«Против зрелищ. Беседа третья»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 269. «Без веры нельзя обойтись. И у неверов есть вера»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 1. С. 150. «Простые речи о великих делах Божиих»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 328–345. «Призыв к покаянию»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 229. «Долг говения»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 20. «Два крыла молитвы»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 95. «Любовь благотворящая»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 360. «Учите паству вашу!»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 24–25. «Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося пятидесятилетия со дня кончины основателя Алтайской миссии архимандрита Макария»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 3. С. 10. «Воззвание к православным христианам о помощи благовестникам веры среди язычников и магометан»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 3. С. 39.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Вып. 3. СПб., 1886. С. 49–50. 47 См.: Алтайский миссионер, протоиерей Михаил Васильевич Чевалков//Томские епархиальные ведомости. 1901. 20–22. 49 См.: Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров, в память 25-летнего служения в святительском сане Высокопреосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Харьков, 1909; Макарова-Мирская А. И. Алтайские рассказы. Харьков, 1912; Макарова-Мирская А.И. На служении Алтаю: Повесть о жизни и деятельности Высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, в св зи с де тельностью других миссионеров. Харьков, 1914. 50 Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социальноэкономические и культурные отношения (XVII–XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996. 51 См.: Модоров Н. С. История и культура Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1991; Он же. Культурно-просветительская деятельность Макария Глухарева (1792–1847) на Алтае//Горно-Алтайск: 70 лет: Материалы науч. – практ. конф. Горно-Алтайск, 1998; Он же. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.)//Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. СПб., 2000. 52 См.: Гончарова О. А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920–1941 гг. Томск, 1995; Она же. Культура, здоровье, здравоохранение: История народной медицины в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1999. 53 См.: Кацюба Д. В. Благотворительная роль Алтайской Духовной Миссии//Этнография Алтая. Барнаул, 1996. 54 См.: Тощакова Е. М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. Вып. 2. ГорноАлтайск, 1958. 55 См.: Беликова А. П.,Бабин В. Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае//Проблемы истории педагогики и современность. Горно-Алтайск, 1991. 57 См.: Пивоваров Б. И. Издательская деятельность Алтайской Духовной Миссии//Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1990. 59 См.: Эдоков В. И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Архив Пн Семейные МФЦ, оказывающие комплексную помощь семьям при участии Церкви, открылись в Мордовии и Алтайском крае 29 декабря 2023 г. 14:50 В конце декабря 2023 года в Барнауле и в Саранске открыли семейные многофункциональные центры. На открытии присутствовала руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Светлана Черенкова. Центры будут работать по принципу «одного окна» и оказывать комплексную помощь семьям при участии Русской Православной Церкви.  Идея создания сети семейных многофункциональных центров принадлежит Светлане Черенковой. Ее инициативу поддержал Президент России Владимир Путин на форуме «Сильные идеи для нового времени» в июле 2022 года. На конец 2022 года в восьми регионах страны действовал 21 семейный МФЦ. До конца 2023 года такие центры будут открыты еще в 32 регионах России. В Барнауле семейный многофункциональный центр открылся 25 декабря. Ранее, 22 декабря, первый такой центр в Алтайском крае открылся в городе Камень-на-Оби. В начале этого года за содействием в открытии центра к Светлане Черенковой обратился коллектив Каменского комплексного центра социального обслуживания населения. Через платформу «Смартека», где для тиражирования размещена практика создания семейного многофункционального центра, была начата работа. Затем регион принял участие в конкурсе по созданию семейных МФЦ и занял третье место. В результате в конце 2023 года в Алтайском крае открылись два таких центра. «Хочу не только поздравить коллектив, семьи с открытием такого центра, но и пригласить общественные и родительские организации принять активное участие в его жизни. Ведь многое зависит от нас, нашей инициативы. Я в первую очередь мама четверых детей. И мне очень-очень не хватало места, куда я бы могла прийти со своими детьми по любому вопросу и найти поддержку. Теперь и у вас есть такое место притяжения семей, поздравляю вас с этим», — сказала Светлана Черенкова на открытии центра в Барнауле. 26 декабря семейный МФЦ открылся также в Саранске. Светлана Черенкова ознакомилась с деятельностью центра совместно с руководителем социального отдела Саранской епархии протоиереем Владимиром Самариным и советником главы Республики Мордовия Еленой Семелевой. Руководитель центра Татьяна Барашихина отметила, что с Саранской епархией выстроены рабочие отношения, подписано соглашение о сотрудничестве. Также семейный многофункциональный центр часто посещает митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , проявляя личное участие и попечение.

