Коренное население Алтая, известное под общим именем алтайских инородцев или просто алтайцев, простирается до сорока тысяч душ обоего пола и по своему происхождению принадлежит к монгольскому племени, находясь в племенном родстве со всеми сибирскими татарами, несмотря на то что последние много изменились под влиянием принятого ими магометанства и от соседства с русским населением. Алтайские инородцы преимущественно обитают в Центральном или Юго-Восточном Алтае и в северо-восточной Черни. Они носят различные местные названия, данные им их русскими соседями, а именно: 1) алтайских калмыков, 2) чуйских калмыков, или теленгитов, 3) телесов 113 , 4) телеутов, 5) кумандинцев и 6) черневых татар. При этом нужно заметить, что название калмыков самим алтайцам неизвестно, а дано им русскими еще в прошлом столетии по ошибке – не по языку и племенному родству с калмыками, но по некоторому сходству в одежде и обстановке. Точно так же и название черневых татар употребляется только русскими; сами же они называют себя «туба», «тубалоры» 114 . Калмыки и черневые татары по численности составляют главные инородческие племена на Алтае. Алтайские калмыки, теленгиты и телесы – ближайшие представители монгольского племени на Алтае. Они ведут пастушескую кочевую жизнь и считаются самыми честными из обитателей Азии. Алтайские калмыки, называемые также алтайцами-ойротами, кочуют по берегам реки Катуни и ее притокам; по управлению они делятся на семь дючин (волостей), из которых одна находится на восточном берегу Катуни, а остальные шесть – на западном, по рекам Урсулу и Кану; каждой дючиной управляет зайсан (старшина из туземцев), и во всех семи дючинах считается около двенадцати тысяч душ обоего пола. Чуйские калмыки, сами себя называющие теленгитами, известны также под названием двоеданцев 115 . Они занимают Чуйское плоскогорье и соседние с ним долины, делятся на две дючины, управляемые зайсанами; число теленгитов простирается до двух тысяч. Эти мирные люди не так давно были в одно и то же время подданными и России, и Китая; для них как будто не существовало государственной границы, и они до 1869 года – нового разграничения между Россией и Китаем – платили за раз дань двоим господам, почему и сохранили за собой название двоеданцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В начале 40-х годов архим. Макарий, собрав свои «стихи христианского содержания» представил их м. Филарету в виде небольшой книжки, названной «Лепта», с таким посвящением: «Высокопреосвящениейшему Филарету митрополиту Московскому и всем живущими в царственном граде Москве и постоянно благотворящим церковной Алтайской Миссии благоговейнейшее приношение». При этом он выразил желание, чтобы издание этих стихов с нотами некоторых из них, как в этот раз, так и впредь, было производимо в пользу бедных новокрещенных Алтайской Миссии и всегда было бы собственно ее. На издании он не желал обозначать свое имя. Но не получив ответа от Филарета, о. Макарий в начале 1842 г. просил свящ. Н.Д. Лаврова «искусно, – тихо и смиренно осведомиться» о том, как святитель принял это предложение. О. Макарий готов был, совсем не упоминать на книжке имени м. Филарета, а просто написать: «Лепта в пользу алтайской церковной Миссии». Самого о. Лаврова он просит быть издателем книжки («Письма», 243). Напечатана она была в Москве в 1846г. 21 в типографии, как кажется, Авг. Семена. Выход ее в свет совпал, с пребыванием в Москву самого автора. Экземпляры ее были раздаваемы и рассылаемы самими, им, а также о. Лавровым и Д. И. Поповым (у которых был склад издания) разным лицам по указанию о. Макария. В бумагах последнего сохранилось десятка два благодарственных писем, начиная с 4 ноября 1846 г. по 29 апр. 1847 г., из разных мест – из Орла, Москвы, Костромы, Екатеринослава, Тобольска. В начале 1847 г. явилась нужда во втором издании. 4 марта Д. И. Попов писал о. Макарию: «Второе издание Лепты требует, по уставу цензурного комитета рассмотрения вновь, без чего печатать ни в одной типографии не станут. Почему не угодно ли вам, будет в самой Лепте сделать изменение, как часто печатается при издаваемых вторично книгах: вновь исправлена, рассмотрена и умножена. Все это предоставляется вашему благоусмотрению». 3 мая архим. Макарий напоминал, о. Лаврову, что Лепта и теперь продаваться не будет, почему при печатании и цены обозначать не должно и объявлять о ней не следует в журналах и газетах (475).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

