Нового здесь дается, во-первых, то, что преследование жены, родившей младенца мужеского пола, мотивируется тем, что дракон увидел низвержение свое на землю. В этом можно усматривать указание на то, что враждебная деятельность сатаны именно и вызывается победоносным подвижничеством необозримого сонма истинных, деятельно осуществляющих заповеди Господни, христиан (младенец мужеского пола указывает именно на такое активное, деятельное начало в их духовной жизни). И из житий святых мы знаем, что злоба врага непременно направлялась на каждого из них, включительно до личных вредоносных явлений его к ним и всяческой, вплоть до физической, борьбы против них; как, с другой стороны, подвижники эти, в особенности пустынники, нарочито выбирали именно такие условия жизни, даже такие нарочитые, отмеченные воздействием злой силы, места (см. житие Алипия Столпника), где борьба эта становилась особенно жестокой и лютой и где они в этой борьбе являлись берущими в грудь свою все стрелы врага борцами за весь немощный род человеческий 281 . Второе. Далее, новым является еще указание на то, как должна была спасаться жена от преследования своего врага, удаляясь в пустыню: ей даны были два крыла большого орла, на коих она улетела в пустыню. По общему мнению св. отцов, под этими двумя крылами разумеются два Завета – Ветхий и Новый, коими спасалась Церковь Божия от порабощения диаволом и погружения в ложь и чувственность язычества, «дабы, – говорит св. Андрей Кесарийский , – переносясь ими на высоту, в пустыню, она воспиталась в жительстве, чуждом всякого удовольствия. И так это, – добавляет он, – всегда, в особенности же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» 282 . Пустыня эта определяется еще, по тексту Апокалипсиса, как место свое, или, как сказано в стихе 6-м, где приготовлено было для нее (Церкви) место от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Обители кланяюсь, тебе и всем сестрам. Прощай. Ваш молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 26-го ноября 1906 г., (преп. Алипия Столпника и св. великомуч. Георгия). Печатается по: Письма о. протоиерея Иоанна к Игумении Таисии. Спб., 1909. С. 88–89. Письмо 43 Комарову В.В. Март 1907 Прошу почтенную редакцию напечатать в столбце своем мое заявление. Пройдохи-странники, рассеявшись по разным городам и селам и осведомившись о простодушных и доверчивых крестьянах и крестьянках, смущают их рассказами, будто бы от меня слышанными, что скоро страшный суд будет, что скорее надо заботиться о своих душах и отлагать все житейские попечения, продавать имения и отдавать деньги им, приходящим, как бы для вручения мне – для нищих. При этом они внушают доверчивым, что нужно ехать в Кронштадт, ибо там только можно, будто бы, спасение получить. Из многих местностей я получал подобные заявления от благочинных и простых священников ( Лк. 24, 36 ; Ин. 20.19 ) и отписывал им, что я ничего общего с такими пройдохами не имею и никого из них никогда не просил помогать мне материально и не собирал ни с кого не только рублей, но и копеек, зная, что лучше давать, нежели принимать. 125 Протоиерей Иоанн Сергиев Печатается по: Котлин. 1907. 77. 4 апреля. Впервые: Свет. 1907. 1 апреля. 3 Иеввенское отделение Православного Прибалтийского братства принимало активное учатие в становлении Пюхтицкого православного прихода, учрежденного в 1885 г. распоряжением Св.Синода, «дабы оградить Пюхтицкую святыню (Чудотворную икону Пресвятой Богородицы) от инославных посягательств». 4 Первое денежное пожертвование о. Иоанна на основание Пюхтицкой обители на Богородицкой горе в Эстонии относится к 1887 г. В 1991 г., когда Пюхтицкий православный приход был преобразован в Успенскую женскую общину, о. Иоанн лично молитвенно благословил новое достояние Православной церкви. 