Слово 24 Глава 70. О достоверности виденного Апостолом Откр.22:8–9 . «И аз Иоанн видех сия и слышах: и егда слышах и видех, падох поклонитися на ногу Ангела показующаго ми сие. И глагола ми: виждь, ни: клеврет бо твой есмь и братии твоея Пророков, и соблюдающих словеса книги сея: Богу поклонися». И это есть свойство Апостольской души, ибо, как сделал в Евангелии, сказав: и видевый свидетельствовал, и вем, яко истинно есть свидетельство его ( Иоан. 19:35 ), так и здесь, сказав, что сам он слышал и видел предсказанное, сим удостоверяет о виденном. Показал же и благоговение Ангела, изобразившего видение, что не принял он поклонение от сораба, но мудро отнес его к общему Владыке. Глава 71. О том, что повелено было не запечатлевать, но возвещать откровение Откр.22:10 . «И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть». Передавая доселе речения Ангельские, к лицу Владыки Христа переходит теперь, говоря: не запечатлей словес пророчествия. И подлинно, книга достойна чтения верными. Ибо и наказанием, уготованным грешникам, и покоем, обещанным святым, руководит читающих к истинной жизни. Откр.22:11–12 . «Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его». Сказал сие не как одобряющий неправду и скверну, да не будет сего, но как сохраняющий непринужденность разума, как бы и то сказал: пусть каждый делает, что ему нравится, я не принуждаю произволения. Показывая же, что за всяким действованием следует соответственный ему конец, сказал: гряду воздати коемуждо по делом его. Откр.22:13 . «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, первый и последний.» Алфа и Омега показывают, что и по началу нет ничего старее, и конца не будет Божеской власти и царству. Много уже раз и выше было говорено, что и Христос есть Алфа по Божеству, и Омега или последний по человечеству. Откр.22:14 . «Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Называется Он Богом: и Бог бе Слово ( Ин. 1:1 ); называется Вседержителем: сия глаголет Сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель» ( Апок. 1:8 ) 25 . Он же во 2 послании к Серапиону пишет: Вседержитель есть Отец, Вседержитель и Сын, как говорит Иоанн: Сый, и иже бе, и грядый ( Апок. 1:8 ) 26 . Св. Григорий, доказывая, против еретиков, Божество Сына, перечисляет Божественные наименования Его в книгах Ветхого и Нового Завета, и здесь наименования: Сый и Вседержитель, встречающиеся в рассматриваемом нами месте ( Апок. 1:8 ), относит к Сыну Божию Иисусу Христу 27 . Означение вечности в выражениях Алфа и Омега (Α κα Ω), начаток и конец ( ρχ κα τ τλος), или: первый и последний ( πρτος κα σχατος), ближайшим образом открывается из последующих слов: Сый, и иже бе, и грядый; так как здесь, человекообразным указанием на настоящее, прошедшее и будущее, объемлется весь круг времени и, приблизительно к человеческому разумению, изображается невыразимое на человеческом языке понятие о безграничной вечности. Слич. Втор. 3:14 . И в отдельности рассматриваемые выражения Алфа и Омега (первая и последняя буквы греческого алфавита), начало и конец, дают понятие о вечности, так как сочетание начала с концом выражает одно непрерывное продолжение, или лучше, одно, сосредоточенное в самом себе, безначальное и бесконечное бытие, в котором нельзя различать, по человеческим представлениям необходимых, пределов времени. У нас начало более, или менее отдаляется от конца – здесь начало и конец вместе; одним отрицается предельность другого. В сих выражениях Алфа и Омега, начало и конец, указывается и самостоятельность Господа Вседержителя; поскольку начало есть Сам Он, и бесконечный конец в Нем же заключается. В отношении Вседержителя к тварям, сие выражение означает в Нем самосущую причину и последнюю цель всего. Столько же решительное свидетельство о вечном бытии Господа и Спасителя нашего заключается в благовестии Иоанна о Божестве Иисуса Христа, под именем Слова. В начале бе (ν ρχ ν) Слово, и Слово бе к Богу, – так говорит Иоанн Богослов 1:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И поелику имели они отвергнуть пришествие Сына Его — Господа нашего Иисуса Христа: то и сказал Он иудеям: «Аз первый и по сих», — первый, пришедший во плоти и по сих грядущий судить живых и мертвых, пострадавший на кресте, погребенный и воскресший, с тем же самым телом во славе вознесшийся на небо, так как тело получило участие во славе Божества Его, просияло, уже не подлежит прикосновению и смерти более не причастно; ибо «Христос, — как говорит Писание, — воста от мертвых, смерть