Берёзовка. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь возведена в 1897 году. Псевдорусский стиль. К прямоугольному в плане зданию с востока примыкает полуциркульная в плане апсида. Основной объем церкви акцентирован треугольными фронтонами северного и южного фасадов, а так же световым барабаном (низкий восьмерик на низком четверике), увенчанным тремя рядами килевидных кокошников. Объем светового барабана прорезан по сторонам света небольшими прямоугольными с полуциркульными завершениями оконными проемами, декорированными наборными наличниками с кованными козырьками килевидного силуэта. Малый глухой барабан с главкой – утрачены. Трапезная перекрыта двускатной крышей оригинальной конструкции В.Г. Шухова. Оконные проемы, размещенные по краям северного и южного фасадов, аналогичны по характеру декоративного оформления оконным проемам светового барабана. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы трапезной – двойные, алтарной апсиды – тройные, меньшего размера. Горизонтальное членение фасадов подчеркнуто подоконным поясом, обработанным филенчатыми лежачими ширинками, срединным карнизом с поясом кронштейнов и венчающим сложным карнизом, прорезанным висячими наборными лопатками, завершенными небольшими треугольными фронтонами. Их расположение подчинено общему трехчастному ритму членения фасадов. Двойные оконные проемы трапезной вписаны в перспективные наличники с профилированными архивольтами. Простенки между окнами трапезной декорированы ширинками и наборными полуколонками. Здание храма – один из лучших на территории Липецкой области образцов культового зодчества. Каменная церковь великомученика Димитрия Солунского в селе Березовке построена в 1897 году. В советское время ее закрыли, в войну здесь был госпиталь, а потом - клуб. Храмовые святыни были расхищены, но главная из них сохранилась до наших дней. Образ небесного покровителя храма был написан на кипарисовой доске афонскими монахами и подарен православному приходу в 1906 году. Источник: 08.02.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ

http://sobory.ru/article/?object=10700

Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова), благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал главным бухгалтером на небольшом предприятии. С началом военного лихолетья Ваню на фронт не взяли: болезнь глаз оставила его в тылу. Оставаясь в Москве, он продолжал работать. В 1944 году стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 года — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем). В 1945 году был рукоположен Патриархом Алексием I во священники, поступил в Московскую духовную семинарию. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей, в которых много пострадал за веру. Вернувшись из заключения досрочно в 1955 году, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн. В 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ca...

Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Житие Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых. Паремии Страстной Субботы. Великий пост — время очень важных богослужений. В первые четыре дня Великого поста читается Великий канон Андрея Критского. В эту книгу канон включен с параллельным переводом на современный русский язык. На пятой неделе, в среду вечером, — особое богослужение, называемое Мариино стояние: канон Андрея Критского читается полностью и, как образ совершенного покаяния, — житие святой Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых читаются в Великую Пятницу, в Великую Субботу — Паремии Страстной Субботы. Все эти службы включены в книгу. Впервые публикуются пояснения к тексту канона, составленные Владимиром Лучаниновым. Книга полезна всем тем, кто Великим постом ходит в храм на службы, по книге удобно следить за всем, что читается и поется в храме в эти дни. Полезно это издание будет и тем, кто в суете и спешке современной жизни не успевает на великопостные богослужения. Главная особенность издания — пояснения к тексту Великого канона. Святой Андрей Критский приводит множество примеров благочестия и греха из Священной Истории, которые не понять, не зная глубоко Писание. В текстах пояснений каждый пример или имя, упомянутое в каноне, доступно объясняются, что выявляет скрытые смыслы этого молитвенного чтения. Текст снабжен отсылками к Библии. Лучанинов Владимир Ярославович, автор пояснений к Канону, — выпускник Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На протяжении нескольких лет был алтарником храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. С 2008 г. — главный редактор и один из учредителей издательства «Никея», вдохновитель и разработчик большинства издательских проектов, автор нескольких книг. Женат, отец пятерых детей. Купить книгу можно на сайте издательства «Никея» . Переводы, исполнения и толкования Канона Андрея Критского на одной странице

