Итак, св. столпники находились под особым воздействием на них благодати Божией, приготовлявшей их к высшим подвигам столпостояния. О некоторых из них даже известно из житий, что их предизбрание быть путеводными светилами для ищущих спасения выражалось в знаменательных видениях, бывших их родителям, да и самое рождение св. столпников, как действие ближайшего попечения Божия, приготовляло их к чему то особенному в путях промысла Божия. Так, мать св. Алипия пред его рождением видела во сне, что она как будто держит на своих руках агнца, очень красивого, и на рогах у него – две заженные свечи. А когда родился св. Алипий, то «некая божественная светлость велия храмину исполняше». Эти видения служили знамением благодати Божией и светлости его добродетелей, «яко имеяше свет быти миру». После снова было видение его матери: весь адрианопольский народ стекался к её дому, воспевая рождение младенца» 889 . В житии св. столпника Даниила рассказывается, что его мать, долго не имевшая детей и подвергавшаяся за то упрекам со стороны мужа, так и своих родных, обратилась с молитвою к Господу о разрешении своего неплодства и дала обет посвятить «дарованное» Богу, «якоже древле Анна Самуила». Уснув после молитвы, она видит видение! 2 больших светильника на подобие блюд спускаются над её главою; «то бяше, говорится в житии, прознаменование имущего произыти из нея такового плода, иже сиянием добродетелей паче звезд будет светлейший». Вскоре у неё родился сын и ему не давали имени в течении 5 лет, «но от Бога тому нарещися желаху, да иже Божиим дарованием родися, той от Бога и имя себе приимет». Родители с этой целью взяли новорожденного и отправились с ним в ближайший монастырь с просьбою к игумену – дать их сыну имя. Игумен сказал им, «яко тем именем его подобает нарещи, еже Сам открыет Бог». Взяв Библию , он раскрыл ее и «обрете некая словеса св. пророка Даниила, и разумев, яко тако благоволит Бог, да тоеже пророческое имя и тому наречется отроку, именова его Даниилом: отнюдуже знаменовашеся, яко имеяше той отрок великому оному пророку, якоже именем, тако и нравы быти подобен» 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Книга историка Михаила Петровича Погодина (1800–1875) " Простая речь о мудреных вещах " . — М., 1873 — Сост. 37 Книга протоиерея, магистра богословия Григория Михайловича Дьяченко " Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой как богоподобной духовной сущности. С приложением рассказов и размышлений, приводящих к признанию духовного мира вообще " . В 3 ч. М., 1900. И добавление к книге — " Из области таинственного. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира " (М., 1900) — Сост. 38 День преподобного Алипия Столпника († 640) отмечается по новому стилю 9 декабря — Сост. 39 Добротолюбие представляет собой сборник творений святых отцов, преимущественно аскетического содержания: св. Иоанна Лествичника, преп. Нила Синайского, преп. Аввы Дорофея, свв. Варсонуфия и Иоанна, преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, св. Иоанна Кассиана и других подвижников — Сост. 40 Ирмос (связка) — песнопение, входящее в состав канона — произведения, исполняемого на утрене и во время некоторых других богослужений. Канон состоит из девяти частей — песен. Ирмос же " связывает " песни между собой — Сост. 41 Даты праздников указаны по старому стилю — Сост. 42 В книге " Божьи люди " (глава " Оптина " ) митрополит Вениамин поместил рассказ одного из насельников Оптиной Пустыни (о. Иоиля, бывшего свидетелем посещения Л. Н. Толстым преп. Амвросия Оптинского († 1892): " Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей хибарки. Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: " Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня! "  — Сост. 43 Перепись населения проводилась в конце 1936 — начале 1937 года. Опрашиваемые должны были отвечать, среди прочих предложенных им вопросов, и на вопрос о принадлежности к вероисповеданию. Перепись была объявлена " вредительской " , результаты ее не были опубликованы. О ней упоминает в своей книге " Верую… " писатель Л. Пантелеев (Пантелеев Л. Верую…: Последние повести. Л., 1991. С. 63–65). — Сост. 