Им к тому не обладает», — говорит Апостол (Рим. 6:9). Смотри, как точность (Писания) руководствует человека, чтобы он не уклонился в какую-либо сторону от истины. Когда разум вздумал произвести многобожие, тогда человек должен был услышать: «Господь Бог твой — Господь един есть» (Втор.6:4). Когда сыны Израилевы будут ожидать другаго Христа, а не Того, Который пришел, они услышат: «Аз первый и по сих. Аз есмь алфа и омега» (Апок.1:10); алфа (Α) отверста книзу, а омега (ω) отверста кверху — да исполнится реченное: «сшедый, Той есть и возшедый превыше всякаго начальства и власти и господства и всякаго имене именуемаго» (Еф.4:10, 1:21). А дабы размышляя о словах «Аз есмь первый и Аз по сих; Аз есмь алфа и омега; Господь Бог твой Господь един есть; Аз есмь Сый» (Исх. 3:14), не стал кто-либо отрицать Христа и Святаго Духа, для сего сказано: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28); и еще: «да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа» (Иоан. 17:3). Сказано сие не в том смысле, будто Сын не есть истинный Бог, но для того, чтобы наименование Троицы возвести к единству и обратить мысль человеческую от многобожия к единому Божеству. Глава 8   Если же Арий, заблудившись умом, подумает, что Один только называется истинным Богом, то есть Отец, а Сын, хотя и есть Бог, но неистинный: таковаго опять иным образом изобличает, говоря: «Аз есмь свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» (Ин.8:12, 1:9). Об Отце же сказано, что «Бог свет есть» (1Ин. 1:5), а не сказано: свет истинный, дабы мы из наименования Бога истинным и света истинным познавали равенство Божества у Отца с Сыном и у Сына с Отцем; и Отец именуется светом, и Сын именуется Богом без прибавления здесь слова: истинный; и не было нужды говорить, потому что нет никакого сомнения; ибо словами «Бог» и «свет» ясно показано единое совершенство одинаковой истинности, как Отца по отношению к Сыну, так и Сына по отношению к Отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Для примера можно указать на «Алфавитарь» Григория Назианзина (IV в.), «Алфавит о дурных священниках» и «Алфавит о хороших священниках» (IX в.). «Алфавит морали» Симеона Метафраста (X в.), «Алфавит о тщетности жизни» (XIV в.) и др. Для удобства пользования в алфавитном порядке располагались материалы в трудах западноевропейских проповедников (например, у Бонавентуры), в сборниках легенд, изречений, примеров, во множестве бытовавших в Европе, начиная со средневековья, и носящих названия «Flores» («Цветы»), «Speculum» («Зерцало»); в них материал, как правило, также организован по алфавитному принципу. Принцип этот использовали писатели, занятые поисками формально унифицирующих приемов. Я. А. Коменский составлял к своим дневникам и выпискам «дигесты» и «пандекты» – алфавитные указатели для скорейшего отыскания записанного. Как формообразующее начало азбука выступает в произведениях украинских авторов: в «Алфавите еретиков» Иоанникия Галятовского (1681), в книге Иоанна Максимовича «Алфавит собранный, рифмами сложенный» (1705), в сборнике пословиц Климентия Зиновиева (1700–1709). В порядке латинского алфавита следуют главы сочинения Лазаря Барановича «W wieniec Воеу ss. oycw («Венец Божьей Матери». 1680). Уже издревле алфавиту придавался некоторый мистический смысл, в философском плане он понимался как модель мира, как универсум. Эпохам средневековья, Возрождения и барокко известно преклонение перед алфавитом как перед тем, из чего слагается тело божественной истины. В Книге Откровения Бог , или скорее Христос говорит Иоанну: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (1:8). Символическое значение букв альфа и омега, появившихся в раннехристианксих базиликах на перекладине креста-распятия, в течение долгих веков оставалось абсолютно прозрачным. У Симеона Полоцкого читаем: «В начале Слово бе у Бога-Отца,/иже не имать начала и конца./Алфа Омега сам ся нарицает,/ибо вся начат и вся он кончает» 62 . Та же символика в другом месте отнесена к Христу: «Алфа ми есть Иисус. Христос ми есть Омега» 63 Представление об Альфе и Омеге как традиционном символе Христа присутствует также у современников Симеона – у Николая Спафария, Лазаря Барановича, Кариона Истомина.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

