У алтайцев северных рубаха гораздо длиннее и делается из пеньки 119 ; на халат (кендырь 120 ) употребляют большей частью толстый холст (рядной); воротник халата непременно вышит разноцветной шерстью. Головы у черневых татар Кузнецкого округа покрываются или картузами, или шапками с остроконечной втульей и высоким околышем; женщины шапок не носят, а повязываются платками, завязывая концы на затылке; в девичьих косах, кроме пуговиц, встречается стеклярус, бисер и маленькие, с наперсток величиной, колокольчики, возвещающие издали о шествии франтихи. Все кочевые инородцы, раз надев рубашку, никогда ее не моют и не снимают до тех пор, пока она не изорвется в ленты. Оседлые инородцы, исключая женщин в Кузнецком округе, носят костюм русский. Телеутки Кузнецкого округа отличаются синими и, преимущественно, красными чулками, а зимою высокими красного сукна острыми шапками. Кочевые инородки вместо траура носят наизнанку вывороченные шубы. Жилищами южных алтайцев служат обыкновенно войлочные юрты или конические шалаши, прикрытые корой лиственницы. Войлочная юрта красивее и предохраняет лучше от воздушных перемен, чем крытая древесной корой. Южный алтаец любит простор, и потому аулы (селения) их состоят не более как из трех-пяти юрт, принадлежащих ближайшим родственникам. В средине аула, на том месте, где ночует скот, бывает непросыхающее навозное болото. Внутри алтайской юрты грязно и поразительно бедно; нет того обилия деревянной мебели, раскрашенных божниц, деревянной и медной посуды, какие встречаются в монгольской юрте, или тех красных юфтовых сум и обитых жестью сундуков, которыми любят обставлять переднюю часть юрты киргизы. Дверью юрты служит шкура животного или кочма; пол выстлан бобовидным пометом мелкого скота; против дверей у стены навалено несколько мешков с разным имуществом. Среди юрты находится очаг, на котором поддерживается и зимой и летом, и днем и ночью неугасаемый огонь. Дым поднимается вверх и уходит в оставленное в центре юрты отверстие, конечно в то же время расстилаясь и по внутренней части юрты; от постоянного дыма вся внутренность юрты, а равно вещи и лица, в ней находящиеся, бывают закопчены. Непривычному человеку после ночи, проведенной в юрте, долго нельзя открыть глаз на свежем воздухе от сильной рези; даже и у привычных к дыму алтайцев весьма много больных глазами. Вокруг огня на корточках помещаются полунагие хозяева юрты с совершенно уже нагими роющимися в теплой золе детьми и посторонние, если есть; тут же, в юрте, помещается и молодой скот – ягнята и телята; некоторым членам семейства приходится спать ночью, прислонившись к теплой спине бычка. В юрте находятся и все вещи незатейливого обихода алтайца: грубые идолы и амулеты, ружья, капканы, кухонная посуда, конская сбруя и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

85 2490 м. Такое же название носит и весь хребет. Самое высокое его место – двуглавая гора Корумбу-Алтын-Тау (2358 м). 86 Первым в 1880 году поднялся на вершину Алтын-Тау известный исследователь Сибири Н.М.Ядринцев. 89 Обыл, или абыл – разновидность мотыги: железное полукруглое лезвие, насаженное на изогнутую палку или корень. 93 Иначе гороховое дерево, сибирская или желтая акация – кустарник, произрастающий от Урала до Дальнего Востока. 94 Николай Федорович Аршеневский (1760–?) – командир Сибирского драгунского полка, располагавшегося в Усть-Каменогорской крепости. Первая основанная им пасека была в 27 верстах от Усть-Каменогорска. 99 В 1722 году крестьянин Степан Костылев с сыном и двумя товарищами впервые обнаружил у Колыван-озера следы древних чудских разработок, а затем и богатую медную руду. Узнав об этом, Акинфий Демидов в 1723 году послал своих приказчиков в предгорья Алтая. Осматривая места древних выработок, приказчики Демидова нашли в 1724 году богатые месторождения медных руд в сильно выветренных породах на горе Синюхе, близ озера Колыванского и в других местах. 