В житии Сергия он приводит выдержки из житий Алипия и Симеона столпников, Феодора Сикеота, Евфимия Великого, Антония, Феодора Едесского, Саввы Освященного, Феодосия и Петра митрополита – по редакции Киприана; наконец, характер изложения обличает в Епифании обширную начитанность в литературе церковного красноречия. О житии Сергия он сам рассказывает, что принялся за его отделку 26 лет спустя по смерти святого, то есть в 1417–1418 годах. Нет ясных указаний на время, когда написано житие Стефана-живость чувства скорби, сказывающегося в похвале Стефану, и некоторые выражения в ней делают вероятным мнение, что житие написано вскоре но смерти еиископа 99 . Во всяком случае оно старше жития Сергиева, написанного Епифанием в последние годы жизни: судя по тому, что в последнем он не говорит об обретении мощей святого в 1421 году, он жил не долго после 1418 года 100 . Летописец XV века замечает в конце краткого некролога, который он приложил к известию о смерти Стефана: «Есть же от жития его и книгы сложены, имущи тетратей с двадесять; зде же мало нечто изрекох о нем. 101 Очерк летописца составлен по житию, написанному Епифанием, которое по размерам своим действительно принадлежит к числу самых обширных древнерусских житий. Это произошло главным образом оттого, что Епифаний дал в своем труде широкий простор как красноречию своего пера, так и богатому запасу своей начитанности. Был ли он на Афоне и в других православных центрах просвещения или нет, – но он был хорошо знаком с современной ему русской книжностью и в совершенстве усвоил приемы образцовых произведений церковного витийства на славянском языке, переводных или оригинальных, которые стали размножаться в русской письменности с его времени. По житию Стефана можно составить значительный лексикон тех искусственных, чуждых русскому языку по своему грамматическому образованию слов, которые вносила в книжный язык древней Руси южнославянская письменность 102 . Риторические фигуры и всевозможные амплификации рассеяны в житии с утомительным изобилием; автор не любит рассказывать и размышлять просто, но облекает часто одну и ту же мысль в несколько тавтологических оборотов; для характеристики святого он набирает в одном месте 20, в другом 25 эпитетов, и почти все они – разные 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В монастыре проживает 25 монахов. (обратно) 15 Монастырь Кутлумуш построен на склоне утопающей в зелени горы, недалеко от центра Афона — Карей. Он освящён в честь Преображения Господня и отмечает свой престольный праздник 6 августа. Этимология названия монастыря неизвестна. Большинство исследователей считает, что он основан в XIII b. Кутлумушем — турком, принявшим христианство. Период благосостояния монастыря приходится на XIV b. Игумен обители Харитон, весьма заботившийся о монастыре, неоднократно посещал дунайские княжества, где ему удалось собрать значительные материальные средства. Большую помощь монастырю оказал воевода, правитель Угро-Влахии Иоанн Владислав, справедливо считающийся одним из его ктиторов. К XIV b. относится появление в Кутлумуше румынских монахов. Помимо собора на территории монастыря находится много маленьких храмов и часовен, в т. ч„в честь Матери Божией, св. Наталии, свв. Космы и Дамиана, Всех святых, св. Спиридона, св. Иоанна Крестителя и св. Архангелов. За территорией обители есть еще три храма: св. Трифона, свт. Николая и св. Архангелов. Кутлумушу принадлежат также 18 келий, 3 домика отшельников и греческий скит св. вмч. Пантелеймона, основанный в 1785 г. иноком Хоралампием. Скит представляет собой 12 разбросанных в лесу калив. В общей сложности в разных частях Кутлумушской обители подвизается около 70 братий. В монастыре хранятся следующие святыни: рука св. Евстрафия; часть правой ноги св. и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; часть левой ноги и руки мч. Кирика; перст мц. Марины: часть ноги св. Евстафия Плакиды: глава прп. Алипия Столпника; рука и часть челюсти св. Харалампия; частица Животворящего Древа: левая рука свт. Григория Богослова. Библиотека находится рядом с ризницей и включает в себя 3500 книг и 662 рукописи, из которых 100 — на пергаменте. (обратно) 16 Речь идёт о послушнице прп. Василия. Ученик прп. Григория просил старца ответить, что случилось с Феодорой после смерти. По молитвам прп. Василия Григорий увидел Феодору во сне, и та рассказала ему, что видела после своей кончины и как проходила воздушные мытарства.

