Таким образом утреня которая обыкновенно начинается в этот день вскоре после полуночи, началась не ране двух часов. Преосвящ Василий, переселившись в 1840 г. из Полоцка в Витебск, продолжал приводить в порядок и благоустроять по своему вкусу архиерейский дом. Но так как св. Синоду не безъизвестно было, что он, владея с 1834 по 1842 г. богатыми имениями Полоцкого Борисоглебского монастыря, имел в своих руках обильные денежные средства, то и не было отпускаемо ему из синодских сумм, для дальнейших перестроек по архиерейскому дому, никаких пособий. Посему он должен был в 1848 г. на собственные средства устроить для себя домовую церковь , которой недоставало. Но устройство это состояло только в том, что в готовой комнате в нижнем этаже дома приделан был небольшой алтарь, устроен был небольшой и очень скромный иконостас; церковь была готова и он освятил ее в честь своего ангела, св. Василия Парийского (12 апреля). Затем, во время пребывания преосвящ. Василия на Полоцкой кафедре, в архиерейском доме вероятно, никаких поправок и возобновлений не было, и потому жилище полоцкого архииастыря к 1866 г пришло в такое положение, о котором ректор семинарии, архим. Никанор в письме своем ко мне от 16-го июля означенного года писал: «помещения архиерейского жалче здешнего на своем веку я нигде не видал»… И только лишь за несколько дней до моего прибытия в Витебск архиерейский дом был приведен в некоторый порядок: своды и потолки в комнатах повешены были иконы, которых в доме, как писал архим. Никанор, вовсе не было. Когда на другой день, по водворении моем в Витебске, вышел я в свою обширную залу, я чрезвычайно неприятно поражен был видом картин, коими увешаны были все стены залы и из коих некоторые были во всю вышину стен. Мне показалось, что я нахожусь не в жилище православного архиерея, а в палатах генерала иезуитского ордена Игнатия Лойолы, благословляемого св. Троицею, и умирающего Ксаверия Сальского, и Алоизия Гонзого, и трех иезуитов-миссионеров с большими крестами в руках, и портреты женских лиц, и проч. и проч. – Я немедленно приказал удалить с глаз эти, столь несвойственные жилищу православного епископа, украшения. – Напрасно г. Рачинский в письме своем к Н. Н. Новикову называет картины эти превосходными и приписывает их кисти Ксаверия Розы 573 . Я показывал их бывшему у меня мимоездом академику Солнцеву 574 , и он одну только из них, не помню, какую именно, оценил рублей в триста, а прочие признал не заслуживающими никакого особенного внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