101 Фабрика была создана в 1786 году на реке Алей при Локтевском заводе, а в 1799 году перенесена на место Колыванского завода, остановленного еще в 1766 году. 105 Пуд – 16,38 кг, золотник – 4,27 г; то есть из тонны руды добывалось примерно два с половиной килограмма серебра. Для сравнения: на современных серебряных рудниках Китая содержание серебра колеблется от 67 до 1128 г на тонну руды. 107 Иначе говоря, запасы угля оценивались в 800 млн. тонн. Современная оценка определяет размер нынешних запасов угля в Кузнецком крае примерно в 700 млрд. тонн. 108 Очевидно, речь идет о порфировой вазе с «крылатыми химерами» – работе выдающегося алтайского мастера Ф.В.Стрижкова (1769–1811); ваза изготовлена в 1805–1807 годах. 109 Именным указом императрицы Елизаветы Петровны принадлежавшие Демидовым Колывано-Воскресенские заводы переходили в казну, и велено было «селить пришлых в Сибирь людей, чьи б они ни были» на территории этих заводов «для зарабатывания податей» («Барнаул. Летопись города Барнаула». Барнаул, 1994. С. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Сначала вода была. (Алынтеля инк тыгаган.) Бог был бог, (Торам тыгаган торам,) Он говорит: «Землю сотворить хочу». (Юг тулугувул: «Мых тата койвыл».) Гагара сказала: «Я тебе земли принесу». (Тахтан ясильглигас: «Ма нума мых тулым».) Гагара сныряла, принесла земли. (Тахтан лахтындыманна, тугаста мых.) Бог эту землю разбросал: от этого и земля произошла. (Торам тю мых арыхрыкытыгас: тулыла ба мых татас.) Диавол-гагара взад-вперед посмотрел: вниз пройти отверстия нет богу. (Юнг-тактан иле-жог игытыякаст: ил мента пульт интым торома.) Говорит: «Ты этого посоха конец возьми; я вниз пройду». (Тулугувул: «Нум ти сох пункан тугу вий; ма ил минлим».) Бог посоха конец прочь взял; после этого диавол-гагара вниз сошел и доныне там живет. (Торум сох пунук тугу выгаста; тулыла ба юнг-тактан ил миныс и моча тат улавул.) Когда остяк передавал нам эту легенду, один из сопровождавших нас лиц сказал, что подобный рассказ есть и у русских, только в русской легенде диавол является в образе не гагары, а гоголя 214 . Притом гоголь-диавол отдал Богу не все количество принесенной со дна морского земли, но часть ее утаил у себя во рту; украденная земля начала увеличиваться, и вор-диавол едва не задохся. Замечательно, что и в алтайской легенде, перешедшей от монголов, при творении мира первоначально является безбрежный океан. Бог носился над ним в образе черного гуся. С ним был и еще некто, в образе такого же гуся. Бог послал его принести земли со дна морского. Посланный так же, как и в русской легенде, часть земли утаил и чуть не задохся. Легенда, одинаковая по главной мысли, варьируется у четырех народов (остяков, русских, алтайцев и монголов), разделенных между собой непроходимой бездной языка, пространства и религиозных верований. Спрашивается: кто у кого перенял? Не указывают ли эти варианты одной легенды на один первоисточник их? Кстати сказать, мы немало удивлены были, когда услышали у васьюганских остяков названия некоторых предметов, заимствованные из алтайского или общетюркского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Роскошная растительность долин Алтая дает возможность местному населению держать много домашнего скота: лошадей, коров, овец, свиней и другого. Скотоводство служит верным источником сельского благосостояния: лошади употребляются для полевых работ и для перевозки руды и других тяжестей и кладей; коровы и овцы дают мясо, сало, молоко, масло, шерсть, кожи как для домашнего потребления, так и для продажи. Скотоводством в значительных размерах занимаются преимущественно инородцы, кочующие в южных долинах Алтая. У богатых инородцев бывает до сорока табунов лошадей; каждый табун состоит из одного жеребца и около тридцати кобылиц. Инородцы держат много и овец; некоторые хозяева имеют стада, состоящие из нескольких тысяч голов. Овцы алтайские – монгольской породы и отличаются от киргизских: они не имеют курдюков, а только небольшие жировые наросты около хвоста; цвет их не рыжий, как