Санкт-Петербург. Церковь Александры Римской при Научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Турнера. Церковь Александры Римской при Доме призрения увечных воинов Императрицы Александры Феодоровны Карта и ближайшие объекты Находящаяся в здании домовая церковь размещалась во втором этаже зала, соединяющего собой два двухэтажных корпуса и была рассчитана на 250 человек. В конце 1906 г. в церковь из бывшего лазарета Императрицы Александры Феодоровны, возникшего в годы Русско-Японской войны и находившегося на Павловском шоссе были доставлены престол и иконостас, и 17 Января 1907 г. она была освящена. Летом 1909 г. по инициативе Императрицы Александры Феодоровны было произведено некоторое переустройство церкви и расширение алтаря, который при этом был приподнят на несколько ступеней. 30 Июля 1909 г. обновлённый храм был заново освящён благочинным Царскосельского округа митрофорным протоиереем Афанасием Беляевым. По словам современников, в алтаре и в самой церкви обращало на себя внимание большое число икон Божией Матери, наиболее заметными из которых были большой образ Покрова Пресвятыя Богородицы, аналогичный образ Покрова, а также помещённый в большом дубовом киоте образ Спаса Нерукотворного. В сентябре 1911 г. Государыня Императрица прислала в домовую церковь икону с собственноручно начертанной надписью: «Киевъ. Сент. 1911 г. Благословение Дому Призрения. Изображение мозаичной иконы Пресвятой Богородицы, сохранившейся на алтарномъ своде Киево-Софийскаго собора, отъ Лъта Великаго Князя Ярослава 1-го, съ 1038 года. Александра». Этот образ был с особым почтением помещён в отдельный киот. Первое время службы в храме совершались настоятелем Софийского собора протоиереем Иоанном Сперанским, и лишь 30 Июня 1908 г. при церкви был учреждён постоянный причт, состоящий из священника и псаломщика, а 15 Мая 1909 г. на должность церковного старосты был утверждён Царскосельский 2-й гильдии купец Дмитрий Александрович Москвин, положивший много сил на благоукрашение этой домовой церкви. С 1908 по 1913 год настоятелем храма являлся священник Феодор Степанович Ильинский (1879-1937) — будущий священномученик.

http://sobory.ru/article/?object=37609

Новый Афон. Церковь Феодора. Анакопийский храм /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Феодора Тирона Год постройки:приблизительно 500 - 700. Адрес: Республика Абхазия, Гудаутский район, город Новый Афон, Иверская (Анакопийская) гора, Анакопийская крепость. Координаты: 43.094738, 40.808268 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иверская гора, на которой в первых веках нашей эры появилось хорошо укрепленное поселение местных племен, стала одним из первых христианских центров Абхазии. Поселение, существовавшее на ней с IV по XVII вв., называлось Анакопия. Цитадель Анакопии стояла на самой вершине горы, на высоте 345м над ур.м. Здесь, на небольшой площадке (83x37 м), окруженной мощной крепостной стеной,находились две башни (западная и восточная), " осадный " колодец и храм зального типа, построенный,видимо, в VI-VII вв. Последний расположен посередине крепости у северной стены, на возвышенной площадке. Храм сооружен из грубо обработанного известняка и морской гальки. Окна выложены кирпичом. Церковь неоднократно перестраивалась, лишь ее алтарная часть в виде широкой полуцирку лярной апсиды сохранила свои первоначальные очертания. От древнего здания остались также надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением рыбы, кипарисов, креста и других раннехристианских символов. Они служили навершиями небольших окон. Сейчас эти фрагменты, собранные вместе, находятся в алтарной части. Храм издавна знаменит тем, что в нем на протяжении многих веков, начиная, видимо, с VII в., хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно как и когда попавший на вершину горы. Средневековые рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом. В средние века Анакопийский храм стал религиозным центром Абхазского царства. Сведения взяты из брошюры-путеводителя " Абхазия. Христианские святыни Нового Афона " (Агенство по недвижимости и туризму " Юг " , г. Сухум, 2003г.) В это время, на рубеже VIII-IX веков, у северной стены цитадели на самом краю обрыва, был построен храм в честь великомученика Феодора Тирона. Анакопийский храм неоднократно перестраивался, первоначальные очертания сохранила лишь его алтарная часть в виде широкой полуциркулярной апсиды. От древнего здания остались также надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением рыбы, кипарисов, креста и других раннехристианских символов. Сейчас эти фрагменты, собранные вместе, находятся в алтарной части.

