Главными предметами горного промысла на Алтае служат: золото, серебро, медь, свинец, железо, каменный уголь и породы ценных камней, прекрасно принимающих политуру. Металлы получаются главным образом из руды, которая состоит из разложившихся каменных пород и металлических частиц. Руда добывается из рудников при помощи шахт или колодцев, иногда на глубине более ста саженей; из рудников она перевозится на плавильные заводы, откуда получается уже чистый металл. Главное управление горнозаводской промышленности Алтая сосредоточено в городе Барнауле, лежащем вдали от Алтайских гор при реке Барнаулке, недалеко от впадения ее в Обь. Из рудников, разрабатываемых в Западном Алтае, особенно замечательны Зыряновский, Риддерский, Чудак. Зыряновский рудник, лежащий в Бухтарминской долине, представляет, можно сказать, средоточие рудничного дела на Алтае. В этом руднике, занимающим площадь около шестисот квадратных верст 102 , находится множество месторождений различных металлов. Рудник открыт был в конце прошлого столетия 103 простым охотником Зыряновым, в честь которого и носит свое название. Главным предметом добывания в Зыряновском руднике служит серебро, которого здесь добывается почти половина всего количества, получаемого на Алтае, то есть около трехсот пудов 104 в год; руда так богата серебром, что в некоторых местах из одного пуда руды получается до десяти золотников серебра 105 . При разработке серебра немало получается и свинца. Риддерский рудник, названный так по имени горного инженера Риддера, который первый исследовал в конце прошлого столетия месторождения сереброносной свинцовой руды, лежит около Ивановского белка и есть самый важный из алтайских рудников по производству свинца. Рудник Чудак, находящийся недалеко от Усть-Каменогорска, открыт недавно; он получил свое название оттого, что открыт на месте старых копей древнего сибирского народа – чуди. Рудник этот особенно богат медью. Руды, добываемые в Западном Алтае, очищаются на принадлежащих Императорскому Кабинету плавильных заводах: Барнаульском, Змеиногорском, Локтевском, Павловском (среброплавильные) и Сузунском (медноплавильный).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Решению данной исследовательской проблемы посвящена данная монография. На основе достаточно широкого круга источников (опубликованных, архивных, устных) впервые рассмотрена история создания, развития и плодотворного функционирования административных, богослужебных, просветительских и социальных структур Алтайской духовной миссии на протяжении всей ее истории. Структурное описание учреждений охватывает практически весь спектр миссионерской деятельности на Алтае. Ряд подразделений миссии (Жуланихинская и Матурская миссионерские общины, школа имени митрополита Макария, некоторые другие учебные подразделения) были изучены и описаны впервые. Также в результате экспедиционной работы были обнаружены места их расположения. Территориально Алтайская духовная миссия располагалась в пределах нескольких субъектов Российской Федерации (в современном административно-территориальном делении). А именно Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Республика Хакасия, а также Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан. Это в дореволюционном территориальном делении соответствует Алтайскому и Кузнецкому округам Томской губернии, Таштыпскому уезду Енисейской губернии, Семипалатинскому уезду Омской губернии. В монографии рассматривается период с первой половины XIX по первую четверть XX в., с момента основания Алтайской духовной миссии (1830) до упразднения всех ее структурных подразделений – станов, храмов, школ, приютов (1919). К сожалению, официальных документов о завершении деятельности Миссии не сохранилось. Однако показателен факт о досрочном завершении учебного года в Бийском Катехизаторском училище. Это произошло в марте 1919 г. Можно считать этот срок фактическим прекращением деятельности Алтайской духовной миссии. Хотя многие сотрудники: начальник миссии епископ Иннокентий, священники, учителя-сотрудники еще какое-то время оставались на своих местах и продолжали служение. Тем не менее вся многофункциональная структура, созданная алтайскими миссионерами-подвижниками, уже не могла полноценно существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

2. Назначить ректором Ярославской Духовной семинарии Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. ЖУРНАЛ 67 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора об открытии Екатеринодарской Духовной семинарии. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о возможности открытия Екатеринодарской Духовной семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование открытие Екатеринодарской Духовной семинарии. 2. Назначить ректором Екатеринодарской Духовной семинарии протоиерея Александра Степанченко. ЖУРНАЛ 68 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Максима о преобразовании Барнаульского Духовного училища в семинарию. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Барнаульского Духовного училища в семинарию. 2. Назначить ректором Барнаульской Духовной семинарии Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Максима. ЖУРНАЛ 69 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Брянского и Севского Феофилакта об открытии Брянского женского епархиального училища. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Брянского женского епархиального училища с двухлетним сроком обучения. 2. Назначить ректором Брянского женского епархиального училища клирика Брянской епархии протоиерея Александра Слюнкина. ЖУРНАЛ В заседании под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о переименовании Владимирской Духовной семинарии с заочной формой обучения во Владимирскую Духовную семинарию в связи с переходом семинарии на очную форму обучения.