у киргизских, а белый, за исключением головы, которая бывает густого черного цвета; благодаря такой окраске алтайское стадо овец издали имеет вид белого пятна, усеянного черными крапинками. Алтайская овца меньше киргизской, мало дает молока, но зато мясо ее вкуснее и шерсть мягче; мягкостью шерсти она превосходит не только киргизских овец, но и все простые русские породы. Для скота инородцы иногда косят и сено; так как зимой снега бывают очень глубоки и стога пришлось бы отрывать из-под снега с большим трудом, то они не мечут сено в стога, а вьют траву в длинные жгуты, которые развешивают на деревьях для просушки и сохранения. К сожалению, и скотоводство на Алтае, как и вообще в Западной Сибири, по степени развития далеко не соответствует растительным богатствам края. Относительно ухода и содержания скот находится в небрежении: нередко круглую зиму он принужден сам себе добывать пищу из-под снега; запасы сена на зимнее время делаются у немногих, и притом незначительные; чума и другие повальные болезни едва не ежегодно свирепствуют в некоторых местах. Неудивительно, что от бескормицы и болезней гибнут тысячи скота. Цены на продукты скотоводства, как и на хлебные произведения, стоят довольно низкие: например, мясо коровье продается от 80 копеек до 1 рубля, масло коровье от 4 до 6 рублей за пуд. Важными предметами для торговли с Европейской Россией из продуктов скотоводства служат масло, кожа и сало.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Если сравнить жизнь русского крестьянина на Алтае с жизнью крестьян Европейской России, то нельзя не заметить значительной разницы между ними во внешнем быту и обстановке. Алтайский крестьянин живет при гораздо лучшей обстановке, чем собрат его во внутренних губерниях России. Алтайские деревни обнесены обыкновенно особой изгородью, так называемою поскотиной; за поскотинами по горным скатам разбросаны пашни отдельными участками для каждого хозяина. Поскотина устраивается для того, чтобы охранять пашни от скота, который в ней свободно ходит без пастуха. Избы крестьян состоят из двух половин: собственно избы и горницы; в избе русская печь и полати, а в горнице иногда голландская печь, а чаще русская, сбитая из глины, но зато размалеванная. Непременной принадлежностью горницы служит кровать с высоким пологом, зеркало с наброшенным на него полотенцем, сундуки, прикрытые коврами; передний угол занят иконами, между которыми первое место отведено большой, в аршин длины, плащанице. Дома некоторых крестьян, особенно из старообрядцев, больше походят на городские дома, чем на деревенские жилища Европейской России: в чистых, покрытых обоями комнатах можно найти красивую мебель, драпировки, шелковые оконные занавески, даже произведения искусства. Женщины у алтайских крестьян ходят в платьях, а не в сарафанах; обувь у женщин состоит из башмаков, а у мужчин – из кожаных сапогов и бродней 111 ; лапти известны только по слуху. Рассказывают анекдот, что какой-то переселенец из России однажды оставил в поле след своих лаптей; сибирские крестьяне приняли этот след за след невиданного зверя и целой деревней ходили выслеживать этого зверя с ружьями и другим оружием. Вновь прибывшие переселенцы, известные в Сибири под названием новоселов, в первое время резко отличаются по образу жизни от обжившихся крестьян: живут, как и прежде, в черных избах 112 , носят холщовую одежду, едят черный хлеб и т. п. Но через несколько лет обилие даров алтайской природы дает им возможность завести необходимый для сибирского крестьянина самовар, ежедневно пить чай, иметь к чаю белый хлеб и мед и прочее. Главнейшим занятием алтайских крестьян служит земледелие; скота они держат в изобилии; многие с выгодой занимаются пчеловодством и огородничеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

