Самостоятельность, вечность и неизменяемость Всеми признано, что в наименованиях Иегова – Сый, и: Первый и Последний, усвояемых в ветхозаветном Писании истинному Богу ( Исх. 3:14 ; Ис. 41:4; 43:10; 48:12 ), заключаются понятия о самостоятельности, вечности и неизменяемости существа Божия. Итак, если в новозаветном Писании встретим такое изречение, в котором усвояются такие наименования Иисусу Христу: то, по прямому заключению, должны признать здесь указание самостоятельности, вечности и неизменяемости существа Иисуса Христа, как Бога истинного. Такое изречение действительно встречается в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. В 1 гл. читаем: Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый (ст. 8). Что сии глаголы слышатся не от Бога Отца, Которого Иоанн в вступительном своем приветствии также наименовал Сущим, и иже бе, и грядущим (ст. 4), но от лица Господа нашего Иисуса Христа, в том каждому можно удостовериться, по соображению связи речи. Именно: приветствие, начинающееся с 4 ст., в 6-м стихе окончено славословием; с 7-го стиха уже начинается речь о Грядущем со облаки, Которого узрит всяко око, и иже Его прободоша, Который в 10-м стихе представляется вторично глаголющим о Себе: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний, а в 13 ст., изображается виденным посреде седми светильников, подобным Сыну человечу, облеченным в подир, и проч. После сего, нельзя сомневаться в том, что здесь глаголющий есть Иисус Христос, и следовательно нельзя не признать в рассматриваемом изречении прямого указания на Божеские свойства Иисуса Христа – самостоятельность, вечность и неизменяемость. Для большего удостоверения в том, что глаголющий здесь Господь Вседержитель есть Иисус Христос, можно принять в соображение: Апок. 1:1; 4;2; 20:11; 22:12 и 13, равно как и мнения Св. Отцев: Афанасия Великого и Григория Богослова . Св. Афанасий в 3 слове против ариан пишет: «Поскольку Отец и Сын суть едино, и самое Божество едино: то о Сыне говорится то же, что и об Отце; только Сын не называется Отцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И аз Иоанн видех сия и слышах: и егда слышах и видех, падох поклонитися на ногу Ангела, показующаго ми сие. И глагола ми: виждь, ни: клеврет бо твой есмь и братии твоея пророков, и соблюдающих словеса книги сея, Богу поклонися (ст. 8 и 9). Вот еще свидетель достоверности пророчеств Апокалипсиса – это сам писатель св. Апостол и Евангелист Иоанн. Он уверяет, что все, что он написал в этой книге, не вымысел, не сновидение, не мечта – все это он видел и слышал. Это сознание одного из приближеннейших учеников Господа Иисуса Христа, друга Его и наперсника, как бы печать удостоверения, внушает особенное верование всему им написанному. Благочестивое его унижение пред Ангелом и ответ Ангела происходили в другой раз (см. гл. 19: ст. 10). Здесь примечательно, что Ангел называет себя не только сослуживцем Апостола и пророков, но и тех, которые соблюдают словеса книги сея. Такова Божественность Апокалипсиса! И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть (ст. 10). Вот приглашение к чтению пророчества Апокалипсического и потому особенно, что время предсказываемых в нем событий близко. Но как мы неоднократно замечали, что пророчество Апокалипсиса относилось как к временам близким, так и отдаленным; то поучительно оно и в наше время, не запечатлено и для нас; суд Божий близок и для нас; Иисус Христос сказал в услышание людям всех времен: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет (пришествия Его), и повторил: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите ( Мк.13:33 и 37). Обидяй, да обидит еще: и скверный, да осквернится еще: и праведный, да правду творит еще: и святый, да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати коемуждо по делом его. Аз есмь Алфа и Омега, Начаток и Конец, Первый и Последний (ст. 11, 12, 13). Здесь говорит уже не Ангел, но Сам Господь Иисус Христос – Алфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний или иначе сказать, безначальный, бесконечный, вечный Бог . Он говорит: обидяй, да обидит еще: и скверный, да осквернится еще: и праведный, да творит правду еще: и святый, да святится еще: и се гряду