25. Страдание св. Петра, Архиепископа Александрийскаго (в нач. 4 в.). Написано от Анастасия Книгохранителя. – Сходно с древним повествованием о св. Петре, помещенным у Анжело-Мая в его Specilegium Romanum. Т. III. р. 673. Анастасий, писатель 9 века, не сам составил, а только перевел, с гречсского на лат. язык древние акты, как он сам свидетельствует (in prologo ad passionem 1480. martyrum, ap. Mabillon. museo italico t. I. pars II. p. 80). Из трех известных сказаний о мученичестве св. Петра сие справедливо почитается древнейшим и достовернейшим. 26. Житие Пр. Алипия Столпника (в 6 в.). От Метафраста сокращенне. – Основанием Метафрастову повествованию служило житие Пр. Алипия, описанное одним из учеников его, которое и помещено у Сурия 26 нояб. р. 546. Житие Пр. Алипия, описанное учеником его, ясно показывает в сочинителе современника и соотечественника святому. Так напр. описывая возвращение Алипия в отечество (в Адрианополь Пафлагонский), откуда он удалился-было искать более удобного места для своих подвигов, автор говорит (п. 7.): «Богу угодно было явить нам такую милость, что Он даровал спасительный плод тому самому городу, в котором он возрос.» Жизнеописатель и прямо называет Алипия своим отцем (п. 4.), а себя отраслью его сада, хотя и позднею (п. 25.). В конце жизнеописания обращается к святому с воззванием и молит его: «призри на нас и сжалься над нами, которых ты собрал и оставил сиротами» (п. 26). Вообще целое жизнеописание проникнуто благоговейным чувством ученика, с которым недавно обращался преподобный. 27. Страдание св. Иакова Персианина (421 г.). От Четии блаженнаго Макария и от Никифора кн. 14. гл. 20. – Древнейшее известие о мученических подвигах св. Иакова сохранилось на сирском языке и издано Ассеманом (Acla Martyrum oricenmalium t. I. p. 237.). Отсюда в русск. переводе помещено в Христ. Чтении 1822 г. Часть 8. стр. 224. Есть и на греческом языке не одно сказание о необыкновенных страданиях святого Иакова. Fabr. Bibl. Grc. Т. X. р. 336. Запись о страдании св. Иакова, на сирском языке, составлена одним современником и свидетелем мучений святого, как сие видно из собственных слов его в конце сказания: «в страхе, чтобы небесный огнь не пожрал и нас, мы пали на землю, и молились св. Иакову о заступлении.» Помещенное в наших четьих-минеях сказание очень близко к древнему, хотя сокращеннее его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Блаженная старица Любовь отошла ко Господу 11 сентября 1997 года и похоронена в Вышнем Волочке в Казанском женском монастыре, где она подвизалась последнее время своей страннической жизни. Коротко, мало я рассказала о блаженной старице, потому что ограничилась только личными воспоминаниями или тем, что мне рассказывала ее «сокелейница» — матушка Лукия. Но дело не в словах, а в силе духовной, которая до сих пор изливается на душу при поминании дорогого имени странницы Любови. Матушка Алипия Еще одну блаженную старицу сподобил Господь встретить во время многочисленных паломничеств по святым местам — это была киевская старица Алипия. В середине 80х годов две киевлянки услышали от старца Кирилла Троице-Сергиевой Лавры: «Зачем вы приехали ко мне, когда у вас в Голосееве, в Киеве, пламенеет такой столп!» Матушка Алипия принадлежит к подвижникам благочестия скорбного периода в истории нашего отечества, когда глубина подвига верных заключалась в сердце их. Она в молчании несла свой крест, но то, что нужно нам знать о ее многотрудной жизни, о ее подвигах, она открыла. Сколько подвигов несла она: подвиг молитвы — с детства читала Псалтирь, до глубокой старости знала почти все псалмы наизусть; подвиг странничества — пешком прошла многие святые места; подвиг исповедничества — десять лет тюремного заключения за веру православную; подвиг