7. Бог истинно сказал: Аз первый и Аз по сих, кроме Мене несть иного (Ис.44:6). Истинно, что нет многих богов, но един Бог первый и по сих, Отец и Сын и Святой Дух - Троица неслиянная и нераздельная в своем единстве; Отец истинно родил Сына, и Сын истинно рожден от Отца и имеет личное бытие безначально и довременно, и Дух Святой истинно от Отца и Сына, имеет то же Божество, от Отца исходит и от Сына всегда приемлет, - един Бог первый и посих. Говорится же это так и от лица Самого Христа ради некоего иного домостроительства. Хотя Иисус Христос, Господь наш, часто являлся пророкам и возвещал Свое будущее пришествие, но некоторые не приняли Его, ожидая вместо Него другого, поэтому, дабы сыны Израилевы, обезумев и обратившись на сторону суеверных чтителей и идолов и введших в мир многобожие, не поклонились идолам аммореев, хеттеев, хананеев, ферезеев, евеев, гергесеев, иевуссеев, арукеев и асаннеев (Быт.10:15-16), [как, впрочем, и сказано о них, что они поклонились Веельфегору Хамосу, Астарте, Мазурофам Неасте и Веельзевафу и прочим идолам языческим], сказал им Господь: Аз первый и по сих, дабы отвратить их от прелести басней язычников - поклонников многобожия. И поскольку имели они отвергнуть пришествие Сына Его - Господа нашего Иисуса Христа, то и сказал Он иудеям: Аз первый и по сих, - первый, пришедший во плоти и по сих грядущий судить живых и мертвых, пострадавший на кресте, погребенный и воскресший, с тем же самым телом во славе вознесшийся на небо, так как тело получило участие во славе Божества Его, просияло, уже не подлежит прикосновению и смерти более не причастно, ибо Христос, как говорит Писание, воста от мертвых, смерть им ктому не обладает, говорит апостол (Рим.6:9). Смотри, как точность [Писания] руководствует человека, чтобы он не уклонился в какую-либо сторону от истины. Когда разум вздумал произвести многобожие, тогда человек должен был услышать: Господь Бог твой - Господь един есть (Втор.6:4). Когда сыны Израилевы будут ожидать другого Христа, а не того, который пришел, они услышат: Аз первый и по сих. Аз есмь алфа и омега (Откр.1:18); альфа () отверста книзу, а омега () отверста кверху - да исполнится речевое: Сшедый, той есть и возшедый превыше всякого начальства и власти и господства и всякого имене именуемого (Еф.4:10; 1:21). А дабы, размышляя о словах: Аз есмь первый и Аз по сих, Аз есмь алфа и омега, Господь Бог твой Господь един есть, Аз есмь сый (Исх.3:14), не стал кто-либо отрицать Христа и Святого Духа, для этого сказано: Отец Мой болий Мене есть (Ин.14:28); и еще: Да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа (17:3). Сказано это не в том смысле, будто Сын не есть истинный Бог, но для того, чтобы наименование Троицы возвести к единству и обратить мысль человеческую от многобожия к единому Божеству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/746/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЬФА И ОМЕГА [ A и W ], первая и последняя буквы греч. алфавита. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв. Выражение «А. и О.» трижды встречается в Откровении св. Иоанна Богослова: дважды как самоназвание Бога Отца (Откр 1. 8; 21. 6) и один раз как самообозначение Иисуса Христа (22. 13). «В 8 ст. говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения, который, по 1 ст., дал откровение Иисусу Христу для сообщения верующим» (Николай Орлов, свящ. Апокалипсис святого Иоанна Богослова. СПб., 1999. С. 45). По др. толкованию, в 3 указанных местах Апокалипсиса А. и О. именуется Иисус Христос - сторонники этого взгляда принимают толкование архиеп. Андрея Кесарийского († ок. 565): «Словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный - Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу...» (Слово 1. 1); «Начало и конец есть Христос как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей» (Слово 22. 66). Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVb. (Латеранский музей. Ватикан) Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVb. (Латеранский музей. Ватикан) Смысл этого имени Божия, к-рое использовано в Апокалипсисе и у ранних христ. писателей ( Пруденций , Тертуллиан ), очевиден из «описательных» имен, сопровождающих наименование А. и О.: «Который есть и был и грядет» (Откр 1. 8), «Начало и Конец» (1. 8; 21. 6; 22. 13), «Первый и Последний» (1. 10; 22. 13), «Вседержитель» (1. 8). Сопоставление первой и последней букв алфавита объединяет Божественный акт творения и эсхатологическое новое творение. Бог положил начало этому миру и приведет его к конечному завершению. А. и О., следов.,- Бог-Творец всего. Весь космос имеет начало и завершение в Боге. Не только начало и конец мира, но и вся его история пребывает под действием промышления Божия.

