С одной стороны, столпничество явилось как противоположность языческому культу гор и холмов, которые, как известно, считались обиталищами языческих богов. С другой стороны, известно, что заключение на столпы или в столпы некогда служило наказанием 397 . Святые столпники, сознавая себя великими грешниками и преступниками перед Богом, добровольно наказывали себя тем способом, который существовал в стране в отношении к гражданским преступникам. Столпы были для подвижников своего рода крестами, на которых они распинали свою плоть, подвергая ее всевозможным лишениям и жестокому влиянию погоды. «Владыце подобяся, на столп взошел еси, яко на крест», – говорится в стихире прп. Симеону Столпнику . Как добровольное мученичество, столпничество как бы явилось на смену реальному мученичеству от гонителей, возникнув именно тогда, когда подвига мученичества в империи уже не стало. Столпники (как и преподобные вообще), продолжили дело мучеников, став для своего поколения тем, чем были мученики для первых христиан, – живыми свидетелями веры, образцом чистейшей нравственности, укреплением колеблющихся, орудием обращения для неверных 398 . Основателем столпничества считают прп. Симеона Столпника (ок. 390–459), но есть свидетельства, что этот вид подвижничества появился еще ранее. Так, прп. Ефрем Сирин (†373) в 29-м поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. В V–X вв. пример св. Симеона имел многих последователей, в том числе прп. Даниила (V в.), прп. Иоанна и прп. Симеона Столпника Младшего (VI в.), прп. Алипия (VII в.) и др. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (столпники, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания 399 . Столпничество было особенно распространено в Сирии и Палестине в IV–VII веках. Сирийские иноки принесли эту традицию и в Грузию. В других местах столпники были редки. В Римской Церкви этот подвиг не привился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

213 Толковая Библия, XII, 544. Однако лучше в этом случае согласиться со св. Андреем, указывающим здесь печать Креста. 219 При этом попутно св. Андрей приводит мнение некоторых святых, что они видимы в свойственных им телах или, по мнению других, как не подлежащие троякому измерению – в длину, ширину и высоту, что свойственно вообще телам, являются не в своем естестве, но принимают вид и образ по произволению Божию. 245 Место это является наименее удачным в объяснении символа. Не страсти олицетворяются здесь в человеческом лике, а лик сам получает вид страсти. 249 Но вполне возможно, что уклон торжественных слов ангела направлялся в другую сторону; что не будет уже времени (а с ним и возможности) для покаяния и для исправления грешников. 264 То обстоятельство, что Иоанн умалчивает об этом третьем свидетеле, нас не должно смущать, ибо не мог же он видеть самого себя. 274 Ибо, как известно, при окружении Иерусалима Титом все христиане из иудеев ушли в нагорный городок Пеллу, где и спаслись. 281 Житие св. Алипия (26 ноября). При таком понимании приобретает особенный смысл вообще подвиг столпничества, как и 1000-суточное коленопреклоненное стояние преп. Серафима на камне. 293 По представлению св. Иоанна Златоуста , «действия антихриста будут насильственными... Антихрист придет на человеческую погибель, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в это время. Все приведет в смятение и замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью и беззаконными повелениями; он насильственно будет похищать все ему не принадлежащее» (Оксиюк, 613). 