http://isihazm.ru/?id=2079

Вдруг заступлением и покровом Божьей Матери вокруг обители распространился густой мрак, так что враги, не смотря на все усилия, не смогли найти монастырских стен, и должны были оставить обитель. Иноки, спасенные столь чудесным образом, в память этого события переименовали монастырь и назвали его: Куртурмуш, т. е. освободившийся от нашествия врагов. В устах простого народа из слова Куртурмуш образовалось Котломуш, как более легкое для произношения. Основание монастыря. На месте нынешнего монастыря издревле стояла небольшая обитель во имя Преображения Господня. Настоящий монастырь основан в XII-м веке иждивенцем Греческого Царя Алексия Комнина. Во время вторжений варварских он был разорен и опустошен до основания, и возобновлен Господарями и воеводами Валахии Неагулом, Радулом и Ведиласом, которые и считаются вторыми ктиторами обители. Во время Греческого восстания Котломуш потерпел много на равне с другими монастырями. Расположение и здания его. Монастырь имеет вид правильного четыреугольника, обнесенного стеной, из которой с южной стороны возвышается высокий пирг (башня). Кельи каменные, в два и три этажа, идут вдоль стены вокруг монастыря; в стене западной на третьем этаже находится обширная, разписанная священными изображениями, трапеза, , а в северной двое железных ворот. Соборная Церковь в честь и славу Преображения Господня утверждается на четырех каменных столбах, над которыми возвышается глава; Церковь – с мраморным помостом, с притвором, увенчиваемым двумя главами. Внутреннее расположение её крестообразно с полукруглыми оконечностями клиросов. В притворе, по правую сторону, стоит большая мраморная чаша для совершения водосвятий. Святыня. В Котломуше находятся следующие части св. мощей: рука св. муч. Евстратия, перст св. муч. Марины, левая стопа и левая рука св. муч. Кирика, большая кость от колена св. Евстафия Планиды, глава св. Алипия Столпника, рука Преподобно-мученика Харлампия, правая нога св. Праведной Анны. Кроме мощей есть значительная часть Животворящего древа. Библиотека. Библиотека в монастыре не значительна, и находится в большом пренебрежении. Много в ней царских грамот; грамот Валахских Воевод, писанных на пергаменте по славянски, и Цареградских Патриархов: Патриарха Дионисия, Парфения ( данная 1640 г.), Каллиста, Кирилла (1624 г.), Антония (1397 г.). Патриаршие грамоты писаны на пергаменте с оловянными печатями. Владения. Земли, находящейся во владении монастыря, довольно. Ему принадлежит и первая пристань на Афонской горе, самая безопасная для кораблей, называемая Калягра. Она находится к востоку от пристани Иверского монастыря в получасовом разстоянии от него и укреплена высокой башней с келлиями, небольшой церковью и с огромными вратами, куда подводятся корабли. К Калягре пристают большей частью, все корабли, плывущие к Афону.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Главная святыня мон-ря - мощи св. Стефана Дечанского, и ныне привлекающие паломников,- хранится в ковчеге, содержащем и др. реликвии: волосы Христа, частицу Животворящего Креста, мощи святых. В ризнице хранятся многочисленные драгоценные кресты, из к-рых наиболее известны кресты царя Душана и св. Стефана Дечанского с частицами Животворящего Креста, а также реликварии с челюстью свт. Григория Нисского, десницей св. Никиты, мощами святых Харалампия, Алипия Столпника, Пантелеимона, Кира, Космы, Дамиана, Мартирия, ап. Фомы и серб. святых Саввы, Георгия Кратовского и Феоктиста (кор. Драгутина). Среди множества энколпионов, кадил, чаш, вотивных предметов и др. произведений прикладного искусства разных эпох в ризнице выделяются костяной панагиар XIV в. с рельефными изображениями Божией Матери «Знамение» и под аркадным фризом - полуфигуры Христа, архангелов, апостолов и др. святых (серебряный оклад - более поздний); панагиар кон. XVI в. с живописным образом Богородицы и Христа (вероятно, работы мастера Лонгина), окруженных резным текстом «Достойно есть»; серебряная кадильница XV в. «святого короля» с готическим декором, вероятно, работы мастеров из