поехал в Иерусалим на поклонение святых мест, и до этого, он уходил в пустыню для того, чтобы там в уединении и безмолвии наслаждаться, как един к единому, беседуя с Богом. Однако когда он находился в пустыне, то ему был божественный глас: «Николай, не здесь твоё место, ты должен идти служить людям не через свою пустынную созерцательную молитву, но через деятельное служение, иди в Церковь , благовествуй, проповедуй, твори милостыню, там ты спасёшь себя и множество чад». И вот в тропаре говорится о том, что он был явлен миру истиной, которая является творцом всех вещей, то есть всего совершающегося в мире. Не сам он вышел на служение к нам, но вышел по воле Божией, и потому что исполнил волю Божию, потому что воля его человеческая склонилась к воле Божией, он явился потому крепким заступником и помощником, ибо не своими силами пас паству, но пас паству силою Христовою, силою истины, которая и вывела его на служение. И вот в этом служении, далее говорится в тропаре, он своей нищетой стяжал высокая.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня» потому, что хотел, чтобы Петр, по троекратном своем публичном отречении, проявил свое обращение тройным публичным исповеданием любви. 363. Как единственно возможно понимать слова Господа Иисуса Христа, чтобы Петр пас агнцев и овец Его? Слова Господа Иисуса Христа о том, чтобы Петр пас агнцев и овец Его, возможно единственно понимать так, что Петр, вследствие троекратного отречения от своего Учителя, стал недостойным апостольского звания, но после троекратного исповедания любви Господь Иисус Христос снова заявил, что оставляет Петру должность апостола. 364. Возможно ли поэтому словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью? Словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, нельзя ни в коем случае доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью, так как пастырями духовных агнцев и овец Христа были без различия все апостолы, а не только Петр. 365. Считал себя апостол Петр главою остальных апостолов? Апостол Петр не считал себя главою остальных апостолов, так как в своем Первом послании называет себя только соначальником или сопастырем, но Господа Иисуса Христа называет Пастыреначальником или Архипастырем, то есть главой пастырей (1Пет.5:1—4). 366. Кто является наивысшим Пастырем и Учителем всех апостолов и их преемников и вообще всей Церкви? Наивысшим Пастырем и Учителем всех апостолов и их преемников, и вообще всей Церкви, является единственно Сам Господь Иисус Христос, Который сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю (овец) Моих» (Ин.10:14). 367. Считали ли остальные апостолы и первые христиане апостола Петра главой всей Церкви? Как остальные апостолы, так и первые христиане не считали апостола Петра главой всей Церкви, так как из Священного Писания мы знаем, что: 1) Собор апостолов послал Петра и Иоанна в Самарию (Деян.8:14); 2) когда Петр крестил в городе Кесарии язычника, сотника Корнилия, упрекали его за это иерусалимские христиане, и он должен был защищаться (Деян.11:1—4);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

92 Эту аллегорию мы видим в мифологии почти всех древних народов. У Китайцев хаос предшествовал творению в форме огромного яйца; в Японии до сих пор можно видеть в храме Данбода изображение такого яйца (Mauric’es Indostan . 1, р. 69). Аристофан, в своей комедии птицы также упоминает об этом, говоря о хаосе, о черном Эребе (Erebus), который произвел воздушное яйцо, из которого родилась златокрылая любовь, и отец всей вселенной создал из хаоса род человеческий в обширном пространстве тартара. В орфических сказках мы находим Протогона (Зевса), который также как фани (крылатая любовь) вышел из яйца с золотыми крыльями. (См. все это в Squier’s Serpent Symbol, p. 148–151). Подобные рассказы о дивных праотцах человеческих, о дивных героях мы часто находим в китайских, маньчжурских и монгольских баснях. 93 По исследованиям ученых, это водяное растение почиталось на Востоке повсюду и даже в Америке. Самопроизводная его сила, описанная ботаниками (См. Maurice’s Ind. Antiquity, v. III, p. 265), посредством которой оно производится и производит, без содействия постороннего элемента , кроме воды, заставило древних мудрецов видеть в этом красивом цветке эмблему самодержавной силы. Такое же свойство Египтяне приписывали и жукам, и потому жук возведен был на степень божественного символа. 