К величайшему сожалению, день был будний и попасть внутрь не удалось – впрочем, рассказать об этой церкви все равно есть что. Это не просто храм, это храм-памятник, увековечивший память моряков русского Черноморского флота. Когда Ленин приказал топить Черноморский флот в Новороссийске, чтобы не достался немцам, часть экипажей кораблей не подчинилась и боевые корабли ушли сначала в Севастополь, где хаотически сменяли друг друга белые, красные, немцы и англо-французы, а затем, чтобы не достаться Советам, через Константинополь – в тунисский порт Бизерту (принадлежавший тогда Франции; кстати, это бывший античный Гиппон, место служения блаженного Августина ), не спустив Андреевского флага. В Африке интернировались линкор-дредноут «Генерал Алексеев» (бывший «Император Александр III» и «Воля»), крейсер «Генерал Корнилов» (бывший «Очаков» и «Кагул»), ветеран Цусимы крейсер «Алмаз», старый броненосец «Георгий Победоносец» (в 1905 году присоединившийся к восставшему «Потемкину»), миноносцы, подводные лодки, транспорты, иные суда. Признание Францией СССР в 1924 году подписало эскадре приговор. Моряки и члены их семей стали эмигрантами, некогда грозные корабли Черноморского флота сгнили на приколе и затем пошли на слом, как и судьбы русских людей. Храм в Тунисе бережно хранит реликвии бизертской эскадры: его утварь, иконы и сам иконостас взяты с корабельных церквей, подсвечники изготовлены из больших латунных снарядов. Второй русский храм, во имя святого благоверного князя Александра Невского, выстроен еще в 1930-х годах и находится в Бизерте; как и церковь Воскресения, это – храм-памятник. Предметы его убранства также взяты с храмов боевых кораблей Черноморского флота, а завесой царских врат служит Андреевский флаг. Внутри храма установлена мемориальная доска с перечнем пришедших в Африку русских кораблей. События этой вынужденной эмиграции и привели к тому, что ныне живо еще Православие на карфагенской земле. Некогда храмы в Тунисе и Бизерте относились к Зарубежной Церкви, однако с течением десятилетий прихожан становилось все меньше, их окормляли случайные греческие или зарубежные русские священники, и тунисские власти хотели конфисковать их как бездействующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И по сим правилам, возлюбленная моя братия, блюститель Великой соборной апостольской церкви Иона митрополит несть без вины, не так что от церковного входа, по правилам святых апостол, не возбранил бывшему Никону патриарху , отрёкшемуся патриаршества, самовольно с клятвой и узой анафемы себя связал крепко, но и не дождався от святых вселенских патриарх рассуждения, с ним, бывшим Никоном патриархом , сообщался. И за то великое небрежение впредь ему Ионе митрополиту блюстителем Великой соборной апостольской церкви не быть. з) 1665 г., Января 20. Список с грамоты Вологодского архиепископа Симона собору в ответ на вопрос об Ионе митрополите; быть ли ему блюстителем патриаршего престола? Во Святом Дусе сущим ныне и живущим в царствующем великом граде Москве братиям, преосвященным митрополитам, Павлу Сарскому и Подонскому, Паисию, Газскому, Козме, Амасайскому Макарию Гревенскому, Феодосию, Сербскому Нектарию, архиепископу Погоянинскому и Македонскому, радоваться. Симон, архиепископ Вологодский, мир и совет благ и благо да сотворит вам Господь наш Иисус Христос , и да помянет завет свой ко святым отцам нашим и даст вам премудрость еже разуметь и творить хотение Его. А еже писали ко мне бывшего Никона патриарха о приезде в царствующий град