Алтайская миссия содержится на средства, главным образом отпускаемые от Православного миссионерского общества. 1 . Начиная с основателя миссии отца архимандрита Макария, члены ее всегда считали и считают одной из главнейших своих обязанностей проповедь Евангелия среди язычников, обращение их ко Христу. Для этой цели предпринимаются ими частые поездки по Алтаю в кочевья инородцев-язычников; поездки эти совершаются как начальником миссии и священниками-миссионерами, так и другими лицами, принадлежащими к составу миссии. Разъезды по горам и ущельям Алтая, большей частью верхом и в некоторых местах по горным карнизам, сопряжены с великими трудностями и опасностями, но, несмотря на это, они необходимы: чем больше поездок миссионеров, тем больше и обращений. Поездки начальника миссии имеют главным образом характер общемиссионерский и производятся с целью руководства и наблюдения за общим ходом миссионерской деятельности в пределах всей миссии. Священники-миссионеры для проповеди Евангелия язычникам по несколько раз в год объезжают свои отделения, проезжая в общей сложности ежегодно от двадцати пяти до тридцати тысяч и более верст; сюда не включаются их частые поездки для исправления христианских треб у своих прихожан. В проповеди слова Божия язычникам принимают участие также миссионерские псаломщики, учителя и особенно оспопрививатели, которые пользуются каждым удобным случаем для благовествования. Результаты проповеднических трудов миссии нельзя не признать если не вполне блестящими, то, во всяком случае, значительными и утешительными: так, при первом начальнике миссии, отце архимандрите Макарии, из язычников было обращено в христианство 675 человек, при втором начальнике – до 5000 человек, при третьем – 6679 человек, и, наконец, при настоящем начальнике миссии число новообращенных ежегодно простирается до 500–600 и более человек. Благодаря проповеднической деятельности миссии в настоящее время почти половина инородцев Алтая, обитающих в пределах миссионерского района, обращена в православие, а именно: по последнему отчету число крещеных инородцев достигает 15474, а некрещеных остается 16706 человек обоего пола. Таким образом, если принять во внимание те трудности, с которыми должна была бороться миссия в первый период своего существования вследствие новизны дела и недостатка способных к проповеди лиц, а равно и от препятствий, какие она встречает и по настоящее время, то следует признать, что в деле распространения христианства среди алтайских инородцев миссия оказала значительную услугу Церкви приобретением для нее нескольких тысяч новых чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Что ответим на это? Недостатка в призывном кличе, кажется, нет, но не все, точнее сказать, немногие слышат этот клич, а откликающихся на него еще менее. И вот по-прежнему остается жатва многа, делателей же мало. Значит, опять и опять нужно молить Господина жатвы, да изведет делатели на жатву Свою ( Мф.9:37–38 ). Но, кроме призывного клича, кроме молитвы и призвания деятелей на поле миссионерства, не следует ли что-либо делать и нам самим, на которых лежит долг заботиться об изыскании таковых делателей? Когда первые богозванные благовестники Евангелия – святые апостолы кончили свое служение, то преемники их, пастыри Церкви, сами снаряжали и посылали веропроповедников для проповеди язычникам. А некоторые учреждали особые училища для миссионерских целей. Я разумею Александрийское огласительное училище святого Кирилла 53 . Не следует ли и нам обратить особенное внимание на таковой способ приготовления деятелей для миссионерства? Не следует ли и нам озаботиться учреждением училищ, исключительно с миссионерской целью, училищ как низших, так и средних? А может быть, придет время, когда нужно будет и высшее учебное заведение – миссионерская академия. Говоря о миссионерских училищах, мы разумеем не такие учебные заведения, какие существуют у нас, общеобразовательные и специальные, – нет, миссионерские училища должны быть не учебными только, но и воспитательными заведениями. И эта последняя цель должна иметь преимущественное значение. Миссионерские училища должны воспитывать деятелей для миссии: оттуда должны выходить и катехизаторы, и клирики-чтецы, и певцы для отправления богослужения на инородческих языках; там должны приготовляться и диаконы-проповедники, и пастыри-миссионеры. Весь строй жизни таковых миссионерских институтов должен быть приспособлен к тому, чтобы питомцы их без колебаний направляли себя исключительно на миссионерское служение, чтобы, выйдя из миссионерского института, они смело и умело могли приниматься за то дело, на которое будут поставлены. Как на идеал такого учреждения я указал бы на миссионерский институт, проектированный блаженной памяти основателем Алтайской миссии архимандритом Макарием. Но если бы идеальный миссионерский институт и получил когда-либо осуществление, то не иначе как только в далеком будущем. А нам нужно дело делать теперь же. Нам нужны начальные школы для приготовления деятелей миссии теперь же. А для этого нужно прежде