Святой хотел что-то сказать, но Митрополит остановил его: «Знаешь ли, Преподобный, зачем я позвал тебя и что хочу с тобою сделать?» «Как я могу это знать, господин?» — ответил святой Сергий. Тогда святитель сказал: «Я управлял врученной мне Богом Русской митрополией сколько Господу было угодно. Теперь вижу, что мой конец близок, но не знаю дня моего скончания. Я желаю, пока еще жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Сомневаясь во всех, я уверен в одном тебе, достойном править слово истины; я доподлинно знаю, что все — от Великих князей до последнего простолюдина — тебя пожелают иметь своим пастырем. Сначала ты удостоишься епископского сана, а после моей смерти восприимешь мой престол».    Услышав эти слова, святой сильно опечалился, ибо почитал для себя великим несчастьем принятие епископского сана, и ответил архиерею: «Прости меня, владыко: то, о чем ты говоришь, выше моих сил. Ты не найдешь во мне того, что ищешь. Кто я, грешнейший и худший из людей?» Архиерей приводил многие изречения из священных книг, желая склонить Преподобного к принятию епископского сана, но смиренномудрый старец был непреклонен и на убеждения святителя ответил: «Святой владыко, если ты не хочешь прогнать мою нищету от твоей святыни, не говори больше моей худости об этом и не позволяй никому другому, потому что никто не сможет меня переубедить».    Видя непреклонность Сергия, святитель не стал больше говорить о епископстве в страхе, что Преподобный, избегая архиерейского сана, удалится в дальнюю пустыню и народ лишится такого светильника веры. Утешив святого духовными назиданиями, Митрополит Алексий отпустил его в свой монастырь.    Немного времени спустя, в 6885 (1378) году митрополит Алексий преставился от этой жизни в Вечную, и Великие князья вновь начали просить святого принять архиерейский сан, но он был тверд, как алмаз, и непреклонен. Тогда на архиерейский престол взошел некий архимандрит, по имени Михаил, дерзнувший надеть святительские ризы и возложить на себя белый клобук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Практически ввести церковнославянский язык в образование, на разных уровнях, сегодня возможно, начиная с садиков. Годовые программы на Епархиальных курсах «Повышения квалификации» для педагогов (и всех желающих) - отработаны. Желающие познакомиться с церковнославянским языком приходят на курсы очень разные - взрослые и дети, педагоги, семейные группы. И подход к занятиям - тоже должен быть разным. Мы там не зубрим грамматику, а начинаем знакомиться с языкомъ с текста, параллельно - с этимологией имен букв, а «дама грамматика» - она рядом, когда важно понять смысл читаемого. Современным школьникам много информации приходится выслушивать в школе - всё это на уровне мозгов, а церковнославянский язык позволяет говорить с ребёнком на уровне сердца . И на каждом уроке - открытия. Чтобы свершилось преображение человека, чтобы открылись очи и уши сердечные - для восприятия Божественной истины, надо говорить с ним живым языком , который призван « Глаголом жечь сердца людей ». Всем нам надо учиться говорить с детьми таким Глаголом, острым, как алмаз, словом, которое прямо в сердце выстреливает, укореняется там, растёт и приносит добрые плоды. По личному опыту, самые лучшие ученики те, которые вначале сами начали изучать церковнославянский язык, потом решили углубить свои знания и пришли на Епархиальные курсы или в Воскресную школу. Некоторые светские школы, которые проводят Дни славянской письменности, иногда приглашают провести беседу для педагогов о церковнославянском языке или подготовить их для участия в Кирилло-Мефодиевской Олимпиаде, которые организует Ирина Александровна Трушина при Президентской Академии. Необходимо ввести в светских школах обязательные мероприятия и праздники под названием «День славянской письменности», куда должна быть включена школьная Олимпиада для старшеклассников. Для этого должен быть постоянно-действующий Центр подготовки филологов и всех желающих педагогов по истории русского языка и письменности. Также организовать курсы славянской каллиграфии при Школе каллиграфии Петра Петровича Чобитько, оплачиваемые Министерством образования.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/27/...