Москву и о восхождении его на место патриаршее и о благословении его Ростовскому Ионе митрополиту и сущим с ним и о прочем, и вопрошаете меня: Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, не виновен ли какой правильной вине, что он у бывшего Никона патриарха в соборной церкви благословлялся, и впредь ему Ионе митрополиту блюстителем апостольской соборной церкви быть ли? И аз един сего виновна творить по правилу Карфагенского собора 12-му и судить не ведаю. А иных в писании, скорости ради, не обретох. О сем как вас Дух Святой вразумит, так да сотворите. Здравствуйте. Подлинная прислана Января в 20 день 173 году. А у тех грамот печати властелинские на красном воске словесные. Списаны списки Марта в 14 день. Подлинные отосланы к Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому, Марта в 20 день. Подпись: Алмаз Иванов. и) 1665 г., Января 27. Соборное определение о вине блюстителя патриаршего престола, Ростовского митрополита Ионы, в принятии благословения от патриарха Никона , во время прихода его в Успенский собор на утрени, 18 Декабря 1664 г., и об удалении его за то от звания блюстителя патриаршего престола, с оставлением Ростовским архиереем, до окончательного разрешения этого вопроса всем освященным собором. Затем клятвенное исповедание митрополита Ионы Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Тебе, народолюбец, в сей день твоей памяти воспевает хваления весь сербский народ, угнетенный, униженный, покинутый прочими людьми, не омытый от собственной крови, стонущий от ран в лазаретах и темницах, у пепелищ своих домов, в лесах и укрытиях, в шалашах и пещерах, – возносит он к тебе моления: не забудь нас, Святой Савва, путевождь наш, но испроси милость у Всевышнего Бога, да упокоит и прославит Он миллионы новомучеников твоей веры и твоего благочестия, братьев и чад наших; а оставшиеся на земле да оббжатся, да обретут согласие и да приумножатся. Тебе, учитель наших учителей, царь наших царей и наставник наших духовников, племич Христов 21 , благородный отче Савва, украшение нашего народа и красота нашей истории, вот и мы, собранные ныне в сем храме, посвященном тебе в этом большом городе мира, слабые и грешные, нищенствующие во всем, кроме прегрешений наших, – к тебе воздвигаем сердца и молимся тебе: как достойный и увенчанный наш Святитель моли о нас Христа Бога, вкупе с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми, да оббжимся мы, да обретем согласие и да умножимся. Аминь. Вена, 14/27января 1945 года (день памяти Святого Саввы по сербскому календарю. – Примеч. пер.) Молитва Богу Господи Боже наш, Боже духов и всякой плоти, не отвращай больше лица Твоего от нас, но милостивно услыши нас и помилуй. Здесь, на чужой земле, как бесприютные изгнанники, мы преклоняем колени пред Твоим величием, на которое ни Ангелы, ни первозданние Небесные Силы не в состоянии взирать, по причине велелепного сияния Твоей вечной славы. Да и земля – вся Твоя; Твое и сие место, на котором преклоняем мы колени, с воздыханием ища Твоего молниеносного лика и с сокрушением молясь: «Отврати Свой праведный гнев от нас, услышь нас и помилуй!» Чужая земля – самая удобная для воздыханий пред Тобой, неволя лучше всего способствует покаянию, темница – превосходнейшая молельня, страдание – кратчайший путь к Тебе, Всесильный Создателю и Отче наш милостивый. Ты, Всеведущий, всё это знаешь, посему и попустил Ты все сии беды на нас, грешных, и притом грешных чрезвычайно, дабы, пройдя чрез бичевания, ржавое железо наших нравов превратилось в