В том, что гордое девичье сердце Без Тебя я хотел покорить: Ни романс не помог мне, ни скерцо - Прежде всех надо Бога любить! ………………………………………………………………… Ни о чём я теперь не жалею, Одиночества червь не грызёт, Помолюсь о тебе, как умею, Не совсем, слышал, с мужем везёт. ………………………………………………………………… Сколько лет уж прошло, не упомню, Но однажды в обитель мою Принесли в дар большую икону, Божьей Матери, “Ктиторскую”. На челе ярко переливался Всеми гранями звёздный алмаз, На иконе он как оказался? Краткий будет об этом рассказ: Не сложилась семья у Татьяны, Был безбожником, пьяницей муж, Сильно ныли греховные раны, Говорить-то об этом – что уж… Помер. Таня вдовой пребывала, Ни детей и ни веры в груди, Сердце хладное тоже не знало, Что же будет теперь впереди? …………………………………………………………………………………………… Днём февральским услышала голос От иконы, что в доме была, Испугалась, аж вздыбился волос, И куда-то в туман поплыла. Как во сне видит Деву Святую, У ног – перстень, но где же алмаз? Продавали за цену большую, Выкупали не два и не раз. А потом и совсем потеряли И про перстень забыли давно, Всю квартиру тогда обыскали, Но кольца не увидел никто. Одинокая слышит вдовица: — Не пугайся, с колен поднимись! Не умеешь, бедняжка, молиться?… И Татьяна глянула ввысь. Как всегда, без лампады икона, Не в углу, а на стенке висит, Только вся она светлого тона, На челе – яркий камень горит! Перепугано смотрит бедняга, Узнаёт тот алмаз, что в перстне Был когда-то…не сделать ни шага, Перстень – рядом, и всё, как во сне. Слышит снова: – Мою же икону Отнеси ( имя рек ) в монастырь. …Лепестки давней памяти тронул… Что ж, открою Святую Псалтирь… 20 апреля 2002 г. Санкт-Петербург Имениннику Хоть под луной ничто не ново, И всё уж сказано давно, Позвольте всё же мне два слова Сказать: что всё- таки – красно? Красно нам вкупе собираться, Красно соборно послужить, Христолюбивым оставаться И брата, как себя, любить… Всё это мы, конечно, знаем, Но именинник тоста ждёт: Отец Виктор, Вас поздравляем, Хор многолетие споёт.

http://azbyka.ru/fiction/stikhotvorenija...

Мейендорф пишет: “Этих последних (неоплатоников А.Р.), особенно Прокла, Дионисий цитирует и пересказывает целыми абзацами” (стр.73). Во-первых, выставляя такое серьезное обвинение против святого Дионисия, Мейендорф должен был процитировать эти поразительные совпадения, однако, он предпочитает не делать этого, а ограничиваться голыми заявлениями. Затем, каких еще неоплатоников подразумевает Мейендорф, творения которых являются источниками для святого Дионисия, точнее, интеллектуальный труд которых, по мнению Мейендорфа , украл неизвестный плагиатор? Кого он подразумевает: Плотина, Порфирия, Ямвлиха или других? Если это так, то протопресвитер Иоанн совершил открытие, неизвестное в археографии. Почему же он не опубликовал эти материалы, а только заявил о них? Потому что таких материалов не существует, – это выдумка почтенного автора. Что касается одного места, сходного с Проклом, то еще спорный вопрос, кто у кого заимствовал: Прокл у Дионисия или Дионисий у Прокла. В Институте Рукописей Грузии имеется перевод святого Дионисия на грузинский язык, где рукой переводчика или переписчика приписано, что произведения святого Дионисия хранились в узком кругу древних философов, то есть косвенно указывает на заимствования Прокла у Дионисия. Есть еще одно свидетельство: язык Дионисия глубок, но сложен и тяжеловесен; это язык интеллектуальных созерцаний. Язык Прокла более отшлифован, ясен и точен, если можно так сказать, рафинирован. В философском и филологическом аспектах творение первого похоже на алмаз, второго – на отшлифованный бриллиант. Что прежде существовал: алмаз или бриллиант? Заявление Мейендорфа является волюнтаристическим утрированием, рассчитанным на доверчивость читателей. Затем, касаясь гипотезы об авторстве Петра Ивера, Мейендорф пишет: “Это предположение подтверждается сходством некоторых деталей биографии Петра с известными нам фактами жизни псевдо – Дионисия” (стр. 273). Мейендорф то заявляет, что псевдо – Дионисий не существовал, то говорит о некоторых деталях его биографии, то есть легенды, которые якобы совпали с биографией Петра Ивера. Разумеется, ни одного из таких совпадений ни он, ни другие критики не могут привести – их просто не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Огранка алмазов Представим себе ситуацию: мальчик обладает великолепным голосом. Допустим, он поет в церковном хоре, что часто и бывало в истории. Просто маленький мальчик с прекрасным голосом. Петь в церкви его заставляет отчасти религиозность семейного уклада, отчасти - бедность. (За пение в хоре кое-что платят) И вот в один прекрасный день на воскресной мессе нежданно-негаданно оказывается музыкальный продюсер. Он восхищен услышанным. Он хочет немедленно видеть мальчика, а еще – его родителей и настоятеля собора. «Этот ребенок – гений. Я сделаю из него великого артиста. Ваша семья будет купаться в деньгах. Его, а вместе с ним и вас, ждет всемирная известность. Я забираю его сегодня же. Текст контракта уже составляет мой секретарь» И так далее, и так далее. Ребенок растерян, испуган. Он боится уезжать из дома. Родители тоже боятся его отпускать, но незнакомец так настойчив. Его слова так убедительны и соблазнительны. В конце концов контракт подписывается, жалкое бельишко укладывается в чемодан, раздаются в свою очередь строгие напутствия, всхлипывания матери, благословения патера, звуки поцелуев. Перед еще одной звездой открываются двери в соблазнительный и безучастный мир, готовый переварить бесчисленное количество сенсаций и новинок, забывая о них уже на следующее утро. Продюсер нашел алмаз, но алмаз требует огранки. Мальчик, скорее всего, знаком только с азами нотной грамоты. Его ждут серьезные занятия. Как бы ни был хорош голос, его нужно ставить, нужны уроки сольфеджио, нужно серьезное знакомство с кучей музыкальных дисциплин, большинство из которых мы даже по имени не знаем. Если просто по-быстрому «срубить» на юном даровании денег, то на долгую перспективу работать не получится. Кроме того мальчика ждет возрастная ломка голоса. Этот период надо терпеливо переждать, если в планы входит не только быстрая слава, но и долгосрочная перспектива концертной деятельности. Примеров подлинного благородства в таких ситуациях в истории гораздо меньше, чем примеров варварской эксплуатации юных талантов, с последующим выбрасыванием отработанного гения на свалку.

http://pravoslavie.ru/51331.html

Многоценная жемчужина. Многогранный алмаз. Благоуханный цвет афонского жительства. Он признан одной из наиболее ярких фигур современного афонского монашества . Еще опишут и оценят по достоинству его богословское наследие, его церковное служение, его вклад в совершение внешней миссии, его подвиги ради Церкви и Православия, его участие в делах афонского монашества. Также многие отметят, и справедливо, что он был настоящим духовным отцом, опытным целителем, ибо упокоевал под своей епитрахилью не только многочисленное братство Григориата, но и немало женских монастырей, для которых был духовным отцом, а также массу мирских людей, с доверием прибегавших к его большому и любящему сердцу. Все с почтением встанут перед этой личностью всеправославного масштаба – архимандритом Георгием. Отец Георгий, о котором я узнал от старца Агафоника в школьные годы, и впоследствии имел с ним общение будучи диаконом, пресвитером и епископом Церкви Христовой, имел среди прочих одну редкую добродетель. И ей я хочу принести несколько своих безыскусных слов, уподобив их немногим цветам, которые возложу на свежую могилу, в которой упокоилось досточтимое тело Геронды, в монастыре Григориат. Игумена Георгия украшала добродетель благородства. И когда он соглашался со своим собеседником, он вел себя благородно. И когда он не соглашался с ним, то все равно был благороден. И если он принимал кого-либо в своем монастыре, в совершенно особой, свойственной только ему манере, это опять-таки было самим воплощением благородства. Причем присущее ему и выходившее из его души благородство было не просто хорошими манерами, результатом классического воспитания или аристократического происхождения. Оно не имело таких форм и правил, как в светской жизни. Но являлось плодом Святого Духа , внутренним состоянием, которое создавало присутствие Духа-Утешителя, «обитавшего в пространстве его души». Геронда знал, наученный Отцами Церкви, что христианин, тем более монах, а еще больше духовный отец должен выказывать, по выражению Василия Великого, «обходительность в разговорах и во всем». Он имел в виду призыв святого Исаака Сирина: «Сей обычай да будет у тебя всегда: обходительность и почтение ко всем». И этого отец Георгий держался до последнего дыхания своей жизни.

