Посему древнеславянский и точный перевод «к Богу» не должен быть ослабляем и затемняем, даже хотя бы и подстрочным, вариантом неверного перевода «у Бога». Равно и русский перевод у Бога должен быть непременно исправлен так: «к Богу». В 3-х: по той же самой причине и в 18-м стихе «сый в лоне Отчи» русск. «сущий в недре Отчем» Греч. ν ες τν κλπον το Πατρς» – не только бесцельно обращение существительного «Отца» в прилагательное «Отчи – Отчем», но и неправильно ες с винительным κλπον передано «в (=εν)» с дательным «лоне, недре». Здесь имеем совершенно подобное 1–2 стихам сочетание, только вместо πρς более удобного при личном «Бог – Отец» поставлен ες, более соответствующий безличному «лоно – недро». Поэтому по-славянски и по-русски должно быть одинаково: «сый в лоно Отца», или «сущий в лоно Отца» или «сущий в недро Отца», но отнюдь не «сый в лоне Отчи» или «в недре Отчем». —125— В 3-х: совершенно бесполезное отступление от расстановки слов греко-славянского текста допускает русский перевод в третьем предложении первого стиха: «и Слово было Бог», вместо: «и Бог было (бе) Слово – κα Θες ν ο Λγος», ибо этим ни мало не указывается на то, что Слово есть тут подлежащее, а Бог – сказуемое, и по-русски сказуемое для выразительности может стоять впереди подлежащего. Так как в русском нет члена, коего присутствие в греческом языке обозначает подлежащее, а отсутствие – сказуемое, то, не отступая от греко-славянской конструкции, надлежит над словом Бог поставить ударение, которое и будет указывать на стоящее впереди, выразительности ради, сказуемое, т. е. так: «и Бог был Логос», – или даже «и Богом был Логос» (как и у Ин.4:24 : «Дух есть Бог», духовен Бог, имеет духовность, духовную сущность). Таким образом соответственно древнеславянскому тексту и, согласно греческому подлиннику, перевод Ин.1:1–2 ст. должен быть такой: «В начале бе (был) Логос и Логос бе (был) к Богу и Бог (Бог или Богом) бе (был) Логос: Сей бе (был) в начале к Богу»; а в подстрочном примечании может быть к слову Логос подставлено объяснительное: Разум – Слово. В 3-х: Ин. 1ср. 27:30: яко первее мене бе... потому что был прежде меня... τι πρτς μου ν... Надо: «яко первый мене бе», так как в греческом стоит не πρτερος, а πρτος, которое у Иоанна Богослова употребляется самостоятельно и отрешенно, как существительное: начало мое, мой принцип, «первый и последний» Откр.1:17; 2:8 , что равнозначительно с «начало и конец, алфа и омега 22:13, – 21:6 и др. Таким образом тут указывается не на временное только предбытие Логоса сравнительно с Иоанном Крестителем в истории мира (это уже указано в изречении: предо мною быстр), но на безначальную и бесконечную вечность бытия Логоса, как безусловного начала всякого бытия, т. е. на его божественное свойство, которое выражено начальными словами Евангелия: в начале бе Логос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Откровение изображает вечность Бога co всею раздельностью. Аз есмь Сый, говорит ο Себе Сам Бог. Внутренняя зависимость вечности Божией от Его неизменяемости ясно выражена в вышеприведенных словах Псалмопевца: в началех Ты, Господи, основал еси землю… Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Ο степени продолжительности бытия Божия, приспособительно к нашим обозначениям времени, оно представляет свидетельствующим Самого Бога: Аз есмь первый, и Аз есмь в век (Ис 48, 12; сн. 41, 4; 44, 6). Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец (Апок 1, 8). Аз есмь первый и последний (— 17 ст.). Прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (Ис 43, 10). Мысль этих изречений та, что человек, куда бы ни простирался своим умом при измерениях времени — к началу или концу, он везде встречает Бога, Который, следовательно, выше самых больших измерений времени: прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, от века и до века Ты еси (Пс 89, 2). Самый образ вечного бытия Божия Писание представляет отличным от образа бытия конечного и возвышенным над существующими у нас измерениями времени. Псалмопевец говорит ο Нем: тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний (Пс 89, 5), a ап. Петр, повторивши эти слова, прибавляет, что и един день перед Господем, яко тысяща лет (2 Пет 3, 8).   