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Егорьевск. Церковь Алексия, митрополита Московского. Алексеевская церковь Карта и ближайшие объекты В Егорьевске широко почитался святитель Алексий Митрополит Московский. По местному преданию, он передал с. Высокое (будущий Егорьевск) в московский Чудов монастырь, в котором принял схиму. В день перенесения мощей святителя совершался крестный ход вокруг всего города. Церковь очень маленькая, построена в начале XX в. В народе она называется Нечаевской, по пригородному селу, в память о котором сохранилось название улицы. Из кн.: Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Сост. свящ. О. Пэнэжко, М., 2001 Первая часовня в деревне Нечаевская Егорьевского уезда была построена в нач. ХХ в. С прошением о том, чтобы построить эту часовню в деревне, в 1904 году к церковным властям обратился крестьянин Иван Акатьев. На своём земельном участке и на собственные деньги Акатьев уже через год построил часовню. Здание было возведено в честь рождения цесаревича Алексея, а освящено именем его небесного покровителя - святителя Алексия, митрополита Московского. Эта часовня имела статус приписной при Успенском соборе города Егорьевска, но уже через несколько лет стала храмом, так как стараниями прихожан к часовне были пристроены алтарная часть и колокольня. Церковь получилась небольшой (здание вмещало только сто человек), её стены были сложены из кирпича, а декор выполнен в псевдорусской стилистике. Невысокий бесстолпный храм выделен боковыми фигурными фронтонами и миниатюрной главкой над двускатной кровлей. Двухъярусная колокольня завершена шатром. В обработке окон использованы полуколонки, углов - плоские пилястры. Горизонтальное членение решено фризом с поребриком. Повторное освящение обновлённого храма состоялось в 1910 году. Главной святыней храма стала икона святителя Алексия, митрополита Московского с частицей его мощей. В 1929 году Нечаевская была включена в состав территории Егорьевска, и Алексеевская церковь оказалась в его пределах. В годы гонений церковь не была закрыта, но её настоятель был арестован и расстрелян. В 1930-е гг. в Алексеевскую церковь был перенесён на сохранение образ святителя Николая из закрытой Никольской часовни. В нач. XXI в. церковь вновь была обновлена - в ней отреставрировали стенную роспись, на колокольне установили восемь новых колоколов, специально отлитых на Урале.

http://sobory.ru/article/?object=01795

Каблуково. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1785. Адрес: Россия, Московская область, Щелковский район, Каблуково Координаты: 56.019471, 38.167154 Проезд:От Щёлковского автовокзала (ст. м. " Щёлковская " ) авт. 335 до ост. Каблуково; или от ст. Щёлково (Монинская ветка Ярославского направления), или от г. Фрязино авт. 29, 35, 37 или 39 до ост. Каблуково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С 1746 года селом Каблуково-Спасское владел коллежский асессор Афанасий Абрамович Гончаров – прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены А.С. Пушкина. Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа выстроена на его средства в 1780-85 годах в запоздалых для своего времени формах барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» до расширения его в конце XIX века имел выраженную продольно-осевую композицию. Алтарному выступу отвечал равновеликий западный притвор, вплотную к которому поставлена двухъярусная колокольня с резонатором звона. Подобная объемно-плановая структура, восходящая к рубежу XVII-XVIII вв., очень характерна для подмосковных церквей эпохи барокко. При расширении здания в стенах четверика и притвора пробиты широкие арочные проемы, уничтожившие их архитектурную обработку. Первоначальные формы убранства – крепованные на углах пилястры, филенки, мелкопрофилированные карнизы и плоские наличники криволинейных очертаний – сохранились на восьмерике и апсиде храма. В 1941 году церковь закрыта, возвращена верующим в 1995 году. Каменная церковь Нерукотворного Образа Спаса была построена в 1780-1785 гг. вместо деревянного храма 1702 г. Храмоздателем был коллежский асессор Афанасий Абрамович Гончаров- прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Церковь типа " восьмерик на четверике " с трехъхярусной колокольней выстроена в традициях позднего плоскостного барокко. В 1869 г. помещиком С.А.Дорошевичем храм был значительно расширен. В 1941 г. церковь была закрыта, к 1980-м заброшена. Утрачена историческая внутренняя отделка. С 1993 г. церковь была возвращена верующим и восстанавливается. 23 ноября 2002 г. в Спасскую церковь с. Каблуково крестным ходом был перенесен Образ Спаса Нерукотворного, который с 1941 по 2002 гг. находился в Никольском храме с.Гребнева и почитается прихожанами как чудотворный.

