То угрозами, то ласками и лестью, то клятвами он в конце концов добился своего, и София согласилась выдать за него свою дочь. Но прежде чем совершиться браку, София прежде всего обратилась с пламенной молитвой к Богу: «Господи и Владыко, Ты Отец сиротам и заступник вдовиц! Призри милостиво на Твое созданье и не оставь Твоей милостью моей дочери, которую я отдаю в замужество. Не презри моего сиротства и окажи мне, беспомощной, помощь. Надеясь только на Твой благий Промысл в будущем, отдаю дочь свою чужестранцу. И Ты Сам, Господи, будь свидетелем его клятвы!» Так молилась София о своей дочери до брака, но она не оставила молитвы и после него. Придя уже вместе с дочерью и зятем, который уезжал на свою родину, в церковь святых мучеников, она пала перед мощами их и восклицала: «Святые мученики! После Бога вам мою дочь вручаю и через вас этому пришельцу даю». Так молилась София, и молитва ее впоследствии для дочери сотворила чудеса. Когда она покинула дом матери, то жизнь Евфимии стала невыносимой. Он объявил ей, что у него есть жена, и сделал Евфимию последней ее рабой; всячески с женой притеснял ее, а жена его отравила единственное дитя Евфимии, за что, впрочем, и сама поплатилась жизнью. Затем Евфимию обвинили в смерти ее и решили бросить в один гроб с умершей. Согласитесь, матери-христианки, кто бы тут мог спасти Евфимию от ужасной смерти? Кто бы мог помочь ей в отчаянном положении? Молитва матери помогла и спасла. Когда Евфимия заключена была во гроб вместе со смердящим трупом, внезапно являются ей святые мученики Гурий, Самой и Авив и говорят: «Дерзай, дочь, и не бойся, скоро будешь спасена!» И вот невидимой и всемогущей силой Божией Евфимия была взята из гроба и мгновенно перенесена в Эдессу, в церковь святых мучеников и положена у гроба их! Эдесса объята была ужасом, узнав о таком чуде, и все славили Бога, дивного в неисповедимых судьбах Своих. И такую-то силу,скажем в заключение, перед Богом имеют, матери, молитвы ваши о чадах ваших. Поэтому, отдавая дочерей замуж, не предавайтесь всецело одной только заботе о мирском и уделяйте время горячей и пламенной молитве. На приведенном примере вы должны убедиться в том, насколько она нужна вашим дочерям, насколько благотворна для них и насколько сильна перед Богом. Да, подлинно она, как видите, не только со дна моря достает, но и из гроба восставляет и от лютой смерти дочерей спасает. Поэтому и молитесь усердно при устройстве их о том, чтобы Господь благословил их семейную жизнь и Сам бы всегда оставался Отцом для них, заступником и покровителем. При такой молитве, конечно, все будет хорошо. Под вседержавным покровительством общего Отца дочери ваши, несомненно, будут сохранены от всякого зла, будут жить в благоденствии и иметь во всем благопоспешение, а потому и вам доставят радость и утешение. Аминь. Вдовам о воспитании детей. Из жития святого преподобного Алипия столпника(26 ноября cm. cm./9 декабря н. cm.)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Этот перечень агиографических произведений VI века, указывает, помимо выдающейся роли столицы в религиозной жизни и сосредоточия восточного благочестия в Палестине, также и на первое выступление в агиологии Балканского полуострова, с его житием преп. Давида Солунского. В VII столетии агиография переживает эпоху упадка. Утрата Сирии, Палестины и Египта, тяжёлое смутное время в столице, славянские погромы на Балканском полуострове – всё как будто ослабляют византийскую религиозность. В обществе, занятом внешними опасностями и внутренними бедствиями, как бы умирает прежний интерес к религиозной жизни, искание и интерес к подвигу, влечение к аскезе и монашеству, прославление выдающихся подвижников. Трулльский собор отмечает глубокое нравственное и религиозное падение империи и возврат к язычеству, ещё уцелевшему в жизни и обычаях народных масс. Самый грядущий рационализм иконоборчества в значительной степени объясняется этим падением высокой религиозности, которая ознаменовывалась в предшествующие столетия своими полумистическими влечениями, своим тяготением к монастырю, своей жаждой самоотречения, своим прославлением лиц, воплотивших идеалы умерщвления плоти и любви к ближнему. Седьмой век, точнее даже одна только первая