5 Адресат Устанавливается по содержанию: князь Дмитрий Михайлович Галицин был женат на Зинаиде Васильевне Ладомирской; в 90-е гг XIX в. проживал в Москве; состоял в родстве с Сумароковыми-Эльстон, в архиве которых хранилось письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отсюда в общих итогах соборной иконописи нельзя не усматривать отклика и отражения господствовавших религиозных представлений кирилловских богомольцев. Всматриваясь в древнейший известный нам состав ее за 1601-ый год, мы прежде всего встречаемся с многочисленною группою икон Богоматери, которых было здесь до 88, как единоличных, так и в композициях 446 . В этом высказывалось убеждение, что небесное покровительство Богоматери осеняет монастырь (который в древних актах именовался «домом Пречистые Богородицы честного и славного Ея Успения и чюдотворца Кирилла»). Но замечательно, что храмовых икон, изображавших ее Успение во всем соборе было только три. Следующая группа икон была посвящена изображениям Спасителя, Спаса Вседержителя, Еммануила, праздников Господских и т. п. Если включить сюда иконостасный ярус праздников, (малые) деисусы, изображено Страшного суда, «корня Иосеова» и т. п., то общая сумма образов этой группы достигнет до 75 447 . Мысль, вызвавшая поставление их в церкви понятна сама собою: искупление, совершенное Спасителем, есть источник и основа человеческого спасения. Отдельных икон св. Троицы в соборе было четыре 448 , но в многочисленных композициях св. Троица изображалась над святыми «вверху, во облаце». София, Премудрость Божия упоминается только на двух образах 449 . При обширном числе святых в православных месяцесловах, единоличных изображений их в соборе было сравнительно немного. Для греческих святцев здесь имелись образа: св. Алипия столпника (1 образ, в праздничном ярусе) 450 , св. Георгия мученика (5 образов) 451 , св. Димитрия страстотерпца (1 образ) 452 , св. мученика Елиазара (1 образ) 453 , св. пророка Илии (1 образ) 454 , св. Иоанна Богослова (2 образа) 455 , св. Иоанна Предтечи (6 образов) 456 , св. Иуара (1 образ) 457 , св. мученика Леонтия (1 образ) 458 , св. Марии египетской (1 образ) 459 , св. великомученика Мины (3 образа) 460 , св. Николая чудотворца (9 образов) 461 , св. Сильвестра, папы римского (1 образ) 462 , четырех евангелистов (4 образа) 463 , пророков (25 образов) 464 , святителей и архидиаконов 465 , а также св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Оттого многие из приходивших к ним не хотели отойти от них и, оставляя свои дома и имения, поселялись при столпах для того, чтобы непрестанно наслаждаться лицезрением св. столпников и поучаться их беседами. Столпы, поэтому, являлись центрами, где сосредоточивалась религиозная жизнь. Возле каждого св. столпника мало по малу возникали обители и устроились монастыри. Объединяясь в братские общины с целью молиться и трудиться для своего спасения в братском единодушии, при взаимной друг другу помощи, при поощрении и утешении в подвигах духовных со стороны св. столпников, эти подвижники при столпах разливали свой подвижнический дух по окрестностям, привлекая к себе массы народа. Вот что читаем в житии св. Симеона I-ro: «мнози учением его наставляеми, оставляху вся земная, и аки пернаты возвышахуся горе, овы в монастыри, овы же в пустыни отходяще, инии при нем жити хотяще» 1097 . Некоторые жити при столпе св. Алипия изволяху 1098 . Так как около столпов организовывались общины, то св. столпники заботились об объединении членов общины путем построения монастырей с церквами. У столпа св. Симеона «создаша людие церковь крестообразну, зело красну и монастырь велик устроиша» 1099 . На Дивной горе создан был тоже монастырь с церковью, устроенною руками исцеленных 1100 . Император Лев по желанию св. Даниила строит церковь во имя св. Симеона столпника, на север от столпа Даниилова, куда с честию переносит часть мощей св. Симеона, «о чесом св. Даниил зело радовашеся и довольное к народу слово простре на то пренесение»: воздвигает также при церкви и странноприимницу 1101 . Св. Алипий столпник располагает знакомых своих граждан и соседних жителей к построению храма в честь св. великомученицы Евфимии на месте эллинских гробов и «освященней ей бывшей, начата приходити от града людие на славословие Божие, и слышати полезная святого поучения, инии же и жити при ней изволяху». В виду громадного стечения народа к своему столпу св. Алипий построил по ту и другую сторону столпа два монастыря – мужской и женский и «сам посреде на столпе, аки свеща на свещнице стоя, оба монастыря и учением и образом ангельского жития своего просвещаше, и молитвами своими защищаше, и законы им и уставы иноческого