Со вторым гробом связана довольно известная история: когда в обители готовились к прославлению в лике святых преподобного старца Симеона, понадобился гроб для изнесения его мощей. Хорошего готового гроба не оказалось, к батюшке обратились с просьбой одолжить его гроб, он с радостью согласился. После канонизации преподобного Симеона его мощи были перенесены в ковчег, а гроб вернулся к батюшке. И похоронили отца Иоанна там же, где ранее покоился преподобный старец Симеон – получилось, что один старец уступил свое место другому и освятил его гроб. При батюшке я исполнял обязанности Марфы, Мариино служение несла Татьяна Сергеевна. Батюшка звал меня по-разному, иногда придумывал прозвища. Чаще всего называл деточкой, одно время звал Графчиком, мог просто сказать «Он», а последнее мое прозвище было Кот в сапогах. В сказке Кот в сапогах – верный слуга, чудесный помощник, защитник, быстрый, ловкий и предприимчивый. Именно эту роль я исполнял в жизни батюшки. В книге Премудрости Соломоновой есть такие слова: «Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет изсчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверно» ( Прем.4:8:9 ). Когда я слышу эти слова на паремиях, передо мной всегда предстает образ нашего дорогого батюшки архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Вспоминая высоту служения старца, я остро ощущаю свое не достоинство, ведь передо мною был высочайший пример истинного пастыря Христова, и за встречу с отцом Иоанном Господь непременно спросит у меня: «А следовал ли ты этому маяку духовному?». Батюшка был избранным сосудом благодати Божией, из которого на нас щедрым потоком изливалась любовь. С годами образ отца Иоанна все ярче раскрывается для меня, время гранит его, шлифует, как алмаз, превращая природный камень в бесценный сверкающий бриллиант. Приложение 2. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) к архимандриту Филарету (Кольцову) Дорогой отец Филарет! Привет тебе и самые лучшие пожелания из нашей прекрасной Ливадии. Даже наши немощи и болезни не ложатся тенью на благорастворение воздухов вешних, а потому мы с ней отдыхаем от всего и от всех. Но вот Оленька привезла нам в наш рай отзвуки земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

" Но любовь к врагам так редка, что ее нельзя назвать естественной " , - возражают другие. Ну, если так, тогда и жемчуг неестественен, и алмаз, да и золото тоже. Ведь и они редки, но кто назовет их неестественными? Действительно, одна лишь Церковь Христова знает многочисленные примеры сей любви. Как бывают травы, растущие только в одном мете земли, так и это необычное растение, эта необыкновенная любовь растет и процветает лишь в ограде Церкви Христовой. Тому, кто хочет убедиться в существовании многочисленных экземпляров сего растения и в его красоте, надо прочитать жития апостолов Христовых, святых отцов и исповедников веры Христовой, поборников и мучеников великой истины и любви Христовой. " Если эта любовь и не невозможна, то она, по крайней мере, необыкновенно трудна " , - таково третье возражение. Воистину, она не легка, особенно для учащегося любви сей вдалеке, а не близ Бога, Который только и дает ей силы и пищу. Как нам не любить тех, кого любит Бог? Бог любит нас не больше, чем наших врагов, особенно если мы и сами являемся врагами другим людям. А кто из нас может сказать, что никто в мире не называет его своим врагом? Если бы солнце Божие светило и дождь выпадал только для тех, кого никто не считает своим врагом, действительно трудно было бы солнечному лучу упасть на землю и капле дождя - на земную пыль. Какое пугало делают люди из враждебного отношения к себе! Грех заразил людей страхом, и от страха они видят врагов во всех окружающих их созданиях. А Бог безгрешен и бесстрашен, и потому Он не подозревает никого, но всех любит. Он настолько нас любит, что даже когда нас без особой нашей вины окружают враги, мы должны верить, что Он знает об этом и попускает это ради нашего блага. Будем справедливы и скажем, что враги суть наши великие помощники в духовном совершенствовании. Если бы не вражда со стороны людей, многие и многие угодники Божии не стали бы Божиими друзьями. Даже вражда самого сатаны бывает полезна тем, кто ревнует о святыне Божией и о спасении своей души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Иларион рязанский: «Как ты не боишься суда Божия и вселенских-то патриархов бесчестишь!» Патриархи, обратясь к собору: «Скажите правду про отрицание Никоново с клятвою!» Питирим новгородский и Иоасаф тверской показали, что Никон отрекся и говорил: если буду патриарх, то анафема буду. Никон: " Я назад не поворачиваюсь и не говорю, что мне быть на престоле патриаршеском; а кто по мне будет патриарх, тот будет анафема; так я и писал к государю, что без моего совета не поставлять другого патриарха. Я теперь о престоле ничего не говорю; как изволит великий государь и вселенские патриархи». Патриархи велели читать правила амасийскому митрополиту