И Святой Дух по существу есть Бог , а не ествественный голубь. Бога же никто не видел, по свидетельству Иоанна евангелиста. А если на Иордан при крещении Христа Дух Святый явился в виде голубя, то лишь при крещении и прилично живописать Духа Святого в виде голубя, а в другом случае никто, имея здравый разум, не изобразит Духа Святого как голубя, так как он на горе Фаворской явился как облако, а в день Пятидесятницы в виде огненных языков, и иначе в иных случаях. Но и Саваофом называетея не один Отец, а вся Святая Троица. По слову неботаииника Дионисия Ареопагита Саваоф переводится с еврейского языка: Господь сил: Господь же сил есть Святая Троица, Отец, Сын и Святый Дух. А ежели пророк Даниил говорит, что он видел Ветхого денми сидящего на престоле; то под ним Ним разумеется не один Отец, но и Сын,-который во второе пришествие свое сядет на престол и будет судить все племена и языки на страшном суде своем. – 53. Еще изображают некоторые, на иконе Блоговещения, Саваофа с дыханием из уст Его, и это дыхание рисуют так, что оно струится в чрево Всесвятой. Но кто видел это? Или, какое священное писание свидетельствует о сем? И откуда это занято? Явно, что такие и другие, подобные, изображения заняты от безразсудных и суемудренных людей, или лучше сказать, от неумных и невежественных. Посему мы повелеваем отныне прекратить таковые суетные и непристойные изображения. А в Апокалипсисе св. Иоанна может быть изображаем Сын, как седовласый, ради оных досточтимых видений, кои являлись сему святому в Апокалипсисе: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний. Тут Сын Алфою по причине рождения горнего, а Омегою по причине рождения дольнего. Посему-то и св. Максим, изъясняя десятую главу Ареопагита, говорит: «денми ветх и юн Господь. Пишется ои иногда, как Ветхий денми, иногда как Юный. Так и в изречении, – Иисус Христос вчера и днесь тойжде и во веки, слово днесь юнее слова вчера. Пристойно и должно в алтарях святых церквах на место Саваофа водружать крест, т. е. святое распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, так как, сей преданный отцами, исконный, обычай соблюдается во всех святых церквах Востока и повсюду, так же и в Киеве и во всей Малой и Белой России вне владычества Московского. И это распятие означает велие таинство; именно, как Моисей в пустыне вознес медного змия, который прообразовал распятого Иесуса Христа, и как тогда израильтяне, смотря на сего змия, исцелялись от угрызений змей, так и мы, новые израильтяне. «видя в святых церквах распятие и взирая на оное и на страдания Спаса нашего Иисуса Христа, врачуемся от угрызениии невидимого змия, диавола, или от прегршений иаших (смертных и несмертных)». С новогреческого перевел доктор Эллинской словесности Порфирий Епископ Чигиринский. 16 Апреля 1871 г. Читать далее Источник: Киев. В Типографии Губернского Управления. 1871 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Среди рукописей, поступивших в библиотеку СПбДА от митрополита Санкт-Петербургского Исидора, имеются два акафиста св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, отличных от вышеприведенных. В одном акафисте кондак 1 начинается словами: «Избранный девственниче и наперсниче Иоанне Богослове, евангелисте и друже ближнейший Господень, неизреченных таинств Божиих яснозрителю, во всю землю Слова воплощенна возвестителю». Припев: «Радуйся, превозлюбленне учениче Христов Иоанне Богослове». Начало 1-го икоса: «Алфа и Омега, Начаток и Конец Господь, Иже сый, и бе и грядый, Вседержитель, от чрева матерьня избрав, всего тя освяти, святе богослове; и разумом человеческим непостижимая откровения тебе показа». Во втором акафисте 1-й кондак сходен с печатным, а икос 1 читается: «Ангела посланнаго пред лицем Господним быв ученик, слыша учителя указующа на пришедшаго во плоти Владыку ангелов: се, Агнец Божий ускорил еси последовати ему...» Припев: «Радуйся, Иоанне Богослове, апостоле и наперсниче Христов». 102 АСС. Дело об акафисте. 1859, 7 декабря. 152/692/1732; Дело в СПбДЦК за 1860 г. [Издания акафиста свт. Стефану Пермскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 110 См.: Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. С. 398; Он же. История Русской Церкви. § 33. С. 116. [Издания акафиста св. Алексию, митр. Московскому и всея России, чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 111 См.: АСС. Дело об акафисте св. великомученику Георгию и при. Савве Вишерскому. 1813. 158/13. 112 Там же. Дело об акафисте великомученику Георгию. 1837, 20 декабря. 61/1478; Дело в СПбДЦК (указ от 8 января 1838 г.). 33. 113 АСПбДЦК. Дело об акафисте за 1848 г. [Издания акафистов св. вмч. Георгию и св. Савве, чудотворцу Вишерскому, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 114 АСС. Дело об акафисте и службе св. Митрофану. 1839. 91/677 (26 июня 1839 г./17 июня 1840 г.). 119 Дела об акафисте в СПбДЦК за 1852–1853 гг. [Издания акафиста св. князю Александру Невскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