жития подаваше, повелевающе им блюсти себе опасно от бесовских козней: наипаче же заповедаше женам, да не видены будут мужескими очесы никогдаже 1102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому-то тысячи духовно страждущих шли в пустыни к св. столпникам, которые щедрою рукою раздавали всем плоды своей созерцательной жизни. Не смотря на то, что св. столпники бежали от людей, ради безмолвия восходили на столпы, однако массы народа стекались отовсюду к спасительным маякам-столпам: «стекахуся вси, читаем в житии св. Симеона I-ro 1068 , не точию близь живущий, но и от стран далеких, имже многие дни путь творити потребно бяше. Инии несуще к нему больныя своя, инии же больным в домех лежащим просяще здравия, инии напастьми и скорбьми одержими, инии же от бесов мучими, и кийждо их не тощ возвращащеся, но приимаше ов цельбу, ов утешение, ов пользу, ов иную кую помощь, и с радостью отхождаху во свояси, прославляюще Бога. И бе у него видети аки реки отвсюду стекающияся различные народы, племена и языки: исмаилите и персы, армены-же и ивери и гомериты, испаны, вританы и италиане» 1069 . К столпу св. Алипия «собирашеся множество народа мужей и жен, старцев с юнотами 1070 . К св. Симеону Дивногорцу «от всех стран безчисленное множество народа прихождаху». И иноки, и мирские люди: одни посмотреть на него, другие – послушать его беседы, третьи получить исцеление 1071 . От чего зависело то, что св. столпники привлекали к себе народ? объяснить это можно просто. Как в мире физическом небесные светила притягиваются друг к другу без всякого вещественного посредства, так и в мире духовном каждая духовная личность, даже без видимого действия, – уже одним своим пребыванием на нравственной высоте, поднимает и привлекает к себе все сродное в душах человеческих (напр. покойный отец Иоанн Кронштадтский ). Это одно. Затем, св. столпники – созерцатели, обращая внимание на свое сердце, способное обнять любовью всю вселенную и особенно на то, как дорога душа человека в очах Божиих, что она искуплена честной кровью Сына Божия и в обилии снабжена благодатными силами к животу и благочестию, конечно, считали себя призванными к тому, чтобы из своего сердца изливать на всех добро, быть в некотором отношении, позволим себе смелость выразиться, творцом блаженства других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родители сего мужа, из числа ведущих жизнь в достатке и чистоте, Евфросиния и Георгий, были украшены благочестием, сияли благородством нрава и, насколько возможно, хранили неповреждённым то, что по образу 51 . После того как они сподобились произвести его на свет 52 , тотчас же, в самом раннем возрасте они приносят его к купели нового рождения, нарекши Алексием, сочетают с Богом Крещением и возвеличивают светом Божиим оного сына света (ср. Ин.12:36 ; 1Фес.5:5 ), предопределённого к тому ещё прежде рождения. Детство Он же, ещё в нежном и младом возрасте проявив благоразумие старца, не занимался забавами, которые любит юность, не внимал зрелищам, не находил удовольствия в празднествах и не был склонен ни к чему иному из могущего как-то иначе обратить к себе и отвлечь от добра око души, но к тому только, благодаря чему и жизнь украшается, и добродетель возрастает и зарождается, и дела устрояются к наилучшему. Тем самым показывал он, какой росток пустило растение, и во что разрастётся со временем, и как взбежит он на высочайшую вершину добродетели. Ибо он всегда избегал сообщества злонравных и всякого другого пагубного общения с людьми праздными, поскольку оно, по слову Писания, развращает добрые нравы ( 1Кор.15:33 ), но горячо любил пребывание с людьми достойными, а с возрастом обнаружил благоразумное прилежание к священным и божественным словесам, как никто другой усвоив, что всё Писание богодухновенно и полезно ( 2Тим.3:16 ), и в таких занятиях осиротев после преждевременной смерти родителя. После этого, быстро изучив священные книги, то есть Ветхого и Нового Завета, он за малый срок накопил, как подобает, немалую мудрость, так что по разуму своему юноша казался тому, кто общался с ним, седовласым старцем 53 . Переселение в Фессалонику 3 . Воспитанный как подобает и наставленный в таковых навыках, приучивший ум к наилучшему, держа