295 Однако в словах о ведении в плен и об убиении мечом, помимо ближайшего и наиболее полного применения их к деятельности антихриста, нельзя не видеть и общего уклона их и оттенка – в смысле, так сказать, принципиального осуждения всякой вообще политики, зиждущейся на мече и цепях насилия как именно на коренном принципе. Ибо ведь так и сказано: кто ведет в плен... кто мечом убивает... (параллельное последнему евангельское выражение еще более известно: Возврати (ап. Петр) меч твой в место его, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф.26:52 ). Так явно запрещено всякое самоинициативное, от себя в исторический обиход вводимое убийство и насилие, самовольное пленение личности другого... Даже и в государственном обиходе христианство допускает и попускает это как внешнюю принадлежность не по-евангельски сложившегося данного исторического уклада, но – горе тому, кто от себя вносит и закрепляет это начало, в корне противное духу христианства, эгоистического в своей природе насилия и кровавой расправы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

23 .   Священномученика Сисиния Кизического. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ. Ирмос: χ. πλ. β. ν περ. 23 .   Св. Григория епископа Акрагантского; канон с акростихом: τν θαυματουργν Γρηγριον θαυμσω, ωσ, χ. πλ. δ. Ирмос: τ συντρψαντι πολμου. Начало: Τα το Πνεματο κτσι. Всех тропарей должно быть 37, а их 33; опущены тропари между первой и третьей песнями канона на буквы: α, υ, μ, α. То же в Славянской Печатной. 24 .   Св. великомученика Меркурия (по Греческой Печатной Минее память 25 ноября, а в Евергетидском Типике под 26); канон с акростихом: Μερκουρου με τ σθνο υλατττω, ωσ. χο πλ. δ. Ирмос: κεκομμνη τν τομον τεμε. Начало: Μετ τ νω χορεα. То же в Славянской Печатной. 25 .   Священномученика Климента, папы Римского. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: θεα σε κλμα μρτυ μπλου σβω, ωσ. χο δ. Ирмос: νοξω τ στμα μου. Начало: Θρν παριστμενο τ τρισηλου Θετητο. Idem у Ягича, не надписан и без акростиха. 674 В Славянской Печатной этого канона нет, но есть канон Θεονου, на который есть указание в примечании Греческой Печатной Венецианского издания 1880 г. Афонский Пролог 769 отмечает оба канона: а)     Θεονου б)     ωσ. 26 .   Преподобного Алипия Столпника из Адрианополя; канон с акростихом: χαρων παιν το λυπου πνου, ωσ. χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. Начало: Χριτο πεπλησμνο. То же в Славянской Печатной. В Афонском Прологе 769 указан канон на другой глас и ирмос, именно: ν βυθ κατστρωσ ποτε (2 гл.). Не есть ли это второй канон Преподобному Алипию? 26 .   Св. Силы, епископа Коринфского. По Афонскому Прологу 769, καν. ωσ. Ирмос: ν περ (6 гл.). 27 .   Преподобного Палладия. В Славянской Печатной Минее канон с акростихом: « твое почитаю, всеблаженне отче, жumie». Иосиф. Глас 4-й. Ирмос: «Отверзу уста». Начало: « Божественными свтлостями озаряемъ, преподобне». В IX песни ясно усматривается имя ωσ. В Греческой Печатной Минее Венецианского издания 1880 г. есть примечание относительно этого канона, что он ποημα ωσ с акростихом: τν σν γεραρω πμμακαρ βον πτερ. Ирмос: νοξω τ στμα μου. Мы видели Греческий текст этого канона в рукописной ноябрьской Минее за 31, в библиотеке Афонского монастыря Δοχειαρου с тем же самым акростихом, ирмосом и гласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25.Отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римскаго (101), и Петра, архиепископа Александрийскаго (311). Святителя Климента, архиепископа Охридскаго. Преподобнаго Петра молчальника (ок. 429). 26. Преподобнаго Алипия столпника (VII). Освящение храма великомученика Георгия в Киеве (1051–1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (1731). Преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (ок. 1388). Преподобнаго Иакова отшельника (457). 27. Празднование иконе Божия Матери, именуемыя «Знамение». Знамение Пресвятыя Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобнаго Палладия (VI – VII). Святителя Иакова, епископа Ростовскаго (1392). Благовернаго князя Новгородскаго Всеволода, во святем крещении Гавриила, Псковскаго чудотворца (обретение мощей, 1192). Преподобнаго Феодосия Терновскаго (1363). Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобнаго Романа (V). Икон Божия Матери «Знамение», Курския (1295), Абалацкия (1637), Царскосельския и Серафимо-Понетаевския (1879). 