«2. Преосвящ. епископ Феогност. Пас Церковь (?) лет». И т. д. Ни лета, ни подобия не означены. Последние митрополиты названы Иона, Иоасаф и Дмитрий. «Митрополиты царствующого града Москвы, после которого который был митрополитом на Москве, сколько лет был на престоле, описует и подобие образа их зде». «1. Блаженный митрополит Максим. Родом Грек. Пас Церковь 22 лета. А подобием рус, брада Златоуста. В белом клобуке и сак лазорь, киноварь; испод голубец, амфор и Евангелие; а инде: надсед, брада Николина». «2. Св. митрополит Петр Чудотворец. Пас Церковь Божию 18 лет и месяцев 6». «3. Св. митрополит Феогност. Пас Церковь Божию 25 лет; а подобие зде» (то есть, в Подлиннике по месяцеслову, к которому приложены эти статьи). И т. п. Последний из Московских Святителей: «Св. митрополит Дионисий Чудотворец. Пас Церковь Божию два лета. Был в лето 7094 при благочестивом Царе Феодоре Ивановиче; согнан с престола неповинно от Бориса Годунова на Хутыню в Новград. А подобием рус, брада Сергиева; власы с ушей, в шапке, в амфоре, с Евангелием, сак бакан». «В Казани архиепископы». «1. Гурий, 2. Герман, 3. Иеремий, Тихон: поставлен в лето 7084 июня в 14 день. Митрополит Герман, Митрополит Ефрем, Митрополит Матвей, Св. Симон, Св. епископ Филипп». И только. «Суздаля града епископы». «Симеон, Кирилл, Галактион, Иов, Иоанн, Феодор, Герасим, Нифонт, Арсений, Серапион, Стефан». И только. Из этих перечней видно, что только Новгородские и Московские были обработаны иконописцами; а перечни Ростовский, Казанский и Суздальский без означения подобий. Это указывает на области, Новгородскую и Московскую, где по преимуществу процветало искусство в эпоху составления перечней. Надобно полагать, что эти добавочные статьи внесены были в подлинник под влиянием Московской святыни, повсюду на северо-востоке России, распространявшей свое господство вместе с прославлением имени Св. Сергия Радонежского и многочисленных учеников его, между которыми были знаменитые в свое время писатели и иконописцы. Предположение это основываю я на том, что между упомянутыми перечнями по городам помещен, как самостоятельный отдел, перечень учеников Св. Сергия, и именно с означением подобий. Вот он весь сполна.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Вот финская легенда о миротворении. Плывший по водам Чам-Пас плюнул с досады на свое одиночество. Из этого плевка образовался огромный бугор, в котором скрывался Шайтан Чам-Пас послал Шайтана на дно моря за песком, чтобы из него сотворить землю, и заповедал Шайтану помянуть его, Чам-Пасово имя. Шайтан не сразу исполнил повеление Чам-Паса и, только в третий раз, помянув его имя, мог достать песку, но при этом часть песка скрыл во рту. Чам-Пас разбросал песок, который стал расти; образовалась земля. Вместе с этим рос песок, скрытый во рту Шайтана, причиняя ему страшную боль. Шайтан должен был признаться в своем поступке. Чам-Пас приказал Шайтану выплюнуть изо рта скрытый песок, отчего образовались бугры, горы и холмы, а до того земля была равная и гладкая. Чам-Пас проклял Шайтана и изгнал его в преисподнюю 465 . Этот рассказ удивительно совпадает с рассказами о миротворении, слышанными нами в Смоленской губернии. Таким же дуалистическим миросозерцанием проникнуты малороссийские легенды о миротворении; и содержание у них одно и то же 466 . Булашев отмечает сходство малороссийских рассказов о миротворении с религиозно-мифическими представлениями американских индейцев Чипеваи и легендами карел Олонецкого края. Об американских индейцах мы ничего не можем сказать. Что же касается карелов, то существование у них дуалистических мифов понятно, так как карелы – финны: одна народность обыкновенно имеет одни и те же сказания. Отметим, что одна малороссийская легенда весьма сходна с сербской народной песней «Царь Дуклиан и креститель Иован» 467 . По сербской песне, Дуклиян, вероятно известный гонитель христиан римский император Диоклетиан, и Иоанн Креститель – побратимы. Они пьют вино на берегу моря, после чего начинают играть, бросая яблоко, – нечто в роде игры в мяч. Креститель сильно бросил яблоко, и оно упало в море. Дуклиян предложил Крестителю достать яблоко со дна моря, если только Креститель не завладеет его короной. Пока Дуклиян доставал из моря яблоко, Креститель полетел на небо и просил Бога разрешить ему хитростью овладеть короной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Риз(ы) святительския, в клабук. 