половина его, представлен в агиографии лишь житиями препп. Максима Исповедника , Алипия Столпника, Анастасия Перса, Георгия Хозевита, Иоанна Лествичника и Иоанна Милостивого, константинопольскими чудесами вмч. Артемия, солунскими чудесами вмч. Димитрия, и константинопольской легендой о чуде Богородицы при осаде Константинополя аварами. К VIII веку относятся жития патриархов Германа и Павла, константинопольское собрание чудес муч. Фанурия и Ферапонта Кипрского, критское житие преп. Андрея, афонская легенда о преп. Петре, черноморские жития препп. Стефана Сурожского, Георгия Амастридского и Иоанна Готфийского, пафлагонское житие преп. Филарета Милостивого, сирийские жития препп. Иоанна Дамаскина , Стефана Савваита и Космы Майумского, мученичества 60 мучч. иерусалимских, Илии Нового, Вакха и монахов Савваитов. Наконец, жития исповедников, претерпевших гонения за иконы: мучч. константинопольских, муч. Феодосии, Андрея ν Κρσει, Стефана Нового и Павла Кайумского. Из этого перечня явствует, что в VIII веке византийская религиозность и почитание святых переживают новый подъём. Завоевание Святой Земли безбожными агарянами, гонения на христиан от калифов, а ещё более, иконоборческое гонение на православных внутри империи, пробудили давно забытую жажду мученичества и массовое прославление исповедников, стяжавших мученические венцы. Этим объясняется, как самый значительный прирост агиографии в VIII и последующем столетиях, так и одностороннее конфессиональное содержание большинства исповеднических житий, делающее их менее интересными, чем следовало бы ожидать, не только в бытовом, но даже и в церковно-историческом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я на прошедшей неделе путешествовал в Нижний, по приглашению купца Зайцева, для служения Литургии и освящения нового дома помянутого лица; съездил благополучно 530 . Побывал и в Москве; служил в церкви лицея 531 в первый день, – и на обратном пути в церкви Антиохийского подворья 532 , возгласив имя вселенского Патриарха Антиохийского Григория. По возвращении в Петербург служил в Ивановском монастыре 533 . Вот у нас в Кронштадте храмовой праздник св Апостола Андрея, день 30 Ноября 534 ; близится и ваш Леушинский в Петербурге придельный праздник св великомученицы Варвары 535 . Дай Бог тебе прибыть в свое подворье – Петербургское твое детище. 6-го Декабря я приглашен градоначальником служить в его домовой церкви, и дал слово 536 . Да исправит Господь стопы твои и мои на путь мирен 537 . Твой молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 22-го Ноября 1906 г. Игумении Таисии (Солоповой). 26 ноября 1906. Кронштадт Предорогая и предобрая Матушка Игумения Таисия! Благодать и мир и милость Божия да будут с тобою и с обителью твоею и школою 538 . Здравствовать и благодушествовать тебе желаю, дорогая. Я здоров и благополучен; о злословии борзописцев-жидов и их насмешках небрегу 539 . Господь им отмстит за меня 540 ; ибо касаяйся меня злобно – касается в зеницу ока Божия 541 . – В Варварин день, приходящийся в воскресенье, служить в Леушинском подворье не буду, а буду дома в Кронштадте. В другой день отслужу, по выбору моему. Юбилея 12 Декабря 542 праздновать не буду и поздравлений принимать не стану, – все будет скромно, по нынешним обстоятельствам 543 . Сегодня, 26-го Ноября, служил у тебя на Бассейной; причастил сестер и много народу; говорил Слово на слова Господа: «мир вам» 544 . Обители кланяюсь, тебе и всем сестрам. Прощай. Ваш молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 26-го Ноября 1906 г., (преп Алипия Столпника и св великомуч Георгия). Игумении Таисии (Солоповой). 1 января 1907. Кронштадт Достопочтенная о Господе Матушка, Сестра и духовная Дочь Таисия! Приветствую тебя с Новолетием гражданским (церковное было 1-го Сентября) и призываю на тебя, дорогая, благословение Божие и Матери Божией на Новый год и старые труды и на обновление твое духовное. Укрепи тебя в терпении Господь – в твоей тяжкой болезни и в игуменских трудах. Дай Бог всем сестрам мир с любовию к Богу и между собою и восхождение к Небесному Царствию по степеням духовным. Я здоров, насколько можно быть здоровым старцу в мои годы. Дай Бог дождаться весны и опять побывать в Леушине 545 и насладиться Божественною службою и общим свиданьем. Желательно и еще послушать священные песни Великого Четверга: «Сеченное сечется» 546 … и «Преукрашенная Божественною славою» 547 …