http://sobory.ru/article/?object=00760

Калуга. Церковь Спаса Преображения на подоле. Казанская " на подоле " , Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Она стоит близ Оки, которая в половодье доходит иногда до входа в церковь. Этот храм упоминается в описи 1626 г. " преображение Спасово на " Подоле " . Строили храм на деньги, которые вносили не только простой люд, но и купцы, промышленники, а главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна. В 1802 году была пристроена колокольня.  В 1844 году, во время всенощного бдения, накануне храмового праздника Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с прибавлением веса был митрополит Иона, служивший при Казанской церкви протоиереем.  Как снаружи, так и внутри храм очень красив. Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главной достопримечательностью храма - чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот образ - копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм семейством Смирных в начале второй четверти XVII в. Церковь перенесла много утрат: после закрытия ее в 1930 году как храма в ней была устроена кузница в алтарной части, разобрано пышное пятиглавие, в церкви создана скульптурная фабрика. Во время боев в декабре 1941 года храм был значительно разрушен. Реставрация колокольни была выполнена калужскими реставратарами в 1975-1979 годах. Колокольня храма - " родная сестра " колокольни в Оптиной Пустыни и возведена калужским строителем И. Зюзиным в 1802 году. C предвоенных лет до настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика. Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/]Церкви Калуги Паспорт на памятник архитектуры: Церковь Казанской Богоматери в девичьем монастыре. 1707-1719 годы. Калуга, улица Подвойского, 7. Паспорт составлен в 1950 году. 1. Даты основных пристроек и перестроек: Перестраивалась в 1726 году. В 1802 году построена колокольня,

http://sobory.ru/article/?object=01753

Копорье. Собор Спаса Преображения. Крепостной собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1705. перестройка 1756-1760. Архитектор:С.А. Волков (перестройка трапезная) Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Копорье, крепость Координаты: 59.709012, 29.031457 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Копорская крепость. Спасо-Преображенский крепостной собор, начало XVI в. Разорён шведами в 1612, возобновлён в 1704–1705. В 1756–1760 по проекту арх. С.А. Волкова были пристроены трапезная и колокольня. Восстановлен после пожара в 1854–1856 гг. Разорён вновь во время ВОВ и вновь сгорел в 1962 г. Пребывает в руинах. В начале XXI в. ведутся реставрационные работы. Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада - позднейших времен. Восточная - из плиты, западная из кирпича… Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху - восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви - 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора - по 3 окна. Над папертью - колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла. В притворе, на высоте 4 аршин - малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь - из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На иконе есть надпись: « 1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери - портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.

