5 . Но чтó же такое, по существу своему, жизнь, – истинная жизнь? В чем состоит она? По каким законам совершается ее течение? И как мы можем ее достигнуть? Когда Моисей пред исходом израильтян из Египта сподобился Богоявления в горящей купине, то на вопрос об имени беседовавшего с ним Бога получил в ответ: «Аз есмь Сый ; и рече: тако речеши сыном израилевым: Сый посла мя к вам» Исх. 3, 14 . «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый , и иже бе, и грядый» читаем в Апок. 1, 8 св. Иоанна. «Аз есмь путь и истина и живот» свидетельствует о себе Сам Спаситель Ин. 14, 6 , а Евангелист это свидетельство дополняет словами: «в Том живот бе» Ин. 1, 4 . – Итак Сам Бог есть неисчерпаемый источник жизни и сама присносущная Жизнь 3 . 6 . Отсюда следует, что всякая другая жизнь является истинною только в относительном и ограниченном смысле, потому что не может быть одновременно нескольких разных между собою по совершенству и одинаково истинных жизней. Как един Бог , так и истинная жизнь только едина . Следовательно, всякая другая, не Божественная, жизнь становится относительно истинною только по мере своего уподобления единой истинной Жизни – Богу. Другого пути, кроме богоуподобления , к истинной жизни нет и быть не может. Вот почему так часто встречаем мы в слове Божием увещания к человеку сообразовать свою жизнь с совершеннейшею Божественною жизнью. «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» заповедует Сам Спаситель Мф. 5, 48 ; Ср. Еф. 2, 10 . – Соблюдение нравственного закона, выражающего Божию волю, или богоуподобление, как можно видеть из многочисленных мест св. Писания, имеет своею главною целью вечную и, следовательно, не иную, как только истинную жизнь, потому что только одна истина имеет нравственное право на вечное бытие. «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» учит Спаситель Мф. 19, 17 . «Законом закону умрох, да Богови жив буду» пишет св. Ап. Павел. «Единаго оправданием», по словам того же Апостола, «во вся человеки вниде оправдание жизни» Рим. 5, 18 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

И всякой тот во Иисусе Христе спасется, вечный получит живот, кто внимая Слову Божию, стяжавая живую веру, воспламеняя себя любовию, посредством таинств Христовых из мертвых духом воскресает и оживает, от нечистот омывается и очищается, от адской тмы освобождается и просвещается, с Господем соединяется и сочетавается; всякой тот во свет, в славу и в блаженство вступает, кто переменяется, внутренно обновляется, новою тварию, новым человеком соделывается. Напротив же всякой тот погибнет, в вечную тму с сатаною заключится, кто или совсем не веруя во Свет Божий, в живое Слово Божие, во Иисуса Христа, отвергает и презирает таинства святейшего Христианства, или и вступив в Христианство, нерадит о достодолжном употреблении средств от Христа уставленных, не пользуется и не назидается ими. Все таковые как после временной смерти, так и после общего воскресения вступят в вечные мучения, во ад заключатся. Ибо в продолжении имеющих быть времен, после царства тмы, после как невидимого духовного, так и видимого, телесного владычествования Антихристова, в назначенный Богом год и день Солнце правды паки воссияет на нашем горизонте, Господь Иисус Христос паки приидет на нашу землю; приидет, и Антихристово царство разорит, якоже Он прежде разорил ад, сошедши в него после Крестной смерти; приидет и всех человеков тела оживит и воскресит соединив их с душами их; приидет, и всем человекам праведный суд сотворит, воздая комуждо по делам его приидет, и как наружность мира сего разрушив, существенность его к духовному миру присоединит, тму со тмою, а Свет с светом совокупит, так точно и человеков разделит, жителей мира сего, грехами мертвых, адскою чернотою помраченных, всегда во тме пребывавших, в вечную тму заключит, бесконечной смерти предаст, в жестокие адские мучения сатане и диаволам его уготованные ввергнет, и души и тела огнем несгораемым сожжет, – а истинно в сладчайшее Имя Его уверовавших, небесным Светом Его просветившихся, в полном их человечестве введет в Свет, Славу, Царство и блаженство небесного Своего Отца, и соединит с Тем, от Которого первоначально произошли, соединит на веки так, что точно совершится тогда сия святая истина, что Бог есть Алфа и Омега, Начаток и Конец, Первый и Последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Иисус сказал: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний» ( Откр. 22:13 ). И не только это. Он открыл Иоанну тайну ( Откр. 1:1; 22:16 ), сказав о Себе «свидетель верный» ( Откр. 1:5 ) и заверив: «Гряду скоро!» ( Откр. 