столпничества — жила в дупле дерева; и, как венец — подвиг юродства во Христе. Дух Божий созидал в ней нового человека, и он утверждался великими дарованиями: у матушки был дар прозрения чужих мыслей, дар откровения о происходившем вдали и о будущем, дар исцеления. Матушка Алипия была уроженкой Мордовии, родители ее — Тихон и Васса Авдеевы. В Святом Крещении наречена она была Агафией. В семь лет осталась круглой сиротой. Такая кроха, а сама по родителям Псалтирь читала. С этих пора началась ее странническая доля. В грохоте века сего расслышала она тихий голос: «Иди дорогами земными к Небесному пути». Многие святыни посетила тогда странница Агафия, многих угодников Божиих повидала. А особенно полюбила святыни киевские — великую Лавру, третий удел Божией Матери на земле. Лютые гонения обрушились в это время на нашу землю. «Хлебной житницей и житницей священномучеников» названа Украина в «Акафисте мученикам Российским». На юге, «под Одессами», как говорила мать Алипия, пришлось пострадать и ей. Ее бросили в камеру к уголовникам. Она сказала им: «Не подходите!» — и стала горячо молиться. И никто не посмел к ней приблизиться. Охранник прильнул к глазку и замер: стоит арестантка, крестится, а над головой у нее ореол.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Память 26 ноября Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника Раб Христов Алипий был родом из Пафлагонского города Адрианополя [ 1 ]. Господь избрал его на служение Себе еще до его рождения. Однажды ночью, незадолго до рождения сына, мать его имела следующее видение. Ей показалось, что она держит на руках агнца, весьма красивого, с двумя горящими свечами на его рогах. Когда же наступило время рождения Алипия, то комната наполнилась Божественным сиянием: это было предзнаменованием сияния будущей праведной жизни Алипия, так как ему было назначено стать светильником мира. После рождения Алипия мать его заснула, и во сне ей снова было следующее видение: все жители города стекались в ее комнату и окружали младенца, воспевая псалмы и священные песнопения. Эти видения мать запомнила, слагая их в сердце своем и размышляя о будущей судьбе сына своего. Через некоторое время скончался муж ее, и, не пожелав вторично выйти замуж, она стала проводить время своего вдовства в посте и молитве, угождая Богу чистотой своей жизни, и вместе с сыном, возлагая все свое упование на истинного Отца сирот и вдовиц. Вскормив своего сына, и обрекши его на служение Богу, она, как древле Анна, мать Самуила (1 Цар.1:24–28), отвела его в храм Божий и вручила Адрианопольскому епископу, блаженному Феодору. Духом уразумев благодать Божию, почившую на отроке, епископ сильно полюбил его и начал обучать Божественному Писанию. Придя в возраст, Алипий превзошел своих сверстников мудростью и разумом; добрым же поведением и добродетелями стяжал себе любовь у Бога и людей. Душа его была полна страха Божия, смирения и кротости; по мудрости же своей он показывал как бы мудрость седины и имел «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем.Сол.4:9). Ради этих добродетелей он был назначен церковным экономом, а затем рукоположен в сан диакона, и в этом сане совершал свое непорочное служение Богу. Спустя некоторое время, Алипий возжелал уединенной жизни, чтобы в безмолвии одному усерднее служить Богу и наслаждаться непрестанным Богомыслием. Это желание сердца своего он открыл своей праведной матери, которая, подобно Анне пророчице [ 2 ], не отходила от церкви, и в посте и молитве день и ночь совершала свое служение Богу; она уже давно раздала свое имущество нищим и, обрученная Христу, была поставлена в диакониссы. Этой-то богоугодной рабе Господней, своей же матери, святой Алипий поведал о своем намерении:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