по-гречески, а по-русски читал Иларион рязанский. Читали: «Кто покинет престол волею, без наветов, тому впредь не быть на престоле». Никон: «Эти правила не апостольские, и не вселенских соборов, и не поместных, я этих правил не принимаю и не внимаю». Павел крутицкий: «Эти правила приняла церковь ». Никон: «Их в русской Кормчей нет, а греческие правила непрямые, их патриархи от себя написали, а печатали их еретики; а я не отрекался от престола, это на меня затеяли». Патриархи: «Наши греческие правила прямые!» Тверской ирхиепископ Иоасаф: «Когда он отрекался с клятвою от патриаршеского престола, то мы его молили, чтоб не покидал престола: но он говорил, что раз отрекся и больше не будет патриархом, а если возвратится, то будет анафема». Никон по-прежнему отвергал это показание. Тут встал Родион Стрешнев и объявил: «Никон говорил, что обещал быть на патриаршестве только три года». Никон: «Я не возвращаюсь на престол; волен великий государь». Алмаз Иванов: «Никон писал государю, что ему не подобает возвратиться на престол, яко псу на своя блевотины». Никон отперся и прибавил: «Не только меня, и Златоуста изгнали неправедно»; потом, обратись к царю, сказал: «Когда на Москве учинился бунт, то и ты, царское величество, сам неправду свидетельствовал, а я, испугавшись, пошел от твоего гнева». Царь: «Непристойные речи, бесчестя меня, говоришь: на меня никто бунтом не прихаживал, а что приходили земские люди, и то не на меня, приходили бить челом мне об обидах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди. Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова. Аполлоний Тианский — языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма. Это было 17 ноября 307 года. Багряница — длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана. Артемида — иначе Диана — известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей). Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера. И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

http://pravoslavie.ru/43178.html

По мнению большинства святых отцов Православной Церкви, в книге пророка Иезекииля под именем царя Тирского следует понимать не только Итоваала II, но и сатану: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё, искусно усажено у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» ( Иез.28:11–19 ). Сатана стремится погубить как можно больше людей, искушая их, разжигая в людях страсти, создавая ложные учения. В Евангелии от Матфея (4:8–9) сатана говорит, что ему принадлежит власть над земными царствами; в Евангелии от Иоанна Господь называет его «князем мира сего» ( Ин.12:31 и др.), апостол Павел называет дьявола «богом века сего» ( 2Кор.4:4 ), «князем, господствующим в воздухе» ( Еф.2:2 ). Христос называет сатану «отцом лжи», «врагом рода человеческого» ( Мф.13:28 ) и «человекоубийцей от начала» ( Ин.8:44 ). Его ненависть к человеку такова, что, по словам апостола Петра «дьявол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). 20. «Ангелы» живой этики

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Сам Христос, пришедший взыскать и спасти погибшего ( Лк. 19:10 ), отыскал это сокровище, можно сказать, под глыбою земли, под гнетом семи нечистых духов ( Лк. 8:2 ). Подобно упоминаемой в евангельской притче женщине, которая, потеряв одну из десяти драхм, зажгла свечу, стала мести комнату и искать тщательно, пока не нашла своей потери ( Лк. 15:8 ), – Человеколюбец благоволил взыскать и в лице Магдалины, А как ищет во всякой гибнущей душе, ничтожную по суду мира, но в Его очах драгоценную драхму. Он возжег светильник своего божественного слова, и озарил им душу, пребывавшую дотоле во мраке неведения и заблуждений, но расположенную к принятию света истины. Затем, всемощным действием спасительной своей благодати, Он вымел из этой храмины безсмертного духа пыль и сор житейских суеть и попечений; наконец изгнал из нее силою Божества своего враждебных Ему духов, искавших погубить созданное по образу Божию. Таким образом искомая драхма найдена, исхищена из вражеских рук, очищена, просветлена, и, как неоцененный алмаз, засияла сия Мария светлостию жития, зарями облистала добродетельных деяний в лике избранных учеников и учениц Христовых. Она последовала Христу, нас ради от Девы рождшемуся, Того оправдания, или уставы, и законы хранящи. 4 Значит, она шла путем совершенной преданности в волю Отца небесного, непрестанного богомыслия и поучений в слове Божием, путем самоотвержения, служа и Господу имением своим ( Лк. 8:3 ) и страждущему человечеству, изобильно получавшему от Христа Спасителя благодатную помощь, и всегда окружавшему Его, – между тем, как сам Он не имел где главу приклонить, и подвергался постоянным преследованиям со стороны непримиримых врагов своих. Когда же исполнилось то, чему предопределила быть рука Божия и совет Предвечного ( Деян. 4:28 ), – и Спаситель наш распростер на кресте пречистые руки свои, от Себе далече бывшыя призывая, и близу Себе устрояя 5 , – кроткая, смиренная и безпредельно Христу преданная душа св. Марии Магдалины в обильнейшей мере озарилась небесным светом, созерцая таинство, креста Христова. Предстоящи преславна у креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо? Содержай всю тварь, пострадати изволи: слава державе Твоей! 