В Успенский собор посланы были те же лица, которые бранились с ним в Воскресенском монастыре (Одоевский, Стрешнев и Алмаз Иванов), и сказали ему: - Ты самовольно покинул патриарший престол и обещался вперед не быть патриархом; уже об этом написано ко вселенским патриархам: зачем же ты опять приехал в Москву и вошел в соборную церковь без воли государя, без совета освященного собора?Ступай в свой монастырь! - Я сошел с патриаршества никем не гонимый, - сказал Никон, - и пришел никем не званный, чтоб государь кровь утолил и мир учинил. Я от суда вселенских патриархов не бегаю. Сюда пришел я по явлению. Он отдал им письмо к государю. В письме описано было явление святителей, бывшее Никону в сновидении. Но если в те времена охотно верили всяким видениям и откровениям, когда они были полезны, то умели давать им дурной смысл, когда они вели ко вреду. Первый Лигарид сказал пред государем: " Ангел сатаны преобразился в святого ангела! Пусть скорее удалится этот лжевидец, чтоб не произошло смуты в народе или даже кровопролития! " Все были согласны с греком. В Успенский собор отправилось трое архиереев и в числе их Паисий. - Уезжай из соборной церкви туда, откуда приехал! - сказали патриарху. Таков был последний ответ Никону. Ему ничего не оставалось. Он видел ясно, что его подвели, обманули. Он приложился к образам и вышел из церкви. - Оставь посох Петра митрополита! - сказали ему бояре. - Разве силой отнимете, - сказал Никон. Он садился уже в сани; подле саней стоял стрелецкий полковник, которому приказано было провожать его. Никон отряс прах от ног и произнес известный евангельский текст по этому случаю. - Мы этот прах подметем!- сказал стрелецкий полковник. - Разметет вас вон та метла, что на небе - хвостатая звезда!-сказал Никон,указывая на видимую тогда комету. Вслед за Никоном послали требовать от него посоха. Он уже не упрямился и отдал посох. От него требовали отдать письмо, по которому он приезжал в Москву. Никон отослал и это письмо государю. Тогда Зюзин был подвергнут допросу и пытке.

http://sedmitza.ru/lib/text/435654/

А как та рож сжата, и в те поры покупали рожь четверть Московскую в полтину. И после того по государеву указу присыланы в Воскресенской монастырь от царя и великого князя думной дворянин Иван Баклановской, да дьяк Василей Зверев со многими людьми, с подьячими и с стрелцы. И Патриарху Никону говорили, чтоб Патриарх с Романом сделался; и Патриарх Никон говорил, что он Романовою землею не владеет, а владеет своею купленою, а Роман напрасно вклепывается. И они, думной дворянин Иван Баклановский и дьяк Василей Зверев, сказали: нам де та спорная земля велено отвести Роману, по ево сказке, да и поехали на землю отводить. И Никон патриарх пошел в святую Божию церковь с братьею, и пел молебен Святому и Животворящему Кресту Христову, и молитвы святыя говорил псаломския, пристойныя в напастех бываемым по уставу Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. И во вторый день Патриарх с братьею пели молебен, по тому же чину. И в те поры был Роман в монастыре у молебна, и ничего не говорил. И после того, многое время спустя, Роман доводил на Никона патриарха: будто Никон патриарх проклинал государя царя с царицею и с царевичи и с царевны и со всем домом. И для того в 171 (1663) июля в 18 день присыланы в Воскресенской монастырь боярин князь Никита Одоевской, да околничей Родион Стрешнев, да думной диак Алмаз Иванов, да голова стрелецкой Василей Философов с стрелцами и с иными! многими людми. Да с ними Газской митрополит сказывался Паисеос Лигаридиус… Да с ними же были: Астраханской архиепископ Иосиф, Богоявленской архимандрит Феодосий. А приехали в вечерню, и после вечерни присылали к Патриарху Никону, что он боярин князь Никита Одоевской с товарищи и власти присланы от великого государя царя ко мне, Никону патриарху, для великого государева дела. И Никон патриарх говорил: коли они, боярин с товарищи, присланы от великого государя, и они бы шли. А с ними де есть сказывается Газский митрополит Паисей, и тот бы, буде у него есть вселенских патриарх грамоты отпустные, якоже правила святых отец показуют, да и к нам от братей наших вселенских патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