сталь, а уголь – в алмаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Луг родовой житейских попечений. Ирмос 4 Властей мимотекущая строка Возьмет да и закружится на месте: Запросят помянуть, жизнь коротка, Одним из двух разбойников окрестных… Вслух не решусь, – на краешке стола: А ну рискнут да смолкнут, всем мешала, Не власть имущим ноша тяжела… Не радуйся, но пособи державе! Кондак 5 Спаси от поднебесных. Могут нам Расслабить душу перед пробужденьем Нетрезвенностью, растворенной снам, А тело леностью и нераденьем. Ирмос 5 Следы постоя демонских полков: Понадобилось вытоптать спасенье, Перо без крыл, копыта без подков, От понедельника до воскресенья. Укреплена железною скобой, Дверь к косяку прислонена, крюк ржавый И – одержимые перед Тобой: Не радуйся, но отчитай державу! Кондак 6 Икона – Боготочная звезда, Обтекшая прозрачной русской ночи Алмаз. Омыта русская беда: В день обретения пробил источник. Ирмос 6 В весельи страшно в руки Божьи впасть, В готовности, а каково в уныньи, Так и закинет влево духов власть, Не вправо ли властители иные, Пока найдешь на трезвенный родник, Весь травяной, железистый и ржавый, В ладонях поместился ледяных… Не радуйся, а напои державу! Кондак 7 Державная, среди любимых стран В излюбленной, измоленной до камня В четвертый раз хожденьем по судьбам Отводишь гибель узкими стопами. Ирмос 7 Испытывали гладом и мечом В четвертом жребии Твоем живущих, Сходить в ничто, не помнить ни о чем Под страшным ветром благодати жгущим По раскаленным святостью местам, Разреженным присутствием дышали… К подвижникам Твоим ради Христа, Не радуйся, но дай пристать державе! Кондак 8 Спасенью всех Предвечный попустил: От камня земляную зыбь кругами, Утрату, а не собиранье сил, Нанес рукой Державной русских Ангел. Ирмос 8 В глубоце ночи в памятном ряду Прозрели землю умными очами: До края леса тени перейдут, В ржаной неволе будет как вначале. Терзания не слабого страшат: Не сильного бы демоны терзали, А имя Господа в уме держать. Не радуйся, поди ослабь державу! Кондак 9 Мы – пришлые: кружим перед крыльцом, От мельтешенья участи всегдашней

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

275 Расположение этих камней на нагруднике Иосиф дает сбивчивое, по сравнению с Библией ( Исх.28:37–20; 39:10–13 ): Библия Иосиф 1 ряд Рубин 1 Сардоникс Топаз Топаз Изумруд Смарагд 2 ряд Карбункул 2 Анфракс Сапфир Иаспис Алмаз Сапфир 3 ряд Яхонт 3 Лигирий Агат Аметист Аметист Агат 4 ряд Хрисолит 4 Хрисолит Оникс Оникс Иаспис Вирилл 281 Это согласно с Мидраш (Tanchuma, на Исх.40 кон.). Самуил, сын Нахмана, утверждает, что «в три месяца все было закончено (Tischri, Cheschwan и Kislew). В течении следующих месяцев (Tebeth, Schebath и Adar) оставалось только установить и приладить несобранные, но готовые ее части, что и сделано было к 1 Nissan’a. 282 Cp. Tanchuma, к ( Числ.8 ): Моисей вручил Веселеилу планы Скинии, и тот построил ним, тогда удивлялся Моисей и говорил: «мне так часто Бог открывал это, и все-таки я не мог бы принести этого в исполнение; но ты, даже не видя самого образца, превосходно воспроизвел по своему искусству». Срв. Исх.39 гл. последний стих: «и благослови я Моисей " … 285 Указанием на их существование уже ко временам Рождества Христова служит важное свидетельство Иосифа (ρχ.14, 9, 4: περ λσ. II, 21, 3: βος 12, 13, 27, 34, 57, 61, 68, 74), что в каждом городе Палестины был свой совет, зависевший от главного совета в Иерусалиме. 