207 Имеется в виду остяцкий музыкальный инструмент кагабылька, сходный с балалайкой по принципу извлечения звука и несколько напоминающий ее по виду. 208 Ялама – матерчатая лента, привязываемая к чему-либо в знак жертвы или с каким-либо иным сакральным смыслом. 212 Подволок – старинное название потолка в деревянных зданиях, который был всегда плоский и часто обивался крашеным тесом. 213 Прокудливый – проказливый, шаловливый. Исстари прокудливыми называли деревья, около которых происходили непонятные вещи; нередко такие деревья почитались как божества или жилища духов. 216 Сопоставляя быт, верования и обычаи нарымских и алтайских инородцев, мы признаем весьма правдоподобным предложение ученых, что эти инородцы явились с юга Сибири, из Алтайских гор! (Томские епархиальные ведомости. 1890. 1. С. 9.) – Прим. святителя Макария. 218 Остяцкая люлька (чипса) устройством своим походит на алтайскую, отличается от последней тем, что в остяцкой ребенок не лежит, а как бы сидит: нижняя часть туловища, от сиденья до конечностей ног, помещается на дне люльки, а верхняя, от сиденья до макушки головы, лежит на спинке люльки; спинка устраивается в передней части, так что люлька походит на нарту или салазки, у которых передок загнут вверх под прямым углом; длина спинки и дна одинаковы. В люльке ребенок помещается в сидячем положении и запеленывается так, чтобы он не выпал из люльки; под сиденье кладутся сухие мелкие гнилушки, которые всасывают в себя нечистоту и мокроту. Когда нужно привести ребенка в лежачее положение, то спинку люльки пригибают к земле или подушке. – Прим. святителя Макария. 220 Жарлица, или жерлица, – рыболовная снасть; лук использовался как активное оружие, также применялся лук-самострел, который настораживался на тропе на крупного зверя (лося, оленя); чаркан, или черкан, – ловушка на пушного зверя. 226 Печатается по: Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии священника М. В. Чевалкова. М., 1894. Предлагаемая статья есть автобиография престарелого миссионера Алтайской миссии священника Михаила Васильевича Чевалкова, современника и ученика блаженной памяти основателя сей миссии отца архимандрита Макария (Глухарева). Она написана на алтайском языке и носит заглавие «Ундулбас-кеерес». Перевод сделан лично Преосвященным Макарием, епископом Томским и Семипалатинским. Статья представляет собой богатый материал для характеристики личности отца архимандрита Макария, в особенности для обрисовки его внутреннего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

СПРАВКА «ВБ» Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) родился 29 августа 1957 г. в с. Троицком Орловской области. Кандидат богословия по кафедре гомилетики Московской духовной семинарии. 5 января 2004 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество. Служил в РПЦ в Эстонии, в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем храма в Праге, епископом Каменским и Алапаевским. Почетный гражданин г. Нарвы. Автор:  Тамара Попова Фото автора и Андрея Чурилова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2024 3 марта, 2024 28 февраля, 2024 11 февраля, 2024 7 февраля, 2024 6 февраля, 2024 1 февраля, 2024 19 декабря, 2023 7 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/intervyu-s-preosvyashh...

