В феврале 1991 года Владислав Шулькевич принял сан и уже 16 лет настоятель Троицкого храма в Горельце. Они прожили там с матушкой 15 лет, но сейчас живут в Москве, три раза в месяц о. Владислав приезжает служить в Горелец. А о. Андрея перевели в Нерехту. Чуть позже о. Андрей стал здесь директором Ковалевского детского дома, о котором мы не раз писали. «Лично я никого и никогда не благословлю повторить что-либо подобное, — говорит он. — Построить сельскую христианскую общину современным людям, ориентированным на технологии и потребление, невозможно». «Наш опыт построения православной общины я бы назвал отрицательным, — согласен о. Владислав Шулькевич. — Однако он принес некоторые неожиданные плоды». В Горельце по-прежнему работает созданная москвичами школа. Там сейчас живут три семьи, которые приехали в разное время уже после «эксперимента». Они реставрируют храм, сами воспитывают и учат 13 своих детей. Каждое лето и зиму в Горельце проводится детский лагерь, а в августе — Горелецкая естественнонаучная школа. За несколько лет в целях восстановления лесного покрова зоны Южной тайги, где и расположен и Горелец, ребятами было посажено полторы тысячи дубов. Пять лет в соседней деревне Савино горельчане проводят межрайонные соревнования по лыжам. После этих мероприятий савинские дети стали приходить в Троицкий храм на большие православные праздники. Отец Ярослав Мудрый и его паства — Вот напасть! Да что ты будешь делать! Алмаз, пей, тебе говорят! А ты, Субботка, уже поужинала, хватит, — Мария Егоровна отталкивает молодую телочку и пытается засунуть в ведро с молоком мордочку теленка. Но Алмаз привык к соске, упрямо выворачивается и, чавкая, обсасывает вымазанные жирным молоком руки скотницы. Воспользовавшись моментом, Субботка с размаху впихивает морду в ведро, но Мария Егоровна успевает увести ее в сторону и снова борется с теленком. Мария Егоровна с 38-летним сыном Георгием уже год живут в доме, за стенкой которого — коровник. Они — члены общины, существующей при Введенском храме в селе Фроловское Калужской области. Мария и Георгий — из Смоленска, шесть лет прожили при Оптиной пустыни, а потом перебрались во Фроловское. Они ухаживают за стадом, доят коров, бьют масло, изготавливают сметану.

http://pravmir.ru/uskolzayushhij-ideal/

В глубине Армянского переулка находится здание, не связанное с Никольским храмом, но оставившее историческое имя переулку. В середине XVIII века близ Николы в Столпах появилась армянская колония: в 1758 году местное владение, где возможно, были древние палаты Милославских, купил богатый армянин Лазарь Назарович Лазарев, перебравшийся в Москву из Персии, и расселил здесь родственников. Прихожанами Николы в Столпах они не были, а выстроили рядом с владением армянскую Крестовоздвиженскую церковь, которая была снесена в революцию. Старший сын Иван Лазаревич, придворный ювелир Екатерины II, приобрел знаменитый индийский алмаз «Дерианур» («Море света»), прежде принадлежавший персидскому шаху, и назвал его своим именем «Лазарев». Граф Григорий Орлов выкупил его и подарил императрице, та приказала вставить алмаз в царский скипетр и в знак благодарности назвала его «Орловым», а Лазаревых пожаловала дворянством. В 1815 году в их доме по завещанию Ивана Лазаревича и стараниями его младшего брата Якима было открыто училище для детей бедных армян. Затем оно превратилось в Лазаревский институт (который, между прочим, закончили М.Т. Лорис-Меликов и К.С. Станиславский), а потом в Институт востоковедения АН СССР. Упомянем, что на Марфе Якимовне Лазаревой женился Давыд Семенович Абамелек, сражавшийся во всех великих сражениях Отечественной войны 1812 года. Его старшая дочь Анна, которой Пушкин писал стихи в альбом, стала женой брата поэта Баратынского Ираклия. А храм Николы в Столпах был связан с другим великим русским поэтом – Ф.И. Тютчевым. Он родился в отцовском имении Овстуг на Брянщине в 1803 году, но его детство с 1804 года проходило в Москве, и он всегда считал себя москвичом. Бабка поэта по материнской линии рано умерла, и его мать Екатерина Львовна девочкой попала в дом своей тетки Анны Васильевны, супруги московского генерал-губернатора Федора Андреевича Остермана. В этом доме в Трехсвятительском переулке, 1 и познакомились родители Тютчева. Считается, что имя сыну Федору они дали в честь его гостеприимного дядюшки.