3 . Преосвященный епископъ Стефанъ поставлен в лто 6572. Пас церковь Божию 8 лт. 4 . Блаженный епископъ Феодоръ поставленъ в лта 6577, пас церковь 9 лт. Свой его песъ ул, и от того умерлъ. А подобиемъ впросдъ, брада Власиевы покороче, на конец проста. Риз(а) святительская» (л. 5 об). Перечень содержит 40 имён. Не все статьи перечня однотипны. Обнаруживаются 3 основных вида оформления описания. Первый из них содержит имя владыки, сведения о времени его пастырского служения, его иконописное описание (как в приведённых выше примерах 1, 2 и 4). Таких записей всего 17 1 – Иоаким, 2 – Лука, 4 – Феодор, 5 – Герман, 10 – Григорий, 11 – Мартирий, 12 – Митрофан, 15 – Климент, 16 – Антоний, 18 – Феоктист, 21 – Василий, 22 – Алексей, 25 – Иоанн, 28 – Иоанн, 34 – Исидор, 35 – (Иоанн) Попоян, 38 – Пимен. Второй вид образуют статьи, посвящённые канонизированным иерархам. В них описание заменено отсылкой к календарному иконописному подлиннику основной части рукописи. В качестве примера можно привести статью, посвящённую епископу Никите: «6. Святый епископ Никита пас церковь Божию 13 лт. А подобие его в книге сей» (л. 6). Действительно, под 31 января в основной части иконописного подлинника читаем: «Иже во святых отца нашего Никиты архиепископа, новогород(скаго) чюд(отворца). Пишется без брады, лице морщиновато, в шапк владычнй, риз(а) святительская со амфором» (л. 113 об). Записей такого типа в нашем перечне 10 6 – Никита, 7 – Нифонт, 8 – Аркадий, 9 – Иоанн, 19 – Давыд, 20 – Моисей, 29 – Симеон, 31 – Евфимий Второй, 32 – Иона, 39 – Макарий. Отметим, что одна из отсылок к основной части иконописного текста в сборнике не получила подтверждения: под номером 19 в списке значится Давыд: «Преосвященный архиепископ Давыдъ поставленъ в лто 6817 святым Петром митрополитом июн(я) 15. Пас церковь Божию 15 лт. Подоб(ие) зд» (л. 6 об.). Однако в основной части иконописного подлинника упоминаний о новгородском архиепископе Давыде не содержится. Возможно, переписчик основной части иконописного подлинника случайно пропустил имя новгородского архиепископа 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

357. Установил ли Господь Иисус Христос этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды, не лишится веры, но обратится, и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере. 358. Приведены ли в Священном Писании случаи, когда обращенный грешник укреплял в вере своих ближних? В Священном Писании приведены такие случаи, например: женщина-самарянка, будучи большой грешницей, обратилась и по своем обращении привела к Господу Иисусу и укрепила в вере многих жителей города Сихаря (Ин.4:5—39); или апостол Павел, после того как перестал быть врагом Христа и обратился, снискал для Христа и утвердил в вере много тысяч людей в разных местах. 359. Возможно ли вообще слова: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», понимать так, что Господь Иисус Христос имел намерение установить ими апостола Петра наставником всей Церкви? Нельзя так понимать эти слова, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, кто от грехов искренне обратится в Богу, независимо от того, является ли он наставником этих людей, или же им подчиненным, или им равным. 360. Когда сказал Господь Иисус Христос Петру слова: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя»? Господь Иисус Христос сказал Петру: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя» в присутствии Своих учеников, когда к ним пришел после Своего Воскресения из мертвых; это стало, таким образом, после того, как Петр три раза от Него отрекся. 361. Сказал ли при этом Господь Иисус Христос Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его? Господь Иисус не сказал при этом Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его, но сначала три раза спросил Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня?», и когда Петр на эти вопросы отвечал, что Господа Иисуса он любит, то Господь Иисус Христос после каждого ответа ему говорил, чтобы он пас агнцев или же овец Его (Ин.21:15—17). 362. Почему Господь Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня»?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