http://sobory.ru/article/?object=07500

Короча. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Известен такой факт. Когда в 1885 году курский губернатор посетил Корочу, он сделал замечание, что местный исправник не мог объяснить историю колокола на колокольне церкви. Этот вестовой колокол был подарен городу государем Алексеем Михайловичем в 1674 году. Колокол сохранился до сих пор. Его хранят как реликвию, хотя по назначению не используют. Он является достопримечательностью города. В Соборной церкви хранится образ Архангела Михаил, тоже подаренный царем. Его рама покрыта настоящим золотом. На иконостасе написаны такие слова: «Се Михаила зрак, сил грозных воеводы, кой Сатану с небес изгнал и поразил». Считается, что образ Архангела хранит корочанский народ от бед. Храм был построен в 1883 году с тремя престолами - главный  во имя Рождества Пресвятой Богородицы, северный - во имя Святителя Николая, южный - во имя Архангела Михаила. С приходом советской власти алтарная часть храма была занята под складское помещение. Храм был перегорожен стеной. Верующие продолжали богослужения в оставшейся им части здания. В настоящее время все здание храма вернули епархии. Это пятипрестольный храм - приделы освящены в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Преображения Господня и во имя Святителя Николая, Архистратига Михаила. Храм Рождества Пресвятой Богородицы является памятником архитектуры конца XIX века. В Короче находилось два исторических памятника древности, относящихся к основанию города: вестовой колокол и образ Архангела Михаила, подаренные царем Алексеем Михайловичем. Согласно надписи, сделанной на нем, прислан в Корочу в 1674 г. Употреблялся как набатный колокол, затем оказался в забытье. В 1836 г. курский губернатор М.Н. Муравьев предложил местной Городовой Ратуше позаботиться о его сохранении. С этой целью на городской площади был установлен на каменном фундаменте деревянный навес (в виде шатра), крытый железом. Под навесом, увенчанным двуглавым орлом, был помешен колокол. Вокруг навеса были размешены 2 большие и 1 малая старинные чугунные пушки. Надпись на колоколе, сделанная вязью, гласила: «Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович Всея Великая и Малыя и Белыя Pocciu Самодержец указал сей вестовой колокол в город на Корочу послать. Лета 7182 августа в 22 день. Весу в нем 12 пуд. 30 гривеняк». В 1885 г. при первом посещении Корочи курский губернатор П.П. Косаговский сделал уездному исправнику порицание за незнание происхождения колокола.