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Когда же Цареградский патриарх или царь Василий Порфирородный предписал проту Святой горы Афонской, чтобы во всех обителях там пели эту песнь после возгласа иерея: „Изрядно о Пресвятой, тогда не все афониты подчинились этому предписанию. Между ними нашлись ревнители старины. К числу таких ревнителей принадлежал и тот безмолвник. Ему нелюбо было литургическое нововведение. Однако совесть, надо полагать, упрекала его за непослушание Великой Церкви Христовой и за отщепенство от прочих собратий на Афоне, ублажавших во время литургии „Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Под влиянием такой внутренней борьбы он ночью, после долгой молитвы пред иконою Богоматери, стал как сам не свой и в таком возбужденном состоянии души увидел зрак архангела Гавриила, некогда благовествовавшего Пресвятой Марии радость велию, и услышал от него повеление петь древнюю песнь „Достойно есть, которая в видении его в ту же минуту писалась перстом архангела как бы на плите. „Называйте это событие как хотите: чудесным, сверхъестественным, или естественным, психическим. Но оно совершилось и повлияло на многих упрямых афонитов так, что они приняли литургическое нововведение ( Порфирий (Успенский) , еп. Афон. [История Афона: В 3 ч. Киев, 1877.) С. 168)» (Дневник студента. С. 85–87). Празднование в честь иконы «Достойно есть» совершается 11 (24) июня. 302 В печатном издании Дневника дается краткое описание: «Соборный храм во имя Преображения Господня. Стенная живопись довольно древняя, как это видно из надписи над главной дверью, ведущей из притвора в храм, – 7048 (1540) г.; но представляется еще довольно светлою. Прикладывались здесь к мощам. Между прочим здесь находится часть правой ноги праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; рука святого Евстратия; глава святого Алипия столпника, именем которого назывался некогда монастырь вблизи Котломуша, следов которого теперь не существует» (Дневник студента. С. 88). Более подробное описание мощей в монастыре Котломуш см.: Краткое описание монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Котломуш, Кутлумуш (греч. Κουτλουμοσου) – греческий монастырь в честь Преображения Господня, основание которого относится разными исследователями к периоду с X по XIII вв. В 1393 г. патриарх Антоний провозгласил Кутлумуш патриаршим и ставропигиальным монастырем. Однако уже к середине XV в. монастырь пришел в упадок, а затем почти полностью выгорел в результате страшного пожара 1497 г. Восстановление монастыря совершилось при поддержке господарей дунайских княжеств, а позже – с помощью влиятельных греков. После нового пожара в 1767 г. монастырь был возрожден стараниями своего бывшего насельника, Александрийского патриарха Mamфeя III . В 1856 г. грамотой Константинопольского патриарха Кирилла VII в Кутлумуше был вновь введен общежительный устав. В монастыре – пятиглавый собор Преображения Господня (1540 г.), в котором сохранились фрески XVI в., и девять церквей. Среди монастырских реликвий – часть Животворяшего древа Креста Господня, частицы мощей; руки мч. Евстратия, левой стопы праведной Анны, матери Богородицы, главы прп. Алипия Столпника, руки сщмч. Харалампия, руки свт. Григория Богослова , главы св. Елевферия, глав вмц. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и др. святыни. В библиотеке Кутлумуша около 600 древних рукописей и 3500 книг. К началу XXI в. братия насчитывала около 30 монахов. Ксенофонт Ксенофонт, Ксеноф (греч. Ξενοφντος) – монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и расположенный на юго-западной стороне Святой Горы. В XII–XV вв. монастырь многократно приходил в упадок от набегов сарацин, крестовых походов, поборов турок, однако каждый раз возрождался и перестраивался. В 1545 г. он снова был отстроен стараниями влахийского господаря Матфея Бесараба и его бояр Дуки и Радулы, так как в это время в монастыре подвизались болгары и сербы. К концу XVII в. все славяне из Ксенофонта были вытеснены греками, в 1784 г. в нем был вновь введен общежительный устав. Монастырь имеет два собора в честь вмч. Георгия: старый (начала XVI в.) с сохранившимися фресками и новый – один из красивейших на Афоне (1809–1819 гг. постройки), а также восемь параклисов. Среди святынь монастыря – частицы мощей вмч. Марины, св. Модеста, вмч. Иакова Персиянина и др. В монастырской библиотеке сохранилось более 300 рукописей и 4000 старинных книг. К началу XXI в. в Ксенофонте подвизалось около 40 монахов. Ксенофонту принадлежит Благовещенский скит, основанный в 1760 г. Ксиропотам