11 Екатерина Феодоровна Непряхина († 1872), знакомая о. Макария, помогавшая миссии (о ней см.: Письма архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской Миссии/Под ред. К. В. Харламповича . Казань, 1905. С. 216–217; Исторический вестник. 1888. 4. 32. С. 612 сл.). 13 См.: Птохов П. В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899. С. 88. 14 «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Прекрасно обоснованный, проникнутый истинно апостольским духом и весьма практичный проект этот и через 75 лет осуществлен лишь в некоторых частях, но все крупное, что сделано для миссии с этого времени, предусмотрено в проекте архимандрита Макария. Рукопись проекта была о. Макарием послана преосвященному Агапиту, епископу Томскому, с просьбой представить ее в Св. Синод. Из Св. Синода она, по-видимому, была послана митрополиту Филарету, а им была передана в библиотеку Московской духовной академии. Другой список хранится в Румянцевском музее, третий – в семействе Арсеньевых. Извлечения из «Мыслей» напечатаны по первому списку в «Миссионере» за 1874, 1875 и 1878 гг., а полностью «Мысли» изданы в «Православном благовестинике» за 1893–1894 гг. и отдельно (М., 1894) (см.: Д. Д. Ф. Материалы для биографии о. Макария. Изд. 2-е. М., 1892. С. 135; Страхов С., свящ. Предисловие к «Мыслям»//Православный благовестник. 1893. С. 11–13). По-видимому, существовал и четвертый список, посланный на высочайшее имя и также пересланный чрез Комиссию прошений, на высочайшее имя подаваемых в Св. Синод (Птохов П. В. Указ. соч. С. 165). 16 Архив Св. Синода. Дело 1839 г. 673; напечат.: Птохов П. В. Указ. соч. С. 165, где датируется ошибочно 1842 г. 17 Письмо от 20 января 1839 г., изданное Харламповичем (С. 198), а ранее И. А. Чистовичем в «Христианском чтении». 1872. 3. С. 22–29, П. В. Птоховым (Указ. соч. С. 146–150) и в «Иркутских епархиальных ведомостях» (1880. 6). Подлинник в Архиве Св. Синода I отд. II экспед. дело 1839 года 673.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

С переездом центральной резиденции начальника миссии из Улалы в Бийск в 1880 г. начался новый этап в истории специального миссионерского образования на Алтае. В 1883–1884 гг. в Бийске было организовано катехизаторское училище с трехгодичным курсом обучения. Училище разместилось в первом этаже полукаменного архиерейского дома. Сюда были переведены пансионеры-выпускники центрального Улалинского училища. Катехизаторским оно стало называться, видимо, только в 1885 г. Тогда же был назначен первый заведующий училищем – выпускник Казанской духовной академии иеромонах Мефодий. Необходимость создания нового миссионерского учебного заведения мотивировалась тем, что выпускники Улалинского училища «путем саморазвития и долговременной практики настолько развились и окрепли нравственно, что сделались миссионерами… Но такой путь слишком длинен» 355 . Между тем алтайская паства увеличивалась. Руководство Алтайской миссии пыталось отправлять способных учеников в Казанскую учительскую семинарию, где в то время трудился известный педагог Н. И. Ильминский . Там получили образование четыре воспитанника (пятый скончался в Казани). Однако из-за отдаленности Казани, не очень благоприятного для горцев сырого климата этот путь подготовки миссионеров оказался непригодным. Так сформировалась идея организации местного катехизаторского училища. К подготовке миссионеров на месте призывал архимандрита Макария еще митрополит Филарет (Дроздов) . А в «Мыслях к успешнейшему распространению христианской веры…» основателя Алтайской миссии содержится идея создания миссионерского института 356 . В 1884 г., благодаря пожертвованиям купца А. Я. Сахарова, «устроено» помещение для начальной миссионерской школы в Бийске. После этого миссионерское образование стало двухступенчатым: одноклассная начальная школа и собственно катехизаторское училище. Через некоторое время Иаков Алексеевич Бахаев построил новое здание начальной школы неподалеку от архиерейского дома. 22 мая 1886 г. пожаром был уничтожен архиерейский дом. Сгорели покои, архив, библиотека, учебные и спальные комнаты. Преосвященному Макарию пришлось в течение месяца жить в с. Луговском под Бийском, пока не была подыскана для него квартира. Но занятия в катехизаторском училище не прекращались и проходили, вероятно, в здании начальной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Ярославского Духовного Училища в Ярославскую Духовную Семинарию. 2. Назначить ректором Ярославской Духовной Семинарии Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Митрополита Екатиринодарского и Кубанского Исидора  об открытии Екатеринодарской Духовной Семинарии. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о возможности открытия Екатеринодарской Духовной Семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование открытие Екатеринодарской Духовной Семинарии. 2. Назначить ректором Екатеринодарской Духовной Семинарии протоиерея Александра Степанченко.   ЖУРНАЛ 68 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Максима  о преобразовании Барнаульского Духовного Училища в Семинарию. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Барнаульского Духовного Училища в Семинарию. 2. Назначить ректором Барнаульской Духовной Семинарии Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Максима.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Брянского и Севского Феофилакта  об открытии Брянского женского епархиального училища. 2. Доклад председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного архиепископа Верейского Евгения . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Брянского женского епархиального училища с двухлетним сроком обучения. 2. Назначить ректором Брянского женского епархиального училища клирика Брянской епархии протоиерея Александра Слюнкина.   ЖУРНАЛ В заседании под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия  о переименовании «Владимирской Духовной Семинарии с заочной формой обучения» во «Владимирскую Духовную Семинарию» в связи с переходом Семинарии на очную форму обучения.

