Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Земенский монастырь [болг. Земенски манастир] во имя св. ап. Иоанна Богослова, уникальный памятник болг. архитектуры XI-XIV вв. Находится в живописной местности на берегу р. Струмы, у подножия Конявска-Планины, примерно в 1,5 км от г. Земен (Перникская обл., Болгария). Сохранившуюся церковь Н. Мавродинов датирует кон. Х - нач. XII в. ( Мавродинов. 1966). Она неоднократно поновлялась, последний раз - в XIV в., при деспоте Деяне, правителе Вельбуждского княжества. Небольшая (9×8 м, высота 7-11,2 м) каменная церковь относится к типу визант. храма на 4 колоннах «простого» варианта (т. е. без вимы): 3-апсидная, с куполом на высоком цилиндрическом барабане, украшена 2 поясами по 8 арочных ниш (в 4 нишах нижнего ряда устроены окна). Фасады разработаны глухими 2-уступчатыми арками, из к-рых средние сильно возвышаются над боковыми, т. к. ветви креста первоначально были подняты над боковыми частями храма. Храм ремонтировался в 1730 и 1867 гг., в результате чего появились нынешняя 4-скатная кровля, скрывшая повышенные ветви креста, и монастырская ограда. По композиции близок к крестово-купольным храмам Велики-Преслава (см. Преслав ) XI в. и к ц. Иоанна Крестителя в Несебыре (Х - нач. XI в.), ближайший аналог - ц. св. Георгия в Колуше (ныне в черте г. Кюстендил; XI-XII вв.). Ранний слой живописи (XI в.) фрагментами сохранился в алтарной части и барабане. Фрагменты композиции «Отвержение даров Иоакима и Анны» можно увидеть в диаконнике, композицию «Святые Константин и Елена» - в протезисе (жертвеннике). Стиль изображения, сказавшийся в линейной трактовке форм и сухости линии, воспринимается как «провинциальный и антиклассичный» ( Мавродинова. 1995) по сравнению с такими памятниками, как Водоча (1-я пол. XI в.), Св. София Охридская (сер. XI в.). О росписи 1355 г. (3-я четв. XIV в.) дают представление 4 пояса фресок. В алтаре в нижнем ярусе - традиц. композиция «Поклонение Жертве» (центральный образ не сохр.).

http://pravenc.ru/text/199713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων] (V в.), свт. (пам. греч. 4 окт., 11 и 12 июня), еп. г. Курион (близ совр. Лимасола, Кипр). Единственный сохранившийся список краткого Жития З. (текст частично утрачен) содержится в Синаксаре Paris. gr. 1588, написанном в нач. XII в. в Иереев монастыре на Кипре. В этом Житии говорится, что З., уроженец г. Амафунта, боролся с ересью Нестория на Вселенском III Соборе (431) и отстаивал независимость Кипрской архиепископии от Антиохийского Патриархата. Житие также сообщает о том, что от гробницы святого совершались чудеса. В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) при перечислении мощей кипрских святых мощи З. упоминаются после мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Варнавы («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). В наст. время мощи З. утрачены. О почитании З. на Кипре свидетельствуют его изображения в росписи ряда храмов: Аракос Панагии церкви (1192), собора Амасгу Богородицы женского монастыря (3-я четв. XII в.), собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (XIV в.). Во всех случаях образ святителя находится в алтарной части: в ц. Панагии Аракос и в соборе свт. Николая он включен в ряд поясных изображений св. кипрских епископов, представленных в медальонах в апсиде над композицией «Служба св. отцов», в соборе Богородицы Амасгу оплечное изображение З. помещено в жертвеннике. В «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе почитаемых святыми кипрских архиереев после прав. Лазаря Четверодневного и свт. Тихона Амафунтского ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30) назван Зинон, еп. Киринийский (в оригинале πισκπου Κιρυναων), к-рого издатель «Хроники» Р. М. Докинз отождествил с З. Предполагают, что З. является одним лицом с Зиноном, память которого отмечается в визант. календарях 12 июня. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. (X-XI вв.) З. назван преподобным и упомянут вместе со свт. Трифиллием, еп. Лефкосийским (Никосийским) (SynCP. Col. 748; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 312), а в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) он именуется епископом ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 81). Кроме того, в греч. стишных синаксарях (SynCP. Col. 745) и в слав. стишных Прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память З. и посвященное ему двустишие помещены под 11 июня. В ВМЧ и совр. календарь РПЦ имя З. не включено. В кипрском Синаксаре Paris. gr. 1588 Житие З. помещено под 4 окт.