22:20 ). Очевидно, в Откровении говорится об Иисусе, Который свидетельствует и грядет ( Откр. 1:27 ), ибо по Его наказу ( Откр. 22:16 ) Иоанн записал все. Так что мы должны признать Его Верховенство как «первого и последнего» ( Ис. 48:12 , Откр. 1:17 и 22:13), Господа всего сущего и Бога, воплотившегося в вечном Слове. В Откровении 3:14 утверждается, что Иисус есть «начало создания Божия», а в Послании к колоссянам 1:15 говорится, что Христос «рожден прежде всякой твари». Эти стихи никак не предполагают, что Христос был создан. Греческое слово arche ( Откр. 3:14 ) правильно переводить как «происхождение, начало». Так оно и переводится в Ин. 1:1 в «Переводе нового мира христианских греческих Писаний» 1951 года издания у свидетелей Иеговы. Далее, в Откр. 3:14 говорится, что Христос верный и истинный свидетель, «начало» или «источник» Божия создания. Это находит свое подтверждение в Послании к евреям 1:2 и в Послании к Колоссянам 1:16–17, где Христос называется творцом всего сущего, а, следовательно, Он является Богом ( Быт. 1:1 ). Христос есть начало создания Божия, ибо Он – новое Создание, зачатое без греха ( Лк. 1:35 ), второй Адам ( 1Кор. 15:45, 47 ), исполнение обетования Бога о воплощении Слова ( Ис. 7:14; 9:6 ; Мих. 5:2 ) и Искупитель мира ( Кол. 1:14 ). В Евангелии от Иоанна 3:13 говорится, что никто, кроме Христа, сошедшего на землю, не восходил на небеса. В Послании к филиппинцам 2:11 утверждается, что Он есть Господь (греч. kyrios), в 1Кор. 15:47 – «Господь с неба» и, следовательно, Бог, а не сотворенное существо или «меньший бог». Иисус также «первенец из мертвых» ( Откр. 1:5 ), то есть первый, кто воскрес в прославленном теле (не в духе – см. Лк. 24:39–40 ), которое однажды обретут и все христиане, о чем сказал апостол Иоанн: «...Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Мы уверены в исполнении этого обетования, поскольку Он верен в Своем обещании ( Евр. 10:23 ). А все, кто отрицает Божественность Христа, пусть внемлют суровости Его предупреждения:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

В 1882 году в 29-летнем возрасте Константин прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где 12 августа того же года был пострижен в рясофор, через год, 8 сентября 1883 года, – в мантию, а еще через три года, 5 марта 1886 года, – в схиму. В этом же году, 14 июня, он был рукоположен в иеродиакона. Отец Тихон с самого начала заслужил доверие и любовь старцев. Он стал личным секретарем игумена Макария, долгое время руководил канцелярией обители, где все дела вел с предельной аккуратностью. Но любили его не только за его деловые качества, а в первую очередь за его высокую духовную жизнь. Очень скупой в оценках своих собратиев отец Флегонт (Лебедев) характеризует его следующим образом: «Был великим подвижником» 181 . И отец Владимир (Колесников), подтверждая его слова, говорил о нем так: «Подвижник замечательный и хороший, секретарь покойного игумена отца Макария, подвизался необыкновенно... несомненно, что он получит милость у Бога» 182 . Отец Тихон в своем письме духовному отцу игумену Макарию писал: «Как желательно, как дорого, какой источник всякой отрады, всякого полезного вразумления и мира душевного то, чтобы в Господе ум и сердце хранить. Краткое время – и то как оживляет. А если бы неотступно помнить и это единение хранить, это воистину жизни вечной предвкушение и мир, которого никто и нарушить, кажется, не мог бы. И вот сего никак не приобрету, никак не сохраню. Вот горе-то, батюшка!» 183 Но очевидно, что по молитвам своего старца он впоследствии получил от Господа дар непрестанной молитвы. «Все делание мое, – писал он впоследствии в своем дневнике, – все внимание, и тщание, и долг, и звание сие есть: неотступно взывать, непрестанно обращать и память, и чувство ко Господу и Его благодати» 184 . Человеческий ум сам по себе не может остановиться на одном предмете, только любящее сердце может заставить его обратить внимание на объект любви. Поэтому если мы хотим с Божией помощью приобрести навык постоянной памяти о Боге, то в первую очередь должны учиться любить. Наша цель – Бог, любовь, и средство наше тоже любовь. «Аз есмь алфа и омега» ( Апок. 1:8 ), – сказал нам Господь, чем дал нам ясно понять, что мы без Него не можем ничего. Он Средство, и Он Цель. «Принадлежать Господу, искать Его, жить в Нем, ходить перед Ним, – пишет отец Тихон, – против сего есть попущение рассеяния и суетного скитания и пребывания вне Господа, вне научения в Нем и взыскания Его. Против этого единственное усилие – постоянное рассуждение о Господе. Это рассуждение заключает в себе молитву Господу, чтение о Господе, работу с именем Господа, творение добра от имени Господа. Такое рассуждение вместе с искренним покаянием есть вернейший залог единения с Господом» 185 . Дай Бог нам силу творить любовь, чтобы непрестанно быть с Богом!