XCVII. Надобно спешить к вере и достижению крещения    В книге Премудрости сына Сирахова: «не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне; внезапу бо изыдет гнев Господень» (Сир.5:8—9). XCVIII. Оглашенный не должен уже грешить    В Послании Павла к Римлянам: «сотворим злая, да приидут благая; ихже суд праведен есть» (Рим.3:8). XCIX. Суд будет приноровлен ко временам: для тех, кои жили прежде закона, — суд справедливости, а для живших после Моисея — суд по закону    Павел пишет к Римлянам: «елицы бо без закона согрешиша, без закона и погибнут; и едицы в законе согрешиша, законом суд приимут» (Рим.2:12). C. Благодать Божия должна быть безмездна    В Деяниях Апостольских: «сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати» (Деян.8:20). Также в Евангелии: «туне приясте, туне дадите» (Мф.10:8). И в другом месте: «не творите дому Отца Моего дому купли;... не делайте дому молитвы... пещерою разбойников» (Ин.2:16; сн. Лк.19:46). Также у Исаии: «жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите... и пийте без сребра» (Ис.55:1). И в Апокалипсисе: «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец. Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне. Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог и той будет Мне в сына» (Откр.21:6—7). CI. Дух Святой часто является в огне    В книге Исхода: «гора же Синайская дымяшеся вся, схождения ради Божия на ню во огни» (Исх.19:18). Также в Деяниях Апостольских: «и бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще; и явишася им разделени языцы, яко огненни; седе же на единем коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята» (Деян.2:2—4). При жертвоприношениях, которые были угодны Богу, тоже огонь сходил с неба и папалял принесенное в жертву. Еще в книге Исхода: «явися же Ангел Господень в пламене огненне из купины» (Исх.3:2). CII. Добрые должны охотно выслушивать обличение    У Соломона в Притчах: «не обличай злых, да не возненавидят тебе; обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч.9:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Откр.21:3–4 . «И слышах глас велий с небесе, глаголющ: се скиния Божия с человеки, и вселится с ними: и тии людие его будут, и сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их».   С неба научается Святой, что скиния сия будет истинная: ее образ, или лучше предобразование образа, показан был Моисею, а теперь Церковь служит ее образом. В сей нерукотворенной скинии не будет ни плача, ни слез. Ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестающее веселье. «И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша». И сие по Писанию: оттуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание ( Псал. 51:11 ). А слова: первая мимоидоша означают, что злострадание святых и надмение нечестивых получат конец, соотвественный каждому из них. Глава 66. О том, что сказал Седящий на престоле Откр.21:5–6 . «И рече седяй на престоле: се нова вся творю, и глагола ми: напиши, яко сия словеса истинна и верна суть. И рече ми: совершишася. Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец». Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не через символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству, и как простирающий Свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей. «Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне». Жаждущему правды обещает дать благодать Животворящего Духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него. Туне же, потому что недостойны страсти нынешнего века к хотящей славе явитися во святых ( Рим. 8:18 ). Или потому туне, что нельзя приобрести ее имением, но добрыми делами и по человеколюбию Дающего. Откр.21:7 . «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына». Побеждающий в войне против невидимых демонов получит сии блага, соделавшись сыном Божиим и наслаждаясь духовным наслаждением. Откр.21:8 . «Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящым и чары творящым, идоложерцем и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Бог есть враг беззакония; если же Он враг его, то Он его преследует и наказывает. Во всем этом нет ничего противного благости Бога, потому что Он должен быть таковым единственно для нашего блага“ 242 . § 24. Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу Из изложенного учения о свойствах Божиих можно видеть, что понятие о них составляется нами на основании созерцаемых в делах творения и промышления совершенств Божиих и откровенного Его слова, а самые свойства суть только внешние отображения Его в мире. Отсюда возникает вопрос: в каком отношении находятся познаваемые нами свойства Божии к самому Его существу? Имеют они предметное значение, т. е. суть действительные свойства Божии, существенно и действительно существующие в Самом Боге, независимо ни от нашей мысли, ни от Его откровений в мире, или такого значения им нельзя усвоятъ? Еще в древности было высказано и защищаемо мнение, которым отрицалось предметное значение свойств Божиих и они рассматривались как только формы нашего конечного мышления о Существе беспредельном, не заключающие в себе ничего соответствующего самому Его существу. Повторяемо было оно и в последующие времена, а в протестантском богословии высказывается и ныне 243 . Но такое мнение – крайность. Откровение и церковь , в лице отцов и учителей, научают признавать свойства Божии выражающими и определяющими нечто в самом существе Божием. 1 . Откровение учит, что в мире хотя и в слабой степени, якоже зерцалом в гадании ( 1Кор. 13, 12 ), но, действительно, а не призрачно, отображается то, что существует в Боге – Его присносущная сила и Божество ( Рим. 1, 19–20 ). Встречается в нем, далее, множество мест, в которых Сам Бог, говоря от лица Своего, усвояет Себе разнообразные свойства, напр.: Аз есмь Сый ( Исх. 3, 14 ), Аз свят есмь ( Лев. 19, 2 ), Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал. 3, 6 ), Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец (Ап. 1, 8. 17) и др. И. Христос называл Его Духом ( Иоан. 4, 24 ), приписывал Ему самосущие (5, 26), любовь (3, 16), знание ( Мф. 11, 27 ) и другие свойства. Думать, что слова Божии – пустые слова, не заключающие в себе ничего действительно принадлежащего Его природе, было бы странно и недостойно Бога. Если Бог по истине есть, то, конечно, Он есть таков, каким Сам Себя открыл людям в Своем слове 244 . По учению откровения, следовательно, усвояемые Богу свойства должно признавать имеющими не призрачное, а предметное значение. Оно запрещает только переносить на Бога всецело и в собственном виде те свойства, какие явлены Им в мире, научая представлять их в полном отрешении от всего конечного и несовершенного ( Числ. 23, 19 ; Иов. 10, 4 ; Ис. 40, 28 ) и в высшем и несравненно совершеннейшем виде, чем какими они являются в мире ( Пс. 146, 5 ; Иов. 36, 22 ; 1Цар. 2, 2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И это именно потому, что дело делалось без твердой Основы всего, без Бога: ибо то только дело и твердо, которое делается с Ним, в Нем и для Него, которое имеет началом и концом Его. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец. Да будет же у всех нас началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее: все умы, благонамеренные изыскание и открытие умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках. В Боге все мы должны сходиться, как радиусы в центре, от Бога получать единство в направлениях и взглядах, свет, теплоту и силу в занятиях и при этом прекрасном единстве, с этим светильником, с теплотой и энергией преподавать разные познание детям, которые готовятся сами стать некогда на наши места или другие, в иных сферах. Много значит единство действования во всех делах, и отправление от одного начала, равно как и возвращение к единому началу; напротив, разногласие или несогласие в деле всего более вредит делу. Если один преподаватель говорит то, а другой утверждает противное об одном и том же предмете, тогда в головах учащихся происходит умственный хаос, бесполезное и вредное умничанье, совопросничество, в сердцах разрушается вера во все святое, в самое откровение Божие, в Церковь и в весь строй ее, в нравах является деморализация и труд самого блестящего образование нередко разбивается вдребезги. Наблюдение и опыт подтверждают эти слова. Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Отца небесного! Преуспевайте в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей. Начнем, с Божией помощью, опять учить и учиться. Утешайте нас своим поведением и успехами. Этим вы доставите нам больше ревности и усердия заниматься с вами. – Как приятно садовнику или любителю комнатных растений, видеть, что их растение хорошо растут, зеленеют и дают цветы или плоды и вознаграждают их труды; как они удваивают свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и во время, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места напрасно не занимали на стебле растения и не безобразили его собой, да и соков его напрасно не тянули в себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О трудах подобного рода проф. Сальмонд хорошо заметил, что «сколько бы ни было писано о послании к Римлянам,–не видится надобности в апологиях по поводу прибавления нового комментария к длинному списку существующих толкований. Всякий последующий работник присоединяет нечто к сделанному другими, усматривает свою долю истины и познает ограниченную часть заключенного в нем опыта; но самое послание остается неисчерпаемым, всегда открывая благоговейному взору новые пункты, раскрываясь постепенно при всяком новом кризисе в истории церкви или в жизни личности, всегда требует свежего рассмотрения, всегда вознаграждая за научное исследование на помощь благочестию» («The Critical Review», October 1895, p. 373) 2 . Мы видели, сколь много и плодотворно поработали Сендей и Хидлям, и не будем особенно спорить с авторитетным критиком, если их издание он ставит во главе английских комментариев и, не находя равного в литературе после выхода подлинного Мейера, отводит ему преимущественное место на безграничном поле экзегетической науки (ibid., р. 373. 377; ср. и проф. Marcus Dods в «The Expositor» 1896,11, p. 164–155). С своей стороны мы прямо и с уверенностью можем сказать, что эта книга вполне достойна ученой библиотеки ученых и в самом богатом собрании будет ближе в алфа, чем к омега. Декабрь 1805 г. 1 Подозрение проф. Marcus Dods " а в пуританских наклонностях авторов («The Expositor» 1896, II, р. 155) ничем не мотивировало и едва ли основательно. 2 Разумеется, Principal F. H. Chase (в отзыве, известном нам лишь по объявлению в «The Critical Review» 1896, I) хватил слишком через край и совсем не в меру, «приветствуя в этом труде вклад, составляющий эпоху (an epoch–making contribution) в изучении св. Павла». Такая напыщенная похвала была бы весьма дурною рекомендацией дня английской богословской литературы, где возможны подобные «эпохи», в всегда бывает тошнее и вреднее, чем сурово-критическое порицание... Русским «библиографам» и «рецензентам» нужно помнить эту истицу и почаще и потверже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Начало и совершение священных заповедей любовь быти до третияго небесе восхищенному любомудрству ваия весть исполненное мудрости ваше преблаженство, отнюду же и наша царская держава степеньми похвалных добродетелей шествовати изволяющи, вашу должной чести достойную святыню, яко пастыреначалников овчарни превысокого Владыки Христа, подобающею приязнию приемлем, видяще всесильного царя всюду глас происходящий: иже вас приемлет, Мене приемлет. Сим яко некоим просвещаеми и темжде истинным научаеми словом наша царская писмена к вашей пресвятости путешествующей сугубая послахом; но вышереченная совершение заповедей сущи любы нашея царския державы утробу подвиже к вашему нам любезному преблаженству послати от предстоящих нам некоего, да путь к нашему царскому престолу вашея пресвятости имать быти с подобающим утешением. Чесо ради вашего пречестного архиерейского достоинства на стретение нашим царского величества словом послахом вашего царского величества верного человека, полковника и хилиарха 716 Артемона Сергеевича Матвеева, иже в духовных обучениих и к царстей и светителстей чести належащих гражданских поступках зело обретается благоискусен, наказаше ему, да вашу преосвященную вышнему Богу пречестность узрев, нашим царского величества повелением о вашего преблаженства спасенном пребывании уведев, вашея достойныя чести святыни належащий к нашему царствующему граду путь уготовить, ваша долгоденственным и темжде многотрудным шествием многочестныя и святыя седины поскольку возможно утешити потщится, вашу пастырскую о божией святей церкви похвалную подвижность некако по нашему царского величества слову препокоит, еже и совершившу при вашей святейшего архиерейства пресвятости к нам великому государю, нашему царскому величеству, прибыти повелехом, его же нашего царского хилиарха да имать ваша пресвятость верности годно. Бог же триипостасный Отец и Сын и Дух Пресвятый, иже всех благ источник, иже всем еже быти вина сый, иже есть алфа и омега, всякое