Церковь находит в этом видении Иезекииля ещё мессианское значение; согласно церковному толкованию «Седящий на престоле», Подобный Человеку, – это Сын Божий; колесница же знаменует Божию Матерь, Которая в церковных песнопениях называется «колесницею Слова». Четыре различных лика херувимов, – образы четырёх евангелистов: 1 – лицо человека – образ евангелиста Матфея, начинающего Евангелие с родословия Иисуса Христа как человека; 2 – лицо льва – образ евангелиста Марка, – Евангелие которого начинается повествованием о подвигах и проповеди Иоанна Крестителя в пустыне – обиталище львов; 3 – лицо тельца – жертвенного животного – образ евангелиста Луки, начинающего Евангелие повествованием о священнике Захарии – совершителе жертвоприношений и особенно подробно описывающего значение жертвенного подвига Иисуса Христа; 4 – лицо орла – образ евангелиста Иоанна, который, подобно орлу, летающему выше всех птиц, более евангелистов-синоптиков говорит о Божестве Иисуса Христа. 2:1–3:15. Призвание Иезекииля к пророческому служению 2:2–8. Во время видения Иезекииль услышал голос Божий, повелевающий ему быть пророком среди непокорных и жестокосердных сынов израилевых, возвещать им волю Господню независимо от того, будут они слушать или нет. Пророк должен быть мужественным и не бояться их и угроз их, хотя они будут по отношению к нему волчцами, тернами и скорпионами. 2:9–3:3. Господь даёт Иезекиилю свиток со словами, «плач и стон и горе», написанными на обоих сторонах, которые определяли характер его служения и главную тему его проповеди (до разрушения Иерусалима). По повелению Божию пророк съел этот свиток, и он был в устах его сладким как мед. Съедение свитка надо понимать, конечно, не буквально, а в смысле усвоения его содержания. Подобный символ встречается в Апокалипсисе ( Откр.10:10 ). 3:4–11. После того, как были определены полномочия пророка и тематика его речей, Господь вновь повторяет Своё повеление Иезекиилю быть Его пророком среди мятежного дома Израилева, ободряет его и укрепляет его силы, ввиду предстоящих ему трудностей, оскорблений и угроз, которые он встретит со стороны непокорных и мятежных сынов израилевых. «Вот, Я сделал, – говорит Господь, – и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицем их...» (3:8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Никон в Воскресенском монастыре занялся постройками; в особенности он следил за строившеюся в то время, по образцу иерусалимского храма, церковью Воскресения Христова 58 . Спустя лето, осенью, по тогдашнему обычаю, Никон со своего новоселья послал царю и всему царскому семейству в благословение от трудов Воскресенской обители несколько хлебов и овощей 59 . Зима прошла спокойно. Наступила весна следующего 1659 года. В неделю вайи крутицкий митрополит, в отсутствие патриарха из Москвы, совершил обычное священнодействие на осляти. Никон не вытерпел и написал по этому случаю письмо Алексею Михайловичу с замечанием, что митрополиту этого делать не следовало. Для объяснений с Никоном по этому поводу посланы были к нему от царя думный дворянин Прокофий Елизаров и думный дьяк Алмаз Иванов. Исполнив данное им поручение, они донесли царю, что по его, государеву, указу были они у патриарха Никона и говорили ему, что им было приказано. Никон отвечал им, что святительский престол он оставил по своей воле, а никем не изгнан, и что он говорил боярину, князю Алексею Никитичу Трубецкому, и окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, когда они приходили к нему от царя, в том во всем он, Никон, стоит и ныне непреткновенно, и говорил с клятвою, что и в мысли у него нет о возвращении на патриарший престол, только звания патриарха не отрицался и ныне не отрицается, а московским не именуется, и как прежде подал благословение на избрание нового патриарха, так и ныне от этого не отказывается и благословение подает; а что он писал к великому государю о священнодействии в неделю вайи, то он обязан был сделать по долгу, ибо издревле о таких делах, которые требуют исправления, и пустынники возвещали благочестивым государям 60 . Довольны ли были в Москве объяснением Никона с Елизаровым и Алмазом Ивановым, не известно, но, как мы сейчас увидим, спокойны не были; толков было много; лицам духовным запрещено было ездить к Никону в Воскресенский монастырь, и для наблюдения за тем, по дорогам к этому монастырю поставлены были заставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В обводе короны 67 аквамаринов. В державе большой аметист, осыпанный 28 аквакаринами, одна бирюза и в кресте державы 3 бриллианта. В скиптре: в кресте и под крестом 2 бирюзы и 15 бриллиантов, в родине желтый большой аквамарин, осычанный 18 мелкими аквамаринами и один алмаз, осыпавный 8 стразами, в конце 8 бирюз и между ними 14 мелких жемчужин. Под короною протянута нитка из разных камней с двумя по концам листочками, в них 10 аметистов, 3 больших аквамарина и 26 средних и мелких аквамаривов. Восход к чудотворной иконе двухсторонний ильмового дерева. Лампада перед чудотворной иконой Божией Матери серебряная, позолоченная, у нея 4 цепи крестами с херувимами. Лампада состоит из 4 херувимов, над ними 4 стаканчика (лампадки малые), а в средине большой. Цепи оканчиваются висящими четырехконечными крестиками. По верхнему среднему стаканчику слова: приношение от И.И. Алафузова 1870 года. По низу лампады тропарь: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, пречистыя Дево» и т. п. К чудотворной иконе Божией Матери приклады или привески: 1) очи, вытесненные на серебряной дощечке 84 пробы 1875 г. «о здравии болящего Никиты» 2) стопа серебряная вызолоченная (подошва правой ноги), она пришита к бархатной подушечке. Привески эти хранятся в ризнице. Обретение св. иконы происходило следующим образом. В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись близь церкви св. Николая Тульского, истребил часть города, прилегавшую к кремлю, и окрестные посады, потом перешел в самый кремль и половину его обратил в пепел. Православные жители, благодушно перенесши это несчастие, стали снова устроят свои домы, созидать святые храмы. Но для неверных (татар) это неважное обстоятельство сделалось новым оружием против православных. В пожаре мусульмане видели гнев Божий на христиан и потому унижали достоинство христианства пред исламом. «И вера Христова, говорит древнее сказание об иконе, сделалась притчею и поруганием». Но Господь не оставил верных своих и показал человеколюбие свое, по выражению описавшего обретение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