6 – Пришедши в числе прочих мироносиц, ко гробу Господню, помазать тело живоносное и погребенное, она первая удостоилась видеть Воскресшего, и возвестить о Нем Апостолам; а прияв Духа Святого, по вознесении Господа на небо, – „по Божию мановению», всему миру проповедала о Нем равноапостольная. Наконец, переселившись в горние обители, заблистала и на небесах преславная – лучами, николиже отпадающей ( 1Кор. 13:8 ), яже к Зиждителю любве. Среди райских утех сладостно воспевает она трисвятую песнь животворящей Троице; а вторят ей светоносные Ангелы!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Общим мнением избран, был Паисий Газский, как ученейший человек и способный давать . прямые ответы вопрошающему. Он позван был приложиться к царской деснице вместе с Иосифом, архиепископом астраханским и архимандритом Феодосием и, получив отпуск, пошел в собрание архиереев советоваться и получить наставление, какое он должен сделать Никону приветствие: должен ли я приложиться к деснице его и дать ему надлежащее лобзание или нет? смягчить ли убедительными словами его душу? или выражаться резко и решительно, как лицу, представляющему царя и синод? Синод решил – облобызать и вообще обращаться с Никоном ласково, пока не узнано будет от него самого в точности о случившемся: тогда обо всем осведомившись, как человек мудрый и разумный, в состоянии будет Газский обращаться по расположению сего мужа и по обстоятельствам времени. При этом и бояре (князь Никита Одоевский, Родион Стрешнев, Алмаз Иванов – назначенные вместе с Паисием произвести исследование) спросили: должны ли они принимать от Никона благословение? Все решили утвердительно». После решения таких важных вопросов, собрание разошлось. «17 июля мы выехали», говорит Паисий, «торжественно, окруженные со всех сторон войском, и в час вечерни прибыли в монастырь, нарицаемый им (Никоном) ложно новым Иерусалимом». Можно было предугадывать, каково будет это свидание Никона с Паисием, который являлся пред ним, для первого знакомства, в качестве судебного следователя по его делу. Самый приезд следователей был, по видимому, совершенною неожиданностью для Никона и уже значительно смутил его; еще более смутила его эта грозная обстановка, эта воинская стража, сопровождавшая властей и бояр: «не на добро пришли они», сказал Никон окружающим, когда ему донесли о прибытии воинской стражи из Москвы. Но особенно волновала его все-таки предстоящая первая встреча с Паисием. Все это не предвещало ничего хорошего. Так действительно и случилось: свидание было до крайности шумно и мятежно, – были забыты все границы приличия; сами бояре в донесении государю признавались, что «кричали много».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И снова начинают господа великодержавные князья умолять святого принять архиерейский сан. Но его, как твердый алмаз, никак нельзя было к этому склонить. Взошел тогда на престол архиерейский некий архимандрит по имени Михаил, осмелившись надеть одежду святителя и возложить на себя белый клобук. Начал он против святого ополчаться, думая, что будет противиться дерзости его преподобный, желая сам архиерейский престол занять. Услышал блаженный, что ополчается Михаил на него, и сказал ученикам своим, что Михаил, ополчающийся на святую обитель эту, не сможет получить желанного, потому что гордостью побежден, и Царьграда не сможет увидеть. Так и случилось, как пророчил святой: когда Михаил плыл к Царьграду, он недугом был поражен и скончался. И все считали святого Сергия одним из пророков.   О ПОСЕЩЕНИИ БОГОМАТЕРЬЮ СВЯТОГО   Однажды блаженный отец молился по своему обычаю перед образом Матери Господа нашего Иисуса Христа и, часто обращая взор к иконе, говорил: «Пречистая Матерь Христа моего, покровительница и заступница, верная помощница рода человеческого! Будь нам, недостойным, защитницей, постоянно моли Сына своего и Бога нашего, чтобы не оставил святого места этого, которое создано для похвалы и чести святого имени вовеки. На твою, Мать любимого мною Христа, защиту и молитвы мы надеемся, ибо великую смелость имеют рабы твои перед Богом, который для всех — упокоение и пристанище спасения». Так он молился и пел благодарственный канон Пречистой Богоматери, то есть акафист, а когда он завершил канон и сел немного отдохнуть, сказал ученику своему по имени Михей: «Чадо! Будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей час». И пока он это говорил, вдруг глас раздался: «Се Пречистая грядет!» Святой, услышав, быстро вышел из кельи в пруст, то есть в сени. И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в несказанной светлости блистающую. И когда увидел ее святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010