Боровичи. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина) находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки. С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=11655

Горбачиха. Часовня Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Информация из паспорта объекта культурного наследия Часовня клетского типа с традиционной планировкой: основное помещение, притвор, крыльцо. Два сруба часовни перекрыты двускатной кровлей. Над притвором возвышается колокольня, завершающаяся высоким шпилем. В конек врублена шейка с изящной главкой. Такое построение объемно-пространственной композиции широко распространено в Каргополье. Концы бревен оформлены в виде пилястр. Украшением часовни служит хорошей формы главка, крытая лемехом, и восьмигранный шатер колокольни, тоже завершающийся главкой с лемеховым покрытием. Подобный тип часовен выработан плотниками кенозерских деревень, эти постройки своеобразны и в других районах не встречаются. В Никольской часовне особенно удачно найден вертикальный ритм завершений.  Часовня Николая Чудотворца, 1863 г. Вторую часовню Николая Чудотворца можно увидеть в 1 км по лесной дороге в сторону Видягино. Очень легко пройти мимо нее. Выйдя из деревни у леса тропа раздваивается. К часовне надо идти по правой тропе, уходящей в лес. Это - придорожная часовня, стоящая слева от тропы. Часовня небольшая, на ее узком гульбище едва встанет во весь рост человек, а двоим здесь не разойтись. Два ската кровли поддерживаются гладкими столбами, между которыми протянуто перильное ограждение из тонких столбиков. Скромный облик оживляют прорезные причелины. Крест закреплен прямо на коньке. Интересной особенностью часовни является восточная стена, выполненная углом и отдаленно напоминающая алтарную апсиду. По мнению Г.П.Гунна, в плане часовня напоминает лодку – привычный образ для этого края. Другое мнение, не такое романтичное, высказано Е.Заручевской: пятиугольную форму внутреннего молельного помещения (две стены под углом на восточной стороне часовни) можно объяснить стремлением старообрядцев имитировать таким способом алтарную абсиду (такие приемы известны в Карелии). В Горбачихе еще есть интересный колодец. Вообще-то все местные жители берут воду для своих нужд из озера, где она чиста и вкусна. Но здесь когда-то был построен колодец, скорее всего для того, чтобы не спускаться к озеру с высокого берега. Снаружи он выглядит как обычный сарай, а внутри выстелен деревянный пол, в котором проделано отверстие. Сверху приделан ворот для подъема ведра. Вода в колодце стоит необычно высоко. Необычная конструкция!

http://sobory.ru/article/?object=04386

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/1320003.html

Великий Устюг. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Илии Пророка. Первое упоминание Ильинской церкви находим в Сотной книге за 1630 год: «За острогом же вверх по реке по Сухоне в Левонтьевском конце церковь Ильи Пророка, древяна вверх, да теплая церковь Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев древяна клетцки, а в церквах образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей». Кроме этого при церквях имелась деревянная колокольня с 6 колоколами. Строительство каменной Ильинской церкви тянулось очень долго с 1695 по 1745 годы. 18 августа 1695 года освящен холодный храм (второй этаж) во имя святого пророка Илии. 16 июля 1745 года освящен теплый храм (первый этаж) во имя Знамения Божией Матери. Строительство второго этажа и колокольни начато в 1736 году. В предалтарном иконостасе теплого храма находились древние иконы: по правую сторону царских врат образ Знамения Божией Матери украшенная медною посеребренной ризою. Письмо иконы старинное: по левую сторону царских врат образ Зосимы и Савватея Соловецких Чудотворцев, старинный, вероятно, бывший местным в приделе деревянной церкви; образ Спасителя (за правым клиросом); образ святого Пророка Илии - старинного киевского письма, вероятно, бывший местными в деревянной церкви. В 1918 году решением горисполкома храм передан под производственное предприятие. 12 марта 1930 года начали сбрасывать колокола с колокольни, а 23 июня разбирать и ломать иконостас Ильинской церкви. Основной объем представляет собой четверик, на который поставлен световой восьмерик с миниатюрной главкой на граненом барабанчике. С востока композиция продолжена пятигранной алтарной апсидой, с запада короткой трапезной. В середине XVIII века была построена колокольня на одной оси с храмом, соединенная с ним переходом. Колокольня, поставленная на проходном рундуке восьмигранная, верхний ее ярус (ярус звона) прорезан арочными проемами. Венчает сооружение высокий шпиль. Углы фасадов отмечены сдвоенными пилястрами. Сама плоскость фасадов, завершенных карнизом, расчленена пилястрами на прясла.