http://patriarchia.ru/db/text/6089679.ht...

Вот и теперь большая нужда в открытии двух станов в Алтайской миссии и двух в Киргизской; но, не имея в виду средств, приходится лишь только терпеливо выжидать их. Жертва г-жи Товаровой имеет то внутреннее достоинство, что принесена из чистого, искреннего, сердечного благорасположения жертвовательницы к Алтайской миссии. «Много приходилось на своём веку переживать дней скорбных, но были дни радостные», говорила она Начальнику миссии, когда в бытность свою в Москве приходил он благодарить жертвовательницу за пожертвование, «но не помню такого радостного дня, как тот, когда я подписала акт о даровании своего дома в пользу Алтайской миссии. Какое-то особенное, прежде мною неизведанное душевное наслаждение я испытывала в тот день. И как я рада, как счастлива, что Господь подал мне такую благую мысль». Кроме дома, Александра Григорьевна пожертвовала в Алтайскую миссию тысячу рублей, лично переданных Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Леонтием Начальнику миссии. Слава и благодарение Господу Богу, возглаголевшему благая в добром сердце жертвовательницы! Благодарение и низкий поклон Его Превосходительству А. Н. Шишкову 13 , способствующему в добром деле добрым своим словом! Да воздаст им Господь Своими земными и небесными дарами! Пожертвования, поступившие в отчётном году в пользу Алтайской миссии небывалые со времени её основания. Кроме пожертвованного дома, Бийский купец Я. А. Сахаров (ныне умерший) оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей на вечное время с тем, чтобы процентами с капитала содержалась 2-х классная школа при Бийском Архиерейском доме. В 1885 году Я. А. Сахаров построил при Бийском Архиерейском доме школу для начального обучения как инородцев, так и русских. На содержание этой школы ежегодно выдавал по 500 рублей, и, чтобы навсегда обеспечить эту школу содержанием, завещал ей сказанную сумму. Долг наш обязывает сказать, что в лице Я. А. Сахарова как Бийское общество, так и миссия потеряли полезного, честного и весьма доброго члена и благотворителя на постройку церквей и школ; пособие бедным, явное и тайное, покойный давал щедрою рукой. И всякая его жертва большая и малая была искрення и бескорыстна; он делал добро по истинному, благочестивому, истинно-христианскому расположению доброго своего сердца, ибо и сам он был искренний, православный христианин, неуклонно исполнявший православные обычаи и уставы церкви православной. Да помянет его Господь Бог в царствии Своем!