119. Комаров Н. Школа как средство религиозного просвещения народа (по «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1874. 16. С. 149–151. 120. Копия с письма архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии (1847 года мая 6 дня)//Томские Епархиальные Ведомости. 1890. 5. Отд. неофициальный. С. 14–17. 121. Кудрявцев А. Н., протоиерей. Краткий очерк русской миссионерской деятельности вообще и Православного миссионерского общества в особенности. Одесса, 1885. 122. Кузнецов Е.В. К биографии архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии//Тобольские Епархиальные Ведомости. 1896. 1. Отд. неофициальный. С. 5–9. (То же. Томские Епархиальные Ведомости. 1896. 3. Отд. неофициальный. С. 25–29.) 123. Лавров А., священник. Один случай из жизни о. архимандрита Макария, алтайского миссионера//Странник. 1862. Т. 1, 2. С. 88. 124. Лавров Алексий, священник. Архимандрит Макарий, начальник Алтайской церковной миссии//Странник. 1860. Т. 3, 8, отд. I. С. 57–67. 125. Лавров Николай, священник. Всепокорнейшее прошение митрополиту Московскому Филарету: Автограф. 1861. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 7. 126. Лавров Николай, священник. Всепокорнейшее прошение митрополиту Московскому Филарету: Автограф. 1862. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 8. 127. Лавров Николай, священник. Письмо к митрополиту Московскому Филарету: Автограф. Не ранее 1867 г. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 6. 128. Ландышев С, протоиерей. Записка о препятствиях к обращению язычников: Автограф. 1862(?). – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 5. 129. Ландышев С, протоиерей. Письма к священнику Н.Д.Л. (отрывки). Бийск, Улала. Список. «1848, дек. 17–1854, окт. 20.» – НИОР РГБ, ф. 99, к. 20, ед. хр. 8.–8 п., 6 л. 130. Ландышев С., протоиерей. Письмо к начальнику Алтайской миссии от 12 июля 1867 года: Автограф. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 9. 131. Ландышев С, протоиерей. Сведения об Алтайской миссии за шесть лет (с авг. 1856 г. по авг.1862 г.)//Прибавления к изданию Творений Святых Отцов. М., 1863. Ч. 22. С. 1–34 (в приложении) (То же. М., 1863.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Богу угодно было, чтобы благословение, мне недостойному преподанное Московским святителем на служение миссионерское, не осталось втуне: за многие тысячи верст отстоявший от Алтая покровитель миссии и миссионеров Алтайских сугубым явлением своим мне – во сне и болящему новокрещенному наяву, научил меня той необходимой в служении миссионерском истине, что в какой бы глуши ни находился миссионер, как бы слабым ни чувствовал себя, он не остается одиноким деятелем, при одних своих немощных силах; нет он не один: с ним небесные силы невидимо служат. Об этом двойном явлении святителя Филарета я тогда же 173 рассказал некоторым из своих собратий Алтайских, доныне здравствующих, и они могут подтвердить мое показание» 174 . Явившись своему «ближнему» в сонном видении, св. праведный Филарет Милостивый из райских селений, где находился по кончине своей, «простер к нему руку, призывая его к себе». По известному уже нам слову проповеди святителя Филарета, митрополита Московского, святые, имена которых мы носим и которые «на небесах обитают», – «для привлечения туда и нас невидимо простирают руки, или, лучше сказать, действуют невидимою силою молитвенною и благодатною». Святитель Филарет, с самого времени принятия на себя имени св. праведного Филарета Милостивого, верою, надеждою и делами старался уподобиться сему праведнику, а чрез то «прививался, так сказать, к свойствам и приобщался благодати» его, сделался его «ближним», – по духу. И мы веруем, что по сему св. праведный Филарет Милостивый и его, после его кончины, простерши к нему руку, привлек на небо, в райские селения, да обитает он там вместе с ним и да возносит оттуда к престолу Царя небесного молитвы о нас, как возносил их в земной своей жизни. Итак вот черты жизни митрополита Московского Филарета, оправдывающие имя, принятое им в монашестве 175 , и сходствующие с чертами жития его небесного покровителя, св. праведного Филарета Милостивого. Не без основания, поэтому, как мы знаем из вышесказанного, по крайней мере в последнее время жизни святителя Филарета, митрополита Московского, его стали называть «другим Филаретом Милостивым».