С архимандритом Вениамином мы тоже говорили о тех тревожных тенденциях, которые наблюдаются в жизни наших Церквей, о вызовах со стороны филокатолицизма и обновленчества, с которыми приходится сталкиваться представителям Русской и Сербкой Церкви. После мы направились в Скупщину – административный центр города Чачак, – где состоялось представление книги-сборника докладов конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Напомню, что эта книга вышла в Сербии на сербском языке. Перевел и издал ее Ранко Гойкович. В книге опубликованы почти все доклады, прозвучавшие на конференции в Санкт-Петербурге. Издатель попросил меня написать к этой книге предисловие. В актовом зале Скупщины собралось около сотни представителей православной общественности города Чачак, в том силе священнослужители. После пасхального тропаря, дружно пропетого на сербский манер всеми собравшимися, ведущий этого вечера, известный сербский ученый и публицист, автор многих книг Владимир Димитриевич представил участников презентации: Анну Филимонову, Ранко Гойковича, Павла Тихомирова и автора этих строк. Я рассказал о конференции, которая была организована нами в Санкт-Петербурге, о том, почему мы назвали ее «Православно-католический диалог после Ясеноваца», подчеркнув, что нам очень приятно, что деятельность в этом направлении продолжается, поскольку через несколько дней откроется конференция в городе Баня-Луки. Анна Филимонова рассказала о политической ситуации на Балканах, о геополитических тенденциях развития обстановки, о русско-сербских отношениях. Павел Тихомиров вспомнил о своем пребывании в Косово, когда велось много разговоров и споров о судьбе Сербии, в которых ему приходилось участвовать. Очень проникновенным было выступление Ранко Гойковича, который вспомнил о ясеноваческих новомучениках, о тех сотнях тысяч православных сербах, которые стали жертвами геноцида, организованного хорватами с благословения хорватского католического духовенства под прикрытием главы хорватской католической церкви, ныне прославленного Ватиканом «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца. Ранко рассказал о своем участии в петербургской конференции, о святителе Николае Сербском, который немало писал о геноциде православных, о том, как он привез икону святителя Николая на конференцию, во время работы которой она постоянно находилась в Петровском зале Санкт-Петербургского университета, и таким образом, святитель Николай освящал конференцию.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/21/se...