28. Святаго преподобномученика и исповедника Стефана Новаго (767). Мученика Иринарха и с ним 7 жен (303). Святителя Феодора, архиепископа Ростовскаго (1394). Мучеников Стефана, Василия, Григория, другаго Григория, Иоанна и иных многих (VIII). 29. Святаго мученика Парамона и с ним 370 мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобнаго Акакия Синайскаго (VI). Преподобнаго Нектария Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Авива, епископа Некресскаго (VI) (груз.). 30. Святаго апостола Андрея Первозваннаго (62). Святителя Фрументия, архиепископа Индийскаго (Ефиопскаго) (ок. 380). Месяц Декабрь 1. Святаго пророка Наума (VII в. до Р. X.) Праведнаго Филарета Милостиваго (792). Мученика Анании Персянина. 2. Святаго пророка Аввакума (VI в. до Р. X.). Преподобнаго Афанасия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок.117б), и другаго Афанасия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Мученицы Миропии (ок. 251). Преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Преподобнаго Исе (Иессея), епископа Цилканскаго (VI) (груз.). Святаго Стефана Уроша, царя Сербскаго (1367).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26 Великомученика Димитрия Солунского 27 Мучен. Нестора. Преподоб. Нестора Летоп. 28 Мучеников Терентия и Неонилы 29 Преподоб. мучен. Анастасии. 30 Священ. муч. Зиновия и Зиновии 31 Апостолов Стахии, Амилия и Наркисса Месяц ноябрь 1 Бессребренников Космы и Дамиана 2 Мученик. Акиндина и Пигасия 3 Муч. Акепсимы, Иосифа и Аифала 4 Преподобного Иоанникия Великого 5 Мученика Галактиона. Св. Ионы Новгород. 6 Святого Павла. Преподоб. Луки 7 Мученика Иерона и с ним 33 мучеников 8 Собор Архистратига Михаила 9 Мучен. Онисифора и Порфирия 10 Апостол. Ераста, Олимпа и Родиона 11 Мучен. Мины, Виктора и Викентия 12 Святого Иоанна Милостивого 13 Святого Иоанна Златоустог о 14 Святого Апостола Филиппа 15 Мучеников Гурия, Самона и Авива 16 Апостола и Евангелиста Матфея 17 Святого Григория епископа 18 Мучеников Платона и Романа 19 Прр. Авдия. Преподоб. Варлаама 20 Преподобного Григория. Святого Прокла 21 Введение Пресвятой Богородицы 22 Апостола Филимона. Святого Михаила 23 Святого князя Александра Невского. Святого Митрофана еписк. Воронежского 24 Великомучен. Екатерины. Мучен. Августы 25 Свят. мучен. Климента и Петра 26 Преподоб. Алипия. Святого Иннокентия. 27 Великомученика Иакова Персянина 28 Преподобномученика Стефана 29 Мучен. Парамона. Препод. Нектария Печер. 30 Святого Апостола Андрея Первозванного Месяц декабрь 1 Прр. Наума. Святого Филарета 2 Прр. Аввакума. Преподоб. Афанасия 3 Прр. Сафонии. Прп. Саввы 4 Свят. Великомученицы Варвары 5 Преподобного Саввы Освященного 6Святого Николая Мирлик. Чудотворц 7 Святого Амвросия, еп. Медиоланского 8 Преп. Патапия. Апостола Сосфена 9 Зачатие Святой Анны 10 Мучен. Мины, Ермогена и Евграфа 11 Преподоб. Даниила и Луки Столпника 12 Преподоб. Спиридона Тримифунтского 13 Мучеников Евстратия и Авксентия 14 Мучеников Фирса, Левкия и Филимона 15Священномуч. Елевферия. Пр. Павла. 16 Прр. Аггея. Блаженной Феофании 17 Прр. Даниила. Св. Анании 18 Мученика Севастиана. Святого Модеста 19 Мучен. Вонифатия. Святого Григория 20 Святого мученика Игнатия Богоносца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

26 . Прп. Алипия столпника; освящение церкви св. вкмч. Георгия, яже в Киеве у златых врат; прп. Иакова отшельника, свт. Иннокентия, первого еписк. Иркутского. Свт. Иннокентий Иркутский († 1731 г.) своими честными мощами убедительно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Церковь Христова, полная благодати Св. Духа. 27 . Вкмч. Иакова Персянина, прп. Палладия. Знамение Пресв. Богородицы, бывшее в Великом Новеграде; Свт. Иакова еписк., Ростов. чудотв., прп. Романа чудотв.; обретение мощей св. кн. Всеволода, во св. крещении Гавриила, Псков. чудотв. Св. Иаков Персянин († 421 г.) подвергнут был за исповедание христианской веры страшным мучениям. У него, по повелению Персидского царя Исдегерда, последовательно, один за другим, отрезали все члены тела, притом так, что каждый палец рук и ног отдельно. Не смотря на страшные мучения, св. Иаков немолчно прославлял Господа и, когда отрезали у него 4-й палец ноги, сказал: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, силою четвероконечнаго креста спасающаго мя». На чудотворной иконе Знамения Божией Матери, находящейся в Новгороде, Спаситель изображен с обращенною к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. 