94 Глубокому невежеству все можно допустить. Мы имеем совершенно подобное проявление между нашими черемисскими и чувашскими идолопоклонниками. Между их идолами один носит название Пуембара или Пихамбара; сверх того, у Чуваш один кумир называется Каба. Оба слова заимствованы у Татар. У них Пейгумбер или правильнее Пайгамбер (из персидского языка) значит пророк, а Ка аба – священный храм в Мекке, куда обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Жрецам чувашским и черемисским понадобился еще кумир – и вот они взяли эти слова и составили из них имена идолов и поместили их в реестр своих богов, точно также, как сделала Мордва с священным именем Николая-Чудотворца. Они между своими божествами одно называют Николай пас (слово пас или паас у Ерсян значит Бог), т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3. Иаков представляет собою лице Самого Христа, как мы и раньше говорили; потому что Христос есть истинный запинатель. Ибо Он всецело попрал грех, и насколько умопредставляется и явился человеком, был младшим и родившимся позже тех, которые жили прежде Его, разумею святых пророков и самого Моисея. Однако он имеет права первородства и есть перворожденный вследствие того, что был Единородным между многими братиями (ср.: Рим. 8, 29). Он же есть благословляемый от Отца множеством хлеба и вина. Ему поработали народы и поклонились князи; и проклинали Его, проклят, благословляющие тебя — благословенны!, соответственно благословению Исаака (Быт. 27, 29). Он же, по подобию Иакова, едва не оставив как бы отцовского дома, неба, отправился к Лавану, которого можно уподобить миру, не знавшему некогда, кто есть по природе Бог, напротив даже как бы весьма недуговавшему заблуждением многобожия, так как и Лаван был идолослужитель. И мир был свой Христу, насколько Он мыслится по естеству как Бог, Господь всяческих и Зиждитель; но он же, с другой стороны, был и не свой Ему по причине отступления и подчинения власти иного вследствие греха, так как он имел царем своим сатану. Итак, снизошло с неба Слово, как бы оставив отеческий дом. Об этом я сказал недавно. И в своем мире Он был как бы чужой. А засвидетельствует это премудрый Иоанн, говорящий: В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал (Ин. 1, 10). Но это, быть может, по справедливости применимо было ко временам пришествия Его. А что и до вочеловечения Своего Он был между своими, как Бог; что, неузнаваемый миром, Он однако же промышлял о нас по свойственной Ему благости и боголепной милости, это тотчас же может показать божественный Иаков на себе, как бы в прообразе. Он пас овец Лавановых, хотя совершенно не имел от него за это никакого вознаграждения; руководился он при этом одною лишь надеждою вступить в супружество с двумя дщерями его и быть отцом законных детей. Эти дщери были Лия и Рахиль. Будучи Богом по естеству, Сын был в мире (а мир представлял собою Лаван), и некоторым образом пас стада, прилагая попечение, как Бог, о том, чтобы у него было достаточное для жизни, даруя плоды от земли, посылая источники вод и речные струи, повелевая солнцу своему восходить, как написано (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Он сошел на .землю нас ради человек и нашего ради спасения. Он вознесся на небеса ради нас. Он всё делает для нашего блага. Он никому не хочет зла, Он хочет только одного добра. Он хочет проявить ко всем нам Свою Отеческую любовь, и во имя этой любви к людям Он не перестает нас звать идти за Собой, продолжая благословлять и укреплять нас на каждом шагу нашей земной жизни. А Его мы желаем для самих себя? Так много делает для нас Господь, а что мы делаем для себя, для вечного спасения души, вечного соединения с Господом своим? Господь говорит: “…стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним…” ( Откр.3:20 ). Слышим ли мы этот голос, которым Господь стучится в сердце каждого из пас? Вглядываемся ли мы в глубину нашего сердца, вслушиваемся