Москва. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами святых первопрестольных апостолов Петра и Павла ( правый придел) и святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Правый придел был построен и освящен в 1786 году, а левый - в 1795 году. Оба придела были построены князем Александром Петровичем Дадиани. Колоколов было шесть: в первом весу было 103 пуда 29 фунтов - 1661 кг, во втором - 29 пудов 37 фунтов - 481 кг, в третьем - 7 пудов 14 фунтов - 107 кг, на остальных вес не был обозначен. Пол в центральном приделе и трапезной был железный, а в боковых приделах - каменный. Из древних икон в храме находился образ апостола Иоанна Богослова, по преданию привезенный из Греции храмосоздателем царем Арчилом. Расположен в селе Красном на высоком берегу речки Страданки в пяти километрах от г. Троицка. Московской области Подольского благочиния была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Церковь имеет два придела: святых первоверховных апостолов Петра и Павла – правый придел, построен и освящен в 1786 году и святого благоверного князя Александра Невского – левый придел, построен и освящен в 1795 году; оба придела построены князем Александром Петровичем Дадиани. Первоначально придел святого благоверного князя Александра Невского был освящен во имя преподобного Александра Свирского. После 1831 года этот придел уже везде упоминается как придел Александра Невского. Архитектура храма является обычной для того времени: сама церковь представляла восьмерик на четверике, с востока к ней примыкала алтарная апсида, с запада – трапезная, к западной стороне трапезной была пристроена колокольня, с севера от колокольни была небольшая пристройка. Храм имел наличники на окнах и ширинки на восьмерике из тесаного кирпича, кирпичные стены были обмазаны раствором и побелены. Над приделами были устроены башни, причем на одной башне устроили колокольню, а на другой установили часы. Колоколов было шесть: вес самого большого составлял 103 пуда 29 фунтов (1661 кг).

http://sobory.ru/article/?object=06087

Никулино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасский храм села Никулино был построен в самом конце XVII века (по архивным данным). Существует как действующий и приносящий доход в казну с 1704 года. Три придела: основной во имя Спаса Нерукотворного, боковые: Архангела Михаила и Великомученика Димитрия Солунского. Закрыт в 1930 году, сильно разорен. с 1996 года началась реставрация, закончившаяся в 2001 году. Алексей Пичугин Спасская церковь в селе Никулине была возведена в начале XVIII в. и относилась к существовавшему в селе усадебному комплексу. «Церковь представляет собой один из вариантов «нарышкинского» храма, она выстроена по типу «восьмерик на четверике» и украшена скромными наличниками. Такие же наличники – на низкой алтарной апсиде и на трапезной, первоначально имевшей лишь южный придел. Характерны для архитектуры начала XVIII века и восьмиугольные окна верхней части четверика. Во второй половине XIX века к трапезной был пристроен второй (северный) придел, декор которого выдержан в стиле, свойственном всему сооружению. Позднее храм оштукатурили, что огрубило его архитектурный облик. Двухъярусная классицистическая колокольня сооружена в конце XVIII века». Источник: М.М.Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 Церковь Всемилостивого Спаса в селе Спасском-Микулинском на р.Руденке известна исстари. Документально известна с 1678 г. Существующий кирпичный храм во имя Нерукотворного Образа Спаса с теплым приделом Архангела Михаила построен в конце XVII- начале XVIII вв. вотчинниками Челищевыми, освящен в 1704 г (?). С 1722 г. поместье в Никулине переходит к Хитрово. В конце XVIIII в. на средства Т.Л.Хитрово пристраивается колокольня. Во второй половине XIX в. реконструируется (или возводится заново) северный придел во имя влкмч. Димитрия Солунского. В дальнейшем архитектурный образ здания не изменялся. Композиция храма традиционная, трехчастная. Состоит из основного объема типа " восьмерик на двусветном четверике " с прямоугольным алтарем, бесстолпной, ориентированной в поперечном направлении двупридельной трапезной и двухъярусной колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00781