http://pravenc.ru/text/114190.html

Богослов посрамляет сим глаголющих не быти Сына соприсносущна и собезначальна Отцу. Откр.1:9 «Аз Иоанн, иже и брать ваш и общник в печали и в царствии и в терпении Иисус Христове, бых во острове, нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово». Вопрошающий. Для чего указывает Богослов место откровения? Отвещающий. Богослов не просто упоминает о месте откровения, но говорит, что на этом месте он заточен был за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово. Сим он поучает нас, что страдания за Христа и за правду, не только ничего нас не лишают, но паче сподобляют страждущих вышеестественных дарований и блаженств, по слову Христову: «блажени есте, егда поносят вам, и изжденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради» ( Мф.5:11 ). Откр.1:10 «Бых в дусе в день неделный: и слышах за собою глас велий, яко трубы, глаголющия: Аз есмь алфа и омега, первый и последний». Вопрошающий. Что значит «быть в дусе»? Отвещающий. «Быть в дусе» значит находиться в духовном восхищении, быть вне здешнего мира, но в таком состоянии, которое не омрачает ума неведением, а паче просвещает тайнозрением. Знают же сие духовное состояние только сподобившиеся оного. Вопрошающий. Для чего Богослов указывает день откровения, говоря, что это был день недельный? Отвещающий. День недельный, или воскресный, есть день победы Христа над адом и смертью. Упоминая, что начало откровения было в этот день, Богослов показует сим, что чрез победителя смерти, Христа, даруется откровение, возвещающее победу Церкви над вратами ада. Вопрошающий. Что значит, что Богослов слышит глас за собою, а не впереди себя? Отвещающий. Так было для того, чтобы сильнее обратить внимание Богослова на откровение, ибо и мы на раздавшийся созади нас глас паче обращаем внимание. Так и пророк Иезекииль слышал глас откровения за собою. Вопрошающий. Для чего сказано: глас яко трубы? Отвещающий. Сказано для означения силы евангельского проповедания, оглашающего концы мира. Вопрошающий. Что значат слова: алфа и омега, первый и последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Как Господь наш Иисус Христос есть «Алфа и Омега, начало и конец» (Апокал. 1, 8), также и Божия Матерь есть «Алфа и Омега»: первая христианка, через которую воплотился Господь наш Иисус Христос; и последняя, которая во Втором Пришествии будет встречать всех христиан у Престола Божия. (Примечание редакции). Есть, однако же, и другая причина установления такой последовательности праздников. Возведя нас в эти последние дни церковного года на гору Преображения, святая Церковь напоминает нам о том, что для нас, христиан, существует только одни путь — путь преображения своей души. Нам особенно необходимо постоянно помнить об этом, так как для многих из нас христианство перестало быть делом опыта и стало исключительно «словесным делом». Поэтому нам важно вспомнить грозные слова преп. Макария Египетского: «Иное дело рассуждать о трапезе, и иное — насытиться ею». К сожалению для нас, которые сделали христианство «привременным мечтанием» и «мирским пристрастием», и эти слова могут остаться только словами. Ибо многие, вместо того, чтобы следовать тому, чему учат Святые Отцы, ..., умом гордясь своим знанием Св. Отцов. Что же означает это преображение души, о котором говорит сегодняшний праздник, и для чего св. Церковь ныне приглашает нас вместе с Апостолами взойти на гору Фаворскую? Вспомним, каково было состояние Апостолов, вместе со Христом взошедших на гору Преображения. Призванные Господом, они пришли к Нему от своих мирских дел: оставили свой дом, свои занятия и пошли за Ним. Это уже был большой подвиг, большое делание. Ведь Сын Человеческий часто не имел где главы приклонить и был для многих посмешищем и поруганием. Поэтому, когда Петр, Иаков и Иоанн были на горе Фаворской, то они, как говорят Св. Отцы, почувствовали, что уже имеют все. Ведь они увидели тогда, что человек есть венец творения, и через его преображенную душу преображается вся природа. Пораженные этим состоянием они подумали, что уже достигли совершенства, и Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть!» (Ибо уже довольно нам, мы имеем все.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