всего разрешить вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Русское население Алтая составляют поселенцы и переселенцы из европейских губерний России. Алтайский край, со своими горными заводами и привольными местами, издревле был заманчивым убежищем всех беглых из внутренних губерний России, всякого рода пришлых людей, которых еще указом 12 мая 1747 года повелено было приписать – и действительно приписывали – к Колывано-Воскресенским заводам 109 . Но с увеличением народонаселения Алтая колонизация этого края была воспрещена правительством, так как считалось вредной для казенной горнопромышленности 110 . Однако благодаря, с одной стороны, необыкновенному плодородию почвы и прекрасному климату в алтайских долинах, а с другой – недостатку хороших земель и различным неблагоприятным бытовым условиям некоторых местностей Европейской России тысячи переселенцев отваживались, несмотря на запрещение, селиться на Алтае. Русские крестьяне, преимущественно из губерний Тамбовской, Воронежской, Пензенской, Уфимской, выстраивали себе простые избушки в каком-нибудь захолустье Алтая, где нередко многие из них жили по целым годам неизвестными начальству, продолжая уплачивать подати в местах своего рождения; потом они обживались в новом крае, и самая продолжительность их пребывания давала им достаточные права на владение землей. Особенно большую ловкость в овладении заповедными землями обнаружили так называемые старообрядцы: в настоящее время они имеют довольно большое число многолюдных селений, окруженных цветущими полями, и составляют более одной пятнадцатой части всего русского населения Алтая. Старообрядцы обыкновенно начинали тем, что, никого не спрашивая, поселялись на месте, которое им нравилось; когда местный чиновник приказывал им удалиться, они упрашивали его повременить до тех пор, пока получится ответ на посланное будто бы прошение их на высочайшее имя. В следующем году ответ, как и естественно, оказывался неполученным, а между тем на новом месте выстроены домики, скошены травы, сжат и собран на гумна хлеб. В конце концов благодаря изворотливости и настойчивости старообрядцы успевали получить законным порядком те права, которые сначала были захвачены ими самовольно, и превращались в «старых сибиряков». С 1865 года со стороны правительства состоялось разрешение беспрепятственно селиться на Алтае русским переселенцам, и с этого времени пришлое население Алтайского края быстро возрастает, несмотря на трудности, которые приходится преодолевать крестьянину-переселенцу. Великим благодеянием для Алтая служит то, что там вовсе нет гражданских и политических ссыльных. В настоящее время крестьянское население Алтая простирается до четырехсот тысяч человек, в том числе старообрядцев около двадцати пяти тысяч. Русское население преимущественно занимает северо-западные и юго-западные окраины Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Посему забота об умножении числа веропроповедников есть забота об успехе проповеди . Божественная мудрость уподобила первых веропроповедников соли, долженствующей осолить вселенную, с таковым притом предостережением, что если соль сия потеряет силу, то уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф.5:13 ). Из сего усмотреть можно, что успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества веропроповедников. Известно изречение христианской мудрости: «Или не учи, или же нравами учи». Для приготовления делателей на жатве, вверенной попечениям Алтайской миссии, существует Бийское катехизаторское училище. Состав учащихся в этом учреждении должен образоваться и ежегодно восполняться главным образом из воспитанников миссионерских школ. Нужным считаю поставить в известность отцам миссионерам те условия, которые должны быть соблюдаемы ими при выборе питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище. 1 . Они должны быть хорошо известны миссионеру как лица, не испорченные нравственно и с успехом кончившие курс в начальной миссионерской школе. 2 . Питомцы должны быть снабжены выписками из метрических книг о рождении и крещении (таковые выписки могут быть присылаемы заведующему катехизаторским училищем и после, только во всяком случае до выпуска воспитанника из училища). 3 . Как поступающие в училище, так и родители их должны быть предуведомляемы, что пансионеры обязаны по выходе из училища оставаться в распоряжении миссии и на служении, какое будет им указано, в течение не менее шести лет. Обучение в начальных школах должно происходить по программам, изданным Училищным советом при Святейшем Синоде. В школах инородческих, где обучаются исключительно инородческие дети или где преобладает большинство таковых, начальное обучение должно происходить по алтайскому букварю и первой после азбуки книге для чтения, с постепенным обучением и чтению русских книг, назначенных для русских начальных и церковно-приходских школ. Особенное внимание отцов миссионеров должно быть обращено на воспитанников, которые по выпуске из катехизаторского училища будут определяемы в миссионерские станы на должность учителей или псаломщиков и толмачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