http://pravenc.ru/text/199841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕКАРТИ [Груз. - место, где живут грузины], мон-рь исторической Курмухской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); расположен на берегу р. Лекитчай (груз. Лекартисцкали). Один из 2 комплексов, выстроенных в окрестностях одноименного села (ныне с. Лекит Гахского р-на, Азербайджан): в 3 км к северу от села находится Л., называемый также В. Лекарти; на юго-востоке села - храмовый комплекс с тетраконхом во имя равноап. Нины (подробнее см. в ст. Курмухская епархия ГПЦ). Деревня Лекарти и тетраконх во имя св. Нины упоминаются в колофоне 1310 г., содержащемся в Магалашвилевском Четвероевангелии. Изучивший этот текст К. Кекелидзе писал о просветительской деятельности в епархии и Л.; мон-рь в то время, очевидно, был одним из епархиальных духовных центров ( Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324). В посл. четв. XIX в. грузинский историк М. Г. Джанашвили описывал Л.: «[село] Лекети расположено в живописном ущелии... здесь воздвигнута группа церквей, выстроенных тесаным камнем, с красивыми, узкими окнами, но сильно поврежденных. В 1878 г. на стене главнейшего храма хорошо различался образ Богородицы с Младенцем» ( Джанашвили. 1913. С. 76). В руинированный монастырский комплекс, некогда огражденный каменной стеной, входят 5 церквей (3 в виде небольших зальных помещений, 2 купольные) и бытовые постройки. Первая относится к X-XI вв. и представляет собой удлиненное в плане сооружение с 3 выступающими полукруглыми апсидами. Центральная алтарная апсида освещена 3 окнами и сообщается с 2 пастофориями, заканчивающимися апсидами меньшего размера. Барабан опирается на углы апсиды и 2 столба почти квадратного сечения. С запада к главному пространству примыкает прямоугольный нартекс. Храм был переделан в ходе строительства, о чем свидетельствуют заложенные арочные проемы в интерьере на сев. стене, невидимые снаружи. Здание стоит на 2-ступенчатом цоколе, выложено из грубо обработанного местного камня, углы и арки выведены из тесаного туфа (ширими). Наличие нартекса и 3-частного алтаря указывает на круг груз. церквей т. н. переходного периода (VIII-IX вв.), самые близкие аналогии можно найти в зодчестве Зап. Грузии, в частности Абхазии (Мокви, Лыхны, Анакопия, Пицунда).