http://pravoslavie.ru/4234.html

Эти слова он и ныне держит непреткновенно и к возвращению на прежний святительский престол и в мысли у него нет. Как он тогда, оставляя престол, благословил великого государя и весь освященный собор избрать патриарха, кого Бог благоволит, так и ныне то благословение подтверждает. Елизаров и Алмаз говорили Никону, чтоб он впредь к великому государю о таких духовных делах не писал, потому что он паству свою оставил, да и теперь говорить, что на престол архиерейский великой России возвратиться не мыслит и патриарха на свое место избрать благословил, и ему, Никону, в те дела вступаться и письмами своими возмущать не следует. Никон продолжал: в прежние давние лета ко благочестивым царям христианским греческого царства об исправлении духовных дел и пустынники возвещали, а он есть член соборной и апостольской церкви, ни за какие вины не отторгнутый, только своею волею оставил паству, а попечения об истине не оставил, и впредь, если услышит о каком-либо духовном деле, требующем исправления, молчать не будет. – Елизаров и Алмаз на это говорили: при прежних греческих царях пустынники возвещали, когда начинали проявляться различные ереси и благочестивых христиан еретики отторгали от соборной церкви к своим ересям; тогда пустынники обличали те ереси, а благочестивые христианские цари христианской вере исстари были поборники и еретиков, как плевелы из пшеницы, исторгали, а он, Никон, к великому государю пишет с прещением и веры христианской изыскивание и исправление называет не его государевым делом, тогда как вера христианская изначала стоит, как столб, незыблема подпором и утверждением благочестивых царей христианских, а ныне благодатию Божиею никаких ересей и возмущения в христианской благочестивой вере нет и ему изобличать некого, а в действенных церковных вещах исправляют соборно кому от Бога поручена церковь . – Никон заключил, что ныне митрополит о вайи действовал, и о чем он, Никон, писал к великому государю если то действие учинено по его повелению, то он великого государя прощает и подает ему благословение 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

«Огранить алмаз – значит отсечь лишнее. В этом смысл воздержания» Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния 11 марта, 2019 Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния “Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой?” Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в понедельник 1-й седмицы Великого поста. Понедельник 1-й седмицы. «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче» Отворились двери покаяния. Мы вступаем в святые дни поста. На первой седмице читается в храме Великий канон – поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое начало положу нынешнему рыданию?» – вопрошает кающийся (начало Великого канона) . По-русски его вопрос означает: «Как мне оплакать грехи свои, с чего мне начать покаяние?» С воздержания. Этим словом Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, христианин должен обуздать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира – землю и небо . «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2,7). Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Но возникает опасность излишней заботы о насущных нуждах. Пища не только утоляет голод – она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу, вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по-разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишних заботах можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию. Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святой Григорий из Ниссы пишет: «Думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек» (свт. Григорий Нисский, «Об устроении человека»). Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества» (см. 2 Пет. 1. 4.).