И хмельную, опасную, праздную… За себя и других знал болящую, На коленях во храмах стоящую. Да, я знал тебя, Родина, разную. Закричали, что будто ты лютая! Застелила глаза тьма кромешная, Погубила нас слабость минутная, Но простит всё душа твоя нежная. И орда врагов сгинет безликая, Нами и не такое ведь пройдено. И воскреснет Россия Великая – Наша милая, добрая Родина. Любовь Христа Наталья Невзорова Что для меня любовь Христа? Любовь Христа, как солнце в небе. Она прекрасна и чиста, Она – в Воде, Вине и в Хлебе. Что для меня любовь Христа, В своей непознанной природе? Она, как Истина, проста: Познай её – и ты свободен! Она, как первый соловей, Как руки мамы в час работы, Как радость крестницы моей, Как повседневные заботы. Как нежный взгляд любимых глаз, Мне дорогих, как жизнь на свете! И как молитва в поздний час, И как мечтанья на рассвете. Любовь Христа – она везде, И целый мир в себя вбирает: Она – на суше и в воде, Она – от ада и до рая. А что моя любовь к Христу? Она – крупинка во Вселенной, Но цель служить Его Кресту Во мне горит огнём нетленным! Господи, помилуй Елена Русакова Господи, помилуй, Господи, спаси И крылатой птицей в Небо унеси. Дай мне хоть глоточек этой тишины, Той, которой дышат радужные сны. Детская наивность – светлые года – Нежностью осталась в сердце навсегда. И не может время изменить меня. По другому просто не прожить и дня. Пусть я знаю точно: труден будет путь, Но с моей дороги мне нельзя свернуть. Крест не выбирают – он даётся нам. Через скорби жизни путь наш к Небесам. Троица Алла Халимонова-Мельник Как я люблю этот праздник великий С запахом свежим весенних дерев! Добрые лица и светлые лики, Древний торжественный хора напев. Церковь нарядная, в ветках и травах, Ярко сияет, как чистый алмаз. Церковь ликует, и нет в ней лукавых, Злобных, не преданных Господу глаз. Троицы день – день особых молений, В храме звучащих единожды в год. И, перед Господом встав на колени, Просит о помощи русский народ. С чистой душой, с луговыми цветами, Молится Русь, как один человек.

http://azbyka.ru/fiction/iz-sbornika-otz...