297 Любопытно припомнить, что сам вождь народа Божьего, велика Моисей, назначенный к избавлению и освящению Израиля, удовлетворял этому назначению, только проходя ту же самую школу терпения среди напастей. Сколько раз и его должна была пустыня научить сознанию своей слабости. Сколько раз при ложном доверии к своей силе и мудрости, ему не доставало правого упования на силу и мудрость Божью, которая и слабое делает сильным и невозможное – возможным. 306 Предсмертная беседа Моисея с народом происходила, по словам Иосифа (ср. 137 op. 1, 3, 5), у Иордана, где ныне город Авила, окруженный пальмами (ρχ.IV, 8, 1). У этого же места, известного также под именем Аве-Ситтим, или просто – Ситтим, был переход чрез Иордан. 307 Повествование о светлом облаке, которое, ослепляя взоры близ стоявших сокрывало от них отходящего Моисея и место его погребения, приводится также у Zephyrus’a в «Catena in Pentateuchum latine versa» из «Codex apocryphus» (Fabricius. Cod pseudepigr. v. T. II, 122). Совершенно подобное место приводится в λεπτ γνεσις (Könsch. Das Buch der Jubiläen, стр. 272). Пο повествованию Chronicon Samaritanum, cui titulus est liber Josua (ed. Juynboll, c. 6, p. 139), при Моисее оставались Иисус, Елеазар и старейшины до наступления ночи: затем, они были отделены огненным столбом от Моисея, и книга прибавляет: «никто да не выведывает чего-либо о нем, что ему после того случилось». (Ranke, 29 прим).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

«Мария родила простого младенца. На которого сойдет затем Дух, и он станет Мессией», - так говорили еретики. «От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из Назарета явится как Христос», - так говорит Церковь. Мысль, как клинок, оттачивается и, как алмаз, огранивается. Иначе мысль удобосклонна ко лжи. И тогда, когда ты в ложь поползнулся, за твою участь в вечности никто не даст дохлой мухи. Прискорбно для многих, но - факт. Человек спасается не сентиментальностью чувств, а верой. Причем верой правой. Отсюда - ключ к пониманию той жестокой борьбы, которую столетиями вела Церковь за чистоту мысли, то есть за догматы. Бездогматичная вера - это либо вера людей, не умеющих и не желающих думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри все перемешается». Но отрезвимся антихристом. Христос ведь ко всеми близок, поскольку всех любит. Но Он же и далек от всех, поскольку мы Ему не подобны и не любим святость и праведность более всего прочего, не ищем прежде всего Царствия Божия. Зато антихрист никого, кроме себя, любить не будет, но всем именно поэтому и близок. Он - сын лжи, а мы все в этой же самой лжи и запутались. Как же нам после этого не чувствовать внутреннего притяжения антихристового мироощущения? Например, мы - сребролюбцы. Значит, рано или поздно нам захочется оправдать Иуду. Мы придумаем свои или повторим чужие байки (не одни же мы в истории мира сребролюбцы) про то, что Иуда не был виновен, но был посвящен в тайны и исполнял повеления свыше. Или мы индифферентны к Истине. Тогда нам близок Пилат и его процеженное сквозь зубы: «Что есть истина?» Значит, и его оправдаем и наименуем посвященным в тайны. Дальше останется только сатану пожалеть, чем уже многие в истории занимались, неизменно плохо заканчивая свой жизненный путь. Внутреннее сочувствие лжи при отсутствии четкого понимания самых важных вещей духовного порядка - вот смесь, готовая в любое время вспыхнуть. А нам между тем говорят: «Верьте попроще. Не надо мудрствовать». Ой, не знаете вы, возлюбленные, какие драконы выползают из-под мнимой простоты.

http://radonezh.ru/monitoring/v-priblizh...