http://sobory.ru/article/?object=05843

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Расположен на высоком холме. Местная легенда о начале М. В. м., не подтвержденная письменными источниками, связана с именами Муромских святых кн. Петра (Давида) Георгиевича и кнг. Февронии (Евфросинии) , живших в XIII в. Данные археологии позволяют констатировать, что холм, где впосл. возникла обитель, был заселен уже в X в. (Археол. карта России. 1995. С. 176). На этом месте исследователями были обнаружены лепная муромская керамика, древнерус. гончарная керамика, а также обломки стеклянного браслета. Этому археологическому памятнику было присвоено наименование «Воскресенское селище». В раннее средневековье это поселение, видимо, находилось вне городской черты. Одно из первых достоверных сведений о храме в честь Воскресения Христова относится к 1566 г. ( Кучкин. 1969. Л. 239). На Воскресенской горе находилось 26 дворов посадских людей. Более подробные сведения о Воскресенской ц. приводят в писцовой книге г. Мурома 1623/24 г.: «Да за руч[ь]ем же на горе Воскресенской девич монастырь, а на монастыре церковь Воскресение Христа Бога нашего древяна о трех верхах на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом. Да в пределе собор архистратига Михаила, да другой предел великого чюдотворца Николы. Да теплая церковь Введение пресвятые Богородицы древен клецки и с папертью ж» (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 51 об.). Далее подробно описываются иконы и церковные предметы, находящиеся в обители. Отдельные иконы были богато украшены серебряными окладами с позолотой и чеканными венцами. Иконостас Воскресенской ц. тоже был изысканно украшен: «Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус и праз[д]ники и апостолы и пророки все на золоте». Перед Деисусом находилось медное паникадило. Запрестольный алтарный образ Божией Матери был написан «на золоте». Крест был обложен серебром, церковные сосуды оловянные. В приделе арх. Михаила в 20-х гг. XVII в. также находились иконы, обложенные серебром и украшенные венцами со сканью. Однако иконостас был скромнее: «Двери царские и сень и столбцы на празелени». Такой же иконостас - «на празелени» - был и в приделе свт. Николая Чудотворца (Там же. Л. 52-53). Рядом стояла теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, иконы в к-рой были украшены серебряными окладами с позолотой; иконостас был простым: «Двери царские и сень и столбцы и в тябле диесус на празелени».

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Лагурка во имя мучеников Кирика и Иулитты. X–XI вв. [Груз. ] (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Памятник груз. средневек. живописи. Церковь особо почитается в Сванети. Расположена на вершине высокой горы над р. Ингури, на противоположном берегу от села. Престольный праздник - квирикоба - отмечается в день памяти святых мучеников 15(28) июля (подробнее см.: «Народные обычаи, связанные с церковным календарем» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В Л. хранятся богатая коллекция средневек. чеканных и живописных икон, церковные украшения. Особенно почитается т. н. икона семьи Шалиани - чудотворный образ «Распятие Господне» XII в. с частицами Животворящего Креста Господня визант. письма, украшенный злато-серебряной чеканкой с эмалью и полудрагоценными камнями. Архитектура Небольшая по размерам церковь (внутреннее пространство 5 ´ 2,70 м) выстроена из плит желтоватого водяного туфа (ширими). Принадлежит к обычному в В. Сванети зальному типу. С юга примыкает притвор, с запада пристроена 2-ярусная колокольня. Внутреннее пространство перекрыто коробовым сводом, апсида выделена подпружной аркой. По продольным стенам развернуты 2 пары пристенных арок, опирающихся на пилястры, на зап. стене - одна пара. Глубокая апсида отделена от остального пространства церкви алтарной преградой, датируемой тем же временем, что и церковь. Перед ней, в середине храма, на высоком каменном постаменте установлен обычный для церквей Сванети большой предалтарный крест, обитый чеканными золочеными пластинами с изображениями. В здании 3 входа: с запада, севера и юга; пространство освещено 2 окнами (в алтаре и на зап. стене). Деисус. Роспись ц. Лагурка во имя мучеников Кирика и Иулитты. 1112 г. На зап. стене над дверным проемом помещена 3-строчная надпись, выполненная асомтаврули белой краской (сохр. не полностью): «Именем Божиим расписана и украшена святая сия церковь в возвеличение и в моление азнауров этого ущелья и всех, которые строили. Святой Квирике, прославь и помилуй. [Расписана] в годы от сотворения мира 6716 в короникон…» Имя художника сейчас не читается, но композиция росписи, характер изображений, манера исполнения не оставляют сомнения в авторстве Тевдоре. На пилястре подпружной арки юж. стены помещена 10-строчная надпись, выполненная черной краской: «Храм сей святого Квирике, когда землетрясением был разрушен я, сын Антония, Георгий вновь украсил. Кто не забудет (меня), того помилует Бог». Упомянутые лица по историческим источникам неизвестны, но надпись разъясняет причину поновления в XVII в. отдельных частей первоначальной росписи Тевдоре: художник стремился освежить изображения, полностью сохранив иконографическую схему росписи.

http://pravenc.ru/text/2462495.html

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа.

http://sobory.ru/article/?object=04155

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010