На юго-западном берегу озера вдали на горизонте выставляется величественный и грозный Алтын-тау («Золотая гора») – высочайшая снежная гора, которая с высоты около 8300 футов 85 спускается прямо в озеро. Алтын-тау у местных инородцев считается священной горой; они называют ее «отцом гор и озер» и говорят, что она всегда наказывает смертью тех, которые осмеливаются осквернить святыню восхождением на вершину Алтын-тау. В последнее время некоторым из ученых путешественников после неимоверных усилий удалось вскарабкаться на священную гору алтайцев 86 . С высоты Алтын-тау Телецкое озеро, видное на всем своем протяжении, представляет самый очаровательный вид; отсюда же видны и отдаленные айгулакские и чуйские снежные вершины, лежащие на юг по крайней мере за двести верст. На юг от Телецкого озера тянется долина впадающей в него реки Чулышмана. Долина эта представляет узкую расщелину, образовавшуюся как будто от какого-нибудь переворота. Над долиной, как и над озером, высятся отвесные скалы и крутые хребты, с которых с шумом низвергаются пенящиеся водопады. В долине Чулышмана, верстах в трех от озера, устроен стан Алтайской Духовной миссии. Северный конец Телецкого озера загибается на запад и сужается; течение, которое почти незаметно вдоль всего озера, здесь усиливается и постепенно переходит в реку Бию. Бия на протяжении тридцати верст, от истока до селения Кебезень, течет в теснине: сначала между отвесными стенами из сланца, а затем между довольно высокими гранитными горами; плавание судов в этой части реки Бии очень затруднительно по причине многих порогов; верстах в девяностах от города Бийска горы превращаются в невысокие береговые утесы, и затем река течет в мягких берегах и становится судоходною. Река Бия, длина которой простирается до двухсот верст, не доходя немного до Бийска, сливается с рекой Катунью, и обе вместе образуют реку Обь. Когда-то путь из Бийска к знаменитому Телецкому озеру проходил по реке Бие, но в настоящее время существует кратчайшая дорога, которая идет через Улалу на селение Кебезень и может быть сделана в три дня. Берега Телецкого озера мало населены: в северной части встречаются бедные селения новокрещеных инородцев, а по пути от Улалы к озеру попадается много крестьянских пасек, проникших до самого озера; западный берег озера, вследствие недоступности, вовсе не населен; на южном берегу и южной части восточного берега обитают немногие инородцы-кочевники. Оседлых поселений на Телецком озере вовсе нет. Часть Алтая, лежащая на восток от Телецкого озера, почти совершенно необитаема и весьма мало исследована. Кузнецкой Чернью собственно и оканчивается Алтайский край на севере. Плоские горные отроги, лежащие далее на север от Кузнецка почти до самого Мариинска, хотя и находятся в связи с Алтаем, но по характеру поверхности и природе резко отличаются от него. Эти отроги, покрытые густым хвойным лесом, известны под названием тайги и к Алтаю не принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

п. Вообще должно быть обращено внимание на развитие в юноше и наблюдательности, и аккуратности во всем. Все записи псаломщик или учитель должен представлять местному миссионеру для прочтения и препровождения к начальнику миссии. Юность строптива, говорит святитель Златоуст, она требует многих приставников. Для юношеского возраста нужны строгость – как бы узда и угроза – как бы железная цепь. Для молодости нужен смиряющий труд, как молодому коню узда, и утомление, рассуждает тот же святитель. Блаженной памяти первоначальник Алтайской миссии отец архимандрит Макарий, как говорит живое предание никогда не дозволял, чтобы кто-нибудь из служащих при нем сидел без дела, а особенно – из молодых. Для юных наших катехизаторов, учителей и псаломщиков отдыхом от дела должно служить не бездействие, а перемена одного дела на другое. Если в будни он утомился от непрестанного занятия в школе, то в праздник отдыхом должно служить занятие вне школы: участие в собеседованиях внебогослужебных, посещение жилищ новокрещеных с учениками для обучения молитвам, назидательного чтения, пения церковных песен и кант, но непременно – с благословения миссионера как старца