Вощага. См. Тулумбаз. Враный Враный – плетеный (от вирать плести) 145 . В. кн. Иоанн Иоаннович (1356 г.) завещал сыну своему Дмитрию «чепь золоту великую врану с крестом золотым»; такую же «чепь золоту врану с крестом» и другому сыну, Ивану 146 . В духовной кн. Василия Иоанновича (1509 г.) записаны «две чепи золоты: одна врана, а другая огнивчата с колотками» 147 . Выбойка Выбойка – крашеный холст с набивным узором. «Фата цветная выбойка турская. –Дурке Катерине сделана телогрея в выбойке по лимонной земле, пошло 8 арш. 1 верш. по 5 алт.» 148 . Венец царский Венец царский – головное украшение, состоящее из золотого окола и такой же тульи, украшенных Бурмыжскими зернами и драгоценными камнями, с крестом на верху; это – одна из утварей царского сана (регалий). В описи государеву большому наряду царя Михаила Федоровича (1642 г.) значится «венец золот с каменьем: с олмазы и с яхонты червчатыми и лазоревыми и с лалы и с-ызумруды и с зерны Гурмыжскими»; в росписи каменьев этого венца, присланной думным дьяком Ив. Грамотиным, показано: 561 алмаз, 148 бурм. зерен, 19 лалов, 72 изумруда и 161 яхонт, и самый венец назван коруною новою 149 У царя Федора Алексеевича был «венец царской золот с запаны; на нем крест золот, в кресте 24 алмаза, да на верху и по сторонам и под крестом 4 зерна гурмыжских; да в венце ж яхонт червчат велик, да 3 яхонты лазоревы велики, гранены; 20 яхонтов лазоревых менши тех, 118 яхонтов червчатых да 4 изумруда велики, 36 средних и менших, 16 лалов, 539 алмазцов и искорок алмазных, 110 зерен гурмыжских; под запаны и под дугами тесмяк золот с шемаханским шолком; подложен отласом червчатым. Влагалище деревянное, сверху оклеено бархатом чорным» (Помечено: 190 г. июня в 20 день с сего венца из-под креста зерно гурмыжское снято на крест же на Мономахову шапку великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца 150 . Царские венцы назывались также шапками. При поставлении на в. княжество кн. Дмитрия Иоанновича (4 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Силы, Власти, Ангели, Архангели, Начала же, и Престоли, и Господствия, Христа молите прилежно!.. Ныне, яко пчелы сот, Невидимо окружают мя Богомерзцыи губителие-демони… Покрый мя, хранителю мой, Якоже покрывает орел птенцы своя!   § 4. Откуда диавол? Зло онтологическое «Откуда диавол, если зло не от Бога? — спрашивает святой Василий Великий 1 . — Что скажем на это? То, что и на этот вопрос достаточно нам того же рассуждения, какое представлено о лукавстве в человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. — Почему зол диавол? По той же причине: потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть — или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из собственного чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло». Гордость и зависть вызвали в первом ангеле это отчуждение от Бога. «Зависть омрачила Денницу, падшего от превозношения, — говорит святой Григорий Богослов 2 . — Будучи божествен, он не утерпел, чтобы не признать себя богом». И в другом месте сей светильник богословия глаголет: «Самый первый све-тоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славою, возмечтал о царственной чести великого Бога, — погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда (на землю) и, захотев быть богом, весь стал тьмою… Но ниспал не один. И поелику погубила его дерзость, то увлек в падение многих, именно всех, кого научил греху… С тех пор явились во множестве надземные злобы, демоны» 3 . Слово Божие так передает обращение Самого Бога к Люциферу, из коего видно, как произошло это событие, которому из людей никто не был свидетелем. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в Саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебя, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергнул тебя на землю» (Иез. 28, 12–17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