Ныроб. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В первой половине XVIII века в Ныробе сформировался каменный архитектурный ансамбль, подобного которому нет во всем крае. Посреди села на возвышении стоят две каменные церкви. Между ними с южной стороны находилась колокольня — главная архитектурная доминанта ансамбля. Она состояла из низкого четверика, высокого восьмигранного столпа и двух восьмериков с главой. Несмотря на крупные пропорции, колокольня не делала тяжеловесным ансамбль, а значительно обогащала его художественный образ. К сожалению, колокольню разобрали в 1934 году. Более ранней в ансамбле является пятиглавая Никольская церковь, построенная в 1704 году и освященная в 1705 году. Архитектура церкви решена в стиле " московского барокко " . Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Чуть позднее с запада пристроили крыльцо с висячей гирькой. При реставрации памятника в середине 1950-х годов его убрали, посчитав за деталь, не соответствующую первоначальному облику. Церковь поставлена на бутовый фундамент и опоясана многопрофильным цоколем и поребриком. На южной стороне трапезной находится вход в подклет. Двусветный куб храма увенчан пятиглавием. Первоначально главами выделялись апсида и трапезная. Никольская церковь славилась обилием украшений барочного типа. Весь памятник убран каменной резьбой. Фасады храма украшены наличниками, многорядными карнизами с модульонами, ажурными полукружьями закомар. Немалый интерес представлял интерьер Никольской церкви. В стенах храма, обращенных к алтарю и трапезной, сделаны трехарочные проемы. Пластичность интерьеру придают сомкнутые своды, высокие распалубки окон в алтарной апсиде, трапезной и откосы верхних окон в храме. В трапезной и храме стены были покрыты росписью по известковой затирке. В летописи церкви, на правой стене центральной арки (позже забеленной) при переходе из трапезной в храм, было указано, что " начато сие стенное письмо в 1722 году, а совершися в 1725 году. Писал второй степени живописец Михаил Казаринов " . В Никольской церкви обнаружено и такое явление: на всех четырех сторонах свода имеются углубления в виде восьмиконечных крестов, заполненные деревянными крестами. В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Помимо архитектуры, храм интересен иконой Святого Христофора с собачьей головой.

http://sobory.ru/article/?object=02952

Отец Константин служит в Бутырском изоляторе, исповедует и причащает преступников. К вере он пришел, когда одним из немногих выжил в авиакатастрофе, а священником его уговорила стать одна «старушка» - княгиня Трубецкая. Об этом и о многом другом в нашем сюжете из серии «Слова и лица». Справка: Священник Константин Кобелев родился в Москве в 1957 г. Закончил биофак МГУ. В 1979 году попал в авиакатастрофу. Трагедии предшествовал тяжелый эмоциональный и духовный период в жизни и отец Константин даже записал в дневнике тогда: «Провидение, если ты есть, убей меня». После катастрофы сомнений в бытии Бога не осталось, и начались поиски того, какой Он. В Церковь пришел благодаря крестному Анатолию Гармаеву (сейчас протоиерей). В середине 80-х, будучи алтарником в храме Илии Обыденного, познакомился с отцом Глебом Каледой. Закончил Московскую духовную семинарию. В 1991 г. рукоположен в сан диакона, в 1998 г. – в сан пресвитера. Сейчас является клириком храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве и старшим священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе, возрожденном в начале 90-х отцом Глебом Каледой. – Ваш любимый литературный образ разбойника? – Что-то я задумался. Не знаю... Как-то в последнее время не доводилось читать художественную литературу, больше жизненную. У меня любимые разбойники - те, которые у меня. И, к сожалению, повинны иногда в смерти людей и других каких-то вещах. Но люди, которые действительно раскаялись и видно, что они живут уже иначе. И самое главное – увидели смысл жизни в том, чтобы молиться за других людей. – Вы выжили в авиакатастрофе, как это на вас повлияло? – Я это воспринимал как свой собственный посыл. По моей мысли, по моему желанию, вопросу к Богу случилась эта катастрофа. И поэтому для меня это... Через меня половина народу погибла, 50 человек. Все это очень не просто. Я понимаю, что у каждого человека своя судьба и я не мог повлиять на судьбу других людей. Тем не менее, когда это произошло, ощущение было очень сильное. Главное, что я задал вопрос, даже обратился к Богу, чтобы он меня убил. Я сказал, если ты есть, Провидение, убей меня. И я услышал ответ, всем своим существом услышал голос: «Живи!» И я понял, что Бог есть. Как апостол Павел, которому явился Бог на пути в Дамаск. Тут уже и возражать нечего.