http://pravenc.ru/text/2463355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВКСИВИЙ Свт. Авксивий, еп. Солийский. Царские врата. Нач. XVI в. (Византийский музей в Пафосе) Свт. Авксивий, еп. Солийский. Царские врата. Нач. XVI в. (Византийский музей в Пафосе) [Авксидий; греч. Αξβιος, Αξδιος, Αξτιος], († ок. 102), свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.), еп. Солийский. Род. в Риме, здесь же вместе с братом Темпестагором обучался различным наукам. Узнав о желании родителей женить его, юноша бежал на Восток и поселился на Кипре в мест. Лимнитис близ г. Солы. Ап. Марк , проповедовавший на Кипре, обратил А. ко Христу и поставил его во диакона, затем во пресвитера и, наконец, рукоположил во епископа Солийского. А. поселился у зап. ворот города, рядом с храмом Зевса, и со временем привел ко Христу языческого жреца и нек-рых язычников, пораженных аскетичностью его жизни: А. спал на соломе, да и то очень редко, постоянно пребывая в посте и молитве. По предложению Кипрского еп. Ираклида А. выступил во время гонений на христиан с открытой проповедью на городском рынке, совершая чудеса и знамения. Благодаря этому ко Христу обратилось множество не только горожан, но и сельских жителей. Из Рима к А. прибыл его брат Темпестагор, к-рый крестился вместе с женой, а затем принял пресвитерский сан. После полувекового управления паствой А. мирно почил, оставив на кафедре своего ученика Авксиния. Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память (стих) переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. проложное и краткое жития со стихом включены под 17 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 484-485). Иконография А. изображается старцем с остроконечной бородой, в епископском облачении ( фелонь , омофор , эпигонатий ), с Евангелием в руках. Образ А. представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 409); в росписи алтарной части целого ряда церквей на Кипре (ц. Аракос Панагии в Лагудере, 1192 г.,- в медальоне; ц. Панагии Мутулла, 1280 г.,- в рост, со свитком в руке; ц. свт. Николая «Руфского» близ Какопетрии, сер. XIV в.,- в медальоне) - изображение А. расположено в святительском ряду в центральной зоне апсиды; на левой створке царских врат из ц. св. Кириака (Кипр) (XVI в. Византийский музей в Пафосе).

http://pravenc.ru/text/62834.html

Москва. Домовая церковь Стефана Архидиакона при бывшей Нечаевской дворянской богадельне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Святого первомученика архидиакона Стефана домовая церковь. При бывшей богадельни им С.Д. Нечаева Мальцева. Здание построено в 1901-1906 годах, по проекту Романа Клейна. При дворянской богодельне имени действительно тайного советника С.Д.Нечаева, сооружена на средства его сына Ю.С.Нечаева-Мальцева. Пристроена со двора к восточной части дома. Храм устроен с отдельными входами с улицы и с каждого этажа богадельни. Один вход (со двора) был в виде шатрового крыльца. В 1919 году в богадельни создан приют для ослепших воинов. Храм был освящен 15 мая 1906 г. Это один из редких образцов церковного зодчества в стиле модерн. С алтарным выступом. Украшен разноцветной глазурованной плиткой. Шатровое крыльцо (вход). Храм Стефана Архидиакона действовал до 1922 года, занят различными учреждениями, с 1980 года Министерство образования РФ. Сейчас в здании размещается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Нечаевская богадельня была выстроена в 1901–1905 гг. на средства сына С.Д. Нечаева-Мальцева видного благотворителя Юрия Степановича (архитектор Р.И. Клейн). Церковь при ней освятили 15 мая 1906 г. Это был одноглавый двухэтажный храм со звонницей, соединявшийся со зданием богадельни особым притвором, примыкавший к коридору и парадной лестнице, и имевший также вход с улицы. Над крыльцом помещался мозаичный образ Нерукотворного Спаса с двумя ангелами, с другой стороны храма находилось мозаичное изображение архидиакона Стефана. Над входом в богадельню тоже была мозаика – икона Спасителя в терновом венце. Церковь с двух сторон была облицована лазурным кирпичом. Храм украшал иконостас из белого итальянского мрамора с орнаментом и двумя небольшими колоннами. Его северные и южные двери были из бронзы сквозной чеканной работы. В белом мраморе выполнили солею, амвон и клиросы. Известный иконописец В.П. Гурьянов украсил изображениями архангелов северные и южные двери, написал иконы на Царских вратах. Часть металлической утвари, в том числе серебряная чеканная дарохранительница, крест и семисвечник, были выполнены на известной фабрике Овчинникова. Высоким художественным исполнением отличались также церковные облачения.