http://pravoslavie.ru/18093.html

Так ли было в деталях или в простой передаче епископа Иннокентия рассказ получил несколько упрощенную форму, но, думается, и сам он не придавал высокой цены нашей учености. И совершенно верно! Может быть, и молодому студенту Солотчину уже тогда не по душе пришлось преклонение перед «науками», и он уволился из академии? Или Бог звал его к апостольскому делу миссии? В Алтайской миссии Эта миссия состояла из нескольких станов, в каждом из которых трудилось по нескольку человек. В один из таких и вступил Солотчин – уже постриженный в монахи с именем Иннокентия 233 . Вероятно, сначала он был послушником, а впоследствии стал и начальником стана. Служение это было нелегкое: язычники относились к миссионерам враждебно, условия жизни были физически трудные, иногда и хлеба не достанешь; климат суровый; а больше всего тут вредил святому делу ангел сатанин, о коем говорил апостол Павел: да ми пакости деет ( 2Кор. 12:7 ). Ведь вся история христианской миссии, со времен Деяний апостольских, есть крестное дело среди борьбы, гонений, мучений, убийств, ненависти врагов Христовых. А во главе всего этого стоит диавол: о нем в наших школах на уроках церковной истории, увы, не говорилось, все переводили на «естественно–исторические» причины. Но сила Божия все препобеждала; и волны Церкви, перекатываясь через все препятствия, бежали все дальше и дальше, до концов мира. Сам Бог помогал проповедникам – и словом, и чудесами. Так было и в Алтайской миссии. Однажды стан отца Иннокентия остановился на границе языческого поселка. У миссионеров не было пищи. Сам отец начальник пошел с мешком к одному из жителей, прося хоть продать муки или хлеба. Но тот отговорился бедностью и указал на богатого шамана (местного жреца). Отец Иннокентий и пошел к нему, прося хлеба «Христа ради». Тот встретил его недружелюбно, но сделал вид, что хочет дать муки. Пришли к амбару. Шаман приказал раскрыть мешок. И, взяв одну щепоть муки, сказал с насмешкой: – Вот тебе Христа ради! Не смутился Христов ученик. Истово перекрестившись, он упал с благодарностью шаману в ноги и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

140 Печатается по: Томские епархиальные ведомости. 1885. 5. Отдел неофициальный. С. 1–9; 9. Отдел неофициальный. С. 1–21. 142 На основании данных, имеющихся в архиве миссии, с полной вероятностью можно предположить, что губернская власть введена была в заблуждение по этому вопросу бийским исправником Квятковским, воспитанником иезуитской школы, находившемся в крайне враждебном отношении к миссии и вообще к христианству на Алтае. – Прим. святителя Макария. 143 Бийск стал городом в 1782 году, в 1822 году был обращен в село, а в 1827 году вновь признан уездным городом. 145 В 1867–1868 годах была начата административно-судебная реформа, растянувшаяся на двадцать лет, в результате которой все начальники стали избираться на определенный срок и утверждаться вышестоящими лицами. 147 Льготы новокрещеным впервые были дарованы указом Петра I в 1720 году; в дальнейшем они последовательно подтверждались русскими государями, последний раз – указом 1831 года. Новокрещеные и члены их семей на три года освобождались от платежа всех государственных сборов, не несли рекрутской повинности и не платили рекрутских денег по общественной раскладке. 148 Исправник – представитель полиции, управляющий округом. Исправник назначался вышестоящими русскими властями и ведал делами русскоязычного населения. Земский исправник возглавлял уездную администрацию. 149 Улус этот подчинен Сагайской думе Минусинского округа, состоящей из христиан; оставался недокрещенным минусинскими миссионерами тоже по отдаленности от прочих крещеных сородичей. 150 В 1884 году в пределах Алтайской миссии было 23 школы с 564 учащимися. – Прим. святителя Макария. 