19 . Преосвященный митрополитъ Афонасий поставленъ марта 7 дня, пасъ церковь Божию 1 лто и остави сам паству свою. Подоб(ием) сд, брада менши Иоанна Богослова, курчевата, в шапк и во амфор. Сакос киноварь, испод лазорь. 20 . Святый митрополитъ Филипъ пасъ церковь Божию (...) лт. Подобие зд 830 . 21 . Преосвященный митрополитъ Антоний пас церковь Божию (...) лт. Подобием сд, брада курчевата Иоанна Богослова, власы с ушей, в шапк и во амфор. Сак киноварь. Преосвященный митрополитъ Кирил пас церковь Божию (...) лт 831 . Под(обием) сд, брада покороче Власиевой, не раздвоилась. В шапк, амфоръ, сак лазорь, испод бакан. Святый митрополитъ Дионисий-чюдотвор(ец) пас церковь Божию 2 лт. Былъ в лто 7094 при благочестивомъ цар Феодор Ивановиче, согнанъ с престола неповинно от Бориса Годунова на Хутыню в Новград. А под(обием) рус, брада Сергиева, власы с ушей, в шапк, во амфор, съ Еуангелием. Сакос бакан. РНБ, собр. А.А. Титова , 3117, л. 10 об.−12. 787 См. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд., доп. М., 1903. С. 17. 789 Это свидетельство патриарха Нектария Иерусалимского приводится Ε.Ε. Голубинским. См. там же. С. 28. 792 Янин В.Л. К вопросу о роли Синодального списка 1 Новгородской летописи в русском летописании XV века//Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 158. 793 См. Хорошев А.С. Летописные списки новгородских владык//Новгородский исторический сборник. Л. 1984. Вып. 2 (12). С. 127−142. 795 См. Новикова О.Л. О ранней редакции Краткого летописца новгородских владык//ТОДРЛ. СПб. 2007. Т. 58. С. 627−654. Пользуясь случаем, приношу искреннюю благодарность О.Л. Новиковой, предоставившей мне возможность познакомиться с материалами своей ещё не опубликованной работы. 796 См. Маркелов Г.В. 1) Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники): В 2 т. СПб. 1998 (2-е, перераб. и доп. изд.: СПб. 2008). Т. 1:500 подлинных прорисей и переводов с русских икон XV–XIX веков; Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII–XIX вв.: Свод описаний;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немцы являются в Иерусалиме монополистами по части портняжничества, сапожничества и виноторговли... Германская, английская и американская протестантская пропаганда процветает на Ливане, в Киликии и Армении. Немцы владеют в Бейруте больницей и несколькими школами, в Константинополе школою, пользующеюся щедрою субсидией германской империи, и больницею на прекрасном местоположении и с образцовым устройством... Германское правительство повсюду старается подготовлять будущее, распространяя между восточными народами употребление своего языка и умножая педагогические и благотворительные свои учреждения. Турецкое правительство ввело преподавание немецкого языка в свои военные школы, и во всех греческих сил- логах существуют немецкие преподаватели. На Балканском полуострове князь Бисмарк поддерживает притязания Австрии, направленные к освобождению ее миссионеров от французского покровительства. В некоторых местностях Малой Азии он благосклонно относится к проискам Италии, старающейся добиться того же самого для итальянских монахов. Он очень хорошо понял, какие великие выгоды можно извлечь из религиозных влияний на востоке, поэтому германский посланник, хотя и католик, в настоящее время с одинаковой ревностью покровительствует учреждениям и католических и протестантских немцев». Κωνσταντινοπολις. 1888 г. По той же, в сущности, программе действуют на востоке и другие великие европейские державы. 22 Это отлично понимают серьезные мыслящие люди и на самом востоке: «нас пугают, говорит публицист «Сиона», тем, что панславизм поглотит пас греков. А разве латинство, или, лучше сказать, папство метит на что-либо меньшее? И оно тоже стремится поглотить эллинизм на востоке, или сделать его слугою латинских интересов, и превратить восточную церковь в благочестивую поклонницу папских туфель. Стыдно писать даже о таком воссоединении церквей. Известный догмат восточных христиан: предпочтительнее турецкая чалма, чем папская тиара, останется вечно неизменным... Мы искренно и прямо говорим, что эллинизму угрожает опасность не столько от панславизма, сколько от завоевательных замыслов самих европейцев, так что папа ни о чем другом и не помышляет, кроме того, чтобы, когда европейцы овладеют нашими странами, и ему овладеть пашей религиозной и церковной независимостью, всецело подчинить пас папской тиаре к сделать пас рабами и пленниками в такой мере, в какой мы не были рабами турок; а в таком случае мы еще более должны ублажать наших отцов, установивших непреложный национальный догмат: лучше турецкая чалма, чем папская тиара.