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

Да пожаловал бы великий государь, не оставил к нему своей государевой милости в потребных вещах, чем бы ему пропитаться до смерти его; а век де его не долгий, а теперь уж ему близко 60 лет. И утвержал митрополита и окольничего с товарищами многими речами, чтоб они великому государю про всё, про то известили и били челом; а он хочет больше всего, чтоб было умирение церкви, и чтоб соборная и апостольская церковь Великой Росии не вдовствовала, и от воли де великого государя он ни в чём отступен не будет, и посох и письмо, какого ему о приезде его к Москве и о входе в соборную церковь посылает к великому государю с Воскресенским архимандритом Герасимом и с ними ж митрополитом и с окольничим с товарищами вместе. А кто к нему о том, чтоб ему ехать Декабря в 18 день к Москве и в соборную церковь прийти писал и прежние и нынешние письма, от кого и с кем присланы, и то писано в тех письмах. Да патриарх же говорил, чтоб он митрополит и окольничий с товарищами великому государю донесли, чтоб великий государь, по своему государскому к нему милосердию, пожаловал, тех людей, которые в его патриаршем деле разосланы по городам, велел освободить. Да великий же государь его патриарха пожаловал, своих великого государя жаловальных грамот и иных крепостей, которые ему даны по его государской милости на вотчины, по своему великого государя указу, ни в чём рудить их не велел. И изговоря, бывший Никон патриарх посох святителя и чудотворца Петра отдал из рук своих архимандриту своему Воскресенскому Герасиму и письма послал к великому государю с ним же архимандритом Герасимом при них митрополите Павле и при окольничем с товарищами, и отпустил его архимандрита с посохом и с письмами к великому государю с ними ж Павлом митрополитом и с окольничим с товарищами вместе. И той ж ночи, преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, и окольничий Родион Матвеевич Стрешнев да Чудовский архимандрит Иоаким, да думный диак Алмаз Иванов, приехав к Москве с архимандритом Воскресенским, посох святителя Петра чудотворца подали великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. В сем столбце прислал Никон патриарх письма с архимандритом Герасимом. А подпись на сем столбце и печать Никона патриарха такова: «Никон, Божьей милостью, патриарх». Печать восковая, белая, малая, с изображением благословляющей руки. Скрепа по склейкам: Думный дьяк Алмаз Иванов. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

XXXIII. Роспись камению, панагии и кресту, что 175 (1667) году были взяты из Воскресенского монастыря в Чудов монастырь 172 года, Генваря в 11 день, Воскресенского монастыря Казначей Иеромонах Исаия, Воскресенского ж монастыря у Архимандрита Акакия принял в монастырскую казну роспись камению, что переписывал, приезжая, в Воскресенском монастыре, после бывшего Патриарха Никона , в прошлом во 175 (1667) году, Февраля в 26 день, а пересматривал Чудова монастыря Келарь Сава, а тое, ого, Келареву, Савину порепись, за его, Келаревою, рукою у Архимандрита Акакия Казначей и Еромонах Исаия принял в монастырскую казну, и в том ему, Архимандриту отцу Акакию, его и росписку дал. 182 (1674) году, Мая в 8 148 день, по осмотру и по переписке в Чудове монастыре каменья, которое взято из Воскресенского монастыря: 1 . Крест золот с финифтом, а в нем на обоих сторонах 46 алмазцов, цены не написано. 2 . Запана золотая с финифтом, а в ней в средине алмаз большой, а около его 8 граненых, цена подписана на обертке 300 рублей. 3 . Панагия золотая, в средине яхонт лазорев, на нем вырезан образ Спасов, а на другой стороне Иоанна Предтечи, а около с обе стороны 24 искры яхонтовых красных, цены не написано. 4 . Запанка золотая Турского дела, с финифтом, в средине алмаз четвероуголен, а около его 20 алмазцов, цены не написано. 5 . Изумруд круглой, цена на обертке подписана 200 рублев. 6 . Изумруд в золоте, около его 20 маленьких изумрудов, цена 200 рублев. 7 . Два изумруда вставочные, цена 700 рублев. 8 . Два ж изумруда вставочные ж поменьше тех, цена 300 рублев. 9 . Изумруд вставочный четвероуголен, угол отломлен, цена 50 рублей. 10 . Изумруд на золоте, около его 5 изумрудов, да 5 мест порозжих, цены не написано. 11 . Два яхонта лазоревые, сережные. 12 . Два лала, один поменьше. 13 . Яхонт червчетой. 14 . Две коры яхонтовые. 15 . Яхонт лазоревый в золоте на спне. 16 . Два изумруда: один вставочный, четвероуголен, другой продолговат о пяти гранях. 