– Свет Христов просвещает всех. После него не осталось никакого иного имущества, кроме книг, бумаг и чернил. Сожалея о кончине пятидесятипятилетнего просветителя алтайских народов, московский митрополит распорядился о том, чтобы портрет Макария поместили в Гефсиманском скиту в личной его Филаретовой келье. «Постигшая некоторые места Отечества нашего и, может быть, угрожающая и нам губительная болезнь по справедливости дает особенное побуждение к принесению Господу Богу молитв о помиловании. Хорошо приступить к сим молитвам свободно, по чистому человеколюбию, о бедствующих братиях, прежде близкой опасности собственной, а не поневоле, при близкой опасности, стесняющей сердце», – писал в конце августа 1847 года Филарет наместнику Антонию о новой эпидемии холеры, поразившей Россию. Начавшись в апреле, к осени холера добралась до Поволжья и центральных областей России. – Итак, если угрожает нам скорбное посещение Божие, признаем в оном правосудие Божие, частою наказующее грехи, частою побуждающее к исправлению; и побудим себя к улучшению нашей жизни, в отношении к благочестию, благонравию, воздержанию, человеколюбию, – взывал митрополит Московский уже в середине сентября. – Да не медлим прибегать к Богу с молитвою, частию о избавлении братий наших, чад единыя Церкви и единого отечества, которых уже постигло скорбное посещение, частию о себе самих, да не приближится к нам ангел смерти, или да не отягчит руку свою; ангелы же хранители наши да не преминут нас своим охранением, подкреплением и вразумлением, да повинуемся всегда Отцу Духов, и да творим волю Его, и да обретаем у Него милость и благодать. В той же проповеди призывал он не только молиться, но и «помогать Богу», принимая врачебные средства: – Не леностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, и к недопущению вредоносных влияний. Как можем требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя, и предаем действию разрушительных сил, малодушием и недостатком надежды на Бога, неумеренностию и невоздержанием и другими небрежностями? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением, и Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

376]. Слова псалма 21, стих 17: Ископаша руце Мои и нозе Мои – представляют собой, отмечает далее митрополит Филарет, «пример важного пророческого изречения, сохраненного неповрежденным в тексте семидесяти толковников, между тем как нынешнее еврейское чтение сего места «как лев», вместо «пронзили», самой принужденностью состава слов и смысла обнаруживает повреждение текста, в котором не без причины можно подозревать неблагонамеренную руку еврея, искавшего средства уклониться от силы пророческого свидетельства о распятии Господнем» С. 377]. Допущенная методическая ошибка существенно снизила практическую ценность перевода архимандрита Макария. Ошибка эта была отчасти обусловлена уровнем богословско-филологических знаний того времени. Это не мешало, правда, и в те годы некоторым церковным деятелям, таким, как митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , митрополит Петербургский Серафим (Глаголевский), епископ Чигиринский Варлаам (Успенский) и другим, отстаивать первенствующее значение Септуагинты 84 . Несколько позднее ярким выразителем этой точки зрения стал епископ Феофан (Говоров), считавший готовящийся русский перевод ветхозаветных книг с масоретского текста ненужным, вредным 85 С. 75]. Характеризуя ветхозаветные переводы архимандрита Макария, один из исследователей его миссионерского наследия, И. И. Ястребов, писал следующее: «...