скоро, и проч. Слова сии не означают, чтобы Господь Иисус Христос дозволил обиды и осквернения, но, что Он не нарушает свободы, которую даровал человеку, а указав ему Свои законы и волю, повелевает и ожидает, чтоб он сообразовался с ними во всех делах своих. От того и долготерпит, попущая обидчику продолжать еще обиды, нечистому вновь еще оскверняться, а праведнику желает преуспевать в правде и святому возвышаться в святости. Он выжидает, не содрогнутся ли и не покаятся ли грешники, и не припомнят ли, что пришествие Его близко: се гряду скоро, а равно и воздаяние Его каждому по делам его. Пр. Давид изобразил быстроту суда Божия в сих выразительных словах: видех нечестиваго, превозносящася, и высящася, яко кедры ливанския: и мимо идохом, и се не бе ( Пс.36:35 и 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

В ряду обозначений Мессии в Апокалипсисе замечательны еще слова Откр.22:13 , которые, судя по ходу речи, высказываются Самим Христом 530 : „Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний“. По Откр.1:10 Иоанн также слышит голос Христа: „Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний“ ср. также Откр.1:17,18 и Откр.2:8 . Слова эти однозначущи с выражением ν κα ν κα ρχ­με­νος ( Откр.1:4 ), а последнее в свою очередь является описанием ветхозаветного божественного имени Иегова. Опять стараются и значение этого обстоятельства свести к нулю ссылкою на талмудическое предание, по которому три вещи называются именем Божиим: праведные, Мессия и Иерусалим. Для доказательства делаются ссылки на Ис.43:7 ; Иер.23:6 и Иез.48:35 531 . Если кто проверит эти цитаты, тот, конечно, убедится, что в них не содержится ничего доказательного, – да здесь дело и не в цитатах. Так, по Иер.23:6 , имя Мессии будет „Господь – оправдание наше“, чем собственно вовсе не утверждается, что Мессия – Иегова, но, поскольку nomen est omen, этим только высказывается, что Он является посредником оправдания людей, имеющего свой источник в Боге. Таков, конечно, смысл и упомянутого талмудического предания. Иначе обстоит дело в Апокалипсисе. Здесь ничего не говорится о имени Мессии, но Христос Сам лично описывает Свое существо такими словами, которые приложимы только к Богу и которые являются выражением смысла, заключенного в божественном имени Иегова: „Аз есмь Алфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний“. Способ употребления имени свидетельствует с неопровержимостью, что оно выражает самое существо предмета. Но не только описательно выраженное божественное имя Иегова прилагается ко Христу, но вместе с тем в описании Его явления в гл. 1 соединяются черты, которыми в Книге пророка Даниила гл. 7 характеризуется и Мессия и Сам Бог . Так в Откр.1:13 Он называется „подобным Сыну Человеческому“ (μοι­ον υν νθρπου), а затем в следующем стихе о внешнем Его виде говорится нечто такое, что в Дан.7:9 говорится о Ветхом днями, то есть о самом Боге: Откр.1:14 о Христе: „глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег“; Дан.7:9 о Боге: „одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна“ 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

237 «Как на факт общественного мнения о нем укажем на записанную новгородским дворянином Крекшиным народную молву о том, будто бы он предсказал рождение Петра Великого. – Наблюдая “по вся нощи звездное течение” и предвещая “много как о России, так и о других государствах”, Полоцкий увидел раз (в ту ночь, когда “в утробе государыни Натальи Кирилловны зачался император Петр”) “пресветлую близ Марса звезду”» (Попов В. Симеон Полоцкий как проповедник. С. 14). 238 Епифаний, умирая, «не забыл Полоцкого в своем завещании, а Полоцкий почтил его несколькими эпитафиями, в которых называл его “известным учителем, искусным богословом... мужем, исполненным мудрости, кротости и честным”» (Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII века. Вильна, 1886. С. 70). 240 Ср. у Досифея: «...как текст еврейский, так и прочие толкования или переводы не дают нам возможности вполне изучить и верно толковать его. И только труд семидесяти толковников дает нам эту возможность, только он пользуется в соборной церкви полным к себе доверием» (Матченко И. Досифей, патриарх Иерусалимский, и его время//Душеполезное чтение. 