Очень трудную и тяжелую задачу приходилось выполнить царю Алексею Михайловичу в церковных делах. Ему необходимо было прежде всего разобраться в том, каковы на самом деле были книжные исправления Никона, о которых так много говорят и спорят, и могут ли они во всем объеме, во всех частностях и подробностях быть признаны церковью как правильные, необходимые и потому для всех обязательные? Это был самый главный и настоятельно неотложный вопрос, так как противники книжных никоновских исправлений указывали на тот факт, для всех очевидный и неоспоримый, что вновь исправленные Никоном книги не только были несогласны с старыми московскими печатными книгами, но несогласны и между собою: при Никоне было три выхода книги служебника и каждый выход был несогласен с другим, что прямо-де указывает на царивший в книжных исправлениях произвол справщиков, иначе между разными выходами служебника не могло бы быть различия. Чтобы положить конец спорам и препирательствам, чтобы уничтожить смуту и брожение в умах по поводу никоновских книжных исправлений, чтобы устранить упрек в произволе, самочинии и «безсоветии» при книжных исправлениях, какой обыкновенно делали Никону, царь решил действовать в этом деле чрез церковный собор, который должен был выработать определенный церковный и авторитетный взгляд на реформу Никона и потом сделать этот взгляд уже обязательным для всех истинных сынов церкви. В этих видах Алексей Михайлович 21 декабря 1662 года издал повеление созвать церковный собор, который должен был, между прочим, порешить вопрос и о книжных исправлениях Никона, причем на собор решено было пригласить и восточных патриархов. По повелению царя немедленно образована была предсоборная комиссия, в состав которой вошли: Иона митрополит ростовский, Иларион архиепископ рязанский, боярин князь Никита Иванович Одоевский и боярин Петр Михайлович Салтыков, думный дворянин Прокофий Кузмич Елизаров, думный дьяк Алмаз Иванов и дьяк Лукьян Голосов. Этой предсоборной комиссии между прочим поручалось собрать справки «книжного печатного двора у справщиков: сколько при патриархе Никоне было выходов книг печатных и каких, и одних книг выход с выходом во всем ли сходны были, и будет не сходны, в чем рознь и какая, старые печатные и письменные и харатейные книги, из греческих присыльных книг переводы, с которых новые книги печатаны на печатном дворе ныне всель есть, или которых нет и где они ныне? У старца Арсения Суханова (спросить), что он в Палестине купил каких книг на патриарха и иного всего, и что за все дано денег и куда отдано?» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

«Мне о себе другого, кроме болезней и скорбей многих, писать нечего, – так начинает Никон, – едва жив в болезнях своих: крутицкий митрополит да чудовский архимандрит прислали дьякона Феодосия со многим чаровством меня отравить, и он было отравил, едва господь помиловал; безуем камнем и индроговым песком отпился; да иных со мною четырех старцев испортил, тем же, чем и я, отпились и ныне вельми животом скорбен». К сентябрю преступники были уже в Москве; 5-го числа боярин князь Алексей Никитич Трубецкой, думный дворянин Прокофий Елизаров и думный дьяк Алмаз Иванов расспрашивали черного дьякона Феодосия да портного мастера Тимошку Гаврилова против обвинительной отписки патриарха Никона , Тимошка сказал, что он по научению Феодосия состав делал, жег муку пшеничную, волосы у себя из головы вырывал и в поту валял, велел ему тот состав делать дьякон для с...... б...... и для привороту к себе мужеска пола и женска. Феодосий отрекся. На очной ставке Тимошка говорил то же и прибавил, что Феодосий одал патриарху повинную челобитную. Феодосий не винился, говорил, что повинную писал по научению и поневоле, за пристрастием поляка Николая Ольшевского, который бил его плетьми девять раз. У пытки Тимошка повинился и с дьякона сговорил, объявил, что велел ему на дьякона говорить Савинского монастыря сотник Осип Михайлов, который теперь у патриарха; этот Михайлов вместе с Ольшевским пыткою заставляли его говорить на Феодосия, а состав делать учил его патриарший кузнец, осташковец Кузьма Иванов; то же повторил Тимошка и на пытке, Феодосий у пытки и на пытке говорил прежние речи, ни в чем не винился. Это соблазнительное