http://sobory.ru/article/?object=16038

Никосия. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Panagia Pallouriotissa /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В деревне Като Дефтера, близ Никосии, среди эвкалиптовых деревьев и олеандровых кустов в отвесных скалах, обрамляющих левый берег реки Педиеос приютилась уникальная церковь во имя Пресвятой Богородицы Золотой пещеры (Хрисоспилиотиссы). По преданию, жители деревни часто замечали в горах таинственный свет. Однажды, набравшись смелости, они отправились на поиски загадочного огня и неожиданно наткнулись на вырубленную в скале пещеру, состоявшую из трех небольших помещений, соединенных между собой узкими изогнутыми коридорами. Внутри они обнаружили древнюю двустороннюю икону, излучавшую потоки дивного света. На одной стороне иконы был выписан лик Пресвятой Богоматери, кормящей грудью Божественное Дитя (редкий иконографический образ, называемый «Млекопитательница»), на другой – образ Богородицы Одигитрии («Путеводительницы») с благословляющим Младенцем. В XVIII столетии известный критский художник Иоанн Корнаро покрыл икону серебряным с позолотой окладом, на котором запечатлел Пресвятую Богородицу - Царицу Небесную, сидящую на троне и держащую на коленях отрока Христа, увенчанного короной. Сегодня эта чудотворная икона хранится в церкви Святителя Николая в деревне Като Дефтера. И только раз в году, когда отмечается великий праздник Успения Богородицы, ее торжественно приносят в пещерную обитель. Когда и кем был высечен в скале этот монашеский приют, история пока умалчивает. Обнаруженные учеными в главном помещении два захоронения и крест в одном из них позволили предположить, что это место использовалось отшельниками как небольшой монастырь. Самая большая пещера была преобразована в церковь, стены которой и сегодня сохраняют фрагменты фресок, датируемых XIII-XV столетиями. В алтарном пространстве можно различить фигуры и лики Святых Отцов Церкви. Среди них апостол Варнава – основоположник Кипрской Церкви, епископ Епифаний Кипрский – участник первого Вселенского собора и редко встречающийся образ святого Трифиллиоса, епископа Ледры (Никосия). Другие фрески - «Воскрешение святого Лазаря» и «Преображение Господне» сегодня находятся на реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=42586

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты На том месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря, недалеко от источника, на котором в 1643 году явился образ Казанской Богородицы, в 2004 году был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, обложенный позднее кирпичом. Строительство велось на средства благотворителя А.П. Мамыкина. Он же в 2003 году передал в храм две бывшие монастырские иконы - чудотворный Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери и явленную икону св. Иоанна Предтечи («Ангел пустыни»). Эти святыни сохранила для верующих Климова Антонина Амплеевна, родственница благотворителя. Храм представляет из себя крестообразное в плане сооружение, над средокрестием которого возвышается шатер с главкой на конце. Над западной частью, где расположен главный вход в храм, возведена шатровая звонница. Еще два входа помещаются в ризалитах, выступающих на северном и южном фасадах церкви. Алтарная часть имеет пятигранную форму. Перед иконостасом в киотах расположены главные святыни возрожденного Казанского-Богородицкого монастыря: слева - Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери, справа - икона св. Иоанна Предтечи. На месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, при подошвегоры, над источником был построен Казанский собор. Строительство церкви началось в 1710 году, когда по грамоте митрополита Рязанско­го Стефана (Яворского) игуменом обители Павлом (Сниторцевым) на месте погоревшей Казанской деревянной церкви была заложена каменная. Окончено строительство было в 1722 году при настоятеле архимандрите Сергии. Храм, отличавшийся легкостью архитектуры и благолепием, был каменный, одноэтажный, холодный, однокупольный. Купол и глава обшиты белым железом, «яблоко» из красной меди, золоченное «под огонь». Крест был железный, обложен листовой красной медью, золоченый «под огонь». Высота собора с крестом на главном куполе — 44 1/2 аршина (почти 31,6 м), ширина — 28 аршин(19,9 м) и длина - ЗЗ аршина (23,8 м). Иконостас пятиярусный длиной 21 аршин (15 м), высотой 19 аршин (13,5 м), построен в 1722 году. Иконы писаны московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым в 1724 году. Иконостас по своей величине и великолепию резных позлащенных колонн, увитых виноградными кистями, а также позлащенных Царских врат резной древней работы, представлял взору величественный вид.