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

языка, однако было неск. произведений с сир., арм., араб. языков: напр., Житие Симеона Юродивого и его брата Иоанна (Атн. Iver. 7 - Имнаишвили. Жития отцов. 1975. С. 285-311). Первым среди житий основателей монашества и отшельников было переведено в 353 г. Житие прп. Антония Великого, принадлежащее прп. Афанасию Великому (Кекел. А 1109, IX в.). На груз. язык было переведено ок. 35 житий преподобных (Макария Великого, Павла Фивейского, Илариона Великого, Ефрема Сирина, Онуфрия Великого, Евфимия Великого, Харитона Палаврского, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Отшельника, Кирика Палаврского, Феодора Эдесского, Феодора Студита, Афанасия Великого; нет сведений о переводе на груз. язык Жития прп. Пахомия Великого); 18 житий св. жен (Макрины, Мелании Римлянки, Марии Египетской, матери прп. Симеона Столпника Марфы и др.); 20 житий святителей (Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Порфирия, еп. Газского, Иоанна Милостивого, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Епифана Кирского, Иоанна Златоуста, Григория I Двоеслова). Переводы житий столпников (Симеона, Даниила, Симеона (Младшего), Тимофея Антиохийского, Алипия) и блаженных (Симеона, Павла Коринфского, Андрея Юродивого, Феодора, Иоанна Нищего, Алексия, человека Божия, Онисима Постника) не представлены в груз. оригинальной агиографии. Известны переводы житий с сир. (мц. Дросиды, свт. Порфирия Газского), арм. (18, среди них - мц. Сундухт, мч. Сухия и 16 воинов с ним, свт. Георгия Партева и др.), араб. (14, среди них - мч. Иулиана Эмесского, мч. Романа Нового и др.) языков. В XI в. на груз. язык были переведены составленные Симеоном Метафрастом следующие агиографические произведения на 5 месяцев - 24 сочинения на сентябрь (16 имеют кименные переводные соответствия, 8 представлены только в пространной редакции); 23 - на октябрь (12 и 11 соответственно); 20 - на ноябрь (11 и 19); 22 - на декабрь (12 и 10); 13 - на январь (7 и 6). Большая часть этих переводов принадлежит иером. Феофану, а также преподобным Евфимию и Георгию Святогорцам, Ефрему Мцире, Арсению Икалтойскому и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

72. БОЛЕЗНЬ ОТ НЕВНИМАНИЯ К СЕБЕ И УВЛЕЧЕНИЯ ...Ты больна, а причину болезни едва ли понимаешь. Расстройство бывает от расстройства. Хотя и пишешь вообще о увлечении, но неясно, умалчивая, как сама ты зажигала в дубраве своей огонь, не уклоняясь от поводов, а самовольно привлекая оные. Рассмотри себя хорошенько. Самой себя обманывать опасно. Даю тебе повод к рассмотрению себя – не все путаться, пора и взяться за дело настоящим образом. 73. НЕОЖИДАННАЯ ПОТЕРЯ ЗДОРОВЬЯ ОТ УМОЛЧАННОЙ ПРИЧИНЫ Наконец и от тебя получил письмо. Сожалею очень, что ты так больна, и так слаба, что едва бродишь. Немало удивляюсь, как твое крепкое здоровье и утвержденное многими летами, вдруг изменилось так сильно. Поэтому советовал бы тебе поискать главных причин болезни, потому что в эти лета, без особенных причин, крепость телесная так скоро не изменяется. Отыскав какую-либо причину, советую последовать словам апостола, который говорит ( Еф. 5: 13 ): все бо являемое свет есть, – и не только свет, но и врачевство исцеляющее. А напротив, по словам святого Лествичника, язвы умолчанные нередко сотворяют смерть. Всеблагий Господь за молитвы почивших отцев наших да вразумит нас на все полезное и душеполезное и спасительное. Относительно келейницы досаждающей поступите, как найдете для вас покойнее. Если рассудите отпустить ее, то отпустите с потребным и нужным для нее. А тебе, мать N, вперед урок – не упорствовать в самонравии и не презирать благих советов относительно того, как держать келейных. Ты сперва, вопреки всякому совету, балуешь келейных, по выбору, и даешь им потачку, а потом, и вдруг круто, хочешь исправлять разбалованную. О принятии пострижения должно рассудить благоразумно и основательно, чтобы после не жалеть безполезно, когда будет получить это невозможно. 74. О ПОСТРИЖЕНИИ И СОГЛАСОВАНИИ ВНЕШНЕГО С ВНУТРЕННИМ Письма твои получаю, и на все вкратце скажу тебе: прочти жития Симеона Юродивого (21 июля) и преподобного Алипия Столпника (26 ноября) и обрати внимание, что там говорится о пострижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

  Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, разный — трудно с ним, — батюшка сказал: «Мрамор и металл — все пойдет» (1, ч. 2, с. 47).   «Отчего это, батюшка, — спросила одна особа, — игуменье дано право распоряжаться монахинями, как крепостными?» Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято, — монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право» (1, ч. 1, с. 100).   Новоначальное монашество   ...Необходимо читать книгу Аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно (1, ч. 2, с. 2).   ...Все будет зависеть от тебя самой; ты знаешь, что значит в переводе слово «монах», он должен быть один (1, ч. 2, с. 107).   Сестра! Кайся, смиряйся, сестрам уступай — что можно, и не осуждай других — все с немощами (1, ч. 2, с. 74).   Монашеский постриг   ...Прочти жития Симеона Юродивого... и преподобного Алипия Столпника... и обрати внимание, что там говорится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутреннем монашестве, но все-таки оно без внешнего не бывает, хотя внешнее без внутреннего и бывает. — Все таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешнего со внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела. Хорошо внутренно приготовить себя к сему и не спешить, пока устроишься. — Но так может рассуждать здоровый, больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет. — Монашество принимается по собственному желанию, даже когда бывает представление от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «вольною ли ты волею пришел еси» и т. д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя, а следует, повторяю, тебе самой об этом подумать и позаботиться (2, ч. 2, с. 74).   ...По принятии мантии скорбные искушения более попущаются на человека, чтобы навык брани духовной и сотворился, и стал искуснее. Тут уже не должно по-новоначальному рассуждать, зачем то или другое? а просто терпи, смиряйся и опять терпи, подставляя правую ланиту в духовном смысле, т. е. не оправдываясь, а принимая поношение и уничижение: во-первых, за грехи, во-вторых, ради того, что добровольно избрала ты спасительный путь, который называется тернистым, и тесным, и трудным; особенно принявшему мантию неприлично входить в чужие дела и подавать человеческие советы, кому где жить, или куда переходить, или еще непристойнее — поступать двуличием — в глаза принимать ласково, а заочно говорить противное. Надобно поверить себя, и душевредного должно удаляться, не давая воли языку и гневу, самооправданию, которые лишают человека пользы душевной... (2, ч. 2, с. 101).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Может возникать недоумение относительно близости монастырей мужского и женского. Оно устраняется обычаем тогдашнего христианского востока, по которому женские обители располагались по соседству с мужскими, на небольшом расстоянии. Управляясь самостоятельно в своей внутренней жизни, они пользовались от мужских монастырей только руководством опытных в духовной жизни старцев, назначавшихся обыкновенно на это дело настоятелями мужских обителей по просьбе настоятельниц обителей женских, или же лицами, близкими к монастырю 1103 . Близ этих монастырей часто жили благочестивые лица того и другого пола, иногда с целыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни к одной обители, а жили своею самостоятельною жизнью, посвящая себя молитвам, воздержанию и целомудрию. Они также поселялись вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижников 1104 . Св. столпники отчасти управляли монастырями сами, как сейчас мы видели из жития св. Алипия, или поручали близким себе; напр., тот-же св. Алипий столпник после того, как постриг свою мать диакониссу в инокини, поручил ей управление женским монастырем при столпе 1105 . Смирение и кротость являются характеристическими чертами жизни св. столпников, как в отношении к себе, так и к ближним. Все их слова и поступки ознаменованы глубоким уничижением. Св. Симеон I-й, уважая всякого без