Вернуться 96 Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII bb.) – игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Вернуться 97 Прево-Парадоль Люсьен Анатоль (1829–1870) – французский журналист, член Французской академии. Вернуться 98 Эвдемонизм – (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Вернуться 99 Кельсиев Василий Иванович (1835–1872) – российский революционер, журналист и переводчик. Эмигрант, сподвижник А. И. Герцена, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, этнограф, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). В 1867 г. отошел от политической деятельности, вернулся в Россию, получил прощение и права гражданства. Вернуться 101 Адамант – алмаз, бриллиант; в переносном значении употреблялось о человеке, твердом в своих убеждениях. Вернуться 102 Камилавка – головной убор монахов и священников в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Вернуться 103 См.: «Письма с Афона о современных подвижниках афонских». Соч. Пантелеймона, монаха. Киев, 1871. Вернуться 104 Жорж Санд – псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен (в замужестве Дюдеван, 1804–1876). С именем Жорж Санд в середине 19 века были тесно связаны представления о женской эмансипации. Вернуться 105 Имеется в виду роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) (утопический «четвертый сон» Веры Павловны). Вернуться 106 Меттерних Клеменс Лотар Венцель (1773–1859) – князь, австрийский государственный деятель, дипломат. Вернуться 108 Разве может приличный человек иметь такой дурной вкус – по-мещански ревновать свою законную жену? Вернуться 110 Имеется в виду роман «Histoire de Sibylle» (1862). Перевод на русский язык: «История Сивиллы. Роман» (СПб, 1862). Вернуться 111 Вероятно, имеется в виду Франциск II (Франческо II) (1836–1894), последний король Обеих Сицилий в 1859–1861, представитель династии Бурбонов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

67 В XIII в. Палестина была местом ожесточённых сражений между крестоносцами, хорезмскими тюрками, другими мусульманскими правителями Востока и монголами. Будущий святитель посетил Святую Землю в середине XIII в. и мог воочию наблюдать бедственное положение православных христиан, которые хотя и составляли большинство, были лишены всякой политической силы и зачастую становились жертвами в чужих войнах. Например, в 1244 г. хорезмские тюрки отвоевали Иерусалим у крестоносцев и перебили почти всё христианское население города. 68 В Синаксаре, входящем с состав службы св. Афанасию, повествуется также, что будущий патриарх пробыл два года на Синае; См.: Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов. С. V. Одно из неизданных писем патриарха указывает на его знакомство с монастырём Святой Екатерины на Синае и его собором, построенным императором Юстинианом; См.: Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople. P. 7. 69 Латрос (Λτρος) – крупный монашеский центр VII–XIV вв. на Юго-Западе Малой Азии (историческая область Кария, совр. Бешпармак, Турция). См.: Попов И. Н. Латрос//ПЭ. 2015. Т. 40. С. 170–174. 70 Остров Самос был родиной Эпикура, основоположника эпикурейской философии, которая обычно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям. 71 Сибариты, жители города Сибарис в Южной Италии, слыли в древности образцом роскоши и изнеженности. 72 Согласно известному словарю Исихия (Гезихия), «соловьиный (ηδνιος): о сне – как о кратчайшем, о печали – как о крепчайшей» (Hesychius Alexandrinus. Lexicon α.1502). 73 δμας – твёрдый сплав, древний вид стали (См.: A Patristic Greek Lexicon. P. 29). Более позднее значение этого слова – алмаз. 74 μφασις – одно из значений: «духовное представление, глубокое понимание смысла» (См.: A Patristic Greek Lexicon. P. 457). 76 Γλσσα λισθος νθρποις μ λγ κυβερνωμνη – изречение, встречающееся у свт. Григория Богослова , прп. Иоанна Дамаскина и других авторов. См., например: Gregorius Nazianzenus. Oratio 3, 7//PG. 35. Col. 524B:2–3 (γλσσα γρ λισθος νθρποις μ λγ κυβερνωμνη). Joannes Damascenus [spuria]. Sacra parallela III, 15//PG. 94. Col. 1345C:1–2 (λισθος νθρποις γλσσα, μ λγ κυβερνωμνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для каждого из нас тот фрагмент истории спасения, в котором мы – участники, завершится в момент нашей физической смерти. Смерть каждого – это завершение нашей земной истории; и мы не знаем, в какой мере после смерти мы можем участвовать в космической борьбе добра со злом. От нас сокрыто, в каком диалоге с Богом мы сможем быть, мы лишь знаем, что праведники будут в общении с Господом, но для нас совершенно очевидны наши задачи на тот промежуток исторического времени, когда мы становимся соучастниками истории спасения. Вознесение – это праздник, переносящий наш взор с сиюминутного в вечное. У события Вознесения – величайшее эсхатологическое измерение. Через него прозревается будущее, сокрытое для нас во мраке, и праздник Вознесения должен обострить понимание каждым из нас того, что, пока мы в теле, пока мы здесь, на земле, мы вместе со Христом участвуем в Его борьбе со злом. Мы участвуем в таинстве спасения самих себя и всего человеческого рода. Что же может сравниться с этой стратегической задачей? Никакая другая цель и никакая другая задача. А это значит, что жизнь человека по вере, с которой мы начали сегодняшнюю беседу, по той самой вере, которая является движущей силой строительства храмов и обновления жизни нашего народа, помогает человеку достигать самых возвышенных и подлинных целей и, душу свою спасая для вечности, преображать земную жизнь. И да поможет нам Господь именно так жить, трудиться, бороться, любить, преодолевать скорби, созидать и творить, не теряя присутствия духа, и помнить: все, что мы делаем в отведенный для нас период истории спасения, имеет значение не только лично для нас и не только для нашей жизни, но и для вечности. Из проповеди после Литургии в Вознесенском соборе г. Ульяновска 21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня Мы не разделяем народ Украины На каждой Божественной Литургии мы молимся об Украине. Мы не разделяем народ Украины. Б о льшая часть народа Украины – это наша паства, это православные верующие люди, которые свидетельствуют о Христе со времен Крещения в днепровских водах. Украинская Православная Церковь – это драгоценный алмаз в короне всех Божиих Церквей, существовавших и существующих, потому что с историей Церкви нашей на берегах Днепра связано рождение православной русской цивилизации. Той самой цивилизации, которая выдержала самые тяжелые испытания, особенно в течение ХХ века, – испытания агрессивным безбожием и страшными, угрожавшими самому существованию нашего народа опасностями, которые пришли к нам из-за рубежа.