151 Начиная с правления Екатерины II, русское правительство активно поддерживало мусульманство, заводя школы, устраивая на государственный счет мечети, обеспечивая их муллами и полагая разным чинам магометанского духовенства значительные оклады жалованья и даже печатая для них Коран на арабском языке (в 1797 году). Магометанские школы и мечети насаждались и среди киргизов, прежде шаманистов, так что в 1830-х годах киргизы сами стали протестовать против активно насаждаемого среди них мусульманства. В это же время генерал-губернатор Западной Сибири запретил Алтайской миссии просветительскую деятельность среди киргизов на том основании, что они сами противятся исламизации; между тем мусульманская пропаганда в Киргизских степях продолжалась. В результате во всех окружных городах и укреплениях Киргизской степи имелись поставленные российским правительством мечети и магометанские училища. Похожая ситуация была и в отношении бурят и распространявшегося среди них буддизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Такая смесь, вероятно, произошла оттого, что предки нынешних алтайцев составляли собой множество племен, находившихся в постоянных связях – то дружественных, то враждебных – с разными кочующими племенами. В языке алтайцев можно различить два наречия: северное и южное. Южным наречием говорят алтайские и чуйские калмыки, телесы, телеуты и кочующие близ Телецкого озера черневые татары; северным наречием говорят остальные черневые татары и кумандинцы. Впрочем, у всех племен, в каждой волости есть некоторые особенности в языке, но они незначительны, так что знающему два главных наречия можно свободно объясняться со всеми алтайскими инородцами. По религиозным верованиям алтайские инородцы идолопоклонники, а по религиозным обрядам – шаманисты. По их верованиям, миром управляют два божества: доброе, светлое – Ульгень и злое, темное – Эрлик. Ульгень столь добр и милостив, что неспособен сам сделать что-либо неприятное и вредное для человека. Впрочем, в понятиях алтайцев светлое божество Ульгень является менее ясным и определенным, чем представитель зла и тьмы Эрлик. В народных преданиях и сказках Ульгень выступает и действует мало; его образ жизни, характер, внешняя обстановка, принадлежности власти слабо очерчены народной фантазией. Напротив, образ злого Эрлика ярко рисуется как в многочисленных сказках, так и в шаманских мистериях, которыми сопровождаются жертвоприношения алтайцев. Нужно вообще заметить, что религиозные верования алтайцев не имеют определенного характера, и свойства богов их представляются в беспорядочном смешении. Так, даже Эрлик, образ которого обрисован более ясно и определенно, с одной стороны, представляется веселым, простодушным и легковерным богом: его изображают с румяным лицом, подобно русскому Яриле; он не прочь выпить – на этом шаманы часто его ловят и, подпоив бога простой вонючей аракой, ловко располагают в свою пользу. С другой стороны, тот же Эрлик представляется существом злым, беспрестанно старающимся наносить вред людям, насылающим на них беды, болезни и смерть, жадным до жертвоприношений; фантазия алтайцев представляет этого бога ездящим на быке со змеей в руках вместо плети, которой он стегает людей, встречающихся ему на пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

2. Назначить ректором Ярославской Духовной семинарии Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. ЖУРНАЛ 67 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора об открытии Екатеринодарской Духовной семинарии. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о возможности открытия Екатеринодарской Духовной семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Екатеринодарской Духовной семинарии. 2. Назначить ректором Екатеринодарской Духовной семинарии протоиерея Александра Степанченко. ЖУРНАЛ 68 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Максима о преобразовании Барнаульского Духовного училища в семинарию. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Барнаульского Духовного училища в семинарию. 2. Назначить ректором Барнаульской Духовной семинарии Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Максима. ЖУРНАЛ 69 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Брянского и Севского Феофилакта об открытии Брянского женского епархиального училища. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Брянского женского епархиального училища с двухлетним сроком обучения. 2. Назначить ректором Брянского женского епархиального училища клирика Брянской епархии протоиерея Александра Слюнкина. ЖУРНАЛ В заседании под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о переименовании Владимирской Духовной семинарии с заочной формой обучения во Владимирскую Духовную семинарию в связи с переходом семинарии на очную форму обучения.

http://mospat.ru/archive/86325-zhurnaly-...

– Зачем духовенству большое казенное содержание? Мой отец от казны не получал ни гроша и был отличным священником, – ответил митрополит депутации. – Как зачем? Да затем, чтобы священник не протягивал руки за каким-либо пятаком или гривенником, чтобы избавить наших священников от необходимости принимать эти унизительные подачки, – воскликнул один из священников. – А что же тут унизительного? Извозчик, когда вы ему платите, протягивает же руку, – не нашел ничего лучшего, что бы сказать в ответ митрополит. Священники уехали от него с возмущением. Таков был митрополит Владимир. В душе он был несравненно лучшим, чем он казался по внешнему виду. Надо было очень близко стать к нему, чтобы разглядеть его добрую и отзывчивую душу. Без этого же он скорее разочаровывал, чем очаровывал. В общем же, как исполнитель, он еще мог сойти, но в творцы он не годился. Московский митрополит Макарий в 1915 году начинал девятый десяток лет (родился 1 окт. 1835 г.). Маленький, худой, благообразный старичок – он внешним видом очень напоминал знаменитого Филарета, хотя в других отношениях был диаметрально противоположен ему. Образования он был небольшого – семинарского. Славу себе стяжал на миссионерском поприще в Алтае и, благодаря этой славе, подкрепленной, как сообщали знающие люди, протекцией Распутина, вырос в Московского митрополита. Насколько алтайская слава митрополита Макария отвечала действительным его заслугам, не решаюсь судить. В Сибири мне не раз рассказывали, что там мало-мальски достойные, не попавшие ни разу под церковный суд священники награждались чуть ли не каждый год, так как, за множеством подсудных, некого было награждать. Может быть, это явление было присуще и миссионерской среде. Но чем бы ни был раньше митрополит Макарий, в настоящее время он заседать еще был способен, но судить уже ни о чем не мог. Его деятельность в Москве выражалась лишь в том, что он очень благолепно совершал богослужения и вел беседы, пригодные для малых детей или старушек его возраста. Епархией же правили другие. Митрополит во время деловых докладов своих подчиненных иногда засыпал и докладчики, не смея нарушить мирный сон владыки, уходили от него ни с чем. Любимым его развлечением, которым он пользовался чуть ли не каждый день, было слушать пение мальчиками его хора религиозных стихов об Алтае.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Первенствующий же Член Митрополит Серафим не только был одних со мной мнений, но он прямо называл этот перевод реставрацией нечестивого перевода Библейского Общества и страшным образом вознегодовал на виновника дела – Макария. Негодование это, в своей мере, он питал и выражал, нередко заочно тоже весьма сильно и на Московского Митрополита, а нераздельно с ним и на меня, подозревая, первого в прямой неискренности и как бы в укрывательстве своих действий по отношению и к Макарию и его нечестивому предприятию, а меня будто бы в содействии в этом укрывательстве, или как бы в двусмысленном с моей стороны посредничестве между