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

архиеп. Иннокентий (Ястребов) Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности Источник Предисловие Предлагаемый вниманию благосклонных читателей очерк жизнедеятельности архимандрита Макария составлен по поручению начальника Алтайской духовной миссии Преосвященнейшего Владимира, епископа Бийского, проезжавшего через Казань в июне сего 1892 года. К сожалению, при краткости времени, данном в наше распоряжение, и при других занятиях немыслимо было приняться за составление подробной биографии приснопамятного архимандрита, которую, к слову сказать, теперь и весьма затруднительно написать вследствие скудости наличного материала. Поэтому мы принуждены были ограничиться только характеристическими чертами его жизни и деятельности. Но и в сем случае, по необходимости, пришлось допустить один значительный пробел в настоящем очерке. Именно здесь личность Макария рассматривается и оценивается почти совершенно безотносительно: деятельность, мнения и проекты архимандрита не сопоставляются с деятельностью, мнениями и проектами других современных ему деятелей-миссионеров (напр., Филарета Амфитеатрова , архиепископа Казанского и Иннокентия, митрополита Московского) и переводчиков Священного Писания (напр., протоиерея Герасима Петровича Павского); не указываются сходства и отличия Макариевских взглядов от взглядов поименованных деятелей и не объясняются причины сходства и разностей. Вследствие сего недостаточно выяснились заслуги и значение о. Макария как миссионера и переводчика Священного Писания для своего времени. Но на всё это сопоставление требуется немало справок, что невыполнимо при кратком времени, имевшемся в нашем распоряжении. Смеем, однако, надеяться, что и при этом столь существенном пробеле статья наша не будет отвергнута благосклонными читателями, интересующимися отечественным миссионерским делом. Для желающих подробнее ознакомиться с замечательной личностью основателя Алтайской миссии считаем нелишним приложить в конце перечень известной нам наличной литературы об о. архимандрите Макарии. < Глава I. Жизнь о. Макария до миссионерства

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

29 июня 1883 года игумен Макарий был возведен в сан архимандрита и потом назначен начальником Алтайской миссии, а 12 февраля 1884 года хиротонисан был во епископа Бийского. Когда архим. Макарий сделался начальником Алтайской миссии, за ним был 30-летний опыт проповеднической деятельности, – опыт, значение которого оценил он сам при своей хиротонии: «Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России, только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницей была жизнь». В эти долгие годы о. Макарий «так узнал Алтай, его насельников и всех служащих миссии, как никто не мог узнать...; принимая на себя управление миссией... он не имел необходимости знакомиться с ней, узнав миссионеров, обстоятельства и условия, при которых совершается миссионерское служение». С другой стороны, по свидетельству одного из сотрудников епископа Макария, нет на обширном Алтае ни одной речки, ни одного ущелья, где бы не знали его имени, не помнили его наставлений. «Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя Владыки Макария произносится с великим уважением. Такая популярность достается в удел немногим». Тайна ее – в той «любви отеческой, самоотверженной», с какой всегда относился он к людям. Сердечные отношения ко всем и дружеские к своим сотрудникам епископ Макарий сохранял и в звании начальника миссии и в этом был прочнейший залог ее успеха. При нем в Алтайской миссии значительно возросло число станов, церквей, школ; умножилось также количество новокрещенных и сотрудников миссии. Особенное развития получила при нем Бийская Катехизаторская школа. Зародыш ее лежал в Улалинском миссионерском училище, заведенном архим. Владимиром еще в 1867 году для приготовления учителей, толмачей, церковнослужителей. С 1875 года училище это перешло в непосредственное заведывание игумена Макария, который довел его до возможного совершенства. При нем не только увеличилось число учеников, но из последних составился новый на Алтае род сотрудников – катехизаторов из инородцев. Ученики сначала сопутствовали миссионерам в их поездках, а после и сами совершали миссионерские экскурсии. С конца 70-х годов питомцы Улалинского училища стали посылаться для усовершенствования в науках в Казанскую учительскую семинарию. Но мало-помалу нужда в помощи этой семинарии прекратилась, особенно когда в 1883 году было открыто в Бийске Катехизаторское училище, куда и стали поступать ученики Улалинской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Естественно, что святитель, начавший свою церковную деятельность миссионерским служением, не мог пройти в своих поучениях миссионерского дела, не мог не отозваться по этом уделу своим одушевленным словом и компетентными наставлениями. В речах о миссионерстве архипастырь знакомит слушателей с историей миссий Томского края – противораскольнической и противоязыческой, в теплых словах вспоминает основателя Алтайской миссии приснопамятного отца архимандрита Макария (Глухарева) и его ближайших преемников по предстоятельству в миссии; говорит о трудностях миссионерского служения на Алтае, о тяжкой, изолированной жизни миссионеров в отдаленных дебрях диких гор и, указывая на материальные нужды Алтайской миссии, просит о помощи ей. Окажите ее, говорит он, во имя Христа. Ведь дело миссии – дело Христово. «Это то дело, ради которого Господь наш Иисус Христос приходил на землю, ради которого Он принес Себя в жертву. «Это дело спасения погибающих в незнании истинного Бога. Это дело призвания неверных к истинной вере» 130 . Рядом с тем проповедник предлагает полемическое слово с обличением главнейших заблуждений старообрядческого раскола, рассеивает ту идеализацию старообрядчества, которая так обычна в светском обществе, и наконец предлагает несколько миссионерских бесед, обращенных к язычникам-алтайцам. Эти беседы о Боге как Творце мира, о создании человека, о его грехопадении, об Иисусе Христе как Искупителе и Спасителе грешных людей, о Страшном Суде, изложенные языком, приспособленным к понятиям и пониманию полудикарей, даны в качестве руководственных для миссионеров, подвизающихся в Алтайской и приалтайской стране. Размеры настоящей статьи не дают возможности коснуться множества других проповедей и речей, вошедших в настоящее издание. Но полагаем, что изложенного достаточно для того, чтобы на основании содержания поучений, по их характеру и тону можно было судить о их достоинстве. В поучениях мы видим святителя-ратоборца, выступившего со своим смелым, одушевленным словом в защиту Церкви и государства в бурные дни, пережитые нашим отечеством; видим и слышим архипастыря, стоящего среди пасомых с неперестающей заботой и пламенеющей ревностью о их спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