28 . Прпмч. Стефана Нового; мч. Иринарха и с ним 7 жен, мчч.: Василия, Стефана, двух Григориев, Иоанна и мн. др. 29 . Мч. Парамона и с ним 370 мчч.; прп. Акакия, иже в Лествице свидетельствованного; мч. Филумена, прп. Нектария Печерского. 30 . Св. ап. Андрея Первозванного; свт. Фрументия, архиеп. Индийского. Св. ап. Андрей Первозванный был распят на четвероконечном кресте, (на подобие буквы X), но, «пришел ко кресту, не поругался, яко ныне врази Христовы поругаются», а сказал: «благословен буде кресте, иже плотию Христовою освящен»; при этом «и инии велию честь и поклонение кресту сотвориша» (Кир. кн. л. 174 об. –175). Декабрь 1 . Прор. Наума, мч. Анании, свт. Филарета Милостивого. 2 . Прор. Аввакума, прп. Афанасия, затворника Печерского; прпп.: Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила; мц. Миронии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

341 Из Константинополя привезен Людовику Сфорце, приобретен Павлом V. В двух томах, в лист, 1613 [PG 117:9–332]. См. Срезневский И. И. Греческие лицевые четьи-минеи Х в. византийского императора Василия Македонянина//Христианмские древности и археология. 1. 1862. 4. С. 9–11. 342 Рукопись имеет посвящение Василию вообще, и кард. Бароний относил ее к Василию Македонянину, но так как император назван в посвящении «λιος τς πορφρας, Βασλειος, τ θρμμα τς λουργδος», то Аллаций указал на Василия II, а Угелли, найдя под 16 декабрем св. Феофанию, жену имп. Льва VI, умершую в 894 г., и других святых, живших после Василия I, подтвердил это мнение Аллация, ныне всеми признанное: Ughelli F. Italia Sacra, sive De episcopis Italiae et insularum adiacentium. T. VI. Venetiis, 1659. P. 1049–1050. См. указ. ст. акад. Срезневского, с. 10. 343 Лабарт находит лучшими работы Пантолеона и Нестора: Labarte J. Histoire des arts industriels. T. III. Paris, 1865. P. 62. 344 А также в подлиннике Дионисия, что должно объясняться его поздней редакцией: Didron A. N. Manuel d " iconographie chrétienne. Paris, 1845. P. 138, 312. 346 Crowe J. A., Cavalcaselle G. B. Geschichte der italienischen Malerei. T. I. Leipzig, 1869. S. 230 указывают тот же мотив во фресках Джотто в Падуе. 347 Платона, Панкратия, Екатерины, Клима, Пахомия, Александра, Меркурия, Алипия Столпника, Андрея Первозванного и др. 349 Об этом обычае помещать месяцесловы при греческих Евангелиях и Апостолах подробно говорится в соч. Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. Т. I. М., 1875. С. 68–112. 350 Описание и рисунки в соч. Даженкура: Seroux d " Agincourt J. B. Histoire de l " art. Paris, 1823. T. III. Peinture. P. 70. T. V. Pl. lvii. 351 См. мозаику с тем же апокрифическим сюжетом в мечети Кахрие-Джами (бывшем м-ре Хора) в Константинополе: Кондаков Н. П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси (Μον τς Χρας) в Константинополе//Записки Имп. Новороссийского университета. 31. 1880. С. 34–35. Табл. 81. 352 [Заметка Кондакова на поле книги:] Не от одной канонизации. Интерес не в одних догматах, – мистицизм и восточные сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