своего, под его руководством и наблюдением, дабы это занятие не послужило благовидным предлогом к насаждению и развитию пороков, свойственных юношескому возрасту. После зимних продолжительных занятий для молодого клирика-учителя отдыхом должны служить летние поездки для оспопрививания, бесед среди новокрещеных, живущих вне стана, а также и некрещеных. Я предложил некоторые черты нравственного и умственного воспитания молодых деятелей миссии, зная, что действительность никогда не достигает совершенств идеала. Но для успеха и то хорошо, если все миссионеры будут иметь в виду один мысленный образ совершенства, стремиться к одной цели, для достижения которой употреблять средства, испытанные и одобренные мудрой опытностью отцов и учителей наших. Подведем итоги сказанного: 1 . Для многой жатвы, нам врученной, нужны многие делатели. 2 . Делатели должны обладать добрыми качествами, дабы быть солью земли необуявшею. 3 . Забота о приготовлении таковых делателей из юных питомцев миссии лежит на пресвитерах-веропроповедниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Домашняя обстановка, хозяйство и занятия крещеных инородцев постепенно изменяются к лучшему и принимают характер национально-русский. В жилищах новокрещеных начинают являться чистота, порядок и опрятность вместо той отвратительной грязи и вони, какие поражают глаз и нос непривычного посетителя юрт некрещеных кочевников, даже наиболее богатых. Инородцы-христиане начинают привыкать к земледелию и огородничеству, не гоняются за неверным и опасным звериным промыслом; по примеру русских они занимаются ремеслами, например выделывают замшу, и торговлей. Миссионеры, псаломщики и учителя нередко своим собственным примером благотворно влияют на улучшение внешнего быта инородцев. Так, например, один из миссионеров, прибыв в свой стан, задумал приучить инородцев между прочим к разведению огородных овощей, для этой цели он устроил у себя небольшой огород, в котором насадил картофель, капусту и прочее. Инородцы недоверчиво смотрели на работы миссионера; но когда овощи поспели и миссионер на глазах инородцев приготовил из них кушанье и дал попробовать самим инородцам, то они нашли новую пищу очень вкусной, и миссионеру небольшого труда стоило убедить недоверчивых дикарей последовать его примеру, так что скоро у тех самых инородцев, которые питались почти одним ячменем, явились разнообразные и вкусные блюда из овощей. Новокрещеные алтайки мало-помалу также усваивают себе русское хозяйство и рукоделья: готовят кушанья, делают хозяйственные запасы, моют белье, приучаются ткать, шить, вязать и прочее. Так, по свидетельству мыютинскаго миссионера, инородки-христианки его отделения ежегодно напрядают до тридцати тысяч пасм 139 ниток для себя и для продажи некрещеным алтайцам. Немалую услугу улучшению домашнего хозяйства и развитию рукоделий оказывает женская улалинская школа, которая практически воспитывает для инородческих семейств хороших хозяек и искусных рукодельниц. Под влиянием христианства и при содействии миссии улучшается материальное и физическое состояние алтайских инородцев. Уже одно то обстоятельство, что новокрещеные освободились от разорительного камланья, много способствует их благосостоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

По словам этого же З-го, остяки обращаются к колдунам, когда нужно, и платят им за труд, но для церкви приношений якобы не делают. Они не хотели принять участие в устройстве кладбища при тымской церкви вместе с русскими. В селе Васьюганском одно из чтимых деревьев находится у самого села. Недавно нарымский благочинный во время посещения Васьюганской церкви в беседе с инородцами между прочим убеждал их оставить чествование этого дерева как дело богопротивное. Инородцы дали обещание и исполнили. Но только вместо указанного дерева они выбрали другое, более развесистое. По справке оказалось, что на следующий год на старом дереве новых приношений не было, но новое щедро увешано было новыми