памятниках, как в студийских, так и в иерусалимских, 26 нояб. совершается память освящения храма во имя вмч. Георгия в Киеве (1051-1054); в этот день последование Г. соединяется с последованием прп. Алипия Столпника. Согласно старым слав. иерусалимским Типиконам, 26 нояб. совершается непраздничная служба, на утрене может петься «Аллилуия» (напр., первопечатный московский Типикон предписывает совершать службу с «Аллилуия» в понедельник, среду и пятницу - Л. 428). В совр. изданиях Типикона начиная с 1682 г. последование Г. в этот день не соединяется с последованием прп. Алипия и помещается под числом с ремаркой:            . В служебных Минеях и др. памятниках, начиная с памятников периода господства Студийского устава, приводится особое слав. гимнографическое последование Г. для 26 нояб. (см.: Ягич. Минеи. С. 461-475; Ильина книга. С. 284-299) обычно в соединении с последованием прп. Алипия. В поздних иерусалимских Минеях (включая все печатные издания XVII в.) последование Г. полиелейное и помещается под числом или в отдельной книге. Последование Г., помещенное в совр. богослужебных книгах под 23 апр., включает: тропарь 4-го гласа: Ως τν αχμαλτων λευθερωτς (      ), в слав. Минее на малой вечерне назначается также тропарь 4-го гласа        ; кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωργηθες π θεο νεδεχθης (          - Типикон Великой ц. называет это песнопение тропарем); канон 1-го гласа, с акростихом: Υμν σε, Γεργιε, Δαυδ κ πθου δε γρ δ (Пою тебя, Георгие, Давид от желания - ибо так подобает), ирмос: Αναστσεως μρα (    ), нач.: Υπερ λιον ξστραψεν μνμη σου νν (Светлее солнца память твоя ныне); канон 2-го гласа, творение Феофана, с акростихом: Θερμς πφυκας, μρτυς, ντως προσττης (Теплый был, мучениче, воистину предстатель), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (        ), нач.: Θερμοττ πστει κα στοργ τος προσκαλουμνους σε (            ); 5 циклов стихир-подобнов и 13 самогласнов. Из 2 указанных канонов в слав. Минее помещен только 2-й, а также канон 4-го гласа, творение Космы, ирмос:        , нач.:          .

http://pravenc.ru/text/162188.html

Плоти отрешившийся, от отчужденный, Бремени страстей и суеты забот лишенный, Сердцем чистым преданный пламенной молитве, На земле поживший, как на поле битвы, – Вот каким Алипий обитал под ясным небом, Вскормлен богомыслия благодатным хлебом. На столпе высоком он над землей поднялся И в святом безмолвии к Богу приближался. Пусть сверкают молнии, громы пусть грохочут – Все Господь управит, как благая воля хочет. В неустанных подвигах зажглось небесным светом Столпника лицо еще на свете этом. Мысль о Боге чистая дарует жизнь бессмертную; Бог почтил труды его, надежду всеусердную – В небесах сей столп духовный радостно сияет, Лучезарным светом ныне землю озаряет, Молится о нас перед престолом Вседержителя, Отгоняя духов злобы силою Спасителя. 2. Преп. Иаков Отшельник . Родом из Сирии. Ученик преп[одобного] Марона (память 14 февраля) и современник преподобного Симеона Столпника (память 1 сентября). Подвизался под открытым небом, питался размоченным сочивом. Творил великие чудеса, [так что] Христовым именем и мертвых воскрешал. Император Лев испрашивал его мнения о Халкидонском Соборе. Мирно упокоился в 457 году. 3. Преп. Стилиан . Пафлагонец, земляк и современник преподобного Алипия Столпника. Имел в себе превеликую любовь ко Господу Иисусу Христу и, пламенея этой любовью, предавался многотрудным подвигам. Отрекся от всего, только чтобы не расточать свою любовь ко Господу ни на что иное. Перед кончиной явились ему Ангелы, дабы взять его душу, – и тогда воссияло его лицо подобно солнцу. [Был он] великим чудотворцем при жизни и по смерти. Особенно помогает он больным детям и бездетным родителям. 