Жизнь и служение Патриарха Порфирия не миновали болевые точки истории. «Как человек, который принял монашеский постриг на Косове, в первом своем Предстоятельском слове после интронизации он сказал, что приоритетом его служения станет сохранение Косова и Метохии в рамках государственности Сербии и под окормлением Сербской Православной Церкви, — упомянул епископ Моравичский Антоний. — Для каждого серба Косово — это сердце, это колыбель духовности сербского народа и истоки государства Сербия». Владыка также особо остановился на годах служения нынешнего Предстоятеля Сербской Православной Церкви в Хорватии. «Это очень сложный в геостратегическом плане регион, особенно для серба, — отметил он. — Как известно, между сербами и хорватами сложились напряженные отношения, особенно вследствие таких событий Второй мировой войны, как провозглашение в 1941 году Независимого государства Хорватия и создание летом того же года концентрационного лагеря Ясеновац. Там было уничтожено 700 тысяч человек, по большей части — этнических сербов. И вот владыке Порфирию довелось нести свое служение в столице Хорватии, быть мостом между двумя странами, между проживающими в них людьми. Когда находишься в таком месте, очень сложно бывает находить правильные слова, чтобы не обидеть людей, которые там живут и будут жить, и одновременно с этим помнить об ужасной трагедии. Я помню слова Патриарха Германа (†1991) из его архипастырского слова после панихиды в Ясеноваце: " Мы как христиане должны простить наших братьев, но как люди мы не можем забывать, что случилось, и тот геноцид, который был совершен над нашим народом " ». «После кончины митрополита Загребско-Люблянского Иоанна (Павловича, †2014) перед нашей Церковью стоял сложный вопрос: кого назначить в Загреб? — продолжил епископ Антоний. — Ведь это одна из самых сложнейших епархий. Надо общаться с представителями не только властей, но и Католической Церкви в Хорватии, с которой у нас конфликт по поводу возможной канонизации кардинала Алоизия Степинаца. Хорваты хотят причислить к лику святых этого кардинала, под чьим благословением происходил геноцид сербов в годы войны, на что Сербская Церковь, естественно, не сможет никогда согласиться. Благодаря особым усилиям Священноначалия Сербской Церкви нас услышали в Ватикане, и канонизация отложена на некоторое время. Отрадно, что Папа Франциск сказал по этому поводу, что святой должен быть " святым любви и мира, а не ненависти " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/05/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Екатеринбургская епархия радеет о прославлении всех верных слуг семьи Николая II 18.07.2016 1150 Время на чтение 8 минут В ночь на 17 июля в Екатеринбурге в рамках " Царских дней " ежегодно организуют крестный ход в память о семье Николая II, в котором участвуют тысячи верующих. Он проходит по маршруту, которым в 1918 году провезли останки убитых членов императорской семьи (от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до монастыря в честь святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма). В настоящее время возобновилось расследование по уголовному делу о гибели царственных страстотерпцев, в рамках которого с участием Церкви проходят дополнительные экспертизы для подтверждения подлинности останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии. В 2000 году Русская церковь причислила к лику святых новомучеников и исповедников Российских Николая II, его супругу и пятерых детей, а в феврале 2016 года - доктора царской семьи Евгения Боткина. О том, почему Екатеринбургская епархия ранее предложила канонизировать доктора и слуг царской семьи, как они почитаются на Урале, какие чудеса, связанные с царственными страстотерпцами, засвидетельствованы, в интервью корреспонденту " Интерфакс-Религия " Алексею Соседову рассказал викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений. - Владыка, Екатеринбургская епархия ранее предложила причислить к лику святых не только Евгения Боткина, но и трех слуг последнего российского императора (повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа и горничную Анну Демидову). Что послужило причиной инициативы? - 10 января Православная церковь чтит память 20 тысяч святых мучеников. Они были сожжены в городе Никомидии по приказу императора Максимиана в 302 году. Все. Сожжены за то, что пришли в праздник Рождества Христова на службу, и за то, что отказались уйти из храма, отрекшись от Христа. Известны имена всего лишь нескольких из них, а святых прославлено 20 тысяч! Неизвестно, какова была мера их благочестия и воцерковленности, курили они или нет, как часто молились и творили милостыню, но Церковь почитает их как святых мучеников, и мы обращаемся к ним с молитвами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Все эти образцы были определенным образом зашифрованы, так что даже мне потом были неизвестны номера. А затем их перешифровал лично патриарх Кирилл, так как на нем была конечная ответственность, он должен был быть уверен, что нет никакого человеческого фактора, подлога, что никто не может вмешаться в процесс установления истины. Ключ от шифра хранился только у него, пока не были получены результаты. — Где проводилась генетическая экспертиза? — Лаборатории, в которые мы обратились по линии Патриаршей комиссии, передали останки в лучшие западные генетические лаборатории, которые сами не знали, с чем они работают. Они получили лишь пул образцов, на котором было указано: «Представители русских аристократических фамилий». Лишь через год они сами догадались по полученным последовательностям, что это какая-то история, связанная с Романовыми. Но чистота эксперимента была максимальной. Фото: Кадр из фильма «Дело Романовых. Следствием установлено» В итоге мы должны были получить генеалогическую стемму — такую схему, на которой будет видна связь между людьми, чьи останки изучались. То есть образец такой-то — это отец, образец такой-то — мать, номер такой-то — это их сын, номера такие-то — дочери… Схема была получена в обеих лабораториях, и она совпала с тем, с чем должна была совпасть в случае, если «Екатеринбургские останки» принадлежат членам императорской фамилии, здесь вопрос закрылся. Но даже если бы никакой молекулярно-генетической экспертизы не существовало, и такой эксперимент был бы невозможен, антропологических данных было бы достаточно, чтобы на современном этапе с высокой степенью вероятности — достаточной, чтобы вопрос больше не поднимался, — доказать принадлежность останков семье Романовых. У нас есть пол и возраст индивидов, у нас есть индивидуальные особенности. — Например? — Ключевые — это своеобразное строение лицевого скелета черепа оно хорошо соотносится с детскими и юношескими фотографиями государя императора. Речь идет о средней части лица, морфологическая специфика которого была позднее закрыта усами и бородой, на поздних фотографиях этого не видно. Далее — особенность строения верхней челюсти доктора Боткина, очень своеобразное строение лица Алоизия Труппа (камер-лакея Николая II, этнического латыша), морфология которого уводит нас в скандинавско-прибалтийский регион, и, конечно же, след от удара катаной, который цесаревич Николай получил во время покушения в Оцу в 1891 году. Пока недоставало останков, обнаруженных в 2007 году, оставались вопросы. Теперь мы знаем, что там были кремированы молодая девушка и подросток, возраст которого совпадает с возрастом цесаревича Алексея. Этих деталей вполне достаточно, чтобы развеять все сомнения.