γ.) Переменял форму подлинника: надгробное или Похвальное слово в простой исторический разсказ. Так в житии Пр. Алипия столпника (см. о нем выше под 26 ноября) сглажены все признаки живого воспоминания о недавно почившем; нет чувства горькой утраты его, как это выражено в подлиннике. Живой разсказ от своего лица изменил в безличное повествование. Из множества примеров можно опять указать на житие Пр. Феоктисты Лезбосской (9 ноября из Метафраста). В подлиннике это житие разсказывает от своего лица монах Симеон Метафрасту , который и передает этот разсказ, как он происходил на самом деле. В наших четьих-минеях подробности жития Преподобной, разсказанные монахом, удержаны, но сама форма разсказа от первого лица заменена простою повествовательною, где обращается внимание на одни факты, а не на разскащика, даже собственное имя его заменено нарицательным. Форму разговорную обращает опять в повествовательную. Это изменение часто можно встречать в сказаниях о страданиях Святых. В подлиннике описывается разговор между мучителем и мучеником, а в славянских четьих-минеях для краткости этот разговор опускается, и заменяется одним намеком на разговор. δ.) Приводил посторонние свидетельства без перемены в дополнение, или подтверждение повествования. Так в описании страдания св. мученик, Назария, Гервасия, Протасия и Келсия (14 окт.) сделаны выписки, в виде дополнения к Метафрасту, из сочинений Павлина и Амвросия, об открытии мощей сих Святых. ε.) Или только указывал на согласные свидетельства о предмете повествования других историков, без выписки их. Таких примеров в наших четьих-минеях весьма много. Все, сказанное доселе о составлении жизнеописаний, относится преимущественно к внешней их форме. Но есть еще критическая сторона в четьих-минеях, которая показывает, что св. Димитрий заботился об удовлетворении требованиям исторической истины. Критические замечания св. Димитрия обыкновенно присоединяются к концу жизнеописаний в виде примечаний. Большая часть сих замечений состоит в различении одного Святого от другого, ему соименного, иногдаже в уничтожении кажущагося различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Бог нам прибежище и сила (Пс. 45, 2). Часто, часто да возводим очи наши к Живущему на небесех, – очи сердца благоговеющего, верующего, любящего, кающегося, молящегося, уповающего, благодарящего. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны (Пс. 122, 2). И как ущедрял много, так верно и ущедрит, если охраним, или очистим себя от неправд и нечистот, от которых Он отвращает Свое пречистое око. Аминь. (Составлено с дополнениями исторической части по «Словам и речам» Филарета, митр. Московского, т. V, изд. 1885 г.). Двадцать шестой день Поучение 1-е. Преп. Алипий Столпник (Уроки из его жизни: а) нет разумного основания бояться так называемых «нечистых мест» б) кладбище – весьма назидательный учитель для христиан) I. Npen. Алипий, память коего совершается ныне, проводил свою святую, уединенную жизнь на одном из древних языческих кладбищ. Это место было для всех страшно; никто не жил по соседству с этим кладбищем. Алипий знал, что все избегают этой пустыни – и поселился в ней. Он избрал себе для жилья один гроб, над которым возвышался каменный столб с идолом. Но святой идола сбросил, а на место его утвердил крест и не боялся никаких ужасов. Чрез несколько времени он устроил здесь и церковь. II. Две душеспасительные истины предлагает нам жизнь преп. Алипия. а)  Первая та, что всякое место освящается богоугодной жизнью, и посему не должно бояться, так называемых, «нечистых мест», против которых у христианина есть всесильное оружие – Крест Христов. У нашего простого народа есть вера в так называемые нечистые места, с которыми он связывает разные страхи и ужасы. Иногда даже новопостроенный дом оказывается на недобром месте, и его стараются перенести на другое. Кто твердо верует в Бога, надеется на Него и, когда нападает страх, не забывает осенить себя крестом, того Бог сохранит во всяком месте и благополучно устроит жизнь его. Вот несколько примеров силы крестного знамения, которое не только разгоняет мнимые страхи и вселяет в душу христианина мир и спокойствие, но и способно прогонять диавола, виновника всякого зла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010