http://sobory.ru/article/?object=25375

Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Казанский собор - выразительный памятник культового зодчества в неорусском стиле. Крупный монументальный объем был завершен утраченным в советское время пятиглавием на деревянных барабанах. При строительстве храма кроме традиционного кирпича использовался монолитный бетон (свод); финский гранит (западная паперть) и асфальт (боковые паперти). Квадратный в плане, двусветный с высокой трехчастной апсидой алтаря и двухъярусным притвором главного входа четверик собора покрыт четырехскатной кровлей. Особую выразительность трехчастной композиции боковых фасадов придают широкие арочные окна второго света. Их размеры зрительно увеличены заглубляющими нишами с мелкорустованными архивольтами и металлическим карнизом, имитирующим закомары в основании широкого аттика с полукруглыми тумбами, отмечающими членение фасадов на три прясла. Размеры верхних проемов контрастно подчеркнуты значительно меньшими, попарно размещенными арочными окнами первого света. По осям более широких средних прясел на боковых фасадах помещены порталы арочных входов, в отличие от которых главный, на западной паперти, имеет более разработанную перспективную профилировку, включающую парные колонки с кубышками по сторонам и архивольт из двух рядов полувала, перехваченного поясками. Второй ярус над этим порталом занимает вместо окна крупная ниша киота с арочным трехлопастным завершением, обрамленным мелким рустом из западающих и выступающих рядов кладки. Над ней, повторяя полукруглую форму кровли киота, выступает кованый ажурный навес, защищавший бывший здесь прежде образ Казанской Богоматери. Декоративное убранство фасадов включает двухрядный пояс мелких заглубленных колонок, отмечающий импосты арок верхних окон, продолженный в качестве фриза на апсидах. Ряд тех же колонок подчеркивает междуярусное членение в каждом из прясел фасадов. В основании нижних окон пропущен ряд бегунца, включенный, как и импостный пояс, в декор завершающего четверик аттика. Убранство дополняют изящные парные архивольты из полувала над нижними окнами и небольшие ниши киотов над порталами боковых фасадов. Апсиды алтарной части прорезаны высокими и относительно узкими окнами. Внутри храм перекрыт парусным сводом и связан тройными проемами с главным и двумя придельными алтарями (Архистратига Михаила и св. мученицы Клавдии). Оштукатуренные стены окрашены в зеленоватый колер с орнаментальной росписью по углам свода.

http://sobory.ru/article/?object=07271

Первомайск (Первомайская). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые Первомайская упоминается в документах 1563 года как селение Блудень. Каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца в деревне Блудень возведен в 1887-1903 гг. Ядром храмовой композиции, выполненной на высоком цоколе и в крестообразном плане, является четверик, покрытый металлической кровлей на два ската. С востока к основному объему примыкает пятигранная алтарная апсида с боковыми ризницами, а с запада – небольшой притвор, над которым возвышаются два яруса шатровой колокольни с луковичным завершением. Горизонтальным рустом выделены фасады притвора, кирпичным узором украшен ярус колокольни, в арочной нише которого установлен образ Святителя. Над входом в храм устроен арочный навес. Широкими пилястрами разделен основной объем на четыре равные части, в каждой из которых находятся прямоугольные оконные проемы без каких-либо дополнительных украшений. Снаружи храм оштукатурен и окрашен в благородный цвет. http://www.guidebook.by/architecture/ В книге историка Здиковского " Православие в Брестской и Гродненской земле " , которая была издана в 1888 году, есть сведения о деревне Блудень, упоминаемой ещё в 1638 году (нынешняя деревня Первомайская), в которой, ещё с XVII века существовали две православные церкви. В царский период, когда деревня Блудень входила в Брест-Литовский уезд Гродненской губернии, в ней мирно соседствовали как еврейская синагога (нынешнее здание почты), так и православные храмы. В Блудне, ещё в XIX веке было 4 церкви и 1 часовня. Самая большая из них, располагалась на сельском кладбище (она упомянута Здиковским в газете " Церковные ведомости " в 1803 году). Это была деревянная церковь во имя Архангела Михаила. Больше об этой церкви никаких сведений нет, и что с ней стало, исторические сведения умалчивают. Известно лишь то, что к концу XIX века упоминается уже храм Александра Невского на том же сельском кладбище. В 1872 году через деревню прошла железная дорога из Бреста и была открыта станция Погодино (ныне Береза-Картузская). Рядом со зданием станции были выстроены две небольшие церкви. Службы в этих храмах проводились только по необходимости и просьбам людей, так как поезда на станции стояли долго, их заправляли углём и водой, машинисты отдыхали, а пассажиры тем временем могли заказать службу или подать требы в одной из церквей. Со временем в разрастающейся деревне стал наблюдаться прирост населения и возникла необходимость в сооружении нового храма. Инициаторами возведения вместительного храма выступили местные прихожане.