4. Преп. Никон «Покаяние» . Родом из Армении. Побуждаемый словами Господними: Всякий, кто оставит... отца или мать... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ), – Никон и вправду оставил всё ради Христа и ушел в некий монастырь, где принял постриг. Усовершившись в добродетелях, он покинул монастырь и отправился проповедовать Евангелие людям. Непрестанно взывал он к ним: «Покайтесь!» – за что и был прозван «Покаянием». Как проповедник обошел он всю Анатолию и Пелопоннес. Сотворил чудеса молитвой во имя Христово и мирно преставился к Своему возлюбленному Господу. Скончался в Спарте в 998 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

мученика, – свят. Димитрий эти сведения сообщает сначала, а о гонении говорит там, где это требуется ходом жизни святого 557 . То же встречаем и в житии свв.мм. Зиновия и Зиновии: у Метафраста о посвящении св. Зиновия в епископы и о сотворенных им чудесах рассказывается после сообщения о воздвигнутом Диоклитианом гонении на христиан, – у Святителя поставление в епископы описывается раньше и о гонении говорится после рассказа о чудесах 558 . В житии преп. Алипия столпника Метафраст после рассказа о явлении Преподобному двух мужей в иерейском одеянии сразу же описывает и второе их явление, когда они как бы освящали построенную св. Алипием в честь св.м. Евфимии церковь , – у Святителя эти явления разделены и о втором рассказывается после путешествия Преподобного к царю с епископом Феодором. Или – Святитель в самом начале жития сообщает, что мать св. Алипия раздала имение и «уневестися Христу», сделавшись диаконисою, – в подлиннике об этом говорится в конце, и поэтому после молитвы матери о св. сыне, перед отправлением его на восток, замечено, что она «в покое и молчании возвратилась в дом свой» 559 . Подобная перестановка событий довольно часто наблюдается в работе свят. Димитрия. Но иногда он изменял не только план излагаемого источника, но и его содержание, давая совершенно новое освещение фактам. Напр., «в житии преп. Феодора Сикеота, составленном учеником его Георгием, определенно сказано, что Преподобный был сыном блудницы Марии и царского скорохода Косьмы 560 , Святитель называет Феодора законным сыном Косьмы и Марии; в житии преп. Иосифа песнописца, составленном диаконом Иоанном, просто сказано, что Преподобный, во время путешествия в Рим, попал в руки морских разбойников, – Святитель приписывает это козням иконоборцев, против которых боролся Иосиф 561 ; в житии преп. Романа, творца канонов, по Анфологиону, Преподобный молился и удостоился видения Богоматери дома, – Святитель перенес то и другое в храм 562 ; в житии св.м. Василиссы Никомидийские в Прологе сказано, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По его повелению, эти святые мощи были положены в выстроенной им церкви. Еще до освящения церкви легионы бесовские, видя, что, по старанию святого Алипия, среди их жилища воздвигается селение святых, и там, где они наводили на всех страх и ужас, начинает являться Божия благодать, с великим криком и воплем устремились на новозданную церковь и на келлию святого, желая разрушить здание до самого основания и, устрашив святого мужа, изгнать его оттуда. В своей ярости бесы вопили разными голосами, как раздраженные звери, или разгневанные ратники: но воин Христов стал на молитву, вооружился ею, как непобедимым оружием и тотчас победил призрачную силу бесовскую, так что бесы бежали с позором, как пыль, возметаемая ветром. Когда церковь была освящена, то из города начал стекаться к ней народ, чтобы славословить Бога и послушать душеполезных поучений святого. Тогда Алипий, вооружаясь еще сильнее против врага, поднялся на столп, подобно святому Симеону [ 6 ], первому столпнику, и стал как бы страж, издалека усматривая наступающие ополчения бесовские