К кн. Дмитрию Владимировичу Голицыну С князем Д. Вл. Голицыным, Московским генерал-губернатором (1820−1844), архим. Макарий познакомился в 1839−40 г.г., во время пребывания своего в Москве для сбора пожертвований на Алтайскую миссию. Участливое отношение князя Голицына к миссионерскому делу, и его предложение писать ему о нуждах миссии, дало о. Макарию побуждение благодарить его, и все сословия Москвы, посвящением им своего рукописного труда «Алфавит Библии», а с другой стороны, просить князя о напечатании этой книжки, весьма важной для духовного просвещения как русского народа вообще, так и новокрещеных в частности. Но оба письма архим. Макария не достигли цели. Кн. Голицын переслал «Алфавит Библии» обер-прокурору Св. Синода, а этот сдал его на рассмотрение ректору СПб. дух. академии Афанасию, епископу Винницкому. На основании отзыва преосвящ. Афанасий, Св. Синод 2/31 дек. 1842 г. постановил: оставить Алфавит Библии без всякого употребления и сдать в Синодальный архив (где он и хранится в Деле 1842 г. за 673), а архим. Макарию сделать строгое внушение. Главная причина такого отношения к труду архим. Макария заключалась, конечно, в том, что он приводил тексты Свящ. Писания по русскому переводу. 79 350 Его Сиятельству, князю Дмитрию Владимировичу Голицыну Московскому генерал-губернатору и всем сословиям царствующего града Москвы благоговейнейшее и усерднейшее приношение. Сиятельнейший князь милостивый Государь! Представляемая Вашему Сиятельству рукопись, под названием «Алфавит Библии», есть собрание взятых из Св. Писания изречений Св. Духа, расположенных таким порядком, и в такое единство приведенных, что в совокупности их можно видеть целый состав животворящих истин христианского откровения. Это собрание священных текстов названо Алфавитом Библии, потому что, как азбука есть ключ ко всем книгам, принадлежащим известному языку, так трудившийся в составлении Алфавита Библии, старался представить ключ к спасительному разумению этой Божественной книги, и осмелился подражать в этом Святителю Христову Дмитрию митрополиту Ростовскому, от которого имеет прекрасное собрание правил, составляющих руководство к духовной жизни, под названием Алфавит духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Подписано соглашение о сотрудничестве между Барнаульской епархией и Главным управлением Алтайского края по здравоохранению 26 декабря 2015 г. 10:03 23 декабря 2015 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Барнаульской епархией и Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Документ подписали митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий и начальник Управления И.В. Долгова. В рамках соглашения продолжится развитие взаимодействия в решении задач в области здравоохранения, привлечении населения к участию в делах милосердия и благотворительности в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения Алтайского края. Соглашение о сотрудничестве содержит в себе целую программу взаимодействия Церкви и учреждений здравоохранения. Это оказание необходимой медицинской помощи инвалидам, престарелым, иным гражданам, нуждающимся в медицинском уходе и реабилитации; сотрудничество в подготовке и переподготовке медицинских и фармацевтических кадров, в том числе, сестер милосердия; проведение курсов патронажных и младших медсестер, учрежденных Церковью; служение в больницах молельных часовен и храмов, осуществление пастырского присутствия священника в среде больных; организация духовного просвещения в учреждениях здравоохранения, создание специализированных стендов и библиотек, издание православных больничных листков; взаимодействие в сфере оказания экстренной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. В своем выступлении И.В. Долгова особо отметила, что у учреждений здравоохранения края складываются добрые и конструктивные отношения с Барнаульской епархией: «Я считаю, что возрождение взаимодействия между Церковью и светской медициной очень важно, потому что при излечении больного психологическая составляющая играет немаловажную роль. Поэтому мы должны помогать друг другу, взаимодействовать на благо людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию — психологическую, духовную, физическую. Когда врач и священник воздействуют на дух и физическое тело человека, то это взаимодействие благотворно влияет на выздоровление. Это позволит формировать здоровый образ жизни наших людей и реализовать гражданам права на свободу совести и вероисповедания», — сказала глава ведомства. После подписания документа владыка Сергий и Ирина Викторовна обсудили претворение в жизнь ряда положений Соглашения. Барнаульская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Направляется духовная миссия в Пекин. Начинается просвещение прежде всего сибирских народов. Заканчивается период кончиной митрополита Тобольского Филофея, апостола Сибири. Четвертый период (1727–1800) характеризуется ослаблением веропроповеднической деятельности. Естественное распространение христианства