http://sobory.ru/article/?object=06415

О библейском прототипе иконостаса В сборнике " Иконостас. Происхождение - развитие - символика " , М., 2000, опубликованы статьи научных сотрудников Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге И.А.Шалиной и Т.Д.Сизоненко, посвященные малоизученной теме библейских прототипов христианского церковного искусства. И.А.Шалиной и Т.Д.Сизоненко исследованы связи византийской алтарной преграды и русского высокого иконостаса с конструкцией и символикой завесы, закрывавшей вход в святое святых ветхозаветных скинии и храма. По мнению И.А.Шалиной вход в святое святых, оформленный в виде четырех колонн и образованного ими тройного прохода, закрытого завесой с изображениями херувимов (Исх. 26. 31-33), воспроизведен в христианском искусстве, в частности, в устройстве византийской алтарной преграды (И.А.Шалина, Вход Святая Святых и византийская алтарная преграда). Впервые иконостас рассматривается как образ тройных врат Небесного Иерусалима (Откр. 21. 13; И.А.Шалина, Боковые врата иконостаса: символический замысел). Т.Д.Сизоненко отмечает сходство формы Царских врат иконостаса с иконографией ковчега завета (Т.Д.Сизоненко, О ветхозаветной символике царских врат). Одновременно в США была опубликована монография Герберта Кесслера, в которой представлены параллели между византийскими изображениями завесы и иконографией Нерукотворного образа Спасителя (Herbert L. Kessler, Spiritual Seeing: Picturing Gods Invisibility in Medieval Art, Philadelphia, 2000). В православном искусстве Нерукотворный образ Спасителя соотносится с темами Благовещения и Евхаристии, а также упокоения душ праведных в селениях Небесных, " по ту сторону завесы " . В византийской традиции Нерукотворная икона обычно размещается над алтарной апсидой храма (см. Шарон Герстель, Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах ). Следует отметить, что выводы искусствоведов соответствуют святоотеческим комментариям, рассматривающим и завесу, и ковчег завета в качестве важных символов тайны Боговоплощения.