594 Известно между прочим, что война Хмельницкого 1651 года в последствии именно и была поднята за нарушение договоров 1649 г. 595 Иезуиты явились на Волынь из Польши, в которой утвердились около 1566 года. Затем Сигизмундом III в 1569 г. они были введены в Вильну, откуда распространились по всем областям Литвы и Волыни. В 1624 году за 25 лет до кончины преподобного Иова Анна Алоизия из Острожских Ходкевич заложила в Остроге знаменитый иезуитский коллегиум, который вскоре сделался рассадником множества мелких иезуитских коллегиумов и аллюминатов по всей земле Волынской. 596 Замечательно, что в актах почаевского архива, современных преподобному Иову нет ни одного дела, которое бы хоть косвенным образом говорило о покушениях латино-униатов на почаевскую обитель и единственным врагом ее является теперь только один протестант Фирлей. 597 Между прочим известно, что преподобный Феодосий поставил на свое место любимого ученика Доместика Стефана (жит. преп. Феодосия Чет. Мин. месяца мая 3 дня). Это тот самый пр. Стефан, который впоследствии был епископом Владимирским на Волыни и управлял волынскою церковью, тогда подчиненною одному архипастырю, как и в наше время (Память пр. Стефана 27 апреля). 598 Из сохранившихся документов Лавры видно, что игумен почаевский обыкновенно избирался из числа братий самою же братией в трапезе церимониально; – исключение сделанное для Добрянского свидетельствует о глубочайшем уважении иноков почаевских к пр. Иову (сказание о Поч. Лавре, стр. 37). 602 Архива почаевской Лавры: Wupie z xiag Grodskich Krzemieneckich roku 1650 miesiaca Marca dnia 18. Дело 3 / 30 стр. 8. Вот подлинные слова этой выписи в русском переводе. «В рочки судовые гродские кременецкие, случившиеся со дня семнадцатаго месяца и року вышепоказаннаго в акте, и начавшиеся отправляться судебным порядком, пред нами Мартианом – Михаилом Еновецким, войтом и подстаростою, и Станиславом Паниевским, Судиею, – чиновниками судовыми гродскими кременецкими, ставши лично велебный в Богу отец Софроний Онецкий (вероятно тот же самый Стефан Онецкий, который в акте об избрании Добрянского росписался за неграмотных), именем велебного в Богу Отца Иоанна Железа игумена почаевского, и всей братии, в том монастыре обретающейся, для записания до актов гродских, старостинских кременецких подал завещание последней воли покойнаго урожденнаго пана Ивана Жабокрицкого, учиненное касательно распределения его имений, каковаго завещания, писаннаго по-русски, содержит следующее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В Греции монахиня Кассия сочинила канон на великую субботу, а царевна Анна Комнина начертала историю самодержавного родителя своего Алексия. В Испании Изабелла де-Розера проповедовала в барселонской церкви и обращала евреев в христианство , а Изабелла де-Кордова имела степень доктора богословия, Алоизия же Толедская писала сочинения на языках латинском, еврейском, арабском и сирийском. В Италии Аргелата и Тротула славились знанием медицины, первая в болонском университете, вторая в Салерно. В Китае Кандида перевела на родной язык свой сто тридцать духовных сочинений христианских писателей. – Женщины возвышались до полёта выспренних умов. А добродетели их остались в памяти всех поколений. И я помню их. Но в настоящие минуты в душе моей возникают лишь некоторые дивные образы женственные. Я вижу христианских жён и девиц древнего Рима решившихся исполнить насмешливый указ кесаря Деция, повелевавший им ходить везде с открытым лицом. Они открылись... но для одного Христа! Вижу тех двух жён, кои признавались св. Макарию египетскому , что они, будучи не родные, пятнадцать лет жили в одном доме со своими мужьями, и не сказали одна другой ни одного непристойного слова, никогда не спорили, и постоянно были единодушны и мирны. Какие светлые образцы христианской любви, кротости и благопристойности! Вижу египетскую монахиню Сарру, которая была так смиренна, что при первой мысли об уважении к ней многих братий и сестёр умственно начинала ходить от дома до дома и всем исповедовать грехи свои. Таким смирением искуплено доверие к змию, говорившему жене: ты будешь богиня. Вижу венгерскую царицу Елисавету, невредимо выпившую воду того прокаженного, которому она усердно служила, дабы доказать ему, что он не отчужден от общества людей. Земная ли эта любовь к ближнему? – Вижу в сирийском городе Алеппо православную христианку, жену Иоанна Ильяса, и малолетнюю дочь её, кои вмешивались в толпу женщин, ходивших смотреть на заключенного униатами в церковном дворе митрополита своего Софрония (1749 г.) и обреченного ими голодной смерти, и украдкой из пазух своих бросали ему чрез оконце хлеб, смоченный водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Я превратился в комок ужаса и боли, я бессилен перед этим кошмаром. День и ночь преследует меня светлый безмятежный лик Вукашина из Клепца. Лагерный взгляд на сербскую историю Независна Држава Хрватска – фашизм на сербской земле Будущему мученику довелось жить в Независимом Государстве Хорватия (НДХ – Независна Држава Хрватска). Это было нацистское образование, сформированное с помощью гитлеровской Германии и Италии Муссолини, по благословению папы римского Пия XII, на территории Югославии – Хорватии и Боснии и Герцеговины – сразу после захвата Югославии гитлеровскими войсками. НДХ вошла в историю невиданными зверствами, учинёнными хорватами по отношению к сербам, евреям и цыганам. В период Второй мировой войны в НДХ было уничтожено около 2 миллионов сербов. В НДХ сербы были объявлены вне закона – с помощью католической церкви, под руководством архиепископа Алоизия Степинца, которого папа Иоанн Павел II впоследствии причислил к святым, проводилась чудовищная по своим масштабам, планомерная политика истребления сербов: их было можно безнаказанно убивать, пытать, изгонять из домов, отбирать имущество… Из многочисленных концлагерей самым известным стал Ясеновац, в котором погибло 700 000 человек. Вукашин из старинного рода Мандрап Вукашин происходил из герцеговинского рода Мандрап, имевшего свою ветвь и в Сараево (столица Боснии), хорошо известен древний красивый особняк Мандрапа на улице Милоша Обилича. Мандрапы — древний зажиточный купеческий сараевский род. Они прославились как благотворители и защитники церковных владений и церкви святых Архангелов Михаила и Гавриила, так называемой, старой сербской православной церкви, относившейся к 15 веку, и была древнейшим зданием в Сараево. Сыновья старого Чича Мандрапы – Чедо и Добрило, двадцати и двадцати пяти лет, уже с апреля – мая 1941 года были связаны с «лесами», то есть, с вооруженными народными отрядами, защищавшими сербские села и те места, в которых сербы укрывались от усташского террора и геноцида, начинавшиеся    в мае 1941 года в окрестностях Сараево. Оба они пострадали в Ясеновце, там же где и их дядя — святой Вукашин.