привесками. И обещание исполнено, и старый обычай сохранен. В настоящую нашу поездку, быв в селе Васьюганском, мы в церковной беседе также касались этого предмета, убеждая инородцев срубить соблазняющее их дерево. Обещание дано, но не всеми охотно. Приезжие являлись к нам просить освобождения их от обязанности участвовать в срубке дерева, так как-де до чужого дерева им нет дела, в своем месте они будут беречься. К кумирням и деревьям инородцы собираются для молитв и жертвоприношений. Общественные жертвоприношения совершаются во время общественных бедствий, например во время эпидемических болезней, продолжительного разлива рек, малого улова рыбы, и вообще для успеха в промыслах. Тогда целым обществом обращаются к шаману; назначается место для служения, предмет жертвоприношения; заколается животное или приносится вещественная жертва, состоящая из платков и кусков разной материи, денег, промысловых снастей. Посредниками между народом и демонами бывают шаманы или колдуны. Шаман, совершая моленье, сидит, обратившись лицом к иконам (если это бывает в доме). Кроме алтайского бубна, остяк употребляет домбру или балалайку 207 ; произносит имя Божие и имена бесов-юнков. Когда шаман приходит в экстаз, то начинает вскрикивать. Присутствующие вторят ему и затем умолкают, а шаман продолжает моленье. Жертвоприношения и моления бывают вечером, продолжаются иногда заполночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Катехизаторское училище существует в городе Бийске – резиденции начальника миссии и находится под его личным наблюдением; оно открыто с целью давать высшее образование инородческим детям, предназначаемым на должности катехизаторов, переводчиков и учителей, могущих быть впоследствии миссионерами как в пределах своей миссии, так, по вызову, и в других сибирских духовных миссиях. Программа преподавания в этом училище довольно обширная: здесь преподается церковная история, пространный катехизис, катехизаторство (приспособительно к миссионерским целям), алтайский и русский языки в письменных переводах и импровизациях, необходимые сведения по психологии, педагогике и дидактике, церковный устав и пение. При катехизаторском училище имеется пансион для бедных детей; кроме того, при нем же находится начальная школа, руководимая заведующим катехизаторским училищем. В последнем отчетном году в катехизаторском училище обучалось семьдесят два воспитанника, в том числе шестьдесят три пансионера, а в начальной школе при училище – сто сорок восемь мальчиков, в том числе шестнадцать пансионеров. Состав служащих при катехизаторском училище, кроме иеромонаха, студента Духовной академии, заведующего училищем и школой, состоял из двух учителей. В настоящее время катехизаторское Алтайское училище преобразовано: мнением Государственного совета, высочайше утвержденным 27 марта 1890 года, лицам, служащим и учащимся в означенном училище, предоставлены права наравне с начальствующими, учащими и учащимися в мужских Духовных училищах. Женское училище находится в селении Улале; обучение и заведование училищем принимают на себя сестры женского Николаевского монастыря; здесь девочкам преподается грамота и элементарные знания, а также практически учат их домашнему хозяйству и женским рукоделиям. Число начальных школ в пределах миссии ежегодно возрастает: при основателе миссии была открыта только одна школа, при его преемнике – четыре, при третьем начальнике – до двадцати, а в настоящее время число начальных школ, за исключением женского училища и школы при катехизаторском училище, достигает до тридцати двух. В начальных школах под руководством миссионерских учителей и учительниц и ближайшим наблюдением священников-миссионеров обучаются дети обоего пола, как русские, так и инородческие. Более способные и благонадежные инородческие воспитанники начальных школ по окончании здесь курса учения поступают для довершения своего образования в катехизаторское училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010