исключения, называл себя не иначе как презренным и отверженным монахом, псом смердящим 1106 . Мудрость своих советов всегда старался прикрывать какою-то особенной простотой и скромностью и сам внимал советам других (напр.. когда велели ему снять цепь с ноги, которою он приковался к горе, в виду того, что надобно связывать волю, то он со смирением исполнил приказание и с любовью послушал поучение о связывании воли). Бесчисленные и многоразличные исцеления, совершаемые св. столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцеленным говорить про них; «наказываше преп. Симеон (I-й), егда кого исцели, глаголя: прославляй Бога, исцелившего тя, и никакоже дерзни рещи, яко Симеон тя исцели, да не горше ти, что будет» 1107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одежды на Спасе – сияние. Сидит Он на алом. Это, наверное, и есть Престол, а за Престолом та самая бездна, бесконечность, какую ему хотелось нарисовать. Женька решил столпника Алипия скопировать. Коричневый нимб, белые волосы, глаз почти не видно – черточки белые. Нос тоже белая полоска. Краски у Женьки были медовые, не растекались. Начал с одежд. Мазнуть коричневым, потом белым. Вот и мазнул. Не вышло с налету. Стал касаться бумаги осторожно, то и дело взглядывая на рисунок. Ладно бы – плоховато, но ведь вообще не получилось! Женька положил кисточку, подошел к иконам в красном углу. Осенил себя крестным знамением, встал на колени, отбил три поклона, “Царю Небесный” прочитал. Неудачный лист долой. Взялся рисовать с нимба. Нет, не получилось. Как же так! Ведь он, Женька, Богу молился. С поклонами! Открыл страницу со Спасом. Лицо у Господа строгое, но в черных зрачках золотых глаз грозы не было. И улыбки не было! Господь знал о нем все. Женька закрыл книгу. Убрал краски, альбом. Отец в город уехал, мама на ферме одна, а он художничает. Бычков как раз поить пора. Побежал помогать. Огород Последнюю неделю школьных занятий старшие и младшие ребята работали на огороде воскресной школы. Возле храма. Сажали сотками. Сотку моркови, сотку репы, сотку редиса, салата. А вот под кресс-салат батюшка выделил совсем небольшую грядку. Столько же под петрушку. Хрен ткнули там и сям – гнездами. Под свеклу было отдано две сотки. Под обыкновенную капусту, кочанную – пять, и столько же под другие капустные сорта. Женька раньше даже не слышал про них: цветная, кольраби, брюссельская, пекинская, краснокочанная. Пришлось поломать спину. Когда рассада – каждому росточку поклонись. Не забыли про лук, про огурцы, тыкву. Посеяли целое поле – двадцать соток – гороха. – На горохе, когда стручки пойдут, разрешается пастись без спросу! – объявил батюшка. – Это поле на радость. Картошка была посажена еще до Пасхи, прихожанки помогли. Помидорную рассаду и клубнику тоже сажали взрослые. По клубнике – чеснок.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

Теперь несколько слов об устройстве столпов. Столпы делались различного вида и высоты. Устроилась столпообразная башня, т. е. столпообразный малый затвор, затворный столп с балконом на верху 853 . Верхняя площадка столпа, на которой стоял подвижник, была весьма небольшая, на столпе св. Симеона I она, по вычислению Вогюэ, едва равнялась одной квадратной сажени. Гиббон говорит, что, по словам Евагрия, площадка столпа имела окружность в 3 фута (в 2 локтя) 854 , но такой незначительный размер противоречит и здравому смыслу, и фактам и правилам архитектуры. Глядя на нее снизу легко было впасть в заблуждение. Эта площадка иногда окружалась деревянною, досчатой, сплошной решеткой ( βατης, μ, διος), из за которой видны были только голова и плечи подвижника, или же просто решеткой ( κιγκλδωμα). Изображение подобных столпов можно видеть на миниатюрах Кондакова 855 . Для защиты от солнечного зноя и непогоды устраивался иногда на столпах навес или даже род малой келлии, как можно предположить из выражения γκλειστριος στλος. О существовании навесов известно из Четий-миней, где в житии св. Даниила столпника 856 рассказывается о том, что ему был устроен навес над столпом императором Львом; или в житии св. Алипия рассказывается, что он сбросил свой навес. Поднятие на верхнюю площадку столпа возможно было только посредством подъемной лестницы. Г. Семенов