По этим письмам прежде всего мы можем проследить отношение Константина Петровича к делу миссии. Константин Петрович благоговейно относился к памяти основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (Глухарева), а потому благожелательно был расположен и к его детищу – Алтайской миссии. Он входит в мелочные подробности, касающиеся миссии; интересуется всякой подробностью этого дела (письмо 5-е), входит в нужды миссии и оказывает ей денежную помощь частыми посылками денег из имеющихся в его распоряжении средств, привлекает благотворителей на это дело, сам расспрашивает о нуждах миссии и предлагает свою помощь в нужных случаях (письма 1, 4, 6, 8, 14-е). Это расположение к миссии не есть только любезность, оказываемая им корреспонденту своему, – нет, оно составляло часть мировоззрения Константина Петровича и занимало его не только в переписке с Томским архипастырем, но и независимо от нее, само по себе. Поэтому мы встречаем переписку его по этому предмету с известным знатоком тюркских наречий казанским профессором Н.И.Ильминским 190 (письмо 9-е с приложением). Константин Петрович смотрит на миссию с общецерковной точки зрения – как на просветительное учреждение, дающее обильную пищу назидания для всех членов Церкви и особенно для будущих пастырей Церкви. В этом случае его симпатии к миссии совпадают с его симпатиями к школьному делу. В быту и нравах миссионеров он находит обильную пищу для назидания общества и юношества. Как хороший хозяин, Константин Петрович собирает все, что в его хозяйстве может быть полезным. Такой полезный материал нашел он и в недрах миссии. Благоговея душой перед приснопамятным основателем миссии, он предпринимает издание его биографии (письмо 3-е) и рассылает ее по духовно-учебным заведениям; изыскивает материалы для этой биографии при помощи Н.И.Ильминского (письмо 16-е), а по совету последнего привлекает к этому делу и Высокопреосвященнейшего Макария (письмо 9-е); он с восторгом получает из Томска «Письма архимандрита Макария» 191 и читает их с удовольствием и назиданием (письмо 3-е). Особенно же сочувственно отнесся он к изданию Алтайской миссией духовного сборника под названием «Лепта» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