http://pravoslavie.ru/71759.html

...думной диак Алмаз Иванов... – Иванов Алмаз Ерофей (Иванович) – торговый человек Гостиной сотни в 1627 г.; в 1638 – 1639 гг. – таможенный и кабацкий голова на Двине; в 1639 – 1645 гг. – дьяк Казенного двора; в 1646 – 1667 гг. – дьяк Посольского приказа; в 1650 – 1652 гг. был полномочным послом в Швеции и Польше; в 1653 г. пожалован в думные дьяки; с 1654 г. работал в Печатном и Монастырском приказах; в 1667 – 1668 гг. пожалован в печатники; в 1666 г. ведал Новгородскую четь; умер 27 апреля 1669 г. – Богоявленский 1946, 256; Веселовский 1975, 203. Да как ты, великий государь царь, был на освящении святыя церкви в Воскресенском монастыре... – Деревянная церковь во имя Воскресения Христова была освящена в Воскресенском монастыре 17 июня 1657 г., на освящении присутствовал царь с синклитом. Эта версия восходит к «Известию» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (Шушерин 1997, 53) и изложена в стихотворной «летописи» Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Никанора (Авдеев 2003, 202 – 203). По освящении царь и патриарх обошли весь монастырь и поднялись на гору Елеонскую, здесь царь нарек имя месту сему – Новый Иерусалим, что подтвердил письменно. Письмо царя Никон вложил в особый ковчежец и положил под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения или в камень при закладке и освящении места будущего собора – Лебедев 1995, 316; Зеленская 2002, 102 – 103. Таким образом летом началось приготовление к закладке Воскресенского собора – Тихомиров 1979, 296. ...разсмотрят словеса на суде. – Ср.: Мф. 12:36 . ...а мне смерть – покой, по писанному. – Ср.: Иов 3:23 . Мне убо еже жити – Христос, а умрети – приобретение есть – Флп, 1:21. а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест с буквами над перекладиной и под перекладиной NI/KA. На обороте первого листа (л. 260 об.) основным почерком помета об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу; почерком, отличным от основного, сделана помета о получении челобитной 172 (1663) ноября в де[нь]. Имеется вдавленное место от круглой печати черного цвета. Б В ркп. слово написано между строк рукой патриарха Никона . В-Г В ркп. слова написаны между строк рукой патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сколько таких примеров заступления Царицы небесной – и в нашем отечестве, и во всем мире христианском, православном! Очевидным свидетельством тому служит множество святых икон Богоматери, ознаменованных благодатию чудотворений, – безчисленное множество воздвигнутых в честь Ее храмов Божиих. Значит, нетолько отдельные лица, но и города и селения,, и целые народы и царства – по справедливости могут повторять молитвенный вопль: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, пречистая Дево! Ты нам помози! На Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся. Итак, возлюбленные, и собственными опытами жизни, и многочислен-нейшими опытами других, больше нас живших на свете и более испытавших, да и всего нашего благоверного и христолюбивого отечества и всего христианского мира – вразумимся не в урочные только минуты, и не в особенных только обстоятельствах, но непрестанно и неослабно искать помощи и заступления у пречистой Девы. А чтобы наша надежда на Нее не посрамила нас, употребим все наши усилия к тому, чтобы на самом деле быть усердными Ее рабами, стараясь в духе истинного смирения, кротости, терпения и страха Божия, с любовию исполнять во всем святую волю возлюбленного Сына Ее и Бога, сладчайшего нашего Искупителя; источает бо нам неоскудныя милости пречистая Богородица, предваряет на помощ, и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящыяся рабы своя. 2 Аминь. Черты добрых воспитанниц учебных заведений, состоящих под августейшим покровительством 3 Светло явися житие твое, зарями облиста, о Магдалина, добродетельних деяний, Божественнаго проповедования, еже к Божию мановению, лучами яже к Зиждителю любве, Емуже поеши со Ангелы. (Песнь св. Церкви). Видителе ли, какой это блестящий алмаз в венце небесного Царя Христа празднуемая нами честная Магдалина Мария, – духовный алмаз, озаряющий сиянием своим и сродные тому же небесному Свету души христолюбивые! Присмотримся к сему, хотя несколько, ради