в памяти слово Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф.10:37 ), прочитав, как сам он рассказывал мне, житие Алипия Столпника 54 и узнав, как тот ради любви к Богу, которой нет ничего дороже, оставил мать одну, хоть и была она изнурена своим вдовством, угнетена старостью и возлагала все надежды на него одного, уязвлённый в сердце божественным и сладчайшим рачением, он презрел отечество, друзей и родственников и пренебрёг слезами матери, изнурённой в железной печи (ср. Втор.4:20 ) вдовства, ибо знал, что хотя родителей должно чтить прежде всех прочих, но Бога – и прежде родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святаго мученика Меркурия Смоленскаго (†1239) 25 ноября Отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Святых священномученик Климента, Папы Римскаго (†101), и Петра, архиепископа Александрийскаго(†311) Святителя Климента, архиепископа Охридскаго, просветителя Словенскаго, Болгарскаго 26 ноября Преподобнаго Алипия столпника (†640) Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (†1731) Святаго великомученика Георгия (освящение церкве в Киеве ок. 1051–1054) Преподобных Афанасия, зовомаго Железный Посох, и Феодосия, Череповецких († ок. 1388) 27 ноября Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Знамение» (Новгородския, 1170) Святаго великомученика Иакова Персянина (†421) и преподобнаго Палладия Александрийскаго (VI–VII) Святителя Иакова, епископа Ростовскаго (†1392) Святаго благовернаго князя Новгородскаго Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковскаго чудотворца (обретение мощей, 1192) Преподобнаго Феодосия Терновскаго (†1363) Преподобномученика Кронида, архимандрита Радонежскаго (†1937) 28 ноября Святаго преподобномученика и исповедника Стефана Новаго (†767)и святаго мученика Иринарха и с ним 7ми жен (†303) Святителя Феодора, архиепископа Ростовскаго, сродника преподобнаго Сергия Радонежскаго (†1394) Священномученика митрополита Серафима (†1937) 29 ноября Святаго мученика Парамона и с ним 370-ти святых мученик (†250) и преподобнаго Акакия Синайскаго (VI) 2 декабря Святаго пророка Аввакума (VII b. до Рождества Христова) Преподобнаго Афанасия затворника, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1176) Святаго блаженнаго младаго царя Сербскаго Стефана Уроша (†1367) Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго, Сербскаго (†1430) Святыя великомученицы Миропии († ок. 251) Преподобнаго Афанасия затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 3 декабря Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (†1406) Святаго пророка Софонии († ок. 635–605 до Рождества Христова) Святаго мученика Ангели (†1813) Преподобнаго Феодула Царяградскаго, епарха († ок. 440) 4 декабря

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Сегодняшнее житие преподобного Алипия, который подвизался в VI в., показывает нам ту силу христианского подвига, которой трудно достигнуть, но которая движет ревностными подвижниками-столпниками. Святой Алипий пятьдесят четыре года подвизался на столпе, который сам воздвигнул на месте языческого кладбища. Апостолам была дана сила, чтобы они попирали вражию силу, – а святые порой в течение всей своей жизни едва могли осилить вражеские козни. Но в этом нет противоречия, ибо в нашей жизни и служение, и смирение, которые оказываются основанием для достижения духовной высоты, должны составлять единое целое. Преподобный Алипий подвизался на столпе, сражаясь с бесчисленными полчищами демонов, причем последние шестнадцать лет своей жизни он уже не имел силы стоять и боролся лежа. Но сам по себе столп – это символ духовной высоты и восхождения, это образ оторванности от мира и стремления к Небу. И наша душа, дорогие братья и сестры, где бы мы ни находились и чем бы мы ни занимались, призывается к тому, чтобы стоять пред Богом свечой, стоять не сдаваясь и восходить по духовным ступеням духовного совершенствования. Святые отцы говорили о том, что мы не можем иметь власть над внешним миром, но можем иметь власть над собой и можем совершать добрые дела по отношению к ближним. Но самое сложное, ответственное, трудное и высокое дело, которое не имеет никакого посредства и которое оказывается внутренним делом между человеком и Богом, – это внимание к собственной душе. Святые отцы с особым трепетом воспринимали древнее изречение «познай самого себя», 29 которое свт. Василий Великий в IV в. перефразирует во «внемли самому себе». Его трактат о внимании себе завершается следующими глубочайшими словами: «Внемли себе, чтобы внимать Богу». 