4. Неизмеримость и вездеприсутствие. — Находясь выше условий времени, Бог неограничен и никакими пределами пространства, — Он неизмерим и вездесущ. Подобно времени, пространство не есть что-либо существующее независимо от вещей, а есть также форма существования конечных вещей, так как им свойственны пространственные определения и отношения. Определенная протяжимость (длина, ширина, высота, глубина) вещей конечных происходит от недостатка в них самобытности и зависимости их по бытию от внешних условий, полагающих пространственные пределы или границы их бытия. Но Бог, как существо самобытное и независимое ни в чем и ни от чего стороннего или внешнего, не может быть ничем со вне стесняем или ограждаем, ничем исключаем или заключаем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Христиане! Небесполезно будет и нам несколько поостановиться на сем Моисеевом вопросе: что Имя Ему? Небесполезно будет рассудить, что есть Бог наш, какое существо Его, какие совершенства Его? Небесполезно будет предложить о сем, ежели не для сообщения познания знающим Бога, святое Имя Его и Божеское Существо Его; то по крайней мере для возбуждения должного уважения и почтения к Величественному Существу Его в охладевших сердцах. Богопознание бо есть как первый предмет всего христианского учения, так и первое основание страха Божия и благочестия. И так вопросим, братья, и мы, что есть Бог наш в Существе Своем, како существенное Имя Ему, какие свойства Его? Кого же вопросим? Без сомнения, Самого же Господа, в духе веры и сильного желания познать Его для единой славы Его, а не в гордом духе ложного любопытства. Единой естественной способностью своей, способностью ума своего, познавать Господа Бога своего, Величественное Существо Его и Божественные свойства Его ясным и ощутительным образом не можно. Ограниченный ум наш ясно познать Господа, развлеченное сердце наше ощутить Существо Его, рассеянный дух наш испытать и дознать сокровенные свойства Его могут только тогда, когда Господь Бог по благодати Своей Сам Себя открывает им, когда Он или наружно через Слово Свое, или внутренне Духом Своим Святым сообщает им ясное, ощутительное, живое познание о Себе, о Существе Своем, о свойствах Своих и о Божеском Имени Своем. Вопросим убо со смирением и в молитве, что Имя Ему? И Господь Бог как Моисея удостоил на вопрос его таковым ответом: Аз есмь Сый, Аз есмь Бог отцев, сие есть Мое Имя вечное и память родов родом: так и нам грешным и недостойным, познать Его искренне желающим, и что Имя Ему, чистосердечно и смиренно вопрошающим, ответствует Своими Пречистыми и Божественными устами, Своим святым глаголом и живым Словом тако ответствует: «Аз есмь Алфа и Омега, Я есмь первый и последний ( Апок.1:10 ). Послушай Мене Иакове и Израилю, его же Аз призываю, вонми верующий человече, которого Я спасти желаю, Аз есмь первый, и Аз есмь в век. Рука Моя основа землю, и Десница Моя утверди небо, призову Я, и станут вкупе ( Ис.48:12–13 ), как в Сотворении рече им, и быша, быша небо и земля, так и ныне призову их к служению и станут. Аз устроивый свет, и сотворивый тьму, творяй мир, и зиждай злая, Я благословляю счастьем и поражаю наказаниями: Аз Господь Бог творяй сия вся» ( Ис.45:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И этим завершится и увенчается вся история земли, ибо Мною она начинается, Мною и заканчивается. – Я есмь и Алфа, и Омега, как Начало, так и Конец, как Первый, так и Последний. Пусть знают все, что есть только две дороги, по которым проходит и может проходить на земле жизнь человека: или это дорога на