http://pravoslavie.ru/144638.html

Льву Великому (Prolegomena. Opusculum 2: Codex sacramentorum vetus romanae Ecclesiae a S. Leone papa I confectus// Anastasii Bibliothecarii Historia de Vitis Romanorum Pontificum. R., 1735. T. 4. P. XII-LX). Итогом трудов антикваров по собиранию источников древнего лат. богослужения стала работа Л. А. Муратори († 1750), заново издавшего все известные ранние Сакраментарии (Liturgia romana vetus/Ed. L. A. Muratori. Venetiis, 1748. 2 vol.). Литургические памятники, происходящие с герм. земель, были собраны и изучены М. Гербертом († 1793) ( Gerbert M. Vetus liturgia alemannica. S. Blasii, 1776. 2 vol.; Idem. Monumenta veteris liturgiae alemannicae. S. Blasii, 1777-1779. 2 vol.). В развитии сравнительной Л. огромную роль сыграло многотомное собрание вост. и зап. чинопоследований таинств Иосифа Алоизия Ассемани († 1782) ( Assemani G. L. Codex liturgicus ecclesiae universae. R., 1749-1766. 13 vol.), который помимо этого переиздал в 1756 г. работу Морена о чинах ординации со своими комментариями и исправлениями. В связи с основанием в 1588 г. Конгрегации священных обрядов, которой было поручено решение всех вопросов, связанных с совершением богослужения, в католич. Церкви появляется особая дисциплина - рубрицистика, задачей к-рой было упорядочивание, уточнение и согласование рубрик (литургических предписаний) в богослужебных книгах. Среди работ этого направления особо выделяются труды Б. Гаванти († 1638) и его продолжателя Г. М. Мерати († 1744), представляющие собой многотомные компендиумы, в к-рых для каждой рубрики приводятся обоснования из исторических источников. В XVI-XVIII вв. выходило и множество исследований по отдельным темам Л.: в частности, работы о богослужении в г. Риме О. Панвинио († 1568) и А. Рокки († 1620); о христианских процессиях Я. Гретсера († 1625); активного сторонника унии Петра Аркудия († 1633) о таинствах правосл. Церкви в сравнении с католич. практикой и учением о них (De Concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem Sacramentorum administratione.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Сербская Православная Церковь предлагает Ватикану совместно изучить деятельность кардинала Степинаца Ватикан, 24 января 2016 г. После состоявшейся в Ватикане встречи с Папой Римским Франциском иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий сказал, что Папа стремился разрядить напряжение, которое возникло вокруг вопроса о возможной канонизации хорватского кардинала Алоизия Степинаца, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационное агентство CWN.      Митрополит Черногорский сказал, что от лица иерархов Сербской Православной Церкви передал понтифику просьбу создать совместную католическо-православную комиссию с целью объективно и непредвзято исследовать деятельность кардинала Степинаца в годы Второй мировой войны. Митрополит Амфилохий сказал, что Ватиканские чиновники с вниманием отнеслись к предложению Сербской Православной Церкви и выразил надежду на то, что в Римской курии скоро согласятся учредить совместную комиссию для изучения деятельности Степинаца. Кардинал Алоизий Степинац (1898-1960), архиепископ Загребский и примас Католической Церкви в Хорватии, обвиняется сербской стороной в том, что во время принял сторону фашистского хорватского правительства усташей и не предпринял никаких мер для предотвращения геноцида православного сербского населения в Хорватии, в истреблении которого, в том числе, участвовали представители католического духовенства. По этой причине сербские православные иерархи настроены против канонизации хорватского прелата. Католическая Церковь, напротив, видит в Степинаце непримиримого противника коммунистического режима и исповедника веры. Степинац был в 1998 г. беатифицирован Папой Римским Иоанном Павлом II, для которого определяющим был антикоммунистический настрой кардинала. Во время посещения Хорватии в 2011 г. Папа Римский Бенедикт XVI пытался защитить память кардинала Степинаца и также представить его жертвой режима Тито. Хорватский прелат архиепископ Сплитско-Макарский Марин Барисич приветствовал предложение митрополита Амфилохия о создании совместной католическо-православной комиссии для исследования обстоятельств жизни и деятельности кардинала Степинаца. 24 января 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/89958.html