После крестного хода в селе Красный Яр Вскоре этого показалось мало, захотелось чего-то большего, в большем, если можно так сказать, отрыве от цивилизации. Мы обратились к опыту алтайских миссионеров. Алтай – благодатное место с удивительной природой, где некогда очень эффективно действовала православная миссия, возглавляемая преподобным Макарием Глухаревым, а потом святителем Макарием, митрополитом Московским. Практически все значимые места на Алтае исхожены православными миссионерами. Мы решили провести поход-паломничество по стопам алтайских миссионеров, но не так как сейчас проводятся паломнические туры на комфортабельных автобусах, а своими ногами пройти путем алтайских апостолов с рюкзаком за плечами, терпеть те же тяготы, которые они терпели. Такой поход мы проводили уже дважды, в этом году будет третий. Он очень интересен с точки зрения знакомства с бытом алтайцев. Открываются парадоксальные вещи – люди, которые живут на Алтае нам кажутся дикарями, а оказалось, что они еще более верующие, чем мы. Однажды мы набрели на небольшой домик, затерянный в тайге – так называемое зимовье. Он представлял собой избушечку, крытую корой, внутри две лежанки, место для собаки, печка, немного припасов. Обычно там живут охотники или пастухи, которые на все лето или на всю зиму уходят в горы и пасут там стада. Нас поразила там обстановка – все уставлено иконочками, на стене огромный календарь с портретом Святейшего Патриарха. Где еще в Сибири в зимовьях найдется такое? У нас вера практически вытравлена, а там люди верят искренне. Нам приходилось говорить с местными жителями и мы им задавали провокационный вопрос: какой вы веры? Они отвечали: «мы – христиане. У нас отцы и деды были христианами и мы тоже христиане». Христианству на Алтае не больше двухсот лет - примерно столько лет назад начала действовать здесь православная миссия, а люди органично воспринимают себя православными. Они уже совершенно забыли о своем язычестве, хотя сейчас предпринимаются попытки его возродить. Но эти попытки наталкиваются на сопротивление особенно в самом дальнем Усть-Логанском районе Алтая потому что там люди были просвещены нашей православной миссией.

http://pravoslavie.ru/4690.html

В начале 40-х годов архим. Макарий, собрав свои «стихи христианского содержания» представил их м. Филарету в виде небольшой книжки, названной «Лепта», с таким посвящением: «Высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту московскому и всем живущим в царственном граде Москве и постоянно благотворящим церковной Алтайской миссии благоговейнейшее приношение». При этом он выразил желание, чтобы издание этих стихов с нотами некоторых из них, как в этот раз, так и впредь, было производимо в пользу бедных новокрещен алтайской миссии и всегда было бы собственностию ее. На издании он не желал обозначать свое имя. Но не получив ответа от Филарета, о. Макарий в начале 1842 г. просил свящ. И. Д. Лаврова «искусно, – тихо и смиренно осведомиться» о том, как святитель принял это предложение. О. Макарий готов был совсем не упоминать на книжке имени м. Филарета, а просто написать: «Лепта в пользу алтайской церковной миссии». Самого о. Лаврова он просил быть издателем книжки («Письма», 243). Напечатана она была в Москве в 1846 г. 227 , в типографии, как кажется, Авг. Семена. Выход ее в свет совпал с пребыванием в Москве самого автора. Экземпляры ее были раздаваемы и рассылаемы самим им, а также о. Лавровым и Д. И. Поповым (у которых был склад издания) разным лицам по указанию о. Макария. В бумагах последнего сохранилось десятка два благодарственных писем, начиная с 4 ноября 1846 г. по 29 апр. 1847 г., из разных мест – из Орла, Москвы, Костромы, Екатеринослава, Тобольска. В начале 1847 г. явилась нужда во втором издании. 4 марта Д. И. Попов писал о. Макарию: «Второе издание Лепты требует по уставу цезурного комитета рассмотрения вновь, без чего печатать ни в одной типографии не станут. Почему не угодно ли вам будет в самой Лепте сделать изменение, как часто печатается при издаваемых вторично книгах: вновь исправлена, рассмотрена и умножена. Все это предоставляется вашему благоусмотрению». 3 мая архим. Макарий напоминал о. Лаврову, что Лепта и теперь продаваться не будет, почему при печатании и цены обозначать не должно и объявлять о ней не следует в журналах и газетах (475).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010