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели.    Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память.    Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?»    — 1916 – ответила я.    — А я на 6 лет тебя старше.    По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева.    «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит... Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица.    Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.    Из воспоминаний Инны Александровны:    — Мы с мамой вернулись из эвакуации в Киев. Это было в 1947 году, и стали ходить к отцу Дамиану в Киево-Печерскую Лавру за советами, наставлениями... Тогда же мама мне указала на худенькую, стройную женщину, аккуратно причесанную... Мама сказала, что ее зовут Липа, живет она в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом, проводит ночи без сна в непрестанной молитве... У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей... Духовным отцом Липы был наместник Лавры архимандрит Кронид. По воспоминаниям самой матушки Алипии: когда заканчивалось служба в церкви, он подходил к ней, давал сухарей и говорил: «Ну что, нагрелась, ешь и иди спасайся». Она, послушная своему духовному отцу, покорно удалялась к большому дереву, забиралась в дупло, в котором можно было, только полусогнувшись стоять. Когда же зимой снег заметал так, что из дупла нельзя было выбраться и она не шла в церковь, отец Кронид сам пробирался к ней, приносил в мантии сухарей, окликал: «Ты не замерзла?» Оставлял приношение и свое неизменное слово «спасайся» и уходил в Лавру, оставляя подвижницу на попечение длительной, зимней ночи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мимоходом на Ивер я несколько раз бывал в Кутлумуше и в каждую пору с наслаждением любовался из фондаричного окна на виды, которые открывает даль и самая даже гора; отсюда видна отшельническая келлия братьев Кореневых, о которых я писал вам ранее. Признаюсь, что местность Кутлумуша – редкая по красоте своей и удобствам экономической части. Близ этого монастыря мы находим хрен, до которого слишком лакомы русские и которым пренебрегают греки; в окрестностях Кутлумуша вьется местами и пустынный хмель, который временем идет у нас для квасу, редкого на Святой Горе и совершенно неведомого для греков, так свыкшихся с лозною амброзиею, как грудное дитя с матерним млеком. Между священными предметами в Кутлумуше находятся части мощей: рука святой мученика Евстратия, перст святой мученицы Марины, святого мученика Кирика часть стопы ножной и левая рука, святого Евстафия Плакиды кость от ноги, значительной величины, святого Алипия Столпника глава, святого Харалампия кость от челюсти и рука, часть правой ноги святой праведной Анны... Афонская пустыня общежительная При памяти о тебе, особенно на Афоне в это время, я невольно должен спросить тебя: какова твоя жизнь и как ты чувствуешь себя? При твоих добрых качествах и евангельской настроенности духа мне жаль тебя, брошенного в мире без опытного и сильного руководителя... Особенно мне жаль и я боюсь за тебя, потому что ты окружен хладною толпою искателей временного наслаждения, что ты постоянно остаешься в виду всякого соблазна при твоей юности, при пылкости и поэтической нежности сердца: что с тобою может случиться?.. Кто тебя оттолкнет от той пропасти, над которою ты поставлен обстоятельствами твоей собственной жизни и взаимностью общения твоего с миром? Конечно, никто, кроме Бога... Итак, молись Ему, и Он поддержит тебя в минуты твоей сердечном опасности. Не бойся плотской брани; ратуй против страстей и, как скоро позволят обстоятельства, беги в пустыню, потому что она невольно располагает нас к безмолвию и к очищению мысли от скверн плотских, потому что от многих греховных случаев мы далеки в пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