дело еще более усилило раздражение с обеих сторон. При таких-то обстоятельствах возвратился Никон из Крестного в Воскресенский монастырь, и тут в 1661 году завязалось у него новое соблазнительное дело с соседом по земле, окольничим Романом Бабарыкиным. Никон бил челом государю, что Бабарыкин завладел землею Воскресенского монастыря, просил сыскать по крепостям. Указа на челобитную не последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но более вероятно предположение, что смерть св. Мефодия последовала позднее 310–312 гг. св. Мефодия сохранились письменные труды, относящиеся: 1) к защищению св. веры против язычества, 2) к изложению догматов веры особенно против заблуждений Оригена, 3) к нравственному учению и 4) к объяснению св. Писания. Память святых мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия Галерий правил с 305 г. по 311 г. 306 г. Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Месяцеслове императора Василия сказано, что сии святые мученики были родом из Скифии, из северных ее пределов, а по мнению проф. Е. Голубинского (История Русской Церкви, т. I, первая половина, изд. 2, стр. 31 и прим. 2) они происходили из Готфии дорийской, занимавшей узкую приморскую полосу земли в нынешнем Крыму между Балаклавой и Судаком. ( < < back) в своем синаксаристе не называет сих святых мучеников учениками апостола Андрея. ( < < back) славянской редакции месяцеслова императора Василия епископ этот назван Годлою, а имя Годла — готфское. ( < < back) есть нынешняя Алушта, находящаяся на берегу Черного моря в 42 верстах на северо-восток от Ялты. «Сухое пристанище» означает морскую пристань. ( < < back) Память святого мученика Иулиана Тарсянина юго-восточная римская провинция в Малой Азии. большой и населенный город в южной части Киликии, при реке Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море. И в настоящее время Тарс — еще довольно значительный город. царствовал с 284 г. по 305 г. правитель области. (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит прочие камни, сам не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым, прославившимся твердостью свое веры. один из приморских городов в Киликии. древнейший город Сирии, лежит при р. Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море. Иоанн Златоуст — знаменитый отец Церкви IV-ro и начала V-ro века; память его — 13 ноября. ( < < back) Житие преподобных Иулия пресвитера и Иулиана диакона есть остров Егина. Феодосий Младший царствовал с 408 г. по 450 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всемогущество Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела, небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым словом: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Не. 32, 9). В этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и хранит его. Святитель Тихон Задонский ( 104, 124 ) . ГНЕВ БОЖИЙ «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель ( Втор. 4, 24 ). «Иисус сказал народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших» ( Нав. 24, 19 ). «Господь есть Бог ревнитель и мститель: мститель Господь ! страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» ( Наум. 1,2 ). «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» ( Иер. 10, 10 ). Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные – силы, истребляющие врагов Божиих ... Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божии. Святитель Василий Великий ( 4, 181 ) . Когда читаем о гневе или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он – Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 102 ) . Ты, Господи, не гневаешься, когда недоволен, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, мир не стерпел бы гнева Твоего. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 330 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Для своих возвышенных созерцаний он с любовью искал и соответствующих форм в слове: высоко ценя ум, он столько же дорожил и даром слова. «Я – орган Божий, и в благозвучных песнопениях приношу славословие Царю, пред Которым всё трепещет. Пою же не Трою, не свиную голову, не неистовство страстей, но воспеваю царствующего в горних великого Бога, воспеваю песни ангельских ликов, стройность мира, нетленную славу Христовых страданий. Для всего этого язык мой должен быть как гусли» 629 . Поэтому-то св. Григорий выработал в себе свой оригинальный возвышенный язык, необычайно трудный для перевода. Его речь слагается из слов и выражений отборных, имеющих определённый обдуманный строй и указывающих на заботливость Богослова о том, чтобы, как вся его речь, так и каждое слово, были достойным выражением высоких мыслей. Эта тщательность в выборе выражений и служит объяснением того факта, что в разновременно написанных трудах об одном и том же предмете он буквально повторяет целые отрывки. Что для другого писателя свидетельствовало бы о его слабости, то у св. Григория было результатом раз навсегда тщательно сделанного предпочтения одной формы пред другими 630 . Ораторские дарования св. Григория также беспримерные во многих отношениях, так что его сравнивали с лучшими витиями того времени. К внешним достоинствам их, кроме указанной возвышенности, силы мыслей, чистоты и точности выражений, нужно отнести: а) игру образов и выражений. «Св. Григорий чрезвычайно любит объяснения чрез сравнения и примеры. Пастырь душ – пастух овец; жизнь человеческая – море; еретик – вино; смешанное с водой; его привязанность к св. Василию – прилипчивость полипа; св. Василий – орёл; св. Афанасий – магнит и алмаз. Пословицы и антитезы встречаются весьма часто. В обличениях еретиков часто слышится ирония и сарказм, хотя и смягчённые любовью. Однако, любовь Григория к искусственной художественности речи и способность его к такой речи вовсе не развиваются на счёт простоты и ясности в изложении, особенно в словах нравоучительных» 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Владимир 5 октября 2011, 00:31 4.Кто говорит языками и не обучаясь, для неверующих. Пророчество для верующих, ибо мудрость проповедуем между совершенными, т.е. готовыми услышать, а кто подготовил. Кто языками говорит, нужен и толкователь. Но в подтверждении статьи, многие Его проповедуют, и вчера и сегодня с помощью своего творчества, - творчество смертоносного яда. И раз мы говорим на одном языке, остается добавить «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: “ и познал Господь Своих”; и “да отступит от неправды всякий исповедующий имя Господа”» (2 Тим. 2: 19). Но если бы на сегодня на этом все и закончилось, тогда войдешь ли в гроб зрелым зерном, и кто обучит, Его, языку, когда не готов услышать, и на сегодня не твое, сам не освоишь. А самому впереди плуга стать, стать вместо лошади, и, борозды не вспашешь и зерна не посеешь. Но клад неисчерпаемый - Евангелие, и Его золотое наследие – Православие, и, духовный опыт прославленных святых Божиих - жития по Божьему слову. И не будем говорить о тех, кто все знает без жития по Божьему слову – пустоцвет, да и говорящим на одном языке - нет необходимости. Владимир 5 октября 2011, 00:30 5. Да и лучше апостолов Христовых, никто не донесет, ибо в них говорит Дух Божий, Которого они знали и, знают, и не в меньшей степени говорят прославленные святые Божии. «Един Дух, един и Посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (ап.Павел) Ангелы Божии служители Божии, святые Божии свидетели Его, а в Нем - Истина и правда, правда не на время, правда не душевная, правда духовная, правда Жизни Воды Живой и, Мертвой, - Правда Жизни Вечной. На пороге грядет оный день, но прежде по слову св. Николая Сербского: « народ Божий должен быть крещен огнем мук и слез, чтобы сделаться смягченным, облагороженным, обожженным, совершенным; весь русский народ обновлен Христом, заново в муках рожден, заново во крови крещен». Ksenija 4 октября 2011, 22:59 Spasi Gospodi o. Tkatheva Василиса 4 октября 2011, 22:37 Есть алмаз, нет огранщика... Хочется вроде жить тихо, а никак не получается. Где ни появишься - воспринимают как " пожар " или возлагают " бремена неудобоносимые " дабы извлечь " максимальную выгоду " из драгоценного потенциала. Ужасно устала от подобного подхода, до уныния :(

http://pravoslavie.ru/49050.html