Дубровника; позолоченные рипиды, чаша и звездица работы мастера золотых дел Кондо Вука с гравированными изображениями Христа, Богоматери, Небесной литургии, Ангела Великого совета и Причащения апостолов, пожертвованные в 1568-1569 гг. неким Радивоем; вышитый крест с изображением Богородицы «Знамение» (XVI в.) и епитрахиль (XVI в.) - приношение семьи Дмитрича. Библиотека Формирование монастырского книжного собрания началось еще во время его строительства, но большинство рукописей раннего периода не сохранилось, неск. кодексов находятся в б-ках мира. Б-ка и скрипторий Д. в XIV в. были тесно связаны с мон-рем Хиландар на Афоне - в обоих собраниях есть рукописи, переписанные одними и теми же книгописцами (см.: Предговор// Рукописне 1995. С. 8-17; Мано-Зиси К. Анагност Jobah, хиландарски писар друге пол. XIV jyжhocлobehckux рукописа. Београд, 1995. С. 231-242), ряд дечанских и хиландарских кодексов XIV в. написан на одинаковой бумаге ( М. Хиландар и рукописне XIV в. ман-ра Високи Дечани//Осам веков Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 325-341).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Евстратия Авгаровского, Иоанникия Великого и Антония Нового, житие галатийского святого Феодора Сикеота и фригийское житие Агапита Синадского. Мизия представлена житиями преп. Парфения Лампсакского, Афанасия Адрамиттийского и Филофея Опсикианского. Юго-западное побережье М. Азии дало жития преп. Николая Мирликийского и Николая Сионита, Павла Латрского, Никифора Милетского и Лазаря Галезийского. Быт Пафлагонии отражён в житиях преп. Ипатия Гангрского, Евсевии Эвхаитской, Алипия Столпника, Георгия Амастридского и Филарета Милостивого. Северное побережье полуострова дало легенды о преп. Фоке Синопском и повесть о замученном турками Феодоре Гаврском. Отдалённая Каппадокия представлена житием преп. Евдокима. Менее числены, чем следовало бы ожидать, имея в виду значительную роль Сирии в культурной жизни V и VI столетий, греческие жития сирийских святых. Помимо сборника преп. Феодорита, сохранившего краткие биографии сирийских подвижников IV и V вв., мы имеем из Сирии лишь жития обоих Симеонов Столпников, и матери младшего из них – преп. Марфы, краткое сказание о преп. Ефреме Сирине , легенду о пресвитерах Павле и Иоанне и знаменитую биографию Симеона юродивого из Эмесы, написанную еп. Леонтием Неапольским. Эта сравнительная малочисленность греческих житий сирийских святых объясняется двояко. С одной стороны, греческий язык, несмотря на долгую эллинистическую культуру, был (как увидим ниже) сравнительно слабо распространён в народных кругах Сирии, а с другой, Сирия рано откололась от православного целого империи и вошла в круг монофизитского вероисповедания с его специальными святыми и написанными по-сирийски житиями. Наоборот, несколько любопытных агиографических произведений, рисующих быт острова на протяжении семи столетий, дал соседний с Сирией Кипр. Отсюда мы имеем: жития кипрских святителей Спиридона и Епифания, легенды о преп. Тихоне Амафунтском, житие преп. Димитриана и жития-похвалы кипрских угодников, составленные в конце века Нефитом. Многочисленны, хотя и не столь важны в отношении бытового содержания, жития Палестинских святых, повествующие главным образом об аскетической практике раннего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ему же приписывают и «Второе послание» к той же церкви, представляющее собой образец первобытных церковных поучений. (См. 10 нояб.). Тропарь, гл. 4. Иже от Бога чудодействы преславно удивляя вселенныя концы мира, священный страдальче: паче естества морю, составы водам содеваеши разделение, в честней памяти твоей, всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь , чудесным твоим мощем: и по всенародном хождении, море во едино течение чудодетельне твориши, Клименте предивный, моли Христа Бога спастися дугшам нашим. Кондак, гл. 2. Божественнаго винограда священоодеяна всем лоза явися, каплющи сладость премудрости, молитвами твоими всечестне; да тебе исткану яко богряницу, песнь мысленную принесем Клименте святе: спаси рабы твоя. Иже