ли в голос пашей совести, чтобы ощутить всю силу этого зова Христова? Христос повелел в Своих храмах, в Церкви Своей держать всегда открытым судилище покаяния, чтобы каждый грешник, приходя сюда, раскаиваясь в грехах своих, получал здесь благодать покаяния. Здесь преломляется Тело Христово, здесь изливается Кровь Христова для вечного насыщения пашей души, алчущей и жажду щей среди житейской суеты. Спешим ли мы питаться благодатью Божией и Нетленной Пищей? Слово Божие нам говорит, что в Царство Небесное не войдут грязные, блудные, нераскаянные грешники. Войдут в него только те, кто будет иметь одежду, достойную вечного Царства, одежду, созданную из веры, молитвы, поста, милосердия, целомудрия, воздержания, кротости, снисходительности, всепрощения. И вот такую одежду из дел добрых готовим ли мы для своей души, чтобы войти в Царство Небесное Отца достойными вечной радости? Ведь смерть стоит у некоторых из нас, может быть, уже за плечами, как говорят. И если по завтра, не через год, по непременно придет она. Страшно уподобиться юродивым девам, у которых не оказалось в светильниках елея, когда пришел в полночь жених и закрыл двери. Они стучались, и он сказал: “Не знаю вас”. Сказал Господь Иисус Христос эту притчу, чтобы научить всех нас быть мудрыми девами, чтобы в светильниках душ наших всегда горел елей молитвы, добрых дел, чтобы смерть не застала пас так, как застигло этих юродивых дев пришествие в полночь жениха (см.: Мф.25:1-13 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

И с тех пор, как поселился в лесу пустынник, устроялась обитель, и проносилась в народе молва про чудотворения лесного отшельника-пустынножителя, – с тех пор не так страшным представлялись взорам народа и темные леса северные. И лесные бесы все более и более из них изгонялись, удалялись в более пустынные леса. «Прежде место сие, на нем же обитель твоя, – восхваляет напр. Антония Сийского жизнеописатель его, – никто же знаяше е, и никим же именовано бысть, точию зверем и бесом жилище тогда обреташеся. Ныне же егда благоволи Бог призрети на нь; тогда обитель твоя тобой красуется и твоим именем именуется, и оттоле обычай от всех человек именоватися Живоначальные Троицы Антониева пустыня, от нея е пустыни святымити молитвами беси далече прогнани суть и безвестни быша; вместо же сих Богом спасаема, святыми ангелы призираема и честными иноки населяема, в ней же Бог в Троицеприсно славится и божественные песни непрестанно воспеваются. О пустыня святая и присноблаженная, спасаемая Богом, ангелом превозлюбленная, всем человеком превожделенная!» 41 Теперь в лесах представляются народу разные чудеса, разные видения пустынников чудотворцев. Люди всех чинов рассказывают про разные чудесные явления лесных отшельников. И горемычные родители, плачущие о потере сына, уведенного лесным демоном, с утешительными надеждами и верой дают обет прославившемуся уже многими чудотворениями и победами над бесами лесному пустынножителю – идти в его пустынь, сослужить молебен о возвращении погибшего сына. Вот какое напр. передается в одной легенде XVII века «чудо преподобного Никодима Кожеезерского о некоем отроце пастыря како его избави от лесного демона», чудо, которое записано было со слов самого этого пастуха: 42 «Было в лето 7196 (1688) марта в 15-й день сотворилось чудо сие так: на Онеге реке есть село Кожеезерского монастыря, именуемо Кирнешки, и в том селе, по обычаю, в то лето пасся скот; пастух был из того села, именем Григорий, сын Васильев, пас скот: в один день пас он по обычаю, день преклонился квечеру, и было поздно; пастух тот Григорий отошел за реку Кирнешку собрать скот, и как то потерял дорогу, сам не знал, куда шел, и вдруг видит перед собой как будто человека привидением, в сером одеянии и колоколец мал у него в руке, колокольцем он звонит, а сам идет вперед его и пастуха Григория зовет за собой, а этот шел за ним, и немного опомнившись, начал многих святых призывать себе на помощь, призывал и преподобного отца Никодима (Кожеезерского).