к сожалению, при отстаивании необходимости перевода Библии с оригинала, чтобы слово Божие в русском языке имело такую же светлость и вразумительность, какую оно имеет в еврейском, Макарий невольно вдался здесь в излишнюю односторонность. Он держался только еврейского подлинника, не поверяя и не дополняя его переводом LXX толковников, принятым Церковью . Оттого перевод его вышел местами не согласным ни с текстом LXX, ни с общеупотребительной церковно-славянской Библией. Против этой несогласованности макарьевского перевода с освященными употреблением Библиями восставали очень многие, начиная с Филарета, митрополита Московского. По сей-то причине и на горячие ходатайства Макария об издании его переводов смотрели как на мечтания самообольщающегося выскочки, слепо и самонадеянно рассчитывающего на свою непогрешимость» 86 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о преобразовании Ивановского Духовного училища в Духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Ивановское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Рязанского и Касимовского Симона и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о преобразовании Рязанского Духовного училища в Духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Рязанское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение епископа Барнаульского и Алтайского Антония (ныне покойного) и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о преобразовании Барнаульского Духовного училища в Духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Барнаульское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (ныне покойного) и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения об открытии Пензенского Духовного училища. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Пензенского Духовного училища с двухгодичным сроком обучения. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Алексия и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о продлении срока обучения в Алма-Атинском Духовном училище с трех до четырех лет. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить продление срока обучения в Алма-Атинском Духовном училище с трех до четырех лет. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о продлении срока обучения в Ярославском Духовном училище с трех до четырех лет. ПОСТАНОВИЛИ: Ярославское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о продлении срока обучения в Чебоксарском Духовном училище с двух до четырех лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/429487/

Открытие в 1834 г. второго стана и вообще развитие миссионерской деятельности побуждало о. Макария искать более постоянных и более «надежных сотрудников». И он всюду искал их. В конце 1833 года он писал о том м. Филарету, причем назвал лиц, которых желал бы иметь у себя – Ивана Павлова, Андрея Иванова (Вознесенского) и Святославского. Но о первом, чудовском послушнике, митрополит 2 марта 1834 г. сообщил, что он «недавно сектаторски привязался к одному дворянину сектатору» (подполковнику Дубовицкому) и на Алтае едва ли принес бы пользу; о другом – типографском корректоре из студентов академии – выразился, что он, как человек, «случайно возбужденный, но не управленный», «также способен обременить, а не облегчить» о. Макария; а третий – личный секретарь митрополита – узнав о зове на Алтай, только «удивился»; впрочем, Филарет обещал не удерживать его, если бы он захотел... Вместе с тем митрополит писал архим. Макарию: «О вашей нужде и людях говорил и в Св. Синоде. Сказали: должен помочь епархиальный преосвященный. Подлинно, нам послать к вам кого-либо силою и неудобно и бесполезно: а уговорить также трудно незнающего вас. По возможности буду еще о сем стараться» 83 . Но о. Макарий искал и на месте. Приглашал он к себе какого-то о. Иакова, надеялся на помощь ученика кузнецкого училища Сорокина («Письма», 301, 315). Звал он на Алтай из Тобольска иером. Макария, б. обдорского миссионера 84 (248, 263), но я сам он, по-видимому, не имел больше желания миссионерствовать, да и м. Филарет в том же письме сомневался, был ли бы он подходящим сотрудником архим. Макарию, так как «в нем приметны были несколько странные путеуклонения, когда он еще путешествовал в Сибирь». Также неодобрительно отнесся м. Филарет и к мысли о. Макария приспособить к делу служения Слову Божию проживавших в западной Сибири декабристов. «Может быть, писал он, время принесет удостоверение о пребывании сих людей в духе покаяния, и в том, что они могут быть употреблены полезно и благонадежно: теперь еще не сие время.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