и мужественно борясь с ними день и ночь. Бесы же, хотя всегда бывали побеждаемы им, однако не прекращали своих бесстыдных нападений на святого. Однажды ночью злые духи начали бросать в Алипия камнями, причиняя ему сильные поранения. Перенося удары камней святой сказал бесам: — Что вам надо от меня, человеконенавистные и гибельные бесы? Напрасно возмущаетесь вы и злобно восстаете против рабов Божиих. Эти камни, которые вы мечете в меня, будут свидетельствовать перед Христом в день второго пришествия о вашей бесстыдной дерзости и злобе. Знайте, что я ни во что вменяю ваше метание камней и считаю его как бы детской игрой. Вот я снимаю легкие доски, служившие покровом над моей головой, чтобы с большим удобством принимать удары и претерпеть ради Господа моего то, что претерпел святой первомученик Стефан [ 7 ]. Вы убили его руками Иудеев, с которыми и унаследуете геенну огненную. Слыша эти слова и понимая, что непобедимый страдалец готов всё претерпеть для Бога, бесы разбежались во все стороны от того места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Слышите ли же, что говорил Апостол Фавсту, отцу Климента? Говорил: «Оттого ты и не получил утешения, что не молился Тому истинному Богу, Которому мы поклоняемся». И что же? Едва Пётр сказал это и едва луч веры и упования проник в сердце Фавста, как тотчас же к нему и утешение пришло, и он увидел жену и детей своих; а затем уже и несомненно уверовал в Бога и крещение принял. Ввиду же всего этого в скорбях и несчастьях не будем терять веру, не будем предаваться малодушию и унынию, а скорее в слёзной молитве повергнемся пред Господом, откроем Ему скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. И тогда несомненно, что Он, по неизреченному милосердию Своему, или пошлёт нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей совершенно нас избавит. Аминь. 26-й день 90. К вдовам о воспитании детей (Из жизни преподобного Алипия Столпника. Чет. Мин. ноября 26) К вам, вдовы христианские, имеющие малолетних детей, будет слово наше. Оставшись после смерти мужей ваших с малолетними детьми, вы, без сомнения, всю вашу любовь перенесли на последних, и конечно, все ваши заботы, без мужей, стали сосредоточены на том, чтобы лучше вам воспитать детей ваших и видеть их впоследствии счастливыми, добрыми и благочестивыми. Но как достигнуть всего этого? С чего, для достижения исполнения желаний ваших, начать вам воспитание чад ваших? Как, наконец, для того, чтобы сохранить всё хорошее в детях навсегда, относиться к ним и тогда, когда они вступят уже в совершенный возраст и начнут самостоятельную жизнь? Как вам поступать тут? На все эти вопросы, для руководства вашего, мы, прежде всего, дадим ответ вам в примере следующем. Когда родился преподобный Алипий Столпник, отец его вскоре умер, и мать осталась вдовою. Она стала проводить время в посте и молитве, подобно Анне Пророчице, не отходила от церкви, уневестилась Христу и поставлена была диакониссою. Как только сын её пришёл в отроческий возраст, она и его отвела в церковь и отдала на службу Богу, прося епископа научить Алипия Божественному Писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

15 . Чтется чудо и мучение святых исповедников (каких не сказано). 16 . Евангелиста Матфея и мученика Варлаама. 17 . Григория чудотворца . 18 . Мучеников Платона и Романа. 20 . Предпразднство Введения Богородицы. 21 . Введение Богородицы. 22 . Попразднство Введения и преподобого Фаддея Студийского. 23 . Григория епископа Акрагантского. 25 . Священномученика Петра папы Александрийского и священномученика Климента папы Римского. 26 . Мученика Меркурия и преподобного Алипия столпника. 27 . Иакова Персянина. 28 . Стефана нового и иже с ним, Петра и Павла и дружины их. 30 . Апостола Андрея. Декабрь (листы 101 оборот – 121 оборот). 