http://pravmir.ru/mucheniki-jasenovats/

     В год празднования 150-летия со дня рождения императора Николая II и год воспоминания о трагической кончине государя вместе со всей семьей мы должны вознести царственным страстотерпцам особые молитвы, чтобы они пред лицом Божиим ходатайствовали об Отечестве нашем, о народе нашем, о том, чтобы никогда и ни при каких условиях гражданские смуты, противоречия, столкновения не губили больше наше Отечество, как погублено оно было в страшную революционную годину XX века. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь сей град и всех вас, мои дорогие братья и сестры, собравшиеся сегодня здесь для встречи мощей святой великомученицы Елисаветы Феодоровны, которая также вблизи от Екатеринбурга мученически завершила свой жизненный путь. Будем вместе с вами молиться в течение этих дней и, ощущая взаимную духовную поддержку, устремляться мыслями ко Господу и в молитвах своих в первую очередь поминать нашу державу Российскую. Аминь».      Святейший Патриарх Кирилл спустился в нижний храм, освященный в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В благоукрашенном к Царским дням приделе в честь святых Царственных страстотерпцев в нижнем храме Предстоятель Русской Церкви совершил славление и прочитал молитву святым Царственным страстотерпцам. К Царским дням 2018 года в Храме на Крови были завершены работы по оформлению «Царской комнаты» — по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла благоукрашен алтарь придела в честь святых Царственных страстотерпцев, который возведен на месте убиения Царской семьи. Святые Царственные страстотерпцы — император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия приняли мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. В начале 2000-х годов в этом подвальном помещении был устроен храм.      В восточной части храма расположено мозаичное изображение святых Царственных страстотерпцев и пострадавших с ними верных подданных: святого врача Евгения Боткина, а также царского слуги Алоизия Егоровича Труппа, повара Ивана Харитонова и комнатной девушки Анны Демидовой. Над ними изображена Феодоровская икона Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/114391.html

в 1493 г. и в 1616 в Венеции). Труды этих авторов переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах и т. п. Последующие труды принимают направление более критическое: Бонина Момбриция «Sanctuarium» в алфавитном порядке, Георгия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвросия Повидия Флакка «Священных праздников 12 книг», 1559 г., Рената Лаврентия дела-Барра «Христианская история древних отцов», 1583 г., Лаврентия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, переиздано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Барония (1607 г.) «Летописи церковные» (1598–1609) и «Римский мартиролог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко превзошли исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, доктора Болланди и его товарищей, начавших издавать с 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально план его был составлен иезуитом Герибертом Росвейцом, по смерти которого в 1629 году дело это было передано орденом Иоанну Болланду (подробнее см. под словом Болландисты, II, 929–930). Хорошее сокращение издания болландистов представляет труд Адальберта Мюллера «Общий мартиролог» (1860,) и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составлен Потастом «Biblotheca historica medii aevi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена издавали жития святых. Так существуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Мабиллона; «Цистерцианский мартиролог» Генрикеца, 1633;«Paradisus Carmelitici decoris» Алегри, 1639; «Мартиролог ордена миноритов» Монстири, 1638, и ордена доминиканцев — Сикка, 1639, и др. Известны, наконец, частные мартирологи, относящееся к той или другой р.-католической стране: «Мартиролог африканский», составленный Стефаном Антоном Морчелли, «Дни памяти и указатель святых Бельгии», и д. Моланом, «Мартиролог немецких святых», изд. Валассер в 1562 г. и Канизий в 1573 году, «Мартиролог галликанский», сост.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