1878. II. No 6. С. 152). 243 Среди прочих доказательств Евфимий приводит и такой пример: «Иоанн Святый Богослов евангелие и апокалипсис писа по гречески, в нем же греческих стихий имена альфа и омега, ими же являет само Слово Божие безначалие свое и безконечие, рече самого себе: “Аз есмь алфа и омега, первый и последний”. Не сказа своея превечности от латинских литер. Чесого ради? Зане латинское “а” не может явити таковое таинство, омега же писмене латиницы весма не имут» (Там же. С. XXI). 246 «...Он был весьма односторонним и во всем следовал наставлениям и призывам иерусалимского патриарха Досифея, который из Константинополя, Адрианополя, Бухареста слал в Москву призывы остерегаться латинства во всех проявлениях, латинской, т. е. схоластической школы и литературы. Верный ученик Епифания Славинецкого и блюститель его заветов относительно “греческого учения”, инок Евфимий был лишен, однако, той мудрости Епифания, которая позволяла ему согласовать и примирить с этой “греческой” идеологией широту понимания культурной проблемы в целом... Ученый и начитанный богослов, инок Евфимий был в то же время фанатиком известной идеи, и в этом отношении ему действительно были не чужды “инквизиционные замашки”» (Там же. С. 141).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Стиси на Рождество Христово ко государю царю (с. ...) Цикл панегирического приветствия состоит из 19 разделов. Тексты 12 и 14 разделов (по списку ГИМ, л. 22, 26–26 об.) печатаются впервые. 1 Зрак рака прият, зело умалися… – имеется в виду зодиакальное созвездие Рак, хорошо видимое в южных странах с января до мая. Одна из звезд называется Ясли, две другие – Ослята. Здесь очевидна параллель с Христом, родившимся, по библейской легенде, в январе в яслях. Ко государю царю от государя царевича (с. ...) Цикл состоит из 2 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 26 об.– 27) печатается впервые. От служащих (с. ...) Цикл состоит из 6 разделов. Текст печатается (по списку ГИМ, л. 27–31) впервые. 1 Алфа, омега, Слово се речеся… – «альфа» и «омега» – начальная и конечная буквы греческого алфавита. В христианстве – одно из символических обозначений божества как начала и смысла бытия («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец – Откровение Иоанна Богослова, 1:8). 2 Адам о-микрон – греческая буква «о-микрон» использовалась в качестве буквенного обозначения «ноля». В книге своих проповедей «Обед Душевный» Симеон называет «о-микрон» символом смирения: «мафематици смирения письменем о-микрон... изобразуют...» (л. 155). 3 ...царю претишайший… – имеется в виду царь Алексей Михайлович. Эпитет «тишайший», включавшийся в его титул, являлся традиционным элементом титулатуры многих европейских государей. 4 Человек идет дело си творити, даже во вечер имея кончити… – вариация на тему стихотворения Симеона «День и нощь» (сборник «Вертоград многоцветный») . 5 Несть страха от лвов, солнце восияет, лучми, як стрелами, верных защищает… – в символической форме обыгрывается идея защиты «верных» русским царем-«солнцем» от шведских «львов». От сына к отцу в печали сущу (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 31–31 об.) печатается впервые. Ко государю царю от служащих (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 31об.–33) печатается впервые. 1 Наввин – речь идет о легендарном библейском военачальнике иудеев Иисусе Навине, преемнике Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   Об этом свидетельствуют его уставы, особенно первый, изложенный в форме собеседования трех египетских старцев: Серапиона, Пафнутия и Макария. См.: Сидоров А. И. Д ревнехристианский аскетизм, с. 274—275.    Святитель Патрик Ирландский. Исповедь. Перевод Н. Л. Холмогорова//Альфа и Омега, 4 (7), 1995, с. 150.    «Св. Патрик основывал и монастыри, однако в стране, где все селились обособленно хуторами, церковные общины с самого начала были организованы скорее как монастырские; отдельные поселения, где жили священно-и церковнослужители, с епископом во главе». Милкова Ε . Крещение Ирландии и ирландская Церковь в V-IX веков//Алфа и Омега, 4 (7), 1995, с. 160. «Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования». Михайлова Т. Святой Колумба Ирландский//Альфа и Омега, (14), 1997 с. 240.    