во святых отца нашего и священномуч. Петра Александрийского. Он вступил на кафедру Александрийского архиепископа в 300 г. Гонение Диоклетиана особенно жестоко свирепствовало тогда в Египте, и св. Петр, «истинно апостольскими сияя даровании», укреплял на подвиг мученичества не только свою паству, но и христиан Фиваиды и Ливии. Отпадения от веры некоторых из них побудила св. Петра разослать в 306 г. правила покаяния. В 311 г. св. Петр, как «великий учитель веры Христовой», внезапно был схвачен язычниками и без всякого суда обезглавлен. Кондак (свв. Климента и Петра), гл. 4. Церкве недвижими и Божественны пиргове (столпы), благочестия Божественнии столпи, воистинну крепцыи, Клименте с Петром всехвальнии, вашими молитвами соблюдите вся. Ап. ( Фил.3:20–21; 4:1–3; 246 зач.; Ев. см. 18 янв.). Пр. Петра молчальника. См. 1 февр. 26 . Пр. отца нашего столпника. Родом из Пафлагонского г. Адрианополя (в Мал. Азии), он сначала подвизался в одной гробнице вне города. Затем, св. подвижник взошел на столп и, претерпевая зной и холод, град и дождь, провел на столпе 53 года, побеждая «ополчения страстная». Достигнув высокой степени нравственного совершенства и «ангельское жительство восприем», пр. Алипий явился «страшен и неприступен демоном». Скончался св. подвижник при имп. Ираклии (610–641). Глава пр. Алипия находится в обители Кутлумусианской на Афоне. Тропарь, см. 1 сент. пр. Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Игумен сказал ему: «осьмнадесят лет едва имаши, и котории суть греси твои?» Св. Симеон отвечал: «отче, пророк глаголет: в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» 1015 . – Следствием созерцания и поста было и продолжительно-непрерывное молитвенное стояние св. столпников, как выражения покаяния о своих грехах, и всегдашнее умиление, как плод размышлений о греховности своей. Глава VI. Аскетический экстаз, или само-восхищение в «столпничестве». Вопрос о нравственном смысле сновидений св. столпников Таким образом, дух св. столпников постоянно порывался к своему источнику – Богу, небу, св. Духу. Он постоянно усиливался сбросить и стряхнуть с себя тяжесть плоти и земли и вознестись на небо. Для исполнения своих нравственных обязанностей, для удовлетворения своих небесных нужд, св. столпники пренебрегали всеми земными радостями. Для достижения своих высоких целей они обрекали себя на лишения и нужды, бедствия, нищету, на пост усиленный, на всякого рода жертвы, даже на само-мученичество: «вселив тело твое в жилище жестоко, поется в службе св. Симеону I-мy, страхом пригвоздил еси духа, укротил еси телесные сокровеннные страсти 1016 ; «всякого сладострастия, оные, отверглся с зимою и варом боряся пострадал еси», прославляет св. церковь св. Алипия, который «успи страсти многообразные бдении» 1017 . Стоя на этой точке аскетизма, св. столпники уже переставали быть земными и плотяными; они возвышались над землею, отделялись совершенно от ряда всех земных существ, становясь ангелоподобными, небесными, как воспевает св. церковь . «Ума твоего священная движения творя к соблюдению божественных законов духа, ангел явился еси на земли, ангельское жительство с плотию восприем», поется в каноне св. Алипию. Такая жизнь уже теряет свойства земной жизни; это уже жизнь небесная, жизнь небожителей; для такой жизни уже как-бы не существует земли, тела, земных радостей, земных удовольствий, даже телесных нужд и потребностей. Тело, как вещь земная, при такой жизни представлялось св. столпникам каким-то домашним врагом, за которым не только следует постоянно наблюдать, но и постоянно укрощать, изнурять, преследовать, подчинять духу и, так сказать, постоянно одухотворять и лишать его земных и вещественных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из вне имать келлии изрядныя для упокоения притекающих благоговейнейших поклонников. Настоящого достойнохвального монастыря первый создатель есть во царех приснопамятный Роман. По сих же вины ради папы Римскаго, за еже не восхотеша сущий в сем преподобнешии отцы прияти, сущую в символе, новую прибавку, противну Господа нашего учению