http://patriarchia.ru/db/text/126436.htm...

Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии Татарское иго Монголы или татары, кочевой народ т. наз. алтайского или урало-алтайского семейства, обитавшие с древнего времени в той же обширной азиатской степи, в которой живут до настоящего времени их потомки и которая называется Монголией, – не составляли, до второй половины 12 века, одного государственного целого. Они распадались на отдельные племена и орды, состоявшия под властию своих, больших и малых, владетелей или ханов. В половине 12 века явился у монголов великий и страшный человек, сумевший соединить их в одно целое, совершить огромные завоевания вне Монголии и основать могущественнейшее монгольское государство. Это был Темучин, сын удельного владетеля одной монгольской орды, родившийся около 1155 года. Наследовав отроком отцу, он, долго ничем себя не проявляя, в 1195 г. вступил на стезю завоеваний. Через десять лет он, на съезде покоренных князей, принял титул Чингиз-хана, что значит великий, могущественный хан, и утвердил свою столицу в г. Каракоруме, на юго-запад от нынешней Кяхты, на правом притоке р. Селенги. Он быстро завоевал и покорил сев. Китай, Тибет с частью зап. Китая, Туркестан, Хиву (с Бухарой и Кокандом), часть Афганистана и отдельные места в сев. Персии. Затем захвачена была им туркмено-киргисская степь, называвшаяся кипчакской, продолжением которой являлась наша новороссийская степь. Чингиз-хан умер в 1227 г. Перед смертью он разделил свои завоевания между тремя сыновьями и внуком на четыре улуса, с тем, чтобы хан, пребывавший в Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над остальными ханами, стоявшими во главе улусов. Русь была потом покорена ханами кипчакского улуса, который, занимая северную половину восточного Кипчака – степь киргиз-кайсацкую – отдан был Чингиз-ханом внукам – детям его старшего сына Джучи. В 1223 г. хорезмшах Мухаммед, разбитый монголами, бежал в Персию. Чингиз-хан для его преследования отрядил полководцев Джебе и Субута, которые, выполняя это, вторглись в кавкасские земли и оттуда в половецкие степи. Напав на половцев, они гнали их до границы Руси, которая начиналась за Переяславлем. Половецкие князья умоляли русских помочь им. Кн. Мстислав Мстиславич Удалой, сидевший тогда в Галиче, был зятем половецкого князя Котяна. Внимая мольбам тестя, он привлек на свою сторону кн. Мстислава Романовича киевского. Южные князья на съезде в Киеве решили выступить против татар. Отступившие от русских пределов, татары были настигнуты в юго-восточном углу будущей Екатеринославской губернии, на р. Калке (впадавшей в р. Калмиус, которая впадает в Азовское море ок. Мариуполя). Русские потерпели страшное поражение. Татары, преследуя их, дошли до Днепра в 70 вер. от Киева. Опустошив все на своем пути, татары отхлынули назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Отличаясь разнообразием, красотою и величием природы, Алтай не менее замечателен и в экономическом отношении. Алтайские горы и долины представляют такие неистощимые и разнообразные богатства царства растительного, животного и минерального, что по всей справедливости эта область заслуживает названия «золотого», благодатного края. Природные богатства Алтая уже с XVII века – времени присоединения его к России – начали привлекать сюда русское население, так что в настоящее время более девяти десятых населения Алтайского края состоит из русских поселенцев и переселенцев. Вся промышленность на Алтае, пользование его природными богатствами главным образом находится в руках этого пришлого русского населения, составляющего алтайское крестьянство. Сообразно распадению Алтая на разные пояса разнообразятся и промыслы алтайского населения. Теплые долины, орошаемые во множестве текущими с горных вершин ручьями и речками, представляют самые удобные места для земледелия, скотоводства и пчеловодства; в черни и ее верхних окраинах население занимается сбором кедровых орехов и звериным промыслом; горы Алтая, богатые металлами и минералами, служат к развитию горнозаводской промышленности. Некоторыми из этих промыслов занимается и коренное население Алтаяалтайские инородцы, большая часть которых, впрочем, ведет жизнь кочевую и преимущественно живет скотоводством и звероловством. Земледелие составляет одну из самых главных и верных отраслей сельской промышленности на Алтае. Плодородие почвы и прекрасный климат в долинах гор и предгорий Алтая, особенно