А вот если человек причащается тогда, когда он чувствует, что у него внутри дыра, заштопать которую никто не может, и это состояние его буквально выталкивает к исповеди, к причащению, – наверное, это все-таки показатель того, что это не православие-лайт. Когда дети не причащаются Еще один момент, который часто воспринимается нами как свидетельство нашего полного духовного непотребства, – это неспособность донести до наших ближних Евангелие. И вот здесь, мне хотелось бы поделиться открытием, которое я сделал совсем недавно. Люди, которые приходили в Церковь из безбожия, из атеизма, очень ценят веру. Им есть, с чем ее сравнить, у них есть background. У них есть фон, по отношению к которому вера действительно светится. Она вдохновляет, она – как алмаз. А у детей таких родителей, которые воспитаны в Церкви с младенчества, как правило, никакого мирского background’a нет. Они не знают, что такое мир во всей своей красе. И у родителей, естественно, возникает огромное желание взять свой личный религиозный опыт и механически транслировать его, перенести в душу своего ребенка. А когда этот ребенок вырастает к пубертатному возрасту, когда он становится уже способным говорить «нет», – первым «нет», которое он чаще всего хочет сказать, чтобы отпочковаться, отделиться от оков родительской любви, оказывает вера, Церковь. И я думаю: страшно, не когда ребенок скажет «Я не хочу идти в храм, пап». Гораздо хуже, когда ребенок ради того, чтобы не расстроить папу и маму, будет ходить туда до тех пор, пока не выйдет за пределы своей семьи. Церковь как дисфункциональная семья Еще два момента, о которых хотелось бы сказать. Это несогласие с недостатками церковной системы и поиск ответов на неудобные вопросы. Вот здесь что хотелось бы сказать? У Фуделя есть такое замечательное определение Церкви как пространства, где преодолевается одиночество. Так вот, мне кажется, что если в церковном пространстве мы не встречаем определенного градуса теплоты, открытости, очевидного стремления к выполнению евангельских заповедей, – то имеем дело с системой. Системой, которая обслуживает людей церковных, верующих, с определенными ценностями, ритмом и укладом жизни. Но никто не должен отождествлять саму систему с церковью как Телом Христовым.

http://pravmir.ru/pravoslavie-light-byit...

Симеон Новый Богослов , возлюбивший мудрость сию, говорил: И сердце вновь уязвлено любовью, И не могу я на Тебя смотреть, Но не смотреть мне тоже невозможно... Ведь неприступна красота Твоя, Прекрасен облик, слава несказанна. Кто из людей мог созерцать Тебя? Кто мог когда-либо увидеть Бога?.. Однако вижу я Тебя, как солнце, Тебя я созерцаю, как звезду, Тебя ношу я в сердце непрестанно, Как дорогой сияющий алмаз, Смотрю я на Тебя, как на светильник, Горящий ярко в глубине сосуда. Отсюда и православное опытное богословие, которое не есть «мыслительная аналогия», всегда свойственная одним рационалистам, чья мудрость не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская 631 . Отсюда потоки Духа, исходящие из преобразившегося сердца обоженных; отсюда истинное понимание Священных Писаний; отсюда твердое руководство верных; отсюда дар исцеления; отсюда святые, страждущие «немыслимо Божественного», как говорил святой Григорий Палама . Отсюда «высшее желание», которое «есть благодать богословия», как говорит святой Диадох Фотики йский . Истинно, «вершина чистоты, дело богословия», по святому Лествичнику, «есть знание и о Боге и о Его догматах, учение, которое мы называем богословием», по святому Григорию, пастырю Солунскому и богослову. Одним словом, поклонники мудрости Божией возлюбили мудрость о Боге, которая через Божественную любовь возносит их к высотам созерцания. Благодать и энергия богословия возрастает у достойных, и так силою Духа и через таинства Церкви достигается попечение о душах человеческих. Многие поклонники Духа и истинные богословы прославились в лоне Церкви. Они стали близкими и друзьями Бога и воспитали многих друзей Его, среди них и блаженный иеромонах отец наш Софроний, исихаст и богослов. Он жил целомудренной жизнью на Святой Горе, хотя был родом из царской России. Он прославился во Христе как гигант духа наших дней. В подвиге и безмолвии, в глубоком покаянии и ненасытной молитве, на высоте православного богословия старец воистину жил в Духе путь Господень, т. е. неистощимого истощания Его до нисхождения во ад, а затем пережил в своем смертном теле воскресение и Божественное вознесение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010