Все, что человек делает ради Господа, он должен делать из-за любви Надо строить с Богом живые отношения, понимаете. Поэтому соглашусь, сегодня больше всего не хватает любви. Мы смотрим на окружающие нас беззакония, и в нас любовь почему-то умаляется, но нельзя отождествлять грешника с грехом. Источник греха исходит из дьявола, а человек должен подражать Богу, своему Творцу, и в смирении, и в любви, и так далее. Грех нужно ненавидеть, а грешника любить. Мне кажется, побольше нужно говорить об этой добродетели в семье. Многое мы именно в семье должны вкладывать своим детям, не надеяться на школу. «Я очень хотел стать священником» – С вами в семье о вере говорили? – Да, я из верующей украинской семьи, бабушка, мама были очень верующими, рассказывали о Боге, о духовной жизни. Эти рассказы очень запали в душу. Конечно, у нас соблюдались посты, нас водили каждое воскресенье в храм, что тоже плодотворно на нас всех влияло. А нас было четверо детей в семье, мама растила нас без отца. Вера осталась с нами навсегда. – Здесь я должен спросить о главном событии в вашей жизни: как вы стали священником? Потому что, насколько я понимаю, вы по профессии ювелир, значит, в священники не собирались… – Я огранял алмазы, а это, представьте, камушек меньше спичечной головки, и нужно нанести на него 75 граней. Именно при таком количестве алмаз обретает блеск, игру, красоту. У меня неплохо получалось, у матушки моей, а мы с ней на работе познакомились, получалось еще лучше. Но однажды мы приехали к моей сестре в Сергиев Посад. Это было начало 1990-х, начало распада, в стране творилось непонятно что, и мы оказываемся в лавре! Матушка моя была тогда невоцерковленной, и она очень удивилась лавре, монашеству, семинаристам… Я ей стал рассказывать о том, что мне говорила мама о вере, о Боге, о добрых ангелах, о злых, о святых, о рае, об аде. Она так прониклась, что со временем стала сама мне говорить: пойдем в храм, пойдем в храм… А потом так случилось, что нам предложили устроиться в совхоз ради квартиры, совхоз был рядом с Сергиевым Посадом, и мы оставили все свои бриллианты, переехали, получили квартиру, работали, помогали восстанавливать Богородицкую церковь, матушка стала петь на клиросе. У нас началось духовное становление.

http://pravoslavie.ru/126461.html

И тут, как всегда, всем распоряжалась Феоктиста, со своим обычным чувством порядка, со своей тщательной заботливостью обо всех подробностях. Прежде всего, она отправила своего мужа, более взволнованного, чем, может быть, следовало бы, от этой разлуки с тем, что было его жизнью; потом, благодаря ее стараниям, был продан дом и все свободные деньги розданы бедным; слуг отпустили на волю, и каждый получил маленькое завещанное имущество на память о своих старых хозяевах. После этого, свободная от всех своих мирских обязанностей, Феоктиста всецело предалась Богу. Ее пострижение было торжественной и трогательной церемонией. Всеобщее любопытство, возбужденное всеми этими происшествиями, собрало в церкви огромную толпу. «Мы также были там с нашим отцом, – рассказывает Федор Студит, – не зная, должно ли нам радоваться или плакать. Мы теряли нашу мать; уж мы не могли, как прежде, свободно подойти к ней, свободно заговорить с ней; и при мысли, что вот-вот будем разлучены с ней, сердце у нас сжималось. Мы сами с отцом, чуть церемония окончится, должны были идти и постричься; и я, тогда уже большой, несмотря на мое огорчение и слезы, чувствовал вместе с тоской и некоторую радость; но мой младший брат, тогда еще совсем ребенок, когда настало время расставанья и наступила минута последнего прощанья, последнего лобзанья, бросился к матери, прижался к ее груди, отчаянно стал за нее цепляться, умоляя, чтобы она еще хоть немного позволила ему остаться с ней, и, обещая, что потом он покорно исполнить все, что она захочет. И вы думаете, что это твердое, как алмаз сердце смягчилось, что оно тронулось этой детской мольбой? Ничуть не бывало. Что же отвечала святая женщина? Торжествуя победу над своими материнскими чувствами, она обратила к сыну строгое лицо: «Если ты сейчас же не уйдешь добровольно, мое дитя, сказала она ему, я собственноручно отведу тебя на судно и отправлю, куда должно», Федор крайне восхищается этой стоической твердостью души, всем жертвующей ради религии и, вплоть до самых естественных и законных человеческих чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда оно выражает постепенное возвышение гор, заоблачные вершины их и крутизны с стремнинами; таково пение херувимских и причастнов; тут