в западных частях Бийского и Кузнецкого округов, делают этот край житницею, можно сказать, всей Сибири. Главными предметами земледелия здесь служат: пшеница, рожь, овес, ячмень, конопля, греча и просо. Пшеница преобладает над рожью и составляет на Алтае обыкновенное хлебное зерно, за исключением, конечно, более холодных местностей. Пашни располагаются на возвышенных местах, особенно те, на которых сеют пшеницу. Когда едешь по алтайской долине, нивы представляются четырехугольными огромными желтыми платками, разостланными по горам. Обилие дождей на Алтае и отсутствие засух служат причиною того, что неурожаев в алтайских долинах почти не бывает, между тем как в прилегающих к этому краю равнинах урожаи бывают непостоянные: то бывает такой обильный урожай, что крестьяне не успевают убрать хлеба с полей, то вследствие засухи случается совершенный неурожай. Впрочем, нужно заметить, что до настоящего времени земледелие на Алтае, как и вообще в Западной Сибири, производится почти первобытными способами и если дает богатые урожаи, то исключительно благодаря необыкновенному плодородию почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Во всех местах Алтая, где есть чернотравье или большетравье – так называют алтайские крестьяне растительность горных долин, в отличие от низкорослой травы степей, – более или менее распространено пчеловодство. Эта отрасль сельской промышленности особенно развита в пределах Бийского округа. Пчеловодство на Алтае большей частью пасечное. Пасеки устраиваются вдали от селений, обыкновенно в поперечных долинах или логах, отличающихся глубиною, часто в очень живописных местностях, около журчащей речки, течение которой скрывается в глухой чаще из берез, черемухи, бузины, гороховика 93 и других кустарников, любимых пчелами. Пчеловодством занимаются не только алтайские крестьяне, но и инородцы, особенно живущие в Кузнецком округе по реке Антропу, которая впадает в Кондому. Здесь у некоторых инородцев количество ульев доходит до тысячи. Пчеловодство начало развиваться на Алтае с конца XVIII века. Рассказывают, что полковник Аршеневский 94 , выписав в 1793 годы ульи из России, первый основал пасеку в Усть-Каменогорске, а отсюда благодаря прекрасным местным условиям пчеловодство скоро распространилось по Алтаю. Впрочем, в восточной части Алтая, именно около Телецкого озера, с незапамятных времен по настоящее время пчелы водятся и в диком состоянии; местные инородцы давно уже знакомы с этими полезными насекомыми. Нередко большие убытки причиняют пчеловодам медведи: желая полакомиться медом, они опрокидывают ульи и лапами смешивают соты и пчел, а для того чтобы избежать ужаления пчел, они съедают последних вместе с медом и воском. Для сохранения ульев от этих непрошеных гостей на пасеках развешивают старое платье или ставят чучела. Кроме пчеловодства, то есть разведения пасек, на Алтае немало занимаются так называемым пчелованьем, или отыскиванием в дуплах деревьев диких пчел. Случается, что в течение весны некоторые находят до двадцати колодок таких пчел. Для приплода эти пчелы считаются самыми лучшими: они нередко в одно лето дают до пяти хороших роев. Алтайский мед, благодаря своему тонкому аромату, славится повсюду; он является важным продуктом для домашнего употребления и для торговли. На Алтае мед составляет одно из самых любимых лакомств тамошнего населения; его употребляют в пищу как чистым, так и во всевозможных смесях: мед с маком, малину с медом, медовое варенье и т. п. Избыток меда представляет довольно важный предмет торговли. Некоторые хозяева имеют до двух тысяч колодок пчел, а есть такие деревни на Алтае, в которых собирается в хороший год до трех тысяч и более пудов меду. Из одной Бухтарминской долины, как известно, вывозится ежегодно до двенадцати тысяч пудов меду. Цены на продукты пчеловодства стоят сравнительно с российскими довольно невысокие: мед продается от 4 до 6 рублей и воск от 18 до 20 рублей за пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