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1:9). Патмос — это дикая скала, отброшенная в море от цветущего берега Малой Азии, откуда св.Иоанн прозревал в вечность. Он оставался в совершенном забвении до того времени, когда император Домициан начал посылать туда изгнанников. Его называют только Плиний и Стравон. В толпе ссыльных, которые вменяли себе за величайшее злосчас­тие удаление от царственного Рима и с отчаянием в сердце ступали на этот бесплодный берег, явился некогда, по суду кесаря, в конце его царствова­ния, ссыльный, маститый старец, изнуренный претерпенными им муче­ниями. Этот старец был Иоанн, которого епарх азийский за проповедь Сло­ва Божия и свидетельство об Иисусе Христе послал в Рим к кесарю. Но для Иоанна мрачный Патмос сделался тихим убежищем среди созерцательной жизни. Недугующие и бесноватые были им здесь исцеляемы, скорбные уте­шаемы; он был им брат и общник в печали, по собственному его выраже­нию. Здесь, восторженному духом, в день воскресный, явился ему Сын Бо­жий, Алфа и Омега, посреди седми светильников, с седмью звездами в дес­ной руке, изображавших седмь Церквей Азийских и их седмь ангелов. Это явление Сына Божия любимому ученику Своему напоминает ответ Христа Спасителя Петру, когда он спросил Иисуса об Иоанне: «Господи, сей же что?» Иисус сказал ему: «Аще хощу да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе?.. Изыде же слово сие в братию, яко ученик той не умрет: и нерече ему Иисус, яко не умрет: но аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе» (Ин.21:21—23). В настоящее время Патмос представляется в виде двух огромных гор, со­единенных узким перешейком. Вершина одной горы увенчана городом, носящим имя Патмоса, среди которого возвышаются твердыни монасты­ря св.Иоанна. Рассеянные по ребрам крутых скал другие селения кажутся готовыми низринуться в море. Зубчатые и изрытые глубокими расселина­ми скалы показывают следы вулканического переворота. Едва кое-где вид­на тощая зелень на тонких слоях земли, которая превращается в мелкую пыль от раскаленных лучей солнца. Патмос, находящийся в числе Спорадских островов Эгейского моря, отстоит на 40 географических миль от бе­рега Малой Азии и имеет 18 миль в окружности, не считая изгибов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля преидоша, и моря несть ктому» ( Откр. 21:1 ) – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует Апостол: «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс. 101, 27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнем и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. «И аз Иоанн видех град святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему» ( Откр. 21:2 ) – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная как бы невеста Господня, чистотою и добродетелями Святых. «Сей город», говорит св. Андрей, «имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из Святых, о которых написано: «камение свято валяется на земли его» ( Зах. 9:16 ). «И слышах глас велий с небесе, глаголющь: се скиния Божия с человеки и вселится с ними: и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их. И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша» ( Откр. 21:3–4 ) – ветхозаветная скиния была лишь прообразом обитания Бога с человеками, которое начнется в будущей вечной блаженной жизни и будет источником блаженства для людей, освобожденных от всех скорбей нынешней земной жизни ( Откр. 21:1–4 ). «И рече Седяй на престоле: се нова вся творю... И рече ми: совершишася» ( Откр. 21:5–6 ), то есть я созидаю новую жизнь, совершенно отличную от прежней; исполнено все, что было обещано. «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец», то есть все, что я обещаю, есть уже как бы исполненное, ибо пред моими очами будущее и настоящее составляет один и тот же нераздельный момент. «Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне» ( Откр. 21:6 ), то есть благодать Святого Духа, образно представляемую в Священном Писании под образом воды живой ( Ин. 4:10–14 ), ( Ин. 7:37–39 ). «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет мне в Сына» ( Откр. 21:7 ), то есть все эти блага получит побеждающий в брани против невидимых демонов и соделается сыном Божиим. «Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящым, и чары творящим, идоложерцам и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» ( Откр. 21:8 ) – боязливые и не имеющие мужества в борьбе с диаволом, грешники, преданные страстям и порокам, будут осуждены на «вторую смерть», то есть на вечные адские муки ( Откр. 21:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