В этот вечер, повествует далее Макрина, их бичевали до полуночи и одна из сестер умерла. Так продолжалось несколько лет, их перегоняли с места на место и в живых осталось только четверо, которые, в том числе и игумения Макрина, в ночь с 31 марта на 1 апреля 1845 года бежали. В последнее время они находились в маленьком местечке в Минской губернии, где, между прочим, православные монахи зашивали их в мешки, привязывали веревкой за шею и гатили по воде за своими лодками, требуя отречения от креста. Таких купаний было шесть, и в них захлебнулось три сестры. Убежав, все разошлись в разные стороны, игумения бродила около трех месяцев в холоде и голоде, пока не попала в прусские владения. Допрос производился по-польски. Протокол составлен на польском, французском и итальянском языках. Допрос производился с 6 ноября до 6 декабря 1845 года и на протоколе значатся подписи ксендза Максимилиана Рылло – ректора Римской пропаганды, Александра Еловицкого, который доставил Макрину в Рим, и Алоизия Лейтнера – теолога из Римской пропаганды 24 . В Риме Макрина была источником живейшего интереса общества, которое ее весьма часто посещало. Всем этим в особенности интересовалась польская эмиграция в связи с предполагавшимся приездом в Рим Императора Николая I. Дело Макрины должно было быть весьма существенною палкой в колесах возможного соглашения Рима и России. 13 декабря нового стиля 1845 года Император Николай I прибыл в Рим. При свидании с Императором папа о Макрине не сказал ни одного слова. О всем этом деле Николай I знал еще до своего посещения папы, и оно вызвало в нем «бешенство». 25 октября (7 ноября) Император писал Паскевичу: «Новое мошенничество, измышленное поляками в отношении монахини, вызвало в Риме такое впечатление, которого желали; женщина, которой указано играть роль, находится там, и ее подвергают формальному допросу. Никогда мы не избежим подобных авантюр, ибо теперь борются  только при помощи лжи ». 23 ноября (5 декабря) он снова возвращается к тому же вопросу. «Кажется, они сами стыдятся того, что обнаружилось при допросе монахини, и несомненно не верят этому мошеннику Еловицкому, который ее привез и всюду показывал в качестве «мученицы». Какой каналья».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

На самом деле за всеми этими измышлениями скрывается пропаганда экуменизма, который известный сербский подвижник благочестия преподобный Иустин Челийский как нельзя более точно назвал «ересью ересей». Впрочем, новый всплеск «любви к Европе» для нас, русских, не удивителен. Это проявление застарелой болезни русской интеллигенции - западничества, которое подвергли уничтожающей критике русские национальные мыслители от славянофилов до Ивана Ильина. Однако эта заразная духовная болезнь вновь проявила себя в конце 20 - начале 21 века. Сто лет назад западничество поразившее русскую политическую и интеллектуальную элиту (в том числе и священнослужителей) привело Россию к страшной катастрофе - революции 1917 года. Трагедия может повториться... Самое надежное лекарство от этой болезни - пробуждение исторической памяти. Именно поэтому по инициативе научной и православной общественности Санкт-Петербурга и при информационной поддержке «Русской народной линии» ( www.ruskline.ru ) на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета в минувшем году были организованы две международные историко-богословские конференции. 4 февраля прошла конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?», в которой приняли участие ученые и публицисты из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Сербии. Участники конференции обсудили процессы, происходящие внутри Римо-католической церкви, историю непростых отношений Ватикана с Православным миром, опасности, которые могут нас ожидать в организации диалога с католиками. Еще более сильный резонанс вызвала вторая конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца», которая состоялась 28 октября 2010 года и в которой приняли участие ученые и публицисты из России, Сербии, Великобритании, Украины, Боснии и Герцеговины. Конференция была приурочена к выходу в свет русского издания книги итальянского ученого Марко Аурелио «Архиепископ геноцида», посвященной личности главы Хорватской католической церкви архиепископа Алоизия Степинаца. Материалы этой конференции и предлагаются вниманию сербского читателя в настоящей книге.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/01/...