в Поволжье, Сибири и Северных областях встречало значительные препятствия во время длительного царствования Екатерины II. Отчасти это было связано с секуляризацией церковного имущества, закрытием 4/5 монастырей и другими трудностями жизни Церкви, государства и народа в этот синодальный период. Однако были и отрадные явления: в частности – образование Конторы новокрещенских дел в Поволжье, Осетинской духовной миссии на Северном Кавказе и Кадьякской миссии на Аляске. Период заканчивается оживлением религиозной жизни в различных слоях российского общества и одновременно активизацией ислама . В пятый период (1800–1827) оживляется религиозная жизнь как православного народа, так и мусульман и буддистов. Ислам поднимается в Казанском крае, в других областях Поволжья и Сибири. Целые деревни старокрещеных татар переходят из православия в ислам, а за ними – мордва, чуваши, черемисы. В связи с быстрым распространением ислама по всему Поволжью последовали указы и послания Священного Синода об усилении миссионерской деятельности, которая постепенно активизировалась. Шестой период (1827–1870) – время подъема миссионерской деятельности и создания систем миссионерского просвещения, переводческой деятельности, школьной системы и подготовки миссионерских кадров для многих непросвещенных народов. Расцветает Казанская миссионерская школа, Алтайская, Якутская и другие внутренние миссии, создаются и успешно развиваются внешние миссии (Японская, Палестинская и др.). Заканчивается этот период созданием Православного миссионерского общества, которое стало привлекать к делу проповедования веры практически весь народ. Расцвет русского миссионерства приходится на следующий, седьмой период (1870–1905), когда десятки непросвещенных народов получают от миссионеров письменность, школы, храмы, книжную культуру на родном языке. Создаются и быстро развиваются многочисленные как внутренние, так и внешние миссии. При этом значительно меняется стиль работы внутренней миссии, обращенной прежде всего к русскому народу, в среде которого в этот период происходит внедрение и распространение сект, в том числе с социалистической и атеистической направленностью. На защиту Церкви поднимаются братства, религиозно-просветительские общества, церковно-приходские школы (ЦПШ), монастыри. Проходят первые миссионерские съезды, создаются епархиальные миссионерские структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если славянский перевод неясен и вызывает надобность в разъяснениях, то, подсказывали Протасову с его одобрения услужливые люди, нужно сделать новый перевод Библии с греческого на славянский язык, с тем, чтобы он, устраняя собою и делая излишним русский перевод, мог получить исключительное употребление в русской церкви. Такое предложение также не получило одобрения Синода и вызвало, напротив, предположение, что оно исходит от «всегда скрытно действующих агентов латинства». Когда дело о провозглашении славянской Библии единственно канонической не состоялось, предположения обратились в том же направлении к исключительному употреблению славянского текста и греческого перевода LXX в духовно-учебных заведениях при изъяснении Св. Писания, с устранением от этого изъяснения еврейского текста, как испорченного. Через это косвенно подвергались запрещению все попытки перевода целых священных книг или отдельных мест с еврейского и вообще всякое обращение к еврейскому тексту. Митрополит московский Филарет и в этот раз отстоял одинаковое критическое достоинство еврейского и греческого текстов, представил в Святейший Синод обстоятельную записку «о догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского перевода Священного Писания ». При таком настроении высшего духовного управления новые переводы Библии на русский язык не могли появляться. Это с полною очевидностью сказалось в истории с новыми переводами библейских книг с еврейского на русский протоиерея Г. П. Павского и архимандрита Макария (Глухарева) алтайского. Г. П. Павский, первый студент первого курса академии, выпуска 1814 года, бакалавр, а потом профессор этой академии по кафедре еврейского языка, на лекциях своих со студентами последовательно перевёл с еврейского ряд библейских книг (Иова, Екклезиаста, Песнь Песней, Притчи Соломоновы, Пророков больших и малых), как бы в продолжение переведённой при его главном участии первой части Библии (Восьмикнижие). Списки перевода передавались из курса в курс, пока, наконец, уже по выходе Г. П. Павского из академии, студенты XIII курса (выпущенные в 1839 году) для облегчения себя в списывании новых экземпляров не отлитографировали этих списков. Литографированными экземплярами студенты пользовались на лекциях Св. Писания и еврейского языка, из посторонних лиц они давали эти списки только известным профессорам и учителям семинарий. Из этого обстоятельства в 1841 году возникло настоящее следственное дело по обвинению составителя перевода и его читателей и держателей в извращении Св. Писания, в колебании основ православного понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/st...