http://pravoslavie.ru/1466.html

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.– 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Скачать epub pdf Храм преподобного Пимена интересен как своей историей, так и архитектурой, великолепной росписью и мраморным иконостасом. Все три алтарных иконостаса составляют единое художественное целое. Автором иконостаса, решенного в псевдовизантийском стиле, является академик архитектуры Ф. Шехтель. С иконостасом итальянского белого мрамора гармонирует и мраморная резная решетка на солее, и в недавнее время отделанные под мрамор большие деревянные киоты с иконами Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Казанская». Резьба в иконостасе воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику древних катакомб: пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы «Сущего» – Альфа и Омега. Иконостас состоит из двух ярусов. Между колоннами нижнего яруса в прямоугольных нишах, имеющих арочные завершения, помещены иконы местного чина, под арками первого яруса – второй ряд полукруглых икон праздничного чина. Солея выложена плитами белого мрамора. Подходящему ближе к иконостасу постепенно открывается величественный образ Царицы Небесной с Богомладенцем на руках (см. цветную вкладку в «ЖМП», 1981, композиции В. М. Васнецова, известной по киевскому Владимирскому собору под названием «Богоматерь Запрестольная». Образ Богоматери, простирающийся до барабана купола, является центром композиции из живописных изображений пророков, помещенных между окнами барабана, и четырех великих пророков – Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля – на противоположной, западной стене подкупольного пространства. Вся живопись храма выполнена в васнецовском стиле и отчасти в манере, близкой к стилю М. В. Нестерова; живопись исполнена под влиянием росписей киевского собора. В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах (соприкасающихся с землей или с миром «дольним») помещены изображения «святых Божиих человеков», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Здесь мы видим преподобных Антония и Феодосия Печерских , святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых Митрополитов Алексия и Петра, мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, преподобных Сергия Радонежского и Саввы Звенигородского, святых Тихона Задонского и Димитрия Ростовского и многих других святых, чтимых в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Чехов. Церковь Зачатия Анны в Лопасне-Зачатьевском. Зачатьевская церковь Карта и ближайшие объекты Белоснежную пятиглавую Анно-Зачатьевскую церковь возвел по обету на месте деревянной в 1694 г. стольник С.Л. Васильчиков. В начале строительства храма его супруга Анна зачала обещанное Богом во время молитвы чадо и через положенное время родила дочь, названную Марией. После у супругов были еще дети. В 1821 г. стараниями Н.И. Васильчикова к Зачатьевскому храму пристроили трапезную с приделами: во имя свт. Николая и в честь Зачатия Иоанна Предтечи. В 1828 г. к храму примкнула трехъярусная колокольня с изящной ротондой из двенадцати колонн с небольшим купольным завершением со шпилем и крестом. После революции церковь разорили, священников репрессировали. С 1962 по 1988 г. Зачатьевская церковь была закрыта и разграблена. В настоящее время храм обрел свое прежнее благолепие. В храме находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, от которой были явлены знамения и чудеса во время войны. Защитила она и в наше время молодых воинов, которые присутствовали во время молебна в 1997 г. Все они вернулись после службы в Чечне живыми. Также в приходе храма находится чудотворный образ свт. Николая и почитаемый образ прп. Сергия Радонежского. Кирпичная церковь Зачатия Праведной Анны была построена вместо деревянной в 1689-1694 гг. на средства стольника С.Л. Васильчикова, согласно данным ему обету. Бесстолпный пятиглавый храм с сильнот вынесенной алтарной апсидой - характерный образец московского посадского зодчества 2 половины XVII в. В 1821-1828 гг. " тщанием " генерал-майора Н.И. Васильчикова были пристроены трапезная с приделами Николая Чудотворца и Зачатия Иоанна Предтечи, а также многоярусная, завершенная бельведером со шпилем, колокольня - великолепный образец русского классицизма. Внутренняя отделка церкви относилась к концу XIX- началу ХХ вв. Храм действовал до 1962 г., после чего был закрыт, но не разорен (сохранялись остатки росписей и остовы иконостасов). В 1988 г. церковь вновь была возвращена верующим и стала главным храмом Чеховского благочиния. Возле церкви сохранился интереснейший некрополь. Здесь находятся надгробия и захоронения - храмоздателя Н.И. Васильчикова, сына А.С. Пушкина - генерала от кавалерии А.А. Пушкина, его детей Г.А. и С.А. Пушкиных, правнуков поэта Сергея и Софьи.