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Такова эта любопытная статья, по которой можно восстановить древнейшую редакцию нашего подлинника, выключив из него все лица, упомянутые здесь в числе прибавочных. Впрочем, должно заметить, что уже и этот Подлинник графа Строганова с прибавочной статьей успел осложниться многими личностями, в статью внесенными. Так, в него вошли уже по месяцословному порядку: Стефан Пермский, Макарий Колязинский, Пафнутий Боровский, Князь Константин Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, Григорий Лопата или Лопатовский. Некоторых других действительно нет, например, под 9 сентября нет Иосифа Волоцкого ; но под 2 августа упомянут Василий Юродивый († 1552 г.). Что редакция этого подлинника ранее 1595 г., видно из того, что под 4 октября не сказано об обретении мощей Гурия и Варсонофия Казанских. Теперь обратимся к позднейшим редакциям. Независимо от порядка месяцослова, в наших подлинниках позднейших редакций помещаются перечни Русских святителей, расположенные по городам. К кратким историческим подробностям присовокупляются в этих статьях и подобия лиц, особенно тех, которых описания не вошли в порядок месяцослова. Вот выписки из этих статей по Сборному Подлиннику графа Строганова (без миниатюр). «Архиепископы и епископы Новаграда, после которого который был, и колико лет быша и архиепископстоваша в Новеграде, и подобие их». «1. Блаженный Архиепископ Иаким. Прислан из Царяграда, родом Корсунянин. Пас церковь Божию 42 лета при Св. Князе Владимире в лето 6499. Впросед. Николины (То есть, волосы и борода?), доле гораздо, проста (борода?); в клобуке. Ризы святительския». «2. Блаж. епископ Лука. Родом Грек. Пас церковь Божию 23 лета, а подобием Иоанна Богослова. (Борода) на конце пошире, космачки. Рязы святительския, в клобуке». И т. п. Последние митрополиты означены Киприан и Иов. «Архиепископы и епископы славного града Ростова, после которого который был и сколько лет». «1. Блаж. епископ Феодор. Прислан из Царяграда, родом Грек, в лето 6499, при Св. Князе Владимире. Пас Церковь (?) лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Послушаем, что говорит пастырю Бог у Пророка Иеремии: где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? Что скажешь, (...) когда Он посетит Тебя? (...) Не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину ( Иер. 12, 20–21 )? В древности Бог спросил Каина: Где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я страж брату моему? ( Быт. 4, 9 ). Что же скажет пастырь, когда страшный Судия спросит его: «Где брат твой? Где стадо, искупленное Моей кровью и врученное тебе в паству?» Сможет ли тогда пастырь отвечать словами Каина: «разве он страж брату моему»? Умолкнет и, как будто немой, не раскроет свои уста. Ибо Господь поставил его сторожем, приставником, строителем и господином Своего дома и князем всего Своего богатства. Горе мне, окаянному пастырю! Какой ответ воздам о моем нерадении? Мы знаем из Евангелия, что Христос явился бодрствующим пастухам, стерегущим и прилежно охраняющим свое стадо. Ибо говорит боговещанный Лука: В той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их ( Лк. 2, 8–9 ). Думаю над этим и явственно вижу, что Ангелы Божии явятся и слава Господня воссияет не всяким пастырям, а только бдительным и несущим ночную стражу о своем стаде. Мне же, недостойному пастырю, что будет за мою лень и небрежность? Явится ли мне при кончине моей Ангел мирный, верный, наставник, хранитель моих души и телу? Осенит ли меня свет благодати и славы Божией? Не увижу ли вместо Ангела демона, скрежещущего на меня зубами и хотящего поглотить мою душу? Не буду ли я вместо сияния славы ввержен во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов? О, горе! О, лютое! О, пастырство, нелегко носимое бремя! О, пастырское дело, преисполненное многих трудов и попечительства, страха и ужаса! Ветхозаветный Иаков, идя в Харран, после того, как зашло солнце, возлег на землю и спал беспечально, хотя и твердая была постель (он положил в себе в изголовье камень), однако он об этом не думал. Послушайте, что он говорит Лавану, пася его овец: Двадцать лет я пас твоих овец, я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих ( Быт. 31, 40 ). Подумайте, почему Иаков тогда спал, а потом у него наступила бессонница. Там спал на камне, а здесь же и без камня не может спать. Там он едва проснулся от кошмарного сновидения, здесь же сон ни в одном глазу. Но почему так? Причина здесь не иная, как только то, что там он не был пастырем, потому и спал беспечально. Здесь же, став пастырем, он не может спать, и сон ни в одном глазу. Так это он пас бессловесных овец, с таким прилежанием, с таким трудом, бдением и бессонницей. Что же говорить о пастырях, пасущих словесное стадо, искупленное кровью Христа, с таким нерадением, с такой леностью и унынием! Скажу более того: себя пасущих, а не овец Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Свт. Патрик