небо, в тот горний Иерусалим, который только что был обрисован, где блаженство и радость бесконечная ожидают «победивших» в общении любви с Божественным Творцом их и Спасителем. Или это дорога в ад, в огонь мучительный, но не светящий, во тьму кромешную, где будет плач непрестающий и зубовный скрежет боли и злобы... Итак, блаженны те, которые нашли и избрали себе первый путь, блаженны соблюдающие заповеди своего Спасителя, чтобы иметь им право на древо жизни, вечно питающее их и утоляющее все истинные запросы их богоподобного духа, – блаженны они, что могут войти в Иерусалим для всех открытыми, всех к себе зовущими, но, увы, лишь немногими избираемыми тесными воротами, прямо и верно ведущими в эту вечную жизнь. Блаженны вошедшие дверью, Которая одна: ибо никто не может прийти в Царство любви для общения с Отцом Небесным, как только Мною (см.: Ин.10:9; 14:6 ). Ибо истинный пир брачной радости, истинное бесконечное блаженство и веселье наследуют все они, и ничто не может сравниться с этою радостью и с этими бесконечными наслаждениями единственно реальной, отвечающей имени своему жизни в светлом и беспечальном Царстве Христовом. А все псы и чародеи и все эти закоснелые и до конца обезобразившие себя сознательные и упорные грешники, все эти любодеи и убийцы, идолослужители всякого вида, в этом своем служении ничтожным и скверным своим кумирам до конца изменившие своему Творцу и Благодетелю, возненавидевшие все доброе и всякую истину, вообще всякий любящий и делающий неправду – для них противоположное, ибо избрали они сами себе противоположное: вместо света – тьму, вместо радости – стоны и горе, вместо насыщения и наслаждения – лишение, голод и мука. Но спрашивается: чего же – души ли или тела коснутся эти муки? И как нам понимать их?..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Что же, любимцы мои, о вашем глаголе рещи, воистину не вем. Уже много глаголахом и беседовахом от свидетельства божественного Писания, о антихристе и о тайном царстве его, но не веруют мнози. О сем да умолчу и в мысли свой удержу. Но паки засвидетельствовано всем нам от Господа, еже беседовати о всяком деле блазе. Сего ради не могу молчати. И откуду и како повествуем: токмо от рекшаго: Аз есмь алфа и омега, явлейся, по возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову, о последнем отступлении и о антихристе и о тайном царстве его, и различных многих душепагубных действ, и льстивых его козней, яко превзыти ему, глаголет, паче всех древних еретик, иже прежде его бывших. Понеже бо устоит многия тайныя богомерзкия и отступныя вещи. Сего ради явлейся апостолу показа видение многих лукавых действ сатаниных, и нарече видение Апокалипсис. Начало сице: Апокалипсис Исуса Христа, иже даде ему Бог показати рабом Своим, и прочее. Что же, разгнути сему первому словеси мысль, что нарицается Апокалипсис? О сем толкует святый Андрей архиепископ Кесарийский, сице: Апокалипсис убо есть сокровенных таин явление. И сие не без разума, но и внимати подобает. Аще бо сокровенные тайны наречены, то тайно и разумевати подобает, мысленно, а не чувственно. И сие первое зачало и стих мудрствовати втайне быти, а не в яве. И паки вторый стих: послав ангелом Своим рабу Своему Иоанну, и прочее. Толкование: Исус рече, яко Владыка Своему си рабу ангелом нарекоша, исповедав свидетельствовати и проповедати обое, обращения ради слашащим сущая, к человеком утаенно хотя быти, и прочая. Внушите, любимцы мои, аще бо святый нарекл утаенная нам о чувствии, и прекословити с таковым святым, разгнувшим тайны сия; но токмо чувственным человеком устроятся таковыя богомерзкия тайны, и чрез него поклонятся лжехристу, агнцу неправедному, втайне сатане. И о том вы, отцы святии, сами рассмотрите, с испытанием разумно, в божественном Писании, како везде о нем глаголет притчами, в притчу разумевати духовно. A что нецыи глаголют чувственному быти в древнем Иеросалиме