http://sobory.ru/article/?object=27532

Почапово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покровская Карта и ближайшие объекты Каменный однопрестольный Покровский храм возведен в центральной части деревни в 1867 году на средства правительства (10700 рублей) и стараниями настоятеля взамен одноименной деревянной церкви 1770 года постройки. Старинное культовое архитектурное сооружение, выполненное из бутового камня, сожжено партизанами во время сражений в 1943 году. Уникальная храмовая композиция в ретроспективно-русском стиле полностью восстановлена в начале 2000-х годов. Ядром храма является двухсветный четверик, покрытый на четыре ската металлической кровлей и гордо несущий свое традиционное пятиглавие. С востока к основному объему примыкает прямоугольная алтарная апсида с округлой экседрой, с запада – небольшая трапезная и двухъярусный поперечный притвор, над которым возвышается шатровая колокольня с луковичным венчанием. Центральный вход в храм отмечен четырехколонным крыльцом, покрытым на два ската и украшенным треугольным фронтоном, под нишей которого установлен образ Божией Матери. Полихромная кладка стен окаймлена широкими лопатками, карнизами, межэтажными поясами и плинтусами оконных проемов. Прилегающая территория к храму обнесена каменной оградой с угловой цилиндрической башенкой и двухъярусными Святыми воротами. http://www.guidebook.by/architecture/ Ансамбль Свято-Покровского храма в агрогородке Почапово невероятно живописен: мозаика из валунов все оттенков от светло-серого и бледно-розового до чёрного, белый и песочный цвет оштукатуренных элементов декора и угловых пилястр, сияние позолоченных крестов и золотых звёзд на тёмных куполах этого величественного храма, который окружает территория, ограда которой выполнена из валунов и зелёных деревьев. Таким храм видят все путешественники и паломники, заехавшие в агрогородок Почапово. История Покровской церкви в деревне Почапово ведёт к XVIII веку, когда в 1770 году землевладелец и помещик по фамилии Корсак построил здесь деревянный храм (возможно, униатский). Новый каменный храм был возведён из бутового камня в 1867 году, к чему приложил свои усилия местный священник. Строился сей храм на средства местных жителей, к тому же губернскими властями было выделено 10 700 рублей на возведение православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13690