218 Св. Анна представлена сидящею на ложе; Пресвятая Младена у кровати, на полу, в зыбке, и подле нее – девица на скамеечке сидит и качает зыбку. Перед Анной предстоят рабыня и раб, – первая держит сосудец с духами, второй опахало на длинной палке. Пониже изображено семейство: Иоаким и Анна сидят в доме на стульях; от отца Пресвятая Младена переходит к матери, и она берет ее за руки. Сверху надпись: IOACH:ETANA, т. е. Ioachim ef Anna 219 ; третье слово имеет только три буквы и далее протерто; должно быть, написано было Deipara 220 . – Пониже изображено Введение во храм Пр. Девы. Иосиф и Мария представляют ее первосвященнику, который представлен без тиары. За ним виден второй малый лик Богоматери на возвышенном троне, и пред нею парящий ангел. Сверху надпись теми же буквами: Веата Maria intrata или introitus 221 . – Пониже обручение Марии Иосифу с надписью: Unita fuit Josepho 222 , последнего слова не видно; должно быть: Maria 223 . – На прочих трех обрамиях иконы представлены прочие эпохи жизни Св. Марии; но надписи совершенно изгладились. NB. Кругом, на обрамиях, изображены все сцены жизни Пресвятой Марии. NB. Вверху, по обеим сторонам золотистого полукружия, со стороны Спасителя и Богоматери, ангелы приникающие – в тени изображены. Икона означает откровение Спасителя Богоматери, что Он есть Бог. NB. Они сидят как бы на диване. Сцена земная. – Что это за предание? Когда Спаситель открыл Своей Матери, что Он есть Алфа и Омега и пр.? NB. История Богоматери в лицах на обрамиях начинается историей Иоакима и Анны, когда они просили себе детища благодатного. По словам преосвященного аркадийского, в Тортозе недавно построена небольшая церковь для православных. Преосвященный сбирал деньги. А жители своими руками работали, растворяли известь, носили воду и каменья. Эта же церковь служит и для жителей острова Арада, смежного с Тортозою. По его словам, в Сирии много древних замечательных зданий. В триполийском училище не обучают турецкому языку. Дела производятся на арабском языке, за исключением канцелярий пашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Обозрение церквей и монастыря утром от 10 до 12 часа. Главная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы весьма хороша. Иконостас в ней новый, из орехового дерева резной работы. Трон патриарший стоит, где следует, у правой стены, поодаль от иконостаса. Перед местными 4 иконами висят очень хорошие серебряные лампады большие; перед темплом простые стеклянные лампады; есть северные и южные врата с завесами. Престол каменный, большой, со ступенью, убран по сторонам синими кафлями. По обеим стенам церкви висят большие картины в рамах: 1) 7 вселенских соборов с подписями греческими и арабскими. Вверху троны царские и цари на них сидящие; по правую и левую сторону их – архиереи и ниже-ниже их монахи в клобуках и епитрахилях – по сторонам ближе к рамам, так что средина картины пуста; только на правой стороне, в верховье средины, изображен секретарь монах; в самом низу картины, посреди, изображены ересиархи: Арий, Македоний и пр. и подле них группа монахов. Замечательно, что все еретические монахи нарисованы в таких клобуках, кои носят наши старообрядческие монахи (Не заражены ли были, древле русские арианскою ересью?). А у православных клобуки греческие, низкие, но по форме приближающиеся к нашим. Кто-то на всех 7 картинах выколол глаза еретикам и у некоторых выколупал уста. 2) Есть также большая картина страшного суда и 3) Успения Божией Матери. – Показывали икону Божией Матери, которой около 500 лет: живопись хороша, но эта икона подновлена. В женском отделении нашлась небольшая, 9 вершков длины и 6 ширины, древнейшая и весьма замечательная, может быть, единственная в своем роде, икона, у которой один верхний бок сожжен. В средине изображены Спаситель и Богоматерь в сидячем положении. Спаситель правую руку возложил на склоненную голову её и держит ее, а она скрестила руки свои на груди. В левой руке Спаситель держит разогнутую книгу, покоящуюся стоймя на колене его. На одной и другой половине латинскими старинными буквами написаны: «Я есмь алфа и омега, первый и последний, начало и конец 210 . Я есмь свет мира 211 , истина и путь и живот» 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Апокалипсисе Иоанн пишет о Нем: имя Ему – Слово Божие (19, 13), Он есть Алфа и Омега, начаток и конец, первый и последний (22, 13; 1, 10. 17), сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель (1, 8). Он испытует сердце и внутренности (2, 23) и пр. Описывая славу Его как славу истинного Бога, он указывает, что Слову возносят честь и славу и поклонение ангелы и избранные из народов, равно и небо и земля и море Ему и Богу усвояют благословение и державу во веки веков (5, 11–14). Ложность мнения, выводящего учение an. Иоанна о Боге Слове из александрийского философского учения о Логосе. – Возвышенное учение евангелиста Иоанна о Боге–Слове содержит в себе глубочайшую тайну божественной жизни, недоступную вполне не только разуму человеческому, но и ангельскому. Поэтому и первоисточником этого учения церковь христианская признавала и признает не разум человеческий, но историческое и сверхъестественное откровение Самого воплотившегося Слова. Иначе смотрят на это богословы рационалисты. Рационализмом сближается учение ап. Иоанна о Боге Слове с философско-богословским учением о Логосе александрийских иудеев, наиболее полным выразителем которого был иудей Филон († 41 г. по Р. X.) и даже представляется заимствованным у последнего. Действительно, учение о Логосе в основных чертах давно было известно александрийским иудеям, по крайней мере, столетия еще за два до Р. X. Нельзя также отрицать, что из всех дохристианских учений о Логосе по своей внешне формальной стороне учение о сем Филона представляло наибольшее сходство с учением о том же ап. Иоанна. Но ложно утверждение, что И. Богослов заимствовал свое учение у Филона или из одного и того же с ним источника 372 . Если бы это было так, то в существенном тот и другой должны быть согласны между собою. Между тем, на самом деле их учения различны между собою до противоположности. В основе мировоззрения Филона лежит дуализм, хотя и не строго выдержанный. Бог по его мысли – бескачественное, безусловно отрешенное от мира, самозаключенное начало бытия (абстракция) – ν или ντος ν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Второе доказательство образуется из замечания о событии Воскресения Христова в день недельный, который в порядке дней есть первый и вместе осьмой. На сем основании думают, что как первое преобразование и обновление вселенной, последовавшее за Воскресением Христовым, совершилось в осьмой день, так и второе, окончательное преобразование и обновление её должно последовать также в осьмой период времени. Третье доказательство заимствуется из Откровения Иоаннова, в котором очевидно изображена будущая судьба мира и церкви. Св. Иоанн пишет о себе, что он был в духе в день недельный, след., опять осьмой. Что же он слышал и видел при сем? Слышал за собою, говорит он, глас велий яко трубы глаголющия: Аз семь Алфа и Омега, первый, и последний, и живый, и бых мертв и се жив есмь во веки веков, и имам ключи ада и смерти ( Апок.1:10:18 ). Посем видех мертвецы малыя и великия, стоящия пред Богом, и книги разгнушася, и суд прияша мертвецы от написанных в книгах, по делом их ( Апок.20:12 ). И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая проидоша и моря несть к тому. И аз Иоанн видех град святый Иерусалим нов, сходящ от Бога с небесе, приготован ако невесту, укришену мужу своему, и слышах глас велий с небесе глаголющ: се скиния Божия с человеки, и вселится с ними, и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их ( Апок.21:1–3 ). Значит, он слышал глас Господа Иисуса, второе пришедшего в мip судити живым и мертвым, и видел вселенную изменившуюся и обновлённую, иначе сказать, он видел открытие последнего Суда Христова и явление царства славы. Доказательство сие имеет более силы убеждения, нежели два предыдущих; ибо наибольшее представляет сближение осьмого числа со временем Суда Христова; но за всем тем и из него ничего нельзя вывести решительного. Как бы то впрочем ни было, но верно и неоспоримо то, что как седмое число приемлется в Писании мерою и выражением совершенства в состоянии, образовании и действии какой-либо силы или способности, так и число осьмое изображает окончательный акт процесса усовершимости в таком или другом роде, а посему естественно, что как первое имеет прямое, хотя таинственное и теперь для нас непостижимое, отношение к продолжению бытия мира, в котором силам природы и свободной воле существ разумно свободных от премудрого и всеблагого Творца предназначено, каждой в своей сфере, совершить определённый путь, так и последнее имеет подобное же отношение к кончине мipa и Суду Христову, на котором великая задача мipoздahuя должна, так сказать, разрешиться окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010