в настоящее время находящийся в Козельской Оптиной Пустыни, передавал ему, что будто бы ему, Глебову, некогда сообщал о. Макарий, что впоследствии в лесу при селе Григорове откроются мощи. При этом о. Глебов показывал Козлову в своей комнате на стене портрет о. Макария, писанный помещиком села Григорова г. Жедринским. Этот помещик был сперва будто бы неправославного вероисповедания; но о. Макарий уговорил его принять православие. Болховской мещанин Николай Матвеевич Воинов, он же Козлов (собственноручная подпись, а самая запись составлена М. А. Венедиктовым). XI Матвей Матвеевич Козлов рассказывал мне про своего родителя. „Мой родитель Матвей Иванович, – говорил он – поссорился однажды со своим родным отцем и даже будто бы ударил его. Тот отобрал у него ключи от лавки. Отец мой опечалился и пошел с своею женою к о. Макарию. Пришли они в его моленную. Народу было много. Матвей Иванович стоит, угнувши голову. О. Макарий махает ему рукою. Я не вижу, – рассказывал Матвей Иванович – и стою, призадумавшись. Старец сам подходит ко мне и говорит: „Дурак, дурак! Что ты задумался? Поди, покайся, поклонись в ноги: Бог простит тебя». Я раскаялся. О. Макарий говорит мне: „Поди, поклонись отцу в ноги; он отдаст тебе ключи». Еще Матвей Матвеевич рассказал мне следующее. Некто Акулов, Болховской купец, торговал скотом. Однажды, собираясь ехать в Москву, он просил и получил от о. Макария благословение на это, а также получил от него два письма – одно к Московскому Митрополиту Филарету, другое – к Московскому же губернатору Закревскому. Запродал Акулов мясо одному купцу; тот принял товар. В это время приходит к нему некто и говорит: „Вы солонину запродали купцу банкроту и денег от него не получите». Я понес письма о. Макария Митрополиту Филарету и губернатору и при этом заявил губернатору о происшедшем со мною. Губернатор приказал отобрать товар от банкрота. Таким образом, мне помогли письма о. Макария. Матвей Матвеевич Воинов, он же Козлов (собственноручная подпись, а самая запись составлена М. А. Венедиктовым). XII

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Филарета, который обычно предлагал ему радушный кров, а у кого-нибудь другого, ему «претило беспокоить» своей просьбой митрополита, как писал он Глебовой-Стрешневой (402−403). И если он все-таки поселился у владыки, то все же не обошлось там без неприятности, как видно из рассказа Д. Д. Филимонова об его знакомстве с о. Макарием, о совместной работе над проверкой Макарьевских переводов библейских книг, и о требовании о. Макария, чтобы он клятвенно удостоверил, что «он не принадлежит к третьему отделению». Сам Филимонов объяснял это требование тем, что о. Макарий пользовался гостеприимством митрополита, который потерпев за перевод Библии на русский язык, мог отнестись недоверчиво к нему, как к лицу, привлеченному архим. Макарием к участию в таком же переводе, к тому же малоизвестному самому о. Макарию. Это объяснение представляется очень вероятными, если принять во внимание, что история из-за литографированного под видом лекций русского перевода библейских книг прот. Павского, разыгралась незадолго до рассказываемого времени (в 1842 г.), что она отозвалась чувствительно на м. Филарете, что архим. Макарий, проживая у него очень усердно занимался переводческим делом, привлекая к нему разных лиц (Д. Д. Филимонова, Адама – ученого еврея), так что мог возникнуть вопрос, не ради этого ли он взял трехмесячный отпуск. Неохотно ехал о. Макарий в Болхов, но здесь скоро должен был забыть о постигших его огорчениях. Помимо того, что и в Болхове он мог заниматься переводами, его встретила масса дела, и притом дела симпатичного его душе, и сродного с его прежними трудами. И как бы предчувствуя близость своей смерти, архим. Макарий, с юношеской энергией посвятил здесь все свои силы и способности богато одаренного духа на служение человечеству, путем благотворения и просвещения. Если, по словам м. Филарета, «у нас и для православного народа нужны своего рода миссионеры», то одним из таких и сделался в Болхове архим. Макарий. На это поприще внутренней миссионерской деятельности вызвал его, кроме собственной постоянной склонности сеять семена веры и благочестия, низкий религиозно-нравственный уровень болховитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Антоний (Блум) 30.11.1947 хирот. во еп. Сергиевского, вик. экзарха Московского Патриархата в Западной Европе; с 10.10.1962 архиеп. Сурожский; с 27.01.1966 в сане митрополита и экзарх Западной Европы; с 5.04.1974 освобожден от обязанностей Экзарха Западной Европы, с оставлением митр. Сурожским. Антоний (Быстров) с 17.01.1910 еп. Вельский, вик. Вологодской епархии; с 1921 г. еп., затем архиеп., Архангельский; † 16.07.1932 в тюрьме. Антоний (Вакарик) 12.02.1965 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 7.10.1967 еп. Симферопольский и Крымский; с 31.05.1973 еп. Черниговский и Нежинский; с 6.09.1974 в сане архиепископа; с 25.02.1992 в сане митрополита. Антоний (Варжанский) 25.08.1963 хирот. во еп. Виленского и Литовского; с 25.08.1963 в сане архиепископа; † 27.05.1971. Антоний (Демянский) в 1921 г. хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с 1927 г. сведения отсутствуют. Антоний (Завгородний) 25.06.1975 хирот. во еп. Ставропольского и Бакинского; с 9.09.1987 в сане архиепископа; † 4.12.1989. Антоний (Кротевич) 14.08.1944 хирот. во еп. Житомирского и Овручского; с 1946 г. еп. Костромской и Галичский; с 25.02.1952 в сане архиепископа; с 16.11.1953 на покое; с 9.02.1954 архиеп. Тульский и Белевский; с 16.03.1961 митр. Минский и Белорусский; с 5.07.1961 на покое; с 12.01.1962 митр. Орловский и Брянский; с 28.05.1963 на покое; с 30.03.1964 митр. Ивановский и Кинешемский; с 27.01.1966 митр. Тульский и Белевский; с 7.07.1966 на покое; с 28.11.1968 митр. Тамбовский и Мичуринский; с 8.07.1970 на покое; † 21.11.1973. Антоний (Марценко) в 1925 г. хирот. во еп. Камень-Каширского; с 1935 г. еп. Гродненский; с 1937 г. на покое; 1941–1944 еп. Херсонский и Одесский; с 1946 г. после покаяния архиеп. Орловский и Брянский; в том же году архиеп. Тульский и Белевский; с 1.04.1952 епархией не управ.; † 1952. Антоний (Масендич) 19.03.1994 хирот. во еп. Барнаульского и Алтайского. Антоний (Мельников) 31.05.1964 хирот. во еп. Белгород-Днестровского, вик. Одесской епархии; с 25.05.1965 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Цит. по: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Предисл. и ред. С.М.Стама. Часть II. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1988. С. 117. Там же. С. 118. Там же. С. 120. Там же. С. 67. «В течение тридцати лет, - пишет Н.П.Гиляров-Платонов, - авва-митрополит ни разу не посадил своего писца-послушника в своем присутствии; только в последние годы или даже в один, предсмертный год, когда Александр Петрович, изнуренный, уже носил в себе роковой исход, митрополит указывал ему на стул с позволением сидя продолжать чтение, тянувшееся несколько часов». - Гиляров-Платонов Н.П. Последние дни Помпеи. СПб., 2009. С. 265. «...Сам Филарет, - пишет Бухарев, - уважал, как Божия человека, алтайского миссионера Макария, говаривавшего: " как мне раболепствовать пред людьми, когда я сам - образ Божий? " . - Бухарев А. О Филарете, митр. Московском, как плодотворном двигателе православно-русской мысли//Православное обозрение, 1884, ч. I, апрель. С. 740. «Крестьянин, - писал Жуковский в своем дневнике 1807 г., - имеет собственность, бедное, но от него зависящее хозяйство; слуга, живучи лучше, не имеет ничего собственного, ничем собственным не управляет, он не имеет никакой личности». - Жуковский В.А. Дневники 1807-1808 годов.//Жуковский В.А. Полн. собр. соч. Т. XIII. М.:Языки славянской культуры, 2004. С. 48. Rancour-Laferriere D. The slave soul of Russia: moral masochism and the cult of suffering: New York University Press. 1995. Gorodetzky N. The humiliated Christ in modern Russian thought. N.Y., 1938 (новое изд.: AMS Press, 1973). Rancour-Laferriere D. The slave soul of Russia. P. 79. http://www.bogoslov.ru/text/516131.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