Возможно, под мучеником Маврикием, упоминаемым Феодоритом Кирским в Слове о славе мучеников, почитание к-рых заменило языческие празднования, следует понимать М. ( Theodoret. Graecorum affectionum curatio//PG. 83. Col. 1033). Несмотря на указание в Мученичестве на то, что святые пострадали летом в месяце панем, к-рый соответствует июлю, в визант. Синаксарях их память отмечена под 21 (SynCP. Col. 481) или под 22 февр. (напр., Paris. gr. 1582; XIV в.). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 26 июля упоминается некий св. Маврикий без сказания (PG. 117. Col. 561). В греч. печатных Минеях (Венеция, 1595) память М. обозначена под 27 дек. Под этим же числом сказание о мученике и пострадавших с ним было внесено в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В слав. стишных Прологах XIV в. двустишье М. помещено под 1 июля ( Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 429). Под этим же числом память мученика без сказания отмечена в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 294 (2-я паг.)). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил рассказ о М. и 70 воинах под 22 февр. На Западе почитание М. практически не получило распространения. Память М. и 70 воинов отмечена лишь в Мартирологе П. Галесина под 18 июля ( Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetiis, 1578. P. 101v, 135). Лат. перевод греч. Мученичества, выполненный Гентианом Герветом (Жантьеном Эрве) (1499-1584), вошел в сборник Алоизия Липомана (1500-1559) под 21 февр., а затем был издан Лаврентием Сурием (1522-1578) под 18 июля (ActaSS. Feb. T. 3. P. 238). В совр. редакции Римского Мартиролога память не зафиксирована. По мнению нек-рых исследователей, М. следует отождествлять с мч. Маврикием (пам. зап. 22 сент.), пострадавшим в Агауне (ныне Сен-Морис, Швейцария), вместе с др. воинами Фиванского легиона. Ист.: BHG, N 1230; De probatis Sanctorum historiis/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1573. T. 4. P. 244-249; ActaSS. Feb. T. 3. P. 237-242; PG. 115. Col. 356-372; SynCP. Col. 349-350, 481, 484; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 425-427; ЖСв. Февр. С. 391-400; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3: Янв.-февр. С. 768-770.