http://pravoslavie.ru/79530.html

– А вы не считаете, мать Евдокия, что Леонардо послан мне в виде искушения на пути к монашеству? – Господи, ну какая же вы фантазерка, Саня! Ведь он же не на голову вам свалился, не напал из-за угла, как партизан! Он ведь с вами с самого начала вашего пути. Да и взгляните вы на своего Леонардо повнимательней – он же чист и тверд как алмаз. Вот ваша бабушка – та давно это поняла. Да если хотите знать, вас с вашим Леонардо и ваша бабушка, и матушка, и все сестры наши уже давно считают женихом и невестой, еще с той поры, как он вас искал по всему свету. Искушение… Это вы у нас искушение, солнышко вы наше неуемное! Я помолчала. Подумала. А потом сказала решительно: – Мать Евдокия. Дайте мобиль, а то пешком пойду. – От вас чего-нибудь такого только и жди, – она, вздыхая, выдвинула ящик стола и достала из него электронный ключ от мобиля и еще один большой железный ключ – от семи дверей. – Берите и езжайте спокойно, матушка благословила. Вот и ключ от ворот велела вам передать. – Сама матушка? – Вы же знаете, как матушка детей любит… Когда я выехала за последние, седьмые, железные двери, я увидела стоящий за ними джип, а возле него сидящего на камне Леонардо. – Мио Леонардо! Ты что тут делаешь? – Тебя жду, кара Сандра. Подвенечное платье шила мне Лара. Венчал нас отец Александр. Санкт-Петербург. Ириновка – Мюнхен 2001 г. Придет время, когда люди станут безумны, и если встретится им кто-нибудь кто не безумен, они обратятся к нему, говоря: «Ты бредишь»! И все потому, что он не похож на них. Апофтегмы отцов – пустынников Авва Антоний Примечания «Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом» (из определения Голландского законодательства; закон подписан, рассмотрен принят в ноябре 2000 г. парламентом Голландии; на эвтаназию имеет право каждый гражданин Голландии с 16 лет). Русская Православная Церковь на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2001г. заявила: Церковь «… не может признать нравственно приемлемым распространение ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии – то есть намеренною умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). «… Эвтаназия является формой убийства или самоубийства».

http://azbyka.ru/fiction/put-kassandry-i...