См.: Lawrence С. Я. Op. cit., р. 44—49. См. также: «Около 600 года, например, в одной Ирландии, благодаря счастливому почину ее великого просветителя св. Патрика — (400—470), который, как бы провидя будущее, с восторгом говорил уже в своем «Исповедании», что «filii et filiae scottorum — сыны и дщери скотов (ирландцев) появились в монашеском чине и в числе девственниц», — в Ирландии, при ближайших преемниках св. Патрика, насчитывалось около «тысячи монастырей», которые в течение VII в. оказывают влияние на весь европейский континент, рассылают во все стороны учителей, проповедников, миссионеров, с необыкновенной энергией про-лагающих пути для развития христианской культуры, делаются «христианскими Афинами», куда любознательная молодежь стекалась со всего Запада для довершения богословского образования. Кипучая ученая и литературная работа открывается в этих монастырях, в монастырях основанных ими и в их школах, по страстному увлечению в занятиях соперничавших с монастырями южной Галлии (аббатство Lerins): переводы и комментарии, гимны и проповеди, отцы Церкви и древние классики — читались, изучались и разрабатывались, распространялись в сотнях списков…». Пономарев А. Собеседования св. Григория Великаго о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении. Опыт исследования памятников христианской агиологии и эсхатологии. Спб., 1886, с. 135—136.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И гораздо позже, на Руси, св. князь Андрей Боголюбский поступал так же: когда к нему приезжали иноверные иностранцы, он говорил своим приближенным: « Вьведете и в церковь и на полати да видят истиньное хрестьянство и крестятся» . Итак, во все времена Церковь придавала большое значение образу. Но оценивает она его не с точки зрения его художественной или эстетической ценности, а как элемент проповеди. Образ есть подлинное исповедание христианской веры. Этот догматический характер присущ церковному искусству во все времена. Но с IV века мы уже видим примеры того, как Церковь не только учит при помощи образа, но и борется образом с ересями. В борьбе с ними за чистоту церковной жизни и учения Церковь на Лаодикийском Соборе (ок. 343 г.) подтверждает апостольское 85-е правило о священных книгах и полагает предел импровизации в богослужении (правила 59 и 60), благодаря которой в него проникали лжеучения. Понятно, что она становится более требовательной и в отношении изобразительного искусства. На лжеучения она отвечает не только святоотеческим учением, не только духовным опытом великих подвижников, но и богослужением, и образом. В последнем то отдельные детали, то целые ансамбли, циклы стенной росписи противопоставляют заблуждениям здравое учение Церкви. Так, в ответ на ересь Ария, учившего, что Христос был не Богом, а тварью (осужденного Первым Вселенским Собором 325 г.), да сторонам символа или образа Спасителя помещаются буквы альфа и омега в соответствии со словами Апокалипсиса: «Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, первый и последний» (22, 13), как указание на Божество Иисуса Христа, Его единосущие Богу Отцу, согласно догмату Никейского Собора . В 431 г. Ефесский Собор осудил Нестория, не признававшего соединения в Личности Христа природы Божественной и природы человеческой и потому отрицавшего Богоматеринство Девы Марии, называвшего Ее Матерью человека Иисуса или «Христородицей». Ефесский Собор провозгласил Деву Марию Богородицей (Theotokos). Сразу же после этого появляется и распространяется особенно торжественное изображение Богоматери на троне с Богомладенцем на коленях и окруженной Ангелами . Выработка образного языка Церкви, наиболее адекватных форм церковного изобразительного искусства, выпала на долю Константинопольской Церкви. Географическое положение новой столицы империи, на стыке Европы и Азии, позволяло ей использовать богатство достижений их культур. В области искусства она унаследовала уже выработанную иконографию, охватывающую Ветхий и Новый Завет, усовершенствованную фресковую, мозаическую и энкаустическую технику, богатую орнаментику, утонченную цветовую гамму, развитую систему монументальной росписи .