3:4; Ин.1:1—4), и б) потому что все искупил и соделал блаженным (Деян.4:12; Евр.12:2), искупил не как Творец, Который все создал, а, будучи Творцом всего, Он искупил нас, человеков, от праведного гнева Божия, и как Бого­человек действительно примирил с Ним. Христос есть также и конец всех тварей, или последняя конечная цель. «Все создано Им и для Него» (Кол.1:16; Рим.11:36). Он есть цель врожденного, бесконечного стремления людей. Все, которые на своем поприще являются как хорошие деятели и подвиж­ники, находят в Нем вечный покой души и приобретают неувядаемый ве­нец победы. Христос есть завершитель всего; всех ведет к вожделенному концу и к собственной славе. Но с достижением последней цели Он ни Сам не перестает быть, ни то, что Он доводит до совершенства, не унич­тожается, а пребывает в вечной славе.    3) По отношению к Священному Писанию Христос есть начало Свя­щенного Писания не потому только, что Он есть начало всех вещей, а по­тому, что Ветхий Завет (Быт.1:3, 3:15) и Новый (Мф.1:1; Ин.1:18; 1Пет.1:10—11) начинается Христом. Он есть предмет, корень и зерно Заветов, потому что Писание о Нем свидетельствует (Ин.5:39; Пс.2:2; Деян.10:43). Он есть и конец Писания. Им оканчивается Ветхий и Новый Завет (Апок.22:13), и, кроме того, Христос есть последняя цель всего Священного Писания (Ин.20:31). «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь» (Апок. 1:8, 21:6). «Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний» (Апок. 22:13). Б. Видение Господа посреди семи светильников (Апок. 1:9—20)     После апостольского приветствия и пророческого утешения ап.Иоанн в подробностях передает явление Иисуса Христа, возложившего на него обязанность возвестить волю Божию семи Азийским Церквам, а предвари­тельно сообщает и исторические обстоятельства, при которых он сподо­бился получить откровение Господа. Остров Патмос     Норов. «Путешествие к семи Церквам, упоминаемым в Апокалипсисе»;     «Аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во царствии и в терпении Иисус Христове, бых на острове, нарицаемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисус Христово» (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( Флп.3:21 ). Апостол Павел, сказав верующим, что наше житие на небесех есть, отонудуже, и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, уверяет, что Иисус Христос, как всесильный Господь, и уничижённое тело наше преобразит в славное, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу, еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая. Сила, которой, по изъяснению св. Иоанна Златоуста 328 , всё покоряется не только на земле, но и на небе: Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, – сила, которая торжествует над владычеством греха и смерти, соделывает тленное нетленным, мертвенное присноживущим, бесчестное славным без сомнения, есть сила всемогущая, Божеская. Самостоятельность, вечность и неизменяемость Всеми признано, что в наименованиях Иегова – Сый, и: Первый и Последний, усвояемых в ветхозаветном Писании истинному Богу ( Исх.3:14 ; Ис.41:4, 43:10, 48:12 ), заключаются понятия о самостоятельности, вечности и неизменяемости существа Божия. Итак, если в новозаветном Писанин встретим такое изречение, в котором усвояются такие наименования Иисусу Христу: то, по прямому заключению, должны признать здесь указание самостоятельности, вечности и неизменяемости существа Иисуса Христа, как Бога истинного. Такое изречение действительно встречается в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. В 1 гл. читаем: Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый ( Откр.1:8 ). Что сии глаголы слышатся не от Бога Отца, Которого Иоанн во вступительном своём приветствии также наименовал Сущим, и иже бе, и грядущим ( Откр.1:4 ), но от лица Господа нашего Иисуса Христа, в том каждому можно удостовериться, по соображению связи речи. Именно: приветствие, начинающееся с 4 ст., в 6-м стихе окончено славословием; с 7-го стиха уже начинается речь о Грядущем со облаки, Которого узрит всяко око, и иже Его прободоша, Который в 10-м стихе представляется вторично глаголющим о Себе: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний, а в 13 ст., изображается виденным посреде седми светильников, подобным Сыну человечу, облеченным в подирь, и проч. После сего, нельзя сомневаться в том, что здесь глаголющий есть Иисус Христос, и, следовательно, нельзя не призвать в рассматриваемом изречении прямого указания на Божеские свойства Иисуса Христа – самостоятельность, вечность и неизменяемость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010