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Приехав в Петербург, архимандрит Макарий развил кипучую деятельность: посещая «многие знатные дома» С. 55], он старался убедить высокопоставленных светских и церковных деятелей в необходимости скорейшего издания Библии в русском переводе. Своими энергичными действиями алтайский миссионер вновь поднял вопрос, страсти по которому только что улеглись, и привел в волнение тех, кто добивался ликвидации Библейского общества и участвовал в ниспровержении главы российских мистиков князя А. Н. Голицына. Поведение отца Макария особенно возмущало митрополита Петербургского и Ладожского Серафима (Глаголевского), который неоднократно увещевал его отказаться от своих мыслей в отношении перевода Библии на русский язык, но не смог переубедить ни доводами, ни угрозой высылки из Петербурга с жандармами. Как пишут биографы архимандрита Макария, после одной из встреч святитель Серафим отпустил его с нескрываемым гневом 49 С. 143; 331. С. 56–57]. Несмотря на личную защиту своих предложений архимандритом Макарием, проект был оставлен «без действия» С. 151]. Такая же судьба постигла и его переводы ветхозаветных книг. Последняя неудача была для отца Макария особенно чувствительной, ведь с разрешением перевести Библию на русский язык был связан и успех всего миссионерского проекта. Убежденность архимандрита Макария в необходимости издания Библии на русском языке была настолько сильной, что он продолжал хлопотать об этом деле и после того, как состоялось решение Святейшего Синода, и делал это так настойчиво, что вызвал недовольство и раздражение высокого начальства. В результате алтайский миссионер действительно был выслан из Санкт-Петербурга: указом Святейшего Синода от 11 мая 1839 года ему было предписано отправиться к месту своего служения в Томск с правом остаться в Москве на два-три месяца, если это понадобится для улучшения его здоровья. Пребывание в Петербурге принесло и некоторые положительные результаты: архимандрит Макарий подлечил больные глаза и собрал некоторую сумму пожертвований, которые отправил на Алтай.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

На камланье у того или другого хозяина юрты обыкновенно стекаются жители не только своего, но и соседних и даже отдаленных аулов: это в некотором роде праздник для тех местностей, где совершается камланье; других праздников религиозного характера у алтайцев нет. Нужно заметить, что кроме великого вреда в нравственном отношении – поддержания и укрепления в народе суеверий, развития пьянства и т. д. – камланья также причиняют большой ущерб алтайцам и в материальном отношении: приносящий жертву должен дать каму и гостям обильное угощение как яствами, так и напитками, а при общей бедности алтайцев подобные угощения, естественно, неблагоприятно отзываются на их экономическом благосостоянии. Что касается религиозных преданий или мифических сказаний алтайцев о происхождении и первобытной истории мира и человека, то нужно заметить, что они в общем имеют много сходного с соответствующими библейскими повествованиями. В последние десятилетия часть устных преданий алтайцев была собрана и записана отцами миссионерами Алтайской Духовной миссии. Для ознакомления с алтайской мифологией мы передадим содержание более важных из них. 1 . Миф о творении мира. Когда не было ни неба, ни земли, существовал один только бог добра и света – Ульгень. Он реял, подобно летучей мыши, над безбрежным морем (библейская бездна) и не имел твердого места, на котором мог бы стать. Но вот Ульгень ощутил внутри себя голос: «Впереди хватай! Впереди хватай!» – и, произнесши вслух эти слова, простер руки и охватил выдавшийся из моря огромный камень. Вдруг из моря же вышла Аг-эне («Белая мать») и сказала Ульгеню: «Что придет тебе на мысль творить, скажи только: «Я сделал, совершилось» – так и будет, а не говори: «Я сделал, не совершилось»». Сказав эти слова, Аг-эне скрылась и более никому никогда не являлась. Тогда Ульгень, ощутив в себе мысль, сказал: «Да будет земля!» – и явилась земля; затем произнес: «Да будет небо!» – и небо стало и т. д. В течение шести дней Ульгень творил мир, а седьмой день спал. Во все продолжение творения он пребывал на Алтын-тау (Золотой горе).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