По словам Бухарева, святитель «проницательно и ясно видел, что в современную ему эпоху ум мыслящего большинства проходит путь подвига еще среди опасных борений и преткновений, еще находится так сказать в искушении трудном и болезненном. Поставлять или провозглашать заправление всего жизненного круга владычественным умом значило бы пожалуй еще усиливать для многих искушение, значило бы вводить их в самое искушение — всю жизнь свою, с добрыми даже ее началами или только навыками, подчинять только еще борениям и брожениям болеющего ума. Вот почему Филарет внушал поставлять жизненное начало (страха Божия) выше всех мысленных и научных начал! Причина этого заключалась в обстоятельствах и духовных требованиях его эпохи. По этому же самому он не дозволял, даже в школе и притом высшего духовного образования, вводить в христианское нравоучение никакой идеи так называемого нравственного благородного самоуважения, хотя оно есть собственно должное сознание, блюдение и уважение в себе достоинства — быть по образу Божию, данного нам самим Творцем (сам Филарет уважал, как Божия человека, алтайского миссионера Макария , говаривавшего: «Как мне раболепствовать пред людьми, когда я сам — образ Божий?»). Не забудем мы, как услышав академический урок нравственного богословия о самоуважении, владыка с негодованием отозвался: «от этого вашего самоуважения в западной Европе все становится вверх дном». В эпоху страшной умственной гордости всего легче, конечно во имя нравственного самоуважения и разумного самоуправления в духе и жизни, потворствовать только разрушительной и разнузданной гордости. Как бы то ни было, по случайным и временным причинам, но все же несомненно, что состояние духа, общественного и личного, не управляемого владычественным умом, есть не нормальное, по крайней мере недозрелое, недорослое или ребяческое. Итак что ж теперь? Неужели русскому духу и мысли так и оставаться, чтобы невладычественный ум своею властительною мыслью двигал и устраивал нашу жизнь, — чтобы нам, русскому большинству, не исключая и образованных, не знать истинно разумного духовного самоуправления без своеволия и истинно-нравственого самоуважения без превозношения? Нет и тысячу раз нет! Филарет, для нравственного развития русского духа и его мысли и всей жизни, именно и поставляет такую великую задачу (курсив мой. — свящ. П. Х.): чтобы ум, взвесив свои силы и средства и дознав их недостаточество для действительного и совершенного овладения истиной и добром, а с другой стороны испытав и узнав всеобъемлющую истину и животворную правду именно во Христе, успел вполне отдаться «в благородный плен веры» (точное Филаретовское выражение!) и таким образом со Христом и во Христе соделаться истинно и здраво владычественным для заправления всеми путями и средами жизни — личной, частной, общественной, народной, государственной, общечеловеческой» ( Бухарев А.М. О митрополите Филарете как двигателе развития православно-русской мысли//Богословский сборник ПСТБИ 12. М. 2003. С. 51-53.).

http://bogoslov.ru/article/519257

Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отражают его духовный облик – облик смиренного подвижника, не любящего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христианской нравственности, святитель говорит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова учения, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи. Источники: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Царю Небесному и царю земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий–Невский). М., 1996. «Вы — соль земли»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 36. «Опомнимся! Покаемся!»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 216. «Поучение, сказанное в церкви Енисейского полка в городе Ново-Николаевске»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 201. «Что такое свобода?»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 240–241. «Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 306. «Семейное воспитание как наилучший способ приготовления народа к благотворному пользованию дарованной ему свободой»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 123.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010