http://sedmitza.ru/lib/text/440332/

266 об.–289 – поновление инокам; л. 293 об.–294 – поучение о делах, избывающих грехи. Описание: Горский А . , Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 226–236. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 245–247 (поучение детям духовным, л. 233 об.–237). Хлуд. 118 Служебник XI в. 2°. 244 л. Пергамен. Сербский. л. 37–42 бумажные, вставлены, писаны другим почерком. Филигрань: Лилия, вид: Брике, 7269 (1399–1403 гг.). Записи: л 42 об. – «Драгому и любовному ми брату кир Никодиму всеосвященному» (повторяется дважды); л. 244 об. – «За сию обещасе Драгонежи болко», вязь (нрзб.). Содержание: л. 27 об.–37 – чин исповеди; л. 28–29 – вопросник (МСерб-Хлуд. 118); л. 31 об.–3.3 об. – молитва разрешительная Описания: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова М., 1872. С. 277–280; Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея Ч. 2. Рукописи болгарские, сербские, молдавские/Сост. М.В Щепкина, Т.Н. Протасьева, Л.М. Костюхина, В.С. Голышенко//Археографический ежегодник. 1965. М., 1966. С. 297. Издание: Алмазов Т. 3. С. 91–95 (чин исповеди, в том числе вопросник МСерб-Хлуд. 118). Хлуд. 11 9. Требник. 1540-е гг. 4°. 527 + V л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Пиккар XV, 3, II, 85 (1541 г.) и 101 (1548 г); 2) Корона, тип: Пиккар I, VI, 23 (1531 –1532 гг.); 3) Голова быка с крестом, тип: Пиккар II, XI, 174 (1536 г); 4) Корона, вид: Пиккар I, VII, 18 (1544 1548 гг.); 5) Круг, вид: Брике, 3079 (1530 г ); 6) Медведь, тип: Пиккар XV, 2, 1, 563 (1541 г); 7) Корона, вид: Пиккар I, IX 36 (1545–1548 гг.). Записи: л. I – «Из книг богодухновенныя книги сия Цар. купца...» (нрзб.); л. 521 об. – «О Христе мои, свете мои, сладость моя, всякому бо еси делу благу алфа и омега, аминь. Совершение принят лета Господня 1500»; л. 527 – «Совершения прият лета 1500». Также л. 454, 515 об. – молитвы о великом князе. Содержание: л. 242–253 об. – чин исповеди; л. 245 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72); л. 245 об.–246 – краткий вопросник мужчинам (Кр-Хлуд. 119); л. 246–250 об. – поновление мирянам; л. 253 об.–259 – чин исповеди священников; л. 253 об.–256 – поновление священникам; л. 256–257 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 257–258 – поновление инокам; л. 522–523 об. – чин причащения больного. Описание: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. С. 280–282. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 115–117, 192–194; Приложения ко второму тому. С. 15–16 (чин исповеди, в том числе вопросники ВВ-Арханг. 72, Кр-Хлуд. 119, поновление мирянам; чин причащения больного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   Но, может быть, вечная жизнь, к которой мы стремимся, есть нечто несуществующее вне нашего воображения, может быть она представляет собою только идеал лучших человеческих стремлений? Едва ли возможно утвердительно отвечать на эти вопросы уже по силе вышеприведенных примеров. Как в них, так и в общечеловеческом сознании, особенно в связи с некоторыми другими данными, является для нас вполне убедительное свидетельство в пользу объективной действительности вечной жизни. Не верить же общечеловеческому, ясному и раздельному, непосредственному сознанию мы не имеем решительно никаких оснований. Но, что главнее всего, как всякою не истиною предполагается истина и конечностью — бесконечность, так и неистинною и конечною жизнью необходимо предполагается истинная бесконечная жизнь, «живот вечный». Как всякое отвлеченное