140 См. полный текст письма в «Русск. Архиве» за 1868 г. стр. 940–942. В том же письме Серафим ссылается прямо на Шишкова, как посоветовавшего вызвать Евгения; а Шишков в своих «Записках» (стр. 66) откровенно объясняет цель вызова Евгения: «заменить в Синоде архиереев: Казанского (Амвросия Протасова) и Тверского (Иону Навинского), как преданных делу Библейских Обществ». 142 То есть год перемены министерства. Срав. вышеприведенную выдержку из письма Фотия к архимандриту Герасиму от 30 августа того же 1824 года. 144 См. у графа Вл. П. Орлова-Давыдова в биографическом очерке графа Вл. Гр. Орлова, ч. 2, стр. 279. Спб. 1878. 145 См. «Записку о крамолах врагов России», напечатанную в Рус. Архиве за 1868 г. стр. 1388–1389. Автором этой «Записки» издатель ее священник М. Морошкин считает директора канцелярии министерства народного просвещения при Шишкове, князя С. Ширинского-Шихматова, который упоминается в выше цитованных «3аписках» Шишкова (на стр. 67). 150 Сам Государь Император в это время (7 ноября 1825 года) уже был в своем путешествии на юг России, столь печальном для России тем, что оно унесло с собою в могилу великодушнейшего из монархов. 151 См. Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1872 г. ч. 25, стр. 558–559. Срав. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 96 Киев, 1869. 152 Срав. письмо святителя Московского к алтайскому миссионеру архимандриту Макарию Глухареву, писанное в 1845 году и напечатанное в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 104–105 «Материалов для истории русской церкви». 153 См. сообщение о том самого Филарета у И. А. Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. ч. 3, стр. 414–415. 154 Припомним слова Фотия о Филарете: «сколь об нем невыгодная молва всегда была и есть, то он сам виною помрачения славы земныя, – он заседал в деле перевода священных Писаний на простое наречие русское». См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 110 «Материалов для биографии Филарета». Срав. примеч. 2 на стр. 262–264 настоящего издания. 155 25 декабря 1825 года Филарет, за содействие открытию вверенной ему тайны о престолонаследии, при лестном рескрипте нового Императора, получил бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа, следующего 1826 года возведен в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Поправляйтесь здоровьем, дабы возможно Вам было и проезжать на Алтай. Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник Патриарх Тихон 19 августа 1920 г., г. Москва. Ответ Владыки Макария Патриарху Тихону Ваше Святейшество, Великий Господин, Святейший Отец отцов и благодетель мой! Приношу Вам глубокую сердечную благодарность за великую милость, явленную моему убожеству назначением меня митрополитом Алтайским и отечески милостивым приветом по поводу 50-летнего служения моего на Алтае. Молитвами Вашими Господь да содействует мне Своею благодатию и да поможет достигнуть вожделенного Алтая. Испрашивая Ваших святительских молитв и архипастырского содействия к исполнению служения, возлагаемого на меня, пребываю сердечно преданным и почтительнейшим Вашего Святейшества нижайшим и благодарным послушником. Макарий, митрополит Алтайский 20/VIII 1920 г., Угреша. 22 августа прислан был указ Высшего Церковного Управления о присвоении митрополиту Макарию пожизненного титула митрополита Алтайского. Письмо митрополита Макария к Святейшему Ваше Святейшество! Еще раз приношу глубокую благодарность Вашему Святейшеству за предоставление мне права и чести именоваться митрополитом Алтайским. Дополните Вашу милость еще одной, для меня весьма ценной: благоволите разрешить именоваться мне дорогим для меня именем Алтайского митрополита не по бумагам только, а действительно быть таковым, через формальное распоряжение Алтайскому епархиальному начальству именовать меня на ектениях митрополитом Алтайским. Вашего Святейшества всепочтительнейший послушник М.Макарий 8 октября 1920 года. Ответ Святейшего Высокопреосвященнейший Владыко! При присвоении Вам титула Алтайского митрополита было тогда же сделано распоряжение Преосвященному Иннокентию, епископу Бийскому, дабы Ваше Высокопреосвященство в пределах Алтайских было поминаемо на ектениях митрополитом Алтайским. Прилагаю при сем письмо ко мне начальницы Марфо-Мариинской обители по поводу Вами высказанного желания перебраться в означенную обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010