http://sobory.ru/article/?object=20480

Большое Широкое. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты На учет как памятник архитектуры поставлен храм Николая Чудотворца в селе Большое Широкое Шахунского района. Храм построен в 1865 году на средства прихожан в деревянном исполнении. В 1912 году храм возведен в каменном исполнении. Архитектура его выдержана в русском национальном стиле. Храм реставрирован в начале 2000-х годов. В плане церковь Николая Чудотворца имеет форму чуть вытянутого четвероконечного креста, на удлинённой части которого расположена паперть. Поперечные крылья храма служат порталами. Абсида, или алтарная часть, занимает верхний конец крестового плана здания. По вертикали структуру храма составляет традиционная для древнерусского зодчества схема восьмерик на четверике: на массивном кубическом основании (в деревянном зодчестве – клеть) водружены один на одном три восьмигранника центрального сооружения. Угловые части куба завершаются четырьмя колокольнями с открытыми аркадами под шатровым перекрытием. Художественный образ храма строится на постепенном переходе от тяжеловесных «земных» форм четверика к лёгким просветам восьмериков. При этом движение ввысь стремительно нарастает при осмотре здания снизу вверх - массивы краснокирпичных форм основания постепенно сменяются рядами лёгких арочных просветов. Движение подхватывают стройные пирамидки лёгких шатров, тонких барабанов. Острые иголочки крестов как бы продолжают движение в бесконечность духовного пространства. Массивы храма гармонично вписываются в окружающую природную среду. Всё это создаёт цельный архитектурно-художественный образ, облагораживающий духовный мир человека. Храм Николая Чудотворца в селе Большое Широкое по праву занесён в список наиболее значительных памятников архитектуры. http://www.gttp.ru/PC/pc_3.htm Храм Николая Чудотворца села Большое Широкое – это единственный восстановленный храм в городском округе после долгих лет забвения. Деревянная Николаевская церковь села Широкое в связи с такой же колокольней построена в 1865 году на средства прихожан; без ограды перевезена из села Новоуспение и сгорела 27 июля 1912 года.

http://sobory.ru/article/?object=03667

В Новой Москве построен единственный в России храм-корабль Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей 28 октября, 2015 Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей. Но чем ближе мы подходили к обители, тем более убеждались, что это лишь оптическая иллюзия. Будущий храм Живоначальной Троицы уверенно стоит на земле и символизирует великую победу России над Наполеоном. Его возвели по просьбе местных жителей СНТ «Плесково». Нашлись инициаторы, провели общественные слушания, где и порешили — храму быть. Дело за малым — начать строительство. Вот тогда заслуженный архитектор России Виктор Захаров, тоже житель этого дачного поселка, и предложил необычный вариант сооружения. – Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли. – Нам так и показалось сначала. – В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами. О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии), прорезные царские врата. Храм — это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее. – На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.

http://pravmir.ru/v-novoy-moskve-postroe...

Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном. Согласно греч. акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на слав. языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола - пророки, на парусах - евангелисты; в алтаре - «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве - цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в зап. части нефа - сцены из жизни Богородицы; в нартексе - «Древо Иессеево», Вселенские Соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены жития свт. Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время тур. завоевания. Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду со святыми особо чтимыми ктиторами представлен в юж. певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усеченной главой в руках. В сев. певнице - изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей, возможно, здесь находился посвященный ему придел. Особая тема росписи связана с историей Сербской Православной Церкви, представленной портретами исторических деятелей средневек. Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на зап. стене наоса изображены серб. архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и еп. Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (святые Стефан Первовенчанный (см. Симон монах ), Стефан Неманя (см. Симеон Мироточивый ), Стефан Урош V , Елена , серб. королева). В притворе - ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и св. Стефаном Урошицем; преставление свт. Меркурия, еп. Моравичского; наряду с Всел. Соборами - Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов). Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 60-х гг. XIII в., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265) в художественном стиле А. преобладает статичность и нек-рая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчеркивая мощные обобщенные объемы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи темный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок к-рого подчеркивает живописную монументальность изображений.