На Карее имеет пребывание турецкий ага, представитель гражданской власти Афона. Близ Кареи особенно замечательны келлии: Достойно есть и Патерица. Первая замечательна тем, что в ней прежде находилась чудотворная икона «Достойно есть»; вторая – тем, что в ней доселе сохраняется патерица (посох), принадлежавшая некогда великому Савве Освященному, и перешедшая потом во владение преподобного Саввы Сербского . Для поклонников на Карее есть монастырские кунаки, или подворья, в том числе и Русского Пантелеймонова монастыря. С Карии по всем направлениям Святой Горы расходятся пустынные стези. Поклонникам лежит путь на Котломуш, до которого четверти часа ходу. 11. Котломуш (Киновия-общежитие) Главный храм – Преображения Господня. Предмет благоговейного поклонения и паломнического внимания составляют в этом монастыре части мощей следующих святых: Рука св. Евстратия; часть правой ноги святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; части левой ноги и руки св. Кирика; перст св. муч. Марины; кость от ноги св. Евстафия Плакиды; глава св. Алипия Столпника; рука и часть челюстей св. Харалампия; частица животворящего Древа. Кроме главного храма, здесь есть еще параклисы, или малые храмы: 1) трёх Святителей: 2) Космы и Дамиана. Котломуш основан Греческим императором Алексием Комнином в 12 веке. Во владении Котломуша замечательна келлия св. великомученика Георгия; там подвизался отшельник Киприан, впоследствии за вольное исповедание Христа Господа и обличение в заблуждении магометан, претерпевший страдания от Турок, сперва в Солуне, а потом в Константинополе, где ему за исповедание веры отсекли голову. Это было в 1679-м году 5 июля в субботу. Великая Константинопольская церковь причислила Киприана к лику новых св. мучеников. Из Котломуша желающие могут пройти в соседственный скит св. великомученика и целителя Пантелеимона. отстоящий от Кареи и от Котломуша на равном расстоянии. От Карии до Ивера – час ходу. Скит святого великомученика и целителя Пантелеимона (находится в ведении и пределах Котломушского монастыря)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Карее находится Протат (монашеское управление св. горы); здесь же имеет пребывание турецкий каймакам, представитель гражданской власти Афона, бывает иноческий базар и находятся подворья всех монастырей св. горы. Тут же почтовая контора и телеграф. С Кареи, по всем направлениям св. горы, расходятся пустынные пути. Поклонникам путь лежит на Котломуш, до котораго четверть часа ходу. 11. Котломуш (Киновия). Главный храм — Преображения Господня. Предмет благоговейнаго поклонения и паломническаго внимания составляют в том монастыре части мощей следующих святых: Рука св. Евстратия; часть правой ноги св. праведной Анны, Матери Пресвятая Богородицы; части левой ноги и руки св. Кирика; перст св. муч. Марины; кость от ноги св. Евстафия Плакиды; глава св. Алипия Столпника, рука и часть челюстей св. Харалампия; частица Животворящаго Древа. Кроме главнаго храма здесь есть еще параклисы, или малые храмы: 1) Трех Святителей; 2) Космы и Дамиана. Котломуш основан в XII веке греческим императором Алексием Комниным. Из Котломуша желающее могут пройти в соседственный скит св. великомуч. и целителя Пантелеимона, отстоящий от Кареи и от Котломуша в равном расстоянии. От Кареи до Ивера час ходу. Скит Св. Пантелеимона (находится в ведении и пределах Котломушскаго монастыря). Находящиеся в сем ските святыни следующия: части Животворящаго Древа Креста Господня; рука св. Тимофея; части мощей св. великомуч. и целителя Пантелеимона; св. Панагиота Кесарийскаго новаго; св. Парфения; св. Параскевы; св. Нила Афонскаго; св. Трифона муч.; св. Арефы; св. великомучен. Меркурия; св. Василия Великаго; св. муч. Кирика; священномуч. Харалампия; св. муч. Евстафия; св. муч. Иакова Персянина; преподоб. Матроны; св. Иакова Апостола. Скит основан в XVIII веке. 12. Ивер (Идиоритм). Соборный храм посвящен в честь Успения Божией Матери. Здесь в отдельном храме при вратах монастырских находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса, (вратарница), или Иверская. В соборном храме Успения, кроме честнаго Древа, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата, левая рука св. Василия, епископа Амасийскаго; нога левая св. Михаила, епископа Синадскаго; рука св. великомуч. и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотинии Самаряныни; глава св. муч. Феодора Пергийскаго; рука левая св. муч. Евпраксии; рука правая св. муч. Параскевы; части св. Василия Великаго, великомуч. Георгия, св. Иоанна Златоустаго; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. первомуч. и архидиакона Стефана; св. ап. Петра; св. евангелиста Луки; св. ап. Варфоломея; св. Афанасия Великаго; св. муч. Меркурия; св. Иоанна Постника, патриарха Царяграда; св. Стефана Новаго; св. Ипатия; св. Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога св. священномуч. Киприана; большая часть главы св. муч. Фотия; глава препод. Иерофея Иверскаго; глава св. муч. Никиты; чело св. Епифания Кипрскаго и миро св. великомуч. Димитрия Солунскаго. Есть также хламида, губа и трость, чрез которыя поруган был Господь от Иудеев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Но Божий свет светит. Ноябрь. День 13. Пасмурно. День 20. Я просил игумена Иоасафа показать мне хрисовул трапезунтского царя Алексея Комнина. Он прислал его мне с старцем Никандром. Я прочел это дееписание и признал его поддельным, и вот почему: 1. Почерк его позднее того времени, в которое жил сей царь. 2. В конце поставлен год ςφν (6550/1042) и прописан буквами, а не словами, как бы надлежало быть этому, по обычаю канцелярий царских. 3. Алексей Комнин царствовал в Трапезунте в XIV веке, как это видно из подлинного хрисовула его, хранящегося в монастыре св. Дионисия на Афоне. Поддельность представленного мне хрисовула объявлена была мною отцу Никандру. Он, выслушав мои отрицания подлинности его, не возражал мне, и взял его назад, молча. Знать, и ему дееписание это казалось недостоверным. Недостоверность его доказывается и самим содержанием его. Вот оно: Афонский пустынник Каллист приходил в Трапезунт, и там являлся сперва митрополиту Феодосию, потом самому царю, и просил его создать на Афоне монастырь. Царь внял его просьбе и, построив Кутлумуш, пожаловал ему Честное Древо Животворящего Креста, стопу св. Анны, главу св. Алипия Столпника, руку св. великомученицы Екатерины, на острове Лимносе метох с пахотной землей в 2100 модиумов, в Сересе церковь Богоматери Милующей, τς γας λεοσης, с принадлежащим ей двором и у реки Стримона метох св. великомученика Георгия, называемый Πμελα, с пахотной землей в 2700 модиумов. Как царь Трапезунта мог давать Кутлумушу имения в названных местах, когда он не владел ими? Ложь не знает ни хронологии, ни истории, ни географии, и в этом просит извинения. День 21. В два часа пополудни я отправился из Кутлумуша в монастырь Иверский и по пути заехал в скит св. Пантелеймона, дабы тамошним подвижникам подать милостыню и узнать, когда и кем основан был этот укромник, в каком состоянии он находится ныне и есть ли в нем что-либо замечательное. Все эти сведения собраны были мною на месте 65 . Скит Пантелеймоновский зависит от общежительного Кутлумуша.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но как бы ни плохо обстояло иногда дело с изданными греческими житиями, особенное затруднение ждёт историка, когда ему приходится пользоваться не самими подлинниками, пока ещё неизданными или неизвестными вовсе, a заменяющими их переводами и изложениями. В этом случае совершенно невозможно доверять каждому слову источника и остаётся брать лишь общий смысл сообщаемого, жертвуя яркостью выражений оригинала, с трудом угадываемых по переводу. Так, в данном исследовании пришлось ограничиться славянскими переводами житий препп. Алипия Столпника, Нифонта, Спиридона Тримифунтского 56 , Власия мниха, Акакия Мелитинского и Петра Афонского 57 ; латинскими переводами житий препп. Аполлинарии, Александра Акимита и Афанасии Эгинской, старинной латинской версией рассказа о перенесении мощей муч. Анастасия Перса; извлечениями из житий препп. Марии Новой и Кирилла Филеота, новогреческими пересказами (у Дукакиса) житий препп. Евфимия Иверского, Даниила Фасосского и Григория Ассийского. И всё же, как ни досадно это плохое состояние значительной части изданных агиографических текстов, оно не должно считаться препятствием, которое делало бы культурно-исторический анализ агиографии преждевременным. Надо считаться с тем, что изучение агиографической литературы находится ещё в столь зачаточной стадии. Её обильные культурно-исторические данные ещё до такой степени не затронуты и не привлечены в качестве исторического материала, что было бы странным лишать себя долее этого столь важного источника единственно вследствие, если можно так выразиться, филологической придирчивости. Мы знаем о Византии ещё слишком мало, нуждаемся ещё в слишком общем абрисе её быта, чтобы ставить свои, по необходимости, предварительные и общие построения, в зависимость от безукоризненного чтения отдельных мест источника. Нужно принять во внимание самый массовый характер этого последнего, нужно доверять ему в его целом, памятуя, что отдельные случайные ошибки с избытком покрываются общей убедительностью впечатления, выносимого из чтения всей житийной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010