и чудесем его быти в чувственне же: рассудите, государи мои, кого там прелыцати и кого уловляти, – из давних бо лет иссякло там благочестие, живут погани мнози языцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6, 4–9). Этому единому Богу в еврейской Библии усвояется священное наименование ( ); правильное произношение этого божественного имени, состоящего только из согласных звуков, было утрачено уже древними евреями вследствие установившейся практики не произносить это священное имя и заменять его словом Адонаи ( ), поэтому и до сих пор не установлено общепризнанного чтения; в русской Библии принято чтение Иегова ( ‎), но западные ученые считают более правильным произвошение Ягве (Jahve). Не выяснено окончательно и истинное значение этого слова; по всей вероятности, корнем его является глагол (hajah, быть), на что указывает следующий ответ Бога на вопрос Моисея, как Его имя: “Я есмь, который есмь“, или точнее: “Я буду, который буду» ( Исх. 3, 14 ). Таким образом, в наименование Иеговы входит понятие о вечном, неизменном и истинном бытии; в этом случае оно может быть сопоставлено с тем наименованием, которое усвояется Богу в Апокалипсисе: «Я есмь Алфа и Омега (первая и последняя буква алфавита), начало и конец» (1, 8). Кроме этого имени в священной еврейской письменности к Богу прилагается обще семитское имя божества Эль (‏ ) или Эль-Шаддай ( ‎ , Бог крепкий, всемогущий); но гораздо чаще встречается другая форма того же имени – Элогим ( ); оно составляет форму множественного числа от редко употребляющегося в священной письменности имени Божия Элоаг ( ) и вероятно указывающая также на силу, владычество и господство. Монотеистические верования древних евреев представляют собою такое исключительное явление во всей истории религий древнего мира, что многие из ученых никак не могут помириться с мыслью о том, что эти верования всегда были присущи евреям, даже и в самую раннюю пору патриархального периода; отсюда возникла теория о существовании у евреев до времен Моисея политеизма, более или менее тождественного с натуралистическим политеизмом других народов. Согласно этой теории, задолго до появления книги Бытия евреи покланялись многим местным или племенным богам, о чем свидетельствует будто бы множественная форма древнейшего наименования божества Элогим (боги); но потом, по мере национального объединения, среди них начинает утверждаться вера в единого Бога – Иегову, хотя сторонники древнего политеизма не легко расставались с традиционными верованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Время не есть что-либо само по себе существующее; оно есть форма бытия условного и конечного, так как в нем происходят постоянные изменения в вещах, вследствие которых они то появляются, то исчезают, переходя из одного состояния в другое, и в каждое определенное мгновение являются не тем, чем были прежде. Этими-то изменениями и определяются в преемственном бытии, конечном прежде и после, начало и конец, настоящее, прошедшее и будущее. Если бы в бытии конечном не происходило таких постоянных изменений, а было бы оно всегда одинаково равным самому себе, тогда не было бы измерения продолжительности бытия, не было бы места и для времени. Таково именно и есть бытие неизменяемого существа Божия. Оно всецело и всегда одинаково владеет своим бытием без всякого возрастания или уменьшения, без всякой преемственности или перемены, а потому для Него нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего, а есть только всегда одинаковое, присносущное или вечное бытие. С отрицательной стороны вечность Божия, таким образом, состоит в том, что для Бога нет тех измерений времени ( прежде, после, теперь), какие прилагаются к бытию конечному, с положительной – в том, что Бог во все времена существует одинаковым образом, в Нем все всегда – то же и в том же виде 203 . Откровение изображает вечность Бога со всею раздельностью. Внутренняя зависимость вечности Божией от Его неизменяемости ясно выражена в вышеприведенных словах Псалмопевца: в началех Ты, Господи, основал ecu землю... Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс. 101, 26–28 ). О степени продолжительности бытия Божия, приспособительно к нашим обозначениям времени, оно представляет свидетельствующим Самого Бога: Аз есмь первый, и Аз есмь в век ( Ис. 48, 12 ; сн. 41, 4; 44, 6). Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец ( Апок. 1, 8 ). Аз есмь первый и последний (–17 ст.). Мысль этих изречений та, что человек, куда бы ни простирался своим умом при измерениях времени – к началу или концу, он везде встречает Бога, Который, следовательно, выше самых больших измерений времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Направлена же эта речь против идолопоклонников того времени, в которое пророк Исаия предвозвещал народам будущее, и обличает тех, которые, презрев служение Богу всемогущему, повергались пред деревянными идолами и поклонялись делам рук своих. Итак, пробежим [вкратце] частности. Так говорит Господь, Царь Израиля , который будет веровать в Меня, и Искупитель его , который примет пришествие Сына Моего: Господь воинств и сил и всемогущий; ибо это в еврейском означает Саваоф. Я первый и Я последний , Я алфа и омега, и кроме Меня нет Бога , ибо отрок, которого Я избрал, есть Бог во Мне. О Нем Я выше сказал: «вот отрок Мой, котораго Я избрал, избранный Мой, которого приняла душа Моя: Он возвестит народам суд и на имя Его будут надеяться народы» (гл. 42). И не говорит, что только Он один есть, но что кроме Его силы и премудрости нет никакого другого Бога и, осуждая веру во многих богов и идолов, говорит: кто подобен Мне,? Пусть назовет несуществующее существующим (сн. Рим. 4:17 ) и изложит порядок Моего творения, в котором все основательно было обдумано Мною, с того времени как Я создал человека на земле. И Я не только этого хочу, но и требую знания о будущем. Поэтому ты, Израиль, имея Меня своим царем и Искупителем, не бойся кумиров, относительно которых ты на Синайской горе узнал, что они ничтожны. Или может быть есть другой творец, которого Я не знал бы? Или кроме этого мира есть другой мир, обнаруживающий могущество неизвестного Бога? Но не только то, что делается, а и те, которые делают, будут считаться за ничто. И когда наступит время воздаяния, то не будут в состоянии спасти их дела рук их, которыми, слепыми и лишенными чувства, будут постыжены их художники. Ибо кто может поверить тому, что посредством топора, и пилы, и сверла и молота образуется Бог ? Или тому, что посредством угольев, выливаются идолы, или же посредством шнура, струга, и наугольников и циркуля вдруг делаются боги, в особенности когда голод и жажда художника указывают на ничтожность искусства? Ибо делается деревянная статуя, представляющая образ человека, и чем она будет красивее, тем бог считается более священным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сими словами Господь утверждает вечность Своего существования. Он есть первый в том смысле, что прежде Него никого и ничего не существовало, и все существующее уже от Него получило бытие. Он и в грядущия времена есть – т. е. не будет времени, когда бы прекратилось Его бытие. Равнозначущее сему обозначение вечности Своего бытия содержится в словах Богочеловека: Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, сый, и иже бы, и грядый, Вседержитель (Апокалипс. I, 8). Uc.XLI:5 . Видеша языцы и убояшася концы земли, приближишася и приидоша вкупе Вечно сущий, никогда не стареющийся и неизменный Господь не допустит, чтобы слава Его, как единого истинного Бога, помрачена была и уничтожена идолопоклонством. Вавилону, бывшему средоточием идолопоклонства, суждено погибнуть и вместе с тем посрамлено будет идолопоклонство. Орудием низложения Вавилона и посрамления идолов будет, по воле