ним – Серафимом и Московским. Все эти личные отношения Митрополита Серафима к нам обоим ещё более усилились, когда, как на грех , подкатил сам Алтайский Макарий в Петербург, испросивши на это разрешение для излечения какой-то его болезни. Митрополиту Серафиму это показалось подозрительным, да и со стороны, как оказывалось, ему проводили прямую мысль, что прибытие Архимандрита Макария имело целью то, чтобы дать направление делу по переводу им Библии в пользу его, о чём сам Макарий лично всюду заискивал содействия со стороны лиц светских, высокопоставленных и влиятельных в Петербурге, и Синодских. Правда Макария то скоро угомонили по определению Св. Синода; но так как в эту же пору выступило новое дело по переводу Павского, то, по тожеству и совместности этих двух дел, Митрополит Серафим окончательно стал непримиримым ни с чьими взглядами и рассуждениями и, главное, с нашими. Потому и оставалось одно – убираться подобру-поздорову восвояси...». От этих воспоминаний обратимся на время к официальному ходу дела, именно к тому, чем как выразился Высокопр. Филарет, угомонили Архимандрита Макария. Не касаясь самого значения перевода, подвергавшегося впрочем, рассмотрению Конференции Академии, и оказавшегося не выдержавшим критики, всё дело в Св. Синоде было направлено и сведено к тому, чтобы воздействовать на самого виновника возбуждённого дела – Макария властью и судом церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вследствие этого распространяемые списки перевода определено было изъять из употребления и предать уничтожению. Другой перевод библейских книг сделан был алтайским миссионером Макарием Глухаревым. Труды Павского и Макария облегчили труд для последующих переводчиков библейского текста. В 1856 г. Московский митрополит Филарет снова возбудил вопрос о переводе Библии. Но Киевский митр. Филарет советовал не спешить этим делом: он не находил русское наречие настолько сильном и точным, чтобы на нем можно было со всею верностью передать текст Св. Писания. Он находил достаточным при новых изданиях Библии вводить исправления в тех местах, которые особенно не вразумительны, поставляв эти исправления на полях или под чертою в виде примечаний или толкований. Но митрополит Московский представил сильные доводы в пользу перевода Библии. В 1858 году состоялось Синодальное определение о переводе Библии на русский язык, но не для употребления в церквах, а для пособия к уразумению Св. Писания. Труд перевода разделен был между четырьмя академиями. Перевод начат был с книг Нового Завета. Общая редакция этого перевода поручена была профессору греческого языка при Петербургской академии Е.И. Ловягину . Переведенные книги подвергались тщательному рассмотрению Св. Синода и в частности митрополита Филарета. В 1862 г. вышел в свет весь Новый Завет на русском языке. После издания Нового Завета приступлено было к переводу ветхозаветных книг Св. Синод своим определением (20 марта 1863 г.) постановил издать русскую Библию от своего имени. В 1868 г. вышла первая часть Библии, а в 1875 г. окончен весь русский перевод св. книг. Особенное участие в окончательном пересмотре приготовленного к печати русского текста Библии принимали Петербургский митрополит Исидор, протопресвитер В. Б. Бажанов и известный гебраист профессор Петерб. Университета Д. А. Хвольсон. Существенное достоинство этого перевода – ясность и точность изложения и возможная близость к тексту. В русский перевод Библии вошли, впрочем, все места и выражения, которые есть в греческой Библии и которых нет в еврейской. Все такие места обозначены скобками. Равно в распоряжении книг удержан был порядок греческой и славянской Библии. Можно сказать, что перевод сделан с еврейского под руководством греческой Библии. Борьба с религиозным вольнодумством, масонством и мистиками XVIII и начала XIX столетия

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010