понятие, так и понятие вечной жизни, нигде и никогда не существовало само по себе, потому что понятия не рождают жизни, а напротив сами произрастают на её почве. Поэтому, как ограниченная конечная жизнь воплощается в конечных существах, так и неисчерпаемая полнота жизни воплощается в Бесконечном Существе. Бог есть носитель вечной жизни и Сама вечная Жизнь Ио. 14, 6. И действительно, когда Моисей, пред исходом израильтян из Египта, сподобился Богоявления в горящей купине, то на вопрос об имени беседовавшего с ним Бога получил в ответ: «Аз есмь Сый; и рече: тако речеши сыном израилевым: Сый посла мя к вам» Исх. 3:14. «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и грядый», читается в Апокалипсисе св. Иоанна 1, 8. «Аз есмь путь и истина и живот», свидетельствует о Себе Сам Спаситель Ио. 14, 6, равно как св. Иоанн ту-же мысль выражает словами: «в Том живот бе“ Ио. 1, 4.    Таким образом, истинная жизнь верующих — это Сам Господь, или, как пишет св. Апостол, «живот» их «сокровен есть со Христом в Бозе» Кол. 3:3, а потому и венцом христианской жизни является блаженное успокоение верующего во Христе, — то состояние, о котором читаем во 2 гл. 20 ст. посл, к Галатам: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос». Он в единстве Божеских Vnocmaceй подлинно занимает главное, центральное, положение в домостроительстве нашего спасения Еф. 2:20. Не вотще поучает нас св. Апостол, что только по бесконечным заслугам Своего Сына, Бог-Отец ниспослал нам «Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче!» Рим. 8:15.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  27. Бог на тебя смотрит    I. „Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим: сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит тайны сердца твоего!“ (Авва Исаия).    II. „Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно: то тем более представляющий себя в присутствии Божием, не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу“ (Филар., митр. московский).   28. Бог вечен    „Я Господь первый, и в последних Я тот же“ (Ис. XLI, 4), „Я первый и Я последний» (Ис. XLVIII, 12). «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец; Я есмь первый и последний» (Апок. I:8,17), говорит о Себе Сам Бог. „Бог, говорит Григорий Назианзен, всегда был, есть и будет; но лучше сказать, что Он всегда есть, потому что был и будет означают деление нашего времени и свойственное естеству преходящему, а Сущий – всегда».    Эту же мысль впоследствии блаж. Августин выразил в следующей очень наглядной и остроумной формуле. „Всякое прошедшее уже не есть существующее, а всякое будущее еще не есть существующее, следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее».    Прямее же и положительнее мысль о вечности Божией раскрывает Исидор Пелусиот, который определяет ее так: „вечность есть как бы присножизненность“, почему понятие это прилагается обыкновенно к одному безначальному естеству, в котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо и тому, что приведено в бытие и не умирает, напр. ангелу, душе...; а вечность в собственном смысле принадлежит божественной сущности, почему и приписывается обыкновенно только достопоклоняемой и царственной Троице, Которая не терпит выражений: „прежде и после», не допускает понятий: „первое, второе и третье», потому что Божество превыше числа и первоначальнее времен» (Сн. „Опыт. прав. догм. Богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. т. II, стр. 115).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010