3 . Ежегодно увеличивающийся элемент православных инородцев через рождение и обращение из язычества и, соответственно тому, численно умаляющийся языческий элемент требуют, вследствие изменения условий жизни общественных, религиозных и семейных отношений между крещенными и некрещеными, по управлению своему новых положений. Потребность такого изменения давно сознается и в сферах местных администраций. Составляемы были по сему вопросу и проекты. Положительных сведений о судьбе таковых проектов мы не имеем. В архиве миссии сохранилась копия одного из последних проектов (по нашему мнению, лучшего других), составленного в конце 70-х годов одним из местных чиновников. По содержанию сего проекта епископом Владимиром, бывшим начальником миссии, сделан отзыв. Тем же начальником миссии в отчете о миссиях за 1882 год высказаны и желания мер, могущих благоприятствовать обращению и обрусению алтайских инородцев и относящихся к преобразованию управления инородцев. За всем тем, не считая себя вполне компетентными по рассматриваемому вопросу, тем более не принимая на себя непосильного труда подробной разработки проекта по устройству управления инородцев, в настоящее время мы считаем нужным высказать по сему вопросу свое мнение, основанное на выводах многолетнего наблюдения, исследования, личного расспроса и справок у лиц сведущих. 1 . Численный состав инородческих волостей Бийского и Кузнецкого округов вообще весьма незначителен; посему, в интересах административных и экономических, количество волостей может быть сокращено соединением двух или нескольких в одну, например из четырнадцати волостей Бийского округа образовать пять, а из девяти Кузнецкого – четыре волости. И при таком сокращении волостей на каждую из них придется средним числом только около трех тысяч душ. Таким образом, из семи дючин алтайских калмыков, четырех волостей черневых татар, двух Кумандинских и одной Тогульской волости образовать бы: а) Чуйскую волость, в которую вошли бы инородцы нынешних двух Чуйских волостей; б) первую кочевую Алтайскую волость по Урсульскому и Селишскому бассейну; в) вторую таковую же волость по Ябаганскому и Ануйскому бассейну; г) Черневую по правому берегу Катуни до Кумандинских улусов и д) Кумандинскую из нынешних двух Кумандинских и второй половины Тогульской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Духовный писатель. Проповедник – импровизатор. Всегда бодрый, воодушевленный, чуждый канцелярского формализма и скромный иерарх. Много помогал бедным, а за свою миссионерскую деятельность прозван «просветителем Алтая». На миссионерском поприще был более 30 лет. Начало миссионерской деятельности было положено еще в СПБ, где по его инициативе было организовано миссионерское общество для содействия Алтайской и Забайкальской миссиям и составлен устав для них. Будучи начальником Алтайской Миссии, обратил в христианство из язычников и магометан и присоединил из раскола к православию 6679 человек, причем лично им крещено 408 человек. Для улучшения быта кочевников построил 20 селений для новокрещенных, воздвиг в разных местах 28 церквей и молитвенных домов, выстроил более 30-ти зданий – школ, больниц, аптек, библиотек и т.д. В течение своего 17-летнего епископства, до самой своей смерти не оставлял любимой своей миссионерской работы, постоянно совершая поездки по инородческим селениям, научая вере и христианской нравственности новокрещенцев. Его простое сердечное слово и любовь производили глубокое впечатление и служили утверждением к христианской вере. Кроме неутомимой проповеднической деятельности, он переводил и издавал на алтайском языке богослужебные и другие книги. (Подробные сведения о миссионерской деятельности преосвященного см. «Прав. Собес.» 