нижние плавные тоны соответствуют равнинам, средние и верхние – уступам гор, а высочайшие и вдруг обрывающиеся вниз – горным вершинам и пропастям. Таким пением выражается всемогущество Бога, создавшего Олимп, Парнас, Афон, Пинд, Тавр, Ливан и текущие с них реки. Наше хоровое пение, с урчащею октавою и протяжением одного голоса в конце песнопений, напоминает шум наших лесов, гул наших громов, необъятное пространство родимой земли, и выражает беспредельность Божества, милостиво подающего нам всякий хлеб и все прочие блага. У греков весь хор старцев и детей тянет один ключевый тон, а тенор поет кудряво, возвышая и понижая голос полутонами, третями и даже четвертками тонов. По умозрению их, ключ, то есть главный нижний тон знаменует одно неизменное естество лиц Святой Троицы, а кудрявые звуки тенора выражают разные действия благодати сих лиц, наипаче в душах. У нас то же самое знаменует общая тема напева, и то же выражает гармония разных голосов. – Что касается до коптского пения, то оно, почти однотонное или похожее на ломанную линию и унылое, напоминает тихое течение извивистого Нила и однообразие окрестных пустынь и выражает покаяние грешника и милосердие Спасителя. По окончании обряда я перешел в малую церковь Св. Харна, и в западной части ее, отделенной от средины стенкою, в которой устроена дверь, поставил свою походную кровать, стол и стул, оба складные, и прочие вещи. Добрые пустынники сами указали мне это место, как удобное для спокойного пребывания в монастыре их на короткое время. Этим не нарушалась пристойность. Ибо звание и сан мой давали мне доступ в самый алтарь, где совершаются божественный тайны. Достиг я цели путешествия своего. Благодарение Богу! ИЮНЬ 20 , Среда. Величаю Господа, возвращающего меня из Египта в нерушимом здравии. Пред отъездом моим наставник патриаршего училища, – грек, упросил меня написать ему что-нибудь на память; и я написал в его книжке: Христианские дети – жемчужные маргариты, а учитель их – неоцененный алмаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда усмиряются, как дикие звери, страсти и рассеиваются жужжащие рои помыслов, то ум получает возможность войти в слова молитвы. Апостол Петр сравнивает имя Божие с утренней звездой, которая восходит в душе человека (см.: 2 Пет. 1, 19). В миру свет этой звезды едва различим сквозь густой туман. В безмолвии она сверкает как алмаз в глубинах сердца. Человеческая речь требует огромной психической энергии. Происходит обработка огромного количества информации, содержащейся в памяти, затем она облекается в форму мыслей и передается через слова, как систему символов и код человеческой души. Здесь включаются эмоции и воображение. А если человек злоупотребляет словом, например, целенаправленно лжет, то он строит свой собственный иллюзорный мир, который должен держать в памяти и выдавать за реальность. Каждый может наблюдать на себе самом, как изматывает человека многословие: он чувствует себя опустошенным и утомленным. После " пира " пустых слов он пробуждается, как пьяница после попойки, с отвращением к самому себе. Мышление у человека, который много говорит, становится поверхностным и, если допустимо это слово, пошлым. Молчание сохраняет огромные душевные силы. Эта энергия, которую расточали попусту, вливается в слова молитвы, она водворяется в человеческой душе, как вернувшийся издалека странник под кровлей отеческого дома. В безмолвии страсти меньше тревожат душу, и поэтому благодать ощутительнее действует в сердце человека, и безмолвник начинает понимать таинственные слова апостола Павла о том, что " Дух Святый молится в нас безгласными глаголами " (см.: Гал. 4, 6 и Рим. 8, 26). Ум безмолвника предстоит Богу. В этом самая главная цель безмолвия - непрестанно быть с Божеством, сочетать с Ним свое сердце. По мысли преподобного Исаака Сирина, царь распределяет звания и должности между своими вельможами, но есть задушевные друзья царя, которые не носят званий, не управляют городами, но они всегда с царем, с ними он беседует, им открывает свои думы. Такие " друзья царя " , которые всегда с ним и потому отрешены от внешних дел - безмолвники, их ходатайство о мире принимает Царь Небесный, их голос Он слышит всегда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010