Являясь представителем здесь, на Дальнем Востоке, Святейшего Патриарха Алексия Московского и Всея Руси, я обращаюсь ко всем, кто только может чем-либо помочь, оказать нам возможное содействие и помощь в получении для постройки этого памятника всевозможных строительных материалов: леса, кирпича, камня, стекла, железа и т. п. Осуществление постройки такого памятника-собора возложено нами на протоиерея М. Коровина, которому просим оказывать необходимую нам помощь. Я лично, при первой создавшейся возможности, постараюсь прибыть в город Дальний, где буду счастлив засвидетельствовать перед соответствующими инстанциями свое искреннее уважение и глубокую благодарность и приму на себя долг проследить за проведением в жизнь намеченного плана постройки достойного памятника немеркнущей славы нашей воистину великой, дорогой и горячо любимой Отчизны. Создание такого памятника особенно ценно для нас, которые на себе испытали влияние языческой Японии, стремившейся поработить всю Восточную Азию, называя ее своим домом, и этот дом, основываемый штыками японского империализма, ныне рассыпался в прах под молниеносным, грозным натиском доблестных сынов нашей Отчизны. Надеясь, что высокая цель увековечения памяти небывалых побед Российского оружия найдет достойный отклик в сердцах всех верных и любящих сынов нашей Родины, мы молим Всевышнего даровать нам радость достичь и достойно осуществить намеченную цель. Слово о Святителе Николае, Мирликийском Чудотворце 504 Пред нашими духовными очами из дали прошлого, конца III века предносится дивный образ Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, в честь коего весенний праздник 22-го мая. Чистая светлая душа Святителя Николая словно алмаз переливается дивными лучами блеска и красоты всех добродетелей. И не знаешь, на какой добродетели остановиться, которую созерцать и которую прославлять. Услаждать ли свой взор тихим светом великой христианской любви и незлобивой кротости Святителя или же восхищаться огнем его непоколебимой пламенной веры. Но пусть лучше Святитель Николай, богатый добродетелями и милостями, внимающий всегда просьбам обращающихся к нему с мольбой, пусть сам он раскроет неисчерпаемый источник благодатных даров и отзовется на все сложные и скорбные запросы людей. Вот припадают с мольбой пред добрым ликом Святителя Николая горько плачущие люди – это потрясенные тяжкой болезнью своих любимых родных, они просят помощи и благодатного участия в исцелении болящих, о возвращении угасающей их жизни. И добрый пастырь – молитвенный ходатай пред Богом – являет свою благодатную силу врачевания душ и телес человеческих, отвечая на силу веры и молитвы обращающихся к нему с мольбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Пурпурные одежды носили только императоры и члены императорской семьи. Византийский император Константин получил прозвище " Порфирогенет " ( " Багрянородный " ), потому что он был рожден в царских (порфирных) палатах и был наследным императором, а не узурпатором, как это нередко бывало в истории Византии. Богородица, как Царица Небесная, также облачается в пурпур. Колористическая основа пурпура - красный с небольшим добавлением синего, семантически это кровь, природа, в которую добавлена частичка небесного, то, что называется " голубая кровь " . Именно в это время распространились иконы, включающие от четырех до нескольких десятков богородичных образов в одной иконе. Такая икона, например, почитается в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Смысл таких икон - прославление богородицы через различные Ее явления миру. Такая икона напоминает ограненный алмаз, где число граней увеличивается и он начинает играть все большим количеством цветов радуги, преломленного в нем света. Но, как известно, число граней даже в алмазной огранке имеет свой предел, так и здесь - за слишком большой дробностью и мелкостью изображений начинает теряться общий охват образа Богородицы. Тем не менее, эти иконы ценны и интересны как своего рода иконографические энциклопедии. Живопись исихазмаУчение о Фаворском Свете и иконография И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещает вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 1 Ин. 1.5 Свет - одно из ключевых понятий христианского благовестия и образ, данный в Евангелии для постижения Бога. " Я - свет миру " (Ин. 8.12) - говорит о себе Христос. Поэтому Никео-Цареградский Символ веры исповедует Христа как " Света от Света, Бога истинного от Бога истинного " . Бог приходит в мир как свет: " Свет во тьме светит и тьма не объяла его " (Ин. 1.5). Православное богословие строит свое учение о Боге как о свете, действующем в этом мире, через который мир спасется, просвещается и преображается. " Вы - свет мира " (Мф. 5.14) - говорит Христос своим ученикам и на этом строится православная аскетика.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