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Полевой, и заметил о них следующее: «мы знаем, что в Печерской лавре хранятся мощи св. Михаила, первого Митрополита Киевского; но в Прологе нет его жития, и в описании крещения Владимирова (т. е. в Прологе) не упоминается о сем Митрополите. Сочинители Минеи взяли известие о нем из Степенной Книги. Мы согласим предание Церкви о лаврских мощах с достоверной Историей, ежели положим, что он был тот самый Епископ, которого прислал Фотий к Российским Христианам Аскольдова времени, и который действительно назван Митрополитом Михаилом в Кормчей Книге, в предисловии Патерика и в Минеи (июля 15): ему то приписывают чудо Евангелия, не сгоревшого в огне. Киевские Христиане могли сохранить нетленные мощи его, как святыню, до крещения Владимирова. Или: он пас Церковь в княжение Ярослава прежде Феопемпта, ибо в некоторых списках древней Летописи скасано: Вел. Кн. Ярослав Митрополию устави " 127 . В опровержение сего замечания мы можем сказать следующее: во-1-х, о Епископе (а не о Митрополите), присланном в Киев к Аскольду, достоверно не известно, умер ли он в Киеве, или возвратился в Константинополь, увидев малые успехи своей проповеди в России; последнее гораздо вероятнее. Во-2-х, если он умер и в Киеве, то едва ли Христиане того времени могли сохранить его мощи нетленные, как святыню; ибо их было очень немного; жили они среди идолопоклонников и подвергались их насилию и притеснениям, (пример Владимира-язычника, принесшего в жертву богам своим двух Христиан, не отвергаемый г. Карамзиным и Полевым, дает право предполагать сие). Притом, Нестор нигде не упоминает о существовании до времен Владимира мощей Св. Михаила. В-3-х, ежели г. Карамзин существование Митрополита при Владимире отвергает потому только, что о нем ничего не говорит Летопись Несторова, то на каком основании признает он Митрополита Михаила при Аскольде, когда о том нет ни слова у Нестора? То же можно сказать и о другом предположении его, т. е., будто Михаил, коего мощи почивают в Лавре, пас Церковь Российскую прежде Феопемпта при Ярославе, ибо и о сем не говорят ни Нестор, ни другие Историки.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Такая совершенная «любовь изгоняет страх», или освобождает душу от рабского страха пред Богом. Истинно любящий Бога, и соблюдающий Его заповеди, с детскою преданностью и надеждою всегда обращается к Богу, просит Его, прославляет Его, уповает на Него, взывая к Нему с искренним благоговением: Авва, Отче ( Рим.8:15 ). «Потому что в страхе есть мучение». Страх противен существу любви: любовь есть чувство приятное, радостное; а страх, напротив, есть чувство неприятное, болезненное, мучительное. «Боящийся не совершен в любви». Кто боится Бога, как раб боится своего господина, или как виновный боится правдивого судии; тот еще не достиг совершенной любви, или потому, что не имеет искренней любви, или потому, что любовь его непостоянна, нетверда и не оправдывается делами. Кто, поставляя себя пред Богом, чувствует в своей душе рабский, мучительный страх, тот еще не имеет сыновней любви и преданности к Богу, как всеблагому и премилосердому Отцу, всегда готовому прощать и миловать искренно кающегося грешника. Мы любили Его, яко Той первее возлюбил есть нас. «Будем любить Его, потому что Оп прежде возлюбил пас». Сказав прежде: мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына, Спасителя миру, мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, – и уверовали в нее, – Апостол убеждает верующих в Иисуса Христа: «будем любить Его». Все послание Иоанна Богослова направляется к тому, чтобы утвердить христиан в любви к Богу Отцу и Господу Иисусу Христу. И внушая сию любовь, Он опять обращает взор своих читателей к любви Божественной, которой мы обязаны всеми благами, какими пользуемся, и какими можем или надеемся пользоваться в будущее время и в вечности. Мы должны любить Бога: «Потому что Он прежде возлюбил пас. Не мы» прежде «возлюбили» Бога, «но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего , в умилостивление за грехи наши» (ст. 10). Иисус Христос говорил своим ученикам: не вы Мене избрасте, но Аз избрал вас, и положил вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет ( Ин.15:16 ). Апостол Павел пишет: «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010