получил хорошее образование, но в юности его не очень интересовала христианская вера. Когда святому было 16 лет, ирландские пираты совершили набег (что не было редкостью в то время) на загородное имение его отца, во время которого юного Патрика взяли в плен и отправили в северную Ирландию – на место нынешнего графства Антрим. Святому предстояло 6 лет томиться в рабстве, работая на своего хозяина Милху (местного вождя) – пася его овец на горе Слемиш недалеко от нынешнего города Баллимина. Согласно свидетельству Патрика, в годы рабства будущий святитель жил среди христиан, что говорит о том, что вера Христова проникла в страну еще до начала его проповеди. В те годы юноша жил в тяжелейших условиях, будучи практически лишенным одежды, еды и свободы – ему приходилось работать день и ночь. Но общение с братьями по вере, а также навалившиеся скорби и испытания значительно укрепили веру будущего светильника Церкви. И свт. Патрик начал усердно молиться, моля Бога избавить его от рабства. Уже тогда он почувствовал радость Богообщения и тепло от непрестанной молитвы. «Ежедневно я пас скот и часто молился, – все больше увеличивалась любовь к Богу, и страх перед Ним, и вера умножалась, и дух побуждал к тому, что в один день я совершал до сотни молитв и почти столько же ночью; что даже когда я пребывал в лесах и на горе, вставал до рассвета на молитву в снег, в стужу, в дождь». И однажды, согласно житию, когда угодник, по обыкновению, пас стада овец, перед ним появилась фигура. Незнакомец сказал: «Не бойся, Патрик! Твои молитвы услышаны Богом. Я, ангел Викторик, пришел помочь тебе сбежать от язычников… Спустись с утеса, пройди, и увидишь судно». И ангел исчез. Патрик посмотрел вниз с утеса в задумчивости и нерешительности. Вдруг он увидел узкую тропинку, идущую вниз. Он спустился к берегу и, пройдя 200 миль с севера на юг, увидел торговое судно. Мытарства и возвращение на родину Прошло много дней. Патрик и его спутники-язычники причалили к берегу необитаемой земли – возможно, это была Бретань. Два месяца им пришлось скитаться по неизведанной земле, где, по молитвам свт. Патрика, Господь каждый день чудесным образом посылал путникам еду, огонь и ясную сухую погоду. Вот один эпизод из их скитаний:

http://pravoslavie.ru/129750.html

Храм иерусалимский был единственным местом назначенным Богом для служения Ему, и жертвоприношение Богу на всяком другом месте было только грехом для приносящего, а не освящением его; а они не обращают на это внимания, строят всюду жертвенники, «и жертвенники их как кучи камней на бороздах полей», и жертвенники их будут разрушены, превращены будут в груды камней. А с разрушением жертвенников покончится и существование всего безбожного культа и существования самого царства, связанного с этим культом, народ будет изгнан из земли своей ( Ос.12:11–12 ). Наказание Израиль это вполне заслужил. Чтобы сильнее впечатлеть в сердце народа эту мысль, пророк еще раз обращается к прошедшим временам и представляет еще оттуда примеры Божия к народу благоволения, отплачиваемого неблагодарностью со стороны народа: " и убежал, говорит он, Иаков на долину Арамейскую, и служил Израиль за жену, и пас стада за жену». Положение праотца Иакова было самое тяжелое. Беглец из своего отечества, служитель, исполняющий работу самую низкую и тяжелую ( Быт.30:31, 31:40 ), пастух за жену и притом еще пастух не у постороннего какого-либо человека, а у своего дяди, – вот кто был Иаков – родоначальник Израильского народа. А что Господь сделал с этим самым народом, происшедшим от такого праотца? Праотец бежал из своего отечества в чужую землю, в Месопотамию, и народ, происшедший от него, был выведен Господом через Моисея из чужой земли, из земли рабства египетского, выведен затем чтобы вступить в обладание своей обетованной, текущей медом и млеком землей. Находясь в чужой земле, праотец пас стада, был, значит, в самом низком положении; а выведенный из чужой земли в землю обетованную происшедший от него народ был возвышен в своем положении, – он, странствуя по пустыням, находился под пасением самого Господа через раба Его Моисея: «И через пророка (Моисея, ср. Втор.38:18 ), говорит пророк, Иегова вывел Израиля из Египта и через пророка народ сохранен». Об этом Ефрем совершенно позабыл. Вместо того, чтобы через свою любовь к Богу и верную привязанность к Нему благодаритъ Его за это, он своими грехами только сильнейшим образом раздражает Его: «жестоко раздражает Его Ефрем», говорит пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010