http://pravoslavie.ru/75496.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью Методическое пособие по организации библейских кружков. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ как форма работы со студенческой молодежью (учебно-методическое пособие) Издание Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви осуществлено при поддержке Алексея и Светланы Ульяновых Об авторе-составителе Стрелов Владимир Сергеевич, 1980 г.р., педагог, методист Братства Православных Следопытов, преподаватель кафедры теологии РГСУ и кафедры психологии РПИ св. Иоанна Богослова, директор московского центра «Общества друзей Священного Писания». Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи». Духовно-просветительская работа со студенчеством. Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана, остается неучтенной. Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин. Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать: вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви, укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины, вовлечению молодежи в служение, подготовке к миссионерской деятельности. Групповое чтение – образ современной молодежной работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

Пречистое. Церковь Троицы Живоначальной на Аристовом погосте. Успенская церковь на Аристовом погосте Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим данным, на этом месте по благословению митрополита Петра (XIV в.) был построен деревянный женский Пречистенский монастырь, отсюда название деревни Пречистое. В XVII веке, во время нашествия поляков, последней игуменье этого монастыря - Евдокии удалось скрыться, а обитель была сожжена. Именем этой игуменьи названо селение Авдотьино. Троицкий храм в Аристовом Погосте был построен на средства прихожан в 1822 году в стиле классицизма. Колокольня была достроена в 1830 году. Это время и считается датой окончания строительства храма. В этом же году прошло первое богослужение. Со дня основания до настоящего времени в храме богослужения не прекращались. В церкви есть еще два придела - Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы. Здесь хранится особо чтимая икона Казанской Божией Матери (XVI в.). 16 апреля 1999 г. в день прославления иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Троицком храме замироточили иконы: преподобного Серафима Саровского, Иверская икона Божией Матери, Пророка Божия Илии и Воскресения Христова. По преданию, здесь с XIV в. по благословению свт.Петра Митрополита был основан Пречистенский женский монастырь, разоренный в Смутное время и давший название селу. Документально церковь впервые упоминается в писцовых книгах с начала XVII в. " Церковь Успения на Аристовом погосте в Кошелевом стану на реке Вздериноге " . Существующая каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1822-1830-х гг. на средства прихожан. Храм в стиле позднего классицизма состоит из ротонды с боковыми двухколонными портиками дорического ордера, большой полуциркульной алтарной апсиды, трапезной со скругленными углами и трехъярусной, с полуярусом, колокольни. В советское время церковь не закрывалась. Имеется чтимый образ Казанской Божией Матери, написанный в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=06012

«Русский бог» Свт. Николай Чудотворец. 1713 г. Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом». «В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы и памятию твоею». В этом седальне уже содержится часть ответа на недоуменные вопрошания. Жил в городе Миры, через таинство миропомазания воспринял дар чудотворений, которые щедро изливал на окружающий мир, а после кончины прославился нетлением мощей и мироточением. Удивительно откликнулось русскому уху название города Миры Ликийские, в котором святитель епископствовал. Здесь и «миро» – священное благовоние, возлиянием или крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое «миро», истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и «мир» как состояние души, и «мир» как вселенная; здесь и производное «мирянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…

http://pravoslavie.ru/2755.html

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Карта и ближайшие объекты Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского в Петропавловской крепости. Усыпальница Великих Князей Карта и ближайшие объекты К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1906 г. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д.И. Гримма и А.О. Томишко. По проекту к северной стороне собора примыкает объем парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведет в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты. Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д.И. Гримма, а затем в 1900 г. А.О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л.Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утвержден 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г. Пространство парадного двора перед вестибюлем отделено решеткой, сооруженной в 1905 г. По воле Николая II Бенуа спроектировал ее по образцу решетки Летнего сада. Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. Пластичны фасады с четко прорисованными деталями. Купол покрыт темным шифером из аспидного сланца, главка и крест - сусальным золотом. Внутри стены облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором. Колонны выполнены из темного лабрадора. В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Н.А. Бруни. По его же эскизу Г.И. Кузик в 1906 г. в Дармштадте выполнил алтарный витраж «Воскресение Христово». В том же году в мозаичной мастерской В.А. Фролова созданы четыре иконы по картонам худ. Н. Н. Харламова: для фасадов - изображения Иверской, Казанской и Федоровской икон Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль. Под полом усыпальницы устроили 60 могил, каждая из которых представляла собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 3,2 м.

http://sobory.ru/article/?object=24814

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010