и нашего царского величества благое намерение и вашея преблаженного архиерейства пресвятости святые труды всемощною рукою благословляя нашу царскую державу с вашим святым преблаженством собеседовати в славу святого своего и страшного имене и в возграждение возлюбленныя своея Божественныя церкве да соизволит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Ибо Матфей начинает с Авраама, и после начала и после двух лет по рождестве опять ведет повествование. Марк начинает с пятнадцатого года Тиверия кесаря, и излагает средину из того, что следует за началом. Лука прежде начала полагает еще начало, то есть, повествование о Елисавете и Марии, прежде нежели сделалась она имущею во чреве. А Иоанн, хотя и первый по призванию, но последний из евангелистов по времени проповеди, утверждает свое повествование еще прежде пришествия во плоти. Ибо более всего говорит о духовном, так как относящееся к плоти было удостоверительно изложено. Посему он духовно ведет повествование о даре, свыше от безначального Отца нисшедшем для нас, по благоволению Отца, в ложесна Святой Девы. И не умолчал о том, что необходимо требовалось, но, движимый Святым Духом, представляет предвечно имеющего бытие Бога-Слова, безначально и вне времени родившегося от Отца, и объявляет, что Он ради нас пришел во плоти, чтобы нам от четырех евангелистов в точности получить все ведение относительно плоти, и Божества Господа. Гл. 20. Ибо по исполнении всего, относящегося к крещению и к искуплению, Иисус пошел, и, как я много раз говорил, после встречи с Иоанном на Иордане провел несколько дней в Назарете и пределах его и около Капернаума, на другой день принял некоторых учеников, и сотворил первое это знамение в Кане в третий день по встрече с Иоанном, а по возвращении от искушения и с начала проповеди – в двадцатый. Ибо не сказано, что Христос пришел на брак прежде искушения. Да и вообще прежде искушения Христос не содевал никакого божественного знамения и не начинал проповеди, а разве что-либо сотворил в детстве играя, как рассказывается о Нем. Ибо должно было Ему иметь и детские знамения, чтобы не было предлога иным ересям говорить, будто на Иордане сошел на Него Христос, то есть голубь. А это действительно говорят на основании численного значения омеги и алфы, 173 которые составляют число голубя; потому что Спаситель сказал: Аз есмь Алфа и Аз есмь Омега ( Апок.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Особенно близкие отношения Апостола Иоанна к Малоазийским церквям давали ему побуждение и удобство усмотреть и частные нужды этих церквей, примерные для всей Вселенской Церкви. Заточение в Патмосе в силу того закона, что искушенный может и искушаемым помощи, могло и должно было расположить дух Апостола к тем живейшему участию и в малоазийских его чадах, и в положении всей Церкви. А возвышенная созерцательность, принадлежащая этому орлу из Апостолов и Евангелистов, являла полную готовность его быть восхищенным от Св. Духа к таким возвышенным созерцаниям, чтобы небо и землю —62— соединить в одно величественное зрелище дивных судеб Церкви. Это соображение о том, как Св. Иоанн был уготован и возвышен к приятию благопотребного Божественного откровения подтверждается самой книгой Апокалипсиса. Аз Иоанн, – говорит Апостол христианам семи Малоазийских церквей, ясно выражая свое участие в их судьбе, – аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и в царствии, и в терпении Иисус Христове, бых во острове, нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово. Бых в дусе в день недельный, – продолжает Иоанн, указывая особенно возвышенное восхищение от Духа Божия, – и слышах за собою глас велий яко трубы, глаголющия: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний: и яже видиши, напиши в книгу (1:9–11). В другом видении Тайнозрителя открывается со всей поразительностью, как неразрешима и непроницаема была для всего миросоздания книга Божиих судеб, как нужным и вожделенным признавал сам Св. Иоанн раскрытие сей книги, и как через это самое усильное желание привлек себе Духа откровения благопотребного. И видех, – говорит он, – в деснице седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию. И никто же можаше ни на небе, ни на земли, ни под землею разгнути книгу, ниже зрети ю. И аз плакахся много, яко ниедин обритеся достоин разгнути и прочести книгу, неже зрити ю. И един от старец глагола ми: не плачися: се победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея (5:1, 3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010