Господа, Кир, Персидский царь, чтитель единого Бога. Под покровительством истинного Бога Кир завоюет Вавилон и подвластный ему страны и своими военными успехами наведет страх на отдаленные народы. Угрожающая им опасность от грозного завоевателя заставить их сблизиться и сойтись вместе (приближишася и приидоша вкупе) заключить союз, чтобы общими силами оказать противодействие Киру. По свидетельству истории, действительно заключили этот оборонительный союз Египтяне, Фракийцы, Киприоты, Арабы, Финикияне, Греки, и Малоазийцы, последние с Крезом во главе. Uc.XLI:6–7 . Судяй (присуждает) кийждо ближнему и брату помощи и речет: превозможе муж древоделатель и ковач бияй млатом, вкупе проковаяй (растягивающий) : овогда убо речет: спаяние (спайка) добро есть. Утвердиша я гвоздми, положат я, и не подвигнутся Народы, которым будет грозить опасность от завоевателя Кира, будут искать спасения от нее не только в союзе между собою, но и в помощи мнимых своих богов. Надежда на эту помощь будет выражаема в большом спросе на кумиры, вследствие чего художники будут с великим усердием производить этого рода изделия. Работы будет так много, что каждый из них рассудит (судяй), т. е. сочтет нужным помогать своему товарищу (ближнему и брату) ободрительными словами. Древодел и кузнец будут хвалить друг друга за то, что каждый из них превозможе трудности своей работы, один искусно сработал идола из дерева, другой выковал его молотом из металла. Похваляема будет также спайка частей идола: спаяние добро есть. – Сделанного идола надобно поставить на месте для поклонения ему. И вот делатели идолов прибивают их к месту гвоздями и ставят их на место так твердо, что они не пошатнутся (не подвигнутся). Подобное, в духе глумления над идолопоклонством, изображение производства идольских изделий встречается нередко у других священных писателей (например Ирем. X, 3–4. Премудр. XIII, 15. 16). Цель та, чтобы наглядно показать, как нелепа, как суетна надежда язычника на помощь богов, которые отожествляемы были язычниками с идолами, изделиями рук человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1:1 Ханым ва ону яшлары – мунда Исагъа иман салгъанланы жыйыны ва шо жыйынны ортакъчылары. 1:11 Корагь – Мусаны ва Гьарунну гьакимлигине къаршы баш гётерген адам. 16:22 Мунда Павелни бу кагъызын язгъан Тертийни гьакъында сёйлене. 16:24 Бир-бир грекче къолъязывларда «Сизин барыгъыз да булан Раббибиз Иса Месигьни рагьмусу болсун. Амин» деген аят да ёлугъа. 16:22 Бу ерде арамей тилдеги чакъырыв берилген. Шо дуаны эки башгъа кюйде охумагъа бола: «марана та» («Раббибиз, тез гел!») яда «маран ата» («Раббибиз геле тура!»). 1:2 Галатия – Гиччи Азиядагъы бир вилаят. Гьалиги Тюркияны топурагъы. 4:4 Булай англамагъа да бола: Аллагьны алдында таза болмакъ ва намусгъа лайыкълы болмакъ учун, оьз къаркъарагъызны ва ону напсын елемеге уьйренигиз. 5:22 Къолларын салмакъ – Исагъа иман салгъанланы жыйынында юрюлеген адат. Шо адатгъа гёре, жыйында лайыкълы болгъан адамгъа хас дин къуллукъ юрютмеклик тапшурулагъанда, шо жыйынны ёлбашчылары ону уьстюне къолларын сала. 9:4 Манна – Мусаны башчылыгъы булан дангылда айланагъан исрайыллылагъа Аллагь йиберген азыкъ, рызкъы. 9:5 Макътавлу малайик – мунда грек тилдеги «гьерувим» деген сёз къоллангъан. Шо сёз малайиклени къанатлы гьайванланы келпетиндеги тайпасын англата. 9:16 Васият – грек тилде «васият» ва «разилешив» деген сёзлер бир сёз булан бериле. 1:8 Алфа ва Омега – грек алифбасыны биринчи ва ахырынчы гьарпларыны атлары. 1:10 Раббибизни гюню – демек, къаттыгюн. 2:17 Манна – Мусаны башчылыгъы булан дангылда айланагъан исрайыллылагъа Аллагь йиберген азыкъ, рызкъы. 9:11 Аполион – демек, дагъытывчу. 13:17 Бырынгъы заманларда гьарплар санавланы орнуна да къоллана болгъан. Гьарпланы санав маъналарын къошуп, адамны атына къыйышывлу гелеген санавну чыгъарма бола болгъан. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010