и вновь отказалась принять новый стиль, не взирая на властное принуждение пленившей её богоборческой большевистской власти, твёрдо храня священное церковное Предание и свой Православный календарь. 12. Соборные постановления Российских и зарубежных архиереев. Четыре Собора Православных архипастырей заграничной Российской Церкви, бывшие в 1923, 1924, 1926 и 1931 гг., постановили отвергнуть новый стиль, так как восточными патриархами в 1583 и 1756 гг. на новый стиль наложены клятвы, тяготеющие на нём доселе, ибо никаким Собором они не сняты и не разрешены. («Церковные Ведомости» этих годов). 13. Пекинский митрополит Иннокентий († 1931 г.). «Не следует смущаться, что верных заветам Святой Церкви осталось не много. Да не смущается сердце ваше и не устрашается! Истинных почитателей Господа во все времена было не много. Самого Господа оставили даже истинные Его ученики: и Сам Он предсказал, что в последния времена иссякнет любовь, и люди будут враждовать не только друг на друга, но и на Самаго Бога. Истина никогда не имела многочисленных последователей, которые всегда были и будут гонимы. Не слава и не богатство ожидает их в здешнем мире, а крестный путь. Только этим путём они и могут достигнуть Царства Божия. Этому поучает нас и сама природа: нужно разрыть целые горы, чтобы найти один алмаз. Кто верит в Бога, тому нечего боятся сынов мира сего. Если Христос в нас, то кто против нас! С Ним дано нам победить мир» (из личного письма). «Мы со спокойной совестью можем держаться нашего Православного календаря и Пасхалии, следуя им, мы никогда не будем праздновать Пасху раньше иудеев или вместе с ними и не будем повинны в нарушении священных канонов. Твёрдо будем помнить, что нас заставляют держаться Православного календаря именно те же причины, которыя побудили св. Апостолов и Отцов Антиохийского Собора сделать постановление о праздновании Пасхи, ибо если мы последуем календарю григорианскому, то нам придётся часто праздновать нашу Пасху до Пасхи иудейской, а подчас и в один с иудеями и их отродьем – масонами – день, отчего да сохранит нас Господь! Да не подумает кто, будто мы связуемся ради времён, месяцев и дней, и терпим лишения и гонения ради полнолуний и равноденствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

   Только Божественное Евангелие неизмеримо превосходит всякое земное знание и все, что бы ни придумывал человеческий ум от начала существования мира. Какие критерии человеческой философии могут объяснить, что необыкновенный Человек Евангелия, Иисус Христос, есть на самом деле безначальный Бог и Творец всего мира, Который открылся древле Моисею через «A3 ЕСМЬ» (Исх. 3:14)? Какой думающий человек, будь то из наших современников, или из прошлого, мог бы связать «частичное откровение» с благодатьюи уверился бы, что Тот, Который «рече, и быша, ...повеле и создашася» (Пс. 32:9), от начала сущее Слово, через Которое все начало быть «и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), Тот, Который явился первым Словом в начале всемирного существования небесных и земных, видимых и невидимых, — именно Он как смиренный человек был распят между двух разбойников. Трудно поверить «юродству проповеди» (1 Кор. 1:21). А мы веруем в «Иисуса Христа распятого» (1 Кор. 1:23). Одни видят в этом «соблазн», другие — «безумие» (1 Кор. 1:23), но никто из сих никогда не достигнет очищения и обожения, не войдет внутрь брачного чертога. Никто из сих не вкусит вечери нового рождения. Только для верующих факт крестной смерти Иисуса есть «живое свидетельство» Его Божества, только для младенцев и смиренных сердцем, для тех, кто верует и в свое обожение, для тех, кто с верой и простотой принял «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Так, апостол Павел говорит: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).    В трудностях, сталкиваясь с которыми мы, конечно, малодушествуем, нас утешает Господь, Который говорит: «мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).    Итак, поскольку Он победил мир ради нас, это означает» что и мы станем победителями и превзойдем все прочие творения. Он дал нам образец и пример, и силу через благодать покаяния, которое разрушает закон греха. Господь передал нам Свою благодать и власть: «Отче, слова, которые Ты дал Мне, ...и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:8, 22). И не прекращает даяния Своего даже до сего дня. Это Отеческое наследие проходит в глубины каждого сердца и потрясает его, будь оно даже твердым, как алмаз. «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