нынешнего праздника и предстоящего собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И те, государь, иконы, и книги, и сосуды серебряные, и пушки, и котлы, и чаши, и медные и оловянные блюда, и слюду, и ружье, и часы, и иную рухлядь и платье столник и воевода князь Володимер Волконской да дьяк Алмаз Чистого написали в книги, а Ивану, государь, Мещеринову, до указу великого государя, велели быть за караулом; а людей его Ивановых: Корнилка Хохлика, Ивашка Казака, Савку Корнилова, Гришку Холопищева, Карпушку Алексеева, Фомку Костентинова, Савостьку Яковлева, велели посадить в тюрьму. А иконы, государь, и книги, и деньги, и серебряные суды, и часы у него, Ивана, выняли порознь в сундуках и в скрынях, где его Иваново платье; и то, государь, его Иваново платье по тому ж переписав в книги, велели запечатать до указу великого государя. И те, государь, переписные книги к великому государю за приписью дьяка Алмаза Чистого с отпискою посланы к Москве, а велели подать в Новгородцком Приказе дьяком: думному Илариону Иванову, Василью Бобинину, Емельяну Украинцову, Любиму Домнину; а монастырских, государь, описных книг церковному украшению, и утвари, и ризнице, и книгохранительнице, и денежной казне, и оружейной, и платьяной, и чеботной полатам, и наряду и свинцу к великому государю столник и воевода князь Володимер Волконской и дьяк Алмаз Чистого послать не успели, потому что Иван Мещеринов августа з 23-го числа к описи монастырской казны не пошол. А как, государь, монастырь опишем: и к тебе, государю, великому архиерею, во всем вперед писать будем. 169 . Дело воеводы Ивана Мещеринова о противозаконных его действиях при взятии Соловецкаго монастыря 1089 Государю Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом холоп твой Ивашко Мещеринов. Царь Государь, смилуйся! У подлинной челобитной, каковц подавал отец Ивана Мещеринова Великому Государю в верху и боярем, Великий Государь указал и бояре приговорили подписать на подлинной челобитной думному дияку Василью Семенову: 184 году Августа в 31 день Государь пожаловал, и велел указ учинить думному дияку Лариону Иванову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8:35)? И еще: «известихся, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ни настоящая, ни грядущая, ниже силы, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем» (там же ст. 38—39). Также Петр был самым твердым алмазом, и врата ада не одолели его (Матф. гл. 16). Этот муж и Господь, стоящий на горе алмазной, имеет в Своей руке алмаз, который утрачивает всю твердость, если Бог не держит его в Своей руке и не ограждает Своею помощию, как говорит Господь в Евангелии: «никтоже может восхитити от руки Отца Моего» (Иоанн. 10, 29). И он настолько крепок, что говорится ему: «аще сквозе огнь пройдеши, огнь не опалит тебе» (Исаии 43, 2). Чем более он поражается испытаниями, тем более делается твердым, и при страданиях радуется о имени Спасителя. Ничто не может победить его; разлагающее действие оказывает на него одно только пламя смертоносной похоти. Ибо говорят, что крови козла и самому козлу наиболее свойственна воспламеняемость к похоти и одна только кровь его разлагает то, чего не может преодолеть огонь. Такого рода алмаз Господь помещает среди народа Своего, Израиля, и более не обходит его и не оставляет его без того, чтобы не были разрушены жертвенники, достойные смеха и поношения, и чтобы меч поразил и истребил все тайны еретиков и дом Иеровоама, который первый произвел разделение в народе Божием. Ам.7:10—13. И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю израильскому, сказал: Амос произвел возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль переселится пленным из земли своей. И сказал Амасия Амосу: провидец (qui vides)! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царства. LXX: И послал Амасия священников Вефильских к Иеровоаму, царю израильскому, сказать: Амос устраивает сборища против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Алеевы : Коверя [см. Коверя] Никитич и Василий Щербанов (Щеробанов? – С. В.), 1590 г., Мещера; позже Алеевы в Мещере и Касимове Али, Алей – мусульманское мужское имя Алекин Бессон [см. Безсон] Алексеевич, 1586 г., Новгород [Ср. Олекин] Алеук (Аляук), Алеуковы : Аляук, ключник кн. Ивана Борисовича Волоцкого, 1504 г.; в XIV в. Алеуковы в Звенигороде и Вязьме Ср. селение Алеуково в 7 км от Звенигорода Алеханов Яков, приказной пристав, 1633 г. [Ср. Олеханов] Алехно – западнорусская форма имен Алексей и Александр Алисовы : Иван Петрович Алисов, дворянин, 1649 г.; в XVI–XVII вв. Алисовы в Мценске Алмаз, Алмазовы : Ерофей Иванович Алмаз, из вологодских торговых людей, с 1653 г. думный дьяк и печатник царя Алексея (умер в 1669 г.); от него – Алмазовы Алтуфьев Замятня [см. Замятня] Никитич, 1596 г., Кострома [Ср. Олтуфьевы] Алтухов Кирилл Иванович, 1596 г., Тула и Солова [Ср. Олтухов] Алымовы : Иванец Облязов [см. Обляз], первая поло вина XVI в.; Добыча [см. Добыча] и Неудача [см. Не удача] Ивановичи, 1595–1597 гг., Рязань; позже Алымовы в Рязани, Алексине и Брянске; Алым Гладкий [см. Гладкий], крестьянин, 1627 г., Белев [см. Белогор] Ср. д. Алымово-Богородское у села Черкизова под Москвой, вторая половина XIV в. Алым – простак, разиня (Даль) Алюев Василий, крестьянин, 1571 г., Обонежье Алютин Истома [см. Истома], крестьянин, 1583 г., Владимир Алябьевы см. Олябей Аляс Григорий Яковлев и Треня Аляеев, крестьяне, 1612 г., Арзамас Аляук см. Алеук Аман см. Яман Аман – Будь здоров! Здравствуй! (восточн.) Амарина Ирина Гавриловна, 1535 г., Бежецк Аминь, Аминевы : в 1349 г. вел. кн. Симеон Гордый по слал в Орду своего киличея (гонца) Аминя, вероятно татарина 16 ; Иван Аминь и Алексей Обедня [см. Обедня] Юрьевичи Каменские [см. Каменский], середина XVI в.; Аминевы, XVI–XVII вв., Кострома [см. Бар сук, Руслан, Щипунов] Ср. село Аминево под Москвой Аминь – распространенное у татар имя; известно и греческое слово «аминь»; Амина – имя матери Магомета Амиревы : Василий, дьяк вел. кн. Василия III Ивановича, 1530 г.; Юрий Амирев, подьячий, дозорщик в Казанском уезде, 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И от тех своих речей отказаться вздумал, будто и не говорил, и, как в темных хоромах, затворил в скверном теле своем лукавую свою душу. А потом ведь, злодей, и еще лицемерие сотворил: будто бы расшумевшимся был и не помня что говорил; и у великого святителя и незлобивого учителя прощения испросил. Однако же хотя и прощения просил, но все же и впредь от злого своего нрава-обычая и злодейских замыслов не отказался. И ныне дышит и сипит, словно скорпион, и не переставая крамолы воздвигает, и все свое плотское бесовское сонмище возмущает, и всячески ему, государю, досаждает. И теснят – сами все видите – и мыслят со всеми своими пособниками, как бы его, государя, вконец погубить, чтобы без него все свои желания свершить и, как змеям, всех нас поглотить. А как я уже сказал, без него некому будет им, врагам, препятствовать и противостоять накрепко, как он, государь. Он же, великий столп и твердый алмаз, мужественный воин Христов, не имея ни тула, ни меча, ни шлема, ни копья, ни воинов вооруженных (ибо ему не положено то, не велено Создателем все это держать при себе), к тому же ни стен, крепко огражденных, лишь словом Божиим, как неким оружием, опоясался или, словно избранным воинством, ополчился и некими неприступными стенами оградился. «Не бойтесь, – сказал, – убивающих тело: души ведь коснуться не могут!» И воссылает он всегда от всего сердца к Богу и Пречистой его Матери свои молитвенные словеса о себе и обо всех нас, а более всего о святой и непорочной христианской нашей вере, чтобы православная христианская наша вера от тех врагов наших и губителей не погибла; и слезы из очей своих, словно речные стремнины, испускает перед образом Господа нашего Исуса Христа, и Пречистой его Матери, и прославленных в Русской земле великих чудотворцев, и всех святых, и надеется своими обильными слезами и молитвенными словесами, как острыми стрелами, от себя и ото всех нас тех наших общих явных врагов отогнать и поразить, и все Великое государство от них освободить. О столп крепкий и непоколебимый! О крепкая стена и забрало у Бога и Пречистой его Матери! О твердый алмаз, о поборник непобедимый! О непреклонный веры заступник! О воистину пастырь неложный! В похвалу сказано было о таких великих и стойких душою – «пастырь добрый»: «Пастырь добрый душу свою полагает за овец».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010