говорит, что столпник лестницу обыкновенно держал у себя на верху и спускал ее только в крайних случаях, тогда, продолжает он, они вовсе не имели никаких подъемных лестниц, а все необходимое для себя принимали по веревке, спускавшейся вниз на блоке 857 . Это неверно. В существовании блока необходимо усомниться, так как едва ли св. столпники, отказывавшие себе во всем необходимом, могли пользоваться услугами блока для принятия на столп пищи. А что лестница для восхождения на столп была снаружи, в этом уверяют нас жития святых. Так, когда св. Симеон I по повелению посольства, присланного сирийскими епископами для исследования подвига святого Симеона столпника, хотел сойти со столпа, то посланные не велели сходить ему 858 . Значит, они видели, как он вступал на лестницу; когда св. Даниила возвели в сан пресвитера, то была приставлена лестница к столпу и туда вошел епископ, или когда некто Геласий рассердился на св. Даниила за столпостояние в его владениях и велел ему сойти со столпа, и когда св. Даниил начал сходить со столпа, то Геласий и народ, видя его опухшие ноги и то затруднение, с каким он прошел 6 ступеней, велел вернуться ему обратно. Можно предполагать, что и внутри столпа устраивалась лестница. Восхождение столпника на построенный столп совершалось с соблюдением некоторых обрядов. В древних рукописях Ассемани сохранился полный чин таких восхождений 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…Ты больна, а причину болезни едва ли понимаешь. Разстройство бывает от разстройства. Хотя и пишешь вообще о увлечении, но не ясно, умалчивая, как сама ты зажигала в дуброве своей огнь, не уклоняясь от поводов, а самовольно привлекая оные. Разсмотри себя хорошенько. — Самой себя обманывать опасно. Даю тебе повод к разсмотрению себя — не все путаться, пора и взяться за дело настоящим образом. 73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины. Наконец и от тебя получил письмо. Сожалею очень, что ты так больна и так слаба, что едва бродишь. Не мало удивляюсь, как твое крепкое здоровье и утвержденное многими летами вдруг изменилось так сильно. Поэтому советовал бы тебе поискать главных причин болезни; потому что в эти лета без особенных причин крепость телесная так скоро не изменяется. — Отыскавши какую-либо причину, последовать словам апостола, который говорит: все являемое свет есть, — и не только свет, но и врачевство исцеляющее. А напротив, по словам св. Лествичника, язвы умолчанныя нередко сотворяют смерть. Всеблагий Господь за молитвы почивших отцев наших да вразумит нас на все полезное и душеполезное и спасительное. Относительно келейницы досаждающей, поступите, как найдете для вас покойнее. — Если разсудите отпустить ее, то отпустите с потребным и нужным для нея. А тебе, мать вперед урок, не упорствовать в самонравии и не презирать благих советов относительно того, как держать келейных. Ты сперва, вопреки всякаго совета, балуешь келейных, по выбору, и даешь им потачку, а потом вдруг и круто хочешь исправлять разбалованную. О принятии пострижения должно разсудить благоразумно и основательно, чтобы после не жалеть безполезно, когда будет получить это невозможно. 74. О пострижении и согласовании внешняго с внутренним Письма твои получаю, и на все вкратце скажу тебе: прочти жития Семиона Юродиваго (21 июля) и пр. Алипия Столпника (26 ноября) и обрати внимание, что там говорится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутреннем монашестве; но все-таки оно без внешняго не бывает, хотя внешнее без внутренняго и бывает. — Все таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешняго со внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела. Хорошо внутренне приготовить себя к сему и не спешить, пока устроишься. — Но так может разсуждать здоровый; больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет. — Монашество принимается по собственному желанию; даже когда бывает представление от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «вольною ли ты волею пришел еси» и т. д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя; а следует, повторяю, тебе самой об этом подумать и позаботиться. 75. Не должно отказываться от монашества

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010