138. Верный послушник Матери Божией В наше скудное верою и духом время как отрадно сознавать, что еще не совсем погас светоч духовной жизни на Руси, что еще не иссяк источник воды живой, текущей в жизнь вечную, в душах православных, что кое-где, – увы, как редко! – есть люди, духом живущие, Богу работающие, люди, в коих светится огонек благодатной жизни, искрится вера, как алмаз чистая и твердая, и они напоминают нам, что человек не есть животное, а есть носитель образа Божия, предназначенный к богоподобию, к жизни в Боге и с Богом в вечности. Когда встречаешь таких людей на жизненном пути, то невольно как-то исторгается из сердца вздох благодарности к Богу, что не укрылись от тебя сии Божии трудники, что ты не только был их современником, но отчасти и собеседником, слышал от них много поучительного, хотя по лености своей, слышал не во спасение души, а в суд себе и осуждение. И скорбью сжи­мается сердце, что вот – сии рабы Божии совершили уже свой жизненный путь и ушли в путь всея земли, в отечество небесное, самым отшествием своим поучая нас, своих ленивых современников, искать единого на потребу. Одного из таких смиренных светочей монашества Матерь Божия воззвала к Себе накануне Своего великого праздника – Успения, яко верного Своего послушника, всю жизнь свою Ей посвятившего, ради Ее земного жребия – святой горы Афонской – Отечество свое оставльшего, но, по Ее же указанию, за святое послушание, в иной Ее жребий, к пределам древ­ней Иверии, посланного, чтобы там, у подножия Кавказских гор, омываемого волнами моря Эвксинского, создать Новый Афон – пречудную обитель, в ответ миру на его многопытли­вый вопрос: на что монастыри? – и во славу Церкви Православной. Кто из русских иноков, внимающих судьбам русского иночества, не слышал имени отца Иерона как строителя новой обители – дщери старого Афона? Но и иноки не все знают, какой крепкий адамант деятельной веры был этот старец Божий. Теперь, когда он ушел к Богу, можно нечто поведать во славу Божию, не смущая его смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

( < < back) область в юго-западной Сирии, расположенная на берегу реки Оронта. ( < < back) вообще иноплеменник, иностранец. ( < < back) Моисей, Аарон и Ор  — замечательнейшие мужи-израильтяне. Моисей — вождь и законодатель народа еврейского; Аарон — первосвященник; Ор — помощник и сподвижник Моисея, управлявший народом израильским в отсутствие Моисея. ( < < back) < >< back) > Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии Александрия  — знаменитый город, основанный Александром Македонским в IV веке до Рождества Христова на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия после Рима была первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства — рассадником христианского просвещения. Христианство было принесено сюда, по преданию, святым Евангелистом Марком около 60 года. Рим  — главный город римского государства — лежит в средней части Италии, по обеим сторонам реки Тибра, при впадении его в море. В Риме скончались мученически при Нероне святые Апостолы Петр и Павел. Афина (также — Паллада или Минерва) — греческая богиня, дочь верховного бога Зевса, родившаяся без матери из его головы. Афина у греков была вообще олицетворенным разумом Зевса: разум и сила — главные черты этой богини. Сохранительница города — Афина поощряет всё, что содействует благосостоянию граждан, земледелие и ремесла; её ум изобрёл многие полезные вещи; она занимается и учит всякому женскому ремеслу; она — богиня всех художеств и ремесел, всякой мудрости и науки. Она блюдет за применением права и закона, за судами и народными собраниями. В то же время она — богиня войны, и изображалась иногда в военных доспехах. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившимся твердостью своей веры и характера. Крон или Кронос (или Хронос, — время) — бог времени, сын Урана (небо); он пожирал собственных детей, но супруга его Рея спасла Зевса и спрятала его в камышах острова Делоса, где он был вскормлен козою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010