Во время второй мировой войны Загребский архиеп. Алоизий Степинац (1937-1960) поддержал создание НГХ и стремление хорват. католич. епископов обратить в католичество правосл. сербов, проживавших на территории этого гос-ва. Когда начались репрессии, он выступил против насилия над сербами, но это не повлияло на положение. В 1946 г. архиеп. Алоизий за сотрудничество с оккупационными властями был приговорен к 5 годам тюрьмы. Через 2 года он был освобожден и возведен в сан кардинала - это вызвало временный разрыв отношений между Белградом и Ватиканом (восстановлены в 1966 усилиями Загребского архиеп. кард. Франьо Шепера ). В 1945-1948 гг. при проведении аграрной реформы в Югославии у Загребского католич. архиеп-ства было изъято более 70% земель. В 1991 г. Загребский католич. архиеп. Франьо Кухарич поддержал движение за независимость Хорватии от СФРЮ и в том же году создал католич. епископскую конференцию Хорватии. В 1992 г. в Загребском ун-те был открыт католич. теологический фак-т. 10-11 сент. 1994 г. в честь 900-летия основания архиеп-ства впервые состоялся визит в З. папы Римского Иоанна Павла II . 2-4 окт. 1998 г., несмотря на протесты СПЦ, папа вновь посетил З. и возглавил торжества по поводу беатификации кард. Алоизия Степинаца. В июле 2002 г. в Хорватии был принят закон о реституции, по к-рому гос-во постепенно возвращает Загребскому архиеп-ству национализированное имущество. В наст. время в состав Загребского архиеп-ства входят Джяковское, Сремское, Пожегское, Вараждинское и Крижевецкое еп-ства, кафедру возглавляет кард. Йосип Бозанич (с 1989). До сер. ХХ в. особенностью богослужения во мн. храмах и мон-рях Загребского архиеп-ства являлось использование т. н. глаголического обряда - лат. обряда на церковнослав. языке с использованием древней слав. азбуки глаголицы . Обряд был неотъемлемой частью хорват. национальной культуры, но из-за начавшихся после Ватиканского II Собора литургических реформ и перевода богослужения на совр. хорват. язык к наст. времени он почти полностью вышел из употребления.

http://pravenc.ru/text/182461.html

Сделавшись католиком, Иеремия построил много костелов и кляшторов на Волыни (в Лубнах, Ромне, Лохвице, Прилуках 1650). Сын его Михал был польским королем (1669–1673 гг.). Со смертью его пресеклась эта знаменитая отрасль князей Вишневецких. Другая линия, Адама и Константина Вишневецких, 955 также приняла латинство, но не долго пережила первую. Род Вишневецких пресекся со смертью внука Константинова, князя Михаила Сервация, великого гетмана литовского, в 1774 году. В начале XVII века также изменил православию и скоро затем погас знаменитый род князей Острожских. Брат князя К. К. Острожского († 13-го февраля 1608 г.) Илья в 1539 г. женился на Беате Костелецкой, побочной дочери Сигизмунда. Это была первая прививка католицизма в роду князей Острожских (А. 3. Р., II, пр. 120). Из сыновей князя Константина Константиновича Острожского, Януш, посланный отцом ко двору немецкого императора Максимилиана II, для обучения военному искусству, увлечен был ксендзами и отступил от веры предков. 956 Еще прежде него принял латинство другой брат – Константин. Только младший Александр, воевода волынский, остался в православии. После того как в 1592 году он женился на дочери сандомирского воеводы Яна Костки и поселился в галицком городе Ярославле над р. Саном, отец, опасаясь иезуитов, поручил его попечению Львовского братства, прося охранить от иезуитских козней. «Бога ради попечение всяко сотворите, да не имут в нем части ни единые иезуиты». Александр один удержался в православии (сконч. в 1603 г. отравленный своим слугой). Овдовевшая княгина его Анна, которую называли «княгиней Ярославской» была ревностная католичка и покровительница иезуитов. Из этих трех братьев, Константин не был женат и умер в молодости (в 1595 г.). Дочь Януша Элеонора уже католичкой вышла замуж в 1609 г. за Яна Радзивила, каштеляна трокского, сына знаменитого сожигателя кальвинской библии, Николая Сиротки. Из трех дочерей Александра одна вышла замуж за князя Любомирского, другая за Фому Замойского, третья Анна (Алоизия) сделалась наследницей всего богатейшего имения Острожских князей и приняла католичество. Она вышла потом замуж за гетмана Карла Ходкевича, но вскоре осталась вдовой. Увлеченная иезуитами, она построила для них коллегию в Остроге, 957 и другую в Ярославе, и предоставила им воспитание юношества. Гонимые и мучимые православные, ненавидели эту полуидиотку-фанатичку: но иезуиты считали ее своей благодетельницей и превозносили как святую. При ней до 40 священников были изгнаны из владения Острожских. Со смертью ее в 1654 г. пресекся род князей Острожских. 958

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010