Тотчас были созваны к царю на совещание высшие духовные чины и бояре. Алексей Михайлович, взволнованный, со слезами на глазах говорил им, что патриарх Никон износит на него клятву. Состоялось мнение, чтобы Никона немедленно сослать в дальнюю жестокую ссылку; но были поданы два голоса 59 с предложением допросить об этом деле самого Никона, и если запрется, то допросить лиц духовного чина и прочих, бывших на молебне, и потом уже произнести суждение; с этим предложением согласился и Алексей Михайлович 60 . Царь приказал расследовать это дело боярину князю Никите Одоевскому и окольничему Родиону Стрешневу и расспросить строителя старца Аарона 61 . Аарон был вызван в Москву и 15 июля при допросе сказал: был он в келье у патриарха при Бобарыкине, но никаких непристойных речей про великого государя не слыхал. На очной ставке с Бобарыкиным Аарон повторил прежние речи и на возражения Бобарыкина говорил, что он не упомнит того, что говорил патриарх; у патриарха в келье в то время был Воскресенского монастыря наместник Иосиф, а строителя Крестного монастыри не было; был ли патриарший крестник – о том он также не упомнит. – Бобарыкин: «а как патриарх расстёгивал у себя грудь и говорил: на, зарежь меня, – и этого также не упомнишь»? – «И того не упомню» – отвечал Аарон. Бобарыкин говорил, чтоб допросить Аарона: говорил ли патриарх прежде того: будто его великий государь с престола согнал, усолья и вотчины отнял, разорил и ограбил его и соперником великого государя называл ли? Аарон отвечал, что он от патриарха про великого государя таких речей и ничего подобного не слыхал. Для допроса Никона посланы были к нему: из светских, боярин князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Матвеевич Стрешнев и дьяк Алмаз Иванов, а из духовных газский митрополит Паисий, астраханский архиепископ Иосиф и Богоявленского монастыря архимандрит Феодосий 62 ; одновременно с ними для оберегания Воскресенского монастыря был послан голова московских стрельцов Василий Философов и при нем 50 человек стрельцов, много дворян и детей боярских 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

«Не бойся», – говорил он мне, – «идти вперед в своей жизни, согласуясь с волей Божией. Там, где заканчиваются твои собственные силы, начинает действовать Бог». Эту неподдельную доброту с давних лет узнал и мой любезный друг, мой Старец, митрополит Агафоник. Поэтому и сам отвечал на нее своей любовью, уважением и почтением к личности отца Георгия. «Ты не можешь себе представить», – говорил он мне, – «что за сокровище для нашей Церкви отец Георгий, и не можешь понять, какое благословение Божие имеет этот человек». И не случайно, что отец Георгий ушел к Небесному Жертвеннику, чтобы там продолжить бескровное священнодействие в день Пятидесятницы, в день дарования человеческому роду благодати Святого Духа, которую отец Георгий в изобилии вкушал уже при жизни. Блаженне Геронда, от Небесного Жертвенника, где ты с дерзновением председательствуешь вместе со святым Николаем и святой Анастасией Римляныней и преподобным Григорием – основателем монастыря ( святой Григорий Синаит – основатель монастыря Григориат. – Прим. перев. ), помолись и о нас. Теперь оттуда, где ты находишься, благослови своих многочисленных духовных чад, епископов, монахов, монахинь, мирян и весь род православный. Теперь и ты сможешь дерзновенно повторить апостольское слово: «пóдвигомъ дóбрымъ подвизáхся, meчéhie скончáхъ, вру соблюдóхъ: прóчее ýбо соблюдáет­ся мн внéцъ прáвды» (2 Тим, 7–8). Вечная тебе память, достоблаженне мой Геронда! Официальный сайт Митрополии Кастории Рейтинг: 9.8 Голосов: 235 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 2 июня 2016, 03:33 Со святыми упокой,Господи, о. Георгия.Спаси всех и сохрани,Господи. Ирина Бондаренко 20 июля 2015, 10:03 Spasibo! mila t 26 ноября 2014, 08:06 отче Георгие и все отцы святые Афонские молите БОГА о нас Екатерина 5 июля 2014, 20:30 Очень интересная статья. Большое спасибо, как хорошо! Наталья Богоявленская 28 июня 2014, 01:13 Это афонские старцы говорят про себя, что ничего не сделали, что недостойны Царствия Небесного и уповают только на милость Божию. А что же мне-то говорить...