30 «Внемли себе, чтобы ты был способен различить вредное от спасительного». 31 «Внемли себе, то есть со всех сторон охраняй себя. Имей неусыпающее око души для хранения себя». 32 Внимание к своей собственной душе и есть то высокое восхождение, то стремление к небесным именам, когда Царство Небесное внутри нас есть. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Старица часто вспоминала о своём чудесном избавлении, чтила день памяти Апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы Апостолов… Во время войны Агапия попала на принудительные работы в Германию… Из воспоминаний Марфы: – Рассказала мне Матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома остались дети или больные старики и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама Матушка еще до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев… Однажды нагнали ее на дороге несколько человек мужчин… Стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Невдалеке увидела стог соломы и побежала к нему, чтобы укрыться от бандитов… Добежала до стога, спиной к нему прижалась, и Матерь Божию со слезами и просила не оставлять ее. Бандиты вокруг стога бегали, ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а Матушка посмотрела на себя и увидела, что она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые… Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели. Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память. Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?» – 1916 – ответила я. – А я на 6 лет тебя старше. По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева. «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит… Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица. Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Считаем более вероятным, что последний стал иеромонахом и духовником обители уже по смерти Сергия. Говоря о Епифание, обыкновенно указывают еще черту его жизни, клятую из приписываемого ему похвального слова Сергию, где автор намекает на свое странствование в Царьград, на Афон и в Иерусалим 97 . Для истории известного литературного направления на Руси XV в. было бы очень любопытно это известие об одном из· первых его представителей, если бы в упомянутом слове не было и других черт, обнаруживающих в нем участие позднейшей руки, как увидим ниже. Есть хороший список этого слова полов XVI в., в заглавий которого замечено: творение инока Пахомия Святыа Горы» 98 . Может быть, это указывает в Пахомие не автора, а только позднейшего редактора слова, которое в таком случае имело одинаковую судьбу с житием Сергия, написанным Епифанием, т. е. было дополнено вставками Пахомия. По крайней мере форма, в какой выражено приведенное известие похвального слова, очень идет к страннической судьбе Пахомия, водившей его с Афона в Москву, оттуда в Сергиев монастырь, в Новгород, опять в Москву, потом в Кириллов монастырь на Белоозеро и опять в Сергиев монастырь и в Москву. Таким образом Епифаний стоял близко к двум самым видным деятелям в русской церковной жизни второй половины XIV в. и мог вынести обильный и надежный материал для их биографии, а пребывание в двух монастырях. богатых средствами книжного образования, поставило его в уровень с тогдашними литературными требованиями агиобиографии. Многочисленные тексты, приводимые Епифанием в обоих житиях, показывают близкое знакомство его с Св. Писанием; по цитатам в трудах его видно также, что он читал хронографы, палею, лествицу, патерик и другие церковно исторические источники, также сочинение черноризца Храбра В житии Сергия он приводит выдержки из житий Алипия в Симсона столпников, Феодора Сикеота, Евфимия Великого, Антония. Феодора Едесского, Саввы Освященного, Феодосия и Петра митрополита по редакции Киприана; наконеп характер изложения обличает в Епифание обширную начитанность в литературе церковного красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010