http://pravenc.ru/text/75946.html

Москва. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1514 году сын Ивана Грозного, Василий III, являвшийся в то время московским государем, издал указ о постройке в Москве одиннадцати каменных церквей. Одной из них стала церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, которая строилась в 1514-1519 годах под руководством известного зодчего из Италии Алевизо Фрязина. Известную славу церковь приобрела в начале XVII века, когда являлась приходским храмом для семьи князя Пожарского. Когда весной 1611 года произошло восстание жителей Москвы против польских солдат, князь Дмитрий Пожарский построил рядом с церковью укреплённый острожек для защиты ополченцев от поляков. Во время восстания в боях князь был ранен и скрывался в Троице-Сергиевой Лавре. В это время поляки разграбили и подожгли храм. А после того, как этих чужеземцев из Москвы прогнали, Пожарский выделил средства на восстановление церкви. После ремонта в неё была помещена Казанская икона Божией Матери, спасительница Москвы от поляков. Спустя некоторое время, в 1612 году, она была перенесена на Красную площадь, в построенный там Казанский собор. Из известных святынь в Введенском храме находился список Казанской иконы, в украшенной жемчугами золочёной ризе, подаренный церкви князем Пожарским. Одна из его дочерей собственноручно расшила образ Спасителя с изображениями на нём святителей Петра и Алексея, который тоже был передан храму. Так же, из чувства благодарности, князь Пожарский поместил в церковь Введения Пресвятой Богородицы принадлежавший ему образ Знамения. Себе же оставил список с него, который поместил на каменном столпе возле своего дома, стоящего неподалёку от церкви. Позже этот столп с иконой включили в усадебную ограду. Икону со столпа сняли и передали во Введенскую церковь уже после революции. До того момента, пока храм не снесли, она там и хранилась. В середине XVIII века архитектор Постников в процессе перестройки внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви. К оставленным без изменения части стен и алтарным апсидам были выстроены заново восьмерик с трапезной и колокольня. В это же время церковь приросла приделами Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы (в память о похороненной в этой церкви первой жене князя Пожарского Прасковьи Варфоломеевны). Новые постройки возводились в стиле барокко. Будущий знаменитый митрополит, в то время ещё архиепископ Платон, лично провёл обряд освящения нового храма. В 1751 году Стоглавый собор поделил Москву на семь церковных сороков, и Введенская церковь была назначена для ведения духовных дел одного из них, Сретенского сорока.

http://sobory.ru/article/?object=37018

Нимендский (Нимяндский) погост. Церковь Николая Чудотворца на Нимянде. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты По сведениям А. Лебедева, первая церковь была построена не позднее XVI века, о чём свидетельствовала надпись на храмовой иконе свт. Николая: " позолочен явленный образ Николая Нимендского в лето от сотворения мира 7076 (1568) " . Однако, согласно церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 г., образ был позолочен в 7176 году. В XVII в. были построены две деревянные церкви: в 1639 г. - теплая, во имя св. Пророка Божия Илии, а в 1674 г. - холодная, во имя свт. Николая. Церковь в честь Николая Чудотворца на Нименде в Сольвычегодском уезде упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1859 г. построена каменная церковь. Престолы в честь свт. Николая Мирликийского, пророка Илии, Всех Святых. Церковно-приходское попечительство открыто 21 января 1871 г., председателем утвержден крестьянин Георгий Петров Гарманов. В 1788 г. при церкви числился 41 человек, в 1868 г. - 91. Каменная одноэтажная Никольская церковь состоит из квадратного в плане помещения, со стороной квадрата равной 12 м, перекрытого плоским потолком. К восточной стороне примыкает полукруглая алтарная апсида; к западной - четверик трехъярусной колокольни, через который устроен вход в церковь. К южной стене четверика пристроено небольшое, квадратное в плане подсобное помещение. Стены церкви расчленены широкими лопатками, узкими окнами со стрельчатыми наличниками и неглубокими нишами. Основной объем церкви покрыт четырехскатной крышей типа " колпак " , увенчанной пятью луковичными главками на восьмигранных барабанах. Открытый звон колокольни перекрыт восьмигранным куполом, увенчанным небольшой главкой на восьмигранном барабане. Здание, размером 21х14 м, построено из большемерного кирпича на каменном фундаменте. Крыши и главки покрыты кровельным железом, окрашенным суриком. Механическое переплетение разностильных элементов (компоновка плана, конструктивный прием, декор фасадов и прочее) в данном здании свидетельствуют о зарождении эклектического стиля. Дата постройки: 1855-1859 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=15464

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010