4 . Великомученицы Варвары и св. Иоанна Дамаскина . 5 . Преподобного Саввы. 6 . Преподобного отца нашего (sic) Николы. 7 . Преподобного отца нашего Амвросия. 9 . Зачатие св. Анны. 11 . Преподобного Даниила столпника. 12 . Преподобного (sic) Спиридона епископа. 13 . Мученика Евстратия и дружины его. 17 . Пророка Даниила и трёх отроков. 22–24. Предпразднство Рождества Христова. 25 . Рождество Христово. 27 . Первомученика Стефана. 28 . Мучеников дву тьму. 29 . Святых младенец и св. Маркелла. 30 . Апостола Тимофея. 31 . Попразднство Рождества Христова. Январь (листы 121 оборот – 140 оборот). 1 . Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и Василия Великого . 5 . Навечерие Богоявления. 6 . Богоявление. 7 . Собор Иоанна Крестителя и от Антиохии перенесение честный его руки. 9 . Св. Полиевкта. 10 . Св. Григория Нисского . 11 . Преподобного Феодосия. 12 . Мученицы Татианы. 13 . Попразднство Богоявления. 14 . Память отец убиенных на Синае и на (sic) Раифе. 15 . Иоанна Каливита и Павла Фивейского. 16 . Поклонение честным веригам ап. Петра. 17 . Преподобного Антония Великого . 18 . Возвращение от изгнания св. Афанасия (Александрийского) и память св. Кирилла Александрийского . 19 . Преподобного Макария Египетского . 20 . Евфимия Великого. 22 . Апостола Тимофея и мученика Анастасия («Анастаса») Персянина. 23 . Мученика Климента Анкирского. 24 . Преподобной Ксении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

834 В других странах, кроме Сирии и Палестины, столпники были редки. Об них упоминают еще на Афоне и на Синае. 847 Св. Симеон младший подвизался на Дивной горе, св.Симеон 1-ый тоже пред столпостоянием обитал на горе. 858 На столпе св. Симеона I была наверху дверь, вероятно, ведущая на лестницу: случися бо иногда открытым быти дверцам, и немалой части стены верхния разсыпанной от ветхости, и доколе же стена и дверцы обновишася, бысть всеми зримый святый не малое время». Чет. мин. Сент. 1,л. 7 об. 866 Про св. Симеона Дивногорца житие его говорит, что он от пелен сраспялся Христу. Известно, что все святые столпники (кроме св. Никиты, Саввы Вишерскаго, Кирилла Туровского , Алипия), начали аскетические подвиги самоумерщвления с юношеских лет. 895 Это обстоятельство послужило поводом к увольнению св. Симеона из монастыря: игумен и братия „да не како инии братия немощнейший подражати ему хотяще будут сами себе виновны смерти, повелеша ему изыти из монастыря»,Четьи-Минеи, 1 сен., л. 4. 907 Преп. Сергий во сне видел белого голубя и хотел его схватить, но услышал голос: думаешь ли сетью поймать его? нет; но руками надобно взять его; голубь полетел вверх „и к тому невидим бе“. Разумев же Сергий, яко тамо ему показа Бог к созиданию столпа место, сказа Даниилу, еже видя и слыша», (Чет.-Мин., 11 дек.). 911 Св. Алипию „прииде желание особнаго уединенаго жития, да безмолвно живущи, усерднее Единому работает Богу и Его наслаждается богомышлением непрестанным» (26 ноябрь, л. 163). Св. Даниил, взойдя на столп „начажити Богу между землею и небом, оныя устранялся плотию и духом» (11 дек., л. 143). 915 Говоря это, мы никак не ослабляем важности общественной молитвы: кто удаляется от неё, тот отчуждает себя от тела церкви, лишается благодатных даров, подаваемых в церкви и подвергает себя опасности духовной гибели. Но при общественной молитве непременно должна быть и уединенная. Иисус Христос, утвердивший Своим примером необходимость общественной молитвы, посещая храм иерусалимский, Сам же подал пример и уединенной молитвы ( Mф. XXVII, 37 ), и дал заповедь: „ты же егда молишися, вниди в клеть твою и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне, и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве“ ( Mф. V, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010