http://sobory.ru/article/?object=00764

10 января 2003 г. Иконография чутко реагирует на состояние церковного сознания С пришествием Христа возникло разделение на тех, кто сердцем точно узнает «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1,45), и тех, кто смотрит со стороны, ища своего и для своего племени. Это разделение существует на протяжении всей истории христианства. Если религия используется человеком для себя, как средство своего собственного, или своей семьи, или своего народа земного устроения, если религия перестает быть самопожертвованием и становится полезным орудием для достижения неких жизненных целей, то человек сразу переходит с уровня божественного на уровень магический и прагматический. Он присваивает святыню и тем профанирует ее, реальные ценности заменяются подделкой. Эта закономерность хорошо просматривается в истории Православной Церкви и с наглядной полнотой проявляет себя в истории иконописи. В Церкви икона является символом Царства Божия, свидетельством Боговоплощения и «эпифанией» преображенной и прославленной твари. Но как только церковное сознание ослабевает, сразу начинает искажаться почитание иконы и ее облик. Вспомним крайности народного отношения к иконе в предиконоборческий период, когда иконы брали в восприемники при крещении ребенка, скоблили или подмешивали краску в Св. Дары. Все это знаменовало духовный кризис, приведший в конце концов к иконоборческой ереси. Особенно уязвимым в этом отношении оказалось почитание Божией Матери, в которой горнее соединяется с дольним. На Руси со времени принятия ею крещения и до XI века главные храмы Киева, Новгорода и Полоцка посвящались Христу «Божьей силе и Божьей премудрости» (1 Кор. 1, 24). «Премудрость есть Божество, — писал киевский митрополит Климент Смолятич, — а храм — человечество, ибо Христос истинный Бог наш, как во храм вселился во плоть, принявши ее от пречистой владычицы нашей Богородицы». Храм Софии Премудрости Божией являл образ Церкви как тела Христова. Таким же олицетворением Церкви являлась и Богородица. В мозаичном изображении Богоматери Оранты (Молящейся) в алтарной конхе Софийского собора в Киеве монументальная фигура Пречистой Девы неразрывно слита с массивом стены, что делает особенно убедительным это уподобление.

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

     Время Великого поста — это время встречи. Честной встречи с самими собой, если, конечно же, сам пост для нас — это не диетическое упражнение и не отсчет тоскливых дней от блина до кулича. Честной — значит далеко не всегда приятной и радостной. Но такая встреча нужна, потому что в конечном счете она неизбежна — как неизбежен новый день, как закономерно солнце, встающее над добрыми и злыми, как неизбежна Любовь, принимаешь ты ее или нет, потому что Распятие и Воскресение, к которым мы движемся путями Великой Четыредесятницы, и есть свидетельства этой Любви. Господь не требует от нас непосильных жертв, не смотрит в холодильник и тарелку — Возвысившийся над землей на крестном древе через века и расстояния ждет ответа человеческого сердца. А отзовется ли оно?.. Не так давно, в конце января, произошла удивительная и трагическая история. Алтарник одного из московских храмов, выпускник Свято-Тихоновского университета Георгий Великанов увидел на одной из подмосковных станций человека, идущего по рельсам. Это был бездом­ный; скорее всего, он был нетрезв, потому что на призывы сойти с путей, по которым приближался поезд, никак не реагировал. Еще несколько мгновений — и его жизнь должна была закончиться. Ситуация совсем не редкая и не исключительная: под колесами поездов и автомобилей гибнет немало пьяных. Но в этот раз все закончилось иначе: в последние мгновения перед роковым ударом Георгий оказался рядом с этим человеком, столкнул его с рельсов, а сам уйти от приближающегося поезда уже, к сожалению, не смог. История гибели Георгия Великанова потрясла очень многих. Что это было, чем руководствовался он, буквально бросаясь под поезд, чтобы вытолкнуть оттуда незнакомого человека? Да и какого человека… Отношение нашего общества к людям, оставшимся без жилья и документов и тем более ведущим нетрезвый образ жизни, вполне известно и чаще всего находится в диапазоне от брезгливого равнодушия до нечеловеческой жестокости. В Сети можно довольно часто встретить ролики, записанные подростками или даже взрослыми неумными людьми, на которых кто-то группой или в одиночку избивает бездомного человека, заведомо зная, что ни защитить себя, ни наказать обидчиков законными методами тот никаким образом не сможет. А тут случилось нечто, перевернувшее всю обыденную логику: молодой человек, у которого жизнь по сути только началась, который готовился к рукоположению в священный сан, которого ждала дома супруга, который был востребован и многими любим, в считаные секунды отдал свою жизнь за жизнь обыкновенного бродяги. Мы знаем о случаях, когда командиры закрывали собой гранату, случайно выпавшую из рук новобранца, когда обыкновенные люди шли в самое пекло пожара, чтобы вытащить оттуда старика-инвалида или ребенка. Но жизнь ради бездомного — об этом, пожалуй, все мы слышим впервые. Был ли в этом какой-то смысл? Очень многие в те дни задавались подобным вопросом и не находили на него ответа.

http://pravoslavie.ru/111743.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010