1898 г., январь, июль-август, октябрь). СТРАНИЦЫ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ APXIENUCKONE ВЛАДИМИРЕ «Приб. к «ЦВ» 1903 г., 40, стр.1529. Это был человек исключительный, очень редкий по своей самобытности и душевным качествам. Замечательна черта его характера, невольно обращающая на себя внимание при воспоминании о нем; вспоминается весь он со всей его величавой простотой – и в разговоре, и в привычке держать себя в обществе, и в его кротких карих, удивительно выразительных больших глазах, за которыми как будто не видно было всего лица. Думается, что это происходило у него потому, что во всех обстоятельствах жизни он был всегда один и тот же, живущий своей собственной жизнью и очень мало думавший о том, что будут о нем говорить люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– СПб., 1835. 32 . Карпов В. И. Воспоминание о Волховском архимандрите Макарие, учредителе Алтайской миссии//Странник. – 1875. – Т. 4. Декабрь. – С. 165–173. 33 . Кашменский С. Н., прот. Поездка главного миссионера Вятской епархии в инородческие приходы в конце 1871 г. – Вятка, 1872. 34 . Климашин А. Труды алтайских миссионеров: Курс. соч. [канд.]/МДА. – Загорск, 1963. – Ркп. 35 . Комаров Н. П. Архимандрит Макарий – первый алтайский миссионер//Миссионер. – 1874. – 1. 36 . Ландышев С., прот. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе отце архимандрите Макарии//Миссионер. – 1877. – 4. 37 . Ливанский И., прот. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии. – Орёл, 1913. 38 . Ливанский И. В. Архимандрит Макарий (Глухарёв), миссионер Алтайский – Болховский. – Почаев, 1913. 39 . Ливанский И., свящ. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарёв). – М., 1899. – 20 с. (то же: Душеполезное Чтение. – 1899. – Ч. 2, сентябрь. – С. 126–137; Ч. 3, октябрь. – С. 273–280). 40 . Ливанский И., свящ. Архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии. К сведениям о его личности и к материалам для его жизнеописания. Орел, 1896. – 32 с. (То же: Почивающий в Волховской Оптиной пустыни архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии//Труды Орловской ученой архивной комиссии. – Орел, 1895. – Вып. 3. – С. 45–76). 41 . Макарий (Глухарев), архим. Лепта: Сборник песнопений. – М., 1846. 42 . Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. – М., 1894. 43 .  Макарий (Невский) , еп. Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося 50-летия со дня кончины основателя Алтайской миссии архим. Макария, 18 мая 1897 г.//Тюменские епархиальные ведомости. – 1897. – 12. Отд. неофиц. 44 . Молитва покойного о. архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— СПб., 1835. 32.  Карпов В. И.  Воспоминание о Волховском архимандрите Макарие, учредителе Алтайской миссии//Странник. — 1875. — Т. 4. Декабрь. — С. 165—173. 33.  Кашменский С. Н., прот.  Поездка главного миссионера Вятской епархии в инородческие приходы в конце 1871 г. — Вятка, 1872. 34.  Климашин А.  Труды алтайских миссионеров: Курс. соч. [канд.]/МДА. — Загорск, 1963. — Ркп. 35.  Комаров Н. П.  Архимандрит Макарий — первый алтайский миссионер//Миссионер. — 1874. — 1. 36.  Ландышев С., прот.  Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе отце архимандрите Макарии//Миссионер. — 1877. — 4. 37.  Ливанский И., прот.  Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии. — Орёл, 1913. 38.  Ливанский И. В.  Архимандрит Макарий (Глухарёв), миссионер Алтайский — Болховский. — Почаев, 1913. 39.  Ливанский И., свящ.  Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарёв). — М., 1899. — 20 с. (то же: Душеполезное Чтение. — 1899. — Ч. 2, сентябрь. — С. 126—137; Ч. 3, октябрь. — С. 273—280). 40.  Ливанский И., свящ.  Архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии. К сведениям о его личности и к материалам для его жизнеописания. Орел, 1896. — 32 с. (То же: Почивающий в Волховской Оптиной пустыни архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии//Труды Орловской ученой архивной комиссии. — Орел, 1895. — Вып. 3. — С. 45—76). 41.  Макарий (Глухарев), архим.  Лепта: Сборник песнопений. — М., 1846. 42.  Макарий (Глухарев), архим.  Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. — М., 1894. 43.  Макарий (Невский), еп.  Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося 50-летия со дня кончины основателя Алтайской миссии архим. Макария, 18 мая 1897 г.//Тюменские епархиальные ведомости. — 1897. — 12. Отд. неофиц. 44. Молитва покойного о. архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии//Душеполезное чтение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010