«Правмир» и РПУ проведут открытую лекцию о профилактике абортов На лекции будут обсуждаться возможные подходы к решению проблемы абортов в современном обществе Панихида об упокоении жертв красного террора в РПУ (Фоторепортаж) Вечером 7 ноября у алтарной апсиды храма во имя святого Иоанна Богослова, что под Вязом, прошла панихида об упокоении жертв красного террора, безвинно за веру и Отечество пострадавших. Сразу после богослужения в Иоанно-Богословском храме состоялось открытие фотовыставки 'БОЛЬ. Незалеченные раны храма апостола Иоанна Богослова'. Игумен Петр (Еремеев): Ближайшая задача Русской Церкви — воспитать 30 000 миссионеров 30 000 тысяч специалистов — это большая цифра, но таковы сегодня реалии нашей церковной жизни. Большинство наших соотечественников нуждается именно в миссионерском призыве ко Христу. На каждом приходе должен быть миссионер, он должен быть помощником настоятеля, должен быть вовлечен в приходскую деятельность и работать на ниве духовного просвещения далеко за церковной оградой. Покровский бал в Российском Православном Университете (+ ФОТО) Хоть первый бал никогда не повторится, он не пройдет бесследно, а сохранится в памяти, а может быть даже в судьбе двух молодых - принца и принцессы, увидевших друг друга на этом балу. Протоиерей Артемий Владимиров о сообщающихся сосудах духа, жизни цезарей и шестом чувстве (+Видео) Дети удивительно остро воспринимают мир, для них ничего нет в мире банального, привычного. Поэтому у них такие глазки — с искорками, с лучиками. Они очень глубоко если не размышляют, то чувствуют. Почему и говорят: 'устами младенца истина глаголет'. Экспертная дискуссия «Образ Церкви: что имеем, что хотим?» пройдет 4 июля в РПУ В ходе исследования респондентов просили выбрать характеристики, которые, по их мнению, наиболее присущи Русской Православной Церкви в настоящее время, а также характеристики, которые отвечали бы их желаемому представлению о Церкви. В РПУ пройдет международная конференция по социальной работе

http://pravmir.ru/tag/rpu/

Православные Китая отпраздновали Пасху Москва, 9 апреля 2007 г. В Пекине, в старинном здании Красной фанзы, на территории Посольства Российской Федерации в КНР - в самом многочисленном приходе Китая - прошел торжественный пасхальный крестный ход и ночная Божественная литургия. В крестном ходе участвовало более 300 человек. Богослужение совершил иеромонах Венедикт (Лимонов), приехавший в Пекин из Владивостокской епархии (г. Уссурийск). С 4 апреля в Красной фанзе совершались богослужения Страстной Седмицы. В Великую Среду иеромонах Венедикт совершил Таинство Елеосвящения (Соборования) (соборовалось более 40 человек). В Великий Четверг, в день воспоминания Тайной Вечери, была совершена Божественная литургия святого Василия Великого. Утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий была отслужена в четверг вечером. В Страстную Пятницу - в день крестных страданий и смерти Спасителя - в Красной фанзе прошла Вечерня с чином Выноса Плащаницы и Утреня Великой Субботы с чином Погребения. В праздник Благовещения, в субботу, 7 апреля, была совершена Божественная литургия, за которой причащалось более 80 человек. После литургии отец Венедикт освятил куличи, пасху и пасхальные яйца. Прихожане постарались как можно лучше украсить куличи собственного приготовления и раскрасить яйца, соблюдая русские традиции в условиях проживания в Китае. К празднику Святой Пасхи Красная фанза благоукрасилась: появились новые подсвечники, а на алтарном месте был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра с подсветкой. В 23.30 в Красной фанзе началась Пасхальная Полунощница и крестный ход - торжественная процессия с хоругвями, фонарями, Евангелием, иконами, с пением стихиры Пасхи " Воскресение Твое, Христе Спасе+ " прошла около стены Красной фанзы к Поклонному кресту в парке Посольства. В конце верующие остановились перед закрытыми центральными дверями Красной фанзы, словно перед входом к Гробу Господню. В ночном небе Пекина торжественно прозвучал возглас священника: " Христос воскресе! " . В ответ зазвучали радостные голоса: " Воистину воскресе! " . На ночной Божественной литургии Евангелие читалось на церковно-славянском, русском, французском, английском, немецком и китайском языках, так как среди участников службы находились православные граждане разных стран (Россия, Франция, Украина, Греция, Сербия, Польша, США). За литургией причастилось более 80 человек.

http://pravoslavie.ru/21655.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010