прим. 98), приобретать все, чего он сам не может произвести, и, наконец, дают тот избыток, который может быть отложен. Черневые татары в большинстве ведут кочевой образ жизни, но они не кочуют с места на место в том смысле, как кочуют со своими стадами южные алтайцы. Только появившаяся в улусе смертность или другое какое несчастье заставляет его бросать насиженное место и бежать на новое; только нашествие хищников – русских кулаков вынуждает его покинуть родные пажити и угодья и забраться в глубь лесов. Для южного кочевника кочевка составляет приятное развлечение, праздник; для обитателя черни она является неволей, бедствием, которое гонит его, с которым бороться у него нет сил. Оседлые и новокрещеные инородцы ведут образ жизни, близкий к быту русских крестьян: они привыкают к правильному земледелию и огородничеству. Нравы алтайских инородцев, живущих вдали от постороннего влияния, отличаются патриархальностью. Честность, прямодушие, миролюбие, гостеприимство, привязанность к преданиям и обычаям старины – выдающиеся черты как южных, так и северных алтайцев. Обман и воровство между ними редки и строго караются; различные договоры и обязательства друг другу основываются исключительно на честном слове и взаимном доверии; отдельные роды и племена живут мирно, без вражды и распрей, спокойно пользуясь своим имуществом и угодьями. Но наряду с хорошими чертами характера алтайцев стоят и отталкивающие, которые, впрочем, могут быть обусловливаемы дикостью и грубым невежеством их. Поразительное неряшество, нечистоплотность – отличительная черта алтайцев всякого пола и возраста; невообразимая грязь и вонь составляют неотъемлемую принадлежность всякой юрты, бедной и богатой; мужчины и женщины никогда не моются, даже думают, что это вредно и приносит несчастье. Беспечная праздность, грубое пьянство и жесткое обращение с женщинами – главные пороки мужчин-инородцев. Язык алтайских инородцев, в основе тюркский, в некоторых свойствах склоняется к киргизскому и заключает много слов монгольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Кроме официального деления по дючинам и волостям, алтайские инородцы разделяют сами себя на множество родов, или «сёоков» (сёок – «кость»). Каждый род ведет свое начало от какого-нибудь отдаленного предка, память о котором затерялась, а осталось одно только название. Сеоки свято сохраняются алтайцами, хотя и разбросаны на громадных пространствах: один и тот же сеок можно встретить и в Сибири, и на берегах Волги, и в Китайской империи. Где бы ни встретились инородцы, незнакомые между собой, они после обычного приветствия прежде всего спрашивают друг друга: «Какой кости?» Если окажется, что оба одной, то они с видимым удовольствием заводят братский разговор и расстаются как родные. Члены одного сеока оказывают помощь и защиту своему сородичу, хотя бы никогда раньше не были знакомы, предпочтительно пред членами другого рода, даже давно знакомыми; всякая просьба сородича исполняется, несмотря на то что его видят в первый раз в жизни: если ему нужно табаку, пороху, нож и т. п., незнаемый до сих пор «брат» ему все подарит обязательно. В силу такого родства браки между членами одного сеока не допускаются. Различаясь по названиям, алтайские инородцы представляют много общего между собой в отношении наружного вида, быта, образа жизни, нравов, языка и религиозных верований и обрядов. Впрочем, между инородцами южными (алтайскими и чуйскими калмыками, телесами) и северными (черневыми татарами) есть некоторые бытовые особенности, которые зависят главным образом от местных условий и частью от влияния соседнего русского населения. Господствующий тип алтайских инородцев: средний рост, сухопарость; плоское лицо, расширенное на месте скул; небольшой лоб; нос без переносицы, от его расстояние между глазами кажется большим; узкие и длинные глазные щели; черные, жесткие, густые и длинные волосы; у мужчин или естественное отсутствие бороды, или оголение подбородка посредством выдергивания редких волос; голова гладко выстрижена до темени, на которому южных алтайцев и телецких черневых татар оставлен пук длинных волос, заплетенных в косу. Новокрещеные из южных алтайцев и татары Кузнецкой Черни стригут волосы на голове в кружок, как русские мещане, и косы не носят. Женщины-алтайки заплетают две косы, которые, будучи соединены на концах, висят ниже пояса; девицы заплетают три, пять, семь кос – непременно нечетное число. Ноги алтайцев большей частью кривые от их привычки часто ездить верхом на коротких стременах и от сидения на полу с поджатыми ногами; походка – с перевалом из стороны в сторону, с широким шагом от привычки ходить на лыжах. Тело алтайцев засаленное, прокоптелое и никогда не мытое. Впрочем, у алтайских калмыков встречаются иногда каштановые волосы и голубые глаза, а среди кумандинцев лица приближаются к типу кавказскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010