17 . Тунпас четвероуголен. 18 . Два серовики серебреные.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И, сняв с себя камилавку, надел на него, Косму, и говорил: «А потом и небесный будет, а может быть и царскую милость к себе обрящешь» 65 . Послушали ли Никона в Москве, и что было сделано с певчими и с дьяконом Космою, бывшими у патриарха, неизвестно; но скоро после этого и сам Никон приехал в Москву и остановился на Воскресенском подворье. Это было еще летом 1659 г 66 . Была ли действительная причина к этому приезду – положительных сведений нет, но об этом рассказывает сам Никон так: «Царь и вся Москва были объяты страхом в ожидании нашествия татар на Москву». С этим известием царь прислал к нему в Воскресенский монастырь тайного человека 67 . Никон говорил посланному, что для охранения монастыря ничего не имеется, и потому он готов уйти оттуда, но другого города ближе нет, кроме Москвы; если же далее отправиться, то ему не чем подняться, и просил доложить о том царскому величеству и спросить – куда велит ему идти? Но в тот же день Никон получил другие вести: «Татары уже близ Москвы»! Не ожидая распоряжений от царя, Никон отправился в Москву 68 . Были ли основания для Никона, чтобы поверить этому слуху? Незадолго перед тем, а именно 17 мая, Никон имел разговор с Дементием Башмаковым, который сообщил ему, что боярин князь Алексей Никитич Трубецкой с ратными людьми стоит под Конотопом и, действуя против осаждаемого неприятеля, готовится к приступу, что некоторые черкасские города взяты, а другие сдаются, что татар не много и над теми был поиск 69 , поэтому Никон мог поверить слухам о близости татар, и это обстоятельство дало ему случай внезапно явиться в Москве. Приехав в Москву, Никон послал доложить царю о своем приезде. К Никону на Воскресенское подворье явился думный дьяк Алмаз Иванов и говорил: «Царское Величество послал меня спросить: для чего приехал ты в Москву»? – «По словам царского величества, – отвечал Никон, – приехал я сюда спасаясь от нашествия варваров». 70 – Между прочим Никон был принят царем с теми же почестями, какие оказывались ему во время его патриаршества 71 . Через три дня после приезда Никона в Москву, к нему опять явился Алмаз Иванов и говорил: «Царское величество велел тебе ехать в Колязин монастырь; и не сопротивляйся, чтобы не было большого смятения». – «Если не угодно царскому величеству, – отвечал Никон, – пришествие наше, мир и благословение наше, то мы пойдем в наш Воскресенский монастырь, а в Колязин монастырь я не пойду» 72 . И так Никон во второй раз оставил столицу и отправился опять в Воскресенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14). Загадка такая. А это труп льва, в котором пчелы свили гнездо и отложили мед, который потом ел Самсон. И когда эта загадку отгадали, Самсон сказал: «Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки» (Суд. 14:18), то есть если бы вы не привлекли мою жену к отгадке, вы бы ничего не отгадали. Известно, что аллегория помогает нам понять то, что не было бы понятным, будучи изложено простым языком. Часто у пророков встречается аллегорический образ брака, где народ израильский олицетворяется с супругой Яхве, а Бог Яхве — с женихом Израиля. Аллегория в отношении двух царей — Иоахаза и Иехонии, изображенных в образах двух львят. Образ двух царей образ львов.     Другая форма аллегории — история в форме притчи . Об этом, я думаю, много не нужно говорить. Притчи вы все знаете: притча о блудном сыне, притчи о Царствии Божием и т. д. Есть притчи и ветхозаветные. Например, разговор пророка Нафана с Давидом: «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный…» . (2 Цар 12:1) Только когда он преподнес ему все в образе притчи, Давида озарило: ах, вот это я. А до этого он убивал, прелюбодействовал и как будто погасил все в сердце, все было нормально. А вот тут притча побудила его к раскаянию. Еще один момент: изложение исторического факта под видом другого исторического факта. Пример (Иез 28:12–16): «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Непоколебимый же столп благочестия, предивный радетель христианской веры, крепкий твердый алмаз, человеколюбивый отец, премудрый священноначальник, святейший Гермоген патриарх, видя, что люди Божии в Великой России в большом смятении и совсем погибают, много поучал их и, наставляя как поступать, говорил: «Чада паствы моей, прислушайтесь к словам моим! Зачем понапрасну впадаете в смятение и вверяете свои души неверным полякам? Возможно ли для вас, разумных овец, приобщение к злохищным волкам: вы кротки во имя Христа, эти же дерзостны во имя сатаны. Сами ведь знаете, что издавна православная наша христианская вера греческого закона ненавистна иноплеменным странам! Как же мы можем примириться с иноплеменниками этими? Лучше бы вам о том подумать, как со слезами и с рыданием всенародно, с женами и детьми, прибегнуть к неотсекаемой надежде, ко всемилостивому в Троице славимому Богу и просить милости и щедрот у прещедрой Его десницы, да одарит вас разумом благим, чтобы получили пользу душам своим, а царствующему граду и окрестным городам принесли успокоение, а не мятеж!» Одни из православных христиан сладостно прислушались к благим его речам, иные же многие, охваченные суетными помыслами, выступили против дивного своего пастыря с неподобающими речами. А нечестивые польские и литовские люди коварством проникли в царствующий и преименитый град Москву, прокрались, подобно губительным волкам, в ограду Христова стада и много насилия начали творить над православными христианами и внутри царствующего града устроили костелы. Затем же – горе, горе! увы, увы! ох, ох! – свершилось огромное несчастье, и многомятежная буря поднялась, реки крови пролились! Люди правоверные, те, что не видели этого Великой России разорения, приблизьтесь, да поведаю вкратце боголюбезному вашему слуху о падении и последнем разорении такого превысокого и славой превознесенного царства. Когда эти губительные волки в царствующий град Москву водворились, то не сразу яд злобы своей излили, а, поджидая удобного времени, советовались с предателями христианской веры и врагами Московского государства, с Михаилом Салтыковым да Федькой Андроновым о том, как разорить царствующий град Москву и пролить кровь христианскую. И когда совершился злочестивый их заговор, окаянные приготовили дерзкобесовские свои руки и задумали растерзать оружием Христовых овец, и поглотить виноград, и сокрушить сам город, чтобы погасить славу христоименитого царствующего града.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому, читая Евангелие, ты обращаешь внимание на отдельные внешние выражения, находишь неточности, не сходства, мнимые противоречия и, таким образом, запасаешься ненадёжным оружием для отрицания боговдохновенности Св. Писания. Мой друг! оставь это пагубное чтение, – оно никогда не приведёт тебя в разум истины. Читай Евангелие не по указке толстовской, а по руководству Христом возглавляемой и Св. Духом одушевляемой Христовой церкви. Читай, обращая внимание не на отдельные, внешние выражения, не на букву мертвящую, а на внутреннюю связь речи, на дух животворящий; старайся проникнуться духом Евангелия, ибо только при таком условии возможно уразумение смысла Евангельского учения. Дух человеческий, приходя в соприкосновение с духом Евангелия, испытывает на себе его таинственное, чудное, возрождающее действие. Дотоле скорбный, мрачный, тревожный, беспокойный – он, при свете основной идеи Христова Евангелия, вечным блеском примирения сияющей, вдруг успокаивается, умиротворяется, и полное восторга и умиленья, радостно трепещет и бьётся сердце, и из глаз катится слеза чистая, как алмаз... Постарайся, друг мой, так именно прочитать Евангелие; приступи к чтению его с сердцем чистым и с молитвой к Богу, чтобы Он отверз тебе «ум к уразумению Писаний» ( Лк.24:45 ). Только тогда познаешь ты истинный смысл учения Христова и увидишь его бесконечное превосходство перед учением Толстого. Только тогда, оставив Толстого и последовав за Христом, ты найдешь желанный покой. Приди же ко Христу, мой друг, – Он успокоит тебя... Твой искренний друг Amicus Из миссионерских летописей, дневников и записок Попов К. Паразиты раскола.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 216–232 Не далеко от Пензы находится один поистине медвежий уголок, окружённый лесами и горами. Уголок этот имеет большое великорусское население, сплошь заражённое расколом австрийской секты. Раскольники имеют своего попа, моленную, уставщиков и равной, учащей вкривь и вкось, братии начетников обоего пола. Уголок этот совершенно изолирован от остальных селений, стоит вне всякого проездного тракта, а окружающие селения состоят из татар и мордвы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010