http://pravoslavie.ru/71759.html

Мы видели, что при начале войны с ним шведские послы Густав Белке с товарищами были задержаны в Москве. В конце 1657 года король прислал к ним грамоту, выражая свое сильное желание помириться с царем, с которым, по его убеждению, рассорили его австрийцы, и для облегчения дела приказывал Белке объявить боярам, что он соглашается титуловать царя белорусским, литовским, волынским и подольским, хотя и не водится вносить в титул названия областей, приобретенных оружием, но еще не утвержденных мирным договором. Что же касается титула: «и иным многим государствам, восточным, и западным, и северным, отчичь и дедичь и наследник», то хотя эти выражения странны и неопределенны, невразумительны и темны и можно их толковать так, что царь обнаруживает притязания на те земли, которые уступлены Швеции по Столбовскому договору, однако мы, пишет король, согласны величать царя и этим титулом, если он даст письменное удостоверение, что этими выражениями не наносится ущерба нам и землям нашим. Послы исполнили королевское приказание, что не было неожиданностию для царя, ибо королевская грамота была отдана послам уже после того, как она была переведена для государя. 11 апреля 1658 года, на праздник светлого Христова воскресения, великий государь пожаловал шведских послов, велел послать к ним с своим милостивым словом, спросить о здоровье и указал послать им свое жалование – стол. Чрез несколько дней после этого приехал в Москву шведский дворянин Конрад фон Барнер, и 19 апреля думный дьяк Алмаз Иванов имел переговоры с послами, которые объявили, что фон Барнер приехал со всяким добрым делом, которое годно на обе стороны обоим великим государям, и хотя королю их посчастливилось, с датским королем помирился по своей воле, однако он от доброго дела неотступен и мира с царским величеством желает. «Королевское величество, – продолжали послы, – изволил присоединить к нам еще двоих товарищей, ревельского коменданта Бентгорна и Ягана Монсона, и наказал нам вести переговоры на границе в Ливонской земле, за пять верст от Нарвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

стали собираться к преподобному Сергию Радонежскому приблизительно в половине XIV века. Скончался преподобный Сергий в 1392 году 25 сентября. Нурма (в Грязовецком уезде Вологодской губернии) — приток реки Обноры, которая протекает по Вологодской в Ярославской губерниям и впадает в реку Кострому. Павел Обнорский преставился в 1429 году 10-го января. (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям Церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера. 1-го августа. Павел так уважал преп. Сергия, что провожал его после посещения более, чем на две трети расстояния от своего жительства. Место, до которого обыкновенно доходили святые, ознаменовано устройством часовни. преп. Сергия, отстоявшая в 60 верстах от Вологды (закрыта в 1764 г.), находилась в 4 верстах от Павловской обители, ниже по течению реки Нурмы. мощи преподобного почивают во храме. 1584 года записано было до 80 чудес преподобного. Житие преподобной матери нашей Пелагии Палестинский, находившейся на севере Палестины, в Келесирии, в нынешней Сирийской области Азиатской Турции, в глубокой древности был центральным пунктом для всего языческого востока, но в IV в. стал рассадником христианства и имел своих епископов; впоследствии город этот был постепенно разрушен. Сирийская — один из древних и богатейших городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра; основана за 300 лет до Р. Хр. Селевком Никатором и названа так по имени Антиоха, отца его. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и как мать христианских церквей из язычников. Знаменитая церковь Антиохийская насаждена первоначально свв. Апп. Павлом и Варнавою, а впоследствии утверждена еще и ап. Петром. В Антиохии было немало замечательных соборов пастырей церкви во время еретических (Арианских и Несторианских) распрей, Церковь Антиохийская издревле пользовалась особенными преимуществами, наравне с церквами: Александрийскою, Иерусалимскою, Константинопольскою и Римскою; настоятели ее имели титул и преимущества патриарха, почему и в настоящем месте жития преп. Пелагии следует разуметь не архиепископа, а патриарха. В настоящее время Антиохия находится под Турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010