и отцев, и сего ради оставиша его и бежаша, опусте конечне на лета многа. Отнюду же благочестивейший господарь Волошский Александр воевода, Божиею ревностию подвижен, обнови его всего с богатодарным иждивением и церковь выписал, и украси ю яко же видится даже до днесь. О честнем монастыре Котломуси Божественный и священный монастырь Котломус обретается красен в доброте и достойнословен. Здание в первых убо приснопамятного царя Алексия Комнина. Потом же пошед папа Римский, имея вражду на старцев, зане ему не поклонишася, разруши весь и сей, яко же и иныя многия монастыри Святыя горы, обаче пресветлейший господарь Волошский Неагул воевода по летех многих, и Радул воевода, Вассаравляне, и Мирца воевода, и Винтил воевода помалу обновиша его всего. Котории обретаются написани окрест церкви, понеже состояшася по первом втории создателе и украсителе святаго оного монастыря. Почитается церковь во имя Преображения Спасителя Христа, и есть создана на четырех столпах каменносоделанных, вся выписана изрядным иконописанием. Имеет иконостас изрядный и паникадило, и лик, и иодсвещники дивныя, вся свинцом покрыта. Обретается на местоосновании зело изрядном, и келлии имать изрядныя. Имеет же и святыя мощи различныя: Ногу святыя Анны. Главу святаго Алипия столпника. Руку Святаго Евстратия. Честное Древо всесвятаго креста, еже лежит во едином ковчезе сребряном позлащенном, имущем на исподи святаго Николая изображенна и святаго Иоанна Златоустаг о. Имеет же монастырь окрест себе сады винограды, насаждения плодовитая, и масличныя древа. И понеже близ сего монастыря обретается Протатон и Карес, и сего ради глаголем последовно и о сих. О Протате Протат есть церковь превеликая, всех паче красная. Почтен во имя Пресвятыя Богородицы Успения, и есть здание Великого Константина, которое потом преступник Иулиан сожже из внутрь, и видится местами зачернен от дыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, подготовка св. столпников к нравственному совершенству давалась им в домашнем воспитании. «Отрок Симеон (1-ый) воспитывашеся не в книжном наказании, но в простоте и незлобии: обаче Духа Божия премудрость и в простыя вселятися обыче, и невежи избирати весть, да посрамится века сего мудрование» 861 . Святого Алипия воспитывала в страсе Божием вдова-мать, проводившая жизнь «в лощении и молитвах и возлагающи себе с сыном на промысл Христа, Иже есть Отец сиротам и вдовицам; она роздана по смерти мужа все свое имение и служила при церкви в чине диакониссы 862 . Родители святого Даниила желали его 5-летним оставить в монастыре, но по совету игумена взяли его обратно домой; когда же святой Даниил будучи 12 лет тайно ушел от родителей в монастырь, то они, узнав об этом, пришли к игумену и просили его постричь их сына в монахи в их присутствии 863 . Святой Симеон Дивногорец, испрошенный у Бога молитвами матери и посвященный Богу, в отрочестве отличался незлобием, кротостью и молчанием 864 . Домашнее воспитание имело громадное значение для будущих подвижников. Вот почему мать святого Симеона Дивногорца получила (в видении) такое повеление от Иоанна Предтечи: «подобает тебе Симеона в детстве со всяким опасством блюсти, яко сосуд свят быти имущего на службу Господу Богу 865 . Руководимые Промыслом Божиим, святые столпники свободно избирали себе путь шествия к нравственному совершенству. Когда святый Даниил 12 летний пришел сам в монастырь, то игумен долго не соглашался принять его, советуя ему возвратиться к родителям, но «егда не возможе от намерения его пременити и узре в нем велие к Богу тщание и усердную любовь», созвал монастырскую братию и советовался с нею – принять ли отрока Даниила в монастырь или нет? братия, подивившись великодушию и постоянству и Божие звание в нем познавающе, соизволиша прияту тому в сопребывание их быти»; и таким образом «отрок сам себе введе на службу Богу». Святой Симеон Дивногорец, водимый благодатью Божией, сам, будучи 6 лет, приходит в Пильский монастырь, где и поселяется на удивление братии и игумена Иоанна столпника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010