http://pravenc.ru/text/2561150.html

Княжна Вероника, за воеводою хельмским Францем Станиславом Чапским. Княжна за Грабовским. Княжна за Морикони. Княжна за Станиславом Бржостовским. Дети князя Мартына-Доминика: князь Иосиф, воевода минский (ум. в 1783 г.), женат на Мянчинской. Книжна за литовским подскарбием князем Иосифом Масальским. Князь Михаил, воевода виленский и кавалер прусского ордена Чёрного орла (род. 10 октября 1744 г., ум. 28 марта 1831 г.), женат на Елене Пршездзецкой. Сын князя Удальрика князь Матвей, российский действительный статский советник и церемониймейстер; женат 1) на Александре Закржевской, 2) на княжне Юлие Николаевне Радзивилл (от 1-го брака – 2 сына). Дети князя Альбрехта: князь Доминик, женат 1) на Чапской, 2) на Францкевичевой. Княжна Мария, 1) за Леонардом Поцей; 2) за Грановским. Княжна Алоизия, за Иосифом Юдицким. Княжна Варвара, за Михаилом Пузиною. Дети князя Станислава: Князь Юрий. Князь Николай, генерал польских войск, женат на Франциске Бутлер, Княжна Анна, 1) за Домиником Пршездзецким, 2) за Мостовским. Княжна Франциска, за Станиславом Солтаном. Колено 12. Сын князя Иеронима князь Доминик, герцог Олыкский российский действительный камергер (род. в 1786 г. ум. 11 нояб. 1813 г.), был женат 1) на графине Изабелле Мнишек, 2) на Теофилие Игнатьевне Старженской, рождённой Моравской, бывшей во 2-м браке за генерал-адъютантом Александром Ивановичем Чернышевым (у князя Доминика от 2-го брака – дочь). Дети князя Михаила: князь Лудовик-Николай (род. 14 авг. 1773 г., ум. 3 дек. 1830 г.), был женат на Родзинской. Князь Антоний-Генрих, наместник великого герцогства Познанского и кавалер прусского ордена Чёрного орла (род. в 1775 г., ум. 7 апр. 1833 г.), был женат на принцессе Луизе Прусской (род. 24 мая 1770 г., ум. 18...). Князь Михаил, дивизионный генерал и сенатор в Царстве Польском с 1815 г. по 1830 г. (род. 24 сент. 1778 г., ум 12 мая 1850 г.); женат на Александре Стецкой. Князь Андрей-Валентин, командор мальтийского ордена и член административного совета в Царстве Польском (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Санкт-Петербург. Церковь Двенадцати апостолов при Духовной Академии. Церковь. Действует.   Престолы: Двенадцати апостолов Год постройки:Между 1809 и 1819. Архитектор:Л. Руска, А.Е. Штауберт Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного Канала, 7. Координаты: 59.919, 30.390936 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании «назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов». 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. Сердце столичного храма богословской науки забилось. Ввиду тесноты помещения для расположенных в Александро-Невской Лавре Духовно-учебных заведений, после их преобразования в 1808-1809 гг., митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для Духовной Академии на лаврской земле особого здания. В том же году архитектор Александр Егорович Штауберт предложил проект подобного здания, но осуществить его не удалось. 3 марта 1817 г. был высочайше утвержден проект трехэтажного академического здания, составленный архитекторами Луиджи (Алоизия Ивановича) Руска и Джакомо Кваренги, а 6 марта император Александр утвердил строительный комитет, состоявший из членов академического правления и архитектора Л. Руска. 10 июня 1817 г. на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании «назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов». Строительные работы вчерне были завершены осенью 1817 г. Отделкой здания, в том числе храма до своей отставки в мае 1818 г. руководил Л. Руска, а затем архитектор Иосиф Иосифович Шарлемань 1-й (в помощь которому был определен опытный архитектор Соколов). В средней части здания в уровнях второго и третьего этажей расположись три больших двусветных зала. В самом большом центральном зале, площадью около 50 квадратных сажень был устроен храм, слева от него – академическая библиотека (с сооруженной по периметру в верхнем ярусе открытой галереей), а справа – актовый зал с хорами. Интерьер церкви был выполнен в стиле классицизма, ее окна выходили на лицевой фасад с восьмиколонным ионическим портиком. С правой стороны алтаря при церкви устроили особую комнату для ризницы.

http://sobory.ru/article/?object=24599

Закрыть itemscope itemtype="" > Грех недопрославления 31.03.2016 1103 Время на чтение 10 минут От редакции . Автор поднимает вопросы о канонизации Святой Царской Семьи в лике страстотерпцев, а не мучеников, а также о до сих пор не прославленных верных царских слугах (за исключением недавно прославленного страстотерпца Евгения Боткина) и ставит в пример канонизацию, которую совершила РПЦЗ. Однако, стоит заметить, что в реальной церковной практике Царскую Семью почитают как мучеников, так что церковное сознание уже эту проблему решило. И на молебнах народ верующий поет: «Царю-Мучениче Николае, Святые Царственные Стастотерпцы молите Бога о нас». Что же касается прославления царских слуг, то Зарубежная Церковь, решив одну проблему создала другую, канонизировав в лике мучеников иноверцев - католика Алоизия Труппа и лютеранку Екатерину Шнейдер (как известно не все даже в РПЦЗ согласились с этой канонизацией). Возможно, именно эта проблема тормозит вопрос церковного прославления царских слуг. Во многом можно согласиться с нашим автором, но нельзя не заметить, что в угоду своей концепции он упрощает исторические события. Он считает, что Россия «была атакована бандой кровавых палачей», которые соблазнили или заставили молчать часть народа. Это не так. В реальности подавляющее большинство русского народа соблазнилось революцией и большевизмом, иначе большевики бы не победили. Был и террор, но его значение вторично. Поэтому вопрос о страстотерпчестве и мученичестве не так прост и однозначен. Когда Патриархия после долгих, неясных сомнений прислушалась к соборному гласу и объявила о канонизации Царственного семейства, мы были рады... Но радости не хватало совершенства. Словно нас остановили в шаге от благодатного источника. Не войти в его воды, не омыться, не испить. Доступно только веяние спасительной влаги. Мы приблизились к правде, но не получили того, что уже в 1981 году обрела Русская зарубежная православная церковь. Тогда по воле Божией Царь и Царица, Царевич и Царевны и слуги их были прославлены в лике мучеников.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/01/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010